Какой точки зрения в происхождении права придерживался з фрейд

Обновлено: 28.04.2024

1. Многообразие концепций происхождения права обусловлено следующими причинами. Во-первых, наличием проблемы решения вопроса о закономерности внутренних связей права с окружающей его материальной, социальной и иной средой, обусловливающей процесс его зарождения, становления, и развития, что свидетельствует об объективной данности, исторической предопределенности, рассматриваемого правогенеза в любом зарождающемся и развивающемся обществе (правовая эмбриология). Во-вторых, принципом причинности возникновения права, который указывает на исследование тех явлений которые, непосредственно порождают или же обусловливают в прямой или косвенной форме данный процесс. В-третьих, разным пониманием мыслителями определенных отраслей научных знаний природы и сущности тех социальных и индивидуальных явлений, которые влияют на правогенез;

2. Многообразие различных точек зрения, идей, подходов к проблеме происхождения права мыслителей прошлого и современности предполагает сложную систему показателей в их исследовании и последующего сравнения. К данным показателям автором отнесены следующие показатели: научное или спекулятивное изучение проблемы; привязанность концепции к определенному историко-культурному типу развития общества или ее универсальный характер; признание автором теории познаваемости первопричины права; выделение явлений, причинно-следственные связи, между которыми указывают на возникновение права; построении концепции на основе достигнутых знаний в этой области или оригинальная трактовка ученого;

3. Общий критический анализ существующих на сегодняшний день точек зрения о происхождении права на основании научных исследований, работ мыслителей прошлого и современности, позволяет выделить девять самостоятельных концепций происхождения права: теологическую, антропологическую, историко-материалистическую, политическую, нравственную, концепцию мимесиса (социального подражания), коммуникативную (концепция солидаризма, хабитуализации), синергетическую, спонтанную. Каждая из концепций представляет собой учение, основанное на работах целого ряда мыслителей, использующих единую общую идею (замысел), а также методологический подход к исследованию;

4. Анализ большинства существующих на сегодняшний день оригинальных концепций происхождения права, а также целого ряда авторских точек зрения по данному вопросу показывает, что каждая из концепций находится в закономерной либо корреляционной связи с одним или несколькими из трех современных типов правопонимания - позитивистским, психологическим, социологическим;

5. Тип юснатуралистического (естественно-правового) правопонимания не имеет устоявшейся, самостоятельной, присущей ему концепции происхождения права. Для естественного правопонимания характерно признание существования позитивного права. Естественное правопонимание теряет свои сущностные черты вне сферы взаимоотношений между социально-политическими институтами власти и человеком. Отсюда предлагается рассматривать естественное право не как право, а как тип связи между официальной правовой идеологией и индивидуальным правосознанием. Данный тип связи следует рассматривать как духовно-нравственный. Одним из возможных объяснений, распространенного в теоретико-правовой науке и в философии права точки зрения на существование отдельного типа естественного правопонимания, является недостаточно разработанная представителями юснатурализма концепция происхождения права (спонтанная концепция);

6. Сложившиеся на сегодняшний день в теоретико-правовой и историко-правовой науках дефиниции, обозначающие начальные формы возникновения права, такие как: мононорма, обычное право, архаическое право, первичное право, традиционное право, примирительное право родового строя, первобытное право. Перечисленные понятия употребляются применительно к антропологической концепции происхождения права. Эта концепция на сегодняшний день является наиболее распространенной и устоявшейся в отечественной и зарубежных юридических науках;

49. Основные теории происхождения права и их критический анализ.

Существует множество различных теорий о происхождении права и государства, их соотношении. В силу тесной связи права и государства некоторые теории возникновения права являются одновременно и теориями происхождения государства (например, теория насилия).

Материалистическая теория исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общест­венного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объектив­ный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преиму­щественно интересы экономически господствующего сословия.

Теологическая теория настаивает на божественном происхож­дении государства и права Теологи­ческая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государ­ства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого госу­дарства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государ­ство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являю­щегося отцом всех своих подданных. Патриархальная теория, как и теологическая, направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки последней видит уже не столько в ее бо­жественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где су­ществовала неограниченная власть главы семьи — отца.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью людей подчиняться, сознанием зависимости членов первобытного общества от вождей, жрецов и т.д.

Читайте также: