Каково ваше мнение как будущих граждан казахстана по данной теме религии

Обновлено: 25.06.2024

Казахстан обладает редчайшей в мире, удивительной синкретичной культурой. И если проследить, как она сложилась , то можно получить ответ на вопрос о том, какое место и роль занимает Казахстан в Еврази

Религиозная динамика Казахстана: некоторые характерные особенности

Как известно тюркские страны объединены не только родством истории и языка, но и религии. В этой связи религиозное возрождение, которое переживает сегодня Казахстан, является одним из важнейших социальных ресурсов укрепления сотрудничества в рамках тюркского пространства. В Казахстане располагается важный духовный центр тюркского мира – мавзолей Ахмеда Яссави в городе Туркестан. Именно духовность является важным мерилом тюркского единства.

В этой связи в данной статье мы желали бы приоткрыть для турецких исследователей некоторые социологические аспекты, касающиеся религиозного развития Казахстана в контексте укрепления связей в тюркском мире.

Как показывают исследования, в настоящее время именно молодежь становится ключевым носителем религиозного и этнического сознания. То есть, именно молодые люди становятся в авангарде такой модернизации, которая бы способствовала росту этнокультурного и духовного самосознания.

Казахи относительно остальных этносов оказались с более выраженными религиозными убеждениями. Две третьих опрошенных казахов молодого возраста твердо сказали, что являются верующими (65,7%). Еще около 7% допускают наличие неких сверхъестественных сил, хотя к вере в Бога они еще не пришли. Примерно пятая часть казахов в возрасте до 29 лет не определились еще со своими убеждениями в этом контексте. Но лишь 3,5% представителей коренной национальности, группы молодежи не верят ни во что религиозное, у них заложена атеистическая программа.

Ислам представляет собой доминантную конфессию в Казахстане. Доля последователей Ислама в стране достигает 62,5%, то есть почти квалифицированного большинства.

На втором месте стоит христианство, которое исповедует каждый четвертый из опрошенных. Однако это поле дифференцируется на 3 составляющих. Православие исповедует порядка 23,9% респондентов. Далее идут различного рода секты, о принадлежности к которым признались 1,6% опрошенных (обычно это корейцы, немцы). К католической церкви себя относит порядка 1% респондентов (чаще это немцы, поляки, украинцы).

Этничность респондентов очень сильно влияет на их конфессиональную принадлежность. Казахи в абсолютном большинстве исповедуют Ислам. К Исламу себя отнесли 87,3% опрошенных казахов молодого возраста.

Русские представляют собой обратную казахам ситуацию, когда они в основе своей исповедуют Православие – 83%. Но этот показатель доминантной конфессии у русских меньше, чем у казахов. Одновременно у русских выше показатель исповедования Ислама (3%), то есть доминантной религии казахов. У казахов склонность принимать православие отмечена лишь в 0,2% интервью. Следовательно, между русскими и казахи здесь сложилась асимметрия в пользу большей твердости позиций этноконфессионального большинства, то есть казахов. Еще более выраженными ассимилятивными факторами отличаются представители этнических меньшинств. Здесь Ислам преобладает почти вдвое над православием (52 и 29% соответственно). Но здесь также высокая доля исповедующих сектантские учения (около 8%) и католицизм (4,2%).

Абсолютное большинство опрошенной молодежи не считает возможным свой переход в другую конфессию. Хотя большую твердость в этом проявляют казахи, затем русские и в меньшей степени другие национальности, то есть фактически этнические меньшинства. Значит твердость веры зависит от монолитности и позиций этнической группы. Этнические меньшинства проявляют меньшую принципиальность в вере, так как для них главный вопрос выживания.

Проблемы, сдерживающие расширение религиозного сознания в принципе общеизвестны. Это нехватка времени. Но действуют также незаинтересованность и слабая осведомленность населения. Сохраняеся и проблема нехватки культовых сооружений. В аграрных регионах юга респонденты обычно акцентировали дефицит времени, на севере, индустриальных центрах – чрезмерность религиозных ограничений.

Несмотря на то, что большинство молодежи считает себя верующим, однако на счет выполнения соответствующих религиозных обязательств дела обстоят намного хуже. Те, кто старается в полной мере исполнять требования своих религиозных общин меньшинство. По основным индикаторам (посещение мечети, соблюдение постов, чтение религиознвх книг) показатели составляют от 6 до 11%. Остальная часть либо все это делает как придется, то есть нерегулярно, либо вообще не делает.

В целом, до половины населения имеет в своем распоряжении религиозные книги и каждый второй из опрошенных в принципе отмечает, что им достаточно информации на религиозные темы. Однако это не может успокаивать. Относительно высокий уровень удовлетворенности молодежи имеющейся религиозной информацией означает, что они попросту не утруждают себя глубоким изучением темы и ухватывают обычно только внешние формы. Это прослеживается по тому, что по телевидению религиозные программы часто смотрит более 12% молодых людей, а религиозные книги читает всего 10%. Следовательно, молодежь наиболее уязвима перед религиозной пропагандой, которая могла быть подана в яркой, красочной и удобной форме, что обычно присуще западным сектам. Для восточных народов и казахов очень важен фактор лидеров общественного мнения.

Следует сказать, что каждый третий молодой человек желал бы уделять более существенное внимание религиозным вопросам, то есть некоторый существенный уровень невосполненного дефицита духовности и религиозной информации продолжает присутствовать. Его необходимо возмещать. Безусловно, у молодежи здесь препятствием служит динамика жизни, однако примерно на четверть проблема состоит в нехватке необходимой литературы.

Потребность в религиозной информации создается тем, что молодые люди проявляют намерение поддерживать традиции при прохождении важных жизненных вех. Религиозное сопровождение брак, рождения ребенка, поминальных мероприятий считает необходимым от 56 до 76% опрошенных. Естественно, что в этом плане молодые люди нуждаются в соответствующей квалифицированной информации, которая бы передавалась не только устным способом.

Молодежь также нуждается в неких научных исследованиях, пособиях, которые бы подсказывали им как вести себя в условиях смешанных браков. Ведь только 15% молодых людей твердо сказали, что против браков между людьми разной веры. Остальные с оговорками или без, но лояльны к этому явлению. Но как жить, сочетаться в этом нужна методическая помощь.

В этом плане вполне логично, что все эти проблемы должны разрешаться еще на дальних подступах, еще в школе. Поэтому среди молодежи преобладает мнение о целесообразности уроков духовности. 47,5% молодых людей поддерживают эту идею. Причем среди казахов этот уровень даже выше – 50,2%.

Молодые люди в этом плане не являются сторонниками радикальных действий. Основная часть из тех, кто поддерживает уроки духовности, полагает, что на первых порах можно ограничиться факультативными занятиями и опираться преимущественно на светских наставников, то есть учителей школ или преподавателей вузов. Однако это не означает, что духовные лица не должны привлекаться к урокам. Определенная часть респондентов полагает, что они также должны участвовать в уроках духовности. Если говорить о специализации занятий, то в принципе здесь каждая группа респондентов чаще просит то, что их больше всего интересует в зависимости от вероисповедания, к которому они относятся. Казахи чаще просят глубже изучать Ислам, русские – христианство.

Однако почти квалифицированное большинство опрошенных склоняется, что надо приоритетно изучать Ислам. Христианство стоит только на третьем месте. После Ислама идет общий урок религиоведения. Следовательно, так или иначе урок духовности в школах нужен, но вводить его нужно постепенно, возможно с единовременной акции, через факультативы. План уроков должен учитывать этноконфессиональную структуру казахстанского общества. Духовные лица должны привлекаться, но периодически. Уроки все же должны вестись под контролем светских преподавателей.

В целом религиозная тематика, так или иначе, но вентилируется в частных и общественных дискуссиях. При этом у десятой части населения это может быть главным предметом повседневных разговоров. Остальная общественная масса может использовать религиозные темы или отдельные мотивы лишь изредка в зависимости от контекста.

Религиозность в нашем обществе не стала нормой, но она же не является из ряда вон выходящим явлением. Квалифицированное большинство опрошенных не обращает особого внимания на то, что прохожие могут быть одеты в одежду, указывающую на их религиозную принадлежность. Тем не менее, интерес или любопытство это у определенной части опрошенных вызывает, что подтверждает светский характер нашего общества. Есть даже те респонденты, которые с сочувствием или даже раздражением относится к религиозным одеждам. Их меньшинство, но они основываются на том, что ни человек для религии, а религия для человека.

В публичном формате рейтинги ведущих конфессий оказались выше, чем, когда оценивалась доля их последователей. Так, Ислам в качестве востребованной религии оценило почти 72% респондентов. Рейтинг православия поднялся до 37%, католицизма – превысил 7%. Востребованность конфессий предопределяет и их влиятельность.

Среди населения преобладает консервативно-традиционное мышление. Причем в вопросах, касающихся религии, это проявляется еще в большей степени. Большинство опрошенных полагает, что религия – это вопрос духовно-культурного наследия, а не личного выбора или поисков граждан. Первое больше поддерживается в казахской среде, второе – в еврославянской и среди этнических меньшинств. В этой связи значительная часть опрошенных - до 40% против переходов граждан из конфессии в конфессию. Однако большинство все же либо готово одобрить, либо хотя бы понять, если такое произойдет по уважительным причинам, например, в результате брака. Тем не менее, казахи относятся к этому наиболее сдержанно.

В целом, среди населения прослеживается понимание, что религиозная среда в стране достаточно подвижна. Традиционные конфессии претерпевают давление со стороны новоявленных течений. И в этом плане все чаще склоняются, что главной причиной пополнения нетрадиционных сект именно обмирщенное сознание, отягощенное большим атеистическим прошлым. К этому добавляется агрессивная и напористая пропаганда чужеродных по своей природе для казахстанцев сект. Однако население впадает в сектанство из-за слабости своей духовности. Ислам здесь выступает как магистральная линия обороны.

Безусловно, респонденты за то, чтобы государство вело себя гибко в новых условиях. Однако опрошенных по большей части требуют, чтобы государство играло более активную роль в религиозных процессах. Население в целом сдержанно относится к тому, чтобы религия сама вовлекалась в политику, однако проявления религиозности у политиков вызывают доброжелательное отношение. Но это больше касается проявлений веры политиков, исповедующих Ислам. Это воспринимается менее благоприятно на севере, однако, учитывая этноконфессиональное большинство, это неизбежный тренд. В этом контексте большинство за то, чтобы к конфессиям было равное и нейтральное отношение. Вместе с тем, каждый третий за то, чтобы государство оказывало некоторую протекцию традиционным конфессиям. В силу того, что они обладают большой массой последователей, они нуждаются в информационной, материальной, политической опеке. Причем Ислам в этом нуждается в первую очередь как доминантная религия. В этом контексте характерно, только 47% казахов удовлетворены вниманием государства той конфессии, к которой относятся они сами.

Казахи как наиболее политизированная часть все же более предпочитает видеть религию с активной общественной миссией, но это меньше желают некоренные этносы из-за опасений исламизации.

Большинство – до 56% предлагают усилить налоговые льготы для религиозных общин, в особенности нуждающимся, под чем подразумеваются наиболее крупные конфессии, несущие большую социальную нагрузку. До 70% респондентов поддерживают строгий подход государства в проведении обязательной юридической регистрации религиозных общин.

В целом, большинство остается на позициях того, что граждане приоритетно должны подчиняться установлениям государства, то есть светской власти, а уже потом смотреть на религиозные предписания. Однако этот вопрос еще полностью не снят и требует специальной информационно-пропагандистской проработки.

Каждый второй из опрошенных готов защищать свои права, если они действительно будут нарушены. Однако опрошенные проявляют меньший энтузиазм к этому, если их начнут специально призывать посторонние лица включиться в активные формы протеста по поводу религиозных свобод. Это является проявленим социального иммунитета, когда респонденты не желают включаться в некие коллективные методы борьбы за религиозные права. Это свойственно для всех этнических групп, хотя казахи склонны более жестко реагировать на случаи ущемления их религиозных свобод. Это является проявлением психологии доминирующего этноса.

Вместе с тем, собственно оснований для защиты, в том числе радикальными способами, религиозных свобод на сегодня не наблюдается. Основная масса опрошенных молодых людей отметили, что не ощущают каких-либо ограничений их религиозных свобод. Это может быть связано не только с тем, что таких оснований нет в действительности, но и в том, что в стране очень мало людей с радикальными, фанатичными религиозными взглядами. Поэтому здесь люди могут легко уступать друг другу, угощаться пищей, сидеть за одним столом. Главное требование, чтобы не было вторжения в этническое, культурное пространство.

Таким образом, одним из ведущих вопросов является закрепление роли государства в религиозных процессах. Очень важный вопрос – это религиозное просвещение населения. По результатам опросам стало ясно, что потребность во введении специального урока духовности в школах давно назрела. Население еще со школьной скамьи должны знать основы вероучений и различать для себя традиционные и нетрадиционные конфессии, секты, запрещенные вероучения. Это должна быть тонкая и ненавязчивая работа. К ней должны подключаться и религиозные организации, в особенности те, которые представляют традиционные конфессии. Наибольший дефицит информации наблюдается по Исламу.

Достаточно ясно, что межконфессиональные отношения будут все больше отражаться на межэтнических отношениях. Смешение народов неизбежно, тем более что Казахстан строит единый народ. Но важно, чтобы среди населения, в особенности молодежи было четкое понимание, на какой платформе все это строительство будет идти. Поэтому нужно наращивание не только консолидирующих свойств государствообразующего этноса, но и Ислама. Ислам должен обладать более широкими публичными и общественными функциями. Здесь необходимо усиливать механизмы информационной и организационно-практической поддержки.

Читайте также: