Какую информацию нужно предоставить топ менеджменту и акционерам для анализа прибыльности

Обновлено: 30.06.2024

Количество акций может быть как очень маленьким, так и крайне большим. Если стоимость одной бумаги в сотни раз меньше другой — это скорее говорит о том, что у одного из эмитентов количество акций значительно больше, чем у другого.

1. Узнайте стоимость компании

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

То, что стоимость акций варьируется от копейки до десятков тысяч рублей, является спецификой российского рынка. Так сложилось исторически. В США акции в основном торгуются по цене в диапазоне от $1 до 100.

Если стоимость акции американской компании чрезмерно растет — бумаги делятся, чтобы цена оставалась в границах этого коридора. В этой связи в США разница между ценами акций не столь значительна, как в России.

Следует помнить, что капитализация компании на бирже — это мнение инвесторов о том, сколько она должна стоить. Решения о покупке ее акций могут приниматься по разному: кому-то нравится бренд, кто-то пытается оценить качество бизнеса. Для тех, кто выбирает последний вариант, самый быстрый и верный способ оценить качество — узнать, насколько прибылен бизнес компании.

2. Сравните цену и качество

Акция публичной компании — это доля в бизнесе. Чтобы понять, сколько она должна стоить, нужно оценить, как скоро вложения в конкретного эмитента окупятся. С одной стороны, компания может вернуть инвестору деньги только одним способом: поделиться прибылью, то есть, заплатить дивиденды.

Чтобы оценить стоимость акции, сравните ее цену с прибылью компании:

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

Формулы для такой оценки акций называются мультипликаторами. Это производные показатели, которые отражают соотношение между финансовыми результатами компании (прибыль, выручка, долги, капитал) и ее капитализацией.

Мультипликатор капитализация/прибыль (P/E, price/earnings) показывает, через сколько лет инвестиция окупится, если цена акции и прибыль компании останутся на том же уровне.

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

Есть еще один полезный мультипликатор — прибыль/капитализация (E/P, earnings/price). Он показывает, сколько процентов вы потенциально можете заработать за год на дивидендах и изменении стоимости акции, если цена акции и прибыль компании останутся на том же уровне.

Чтобы посчитать E/P, разделите годовую прибыль на капитализацию и умножьте результат на 100, чтобы получить процент:

Капитализация рассчитывается на основе цены акций, которая постоянно меняется. Данные в таблице приведены на 17.11.2017

Какой метод расчета вы бы ни выбрали, помните, что это просто теоретический прогноз. В такой модели предполагается, что цена акции зависит только от прибыли и не учитывается влияние внешнеэкономических факторов, новостного фона и общественного мнения.

Сами по себе мультипликаторы P/E и E/P показывают только то, дешево или дорого стоит компания. Они ничего не говорят о том, эффективен ли бизнес.

3. Инвестируйте в бизнес, а не в формулы

Бизнес бывает разным. Например, нефть и газ — это консервативные отрасли, которые уже прошли стадию быстрого развития и сейчас относительно стабильны. IT и медиабизнес — наоборот, инновационные сектора рынка, где неизвестная компания за несколько лет может выбиться в лидеры.

Вот несколько советов, как оценивать качество бизнеса:

Разбирайтесь в бизнесе. Узнайте, на чем компания зарабатывает, чем владеет, какова ее долговая нагрузка.

Принимайте решения сами. Акции долго могут быть недооцененными или переоцененными. В целом рынок может долго ошибаться, но когда вы формируете портфель ценных бумаг, вам все равно нужно от чего-то оттолкнуться. Что-то должно стать фундаментом. Показатель P/E является хорошей базой. Он не предскажет, сколько вы заработаете за год, будет ли у компании прибыль или убытки, но вы будете понимать, на что способен ваш портфель.

7 ключевых показателей для быстрого анализа акций перед покупкой

Фото: facebook

54837

Инвесторы, которые недавно пришли на рынок, сталкиваются с огромным количеством информации по ценным бумагам. На рынке несколько тысяч акций и множество подходов и способов, как их анализировать.

Но для инвесторов, которые понимают, что начинать нужно с малого, изучение основных правил анализа рынка, а также терминологии, поможет сформировать общее понимание и представление об эффективности деятельности компании и ее акциях. Ниже приведены семь основных параметров, на которые начинающему инвестору стоит обратить внимание перед совершением сделки.

Далее идет мнение от первого лица эксперта USNews World Report Уэйна Даггана.

1. Прибыль на акцию (EPS)

Когда дело доходит до публикации финансовых отчетов, один из самых важных параметров – это прибыль на акцию. Отчеты публикуются ежеквартально и показывают, сколько компания получила прибыли в расчете на одну акцию за отчетный период. Чем выше EPS, тем лучше.

Но продолжительный рост EPS может стать призывом к осторожности. Компании могут получать прибыль от продажи активов, также EPS может увеличиться при сокращении расходов. Здесь важно понимать, что привело к росту данного показателя.

Прибыль на акцию может дать инвесторам представление о том, насколько эффективно работает бизнес-модель компании.

Выручка является показателем того, как компания ведет свой бизнес. Положительная динамика роста выручки может быть индикатором того, как компания развивает свой бизнес. Такие быстрорастущие компании, как Amazon и Netflix, на протяжении многих лет не показывают положительную прибыль на акцию, так как инвестируют прибыль для освоения новых рынков и развивают разные направления деятельность.

В то же время компании, которые оказываются под давлением, как например ритейлер Macy's, генерируют стабильную прибыль, но ее выручка сократилась на 11% за последние пять лет.

3. PEG ratio

Соотношение цены акции с прибылью на акцию и ожидаемой прибыли – PEG. Показатель является одним из способов объединить прибыль, рост выручки и стоимость акции в одно значение – это модификация показателя P/E.

P/E – это соотношения цены акций и прибыли на акцию. Чем выше коэффициент P/E , тем больше инвесторы готовы платить за каждый доллар заработанной компанией, но данный параметр показывает, что было в прошлом. PEG, это (P/E)/G, где G – годовой прогноз роста EPS.

Значение коэффициента PEG ниже 1, представляет собой хорошее значение при выборе акции, а значение PEG выше 2, свидетельствует о переоцененности актива.

4. Соотношение заемных и собственных средств (Debt-equity ratio)

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько приходится заемных средств на один доллар собственных средств, и является показателем финансовой устойчивости. Если прибыль и рост выручки идут в одном направлении, то единственной проблемой компании, которая скрывается за кадром – это задолженность предприятия.

Если компания полагается на кредиты для поддержания своего роста, то она уязвима. Инвесторы могут счесть компанию некредитоспособной и ужесточить условия займов.

Соотношение долга к собственному капиталу менее 0,1 является идеальным, но все, что выше 0,5, может быть признаком потенциальных проблем в будущем.

5. Прогноз руководства компании

Акции оцениваются не только на основе прошлых или текущих результатов деятельности компаний, но и на основе ожиданий будущих результатов.

Многие компании при публикации своих квартальных финансовых результатах проводят пресс-конференции, на которых раскрывают свои прогнозы на следующий квартал или до конца года.

Представители компании раскрывают собственные внутренние ожидания по выручке и/или прибыли на акцию, а также отраслевые показатели такие, как рост числа подписчиков или продажи в одном магазине. Стоимость акций часто реагирует на прогноз значительнее, чем на показатели прибыли и доходов в текущем квартале.

6. Рекомендации аналитиков

Помимо внутреннего прогноза компании, одним из лучших источников информации об акциях являются аналитические отчеты. Эксперты из инвестиционных банков таких, как Morgan Stanley и Goldman Sachs, периодически выпускают подробные отчеты по отдельным акциям, которые включают финансовые прогнозы, рейтинги акций, а также 12-месячные целевые значения для цены акций.

Котировки акций часто реагируют, когда аналитики повышают или понижают свои оценки или корректируют цели по цене. Аналитические прогнозы далеки от совершенства, но внимание к их обновлениям помогает инвесторам оставаться в курсе важных проблем, стоящих перед компанией и ее инвесторами.

7. Дивидендная доходность

Цена акций колеблется ежедневно, но надежные эмитенты выплачивают дивиденды, как часы, каждый квартал.

Усредненное значение на акцию из индекса S&P 500 составляет около 2% дивидендной доходности. Дивидендная доходность у иностранных ценных бумаг на американском рынке выше 3% считается высокой.

Однако компании могут сократить свои дивиденды в любое время, поэтому инвесторам следует быть осторожными при выборе акций, которые выплачивают дивиденды выше 5%.

Управление стоимостью компании ( Value-based management , VBM ) — это западная философия управления, согласно которой руководство должно в первую очередь учитывать интересы акционеров (учредителей) с целью максимального увеличения стоимости капитала компании. Эта философия включает процессы создания, управления и измерения стоимости. В отечественной практике термин “Value-based management” (VBM) иногда переводится как:

  • управление, нацеленное на создание стоимости;
  • концепция управления стоимостью компании;
  • стоимостно-ориентированное управление;
  • управление на основе стоимости.

В данной статье все вышеупомянутые значения термина Value-based management используются как синонимы.

Важно отметить, что концепция управления стоимостью компании отличается от метода управления бизнесом, ориентированного на получение прибыли . В частности, управление, нацеленное на создание стоимости означает, что решения, которые ТОП-менеджмент компании принимаете сегодня, основываются не только на идее получения краткосрочной прибыли. Вместо этого они акцентируют свое внимание на долгосрочных результатах: какими будут денежные потоки, какой будет рентабельность и финансовая устойчивость компании, насколько конкурентоспособной будет компания и ее продукция, насколько будет узнаваем бренд компании, какую долю рынка она получит и т.п.

Стоимостно-ориентированное управление просит людей в компании думать как собственники и принимать решения, которые в конечном итоге принесут пользу ее владельцам. Менеджеры и руководители должны постоянно искать возможности для инвестиций и роста, которые создадут и увеличат стоимость, и использовать капитал компании таким образом, чтобы обеспечить долгосрочный и устойчивый успех.

Управление стоимостью компании — это философия и подход к управлению, направленные на достижение максимальной стоимости компании (ее акционерного капитала).

Процесс создания стоимости компании требует понимания привлекательности рынка или отрасли, в которой она конкурирует, в сочетании с ее конкурентным положением по отношению к другим игрокам. Как только это понимание будет достигнуто и увязано с ключевыми факторами по созданию стоимости для денежного потока и прибыльности, можно будет разработать (или изменить) эффективную конкурентную стратегию для максимизации будущих доходов.

Что такое концепция управления стоимостью компании?

Концепция управления стоимостью компании развивалась в течение последних 20 лет. Она началась с разработки показателей эффективности и постепенно превратилась в целую систему управления, основанную на создании стоимости компании. Ряд известных компаний таких как Coca Cola, Tesla, Facebook, Google, Amazon добились хороших результатов, внедрив стоимостно-ориентированное управление в свои организации. Сторонники управления, нацеленного на создание стоимости, утверждают, что компании, которые взяли его на вооружение, работают успешнее, но ничего не говорится о причинно-следственных связях: т.е. они применили VBM, потому что они успешны; или они успешны, потому что применили VBM?

В основе концепции Value-based managemen лежит тезис о том, что управление, нацеленное на создание стоимости, ведет к такому стилю управления , который гарантирует, что компании и организации будут осуществлять свою деятельность для максимизации своей стоимости.

Концепция управления стоимостью компании включает в себя три важных блока управления:

  1. Создание стоимости , то есть сосредоточение внимания на увеличении или создании максимальной стоимости.
  2. Управление стоимостью , включая общие ценности, корпоративную культуру , внешние связи, организацию и, что немаловажно, стиль управления.
  3. Измерение созданной стоимости : поиск эффективных индикаторов прогресса.

Управление стоимостью компании ставит своей целью создание согласованной системы, включающей в себя следующие компоненты:

  1. Корпоративная миссия — философия бизнеса и бизнес-модель.
  2. Стратегия — ориентиры для достижения цели.
  3. Корпоративное управление как выражение амбиций и ориентации собственников.
  4. Корпоративная культура .
  5. Внутренние коммуникации .
  6. Организация .
  7. Процессы и системы принятия решений .
  8. Управление эффективностью .
  9. Системы вознаграждения .

По мнению приверженцев концепции управления стоимостью компании, успех VBM зависит от целей, корпоративной миссии и ценностей компании. Цели могут быть либо финансовыми в форме акционерной стоимости, либо ориентированы на более широкий спектр заинтересованных сторон. Многие люди считают, что в последнее десятилетие управление стоимостью компании было слишком сосредоточено на краткосрочной акционерной стоимости в ущерб долгосрочным перспективам развития.

Стоимостно-ориентированное управление — это организация основных процессов компании (оценка эффективности, стратегическое планирование, бюджетирование, обучение и коммуникация) на основе создания стоимости. Такой подход необходим для создания культуры, в которой отдельные лица и группы на всех уровнях принимают решения, ориентированные на создание стоимости для акционеров с целью получения адекватной прибыли, необходимой для компенсации им осуществленных вложений и принятых на себя инвестиционных рисков .

Концепция управления стоимостью компании комплексно учитывает результат всех принимаемых решений для поиска оптимальных путей увеличения стоимости компании. В рамках управления, нацеленного на создание стоимости, любой инвестор (собственник бизнеса) должен задать себе три вопроса:

  1. Сколько мне нужно вложить в этот проект?
  2. Какую прибыль я могу ожидать от проекта?
  3. Достаточно ли этой прибыли, чтобы компенсировать мой риск?

Управление, нацеленное на создание стоимости, было разработано как часть тенденции отклонения от традиционных показателей бухгалтерского учета, чтобы включить так называемые метрики на основе стоимости, отражающие прибыльность. Этот подход был разработан аналогично EVA (Economic Value Added — экономическая добавленная стоимость), который теперь включает не только капитальные затраты, отраженные в балансе, но и затраты на получение прибыли.

Какие операционные факторы обычно определяют стоимость?

Увеличение стоимости подразумевает управление теми факторами в бизнесе, которые влияют на его стоимость. Эти факторы называются факторами стоимости. Например, увеличение операционной прибыли без влияния на объемы продаж приведет к увеличению стоимости, поэтому операционная маржа является драйвером стоимости. Существует семь факторов стоимости, которые применяются во всех организациях, так называемые общие факторы стоимости :

  1. Стоимость и цена (факторы дохода, где объем определяется либо ростом на рынке, либо ростом доли рынка).
  2. Операционная маржа.
  3. Налоги (выгодно использовать разные налоговые юрисдикции).
  4. Основные средства.
  5. Рабочий капитал.
  6. Стоимость капитала.
  7. Продолжительность времени, в течение которого компания сохраняет конкурентное преимущество перед конкурентами.

Определенные ситуации в бизнесе могут повлиять на несколько факторов стоимости. Например, рост цен может повлиять на объем продаж и оборотный капитал, а также, возможно, на основные средства. Руководство должно оценить взаимосвязь между факторами стоимости, которые будут разными для разных предприятий. Можно смоделировать влияние изменений факторов стоимости на стоимость и, таким образом, помочь определить наилучшие варианты действий для увеличения стоимости компании.

Каковы преимущества стоимостно-ориентированного управления?

  • Может последовательно максимизировать стоимость компании.
  • Увеличивает корпоративную прозрачность.
  • Помогает организациям иметь дело с глобализированными и нерегулируемыми рынками капитала.
  • Согласовывает интересы топ-менеджеров с интересами акционеров и заинтересованных сторон.
  • Облегчает коммуникации с инвесторами, аналитиками и с заинтересованными сторонами.
  • Повышает внутреннюю коммуникацию о стратегии.
  • Предотвращает занижение стоимости акций.
  • Устанавливает четкие приоритеты управления.
  • Помогает улучшить принятие решений.
  • Помогает сбалансировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.
  • Поощряет инвестиции, повышающие стоимость компании.
  • Улучшает распределение ресурсов.
  • Оптимизирует планирование и составление бюджета.
  • Устанавливает эффективные цели для компенсации.
  • Облегчает использование акций для слияний и поглощений .
  • Предотвращает поглощение компании другими фирмами.
  • Помогает лучше управлять повышенной сложностью, неопределенностью и рисками.

Как можно интегрировать управление стоимостью компании в возможности и культуру компании?

Стоимостно-ориентированный менеджмент должен быть встроен в обычные методы ведения бизнеса. Прежде всего, это культурный вопрос, в котором критически важны два фактора. Первый — это измерение эффективности и связанные с ним механизмы вознаграждения, а второй — образование и коммуникации. Цель измерения эффективности — сосредоточить внимание менеджеров на достижении бизнес-целей. Старая пословица “то, что можно измерить, можно сделать” означает, что неправильные меры обязательно приведут к неправильным результатам.

Установление и распространение связи между увеличением акционерной стоимости капитала и вознаграждением, получаемым отдельными лицами или, предпочтительно, группами, гарантирует, что люди будут заинтересованы в том, чтобы знать, как они могут положительно повлиять на стоимость капитала. Системы стимулов и вознаграждений оказывают мощное влияние на коллективное и индивидуальное поведение. Например, сотрудники отдела продаж, нацеленные на получение вознаграждения только за счет увеличения выручки, неизбежно будут уделять мало внимания вопросам рентабельности; или меры по контролю затрат на уровне подразделения могут ограничивать расходы за счет эффективности процессов и обслуживания клиентов.

Управление стоимостью компании обеспечивает общую цель и основу для системы измерения эффективности организации. Это требует целостного видения процесса и, следовательно, гарантирует, насколько это возможно, что люди и отделы имеют совместимые цели, и что сотрудничество и командная работа встроены в структуру измерения производительности и вознаграждения.

Согласно Gartner, к 2022 году 90% корпораций будут считать информацию своим ключевым активом, а аналитику — важнейшей компетенцией. Компании, которые неправильно управляют данными, упускают бизнес-возможности и неоправданно расходуют средства — теряют деньги.

Поговорили с Ильёй Чухляевым, руководителем OWOX BI в России, о том, почему аналитика — драйвер роста для бизнеса (особенно в кризис) и когда её нужно внедрять для получения конкурентного преимущества.

Чем аналитика поможет бизнесу

Илья Чухляев

Руководитель OWOX BI в России

Чем аналитика поможет бизнесу

Светлана Третяк

Редактор Нетологии.
Поговорила с Ильёй и оформила статью

Аналитика помогает принимать правильные решения и находить зоны роста

Аналитика — один из немногих инструментов маркетинга, который напрямую не помогает зарабатывать деньги, но позволяет прийти к бизнес-цели оптимальным путём.

Аналитика помогает двигаться по плану, видеть отклонения в динамике и вовремя их корректировать. Компанию-лидера от других отличает среди прочих эффективное использование данных о клиентах, расходах и доходах, управление рисками, — всё это невозможно без аналитики.

Если в компании качественно внедрена и настроена аналитика, принять правильное управленческое решение становится проще.

Давайте рассмотрим детальнее, какие задачи решает аналитика.

Аналитика контролирует движение к цели

Если бизнес-пользователи — те, кто принимают бизнес-решения, — чётко понимают KPI и метрики, то это позволяет им быстро и уверенно действовать и двигаться к цели. А также понимать, какие данные и когда нужны для контроля и принятия решений. Например, если топ-менеджмент проводит ежедневный антикризисный статус в 10:00, аналитик должен предоставить эти данные для отчёта в назначенный срок.

Набор аналитических инструментов для сбора и контроля метрик зависит от того, какие цели преследует компания.

Если компании важны онлайн-транзакции на сайте, достаточно подключить Яндекс.Метрику или Google Analytics и импортировать в эти системы рекламные расходы. Это позволит мониторить количественные и качественные метрики, такие как ROAS или ДРР, без дополнительных усилий.

Когда перед маркетологом стоит задача управлять кампаниями с учётом офлайн-продаж, требуется комплексное решение по объединению данных, визуализации и контролю KPI — сквозная аналитика.

Сквозная аналитика объединяет продукт, маркетинг и продажи компании в единую подконтрольную систему, где отчёты связаны с реальной прибылью и исполнением заказов с учётом возвратов.

По мере диверсификации портфеля продуктов и услуг добавляются другие инструменты: BI-системы и прогнозные модели с использованием готовых решений или языков программирования R или Python.

ROAS (return on advertising spend) — окупаемость расходов на рекламу

ДРР — доля рекламных расходов

Аналитика увеличивает скорость принятия управленческих решений и повышает вероятность их успеха

Под сквозной аналитикой часто понимают систему отчётности. Но бизнесу не нужен отчёт сам по себе — ему нужно найти зоны роста в воронке и управлять рисками. И сделать это быстрее, чем конкуренты.

Чем аналитика поможет бизнесу

Илья Чухляев

Р уководитель OWOX BI в России

Мы сделали срез по нашим клиентам и тем, кто не использует решения маркетинговой аналитики.

Результаты этого внутреннего исследования показали, что наши клиенты за счёт преимуществ использования аналитики растут на 22% быстрее рынка.

При этом компания может внедрить инструменты аналитики, но принятие качественных управленческих решений будет в проблемной зоне. Согласно опросу McKinsey, 72% опрошенных топ-менеджеров сказали, что неудачные стратегические решения принимаются в их компаниях так же часто, как удачные, либо даже превалируют.

Самая большая зона роста в маркетинге и бизнесе в целом — качество управленческих решений. И аналитика здесь играет одну из главных ролей.

Чем аналитика поможет бизнесу

Профессия

Маркетолог-аналитик

Узнать больше

  • Научитесь принимать решения на основе data-driven подхода
  • Узнаете, как прогнозировать поведение клиентов и визуализировать результаты
  • Сможете выстроить сквозную аналитику в компании с нуля

Аналитика важна для эффективности бизнеса, так как позволяет принимать правильные решения, находить зоны роста и управлять рисками.

Идём дальше и посмотрим, когда нужно внедрять инструменты аналитики, чтобы быть на шаг впереди конкурентов.

Культура работы с данными как конкурентное преимущество

На практике достаточно кейсов, когда управленческие решения принимаются без учёта внутренних данных. Например, на стадии становления проекта, когда данные ещё не накоплены, а нужно оперативно находить зоны роста.

Компании, которые начинают раньше собирать данные и оптимизировать с их помощью процессы, получают преимущество над конкурентами.

За стадией бурного роста следует этап насыщения продуктом. А в некоторых случаях — снижения интереса к продукту или усиления конкуренции. И здесь многие компании начинают задумываться о том, что снижение темпов роста может компенсировать эффективная работа с внутренними данными.

Растёт потребность в аналитике, который организует сбор данных, систему отчётности и поможет руководителям проектов и команд регулярно получать ответы на adhoc-вопросы, — то есть введёт в компании культуру data-driven (принятие решений на основе данных) и data-informed (синтез опыта и данных).

Маркетологу будет знаком другой кейс: большая охватная рекламная кампания работает на зону роста маркетолога. Когда эта кампания прошла и нужно подводить итоги, обнаруживается, что данных для комплексного анализа вклада этой кампании в продажи нет. И аналитик маркетологу помочь не может.

Осознанная потребность в выстраивании аналитической культуры с самого старта есть в очень маленькой доле проектов. Ещё реже встречаются кейсы специализации аналитики под потребности команд: продукта, маркетинга, продаж. При этом не стоит думать, что нанять аналитика достаточно, чтобы стать data-driven компанией.

Product Market Fit — соответствие продукта потребностям целевого рынка

Что в итоге

Компанию-лидера от других отличает среди прочих эффективное использование данных о клиентах, расходах и доходах, управление рисками, — всё это невозможно без аналитики.

Самая большая зона роста в маркетинге и бизнесе в целом — в качестве управленческих решений. И аналитика здесь играет одну из главных ролей.

Компании, которые начинают раньше собирать данные и оптимизировать с их помощью процессы, получают преимущество над конкурентами.

Растёт потребность в аналитике, который организует сбор данных, систему отчётности и поможет руководителям проектов и команд регулярно получать ответы на adhoc-вопросы.

Получайте ценные инсайты и оптимизируйте бюджет с помощью аналитики.

Читайте также: