Какой вред национальной безопасности приносит легализация доходов нажитых преступным путем

Обновлено: 27.05.2024

В юридическом и законодательном контексте это выражение впервые появилось в США в 1982 г. С тех пор оно употребляется во всем мире. Хотя исторические корни возникновения этого термина относят к 30-м гг. XX века, когда американские гангстеры легализовывали наличные средства, полученные от рэкета, проституции и реализации наркотиков и алкогольных напитков, через систему прачечных. Наличные средства уплачивались за якобы оказанные услуги по чистке одежды.

Как действие, которое подпадает под статью уголовного кодекса, отмывание денег привлекло к себе внимание в 80-х гг. XX столетия, и главным образом в контексте контрабанды наркотиков. Правительства многих стран вынуждены были признать, что криминальные организации и их огромные прибыли от наркобизнеса могут смертельно заразить и коррумпировать государственные структуры всех уровней. С целью предотвращения этого было принято решение создать соответствующую законодательную базу. Краткое определение отмывания денег звучит, как процесс сокрытия сомнительного источника финансовых средств и превращения их в легальные.

  • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (статья 3)
  • Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (статья 6)
  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (статья 6)
  • Конвенция ООН против коррупции 2003 г. (статья 23)

Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г. (9 статья)

Каковы масштабы отмывания денег в мире?

По оценкам экспертов Международного валютного фонда, объем ежегодно отмываемых денег составляет 2-5% мирового ВВП, который (рассчитанный по паритету покупательной способности – ППС) в докризисном 2007 г. составил 72,5 трлн. долл. Нехитрый подсчет показывает, что в 2007 г. по всему миру было отмыто 1,45-3,62 трлн. долл.

В чем заключается общественная опасность отмывания денег?

Преступления, связанные с отмыванием денег, не очевидны для обывателя. Однако жертвой финансового мошенничества может стать любой из нас. Финансовые пирамиды, махинации с банковскими картами, валютные спекуляции, преднамеренные банкротства и рейдерские захваты градообразующих предприятий! Все это – распространенные формы экономических преступлений, пострадать от которых может каждый.

Легализация преступных доходов создает серьезные препятствия рыночным преобразованиям, осуществляемым во всех сегментах общественной жизни, чем нарушает нормальное функционирование экономики и основных экономических институтов, подрывает способность органов государственной власти контролировать финансовую систему страны и управлять ею.

Повышенная общественная опасность легализации преступных доходов обуславливается не только ее прямой связью с деятельностью организованных преступных групп и сообществ, а также террористической деятельностью, но и тем, что данная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер.

Легализация преступных доходов приобрела такие масштабы, что может служить источником финансовых и экономических потрясений для любого государства мира, а ущерб от финансирования терроризма определятся не только материальными убытками, но и невосполнимой потерей тысяч человеческих жизней.

Что представляет собой национальная организационная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма?

С организационной точки зрения национальная система ПОД/ФТ состоит из следующих элементов:

  • Подразделение финансовой разведки (ПФР) – осуществляет сбор, обработку и анализ информации о подозрительных и необычных операциях и сделках. В некоторых случаях ПФР может запрашивать у подотчетных организаций дополнительную информацию. При наличии достаточных оснований того, что операция или сделка была совершена в целях отмывания денег ПФР передает соответствующую информацию в правоохранительные органы.
  • Подотчетные организации (банки, страховые компании, иные финансовые институты и т.д.) – данные организации направляют в национальное подразделение финансовой разведки информацию о подозрительных и необычных операциях и сделках.
  • Надзорные органы – осуществляют надзор над подотчетными организациями, в том числе в части соблюдения ими национального законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов, а также передают в ПФР (и получают из ПФР) информацию о допущенных нарушениях со стороны подотчетных организаций.
  • Правоохранительные органы – получают от ПФР информацию о возможных фактах отмывания денег, проводят расследования по ним и передают уголовные дела в суд. При этом в некоторых странах ПФР являются частью правоохранительных органов, и в этих случаях правоохранительные органы не следует выделять в отдельный блок.
  • Судебная система – принимает решение по уголовным делам.

Иностранные ПФР – запрашивают и получают от ПФР других государств информацию, необходимую для проведения финансовых расследований, проводят совместные расследования.

Что означает аббревиатура ПОД/ФТ?

Что такое ФАТФ и 40 Рекомендаций?

Основным документом ФАТФ являются 40 Рекомендаций, представляющих собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Рекомендации были опубликованы в 1990 г. В 2001, 2003 и 2012-м гг. претерпели существенные изменения.
40 основных Рекомендаций ФАТФ включают в себя правовые основы борьбы с отмыванием денег. Это свод правил, регламентирующий деятельность финансового и банковского секторов, бизнеса, правоохранительных органов, и перечень мер по противодействию криминалу. В частности, рекомендации предписывают государствам ввести уголовную ответственность за деятельность по отмыванию нелегальных доходов. При этом ФАТФ опирается на Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятую в 1988 г. в Вене, и Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.).
В октябре 2004 г. ФАТФ дополнительно приняла 9 Специальных рекомендаций, разработанных после событий 11 сентября 2001 г. Они направлены на противодействие финансированию террористической деятельности. Девять Рекомендаций ФАТФ предлагают странам устанавливать уголовную ответственность в случае выявления фактов финансирования террористических групп, немедленно замораживать счета и активы, производить арест имущества организаций и частных лиц, причастных к данной противоправной деятельности. В случае возникновения подозрений финансовые организации обязаны предоставлять соответствующую информацию компетентным органам.

В 2012 году ФАТФ внес изменения и пересмотрел 40+9 рекомендаций, создав 40 новых рекомендаций, контролирующих процесс ОД/ФТ/ФРОМУ.

Зачем нужны региональные группы по типу ФАТФ?

Для распространения и эффективного применения этих и других международных стандартов в различных регионах мира созданы 9 региональных групп по типу ФАТФ, объединяющие страны по географическому признаку.

Региональные группы по типу ФАТФ, созданные сегодня в большинстве регионов мира, представляют собой важное звено в реализации механизмов международной политики противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Одной из них является Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, или ЕАГ.

Евразийская группа является самой крупной из подобных структур с точки зрения совокупной территории и численности населения государств-членов.

Зачем нужна ЕАГ?

Ключевой целью деятельности ЕАГ является содействие государствам региона в создании и развитии национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Деятельность Евразийской группы напрямую направлена на обеспечение безопасности жителей региона путем создания условий для борьбы с серьезными преступлениями экономической направленности, в том числе и на трансграничном уровне.

Одновременно с этим введение в государствах-членах ЕАГ эффективного режима противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма способствует увеличению потенциала экономического роста и устойчивого развития региона. Это происходит за счет таких позитивных факторов, как снижение уровня преступности, включая преступления коррупционной направленности, сокращение теневой экономики, создание благоприятных условий для развития легального бизнеса в частном секторе и улучшение управляемости финансового сектора и всей экономики. В результате мы можем говорить о реальном повышении инвестиционной привлекательности стран Евразийского региона, благодаря общему укреплению финансовой системы и репутации государств в глазах международного сообщества.

Какова структура ЕАГ?

Деятельность ЕАГ развивается в рамках трех рабочих групп:

  • Рабочей группы по взаимным оценкам и правовым вопросам.
  • Рабочей группы по типологиям и противодействию финансированию терроризма и преступности.
  • Рабочей группы по техническому содействию.

Административно-техническим обеспечением деятельности занимается Секретариат ЕАГ, который располагается в Москве.

Высшим органом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма является Пленарное заседание, где утверждаются ключевые решения и инициативы и разрабатывается политика дальнейшего развития ЕАГ.

Пленарное заседание проводится дважды в год.

Каков состав ЕАГ?

Членами ЕАГ являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 16 государствам и 23 международным и региональным организациям.

Какова история создания ЕАГ?

ЕАГ была создана в 2004 году и объединяет сегодня порядка 40 государств и международных организаций. ЕАГ является наблюдателем в ФАТФ и ведет активную работу в целях становления и развития в Евразийском регионе эффективной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, которая соответствовала бы международным стандартам.

Изначально ЕАГ создавалась на пространстве Евразийского региона с целью объединить страны, не входившие в существующие региональные группы по типу ФАТФ. Таким образом, через механизмы взаимодействия внутри группы эти государства получили возможность более активно участвовать в жизни международного финансового сообщества. Одновременно с этим была начата работа по созданию в этих странах условий для становления и развития эффективных антиотмывочных режимов.

Учреждение ЕАГ было призвано сыграть важную роль в вопросах снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, в первую очередь с учетом специфики Евразийского пространства с точки зрения его вовлеченности в зону исламского банковского финансирования и рисков легализации доходов от афганского наркотрафика.

Как взаимодействуют между собой ЕАГ и Росфинмониторинг? Кто кому подчиняется?

ЕАГ – это международная организация, занимающаяся выработкой единых стандартов в сфере ПОД/ФТ с учетом национальной специфики входящих в нее стран. Росфинмониторинг, или Федеральная служба по финансовому мониторингу – подразделение финансовой разведки России, осуществляющее борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма на территории Российской Федерации. Напрямую эти две организации друг другу не подчиняются.

Какова структура деятельности ЕАГ?

ЕАГ, как и другие региональные группы по типу ФАТФ, проводит взаимные оценки своих стран на предмет соответствия их антиотмывочных систем международным стандартам и вырабатывает рекомендации по устранению выявляемых недостатков.

Для повышения эффективности борьбы с экономической преступностью и создания системы превентивных мер ЕАГ исследует типологические схемы и тенденции легализации доходов и финансирования терроризма, которые характерны для Евразийского региона, а также изучает ведущую международную практику в данном направлении.
Группой, в том числе по результатам типологических исследований, организуются консультации с представителями частного сектора, на которых вырабатываются рекомендаций по наиболее эффективному соблюдению финансовыми институтами региона международных стандартов.

Приоритетным направлением работы ЕАГ является реализация программ технической и консультационной помощи государствам региона за счет спонсорской поддержки стран-участниц и других доноров. Ведущая роль в данном направлении отводится России, которая сегодня осуществляет основной объем финансирования ЕАГ и ее Секретариата.

Что такое типологии и какую роль они играют в системе ПОД/ФТ?

Типологии в сфере ПОД/ФТ – это наиболее распространенные (типовые) схемы легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Базисом для определения типологий служат материалы расследований, проводимых подразделениями финансовой разведки, правоохранительными органами, международными организациями и др. Исследованию типологий уделяется большое внимание со стороны ФАТФ, ЕАГ и других региональных групп – в рамках этой работы проводятся семинары и издаются типологические сборники.

Какова статистика возвращаемости похищенных средств?

ЕАГ регулярно проводит взаимные оценки государств-членов, в которых частично учитывается эта статистика, равно как и данные по уголовному преследованию преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, судебным решениям и пр. Отчеты о взаимных оценках, проведенных в странах ЕАГ, размещены в соответствующем разделе на официальном сайте Евразийской группы.

Где можно узнать статистику раскрываемости финансовых преступлений?

Основные задачи ЕАГ – развитие национальных систем ПОД/ФТ государств-членов и распространение международных стандартов ФАТФ в евразийском регионе. Вопрос о статистике раскрываемости финансовых преступлений относится к области правоприменительной практики. ЕАГ в рамках своей деятельности изучает отдельные аспекты применения законов, взаимодействует с финансовыми институтами и правоохранительными органами, но, к сожалению, не располагает статистикой раскрываемости финансовых преступлений, которая в большинстве случаев является конфиденциальной. Мы рекомендуем за данной информацией обратиться в профильные организации или правоохранительные органы.


Центробанк выпустил информационное письмо, в котором рекомендовал банкам ознакомиться с отчетами о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма. Отчеты подготовлены Росфинмониторингом. Какие риски отмывания доходов существуют и как с этим бороться – расскажем.

Национальная оценка рисков ОД/ФТ

В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.

В этой связи Росфинмониторинг (РФМ) подготовил вышеназванные документы.

Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:

  • определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
  • определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
  • формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
  • выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.

Риски

Риски разделены на категории (высокий риск, повышенный, умеренный, низкий).

Использование фиктивной ВЭД

Использование иностранных юрлиц и трастов

Использование электронных денег

Использование виртуальной валюты (типа биткоинов)

Участие физлиц, аффилированных с должностными лицами

Использование банков, МФО и КПК

Использование рынка драгметаллов и драгкамней

Использование систем денежных переводов

Использование рынка ценных бумаг

Использование наличных, перемещаемых через границу ЕАЭС

Использование страхового сектора

Использование услуг Почты России

Использование услуг нотариусов

Использование лизингового сектора

Использование услуг сотовых операторов

Использование операторов по приему платежей

Использование ПИФов, НПФ, аудиторов, адвокатов, юристов, бухгалтеров

Остановимся подробнее на некоторых видах риска и расскажем, как государство намерено бороться с этими факторами.

Фирмы-однодневки

Использование номинальных юрлиц - очень распространенный способ отмывания преступных доходов, отмечает Росфинмониторинг.

Государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юрлиц: внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использованию для этого подставных физлиц.

Кроме того, внедрен механизм занесения юрлиц в единый черный список банковских клиентов, которым отказывают в проведении операций и в открытии расчетного счета.

Так, в 2017 году банками принято 620 тыс. решений об отказе в проведении операции, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб., хвалится РФМ.

ФНС России проводится работа по проверке достоверности ЕГРЮЛ. Еще одна мера – система АСК НДС-2, которая позволяет выявлять действия, направленные на минимизацию НДС, подлежащего уплате в счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.

Наличные деньги

За последние годы объемы обналичивания денег в банковском секторе сокращены в 3,8 раза – с 1,2 трлн рублей до 326 млрд рублей.

Электронные деньги

В целях дальнейшего совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств (лишение свободы на срок до 6 лет). Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до 4 месяцев за мошенничество с использованием ЭСП предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет.

Планируется законодательно запретить получение физлицами наличных денег с использованием неперсонифицированных ЭСП.

Коррупция

Используются различные формы аффилированности с должностными лицами (коллеги, родственники, друзья, бывшие сокурсники и пр.). Госконтракты заключаются с организациями, владельцами и директорами которых являются аффилированные лица, что облегчает процесс хищения и отмывания средств через цепочку подконтрольных, номинальных юридических лиц.

За последние 3,5 года за коррупцию осуждено свыше 4000 правоохранителей, более 400 депутатов, около 3000 должностных лиц.

Для лучшей борьбы с коррупцией ужесточена уголовная ответственность за коррупционные преступления:

  • признается преступлением даже факт передачи денег не самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу; введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе;
  • ответственность за коммерческий подкуп дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа;
  • уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки;
  • предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (в виде штрафа в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на длительный срок).

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статьи 174, 174.1 и 175 УК РФ), санкции данных статей предусматривают наказание до 7 лет лишения свободы.

Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

Положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают уголовное наказание за два одинаковых состава преступления, но с различными субъектами.

Статья 174 УК РФ устанавливает наказание для лиц, по сути, являющихся посредниками или исполнителями отмывания денег, при этом фактического и непосредственного отношения к данным активам не имеющих.

Статья 174.1 УК РФ устанавливает наказание для лиц, которые преступным путём легализуют денежные средства, полученные самими этими лицами преступным путем.

Санкция за совершение данных преступлений предусматривает наказание в виде штрафа в сумме до 120 000 рублей либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до одного года (часть первая ст.174 или 174.1 УК РФ).

Частями вторыми данных статей предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в отношении денежных средств либо имущества в крупном размере, который, в силу примечания к статье 174 УК РФ, установлен в сумме свыше 1 500 000 рублей. Санкция за такие действия предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом до 50 000 рублей либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Легализация совершенная в составе группы лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, с возможными дополнительными видами наказаний в виде штрафа в размере до 500 000 рублей или зарплаты (иного дохода за период до трех лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность за легализацию, совершенную организованной группой или в особо крупном размере (то есть в отношении денег либо имущества на сумму свыше 6 000 000 рублей) наступает в виде лишения свободы на срок до 7 лет, с возможными дополнительными видами в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей или зарплаты (иного дохода) за период до пяти лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.174 или ст. 174.1 УК РФ, применяется конфискация ппреступных доходов в соответствии с правилами, установленными статьями 104.1 - 104.3 УК РФ, а именно, если конфискация определенных преступных доходов невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации соответствующей денежной суммы.

Подготовлено управлением по надзору за

уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

Прокуратура
Рязанской области

Прокуратура Рязанской области

30 декабря 2020, 09:25

Уголовная ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статьи 174, 174.1 и 175 УК РФ), санкции данных статей предусматривают наказание до 7 лет лишения свободы.

Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

Положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают уголовное наказание за два одинаковых состава преступления, но с различными субъектами.

Статья 174 УК РФ устанавливает наказание для лиц, по сути, являющихся посредниками или исполнителями отмывания денег, при этом фактического и непосредственного отношения к данным активам не имеющих.

Статья 174.1 УК РФ устанавливает наказание для лиц, которые преступным путём легализуют денежные средства, полученные самими этими лицами преступным путем.

Санкция за совершение данных преступлений предусматривает наказание в виде штрафа в сумме до 120 000 рублей либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до одного года (часть первая ст.174 или 174.1 УК РФ).

Частями вторыми данных статей предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в отношении денежных средств либо имущества в крупном размере, который, в силу примечания к статье 174 УК РФ, установлен в сумме свыше 1 500 000 рублей. Санкция за такие действия предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом до 50 000 рублей либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Легализация совершенная в составе группы лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, с возможными дополнительными видами наказаний в виде штрафа в размере до 500 000 рублей или зарплаты (иного дохода за период до трех лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность за легализацию, совершенную организованной группой или в особо крупном размере (то есть в отношении денег либо имущества на сумму свыше 6 000 000 рублей) наступает в виде лишения свободы на срок до 7 лет, с возможными дополнительными видами в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей или зарплаты (иного дохода) за период до пяти лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.174 или ст. 174.1 УК РФ, применяется конфискация ппреступных доходов в соответствии с правилами, установленными статьями 104.1 - 104.3 УК РФ, а именно, если конфискация определенных преступных доходов невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации соответствующей денежной суммы.

История статьи 174 УК

Расследовать сложно и сажать тяжело



Вячеслав Яблоков, управляющий партнер Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры группа Уголовное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×


Управленцы под угрозой

1. Украденную недвижимость приобретает один гражданин, затем спешно продает её другому по цене, которая ниже рыночной. Нет доказательств, что покупатели уплатили деньги по этим сделкам. То есть нет реальных расчетов или экономической целесообразности в операциях, объясняет Кудрявцев. Подобные контрагенты становятся подозреваемыми.

2. Договор купли-продажи или дарение ворованного имущества являются поддельными. На покупателей и одаряемых могут завести дело.

3. Бизнес-партнер неожиданно возвращает вам на счет крупный долг из средств, происхождение которых выглядит подозрительным. А вы начинаете тратить эти деньги на свои нужды.

4. Фирма покупает украденную недвижимость, а затем продает ее офшору. Сделка вызовет подозрение.

Как правило, организуют подобные преступления те, кто занимает управленческие посты. Своеобразным прикрытием и проводниками финансовых операций нередко оказываются банковские работники, предупреждает Закалюжный. Где-то пятая часть обвиняемых по ст. 174 УК – это индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих организаций, опираясь на практику, говорит Китсинг.

1. Совершают сделки с преступным имуществом.

2. Фальсифицируют гражданско-правовые договоры и иную отчетную документацию.

3. Имеют среди контрагентов фирмы-однодневки и используют существенные объемы наличных.

Советы по защите от уголовных дел


По версии следствия, руководители банка в начале 2000-х открывали счета физическим и юридическим лицам, которые были полностью им подконтрольны. В банке велась черная бухгалтерия и использовались подложные платежные документы, утверждали силовики. Для сокрытия незаконных операций банкиры якобы даже создали отдельную автоматизированную систему. В число клиентов банка входило более 10 подставных фирм, которым выдавались многомиллиардные рублевые кредиты под различную деятельность. Организаторы схемы получали доход в виде процентов и комиссий за оказанные услуги. Кроме того, банкиры занижали объем налогооблагаемой прибыли и нанесли государству ущерб в размере 32 млн руб., утверждают следователи. В итоге обвинению удалось доказать причастность топ-менеджеров лишь к незаконной банковской деятельности, а по ст. 174 УК Таганский районный суд г. Москвы оправдал подсудимых в 2008 году.


Таким образом, защите в таких делах нужно опровергнуть два главных обстоятельства. Во-первых, что изначально имущество кто-то другой приобрел преступным путем. А во-вторых, что покупатель сразу знал: этот актив сам продавец приобрел незаконным способом. На этом и следует сосредотачивать свои усилия адвокатам, говорит Гривцов.


Известного националиста с 2010 года обвиняли в легализации имущества казахстанского БТА-Банка, но задержать его удалось лишь в 2014 году. Следствие считает, что Белов-Поткин вступил в сговор с председателем совета директоров БТА-Банка и экс-министром энергетики Казахстана Мухтаром Аблязовым. По версии обвинения, иностранный чиновник предложил националисту создать экстремистское сообщество и использовать для его развития деньги, похищенные в банке. Первая инстанция в 2016 году приговорила политика к семи годам и шести месяцам в колонии общего режима, но затем дело отправили на доследование. После чего окончательным решением стали три с половиной года лишения свободы, которые Мосгорсуд назначил обвиняемому весной 2017 года (дело № 10-1850/2017).

Кроме того, наличие приговора по основному преступлению еще не означает, что обвиняемому будет автоматически инкриминироваться легализация преступных доходов, замечает Китсинг. Если анализировать оправдательные решения по ст. 174 УК, то в них суды обычно указывают на то, что сделки, которые вменяют обвиняемому, носили гражданско-правовой характер и совершались без преступных намерений, резюмирует старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × Анжела Гламаздина.

Состав в деле Навального

Дело о легализации преступных средств СКР возбудил 3 августа 2019 года, через неделю после первой из несанкционированных акций протеста против недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму, которая кончилась массовыми задержаниями.


По версии следствия, за последние три года сотрудники Фонда борьбы с коррупцией получили от третьих лиц крупную сумму денег в рублях и иностранной валюте. Эти средства, как утверждает СКР, были получены преступным путем, о чем в ФБК сразу знали. Для легализации этих денег соучастники якобы через банкоматы внесли их на расчетные счета нескольких банков, после чего зачислили на текущие расчетные счета ФБК.

На позапрошлой неделе следственные действия прошли уже у 200 человек в 43 российских регионах. Всего Басманный районный суд санкционировал 94 обыска по постановлениям следователя Рустама Габдуллина, который ведет дело по ст. 174 УК, утверждает глава штаба политика Леонид Волков. Такое количество следственных действий Китсинг объясняет тем, что их число не ограничено при проведении предварительного следствия.


Судебные перспективы самого дела выглядят сомнительно, учитывая фабулу, озвученную в СМИ, уверяет Гривцов. Он обращает внимание, что до сих пор нет уголовного дела о преступном завладении имуществом, которое в дальнейшем якобы было легализовано.

Нужна ли нам эта норма


Она детально рассмотрела легализацию доходов как преступление против правосудия и общественной безопасности.

В начале выступления лектор отметила, что легализация доходов занимает особое место в структуре преступности и является вторичной преступной деятельностью, которая придает практический смысл и зачастую детерминирует первичную преступную деятельность.

Несмотря на незначительное количество привлекаемых ежегодно к уголовной ответственности лиц по ст. 174 и 174.1 УК РФ, преступления эти довольно распространены и имеют высокую латентность, заметила Людмила Букалерова.

Как рассказала спикер, по оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется 250–300 млрд руб., при этом правоохранительными органами выявляется порядка 30 млрд руб. легализованных криминальных доходов. Следует учитывать, что в соответствии с официальным определением легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Основываясь на примерах судебной практики, Людмила Букалерова подробно остановилась на элементах составов преступлений, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

В теории уголовного права, заметила эксперт, нет однозначной оценки правовой природы легализации преступных доходов, сложилось несколько основных подходов: она рассматривается как преступление против правосудия и как преступление против общественной безопасности. Природа легализации преступных доходов рассматривается двойственно в зависимости от цели совершения преступления: если она заключается в возможности для виновного свободно распоряжаться добытыми криминальными доходами, то данное преступление посягает на отношения правосудия; если же цель отмывания заключается в совершении последующих преступлений, то вред причиняется отношениям общественной безопасности.

Соответствующие поправки внесены в постановление Пленума ВС о судебной практике по делам об отмывании денег, полученных преступным путем

ВС РФ указал, что при отмывании денег может использоваться криптовалюта, поэтому предметом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ) могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенные в результате совершения преступления.

Применительно к вопросу о предмете легализации денег или иного имущества, приобретенных преступным путем, возникает вопрос о возможности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате преступлений против интеллектуальной собственности.

Особое внимание Людмила Букалерова обратила на тонкости определения объективной стороны состава преступлений. Она назвала важным, что совершение финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, исключительно с целью его выведения из оборота не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ. Таким образом, для констатации наличия в действиях виновного специальной цели легализации необходимо, чтобы результатом совершения финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, стало введение этого имущества в легальный оборот.

Преступный способ получения лицом денежных средств или иного имущества следует подтверждать совокупностью доказательств, собранных при производстве предварительного следствия, подчеркнула Людмила Букалерова.

Также лектор проанализировала вопрос о цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, как обязательному признаку составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ. Эта цель, по ее словам, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

В завершение выступления Людмила Букалерова сообщила, что наиболее эффективной формой освобождения от уголовной ответственности с целью пресечения предикатного преступления является деятельное раскаяние. Применение данного института позволит выявить и пресечь предикатные преступления на любой стадии.

Читайте также: