Минимальные стандарты социального обеспечения устанавливаются на каком уровне

Обновлено: 15.05.2024

1. Современный уровень развития общества тесным образом связан с уровнем развития экономики, которая выступает базисом социального развития. Соответственно, качество жизни человека, обуславливаемое различными параметрами, во многом определяется обеспеченностью как отдельного члена того или иного общества, так и общества в целом располагаемым набором социально-экономических благ.

Экономическое развитие общества, будучи базисом его социального развития, большей частью зависит от эффективности взаимодополняющей деятельности рыночных и государственных институтов, за счет чего происходит взаимодействие частного и общественного секторов экономики.

На современном уровне общественного развития государство, концентрируя за счет налогообложения финансовые ресурсы, получает возможность осуществлять свою социальную функцию по отношению к его гражданам. Реализация государством социальной функции зависит от выполнения принятых на себя социальных гарантий, которые отражают его обязанности и ответственность перед гражданами, что зафиксировано законодательством государства.

Таким образом, социальные гарантии - это предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию важнейших (конституционных) прав граждан в социально-экономической сфере.

Социальные гарантии государства являются одним из ключевых элементов современной системы социальной защиты, характеризующей возможности государства по осуществлению социальной функции.

Функция общест­венного благосостояния строится в соответствии с представлениями кон­кретного общества о справедливости и при непосредственном участии госу­дарства. Определение ее вида зависит от сочетания рынка и государства в экономике, то есть от того, какая концепция социально-экономического развития выбрана соответствующим обществом: неолиберальная или эгали­тарная. Идея своего рода контракта, который государство заключает с об­ществом в настоящее время, выражается в определенных обязательствах го­сударства по отношению к обществу, заключившему с ним такой контракт. Так, в обмен на налоги в пользу государства, уплачиваемые обществом на постоянной и регулярной основе, государство гарантирует обществу финан­сирование, производство и распределение тех или иных общественных и социально значимых благ. В связи с этим возникает проблема конкретиза­ции социальных гарантий с учетом их экономического наполнения.

Проблема конкретизации социальных га­рантий заключается в том, что последние, хотя и позволяют обозначить ос­новные параметры социальной функции государства, зачастую представля­ют собой общие направления. Следовательно, требуется еще одно звено для того, чтобы социальная функция государства через социальные гарантии выполнялась в отношении заданного объекта - общества, заинтересованно­го в социальном развитии. По нашему мнению, в качестве такого промежу­точного звена выступает система социальных стандартов, в которых нахо­дят практическое воплощение социальные гарантии.

Социальные гарантии воплощаются в социальных стандартах, отражающих представления общества об уровне и качестве жизни; совокупность этих представлений, выраженных в виде требований общества, и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреж­дений социальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, - выражаемых в социальных нормах и нормативах.

Социальная стандартизация неразрывно связана с использованием социальных нормативов, имеющих традиционно многоцелевое использование. Они могут выступать в качестве критериев для различных сопоставлений, определения социальных рейтингов территорий, оценки близости достигнутого жизненного уровня требуемому в данных условиях развитию.

Социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструментов управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, решении организационных задач, формировании и реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий граждан и решении других социальных задач.

2. Как известно, экономические ресурсы обладают свойством ограниченности, поэтому непосредственное претворение в жизнь социальных гарантий государства больше связано с понятием минимальных социальных стандартов, нежели с социальными стандартами в широком смысле. Именно минимальные социальные стандарты характеризуют возможности государства по обеспечению всех граждан минимальным уровнем дохода, определенным уровнем образования, установленным набором услуг здравоохранения, а также по предоставлению всем гражданам жилья и т. д.

В связи с чем, государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов.

Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий. Таким образом, социальный стандарт на минимальном уровне означает со­вокупность социальных потребностей населения, а также по­требностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

В настоящее время не существует устоявшегося мнения относительно содержания минимальных социальных стандартов, в нормативных документах они определяются по-разному. Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ст. 6) минимальные государственные социальные стандарты определяются как государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счёт финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, государственный минимальный социальный стандарт в общем виде – это законодательно установленный для каждого гражданина государства минимум дохода и состав, объем и качество социально значимых услуг, предоставляемых гражданам на безвозмездной основе.

Система государственных минимальных социальных стандартов выражается в финансовых и социальных (натуральных) нормативах, являющихся конкретными показателями процесса социальной стандартизации. Социальные (натуральные) нормативы – это определенные количественные и качественные параметры оказания государственных услуг и являющиеся основой для определения финансовых нормативов. Финансовые нормативы – это подушевые нормы бюджетной обеспеченности одного потребителя государственных услуг.

Установление государственных минимальных социальных стандартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:

- совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;

- социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;

- определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;

- сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

- нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики;

- оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов

Необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством перечень предметов ведения и полномочий в области социально-экономической стандартизации перемещается с федерального уровня на уровень субъектов РФ, в связи с чем особое значение имеет формирование системы государственных минимальных социальных стандартов в регионах.

Читайте также: