Руководитель высшего звена это какие должности

Обновлено: 05.07.2024

Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров.

Кто является руководителем среднего звена?

Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. . Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации.

Какие задачи решают руководители среднего звена?

Руководители среднего звена, как исправляло , занимаются координированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, а также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена.

Кто относится к среднему уровню менеджеров?

Менеджерами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т. д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений.

Кто такие менеджеры высшего звена?

Менеджеры высшего звена — топ-менеджеры, высший административно-управленческий состав. Это малочисленная группа менеджеров. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек.

Что относится к высшему уровню управления?

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации.

Какой уровень управления является буфером между высшим и низшим уровнем?

Кто считается руководителем организации?

273 ТК РФ руководителем признается физическое лицо, осуществляющее руководство организацией, в том числе осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор и т. п.).

Что показывает форма пирамиды управления?

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением.

Чем занимаются менеджеры среднего звена?

Менеджер среднего звена — это начальник подразделения фирмы, у которого в подчинении находится несколько сотрудников. Обычно от двух до десяти. По сути, он — посредник между высшим руководством организации и её низшими звеньями.

Как определить количество уровней управления?

Количество уровней управления во многом определяется особенностями разделения управленческого труда по вертикали, а само это разделение — масштабом и структурой производства, а также объемом информации, циркулирующей по вертикали.

Какие существуют виды менеджмента?

  • инновационный менеджмент,
  • производственный менеджмент,
  • финансовый менеджмент,
  • международный менеджмент,
  • экологический менеджмент,
  • менеджмент маркетинга,
  • персональный менеджмент.

Что является продуктом труда менеджера?

Если предметом и продуктом труда менеджера вообще является информация, сбором, переработкой и передачей которой он занят, то продуктом труда менеджера-руководителя является командная информация, получаемая в процессе принятия решения. .

Какая зарплата у менеджера среднего звена?

В сфере HR зарплата менеджера по персоналу у директора составляет 250-450 тысяч, у менеджера среднего звена – 160-280 тысяч, и от 55 до 110 тысяч у специалистов-управленцев.

Чем топ менеджеры отличаются от менеджеров среднего и низшего звена?

Менеджеры высшего звена управления (топ-менеджеры) 60% своего рабочего времени уделяют решению стратегических задач, 25% - решению тактических задач и 15% - принятию оперативных решений. . Менеджеры среднего уровня контролируют и координируют работу менеджеров низового уровня.

В зависимости от места в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, объемом полномочий, диапазоном и формой контактов.

К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3−7%. Их работа интернациональна по масштабам, требует большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме, не регламентируется нормами выработки или времени.

В деятельности руководителей высшего уровня преобладают безличные формы и связи с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы), систематические контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки) и эпизодические.

Высшие руководители организации определяют ее миссию, цели и политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Их обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Команда высшего руководителя:

  1. Принимает стратегические решения и формирует механизмы, обеспечивающие их реализацию.
  2. Осуществляет общую организацию и координацию деятельности исполнителей, определяет политику в области их стимулирования.
  3. Совершенствует систему управления в целом и ее отдельные элементы.
  4. Осуществляет внешние связи.

Команда высшего руководства характеризуется более высоким интеллектуальным уровнем и социальным статусом по сравнению с коллективом исполнителей, что дает ей экономические, социальные, административные, правовые, нравственные, психологические преимущества.

Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем или, по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками) и являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

Члены команды подбираются, исходя из перспективных и текущих целей (задач) организации (подразделения) и с учетом их деловых, организаторских, нравственных качеств, психологической и социально-психологической совместимости, традиций и стиля руководства, обеспечения преемственности руководства.

Единство команды высшего руководства полностью отражается на единстве исполнителей и эффективности работы коллектива.

В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение имуществом без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40−60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны.

Через подчиненных руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично-самостоятельно, частично выходя с предложениями к руководству организации), поощрять или наказывать своих подчиненных.

Появление информационных технологий стало одной из причин снижения числа менеджеров среднего звена (что было предсказано еще в 1958 г. ), так как в прежних условиях они не столько руководили, сколько передавали информацию, а если и отдавали распоряжения, то рутинные. В некоторых крупных фирмах их число сократилось на 20−40%.

Это потребовало новых навыков и знаний, понимания финансов, маркетинга, психологии людей, приблизило менеджеров среднего звена к высшему руководству, увеличило их права и ответственность, дало возможность влиять на выработку политики и стратегии.

Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежит ему (и многие начинают здесь свою карьеру). Их деятельность состоит в оперативном решении небольших по масштабам задач — (мастера затрачивают на них в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более 2 недель). Около половины рабочего времени уходит при этом на общение с исполнителями.

Именно на низовых руководителей ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных; обеспечение условий выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

Таким образом, в сфере управления происходит разделение труда: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленности решений; другие, подчиненные им руководители, непосредственно осуществляют их реализацию.

Иерархия руководителей организации может быть представлена в виде уровней управления, которые включают средний, высший и низший уровень.

Руководители низшего звена включены в самую большую группу и состоят из операционных руководителей, которые осуществляют контроль выполнения производственных заданий, использования ресурсов (сырье, оборудование, персонал).

К младшим начальникам или низшему звену можно отнести мастера, старшую медсестру, заведующего отделом, сержанта, заведующего лабораторией и др. Руководители низшего звена выполняют разнообразную работу, которая характеризуется частым переходом от одного вида деятельности к другому.

В целом большая часть руководителей представляет собой руководителей низового звена и много сотрудников начали свою управленческую карьеру именно в роли руководителя низшего звена.

Иерархия управления организации

Пирамида или иерархия руководителей организации может выстраиваться в соответствии с дифференциацией по рангу командной власти, компетенцией принятия решений, авторитетом, положением.

Иерархия руководителей организации является инструментом реализации целей предприятия, гарантируя сохранение системы. Чем выше будет иерархический уровень, тем больший объем и комплекс исполняемых функций, ответственности, доли стратегических решений и доступа к информации. В то же время возрастают требования к квалификации и личная свобода управления. Соответственно, чем ниже уровень, тем более просты решения, включая долю оперативных видов деятельности.

Форма пирамиды (иерархия) используется для отражения того факта, что каждый последующий уровень управления включает в себя меньшее количество людей, чем предыдущие уровни.

Руководство среднего звена

Руководители среднего звена

Иерархия руководителей организации представлена также руководителями среднего звена, которые осуществляют контроль работы руководителей низшего звена, передавая обработанную информацию руководителям верхнего звена. К должностям данного уровня можно отнести заведующего магазином, декана и др.

Для руководителей среднего звена характерен более высокий уровень ответственности. Так, в некоторых больших компаниях может быть огромное число руководителей среднего звена, что возникает потребность разделить данную группу. Когда происходит такое разделение, то возникают два уровня:

  1. верхний уровень среднего звена,
  2. низовой уровень среднего звена управления.

Среднее звено иерархии руководителей

Руководители среднего звена в большинстве случаев могут возглавлять крупные подразделения или отделы компании, при этом характер их работы в большей мере заключается в содержании работы подразделений. К примеру, деятельность производственного начальника промышленного предприятия в основном заключается в координации и управлении работой руководителей низшего звена иерархии. Они проводят анализ информации о производительности труда и взаимодействии с инженерами в процессе разработки новых изделий.

Чаще всего иерархия руководителей среднего звена является буфером между руководителями высшего и низшего звеньев. Руководство среднего звена готовит информацию для решений, которые принимают руководители высшего звена.

Руководители среднего звена в качестве социальной группы испытывают сильное воздействие различных изменений экономического и технологического характера. Например, внедрение персональных компьютеров способствовало ликвидации некоторых функций руководителей среднего звена. Произошло изменение других функций, дав возможность высшему руководству получать сведения непосредственно на рабочем месте из первоисточника, без её фильтрации на уровне руководства среднего звена.

Руководители высшего звена

Иерархия руководителей организации на своей верхушке имеет самую малочисленную категорию, представленную руководителями высшего звена. Они разрабатывают и реализуют стратегию организации, отвечая за принятие особо важных для нее управленческих решений. К должностям, занимаемым руководителями высшего звена, можно отнести президента компании, министра, ректора и др. Работа высшего руководителя весьма ответственна, поскольку в большей мере связана с умственным трудом. Эта группа руководителей чаще всего должна принимать управленческие решения.

Т.И. Юркова, С.В. Юрков
Экономика предприятия
Электронные учебник

МОДУЛЬ 5.1. СОСТАВ И СТРУКТУРА КАДРОВ

В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура кадров предприятия.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры – это организаторы производства различных уровней.

В России персонал промышленных предприятий делится прежде всего на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием: рабочие производственных цехов и участков, заводских лабораторий, управленческий персонал. К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в непроизводственной сфере: жилищно-коммунальных хозяйствах, детских садах, столовых, принадлежащих предприятию и т.д.

По характеру выполняемых функций в соответствии Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.

Рабочие, в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным – с обслуживанием производства.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.

Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным. Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.

По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.

К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.

Руководители среднего звена – это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.

Руководящие работники высшего звена – это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.

К специалистам относятся работники, интеллектуального труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры).

Служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся агенты по снабжению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы .

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия – вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта.

Специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

1. Заместитель начальника цеха включается в категорию 2. В состав промышленно-производственного персонала не включаются 3. К разряду функциональных руководителей следует отнести


Чтобы разобраться в том, кто это, топ-менеджер, и что он делает для организации, нужно сначала определиться с терминологией. В официальных классификациях такой профессии нет. Топами обычно называют руководителей верхней части иерархии — они несут ответственность не за конкретный процесс, а за систему целиком. Если собственники дали такие полномочия, они могут определять векторы развития предприятия.

От топ-менеджеров обычно требуют не просто досконального понимания сферы деятельности и высокого уровня управленческих навыков. Если вы нацелены на такую должность, придется развивать soft skills, метанавыки и еще массу других качеств и компетенций.

Чем топ-менеджер отличается от обычного руководителя

На практике, в большинстве крупных компаний обычно не больше 5-15 топ-менеджеров. Проще всего распознать свою роль в предприятии через вопрос — кто является вашим боссом. Если вы руководите отделом разработки, а ваш начальник директор по ИТ, то нет, ваша позиция связана с линейным руководством. Если же вы подчиняетесь генеральному директору, а работаете с руководителями отделов и отвечаете за результаты направления в целом — то можно говорить о топ-позиции.

  • Директора по продажам.
  • Управляющего ИТ-отделом.
  • Главу HR-департамента.
  • Директора по маркетингу.
  • Операционного директора.

Чем занимается топ-менеджер

  • Реализовывать политику и стратегию компании, принятые собственниками или советом директоров — выполнять поставленные цели, достигать задач бизнес-планов, формировать и выполнять бюджеты.
  • Business judgement — принимать деловые решения. Придется решать конфликты, настраивать систему работы и взаимодействия между отделами.
  • Налаживать бизнес-процессы с коллегами, топ-менеджерами других направлений.
  • Постоянно находиться в потоке бизнеса, понимать настроения в компании, вести процессы и вовремя принимать решения об изменении стратегии или направления работы.
  • Hard skills — если занимаетесь маркетингом, быть в курсе оптимальных решений по рекламе. Если ИТ — понимать, какие новшества стоит внедрять, а какие могут принести убытки даже от тестирования.

Какими навыками и качествами должен обладать топ-менеджер

Кроме управленческих качеств и знаний в предметной области, такой руководитель должен обладать развитыми soft skills и особыми качествами.

Мастерство переговоров

  • Умение отстаивать собственные интересы. В бизнесе давление на оппонента является естественным инструментом. Менеджер должен уметь стоять на своем даже в невыгодной ситуации.
  • Умение управлять своими эмоциями. Без стрессоустойчивости на переговорах вас могут принудить заключить невыгодную сделку.
  • Умение управлять эмоциями оппонента. Иногда стоит успокоить коллегу или конкурента, а иногда, наоборот, вывести из себя — пользуйтесь этим как инструментом переговоров.

Старайтесь проводить как можно больше переговоров, экспериментируйте.

Метанавыки

Это качества и навыки будущего. Желание меняться, учиться, адаптироваться к изменениям ситуации, быть гибким. В освоении таких качеств поможет практика осознанности — ведь это скорее изменения и полировка характера, чем просто умения.

Lifelong learning

Этим термином называют общую концепцию непрерывного самообразования. Что важно — воспринимать обучение не как конечный процесс, а как постоянный путь. Процесс ради процесса.

Привыкнув к концепции Lifelong learning, вы не будете задаваться вопросами о поиске мотивации к обучению — вы будете просто постоянно развиваться как в профессиональных, так и в личностных качествах.

  • Эмпатия и навыки общения. Это помогает развивать клиентский сервис и лучше понимать потребности аудитории. А чем лучше это понимание, тем эффективнее становится бизнес.
  • Критическое мышление. Особенно важно в эпоху информационной перегрузки. Вовремя понять, какая мысль важна, а какая нет, какие инновации стоит внедрять, а какие наоборот, лучше игнорировать — отличное конкурентное преимущество менеджера.
  • Творческий подход. Креативность сейчас называют одним из самых важных навыков будущего. Любознательность, непредвзятость, умение посмотреть на проблему с необычного ракурса — все это полезные качества для лидера.

Самый важный навык 21 века

Наконец, о главном — умении концентрироваться. Если вы можете сосредоточиться на задаче и жестко планировать свое внимание — вы уже работаете эффективнее большинства своих коллег.

Что делать, чтобы стать топ-менеджером

  • Инициативность — стать большим боссом без стремления делать больше, чем предписано вашим трудовым контрактом, вряд ли получится. Старайтесь максимально быстро развиваться, расширять свое портфолио, браться за сложные проекты.
  • Ответственность за результат — инициативность без результата только повредит. Тщательно взвешивайте свои решения, еще до старта определитесь, каким должен быть итог проекта, как вы будете отслеживать эффективность своего отдела. — чем больше вы умеете, тем лучше. Не акцентируйте внимание только на своей сфере деятельности. Изучайте больше сторонних навыков, погружайтесь в процессы компании, больше общайтесь с коллегами. Чем лучше вы знаете бизнес, тем больше шансов у вас получить повышение. Образование топ-менеджера — это бесконечный процесс.
  • Структурируйте знания. Если с обычной должностью еще есть возможность сначала получить повышение, а уже после подтянуть знания, то в топ-менеджменте на такой подход не стоит рассчитывать. Никто не сделает руководителем ИТ-департамента просто менеджера сервиса. Получите профессиональное образование, окончите курсы. Используйте полученные знания на текущей должности, выделяйтесь среди коллег.
  • Займитесь нетворкингом — вас должны знать и уважать не только подчиненные, но и другие представители отрасли. Полезным будет знакомство с практиками управления и бизнеса — инициативного менеджера заметят и запомнят. Кстати, в этом тоже поможет образование — в хорошей школе преподают практики и эксперты рынка, они всегда обращают внимание на перспективных студентов.

Конечно, еще много зависит от удачи и стечения обстоятельств. Но есть такая поговорка: шансов попасть в нужное время в нужное место намного больше у того, кто двигается, чем у того, кто просто сидит на месте.

Читайте также: