Какой закон рф составлен в соответствии с международной конвенцией о правах ребенка

Обновлено: 05.07.2024

В XIX веке в системе англосаксонского права под воздействием общественных процессов, связанных с борьбой женщин за свои права, сформировалась доктрина "tender years" ("нежный" или "юный" возраст), согласно которой в случае развода родителей опека[2] над ребенком оставалась за матерью[3]. Стоит отметить, что именно эта доктрина легла в основу принципа 6 Декларации.

Уже с 20-х годов XX века судебные органы стали отдавать приоритет при решении вопроса о месте жительства малолетнего ребенка при раздельном проживании родителей матерям, во многом вследствие распространения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, согласно которой матери природой более приспособлены к воспитанию детей, а для ребенка мать является первым и самым важным объектом любви, в то же время отец рассматривается как препятствие в получении желаемого[4].

Как показывает устойчиво сложившаяся судебная практика, с 2015 года Принцип 6 Декларации активно стал применяться российскими судами в спорах об определении места жительства ребенка[5].

Сразу стоит отметить, что мы усматриваем определенные противоречия в применении данного принципа российскими судами, поскольку согласно действующим нормам Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ и международных нормативных правовых актов закреплен принцип равенства родителей между собой. В связи с чем мы полагаем, что столь неоправданно широкое применение данного принципа в любых детских спорах, приводящее к нарушению принципа равенства родителей и дискриминации прав отцов и иных членов семьи, незаконно и несправедливо.

Целью Конвенции 1980 года является обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных либо удерживаемых в договаривающемся государстве, а также соблюдения прав опеки над ребенком и доступа к ребенку, предусмотренных законодательством одного договаривающегося государства, в других договаривающихся государствах[7]. Судебные или административные органы договаривающихся государств должны принимать безотлагательные меры для возвращения детей[8].

Иначе говоря, положения Конвенции 1980 года направлены на быстрое возвращение незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка в страну его постоянного (обычного) проживания, поскольку неожиданное и часто насильственное перемещение ребенка из места, где он привык находиться, разлучение с родителем и часто с другими близкими родственниками нарушает его интересы[9].

Основываясь на Принципе 6 Декларации и оставляя ребенка с матерью, суды, рассматривающие спор о возврате незаконно перемещенного/удерживаемого ребенка на территории РФ по правилам Конвенции 1980 года, тем самым, игнорируют цели и задачи Конвенции 1980 года, смещая фокус рассмотрения дела с вопроса о незаконности перемещения/удержания ребенка на вопрос разлучения ребенка с матерью, который подлежит выяснению в спорах об определении места жительства ребенка, ограничении/лишении родительских прав.

Зачастую суды не учитывают, что спор о возврате незаконно перемещенных/удерживаемых детей не является спором об определении места жительства ребенка, и суд не обладает юрисдикцией по рассмотрению споров по существу между родителями о месте жительства ребенка[10]. Данный спор подлежит рассмотрению судебными и административными органами государства обычного места жительства ребенка, что прямо следует из ст. 5 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19.10.1996.

Немало важно также то, что Декларация не обладает обязательной юридической силой, в то время как обязательной для всех стран-участниц является Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в силу п. 3 ст. 9 которой государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

В соответствии с Руководством по применению Конвенции о правах ребенка, подготовленным ЮНИСЕФ, автоматическое применение правила о том, что дети остаются с матерями без учета нужд и интересов конкретного ребенка, противоречит Конвенции о правах ребенка[11].

Кроме этого, из буквального толкования положений Принципа 6 Декларации не следует, что ребенок должен быть оставлен с матерью, а не с отцом. Согласно принципу 6 Декларации ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании; он должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Иное толкование свидетельствовало бы о дискриминации прав отцов и иных членов семьи.

Иными словами, на наш взгляд, Декларация не должна подменять нормы Конвенции о правах ребенка, и подход российский судов некорректен, в тех случаях, когда для обоснования политически нужной позиции принцип 6 Декларации используется для того, чтобы обосновать отступление от прямой нормы Конвенции о правах ребенка.

Суды основывают решения об отказе в удовлетворении исковых требований о возврате незаконно перемещенных/удерживаемых детей на положениях принципа 6 Декларации. Так, в 6-ти случаях из 7-ми, в которых применялся принцип 6 Декларации, суды отказывали в удовлетворении исковых требований о возвращении ребенка, что подтверждает, что применение данного принципа неизбежно влечет к отказу в иске.

Тем не менее, на наш взгляд, важно учитывать, что положения принципа 6 Декларации не являются основанием для отказа в удовлетворении иска о возврате незаконно перемещенного/удерживаемого ребенка.

Статьей 13 Конвенции 1980 года четко определены исключительные случаи, при установлении которых суд вправе отказать в возвращении детей в государство их постоянного жительства. При этом бремя доказывания исключительных обстоятельств лежит на лице, возражающем против возврата детей.

Исключения, сформулированные в ст. 13 Конвенции 1980 года, не предусматривают такого основания, как малолетний возраст ребенка и отказ матери возвращаться в страну постоянного проживания ребенка. В связи с чем данное обстоятельство не должно иметь решающего значения при решение вопроса о возвращении ребенка.

Таким образом, на наш взгляд, недопустимо применять принцип 6 Декларации в делах о возврате незаконно перемещенного/удерживаемого ребенка в страну его обычного (постоянного) места жительства, тем самым, игнорируя цели и задачи Конвенции 1980 года и фактически ущемляя права отцов и иных членов семьи.

[1] Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

[3] "Споры о детях: традиционные ценности и судебная практика: Монография" (Якушев П.А.) ("Проспект", 2018)

[5] "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) (ред. от 26.04.2017)

[6] Тверской районный суд города Москвы, Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга, Первомайский районный суд города Ростова-на-Дону, Пятигорский городской суд, Канавинский районный суд города Нижнего Новгорода, Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга, Центральный районный суд города Новосибирска, Центральный районный суд города Хабаровска (ч. 2 ст. 244.11 ГПК РФ)

[7] Ст. 1 Конвенции 1980 года

[8] Ст. 11 Конвенции 1980 года

[9] Хазова О.А. Принцип 6 Декларации ООН прав ребенка 1959 года в контексте Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. N 6. С. 203.

[10] Ст. 16, 19 Гаагской Конвенции, ст. 244.14 ГПК РФ

[11] Ходжкин Р. Нэвэлл П. «Руководство по применению Конвенции о правах ребенка. 3-е издание, Женева, ЮНИСЕФ, 2007, Стр. 127 (Hodgkin R., Newell P. Implementation Handbook for the UN Convention on the Rights of the Child. UNICEF. 3rd ed. Geneva: UNUCEF, 2007. P. 127)

[12] Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. Научно-практический комментарий. С. 155

a girl smiling

Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, которые определены как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция постановляет что, государства-участники должны обеспечивать специальными меры защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информирмацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений.

Как было решено, что следует включить в Конвенцию о Правах Ребенка?

Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.

Как Конвенция о Правах Ребенка защищает права детей?
Как Конвенция о Правах Ребенка определяет ребенка?
Каковы руководящие принципы Конвенции?

Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первостепенное значение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязанность государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.

Каково видение ребенка в Конвенции о Правах Ребенка?

Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав. Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка таким образом твердо ставит акцент на целом ребенке.

Чем отличается Конвенция о Правах Ребенка?

Конвенция:

  • Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории - она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
  • Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей.
  • Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны соблюдать и уважать.
  • Была признана негосударственными организациями.
  • Является справочным материалом для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
  • Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
  • Вновь подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим ценности прозрачности и общественного контроля.
  • Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития.
  • Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.
Сколько стран ратифицировали Конвенцию о Правах Ребенка?

Конвенция о Правах Ребенка является наиболее быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше, чем любой другой договор в области прав человека за всю историю - 196 стран стали государствами-участниками Конвенции по состоянию на октябрь 2015 года. Только Соединенные Штаты Америки не ратифицировали Конвенцию. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать, но еще не сделали этого.

Как международное сообщество контролирует и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?

Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.

Какие шаги побуждают правительства предпринять Конвенцию о Правах Ребенка и Комитет по правам ребенка?

В своих обзорах страновых докладов Комитет настоятельно призывает правительства всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и осуществлении политики, в том числе: имея национальный план для детей, следя за тем, какая часть бюджета расходуется на детей, проводя регулярные оценки воздействия во всех государственных ведомствах с использованием надежных данных о жизни детей и наличия независимого омбудсмена по делам детей.

В каких областях Конвенция о правах ребенка была наиболее эффективной?

За 30 лет, прошедших после принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась за счет постепенного осуществления прав и выполнения обязательств, закрепленных в Конвенции и трех ее Факультативных протоколах. Конвенция вдохновила изменения во всех частях света, включая:

  • Включение принципов прав ребенка в законодательство
  • Создание межведомственных и междисциплинарных органов по вопросам прав ребенка.
  • Разработку национальных программ для детей
  • Содействие уполномоченным по правам детей или уполномоченным по правам детей
  • Реструктуризацию бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
  • Вмешательства, направленные на выживание и развитие ребенка
  • Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
  • Создание возможностей для детей выражать свои взгляды и быть услышанными
  • Расширение партнерских отношений для детей
  • Оценку воздействия мер на детей.
Как ЮНИСЕФ использует Конвенцию о Правах Ребенка?

ЮНИСЕФ является единственной организацией, специально названной в Конвенции о Правах Ребенка в качестве источника экспертной помощи и совета. Конвенция предоставляет ЮНИСЕФ указания относительно областей, которые должны быть оценены и рассмотрены, и является инструментом для измерения прогресса, достигнутого в этих областях. Помимо сохранения акцента на выживании и развитии детей, ЮНИСЕФ должен учитывать положение всех детей, анализировать экономическую и социальную среду, развивать партнерские отношения для усиления ответных мер (включая участие самих детей), поддерживать вмешательства на основе -дискриминация и действия в наилучших интересах ребенка.


20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня яв­ляется международным законом.

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Статья 1

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ре­сурсов осуществлять социальные, экономические и куль­турные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходи­мо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его роди­тели. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Статья 9

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Статья 10

Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброже­лательно, гуманно и быстро,

Статья 12-15

Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо зас­лушать его показания и действовать прежде всего в его ин­тересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и веро­исповедания должны уважаться.

Статья 18

Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

Статья 19

Ребенок имеет право на защиту от физического и пси­хического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статьи 20-21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтерна­тивное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с дей­ствующими законами.

Статья 22

Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родите­лями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Статья 23

Любой ребенок с физическими или психическими не­достатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Ребенок имеет право на полноценное медицинское об­служивание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недо­еданием, а также над ликвидацией традиционных и опас­ных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статьи 28 – 29

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образо­вание. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, раз­вивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 30

Ребенок, принадлежащий к национальному меньшин­ству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

Статья 31

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономического ис­пользования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

Статья 33

Ребенок имеет право на защиту от незаконного потреб­ления наркотиков.

Статья 34

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуально­го насилия и использования в проституции и порнографии.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекать­ся.

Статья 37

Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жес­токости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы. Ребенок не должен караться пожизнен­ным заключением или смертной казнью. С каждым лишен­ным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с ува­жением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь. Ребенок, находящийся в заключе­нии, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Статья 38

Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использовать­ся для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запре­щается вербовать в солдаты детей такого возраста для учас­тия в вооруженных конфликтах.

Статья 39

Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, исполь­зования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на ре­абилитацию и приспособление к жизни общества.

Статья 40

Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способ­ствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей.

Статья 41

Права Конвенции не действуют, если другие нацио­нальные законы предоставляют ребенку лучшие возможно­сти для осуществления его прав.

Статья 42

Государства , присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постанов­лениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43 – 45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдатель­ный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации так­же имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46 – 54

Правила, касающиеся присоединения государств к Кон­венции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

К разработке конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже. Конвенция — это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложность и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.

Конвенция о правах ребенка является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Государства-участники этой конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм конвенции, мы представили их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Конвенция о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.):

  • на жизнь
  • на имя
  • на равенство в осуществлении своих прав
  • другие права


Права, обеспечивающие семейное благополучие ребенка

  • забота родителей о детях
  • обязанности государства помогать детям, оставшимся без родителей
  • другие права


Права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка

  • право свободно выражать свое мнение
  • право объединяться в ассоциации
  • право иметь свободу мысли
  • право свободы совести и религии
  • другие права


Права, обеспечивающие здоровье детей

  • право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения
  • другие права


Права, защищающие ребенка

  • от экономической и другой эксплуатации
  • от привлечения к производству и распространению наркотиков
  • от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы
  • другие права


Права, способствующие образованию детей и их культурному развитию

  • право на бесплатное образование
  • право на пользование культурой
  • другие права


Согласно конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Интересное положение конвенции — признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам "должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением.

В кинофильме "Доживем до понедельника " старшеклассники писали сочинение на тему "Что такое счастье?" У одного ученика оказалось самое короткое сочинение. Он просто написал: "Счастье — это когда тебя понимают".

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция о правах ребенка охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.

Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции о правах ребенка обращена к правительственным органам, учреждениям, организациям - наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна также подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


Тест с готовыми ответами содержит ответы на тему: "Права ребенка". Он содержит 20 вопросов, связанных с законодательством, правами ребенка, мировоззрением и другими правовыми документами.

Содержимое разработки

Преподаватель: Ахмедова Э.А.

Какие из перечисленных прав, закрепленных в конституции РФ, относятся к личным

1. Право участвовать в управлении делами государство

2. Право на жилище

3. Право на жизнь

4. Право на неприкосновенность личности

С какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд за защитой своих прав?

Выберите один ответ:

Согласно международному законодательству ребенок обладает правами:

Выберите один ответ:

1. с момента рождения

2. по достижению 14 лет

3. по достижению 16 лет

4. по достижению 18 лет

На основании Конвенции о правах ребенка насилие в отношениях детей является нарушением прав человека. Насилие нарушает:

Выберите один ответ:

1. право на равную защиту

2. право не подвергаться жестокому обращению

3. право на стандарты эмоционального состояния

4. право на жизнь и физическую неприкосновенность

Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

Выберите один ответ:

1. не вмешивается, если не угрожает жизни и здоровью ребенка

3. никогда не вмешивается

4. контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях

Может ли ребенок быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции?

Выберите один ответ:

3. да, но только в чрезвычайных случаях

Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находится под защитой:

Выберите один ответ:

1. государства

3. органов загса

К законным представителям ребенка относятся:

Выберите один ответ:

2. усыновители (удочерители), опекуны, попечители

3. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка

4. все выше перечисленные

По определению ООН, подросток – это лицо в возрасте:

Выберите один ответ:

1. от 12 до 19 лет

2. от 10 до 19 лет

3. от 12 до 18 лет

Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …

Выберите один ответ:

3. Конвенция

Выберите один ответ:

Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …

Выберите один ответ:

Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …

Выберите один ответ:

2. реабилитация

Права учащихся образовательного учреждения определяются…

Выберите один ответ:

1. Общим собранием родителей

2. Уставом образовательного учреждения

3. Типовым положением об образовательном учреждении

Выберите один ответ:

3. личную неприкосновенность

Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:

Выберите один ответ:

Реализуя право детей на здоровье, страны, ратафицировашие Конвенцию о правах ребенка, обязуются:

Выберите один ответ:

1. бороться с болезнями и недоеданием детей

2. распространять санитарную информацию

3. сокращать детскую смертность

4. все выше перечисленное

5. обеспечивать дородовой и послеродовой уход за ребенком

Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

Выберите один ответ:

1. если это не наносит вреда другим

4. по разрешению старших

Какой международный документ был принят в 1959г. Генеральной Ассамблеей ООН?

Выберите один ответ:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Конституция о правах ребенка

3. Международный пакт о правах ребёнка

4. Декларация прав ребёнка

Что делают государства-участники, принявшие Конвенцию для осуществления права ребенка на образование на основе равных возможностей?

Выберите один ответ:

1. вводят бесплатное и обязательное начальное образование

2. принимают такие меры как введение бесплатного среднего образования (общего и профессионального) и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей

3. поощряют развитие различных форм среднего образования, обеспечивают его доступность

4. все ответы правильные


-75%

Читайте также: