Какой уровень взаимодействия человека с окружающей средой законодательно поддерживается в жилой зоне

Обновлено: 18.05.2024

Проблема взаимодействия человека с окружающей средой своими корнями уходит в далекое прошлое, в каменный век. В палеолите первобытные люди в качестве орудий труда использовали каменные топоры и скребки, которые изготавливали из определенных сортов кремня. Они строили жилища и широко пользовались огнем, причем не только для обогрева жилища, приготовления пищи и защиты от диких животных, но и в качестве одного из основных средств охоты. Поисками мест локализации и добычей подходящего сырья для изготовления орудий труда и охоты ограничивалось воздействие первобытных людей на литосферу. Вместе с тем они устраивали целенаправленные поджоги лесных массивов, при этом возникали масштабные лесные пожары, происходили локальные экологические катастрофы. Со временем проблемы взаимодействия человека с окружающей средой обострялись. Но еще должны были пройти многие тысячелетия, чтобы антропогенное воздействие на среду обитания стало таким же сильным, как и природное. Долгое время природные катастрофы и геологические процессы, возникающие независимо от человека, оставались господствующими, и люди должны были к ним приспосабливаться.

Известно, что природные факторы действуют с момента рождения нашей планеты. Их результат проявлялся не только в медленно изменяющихся физико-географических обстановках, но и в региональных и глобальных природных катастрофах. К быстро меняющимся параметрам среды обитания растительное и животное царства не в состоянии были приспособиться. Наступали эпохи массовых вымираний. Причем эти вымирания охватывали не только отдельные сообщества, виды и роды, но и целые семейства. Рубежи крупнейших массовых вымираний были использованы в геологии в качестве главных реперов периодизации геологических событий и геохронологических границ. Таковыми являются границы между эрами (эратемами), периодами (системами), эпохами (отделами) и веками (ярусами) единой геохронологической шкалы.

Вся геологическая история нашей планеты — это бесконечная смена физико-географических условий, различных по масштабам и времени проявления катастроф, череда объединения и разъединения материков и микроконтинентов, рождения и исчезновения океанов, окраинных и эпиконтинентальных морей, трансгрессий и регрессий, возникновения и размыва горных хребтов и массивов, появления, расселения и вымирания организмов, а следовательно, непрерывная во времени смена экологических условий. Их реконструкцией и анализом развития занимается специальное геоэкологическое направление — историческая геоэкология.

После появления человека масштабность геологических процессов оставалась в тех же параметрах, что и в геологическом прошлом. Но к существующим геологическим факторам человек вынужден был приспособиться, обладая не только огромными возможностями биологической приспособляемости, но и полной свободой для миграции и выбора оптимального места обитания. Человек постепенно расселился по всей планете, за исключением ее полярных областей и высокогорий. И это было самым уникальным явлением среди органического мира, так как ареал расселения ни одного живого существа не мог сравниться с глобальным расселением человека.

Со временем произошла концентрация людей в городских поселениях и возникли городские агломерации. Но от этого взаимодействие человека со средой обитания не только не снизилось, но еще более возросло, так как все необходимое для своей жизнедеятельности, в том числе и материальные блага, человек получал от природы. В конце первобытнообщинного и во время рабовладельческого строя стали появляться первые симптомы экологических кризисов и среди них — опустынивание Северной Африки, продолжительные засухи в междуречье Тигра и Евфрата, где располагались первые земледельческие цивилизации. Философы Древней Греции и Китая призывали жить в полном согласии с природой, не нарушать природных законов и указывали на необходимость выработки основных экологических принципов. Но гармоническая жизнь того периода нередко нарушалась катастрофическими процессами как природного характера (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, цунами и т. д.), так и спровоцированными хозяйственной деятельностью людей (наводнения и опустынивание из-за интенсивной ирригации и мелиорации, возникновение снежных лавин, ускорение гравитационных процессов).

Природные, или экологические, условия жизни менялись и под прямым воздействием человека, например войны как между отдельными племенами, так и крупнейшие завоевательные войны древности, и среди них в первую очередь надо отметить завоевания Александра Македонского. Подобные войны не только несли опустошения вследствие боевых действий, но и целенаправленно ухудшали среду обитания противника. Специально устраивались наводнения, менялись направления рек, создавались благоприятные обстановки для развития снежных лавин, обвалов и осыпей и т. д.

Большой вред окружающей среде наносили непреднамеренные хозяйственные действия людей. Еще около 5 тысяч лет назад в результате деятельности скотоводческих племен возникла пустыня Сахара. Незадолго до этого в Северной Африке располагались саванны и отдельные лесные массивы, текли реки и находились озера. Об этом свидетельствует культура Тассили Аджер. В центре современной пустыни Сахары, в Алжире, офицером французских колониальных войск была обнаружена наскальная живопись. Древний художник изобразил жанровые сценки из жизни племени, а также нарисовал животных, которые обитали только на берегах озер и в широких поймах полноводных рек. В процессе археологических раскопок были найдены рыболовные крючки и снасти, большое количество рыбьих костей, предметы утвари. Все это свидетельствовало о том, что племена обитали вблизи озер и полноводных рек и кроме охоты занимались рыбной ловлей. Эти территории, ныне практически совершенно лишенные воды и растительности, в то далекое время не только были обитаемы, но и имели совершенно другие ландшафты, которые могли быть изменены действием скотоводческих племен, пришедших на смену охотничьим и собирательским племенам.

Скотоводческие племена выжигали саванные рощи и леса, а скот вытаптывал оголенные пространства. Периодически кочуя и осваивая новые участки, племена оголили огромные территории. Все это привело к тому, что ландшафты Северной Африки, располагавшиеся в области господства переменно-влажного климата и находившиеся в динамическом равновесии с существующими климатическими условиями, усилиями первобытных людей были изменены. Оголение обширных пространств привело к тому, что уровень грунтовых вод резко понизился, усилилась засушливость и стремительно стали развиваться процессы опустынивания.

К такому же результату привела антропогенная деятельность и на других территориях: возникновение пустыни Калахари и опустынивание местности в Месопотамии. Активизация эоловых процессов, спровоцированных антропогенной деятельностью, вызвала погребение песками многих городов, поселений и оазисов Средней и Передней Азии.

В средневековье экологические кризисы не приобрели глобального характера. Слишком слабым было воздействие человека на природную среду. Нарушенные им ландшафты успевали вновь возродиться. Только с началом эпохи техногенеза, т.е. с конца XVII и начала XVIII в., воздействие человеческой деятельности на среду его обитания становится всеобщим. С этого времени начинается разработка экологической проблематики учеными различных направлений, возникает экологическая наука, в практику антропогенной деятельности внедряются основные принципы и положения экологии.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловлен-ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

- обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

- создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преоб-разующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уров-ней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют опти-мальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблю-дение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозмож-ность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и ока-зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за корот-кий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соот-ветствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) -недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития при-родной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитив-ным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

Опасность

Опасность – свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны – являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.

В особую группу опасностей выделяют экологические и социальные . Социальные опасности – это такие, которые распространены в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. По природе социальные опасности делятся на связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество и др.); с употреблением веществ, разрушающих организм (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д.); с социальными болезнями (спид, венерические и т.д.); с суицидом. По половозрастному признаку делятся на характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей. По организации бывают случайные и организованные, по масштабу – локальные, региональные, глобальные. В своей основе эти опасности порождаются социально-экономическими процессами в обществе. Они противоречивы по характеру из-за несовершенства человеческой природы. Их распространению способствует развитие международных связей, туризма и спорта.

Во всех случаях при воздействии любых опасностей основными мерами защиты от опасностей является: исключение опасностей; блокирование опасностей и проведение организационно-технических мероприятий, направленное на снижение этих опасностей до допустимых пределов.

Причины опасностей. Дерево причин.

Причины.

Риск

Риск- это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за опреде­ленный период времени.

R-риск (1/год), n- число неблагоприятных проявлений опасности за определенный промежуток времени (год), N- возможное число проявлений опасности за тот же период

Виды риска: А) Индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Коэффициент частоты несчастных случаев.

Кч = Т*1000/Р, Т – количество несчастных случаев (травм), произошедших за определенный период времени. Р – среднесписочное число трудящихся за тот же период.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Групповой, или социальный, риск представляет собой зависимость между частотой происшествий (аварий, катастроф) и числом пострадавших в них людей.

Б) Различают также прямой и косвенный риск.

Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя ОС отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.

Концепция приемлемого риска. В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой в стремлении к такой опасности, которую примет общество в данный период времени.

Приемлемый риск В настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10 -7 … 10 -6 (1/год -1 ), а величина 10 -6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопасности. В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке.

Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год.

Для экосистем максимально приемлемым риском считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.

немотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т.д., что, как правило, приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

Если вы спрашиваете что такое взаимодействие человека с окружающей средой? Привет! Ты не одинок. Часто я спрашиваю что означает взаимодействие человека с окружающей средой? Ну есть много статьи по этому вопросу.

Определение взаимодействия человека с окружающей средой

Согласно Мартену 2001, он определил взаимодействие человека с окружающей средой как взаимодействие между социальной системой человека и остальной экосистемой.

Социальная система человека и экосистема - очень сложные адаптивные системы. Это потому, что у них обоих много частей, и между этими частями существует много связей.

Они адаптивны, потому что у них много обратной связи, которая повышает выживаемость в постоянно развивающейся среде. окружающей среды.

Картинка of Взаимодействие человека и окружающей среды

взаимодействие человека с окружающей средой

Человеческая социальная система

Для того, чтобы действительно понять и проанализировать взаимодействие человека с окружающей средой, очень важно, чтобы вы знали о конкретном поведении или характеристиках социальная система человека. Тип общества, к которому человек принадлежит, сильно влияет на его поведение, его отношение и, следовательно, их влияние на экосистема.

Некоторые из важных характеристик социальной системы человека, которые сильно влияют на экосистему, включают в себя:

Из вышеперечисленных факторов ценности и знания людей сильно влияют на их «Взгляд на жизнь«И как таковые определяет их действия. Однако доступная технология ограничивает выбор возможных действий.

Люди часто корректируют окружающую среду в соответствии со своими собственными целями и извлекают из этого пользу, иначе это называется ЭКОСИСТЕМНЫЕ УСЛУГИ.

Эти экосистемные услуги важны для благополучия человека. Например, предоставление ресурсов, таких как вода, древесина, еда, энергия, информация, земля для сельского хозяйства и многие другие. Следовательно, используя эти ресурсы, люди воздействуют на окружающую среду способами, которых они не знают.

Более того, люди перестраивают существующие экосистемы, чтобы создавать новые, которые будут более эффективно удовлетворять их потребности.

Оценка экосистем на пороге тысячелетия (MA) проанализировал, как экосистемные услуги и составляющие благосостояние человека взаимосвязаны. Исследовательская программа MA началась при поддержке ООН в 2001 году.

Оценка тысячелетия Экосистемные услуги

Как люди зависят от окружающей среды

Коэволюция и коадаптация

Бесконечный процесс перемен и взаимная корректировка что происходит между человеческими социальными системами и окружающей средой, это то, что называется коэволюция и коадаптация. Тем не менее окружающая среда сама по себе влияет на деятельность человека.

В этом случае человеческие социальные системы должны адаптироваться к своей конкретной среде. Пример взаимодействия человека и окружающей среды в этом случае можно увидеть через такие природные явления, как штормы и землетрясения, которые заставляют человека реагировать.

Кроме того, эти естественные явления могут быть либо непосредственно, либо нет, в первую очередь, в результате действий человека и, в свою очередь, влиять на поведение человека, поскольку люди реагируют на новые ситуации.

Водители-Нагрузка-Состояние-Воздействие-ответ

Эта модель определяет эти случайные связи между ухудшением состояния окружающей среды и деятельностью человека. Он выделяет несколько категорий показателей в модели, чтобы объяснить, как состояние окружающей среды изменяется из-за деятельности человека.

Следовательно, деятельность человека создает или снижает давление на окружающую среду. Основными силами, инициирующими деятельность человека, в основном являются социально-экономические и социально-культурные силы.

Следующая инфографика объясняет процесс DPSIR:

DPSIR

Взаимодействие человека с окружающей средой в США и Канаде

ПЕРСПЕКТИВА ЧЕЛОВЕКА Обожженный солнцем американский юго-запад был суровой средой для его ранних жителей, предков сегодняшних народов пуэбло. Но эти ранние поселенцы хорошо использовали имеющиеся ресурсы. С земли они взяли глиняные и каменные строительные материалы.

Они построили многоквартирные жилые дома в скалах. Это дало защиту от дневной жары, ночного холода, а также от врагов людей и животных. Из растений и животных ранние поселенцы получали еду и одежду. Они выжили, потому что они приспособились к своей среде.

Пример взаимодействия человека с окружающей средой В USA и файл Канада

До прихода людей формы рельефа Северной Америки были изменены только природными силами, такими как выветривание и эрозия. Ситуация изменилась, когда тысячи лет назад прибыли первые поселенцы - предки коренных народов Северной Америки.

Урегулирование

Первые жители области Северной Америки, теперь известной как США и Канада были кочевниками - людьми, которые переезжали с места на место. Большинство археологов считают, что они, вероятно, мигрировали из Азии через Берингию, наземный мост, который когда-то соединял Сибирь и Аляску.

Эти переселенцы передвигались по земле. Они охотились, ловили рыбу и собирали съедобные дикорастущие растения. Поскольку вода была необходима для выживания, эти первые американцы основали временные поселения вдоль берегов, а также возле рек и ручьев.

Они приспособились к экстремальным температурам и климатическим условиям. Они также адаптировались ко многим природным условиям региона, включая горы, леса, равнины и пустыни.

Взаимодействие человека с окружающей средой в Африке.

Африка известна своим уникальным рельефом (изучение формы и особенностей поверхности суши), а текстура на протяжении многих лет оказывала влияние на социальная система человека во многом мы даже не можем себе представить.

Например, разлив масла в Нигериягде человеческая деятельность привела к потере сельскохозяйственных земель из-за разлива нефти и Опустынивание Сахеля,

Сахель, что означает «берег пустыни" на арабском. Вы можете видеть, что Сахель - это узкая полоса сухих лугов, которая тянется с востока на запад вдоль южной окраины Сахары. Люди используют Сахель для земледелия и скотоводства.

После 1960 пустыня распространилась на Сахель. Этот сдвиг пустыни называется опустыниванию. Опустынивание - это расширение засушливых условий во влажных районах, которые находятся рядом с пустынями. Обычно это происходит из-за длительного цикла природы, но человеческая деятельность ускоряет этот процесс.

Взаимодействие человека и окружающей среды в Европе | Взаимодействие человека и окружающей среды в Европе.

Европейские страны, такие как Германия, Испания, Франция, Швейцария, Греция, Нидерланды, и т. д. полностью изменили европейский ландшафт в течение последних 10,000 XNUMX лет за счет возделывания сельскохозяйственных земель и добычи ресурсов из охрана окружающей среды.

По крайней мере 40 процентов Нидерландов когда-то находились под морем. Земля, которую осушают и осушают, называется польдером. Эта деятельность - один из способов взаимодействия человека с окружающей средой.

Вот инфографика для Взаимодействие человеческой среды в Европе.

Рекомендации писателя

Я надеюсь, что эта статья отвечает вашим непосредственным потребностям. Если у вас есть какие-либо вопросы, оставьте их в поле для комментариев, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Ноксология. Взаимодействие человека с окружающей средой. (Лекция 3. Занятие 2.1). Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

НОКСОЛОГИЯ Доцент кафедры авиатопливообеспечения кандидат технических наук, доцент КАЛЯКИН АЛЕКСЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ УВАУ ГА - 2016

Занятие № 2/1 – Лекция № 3 Взаимодействие человека с окружающей средой Учебные вопросы: Энергообмен человека Теплообразование и температура тела человека Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека Массообмен человека Информационный обмен человека

Литература Ноксология : учебник для бакалавров : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. 280700 "Техносферная безопасность" / Белов, Сергей Викторович, Симакова, Елена Николаевна ; под общ. ред. С. В. Белова. - М. : Юрайт, 2012. - 429 с. стр. 86-100.

Вопрос 1. Энергообмен человека Вопрос 1. Энергообмен человека Совокупность всех химических реакций в организме, необходимых для обеспечения его веществом и энергией, называется обменом веществ. В науке используют понятия: основного обмена обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной всех затрат энергии в организме при полном мышечном покое, в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12. 16 ч после приема пищи, в положении лежа). Основной обмен характеризуется величиной всех затрат энергии в организме при полном мышечном покое, в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12. 16 ч после приема пищи, в положении лежа). Эта энергия тратится только на поддержание жизни в теле человека. Ее расход составляет 4,2 кДж/ч на 1 кг массы тела. Справочно: Для человека массой 70 кг общие затраты энергии при основном обмене составляют 294 кДж/ч, что соответствует мощности 81,7 Вт.

Суточные энергозатраты (МДж) Суточные энергозатраты (МДж) зависят от вида деятельности человека: Работники умственного труда (врачи, педагоги, диспетчеры и др.) 10,5. 11,7 Работники механизированного труда и сферы об­ служивания (медсестры, продавцы, рабочие, обслу­ живающие автоматы) 11,3. 12,5 Работники, выполняющие работу средней тяжести (станочники, шоферы, хирурги, полиграфисты ли­ тейщики, сельскохозяйственные рабочие и др.) 12,5. 15,5 Работники, выполняющие тяжелую работу (лесору­ бы, грузчики, горнорабочие, металлурги) 16,3. 18

Вопрос 2. Теплообразование и температура тела человека Жизнедеятельность организма человека возможна лишь при температуре тела не ниже +25 °С и не выше +43 °С. Теплопродукция организма зависит от: интенсивности мышечной работы, температуры ОС

Количество теплоты (Вт), выделяющейся в теле человека при различных физических нагрузках и Т воздуха в помещении

Теплообмен тела человека с окружающей средой осуществляется: Теплообмен тела человека с окружающей средой осуществляется: через кожные покровы, в процессе дыхания за счет нагрева вдыхаемого в легкие воздуха путём испарения воды с поверхности кожи (пот). При этом организм использует все существующие в природе механизмы теплообмена: радиационный (лучистый), конвективный, транспирационный (посредством испарения влаги)

Количество отводимой в окружающую среду теплоты Qотв Количество отводимой в окружающую среду теплоты Qотв можно представить в виде суммы: Qотв= Qк+ Qт+ Qти+ Qп+ Qд, где Qк, Qт, Qти, Qп, Qд— количество теплоты, Вт, отводимой за счет: конвекции (Qк) теплопроводности (Qт), теплового излучения (Qти) испарения пота (Qп) дыхания (Qд)

Конвективный теплообмен (его интенсивность и направление) зависит в основном от температуры и подвижности окружающего воздуха. Конвективный теплообмен (его интенсивность и направление) зависит в основном от температуры и подвижности окружающего воздуха. Определяется законом Ньютона: Qк = акFэ (tк-tос) где ак - коэффициент теплоотдачи конвекцией, при норм. температуре ак = 4,06 Вт/м2 °С; tK - температура кожи тела человека (зимой среднее значение температуры кожи около 27,7°С, летом около 31,5°С); Tос - температура окр. воздушной среды, °С; Fэ - площадь эффективной поверхности тела человека (для практических расчетов эту площадь принимают равной 1,8 м2).

Значение коэффициента теплоотдачи конвекцией можно приближенно определять как Значение коэффициента теплоотдачи конвекцией можно приближенно определять как Ак = X/б, где X — коэффициент теплопроводности пограничного слоя воздуха, Вт/(м°С) (при нормальной температуре воздуха - 0,025 Вт/(м°С); б — толщина пограничного слоя воздуха, м. Толщина пограничного слоя воздуха зависит от скорости движения воздуха. Так, при отсутствии движения воздуха б = 4—8 мм, а при скорости движения воздуха 2 м/с толщина пограничного слоя уменьшается до 1 мм.

Передачу теплоты теплопроводностью можно описать уравнением Фурье: Передачу теплоты теплопроводностью можно описать уравнением Фурье: Qт = (X0/A0)*Fэ(tпов-tос) где X0— коэффициент теплопроводности тканей одежды человека, Вт/м • °С; А0 — толщина одежды человека.

Теплоизлучающий теплообмен описывается обобщенным законом Стефана — Больцмана: Теплоизлучающий теплообмен описывается обобщенным законом Стефана — Больцмана: Qл = СпрFкФ<(tк/100)4 – (tоп/100)4>, где Спр— приведенный коэффициент излучения, для практических расчетов Спр ~ 4,9 Вт/(м2К4); Fк — площадь поверхности, излучающей лучистый поток, м2; Ф — коэффициент облучаемости, зависящий от расположения и размеров поверхностей и показывающий долю лучистого потока, излучаемого поверхностью пламени (на практике = 1); tK — средняя температура кожи, К; ton — средняя температура окружающих поверхностей, К.

Количество теплоты, отдаваемое телом человека в окружающую среду при испарении пота зависит от: Количество теплоты, отдаваемое телом человека в окружающую среду при испарении пота зависит от: температуры среды, относительной влажности скорости движения воздуха. определяется уравнением: Qg = Мпr, где Мп — масса испарившегося пота, г/с; r — скрытая теплота испарения пота, Дж/г (для воды r = 2450 Дж/г).

Нормальное тепловое состояние организма человека, называемое тепловым комфортом, наблюдается при условии, когда вся вырабатываемая организмом теплота Qвыр передается телом окружающей среде Qотв, т.е. выполняется равенство Нормальное тепловое состояние организма человека, называемое тепловым комфортом, наблюдается при условии, когда вся вырабатываемая организмом теплота Qвыр передается телом окружающей среде Qотв, т.е. выполняется равенство Qвыр = Qотв

Вопрос 3. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека Нормальная жизнедеятельность человека может осуществляться только при определенных метеорологических условиях: атмосферном давлении (Р) температуре (Т) относительной влажности скорости движения окр. воздуха (V) Так, понижение Т и повышение V способствуют усилению конвективного теплообмена и процесса теплоотдачи при испарении пота, что может привести к переохлаждению организма.

При повышении Т возникают обратные явления. Установлено, что при температуре свыше 25 °С работоспособность человека начинает снижаться При повышении Т возникают обратные явления. Установлено, что при температуре свыше 25 °С работоспособность человека начинает снижаться

Высокая влажность воздуха уменьшает скорость испарения пота, что ухудшает теплосъем с поверхности кожи и ведет к перегреву тела человека. Высокая влажность воздуха уменьшает скорость испарения пота, что ухудшает теплосъем с поверхности кожи и ведет к перегреву тела человека. Интенсивное потовыделение при высоких Т приводит к обезвоживанию организма. Обезвоживание на 6% влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения, на 15. 20 % - приводит к смертельному исходу. Вместе с потом организм теряет значительное количество минеральных солей, микроэлементов и водорастворимых витаминов.

Длительное воздействие высокой температуры особенно в сочетании с повышенной влажностью может привести к значительному накоплению теплоты в организме и развитию его перегревания выше допустимого уровня - гипертермии - состоянию, при котором температура тела поднимается до 38. 39 °С. Длительное воздействие высокой температуры особенно в сочетании с повышенной влажностью может привести к значительному накоплению теплоты в организме и развитию его перегревания выше допустимого уровня - гипертермии - состоянию, при котором температура тела поднимается до 38. 39 °С. Справочно: Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, около 116 °С.

Влияние атмосферного давления (Р) Нормальное Р на уровне моря в среднем составляет 760 мм рт. ст. С высотой Р уменьшается и становится опасным для человека на высоте 4-5 км над уровнем моря из-за кислородной недостаточности. (для Ульяновска?) При снижении относительно уровня моря (например, в шахте) Р возрастает на каждые 100 м примерно на 9 мм рт. ст. При погружении в водную среду давление водяного столба растет на одну атмосферу на каждые 10 метров глубины. Поэтому безопасным считается погружение без специальных средств на 2-3 м.

Влияние электромагнитного поля Земли Естественными источниками геомагнитного поля являются: атмосферное электричество, излучение Солнца, электрические и магнитные поля Земли. Напряженность магнитного поля Земли при спокойной магнитной обстановке составляет 70—150 А/м. Во время магнитных бурь магнитная напряженность возрастает на порядок. Коэффициент ослабления интенсивности геомагнитного поля на рабочих местах персонала в помещении не должен превышать 2.

Излучение Солнца, представляющее собой электромагнитные волны различной длины, крайне значимо для живой природы и человека. Оно является основным внешним источником энергии, определяет продолжительность светового дня, его видимый диапазон излучения, обеспечивает непосредственную связь организма с окружающим миром, давая до 90% информации о нем. Излучение Солнца, представляющее собой электромагнитные волны различной длины, крайне значимо для живой природы и человека. Оно является основным внешним источником энергии, определяет продолжительность светового дня, его видимый диапазон излучения, обеспечивает непосредственную связь организма с окружающим миром, давая до 90% информации о нем.

Влияние естественной радиации Естественные источники излучения можно подразделить следующим образом: внешние источники внеземного происхождения (космическое излучение); источники земного происхождения (естественные радионуклиды). С удалением от поверхности земли интенсивность космического излучения возрастает. Поэтому дозовая нагрузка на людей, проживающих в горной местности, в несколько раз больше, она равна примерно 0,7 и 5,0 мЗв в год соответственно на высотах 2 и 4-5 км. На высоте полетов современных самолетов уровень космического излучения в несколько десятков раз больше, чем на уровне моря.

Внешнее облучение обусловлено радионуклидами, содержащимися в почве и горных породах Внешнее облучение обусловлено радионуклидами, содержащимися в почве и горных породах Внутреннее — радионуклидами, содержащимися в воздухе, воде и продуктах питания. Средняя доза облучения населения России составляет 3,4 мЗв/чел. в год.

Вопрос 4. Массообмен человека В процессе жизнедеятельности человек потребляет: кислород из атмосферы при дыхании, воду питьевую и воду, содержащуюся в продуктах питания, пищевые вещества, содержащиеся в продуктах питания, — белки, жиры и углеводы. А выделяет?

В сутки человеку требуется в среднем: В сутки человеку требуется в среднем: - 1,75 кг пищи (из них твердых веществ около 0,6 кг), 7,3 л воды (2,5 л питьевой и 4,8 л технической) 0,9 кг кислорода. Вместе с питьем и пищей получается около 3,5 л жидкости в день (для климата средней полосы России при минимальной физической нагрузке). От отравлений пищей в мире ежегодно умирают около 2 млн чел.

Вопрос 5. Информационный обмен человека Взаимосвязь человека с любой системой (в том числе технической) может быть описана через информационную модель, которая объединяет сенсорное и сенсомоторное поля. К сенсорному (чувствительному) полю относят комплекс сигналов, которые воспринимаются человеком непосредствен-но от системы (шум, вибрация, ЭМП и т.д.) и из ряда сигнальных показаний приборов, индикаторов и т.п. К сенсомоторному полю относят комплекс сигналов от органов управления — рычагов, ручек, кнопок и т.д.

Информационная совместимость - соответствие возможностей человека по приему и переработке потока закодированной информации и эффективного положения управляющих воздействий в системе. Информационная совместимость - соответствие возможностей человека по приему и переработке потока закодированной информации и эффективного положения управляющих воздействий в системе. Схема рефлекторной дуги: 1 - энергия Е раздражителя (сигнал, информация); 2 - рецептор; 3 - нервные волокна; 4 - ЦНС; 5 - нервные волокна; 6 - исполнительный орган; 7 - путь безусловного рефлекса; 8 - обратная связь

Датчиками системы восприятия внешних воздействий являются структурные нервные образования, называемые рецепторами. Датчиками системы восприятия внешних воздействий являются структурные нервные образования, называемые рецепторами. Согласно классификации по характеру ощущений различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли, рецепторы положения тела в пространстве. С помощью органов чувств человек получает обширную информацию от окружающем мире. Количество информации принято измерять в битах.

Процесс принятия решения является многовариантным, в том числе и содержащим возможность ошибки. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека: Реакция человека на внешние раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенно-техно-генными опасностями

Читайте также: