Какой вид композиции предполагает постоянный возврат к проблеме

Обновлено: 14.05.2024

Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.

Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.

Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.

Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:

  • Философским
  • Национально-историческим
  • Социально-политическим
  • Нравственно-этическим.

Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.

Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.

Сюжетная и несюжетная композиция делится на:

  • композиция сюжета
  • группировка центральных персонажей
  • расстановка второстепенных лиц
  • манера повествования (от первого/третьего лица, в эпистолярном жанре и др.)
  • речевые особенности
  • композиция несюжетных элементов

Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.

Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

Этапы развития сюжета

Экспозиция

Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.

Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.

Завязка

Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.

Кульминация

Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.

Развязка

Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.

Эпилог

Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.

Лирическое отступление, упомянутое выше, - это распространенный прием, используемый автором для возможности выразить личное субъективное мнение. Этот авторский голос не всегда напрямую связан с текущими событиями в книге, но не выходит за рамки идеи и темы.

Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:

  • между главными героями
  • между главным героем и второстепенными персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой

Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.

Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.

Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.

Автор

Образ автора, рассказчик

Авторский опыт и представления о мире

Практически совпадает с автором или намеренно

отдаляется от него

Обладает чертами героя-рассказчика

Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.

Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.

Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.

Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.

Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.

Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.

А сама композиция текста — это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Через композицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретает смысловую целостность.

Композиция — одна из универсальных, основополагающих категорий, связывающих языковую форму с содержанием, а не чисто формальное явление.

Есть жанры, в которых количество и последовательность смысловых элементов жестко заданы, например тексты оперативной информации, рекламные объявления и плакаты, инструкции, афиши и пр. Это облегчает их обработку с помощью компьютера. Другие допускают варьирование набора смысловых элементов и порядка их изложения, но предполагают наличие обязательных аспектов содержания, например расширенные информационные заметки, репортажи. И наконец, есть жанры достаточно свободные — зарисовки, очерки, эссе, аналитические тексты, например статья. Но каковы бы ни были содержание и жанр текста, выбор смысловых элементов и их расположение важны всегда, даже когда текст состоит всего из двух-трех фраз и решаются не художественные, а чисто практические задачи.

Требования к композиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают:

■ соответствие выбранного композиционного принципа теме, клее текста, специфике фактического материала;

■ последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;

■ ход изложения — от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям;

■ полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста

■ соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (что важнее — о том больше и говорим);

* четкость рамочных элементов произведения

* целесообразность различных композиционных приемов

Дробность членения текста зависит от его назначения и аудитории.

Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дробным может быть деление текста. В частности, это утверждение доказывается практикой средств массовой информации — тенденцией дробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название — подзаголовок.

Такое членение помогает читателю ориентироваться п содержании и избавляет от монотонности сплошного текста.

В композиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет свое назначение. Еще античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Вступление вводило в курс дела, ставило проблему, в основной части проблема разрабатывалась, и заключение подводило итог сказанному. В самом общем виде те же части выделяются и сейчас. Но по роли и коммуникативным требованиям принято противопоставлять рамочные элементы композиции и основную часть.

Рамочные элементы — это и элементы самого текста, и газетной или журнальной полосы в целом. К рамочным элементам (кроме некоторых жанров рекламы) относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы — выделенные графически абзацы, резюмирующие тему. В рекламе текстовые рамочные элементы имеют свои наименования. Это слоган — основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение, и эхо-фраза — также ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган. Своеобразие рекламы в том, что она может состоять только из этих элементов и последовательность их может варьировать.

К рамочным элементам полосы издания относятся рубрики, которые называют тему серии материалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие тему одного или нескольких материалов, а не постоянной серии, и занимающие место рубрики.

Основные функции рамочных элементов композиции:

■ обозначение рамок текста, т.е. выделение его в потоке коммуникации;

• привлечение и удержание внимания адресата;

• информирование о теме и содержании текста;

■ в рекламе еще и афористичное формулирование рекламного предложения, формирование положительного отношения к предмету рекламы.

Рамочные элементы, кроме заключения, всегда графически выделены, и к ним предъявляются несколько иные требования, чем к основной части. Например, стилистически любой рамочный элемент должен быть особенно выразительным и информативным.

Назначение основной части — передать информацию по теме в оптимальной языковой форме. Принято выделять два основных композиционных принципа, в соответствии с которыми организуется содержание основной части: сюжетный и логический. Сюжетный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется прежде всего п литературе и художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Наиболее простая композиция, соответствующая сюжетному принципу, состоит из хронологической последовательности фактов, представляющих то или иное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи как целостные произведения. Кроме того, хронология — это принцип систематизации смысловых компонентов повествования как способа изложения.

Подавляющее большинство текстов СМИ, рекламы и пиара создаются на основании таких схем. Поскольку эти тексты не являются художественными, в их построении главенствующим принципом выступает логическая организация текста.

Понятие композиционных приемов в разных источниках трактуется по-разному: либо как основа композиции, т.е. в нашей концепции как синоним композиционного принципа, либо как мотивированные темой и авторской задачей отступления от основного композиционного принципа. Известно очень много композиционных приемов, трансформирующих изложение, соответствующее нулевому уровню композиции, в частности вставные новеллы, авторские отступления — размышлении над темой, эффект обманутого ожидания, отступления от хронологической последовательности. С их помощью можно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии, добиться эффекта ускорения или замедления изложения и многое другое. В информационных и аналитических текстах массовой информации и паблик рилейшнз композиционные приемы — явление не столь частое.

Работа с основной частью текста.

Главные редакторские требования к содержанию — полнота и последовательность изложения, четкая взаимосвязанность частей, их соразмерность, обоснованность композиционного членения текста. Текст, разбитый на части механически, без учета смысла, или хаотичное, плохо организованное изложение только затрудняют понимание.

Проанализировать эти качества помогает составление плана текста. Если текст мал по объему, достаточно плана в устной форме, но все равно он служит опорой и автору при написании, и редактору при анализе и правке текста. Говоря о смысловых и, соответственно, композиционных элементах, которые могут стать основой плана, обычно имеют в виду более или менее развернутые фрагменты, освещающие какой-либо один аспект темы, начиная с части, главы, параграфа и заканчивая одним или несколькими сверхфразовыми единствами. Но в краткой информации за такой фрагмент можно принять одно предложение или даже его часть. Критерий выделения — смысловое единство фрагмента. Каждый такой фрагмент, за исключением отдельного предложения, также имеет внутреннюю структуру, соответствующую закономерностям избранного способа изложения.

Существует несколько разновидностей планов. Первая (характерна для издательств) — это план-проспект. Он составляется перед написанием работы, его цель — в обшей форме показать структуру и содержание будущей рукописи. При работе с текстами массовой информации и паблик рилейшнз планы-проспекты не составляют, но, когда обсуждается тема, объем и форма будущего текста, редактор и автор делают нечто подобное, только устно.

Вторая разновидность — план рукописи. Он составляется редактором на этапе углубленного чтения и обнажает смысловую основу, делает очевидными недостатки содержания и построения текста. Именно его составление позволяет выявить такие типичные недостатки текста, как:

- несоответствие избранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

- мозаичность — непоследовательность изложения, неудачное расположение частей;

- неполнота — отсутствие существенных для данного жанра и данной темы аспектов содержания;

- несоблюдение избранного принципа изложения;

- неудачное членение текста на части;

- неудачные композиционные приемы;

- несоразмерность частей: непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

На основе плана рукописи редактор составляет план редакторских изменений, в котором отмечает недостатки текста. В дальнейшем на его основе проводится правка-обработка.

Работа с рамочными элементами текста. Рамочные элементы композиции, предназначенные не только для информирования о содержании текста, но и привлечения к нему внимания, выделения его среди других, оцениваются по несколько иным критериям, чем основная часть.

Работая с заголовками, подзаголовками и слоганами, редактор оценивает их соответствие логическим и стилистическим требованиям. Основное логическое требование — соответствие закону тождества. И заголовки, и подзаголовки, и слоганы должны, хотя бы в обобщенном виде, называть тему текста и иметь определенный логический объем, совпадающий с темой текста. К нарушениям этого правила относятся:

- полное несоответствие теме: например, текст об одной из фирм, делающей стеклопакеты, назван: Московских окон мутноватый свет, а информация о новом средстве борьбы с храпом — Без скальпеля;

- частичное несоответствие содержанию, т.е. очень широкий или узкий по отношению к теме объем. Так, заголовок: Слабое место в защите горожанина — предшествует тексту о новом средстве борьбы с грибковыми заболеваниями;

- случайные, не соответствующие теме или предусмотренные, но пошлые двусмысленности, не позволяющие считать их каламбуром. Например, сборник стихов назван: Души порывы (скорее уж так надо было назвать рецензию на эту книгу), а информации о грядущей переписи населения — Всех поставят на счетчик.

Опытные журналисты и редакторы рекомендуют составлять заголовки из ключевых, самых важных для темы слов, но при этом избегать неоправданного, не прокомментированного контекстом употребления узкоспециальных, новых понятий, варваризмов, малоизвестных имен собственных, т.е. необщеупотребительной лексики. С этой точки зрения не годятся заголовки типа: Агреман за агреманом (агреман — особый вид дипломатического соглашения), Драфтуют все (драфт — сезонное заключение контрактов со спортсменами) и им подобные.

Ни заголовок, ни слоган нельзя засорять лишними словами и знаками препинания.

Очень популярно в заголовках обыгрывать цитаты. Желательно, чтобы заголовок, слоган верстался в одну строку. Но если это невозможно, то разбиение на строки должно соответствовать смыслу.

Не обязательный, но часто используемый элемент заголовочного комплекса — подзаголовок. Он может сопутствовать основному названию или служить для выделения отдельных частей текста. Если заголовок называет тему в общем виде, то подзаголовок в краткой емкой форме уточняет, комментирует его, сообщает новость: Лосьон через Интернет — заголовок, В три раза дороже. Зато наверняка — подзаголовок.

Редактор должен проследить, чтобы заголовок и подзаголовок составляли единое смысловое целое и чтобы подзаголовок уточнял основную мысль. В остальном к нему предъявляются тс же требования, что и к заголовку. Поиски лаконичного точного заглавия любого типа — задача из наиболее трудных.

Следующий не обязательный, но часто встречаемый рамочный элемент — врез: выделенный графически фрагмент текста. Обычно врез располагают после заголовка. Он может сообщать основную новость, резюмировать содержание в целом, оценивать его с какой-либо точки зрения, сообщать интересные факты, драматичные подробности.

В рекламе и текстах паблик рилейшнз как врез нередко оформляется информационный повод — проблема, которую предлагается решить обозначенным в тексте способом: Я получил в наследство квартиру, хочу ее продать. Подскажите, как это сделать без риска. Далее информация о рекламируемом агентстве. Или: Год был тяжелым, накопилась усталость, апатия, мучают головные боли, бессонница. Неужели это старость? Неужели это необратимо? Нет, чаще всего такое состояние связано не с биологическим возрастом, а с проблемами нормальной работы головного мозга и сосудистой системы. Что же делать? Далее информация о новом лекарственном средстве и фирме-дистрибьюторе. Задача редактора — оценить, правильно ли отобраны факты для вреза — они должны раскрывать тему или подводить к ней, привлекать и удерживать внимание.

Вступление также относится к рамочным элементам композиции. Это обязательная часть любого текста. Требования к нему — четкая формулировка темы, яркость, запоминаемость, привлечение внимания, формирование отношения к поставленной проблеме. Наиболее распространенные недостатки: затянутость и несоответствие теме или жанру. Часто в погоне за яркостью авторы сообщают о наиболее впечатляющих подробностях темы, которые могут быть второстепенными или не характеризующими содержание текста в целом.

И последний обязательный рамочный элемент композиции — концовка (за исключением краткой информации, которая в соответствии с требованиями жанра может иметь открытый конец). Ее назначение — подвести итог, последней ударной фразой выразить отношение к теме, убедить читателя в своей правоте.




Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр (о нем чуть позже), затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
В этом уроке я решила использовать работы из Галереи сайта. Мне кажется, что на работах обычных людей, а не великих классических художников, объяснение будет более понятным. Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против.

В композиции существует три основных закона:

1) Закон цельности и неделимости

Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. Приведу примеры:



Рис 2. Правильно: пример из классики.
Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.

2-3


Рис 2-3. (Sorry, я не в курсе, чья это работа).
Неверно. Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном.

2) Закон контраста



Рис. 3-1. Акцентирует внимание...
Контраст величин. Ну я думаю тут и так все понятно. Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы.

— Формат.
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Это краткие основы композиции академического рисунка. Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Совет — выберите одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок, это не улучшит его, а только создаст ненужный хаос.
И еще одно — нужно помнить всегда, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Главное для художника — на создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию.
Надеюсь, что помогла вам хоть немного.




Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр (о нем чуть позже), затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
В этом уроке я решила использовать работы из Галереи сайта. Мне кажется, что на работах обычных людей, а не великих классических художников, объяснение будет более понятным. Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против.

В композиции существует три основных закона:

1) Закон цельности и неделимости

Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. Приведу примеры:



Рис 2. Правильно: пример из классики.
Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.

2-3


Рис 2-3. (Sorry, я не в курсе, чья это работа).
Неверно. Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном.

2) Закон контраста



Рис. 3-1. Акцентирует внимание...
Контраст величин. Ну я думаю тут и так все понятно. Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы.

— Формат.
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Это краткие основы композиции академического рисунка. Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Совет — выберите одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок, это не улучшит его, а только создаст ненужный хаос.
И еще одно — нужно помнить всегда, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Главное для художника — на создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию.
Надеюсь, что помогла вам хоть немного.




Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр (о нем чуть позже), затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
В этом уроке я решила использовать работы из Галереи сайта. Мне кажется, что на работах обычных людей, а не великих классических художников, объяснение будет более понятным. Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против.

В композиции существует три основных закона:

1) Закон цельности и неделимости

Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. Приведу примеры:



Рис 2. Правильно: пример из классики.
Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.

2-3


Рис 2-3. (Sorry, я не в курсе, чья это работа).
Неверно. Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном.

2) Закон контраста



Рис. 3-1. Акцентирует внимание...
Контраст величин. Ну я думаю тут и так все понятно. Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы.

— Формат.
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Это краткие основы композиции академического рисунка. Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Совет — выберите одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок, это не улучшит его, а только создаст ненужный хаос.
И еще одно — нужно помнить всегда, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Главное для художника — на создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию.
Надеюсь, что помогла вам хоть немного.

Литературные приемы писателя

Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Читайте также: