Какую информацию о политике бильге кагана и культегина по укреплению государства предоставляют

Обновлено: 18.05.2024

СОЧ История Казахстана 7 класс

Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ . 4

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ . 12

Задания по суммативному оцениванию за раздел«Казахстан в XIII – первой

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Подраздел Раннесредневековые государства на территории

Письменность древних тюрков

Цель обучения 6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских

государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия

описания преемственности исторических событий и

6.2.3.1 Объяснять историческую важность

Критерий оценивания

Обучающийся:

• Осуществляет соответствие между первых

государственных сообществ и Тюркского

каганата с их правителями

• Выявляет сходства и различия тюркских государств

(Тюрский, Западно-тюркский, Кимакский,

• Определяет историческую важность

Уровень мыслительных Знание и понимание

навыков Применение

Время выполнения 20 минут

1. Установите соответствие между первых государственных сообществ и Тюркского каганата с их правителями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Первые государственные сообщества, Тюркский каганат

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами


2. Заполните диаграмму Венна. Найдите не менее одного признака сходства и различия, общих для тюрских государств (Тюрский, Западно-тюркский, Кимакский, Огузский).

3.Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ письменности Культегин, использую собственные знания.

3. Почему тюркская письменность привлекает исследователей?

Критерий оценивания

Обучающийся

Осуществляет соответствие между первых государственных сообществ и Тюркского каганата с их правителями

определяет правителя сакского государства;

определяет правителя гунского государства;

определяет правителя Тюрского каганата;

Выявляет сходства и различия тюркских государств (Тюрский,

указывает не менее одного признака,

общих для тюрских государств

(Тюркский и Западно-тюркский) ;

укаазывает не менее одного признака, общих для тюрских государств

(Тюркский и Кимакский);

указывает не менее одного признака, общих для тюрских государств

(Тюркский и Огузский) ;

указывает не менее одного признака, общих для всех тюрских государств ;

указывает не менее одного признака, по которым они отличаются друг от друга (Тюркский);

указывает не менее одного признака, по которым они отличаются друг от друга (Огузский);

указывает не менее одного признака, по которым они отличаются друг от друга (Западно-тюркский);

указывает не менее одного признака, по которым они отличаются друг от друга (Кимакский);

историческую важность древнетюркской письменности

анализирует политику Бильге кагана по укреплению тюрского государства;

анализирует политику Культегина по укреплению тюрского государства;

объясняет интерес исследователей к тюркской письменности.

Всего баллов:

Критерий оценивания

Уровень учебных достижен

Осуществляет соответствие между первых

государственных сообществ и Тюркского

каганата с их правителями

Затрудняется осуществлять соответствие между первых государственных сообществ и Тюркского

каганата с их правителями

Допускает ошибки при осуществлении соответстви между первых государственн сообществ и Тюркского каганата с их правителями

Осуществляет соответствие между первых государственных сообществ и Тюркского каганата с их правителями

Выявляет сходства и различия тюркских государств

(Тюрский, Западно-тюркский, Кимакский, Огузский)

Затрудняется в определении сходства и различия тюркских государств

Допускает ошибки при выявлении сходства и различия тюркских государ

Выявляет сходства и различия тюркских государств (Тюрский,

Западно-тюркский, Кимакский, Огузский)

Определяет историческую важность древнетюркской письменности

Затрудняется при определении исторической важности древнетюркской письменности

Допускает ошибки при определении исторической важности древнетюркской письменности

Определяет историческую важность древнетюркской письменности

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Политические процессы на территории Казахстана в X – нач. XІІІ вв.

Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана Материальная и духовная культура тюрков

Цель обучения

Критерий оценивания

6.3.1.3. Объяснять ценности трудов М Кашгари,

Ж.Баласағуни и А.Яссауи в описании общества тюркского периода

6.2.2.4 Объяснять особенности развития тюркских государств в Х – нач. ХІІІ вв., выявляя их сходства и различия;

6.4.2.1. Определять роль Великого Шелкового пути в развитии городской курьтуры

Обучающийся

• Описывает историческую ценность работ М Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества

• Выявляет сходства и различия развития тюрских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

• Определяет влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов на территории Казахстана

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание Применение

Время выполнения

1. Заполните таблицу.

Ценнность и значимость

Ходжа Ахмет Яссауи

2.Заполните диаграмму Венна.

Найдите не менее трех признаков сходства и различия общих тюркских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

Х век нач. ХІІІ вв.


3. Работа с рисунками. Охарактеризуйте влияние Великого Шелкового пути в развитии городской культуры Казахстана.

Влияние на развитие ремесел:

Влияние на развитие торговли:

Влияние на развитие строительства:

Критерий оценивания

Обучающийся

Описывает историческую ценность работ М.

Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества

называет произведение М. Кашгари;

определяет значимость труда М. Кашгари;

называет произведение Ж. Баласагуни;

определяет значимость труда Ж. Баласагуни;

называет произведение А.Яссауи;

определяет значимость труда А.Яссауи;

Выявляет сходства и различия развития тюрских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

указывает на первый признак, общих для тюрских государств в Х – нач.

указывает на второй признак, общих для тюрских государств в Х – нач.

указывает на третий признак, общих для тюрских государств в Х – нач.

указывает на первый признак, по которым тюрские государства отличаются в Х – нач. ХІІІ вв.;

указывает на второй признак, по которым тюрские государства отличаются в Х – нач. ХІІІ вв.;

указывает на третий признак, по которым тюрские государства отличаются в Х – нач. ХІІІ вв.;

Определяет влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов на территории Казахстана

определяет влияние Великого

Шелкового пути на развитие ремесел;

определяет влияние Великого Шелкового пути на развитие

определяет влияние Великого Шелкового пути на развитие строительства.

Всего баллов:

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Описывает историческую ценность работ М. Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества

Затрудняется описывать исторические ценности работ М. Кашгари, Ж. Баласагуни и

А.Яссауи в описании тюркского общества

Допускает ошибки при описывании значимости и ценности работ М. Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества

Описывает историческую ценность работ М. Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества

Выявляет сходства и различия развития тюрских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

Затрудняется в определении сходства и различия тюркских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

Допускает ошибки при выявлении сходства и различия тюркских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

Выявляет сходства и различия развития тюрских государств в Х – нач. ХІІІ вв.

Определяет влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов

на территории Казахстана

Затрудняется определить влияние Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры

Допускает ошибки при определении влияние Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры

Определяет влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов на территории Казахстана

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Столица империи с 1260г

Образование монгольской империи Последствия монгольского завоевания Могулистан. Ханство Абулхаир хана

Цель обучения

6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве;

6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах

XIII-XV вв., используя карту

6.3.1.8 Определять особенности системы управления государств на территории Казахстана

6.3.2.5 Объяснять внешнюю политику государств, образованных в XIII – XV веках на территории Казахстана, определяя взаимосвязи между историческими событиями

Критерий оценивания

Обучающийся

• Определяет достижения кочевников в военном искусстве

• Объясняет политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту

• Сравнивает особенности системы управления и внешнюю политику государств на территории

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание Применение

Время выполнения

1. Соотнесите термины и определения.

2. Работа с картой.

Объясните политические процессы в государствах.


Ханство Абулхаир хана-

3. Сравните особенности системы управления и внешнюю политику государств Ак Орды и Могулистан.

Критерий оценивания

Обучающийся

Определяяет достижения кочевников в военном искусстве

1 определяет руководителя десятка;

2 определяет руководителя армии;

3 определяет управляющего диваном;

4 определяет место избрания ханов;

5 определяет людей собирающих на

6 определяет Законы Чингизхана;

7 определяет столицу империи;

Объясняет политические процессы в государствах XIIIXV вв., используя карту

определяет политические процессы Ак Орды;

определяет политические процессы ханство Абулхаир хана;

определяет политические процессы Могулистана;

Сравнивает особенности системы управления и внешнюю политику государств на территории

показывает систему управления Ак Орды;

показывает внешнюю политику Ак Орды;

показывает внешнюю политику Могулистана;

показывает систему управления Могулистана;

определяетсходства системы управления и внешнюю политику государств;

Всего баллов

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Определяяет достижения кочевников в военном искусстве

Затрудняется в определении достижений кочевников в военном искусстве

Допускает ошибки в определении достижений кочевников в военном искусстве

Определяяет достижения кочевников в военном искусстве

Объясняет политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту

Затрудняется объяснить политические процессы в государствах XIII-XV вв., используя карту

Допускает ошибки при объяснении политических процессов в государствах XIII-XV вв., используя карту

Объясняет политические процессы в государствах XIIIXV вв., используя карту

Сравнивает особенности системы управления и внешнюю политику государств на территории Казахстана

Затрудняется сравнить особенности системы управления и внешнюю политику государств на территории Казахстана

Допускает ошибки в сравнении особенностей системы управления и внешнюю политику государств на территории Казахстана

Сравнивает особенности системы управления и внешнюю политику государств на территории Казахстана

Завершение процесса формирования казахского народа

Цели обучения

6.1.1.3Определять основные периоды формирования казахского народа, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья

Критерий оценивания

Обучающийся

• Определяет исторические события в формиравании казахского народа

• Определяет факторы, повлиявшие на

формирование казахского народа

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание Применение

Время выполнения

1. Объясните, что означают термины.

2. Перед вами подборка источников и аналитических материалов. Изучив их, вам необходимо сделать 2 вывода, ответив на следующие вопросы.

1. Какой исторический процесс отразился в тексте?

В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра.

В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.

3. Обозначьте на контурной карте территории расселения племен старшего, среднего,младшего джузов.

4. Дополните данные разделы в таблице фактами (например: уровень развития культуры кочевых племен Казахстана, сформированности единой территории, общественно-этническая структура, сформированность языка, внешний облик, присущий большинству этнических представителей и.т.д).

Читайте также: