Какую деятельность могут осуществлять спортивные клубы

Обновлено: 02.07.2024

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, зрелище, коммуникация и т. д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационно-правовых форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

Физкультурно-спортивная организация может быть как коммерческой, так и некоммерческой, если только она не занимается образовательной деятельностью. В последнем случае организация может быть создана только в форме, предусмотренной для некоммерческих организаций.

Юридические лица, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.

В подавляющем большинстве случаев физкультурно-спортивные организации - это некоммерческие структуры.

Из предусмотренных законодательством РФ организационно-правовых форм физкультурно-спортивные организации без участия государства на практике создаются в одной из следующих форм:

  • Общественная организация (объединение), включая спортивные федерации;
  • Фонд;
  • Некоммерческое партнерство;
  • Автономная некоммерческая организация;
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Этапами создания физкультурно-спортивных организаций являются:

  • принятие учредителями решения о создании физкультурно-спортивной организации;
  • утверждение учредителями учредительных документов физкультурно-спортивной организации;
  • государственная регистрация физкультурно-спортивной организации.

УЧРЕДИТЕЛИ

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, тоже могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена в том числе одним лицом, за исключением некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), общественных организаций.

Не может быть учредителем некоммерческой организации:

1. иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

4. лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Учредительными документами физкультурно-спортивных организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками), – для общественных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций;

Решение об утверждении учредительных документов принимается протоколом на первом общем собрании учредителей (если учредителей более одного) или решением учредителя (если учредитель единственный).

Устав любой некоммерческой организации должен содержать:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью (т.е. руководящие и контролирующие органы, их компетентность, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае если НКО имеет членство);
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • порядок реорганизации и ликвидации некоммерческой организации.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Проконсультироваться по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций можно при личном обращении в Управление в установленные часы приема , а также по телефону. (792 -795).

2.1.3. Охрана здоровья граждан и развитие физической культуры и спорта.

2.2. Задачи Спортивного клуба:

2.2.1. Привлечение жителей Архангельской области к активным занятиям кикбоксингом, как благородным искусством самозащиты;

2.2.2. Пропаганда кикбоксинга и других родственных видов единоборств среди различных категорий населения Архангельской области;

2.2.3. Содействие физической и моральной подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

2.2.4. Содействие воспитанию молодых людей в духе патриотизма, национального достоинства, уважения к своей стране и личности.

2.3. Предмет деятельности Спортивного клуба:

Эффективная реализация целей и задач составляют предмет деятельности Спортивного клуба.

Спортивный клуб осуществляет деятельность по следующим направлениям:

2.3.1. Организация и проведение индивидуальных и коллективных тренировочных занятий по кикбоксингу и иным родственным ему видам единоборств (в том числе, посредством открытия спортивных секций);

2.3.2. Комплектование, подготовка, экипировка спортивных команд, а также отдельных спортсменов для участия в соревнованиях;

2.3.3. Выработка текущих и перспективных планов подготовки и участия спортсменов в соревнованиях в составе команд города Северодвинска и Архангельской области;

2.3.4. Организация и участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья спортсменов, поддержание их долголетней активной жизни;

2.3.5. Организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных мероприятий, направленных на укрепление здоровья граждан;

2.3.6. Осуществление учебно-методической работы по развитию физкультуры и спорта в Архангельской области;

2.3.7. Организация досуга молодежи и ветеранов спорта;

2.3.8. Обеспечение материально-технической базы для деятельности Спортивного клуба, в том числе, посредством приобретения спортивного инвентаря и формы, ремонта и поддержания на уровне санитарных норм спортивных сооружений и др.

2.3.9. Осуществление иных видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством и соответствующим целям создания Спортивного клуба.

3. Члены спортивного клуба.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА В ЧЛЕНЫ

3.1. Учредителями Спортивного клуба являются физические лица. С момента создания Спортивного клуба его учредители приобретают статус членов Спортивного клуба.

3.2. Членами Спортивного клуба могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица - общественные объединения, признающие настоящий устав, принимающие участие в деятельности Спортивного клуба и уплачивающие вступительные и членские взносы.

3.3. Прием в члены Спортивного клуба физического лица производится на основании письменного заявления кандидата, а общественного объединения, являющегося юридическим лицом, - на основании письменно оформленного решения соответствующего органа управления юридического лица – общественного объединения.

Письменные заявления (решения) о приеме в члены Спортивного клуба подаются на имя председателя правления Спортивного клуба, который осуществляет прием в члены Спортивного клуба.

Кандидат считается принятым в члены Спортивного клуба с момента издания соответствующего решения председателем правления.

3.4. Член Спортивного клуба вправе по своему усмотрению выйти из Спортивного клуба. Выход члена из состава Спортивного клуба осуществляется путём подачи письменного заявления на имя председателя правления.

3.5. Член Спортивного клуба может быть исключён из его состава в следующих случаях:

- если он не выполняет требования Устава и внутренних норм деятельности Спортивного клуба;

- если он осуществляет деятельность, нарушающую действующее законодательство, либо дискредитирующую цели создания Спортивного клуба.

- если он не уплачивает установленных взносов.

Решение об исключении из состава членов Спортивного клуба принимается правлением.

При выходе член Спортивного клуба не вправе требовать возврата ему внесенного им имущества, прекращения предоставленных им прав пользования имуществом и (или) нематериальных прав, а также передачи ему части имущества.

Читайте также: