Какой троп положен в основу названия матренин двор

Обновлено: 04.07.2024

Предмет: литература в 11 классе, урок-исследование.

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Класс: 11 класс

Конспект урока

Цель урока: всесторонне раскрыть художественный мир и нравственную позицию писателя через постижение внутреннего мира главной героини рассказа.

Задачи урока: развивать умения и навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, воспитывать вдумчивого читателя, осмыслить авторскую позицию по отношению к лицемерию, злу, развивать умение видеть приёмы актуализации художественного слова.

Обоснование использования ИКТ: использование информационных технологий позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся при изучении произведения А.И.Солженицына; сделать наглядным движение мысли писателя, значительно повысить темп урока, помогает усвоить логику рассуждений. Применение компьютерных технологий уплотняет урок без ущерба качеству усвоения произведения, вызывает учащихся на участие в дискуссии.

Методы, использованные на уроке: исследовательский, эвристический, творческое чтение; анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности; групповая работа; создание ассоциативных рядов словосочетаний.

Оборудование урока: презентация, тексты прозаического произведения А.И.Солженицына, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, этимологический словарь русского языка М.Фасмера, карточки индивидуального характера.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (слайд 1).

Как вы думаете, почему это название точнее? Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены так, как были. Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области.
Чтобы понять художественный мир писателя, постигнуть правду о героине, необходимо выяснить, какие истоки питают их.

1. Мотивация.

Чтение стихотворения поэта В.Бокова учителем (слайд 2).

Свет истины далёк, как свет звезды,
Не каждого к себе он приближает.
Сквозь снег видны намёки борозды,
Земля стыдливо плечи обнажает.
А истина итак всегда нага,
И непритворна, и прекрасна,
Кому-то до неё лишь два шага,
Кому-то бесконечное пространство.

1. Целеполагание.

В чём связь данного стихотворения и рассказа А.Солженицына?

(Предполагаемые рассуждения учащихся)

Свет истины, действительно, далёк, как свет звезды. Правда настолько проста, что люди порой её не замечают; чтобы постичь глубину истины, нужно сделать всего два шага, но не все понимают это. Человек сам делает выбор между добром и злом.

Сформулируйте тему урока и основные проблемы, которые затрагивает писатель в произведении.

Вывод: главной темой творчества писателя является борьба добра со злом – вечная тема мирового искусства.

Следовательно, проза Солженицына выросла на художественно-стилевом, духовно-нравственном, граждански-публицистическом фундаменте древнерусского христианского искусства.

Вывод: близость прозы современного автора и древнерусского искусства обуславливается сходными принципами художественного построения модели мира. О том, как представляли себе устройство мира художники Древней Руси, нагляднее всего можно судить по образцам старорусской иконописи. Действительно, композиционно это выглядело следующим образом: в верхней части иконы изображались пребывающие на небе Господь Вседержитель, Святой Дух в виде белого голубя, Иисус-Христос, Богородица или благословляющая Божья десница; в центральной части обычно располагались покровители русских крестьян – пророк Илья, Георгий Победоносец, святые угодники Николай, Флор и Лавр. Русские живописцы располагали в нижней части иконы чёрный провал, бездну, из которой выползал змей – главный враг христианства.

Вывод: художественное пространство прозы Солженицына представляет собой соединение трёх миров. Мир идеального (Божественного), реального (земного) и инфернального (адского, дьявольского). Автора волнует, почему человек теряет границу между добром и злом.

2. Задания исследовательского характера по толковому словарю

Предполагаемые рассуждения учащихся:

3. Актуализация знаний учащихся. Выдвижение гипотезы.

Обратимся к словам А.И.Солженицына:

На слайде вы видите фотографию Матрёны Васильевны, сделанную самим автором.

Кого можно назвать праведником? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова праведник.

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

4. Объяснение нового материала. Анализ ситуации.

О чём рассуждает автор?
Как устроена душа русского человека?
Каков идеал у русского народа? (слайд 5).

Что представляет собой дьявольский антимир? Как можно его изобразить? Какие ключевые слова можно выбрать, чтобы его представить? (слайд 6).

Учащиеся составляют ассоциативный ряд словосочетания дьявольский антимир.

Предполагаемые ответы учащихся:

5. Практическая работа. Работа с текстом рассказа.

Какое художественное средство использует писатель в названии посёлка, куда отправляется наш герой?
Работа со слайдами (слайд 7, 8).

Слайд 7

Предполагаемые ответы учащихся:

Слайд 8

В какой деревне поселяется рассказчик? Какой смысл заключён в названии посёлка? (слайд 9).

Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём? Как тема дома, семьи, рода звучит в рассказе?

Сделайте выводы.

Словарная работа.

Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?

С каким русским святым схожа героиня? (слайд 10).

Что значит жить по морали? Почему автор почти не описывает внешность Матрёны Васильевны? Сделайте выводы об авторском приёме отсутствия документализма в портрете.

Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака?

6. Закрепление полученных знаний.

Работа по слайду 11.

7.Рефлексия. Ответ на проблемный вопрос.

Работа по слайду 12.

А.И.Солженицын назвал свою героиню праведником, какой смысл в него вкладывал писатель? Каков земной путь праведника?

III.Подведение итогов урока:

Чем является Матрёна Васильевна для автора и для вас?

IV. Домашнее задание:

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира


Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, отношения простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идёт последовательно от имени рассказчика, который наблюдал и осмысливал события. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, чтобы читатель пришёл к осознанию, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.

Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.

По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.

Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.

В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.

Главные герои

Тема. Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция. События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены. Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Герои рассказа "Матрёнин двор"..

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Кира (приёмная дочь Матрёны)

Дочь Фаддея, которую “выпросила” Матрона у супругов, чтобы воспитать её, как родную. Кира любит вторую маму, передаёт ей продукты, помогает время от времени. Но Кирина спешка с разделом дома приводит к трагедии.

Такие же корыстные люди, как и другие родственники. Были у сестры всего один раз за год, приходили ругаться, когда она отдала часть дома молодым.

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

3. Какова основная идея рассказа? а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень; б) трагическая судьба деревенской женщины; в) утрата обществом духовных и нравственных основ; г) отображение типа чудака в русском обществе.

4. В чём заключается смысл названия рассказа? а) рассказ назван по месту действия; б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира; в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне.

5. Какова особенность системы образов рассказа? а) построена по принципу парности персонажей; б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини; в) подчеркивает одиночество главной героини; г) призвана выделить характер главной героини.

Вариант 2. Выполнил(а)________________________

1. Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини? а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других; б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха; в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности; г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный.

2.Как проявляется авторская оценка героини? а) в художественных деталях; б) в портрете; в) характер описания события, положенного в основу рассказа; г) прямая авторская оценка; д) внутренние монологи героини.

Вариант 1. Выполнил(а)________________________

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе? а) после революции; б) после Отечественной войны; в) 1953 год; г) 1956 год.

3. Какова основная идея рассказа? а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень; б) трагическая судьба деревенской женщины; в) утрата обществом духовных и нравственных основ; г) отображение типа чудака в русском обществе.

4. В чём заключается смысл названия рассказа? а) рассказ назван по месту действия; б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира; в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне.

5. Какова особенность системы образов рассказа? а) построена по принципу парности персонажей; б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини; в) подчеркивает одиночество главной героини; г) призвана выделить характер главной героини.

Вариант 2. Выполнил(а)________________________

1.Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини? а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других; б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха; в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности; г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный.

2.Как проявляется авторская оценка героини? а) в художественных деталях; б) в портрете; в) характер описания события, положенного в основу рассказа; г) прямая авторская оценка; д) внутренние монологи героини.

Вариант 1. Выполнил(а)________________________

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе? а) после революции; б) после Отечественной войны; в) 1953 год; г) 1956 год.

3. Какова основная идея рассказа? а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень; б) трагическая судьба деревенской женщины; в) утрата обществом духовных и нравственных основ; г) отображение типа чудака в русском обществе.

4. В чём заключается смысл названия рассказа? а) рассказ назван по месту действия; б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира; в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне.

5. Какова особенность системы образов рассказа? а) построена по принципу парности персонажей; б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини; в) подчеркивает одиночество главной героини; г) призвана выделить характер главной героини.

Вариант 3. Выполнил(а)________________________

1.Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини? а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других; б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха; в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности; г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный.

2.Как проявляется авторская оценка героини? а) в художественных деталях; б) в портрете; в) характер описания события, положенного в основу рассказа; г) прямая авторская оценка; д) внутренние монологи героини.

ЭТАЛОН. 1 вариант: 1б; 2в; 3в; 4в; 5г. 2 вариант: 1вг; 2вг; 3агд; 4г; 5авгд.

Читайте также: