Схема какого процесса изображена на рисунке какая часть клетки его осуществляет

Обновлено: 02.07.2024

2. Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

• Пояснение.
• 1) 2 — зона деления,
обеспечивает рост корня в
длину.
• 2) 4 — зона всасывания,
поглощение воды и
минеральных веществ.
• 3) 5 — зона проведения,
транспорт веществ.
• Примечание.
• Не нужно включать в ответ!
для повторения! 1 — корневой
чехлик; защита зоны деления.
3 — зона
• роста (растяжения); рост
корня.

3. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

• Пояснение.
• На рисунке изображены
побеги, состоящие из
стебля и почек,
расположенных очередно;
побеги
• служат органами
вегетативного
размножения.
• Отличие: клубень —
видоизменённый побег,
содержит запас
органических веществ
(крахмал)

• Пояснение.
• 1) 2 — спора;
• 2) 3 — заросток с
развивающимися на
нем антеридиями — 4
и архегониями 5;
• 3) 6 — спермий
(сперматозоид) и 7 —
яйцеклетка.

5. Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой

обозначен сосуд, в который поступает кровь
из левого желудочка?
• Пояснение.
• 1) Верхняя и нижняя
полые вены
обозначены
соответственно
цифрами 2 и 3.
• 2) Легочные вены
обозначены цифрой 5.
• 3) Аорта обозначена
цифрой 1.

6. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1 . Какие типы тканей, органы или

части органов формируются
из него?
• Пояснение.
• 1) Цифрой 1 на рисунке
обозначена эктодерма.
• 2) Из эктодермы образуются
нервная система и органы
чувств, кожные покровы (и в
том числе
• перья, волосы, чешуя, когти,
железы), передний и задний
отделы пищеварительной
системы (ротовая
• полость и первая треть
пищевода, конечный отдел
прямой кишки), наружные
жабры.

7. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1 . Какие типы тканей, органы или

части органов формируются
из него?
• Примечание.
• НЕ для ответа! Для
повторения!
• 2 — вторичная полость
тела (целом) 3 —
энтодерма 4 —
гастральная полость 5
— мезодерма
• 6 — нервная
пластинка 7 — хорда

8. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и

функции, которые они выполняют.
• Пояснение.
• Побег — луковица:
• 1 — сочный чешуевидный
лист, в котором
запасаются питательные
вещества и вода
• 2 — придаточные
корни, обеспечивающие
поглощение воды и
минеральных веществ
• 3 — почка, обеспечивает
рост побега

9. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в

процессе эволюции под
действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях
жизни этот отбор будет проявляться?
Пояснение.
Элементы ответа:
1)стабилизирующая форма отбора,
так как на графике видно, что
давление отбора направлено на
гибель особей с минимальным или
максимальным значением
признака;
2)стабилизирующий отбор
проявляется при относительно
постоянных условиях жизни;
3)изменения размера ушей у
зайцев в процессе эволюции не
произойдёт, так как эта форма
отбора сохраняет среднее
значение признака.

10. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

• Пояснение.
• 1 — серое вещество,
образовано телами
нейронов
• 2 — белое вещество,
образованно длинными
отростками нейронов
• Серое вещество
осуществляет
рефлекторную функцию,
белое вещество —
проводниковую
функцию

11. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

• Пояснение.
• 1) На рисунке обозначен
сосудисто-волокнистый пучок
(центральная жила листовой
пластины; в состав пучка входят
сосуды, ситовидные трубки,
механическая ткань).
• 2) Состоит из проводящей
ткани: сосуды — доставляют
воду с минеральными
веществами от корня;
ситовидные трубки — отводят
воду с органическими
веществами к стеблю.
• 3) и механической ткани —
волокна — опорная функция,
придают листу упругость.

12. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки.

Приведите доказательства своей
точки зрения.
• Пояснение.
• 1) А — прокариотическая
клетка;
• Б — эукариотическая клетка.
• 2) Клетка на рисунке А не
имеет оформленного ядра,
наследственный материал
представленкольцевой ДНК.
• 3) Клетка на рисунке Б имеет
оформленное ядро и
мембранные органоиды.

13. Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

• Пояснение.
• 1) Митохондрия.
• 2) 1 — внешняя
мембрана,
• 2 — матрикс
митохондрии,
• 3 — кристы, внутренняя
мембрана.
• 3) Здесь идет
энергетический процесс
с образованием
молекул АТФ.

14. Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

• Пояснение.
• Элементы ответа:
• 1) На рисунке
изображён нефрон —
структурная единица
почки.
• 2) Цифрой 1 обозначена
почечная (боуменова)
капсула.
• 3) Цифрой 3 обозначен
капиллярный клубочек.

15. Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 1, 3? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 10 ?

• Пояснение.
• 1. На рисунке изображена
зерновка пшеницы.
• 2 . Цифрами 1, 3 обозначены
соответственно
• 1 — зародышевый корешок.
• 3 — зародышевый стебелёк
3.
• Цифрой 10 обозначен
эндосперм, в котором
запасаются питательные
вещества для
развитиязародыша.

16. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

• Пояснение.
• 1. Цифрой 1 обозначен
зародышевый диск,
цифрой 2 — желток,
цифрой 3 — воздушная
камера.
• 2. Зародышевый диск —
оплодотворённая
яйцеклетка, из которой
развивается цыплёнок.
• 3. Воздушная камера
необходима для дыхания
зародыша и выведения
воды из яйца.

17. Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

• Пояснение.
• 1) Тип и фаза деления:
Мейоз — профаза1.
• 2) Процессы: Конъюгация,
кроссинговер, обмен
гомологичными участками
хромосом.
• Взаимный обмен участками
между гомологичными
(попарными) хромосомами.
• 3) Результат: новая
комбинация аллелей генов,
следовательно
комбинативная
изменчивость

18. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования

далее произойдут с бактерией на
рисунке А?
• Пояснение.
• 1) А — фагоцитоз (захват
твердых частиц); Б — пиноцитоз
(захват капель жидкости);
• 2) Участвует – клеточная
(плазматическая) мембрана;
• 3) Образовался фагоцитарный
пузырек, который
соединившись с лизосомой
образует
• пищеварительную вакуоль —
бактерия переварится (лизис —
подвергнется расщеплению)
• — образовавшиеся мономеры
поступят в цитоплазму.

19. Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки

перерисовывать не нужно.
Пояснение.
1. пищеварительная вакуоль
2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки
ИЛИ микрофиламенты
3. мембрана
4. шероховатая ЭПС или
гранулярная ЭПС
5. гладкая ЭПС
6. лизосома
7. комплекс Гольджи
8. рибосома
9. митохондрия
10. хроматин ИЛИ хромосома
11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ
ядерный матрикс
12. ядрышко

20. Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки

перерисовывать не нужно
.
1. хроматин ИЛИ хромосома
2. ядро ИЛИ ядерный матрикс ИЛИ
ядерный сок
3. ядрышко
4. гладкая ЭПС
5. митохондрия
6. оболочка ИЛИ клеточная стенка
7. тонопласт ИЛИ центральная вакуоль
8. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ
микрофиламенты
9. диктиосома
10. плазмодесма
11. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная
ЭПС
12. таллакоиды ИЛИ граны
13. строма
14. хлоропласт
15. мембрана

21. Что обозначено на рисунке цифрами 4, 5, (7+8+9)? Какие функции выполняют указанные структуры?

• Пояснение.
• (7+8+9) Жилка листа,
выполняющая опорную
и проводящую функции.
• 4) Столбчатая,
фотосинтезирующая
ткань.
• 5) Губчатая,
фотосинтезирующая
ткань.

22. Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор? Какую дополнительную информацию можно

извлечь из этого
рисунка?
• Пояснение.
• 1) Показан пример
искусственного отбора
при выведении пород
голубей (павлиний
голубь).
• 2) Отбор производился
по форме хвоста и
размеру зоба.
• 3) Порода выводилась
на протяжении почти
трёх веков.

23. Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого

органа они являются?
• Пояснение.
• 1) А – клубень; Б –
луковица; В – корневище.
• 2) Значение в жизни
растения: откладываются
запасные питательные
вещества,
обеспечивающие
• более раннее прорастание
побегов. Также могут
служить для вегетативного
размножения.
• 3) Видоизмененные
побеги.

24. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ

обоснуйте.
• 1) митоз
• 2) метафаза — заканчивается
формирование веретена
деления: хромосомы
выстраиваются по
• экватору клетки, образуется
метафазная пластинка
• 3) Набор хромосом и число
молекул ДНК: 2n4c – в
интерфазе в синтетический
период:
• происходит удвоение
(репликация, редупликация)
ДНК.

25. Назовите кости, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Укажите, к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого

отдела скелета?
• 1) 1 – ключица; 2 –
лопатка
• 2) Пояс верхних
конечностей
• 3) пояс верхних
конечностей — опора,
обеспечивает
присоединение
верхних конечностей к
осевому скелету

26. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено цифрами 4 и 6, и в чём состоит роль этих

структур в жизни животного?
• Пояснение.
• 1) Подцарство —
Одноклеточные; тип —
Простейшие
• 2) 6– сократительная вакуоль;
• 4– ядро
• 3) Сократительная вакуоль –
удаление жидких продуктов
жизнедеятельности,
поддержание и для
осмотической регуляции;
• ядро – регулирует все процессы
жизнедеятельности, несет
наследственную информацию

27. Примечание.


.
В настоящее время систематика определяет следующие основные систематические группы:
Империя – высшая систематическая группа. Необходимость этой группы вызвано тем, что особой
формой, промежуточной между живым и неживым состоянием, являются вирусы. Они отличаются
от всех остальных организмов отсутствием важнейшего признака организации живой материи –
клеточного строения.
Выделяют две империи: 1) Клеточные, куда входят все клеточные организмы
(растения, животные, грибы, бактерии, и 2) Доклеточные, куда входят вирусы.
Надцарства — входят в состав империй. Империя клеточных организмов объединяет два
надцарства:
1) прокариоты (доядерные) и 2) эукариоты (ядерные).
Надцарство прокариот включает в себя бактерии и
сине-зелёные водоросли, клетки которых не содержат ядра.
Остальные клеточные организмы (растения,
животные, грибы) относятся к ядерным — эукариотам.
Царства входят в состав надцарств.
Прокариоты включают одно царство — Дробянки (два полцарства – Бактерии и Цианеи).
Эукариоты — три царства – Растения, Животные, Грибы.
Подцарства образуют царства. Например, царство животных образовано подцарствами
одноклеточных и многоклеточных животных.
Типы (отделы) — образуют подцарства. Например, подцарство Одноклеточные животные
образовано типом Простейших.

28. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его

биологическое
значение? Укажите тип деления клетки, который лежит в основе этого
процесса.
• Элементы ответа:
• 1) подцарство —
Простейшие
(Одноклеточные); тип —
Инфузории;
• 2) процесс — бесполое
размножение;
• 3) биологическое значение
— воспроизведение
организмов, идентичных
родительской особи;
увеличение численности;
• 4) тип деления клетки —
митоз.

29. Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 3? Какова роль этих

организмов в экосистеме?
• Пояснение.
• Элементы ответа:
• 1) плесневый гриб
мукор; царство Грибы;
• 2) 1 — спорангий со
спорами; 3 — мицелий
(гифы);
• 3) грибы минерализуют
органические остатки,
выполняют роль
редуцентов в экосис• теме

30. Назовите слои кожи человека, обозначенные на рисунке буквами А и В. Укажите функции, которые они выполняют.

• Пояснение.
• Элементы ответа:
• 1) А — эпидермис; В —
подкожная жировая
клетчатка;
• 2) эпидермис выполняет
защитную функцию,
обеспечивает образование
пигмента;
• 3) подкожная жировая
клетчатка препятствует
охлаждению тела, является
энергетическим
• резервом, играет роль
амортизатора при ушибах

31. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы. 1. Что изображено на рисунке? 2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными
методами?
Пояснение.
1. На рисунке изображены клетки.
ИЛИ
На рисунке изображена микрофотография
клеток.
ИЛИ
На рисунке изображена водоросль.
ИЛИ
любой иной верный ответ.
2. Изображение получено методом
световой микроскопии.
3. Альтернативный метод – электронная
микроскопия. Световая микроскопия
позволяет
рассматривать живые объекты и
позволяет получать цветные изображения,
но разрешающая
способность у световой микроскопии
гораздо меньше, чем у электронной.

32. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы. 1. Что изображено на рисунке? 2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными
методами?
Пояснение.
1. На рисунке изображён фрагмент
клетки. ИЛИ На рисунке
изображена электронная
микрофотография фрагмента
клетки. ИЛИ любой иной верный
ответ.
2. Изображение получено методом
электронной микроскопии.
3. Альтернативный метод –
световая микроскопия.
Электронная микроскопия не
позволяет рассматривать живые
объекты и требует сложной
подготовки препарата, но зато
имеет большую разрешающую
способность.

33. Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он

выполняет?
• Пояснение.
• Элементы правильного ответа:
• 1) на рисунке изображён побег
– сложный орган растения;
• 2) цифрами обозначены:
• 1 — верхушечная почка,
• 2 — пазуха листа, с пазушной
почкой (это узел),
• 3 — междоузлие;
• 3) функции побега: рост,
фотосинтез, вегетативное
размножение, транспорт
веществ в растении,
транспирация

34. Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс. Какой процесс, можно было

продемонстрировать с помощью этого устройства? Функцию каких
органов выполняет резиновая мембрана, обозначенная под номером 1? Почему объём мешков,
прикреплённых к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?
• Пояснение.
• Элементы ответа:
• 1) Процесс дыхания или
процесс вдоха и выдоха;
• 2) межрёберные мышцы и
диафрагма
• 3) внутри прозрачной
стеклянной банки во время
опускания резиновой
мембраны давление
снижается и становится ниже
атмосферного. Из-за
разницы давлений
резиновые мешки
увеличиваются в объёме.

35. Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии

в этот момент находятся створчатые клапаны сердца?
В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?
• Пояснение.
• 1) на рисунке №2;
• 2) створчатые
клапаны в момент
систолы желудочков
закрываются;
• 3) кровь поступает в
аорту и лёгочный
ствол (лёгочную
артерию)

36. Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его

строения.
• Пояснение.
• 1) 4 - трахея
• 2) Состоит из хрящевых
полуколец, которые
соединяются сзади со
стороны пищевода
соединительно-тканной
перегородкой.
• 3) Функция трахеи:
проведение воздуха

37. Назовите тип и классы животных, изображённых на рисунках. Укажите два основных признака, общих для этих животных.


1) Тип членистоногие.
2) Классы:
1 – Ракообразные,
2 – Паукообразные,
3 – Насекомые.
3) Общие признаки –
сегментация тела (и
членистые
конечности) и
хитиновый покров.


подготовка к единому государственному экзамену в 11 классе. работа с графическими рисунками.

Содержимое разработки

Работа с графическими рисунками

С1. В чем сходство и различие изображенных животных?


Ответ: Общее -
а) бесполое размножение;
б) особенность генотипов - потомки получают наследственную информацию, идентичную организмам родителей.
Различие -
деление клетки надвое у инфузории, почкование у гидры.

С2. Какую функцию в организме человека выполняет изображенный на рисунке орган? Какие части этого органа обозначены цифрами 1 и 2? Укажите их функции.


Ответ: Почка – очищает кровь от конечных продуктов обмена, в ней образуется моча;
1 – корковый слой почки, содержит нефроны с капиллярными клубочками, которые фильтруют плазму крови;
2 - почечная лоханка, в ней собирается вторичная моча.

С3. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий?
К развитию каких специализированных клеток ведёт этот процесс?


1) А – стадия размножения (деления), клетки диплоидные;
2) Б – стадия роста, клетки диплоидные;
3) В – стадия созревания, клетки гаплоидные.

С4. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани, и какие органы формируются из него?


1) зародышевый листок – энтодерма;
2) ткань – эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3) органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.


С5. Какой тип листа изображен на рисунке? Какие части листа обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

1) простой лист с сетчатым жилкованием и прилистниками
2) 1 - листовая пластинка, функции - фотосинтез, газообмен, транспирация, у некоторых растений вегетативное размножение;
3) 2 - жилки, функции - транспорт веществ, опора листа.

С6. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?


1) А - сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;
2) сосуды обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья;
3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;
4) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.


С9. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей?

Б-диафрагма, образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса. Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслаб ленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечнополосатую исчерченность.

Самостоятельная работа.

С1. Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга человека, в котором располагаются центры речи?


С2. Какие зоны корня обо­зна­че­ны на рис. циф­ра­ми 2, 4, 5? Какие функ­ции они вы­пол­ня­ют?


С3. Что объ­еди­ня­ет и в чём от­ли­чие био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов, изоб­ражённых на ри­сун­ке?




С5. Поль­зу­ясь ри­сун­ком, опре­де­ли­те, какую форму от­бо­ра он ил­лю­стри­ру­ет. Ответ обос­нуй­те. Из­ме­нит­ся ли раз­мер ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции под дей­стви­ем этой формы есте­ствен­но­го от­бо­ра, и при каких усло­ви­ях жизни этот отбор будет про­яв­лять­ся?


С6. На­зо­ви­те струк­ту­ры спин­но­го мозга, обо­зна­чен­ные на ри­сун­ке циф­ра­ми 1 и 2, и опи­ши­те осо­бен­но­сти их стро­е­ния и функ­ции.


С7. Какая часть листа обо­зна­че­на на ри­сун­ке бук­вой А и из каких струк­тур она со­сто­ит? Какие функ­ции вы­пол­ня­ют эти струк­ту­ры?


С8. Рас­смот­ри­те изоб­ра­жен­ные на ри­сун­ке клет­ки. Опре­де­ли­те, ка­ки­ми бук­ва­ми обо­зна­че­ны про­ка­ри­о­ти­че­ская и эукариотические клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.


С9. Какой ор­га­но­ид изоб­ра­жен на схеме? Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3? Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?


С 10. Какой ви­до­из­ме­нен­ный побег пред­став­лен на ри­сун­ке? На­зо­ви­те эле­мен­ты стро­е­ния, обо­зна­чен­ные на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, 3, и функ­ции, ко­то­рые они вы­пол­ня­ют.


С 11. На­зо­ви­те тип и фазу де­ле­ния кле­ток, изоб­ражённых на ри­сун­ках. Какие про­цес­сы они ил­лю­стри­ру­ют? К чему при­во­дят эти про­цес­сы?


С 12. Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?


С 13. Опре­де­ли­те тип и фазу де­ле­ния клет­ки, изоб­ражённой на ри­сун­ке. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этой фазе?



-75%

1. Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?


1) 2 - зона деления, обеспечивает рост корня в длину.

2) 4 - зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ.

3) 5 - зона проведения, транспорт веществ.

2. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?



1) На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно;

2) Побеги служат органами вегетативного размножения.

3) Отличие: клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).


2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;

3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.

4. Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка?

1) Верхняя и нижняя полые вены обозначены соответственно цифрами 2 и 3.

2) Легочные вены обозначены цифрой 5.

3) Аорта обозначена цифрой 1.

5. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей

2) Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса.

3) Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность.


6. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.

2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

НЕ для ответа! Для повторения!

2 - вторичная полость тела (целом)

4 - гастральная полость (полость первичного кишечника)

6 - нервная пластинка


7. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

1 - сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода

2 - придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ

3 - почка, обеспечивает рост побега

8. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.


9. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

1 - серое вещество, образовано телами нейронов

2 - белое вещество, образованно длинными отростками нейронов

3 - Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество - проводниковую функцию


10. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань).

2) Состоит из проводящей ткани:

сосуды - доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки - отводят воду с органическими веществами к стеблю.

3) и механической ткани - волокна - опорная функция, придают листу упругость.


11. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

1) А - прокариотическая клетка; Б - эукариотическая клетка.

2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.

3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

12. Какой органоид изображен на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?


Пояснение.

2) 1 - внешняя мембрана, 2 - матрикс митохондрии, 3 - кристы, внутренняя мембрана.

3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.


13. Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

1) На рисунке изображён нефрон - структурная единица почки.

2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула.

3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

14. Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.

2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 - семядоля, 3 - зародышевый стебелёк и 4 - зародышевый корешок.

3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.


15. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 - желток, цифрой 3 - воздушная камера.

2. Зародышевый диск - оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок.

3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.

16. Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?


1) Тип и фаза деления: Мейоз - профаза1.

2) Процессы: Конъюгация, кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно комбинативная изменчивость

17. Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.

1 - миокард - сердечная мышца. Образованна поперечно−полосатыми мышцами, обеспечивает сокращение сердца.

2 - клапан створчатый (трёхстворчатый клапан), препятствует возвращению крови в предсердие/

18.Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

1) А - фагоцитоз (захват твердых частиц);

Б - пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) Участвует - клеточная (плазматическая) мембрана;

3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль - бактерия переварится (лизис - подвергнется расщеплению) - образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.


19. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?

1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.

2) Обоснование: Митоз - равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера.

2) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходятся к противоположным полюсам клетки.


20. Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.

1. пищеварительная вакуоль

2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты

4. шероховатая ЭПС или гранулярная ЭПС

7. комплекс Гольджи

10. хроматин ИЛИ хромосома

11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ ядерный матрикс


21. Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.

1. хроматин ИЛИ хромосома

2. ядро ИЛИ ядерный матрикс ИЛИ ядерный сок

6. оболочка ИЛИ клеточная стенка

7. тонопласт ИЛИ центральная вакуоль

8. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты

11. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная ЭПС

12. таллакоиды ИЛИ граны

22. Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?


Пояснение.

1) Жилка листа, выполняющая опорную и проводящую функции.

2) Столбчатая, фотосинтезирующая ткань.

3) Губчатая, фотосинтезирующая ткань.

23. Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор? Какую дополнительную информацию можно извлечь из этого рисунка?


1) Показан пример искусственного отбора при выведении пород голубей (павлиний голубь).

2) Отбор производился по форме хвоста и размеру зоба.

3) Порода выводилась на протяжении почти трёх веков.


24. Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

1) А - клубень; Б - луковица; В - корневище.

2) Значение в жизни растения: откладываются запасные питательные вещества, обеспечивающие более раннее прорастание побегов. Также могут служить для вегетативного размножения.

3) Видоизмененные побеги.


25. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

2) метафаза - заканчивается формирование веретена деления: хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка

3) Набор хромосом и число молекул ДНК: 2n4c - в интерфазе в синтетический период: происходит удвоение (репликация, редупликация) ДНК.

26.Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого отдела скелета?


Пояснение.

1) А - ключица; Б - лопатка

2) Пояс верхних конечностей

3) пояс верхних конечностей - опора, обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету


27. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

1) Подцарство - Одноклеточные; тип - Простейшие

2) А - сократительная вакуоль; Б - ядро

3) Сократительная вакуоль - удаление жидких продуктов жизнедеятельности, поддержание и для осмотической регуляции; ядро - регулирует все процессы жизнедеятельности, несет наследственную информацию


28. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Укажите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса.

1) подцарство - Простейшие (Одноклеточные); тип - Инфузории;

2) процесс - бесполое размножение;

3) биологическое значение - воспроизведение организмов,

идентичных родительской особи; увеличение численности;

4) тип деления клетки - митоз.


29. Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?

1) плесневый гриб мукор; царство Грибы;

2) 1 - спорангий со спорами; 2 - мицелий (гифы);

3) грибы минерализуют органические остатки, выполняют роль редуцентов в экосистеме

30. Назовите слои кожи человека, обозначенные на рисунке буквами А и В. Укажите функции, которые они выполняют.

1) А - эпидермис; В - подкожная жировая клетчатка;

2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента;

3) подкожная жировая клетчатка препятствует охлаждению тела, является энергетическим резервом, играет роль амортизатора при ушибах

31. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.


1. Что изображено на рисунке?

2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?

1. На рисунке изображены клетки. ИЛИ На рисунке изображена микрофотография клеток. ИЛИ На рисунке изображена водоросль.

2. Изображение получено методом световой микроскопии.

3. Альтернативный метод - электронная микроскопия. Световая микроскопия позволяет рассматривать живые объекты и позволяет получать цветные изображения, но разрешающая способность у световой микроскопии гораздо меньше, чем у электронной.


33. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

1. Что изображено на рисунке?

2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?

1. На рисунке изображён фрагмент клетки. ИЛИ

На рисунке изображена электронная микрофотография фрагмента клетки.

2. Изображение получено методом электронной микроскопии.

3. Альтернативный метод - световая микроскопия. Электронная микроскопия не позволяет рассматривать живые объекты и требует сложной подготовки препарата, но зато имеет большую разрешающую способность.


34. Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

Элементы правильного ответа:

1) на рисунке изображён побег - сложный орган растения;

2) цифрами обозначены: 1 - верхушечная почка, 2 - пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 - междоузлие;

3) функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация

35. Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс. Какой процесс, можно было продемонстрировать с помощью этого устройства? Функцию каких органов выполняет резиновая мембрана, обозначенная под номером 1? Почему объём мешков, прикреплённых к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?

1) Процесс дыхания или процесс вдоха и выдоха;

2) межрёберные мышцы и диафрагма

3) внутри прозрачной стеклянной банки во время опускания резиновой мембраны давление снижается и становится ниже атмосферного. Из-за разницы давлений резиновые мешки увеличиваются в объёме.

36. Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1-3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?

За это задание ты можешь получить 3 балла. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 34.9%
Ответом к заданию 23 по биологии может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1


Отделы какого органа изображены на рисунке? У каких организмов сформировался такой орган? Назовите изображённые отделы, обозначенные цифрами 1, 2, 3 и 4. Назовите функции структуры, обозначенной цифрой 3.

Решение
  1. Головной мозг птиц.
  2. 1 — большие полушария переднего мозга; 2 — средний мозг; 3 — мозжечок; 4 — продолговатый мозг.
  3. Мозжечок — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса

Задача 2


Рассмотрите рисунок, изображающий различия в строении скелета человека и высших приматов. Назовите выделенные стрелкой различия. С какой особенностью человека они связаны? В чём состоят различия строения черепа?

Решение
  1. сводчатая стопа,
  2. изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник);
  3. прямохождение;
  4. мозговая часть черепа больше лицевой
  5. отсутствие надбровных дуг

Задача 3


Схема какого органоида изображена на рисунке? Какие функции он выполняет? Что обозначено на рисунке цифрой 1?

Решение
  1. аппарат Гольджи (комплекс Гольджи);
  2. трансформация (изменение, модификация веществ),
  3. хранение (накопление) веществ
  4. упаковка веществ
  5. отделившийся от аппарата Гольджи пузырёк - лизосома - транспорт веществ

Задача 4


Как называется представленное на рисунке распределение особей в пространстве? В каких случаях оно наблюдается?

Решение
  1. случайное (диффузное) распределение;
  2. наблюдается, когда популяция существует в условиях неравномерного распределения факторов среды;
  3. наблюдается в случае слабых социальных связей между особями в популяции

Задача 5


На рисунке изображено строение сердца человека. Какая камера сердца обозначена буквой В? Какая кровь и из какого отдела сердца поступает в эту камеру? С каким кругом кровообращения связана камера и по каким сосудам кровь будет выходить из неё?

Решение
  1. Под буквой В- правый желудочек;
  2. Поступает венозная кровь
  3. кровь поступает из правого предсердия
  4. Правый желудочек связан с малым кругом кровообращения
  5. Кровь будет выходить через легочный ствол

Задача 6


Как изменилась эмиссия (поступление) углекислого газа в атмосферу Земли за последние 160 лет? Какое количество углекислого газа поступало в атмосферу Земли в 1990 году? В каком году в атмосферу Земли поступало 4 Гт углерода в год?

Решение

Задача 7


На рисунке изображен гриб-трутовик на дереве. Как называется такой вид отношений? В чём положительные и отрицательные последствия для участников отношений?

Решение
  1. паразитизм;
  2. гриб получает готовые органические вещества;
  3. дерево теряет часть произведённых органических веществ

Задача 8

Геохронологическая таблица

Эра Период
Название и продолжительность, млн лет Возраст (начало эры), млн лет Название и продолжительность, млн лет
Кайнозойская, 66 66 Четвертичный, 2,58
Неоген, 20,45
Палеоген, 43
Мезозойская, 186 252 Меловой, 79
Юрский, 56
Триасовый, 51
Палеозойская, 289 541 Пермский, 47
Каменноугольный, 60
Девонский, 60
Силурийский, 25
Ордовикский, 41
Кембрийский, 56


На рисунке изображена реконструкция зверозубого ящера, появившегося около 270 млн лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каком периоде появилось это животное. Это животное имеет признаки двух классов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих классов?

Решение
  1. эра палеозойская; период пермский;
  2. с рептилиями животное сближает водонепроницаемая чешуйчатая кожа, откладывание яиц;
  3. с млекопитающими животное сближают дифференцированные зубы (клыки, резцы и коренные), расположение задних конечностей под туловищем

Задача 9

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст в млн лет Период Животный мир
Кайнозойская, 62–70 Антропоген Эволюция человека; современный животный мир
Неоген Господство млекопитающих, птиц, насекомых (появление разнообразных отрядов), исчезают многие группы пресмыкающихся, головоногих моллюсков; появление парапитеков и дриопитеков
Палеоген Расцвет млекопитающих, птиц, насекомых; появление приматов (лемуэры, долгопяты)
Мезозойская, 240 Мел Преобладают костистые рыбы, первоптицы, мелкие млекопитающие; появляются и распространяются сумчатые и плацентарные млекопитающие и настоящие птицы; вымирают гигантские пресмыкающиеся; расцвет насекомых
Юра Господствуют гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, головоногие моллюски, насекомые; появляется археоптерикс; древние хрящевые рыбы вымирают
Триас Преобладают земноводные, головоногие моллюски, растительноядные и хищные пресмыкающиеся; появляются костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие
Палеозойская, 570 Пермь Господствуют морские беспозвоночные, акулы; быстро развиваются пресмыкающиеся и насекомые; появляются травоядные и зверозубые рептилии; стегоцефалы и трилобиты вымирают
Карбон Широкое распространение кораллов, моллюсков, акул, двоякодышащих рыб; расцвет земноводных; появляются первые рептилии — котилозавры; появляются и быстро развиваются летающие насекомые, пауки, скорпионы; заметно уменьшается численность трилобитов и стегоцефалов
Девон Появление рыб всех известных крупных систематических групп; вымирание значительного количества беспозвоночных и большинства бесчелюстных; освоение животными суши (членистоногие); появляются кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы, а также первые наземные позвоночные — стегоцефалы
Силур Появляются древнейшие рыбы и первые дышащие атмосферным воздухом наземные беспозвоночные животные — скорпионы, многоножки, бескрылые насекомые; богатая фауна трилобитов, моллюсков, кораллов; появляются панцирные рыбы
Ордовик Появление первых позвоночных — бесчелюстных (щитковые); господство кораллов, иглокожих, трилобитов
Кембрий Расцвет морских беспозвоночных, появление организмов с минерализованным скелетом


На рисунке изображён бронтозавр – вымершее животное. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также животных (на уровне класса), которые стали вытеснять группу живых существ, к которой принадлежит изображённый на рисунке организм.

Решение
  1. зра: мезозойская;
  2. период: юра;
  3. потомки: сумчатые и плацентарные млекопитающие

Задача 10

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст в млн лет Период Животный мир
Мезозойская, 240 Мел Преобладают костистые рыбы, первоптицы, мелкие млекопитающие; появляются и распространяются сумчатые и плацентарные млекопитающие и настоящие птицы; вымирают гигантские пресмыкающиеся; расцвет насекомых
Юра Господствуют гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, головоногие моллюски, насекомые; появляется археоптерикс; древние хрящевые рыбы вымирают
Триас Преобладают земноводные, головоногие моллюски, растительноядные и хищные пресмыкающиеся; появляются костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие
Палеозойская, 570 Пермь Господствуют морские беспозвоночные, акулы; быстро развиваются пресмыкающиеся и насекомые; появляются травоядные и зверозубые рептилии; стегоцефалы и трилобиты вымирают
Карбон Широкое распространение кораллов, моллюсков, акул, двоякодышащих рыб; расцвет земноводных; появляются первые рептилии — котилозавры; появляются и быстро развиваются летающие насекомые, пауки, скорпионы; заметно уменьшается численность трилобитов и стегоцефалов
Девон Появление рыб всех известных крупных систематических групп; вымирание значительного количества беспозвоночных и большинства бесчелюстных; освоение животными суши (членистоногие); появляются кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы, а также первые наземные позвоночные — стегоцефалы
Силур Появляются древнейшие рыбы и первые дышащие атмосферным воздухом наземные беспозвоночные животные — скорпионы, многоножки, бескрылые насекомые; богатая фауна трилобитов, моллюсков, кораллов; появляются панцирные рыбы
Ордовик Появление первых позвоночных — бесчелюстных (щитковые); господство кораллов, иглокожих, трилобитов
Кембрий Расцвет морских беспозвоночных, появление организмов с минерализованным скелетом
Протерозойская, 2600 Широко распространены простейшие; возникли все типы беспозвоночных и первые представители хордовых — бесчерепные


На рисунке изображён стегоцефал — вымершее животное. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также возможного предка уровня класса животных.

Решение
  1. эра: палеозойская;
  2. период: девон;
  3. возможный предок: кистепёрые рыбы

Задача 11


Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какой хромосомный набор характерен для этой фазы? Какие процессы происходят в этой фазе? Ответ обоснуйте.

Решение
  1. тип деления — мейоз; фаза деления — анафаза первого деления (ИЛИ мейоз 1, анафаза 1);
  2. Набор - 2n4c (ИЛИ допускается написание n2c на каждом полюсе клетки),
  3. потому что перед началом мейоза, в период интерфазы произошла репликация ДНК (обоснование для набора)
  4. Происходит сокращение нитей веретена деления (обоснование для фазы и типа)
  5. к полюсам клетки расходятся гомологичные двухроматидные хромосомы (обоснование для фазы и типа)

Задача 12

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст в млн лет Период Животный мир
Мезозойская, 240 Мел Преобладают костистые рыбы, первоптицы, мелкие млекопитающие; появляются и распространяются сумчатые и плацентарные млекопитающие и настоящие птицы; вымирают гигантские пресмыкающиеся; расцвет насекомых
Юра Господствуют гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, головоногие моллюски, насекомые; появляется археоптерикс; древние хрящевые рыбы вымирают
Триас Преобладают земноводные, головоногие моллюски, растительноядные и хищные пресмыкающиеся; появляются костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие
Палеозойская, 570 Пермь Господствуют морские беспозвоночные, акулы; быстро развиваются пресмыкающиеся и насекомые; появляются травоядные и зверозубые рептилии; стегоцефалы и трилобиты вымирают
Карбон Широкое распространение кораллов, моллюсков, акул, двоякодышащих рыб; расцвет земноводных; появляются первые рептилии — котилозавры; появляются и быстро развиваются летающие насекомые, пауки, скорпионы; заметно уменьшается численность трилобитов и стегоцефалов
Девон Появление рыб всех известных крупных систематических групп; вымирание значительного количества беспозвоночных и большинства бесчелюстных; освоение животными суши (членистоногие); появляются кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы, а также первые наземные позвоночные — стегоцефалы
Силур Появляются древнейшие рыбы и первые дышащие атмосферным воздухом наземные беспозвоночные животные — скорпионы, многоножки, бескрылые насекомые; богатая фауна трилобитов, моллюсков, кораллов; появляются панцирные рыбы
Ордовик Появление первых позвоночных — бесчелюстных (щитковые); господство кораллов, иглокожих, трилобитов
Кембрий Расцвет морских беспозвоночных, появление организмов с минерализованным скелетом
Протерозойская, 2600 Широко распространены простейшие; возникли все типы беспозвоночных и первые представители хордовых — бесчерепные


На рисунке изображёны псилофиты — вымершие растения. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который произрастали данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Решение
  1. эра: палеозойская;
  2. период: силур;
  3. возможный предок: многоклеточные зелёные водоросли

Задача 13

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст в млн лет Период Животный мир
Мезозойская, 240 Мел Преобладают костистые рыбы, первоптицы, мелкие млекопитающие; появляются и распространяются сумчатые и плацентарные млекопитающие и настоящие птицы; вымирают гигантские пресмыкающиеся; расцвет насекомых
Юра Господствуют гигантские пресмыкающиеся, костистые рыбы, головоногие моллюски, насекомые; появляется археоптерикс; древние хрящевые рыбы вымирают
Триас Преобладают земноводные, головоногие моллюски, растительноядные и хищные пресмыкающиеся; появляются костистые рыбы, яйцекладущие и сумчатые млекопитающие
Палеозойская, 570 Пермь Господствуют морские беспозвоночные, акулы; быстро развиваются пресмыкающиеся и насекомые; появляются травоядные и зверозубые рептилии; стегоцефалы и трилобиты вымирают
Карбон Широкое распространение кораллов, моллюсков, акул, двоякодышащих рыб; расцвет земноводных; появляются первые рептилии — котилозавры; появляются и быстро развиваются летающие насекомые, пауки, скорпионы; заметно уменьшается численность трилобитов и стегоцефалов
Девон Появление рыб всех известных крупных систематических групп; вымирание значительного количества беспозвоночных и большинства бесчелюстных; освоение животными суши (членистоногие); появляются кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы, а также первые наземные позвоночные — стегоцефалы
Силур Появляются древнейшие рыбы и первые дышащие атмосферным воздухом наземные беспозвоночные животные — скорпионы, многоножки, бескрылые насекомые; богатая фауна трилобитов, моллюсков, кораллов; появляются панцирные рыбы
Ордовик Появление первых позвоночных — бесчелюстных (щитковые); господство кораллов, иглокожих, трилобитов
Кембрий Расцвет морских беспозвоночных, появление организмов с минерализованным скелетом
Протерозойская, 2600 Широко распространены простейшие; возникли все типы беспозвоночных и первые представители хордовых — бесчерепные


На рисунке изображён трилобит — вымершее вымершее около 270 млн лет назад животное. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, современные аналоги, его тип и признаки по которым он относится у указанному Вами типу.

Читайте также: