Какую информацию нужно предоставить

Обновлено: 20.05.2024

С декабря 2016 года юридические лица обязаны устанавливать, хранить и раскрывать при определенных условиях информацию о своих бенефициарных владельцах.

Несмотря на то что положения об этом действуют более трех лет, практика привлечения к ответственности за их нарушение все еще развивается. Например, форма запроса соответствующей информации ФНС России вступила в силу только в 2019 году. Кроме того, споры о привлечении компаний к административной ответственности набирают обороты.

Ниже мы подготовили краткий разбор указанных обязанностей, чтобы компании понимали, что от них требуется, и не опасались привлечения к ответственности из-за отсутствия сведений о бенефициарных владельцах.

О чем идет речь?

В соответствии с нововведениями (ст. 6.1. упомянутого закона) юридическое лицо обязано обладать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению сведений о них.

Помимо прочего, юридическое лицо обязано:

  1. регулярно, но не реже одного раза в год обновлять и документально фиксировать полученную информацию о бенефициарных владельцах;
  2. хранить информацию о бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении них определенных сведений в течение не менее пяти лет со дня получения такой информации;
  3. представлять по запросам Росфинмониторинга или налоговых органов документально подтвержденную информацию о бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению сведений о них.

Кто понимается под бенефициарным владельцем?

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Говоря простым языком, к бенефициарным владельцам можно отнести физических лиц — участников/акционеров общества, которые владеют более 25% акций/долей юридического лица.

К ним также относятся физические лица – участники/акционеры компании, владеющей акциями/долями юридического лица, у которого запрашивается информация.

Тем не менее определение бенефициарного владельца является открытым, и к нему могут быть отнесены иные физические лица, которые имеют возможность контролировать действия компании.

Какую информацию необходимо устанавливать и представлять о бенефициарных владельцах?

Закон прямо предписывает устанавливать следующие сведения о бенефициарных владельцах:

1) фамилию, имя, отчество;

3) дату рождения;

4) реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

5) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

6) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Кроме того, мы не исключаем, что уполномоченные органы будут наставить на представлении и иной информации, например:

  • количество акций/долей юридического лица, принадлежащее бенефициарному владельцу (процент владения);
  • основание, по которому бенефициарный владелец имеет возможность контролировать действия юридического лица.

Что понимается под обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами по установлению юридическим лицом информации о бенефициарных владельцев?

Тем не менее в одном из дел юридическое лицо было освобождено от административной ответственности, поскольку обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах мерами были признаны направленные в адрес компаний-участников юридического лица письма с просьбой представить информацию об учредителях/участниках/бенефициарных владельцах-физических лицах таких компаний (Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2019 года по делу № 16-90/2019).

Распространяются ли данные обязанности только на российские компании?

Закон не содержит уточнений о том, что обязанности распространяются только на российские юридические лица. Мы не выявили разъяснений государственных органов или примеры из судебной практики, касающиеся этого вопроса.

Тем не менее мы не исключаем, что требования о раскрытии информации о бенефициарных владельцах могут быть предъявлены и иностранным компаниям, которые осуществляют деятельность и/или имеют представительства/филиалы на территории РФ.

Каков порядок направления запроса налоговыми органами или Росфинмониторингом?

Общие вопросы, связанные с направлением запросов (например, способы направления), регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

Какие могут быть основания для направления запроса?

Запрос информации не должен быть обусловлен какими-либо причинами — закон не содержит соответствующих ограничений.

Каков порядок направления ответа на соответствующий запрос?

Вопросы, связанные с порядком представления запроса, также установлены в Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913.

При получении запроса юридическое лицо должно представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

Можно ли представить сведения после истечения срока для получения ответа на запрос? Будет ли это являться основанием для освобождения от ответственности?

Формально представление сведений по истечении пяти рабочих дней со дня получения запроса может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности даже в том случае, если указанные сведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении ( Постановление Московского городского суда от 15 ноября 2019 года по делу № 4а-6053/19).

Можно ли не представлять сведения по запросу?

В некоторых случаях устанавливать, хранить и представлять информацию о своих бенефициарных владельцах не требуется.

Данная обязанность не распространяется на:

  • государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

Как государственные органы могут использовать полученные сведения?

В соответствии с информацией на сайте ФНС России представленная информация может использоваться при проведении предпроверочного анализа, налоговой проверки, а также в ходе процедуры банкротства.

Мы не исключаем, что данная информация может использоваться и для других целей.

Нами не была выявлена позиция Росфинмониторинга по вопросу использования соответствующей информации.

Какие последствия могут ожидать компанию в случае непредставления сведений о бенефициарных владельцах?

При непредставлении информации возможно наложение административного штрафа (ст.14.25.1. КоАП РФ):

  • от 100 до 500 тыс. руб. на юридических лиц;
  • от 30 до 40 тыс. руб. на должностных лиц компании.

Нами не выявлена практика, в соответствии с которой налоговые органы или Росфинмониторинг пытались привлечь к ответственности за непредставление сведений по повторному запросу после того, как лицо уже было признано виновным в совершении административного правонарушения.

Важно отметить, что повторный запрос направлялся в течение нескольких месяцев с момента отправки первоначального. Согласно закону лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления ( ст. 4.6 КоАП РФ).

Следовательно, в любом случае к ответственности за непредставление информации в ответ на повторный запрос лицо может быть привлечено по истечении соответствующего срока в один год.

Алексей Зайцев, юрист Deloitte Legal, Ляйсан Мингазова, младший юрист Deloitte Legal.

Все ПАО обязаны раскрывать (п. 1 ст. 92 Закона об АО, п. 56.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг), в частности, следующие сведения:

  • годовой отчет;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность с аудиторским заключением о ней;
  • устав;
  • внутренние документы, регулирующие деятельность органов ПАО, а также внутренние документы, определяющие его политику в области организации и осуществления внутреннего аудита;
  • сведения об аффилированных лицах;
  • уведомление о заключении акционерами акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с таким соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям ПАО;
  • уведомление о намерении обратиться в суд с иском с определенными требованиями;
  • информацию о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг ПАО.

ПАО, акции которого допущены к организованным торгам, обязано также раскрывать информацию о совершенных (заключенных) им в отчетном году крупных сделках и сделках с заинтересованностью (п. 56.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

В случае регистрации проспекта ценных бумаг ПАО обязано раскрывать (п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 11.1, 13.2, 52.1, 54.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг):

Обратите внимание: обязанность раскрывать финансовую отчетность у ПАО-эмитента, которое вместе с другими организациями не образует группу, возникает с отчетности за 2021 г. (пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ).

Где публикуется информация, подлежащая раскрытию

Информацию, которую надлежит раскрыть, нужно разместить у одного из аккредитованных Банком России информационных агентств. При этом предусмотрены следующие способы ее раскрытия (п. п. 1.3, 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг):

Следует учитывать, что эмитент вправе использовать только тот способ раскрытия информации, который допускается для данного вида Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Кроме того, ПАО, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, по общему правилу на странице своего сайта размещает ссылку на сайт аккредитованного агентства, у которого оно раскрывает информацию (п. 1.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

Как раскрыть информацию

Конкретный порядок раскрытия информации зависит от ее типа.

Важно соблюдать сроки публикации. Они могут отличаться из-за характера раскрываемой информации и места опубликования. За несоблюдение сроков, а также за иные нарушения порядка ее раскрытия (например, размещение недостоверной информации), нераскрытие информации установлена ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • для общества — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб.;
  • должностного лица — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Обратите внимание, что в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа он может быть уплачен в половинном размере (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Можно ли не раскрывать информацию

Освободиться от обязанности раскрывать информацию можно на основании решения Банка России, если ПАО примет решение о смене статуса общества на непубличное и будут соблюдены условия, предусмотренные п. 1 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг. Для этого нужно выполнить следующее (ст. 7.2 Закона об АО):

  1. принять решения на общем собрании акционеров в рамках одного вопроса повестки дня:
  • о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что оно является публичным;
  • об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренной законодательством о ценных бумагах;
  • об обращении с заявлением о делистинге всех акций и всех эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Указанные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в 95% голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (типов) (п. 3 ст. 7.2, п. 2 ст. 92.1 Закона об АО).

Важно, что данные решения влекут возникновение права требовать выкупа акций у акционеров, голосовавших против или не принимавших участие в голосовании. При этом ПАО не сможет сменить статус (решения не вступят в силу), если к выкупу будет предъявлено акций на сумму больше 10% чистых активов (п. 4 ст. 7.2 и п. 5 ст. 76 Закона об АО).

Выкуп обществом акций, в отношении которых заявлены требования об их выкупе в связи с принятием общим собранием акционеров решений по вопросу смены статуса общества на непубличное, не осуществляется, если эти решения не вступили в силу (п. 8 ст. 76 Закона об АО);

  1. провести делистинг всех акций и всех иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Правительство РФ может освободить от обязанности раскрывать информацию путем определения (п. 6 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 92.2 Закона об АО):

  • случаев, в которых общество может раскрывать и (или) предоставлять информацию, подлежащую раскрытию, в том числе в проспекте ценных бумаг, и (или) предоставлению по Закону об АО, Закону о рынке ценных бумаг, в ограниченных составе и (или) объеме;
  • перечня информации, которую общество может не раскрывать и (или) не предоставлять;
  • лиц, информацию о которых можно не раскрывать и (или) не предоставлять.

Например, эмитент может ограничить состав и (или) объем информации в следующих случаях (п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 400):

  • в отношении эмитента действуют меры ограничительного характера;
  • он должен предоставить информацию о сделке, связанной с выполнением гособоронзаказа и реализацией военно-технического сотрудничества.

К информации, которую эмитент вправе не предоставлять в указанных случаях, относится, в частности (п. п. 1 — 3 Перечня, установленного в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 N 400):

  • информация о лицах, входящих в органы управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента;
  • информация о лицах, входящих в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента;
  • информация о сделках эмитента, его контролирующих лиц, подконтрольных ему лиц.

Учтите, что в силу установленных правил в ряде случаев ПАО не обязано раскрывать информацию. Так, общество не обязано ее раскрывать в период действия ликвидационной комиссии — с даты принятия органом управления ПАО решения о его ликвидации и назначении этой комиссии (п. 1.17 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

Читайте также: