Какой тип политической культуры характеризуется отсутствием интереса граждан к политике

Обновлено: 30.06.2024

Патриархальный – характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знание о политике, ожидания от политической жизни. Граждане ориентированны на местные ценности: природу, общину и т.д.

Подданнический – сильная ориентация на политические институты, невысокий уровень активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но опасается санкций, наказаний с ее стороны.

Активистский – характеризуется участием граждан в политической жизни, их включенностью в общественные дела: участие в выборах, в работе партий, граждане артикулируют свои интересы и влияют на систему, они законопослушны.

Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, формирования мышления граждан, различают официальную (поддерживаемую государством) и реальную политическую культуру. Можно еще говорить о рыночной политической культуре (где политика воспринимается как разновидность бизнеса) и этатистской (отличается главной ролью государства в жизни общества).

Практически, политическая культура представляет собой сочетание различных субкультур, а если возникают их противостояние, то следует культурный раскол.

Политология различает и другие модели политических культур:

- авторитарную и тоталитарную.

40. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности.

В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации:

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы).

конфликтный тип, характерный для обществ не западной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса , определенной религии или политической идеологии.

Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.

На первом из них – этапе политизации – у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются пер­вые представления о мире политики.

Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе – этапе идеализации – важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к поли­тической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

41. Сущность, содержание и виды избирательного права

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта:

объек­тивное избирательное право и субъективное избирательное право.

Пер­вое — это система правовых норм, определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избиратель­ных кампаний в стране.

Второе — это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах.

Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право — это право граждан изби­рать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов, органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответству­ющих выборных органов.

Виды избирательных систем:

-МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

-ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

42. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются: применяется во многих странах.М.и.с. имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о М.и.с. абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники (т.е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть М.и.с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40%, Vg от числа участвующих в выборах избирателей) - это М.и.с. квалифицированного большинства. Плюсы М.и.с. в том, что она результативна - дает победителя; кроме того, голосование предметно - избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержу при следующих выборах.

Недостаток М.и.с. в том, что голоса избирателей, поданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности (представительности)такого депутата.

43. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах.

П.и.с. имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (избирательные объединения.блоки)выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ: может быть и другой процент - в частности, 4% в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1 %в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П.и.с. Получается избирательное частное. Далее количество голосов,поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получа-ют кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за данный список в соответствующем регионе.

Плюсом П.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку).

Минусом П.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части.


Политическая культура — система исторически сложившихся, относительно устойчивых политических знаний, оценок и моделей поведения, а также ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе.

Политическая культура — важнейший критерий оценки политической жизни общества, интегральный показатель развития политической системы.

Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.

Убеждения состоят из обоснованных опытом представлений и понятий о различных аспектах политической жизни: о политической системе и ее институтах, политическом режиме, механизме органов власти, носителях властных полномочий и т. д. Основное место в политических убеждениях принадлежит политическим ценностям. Характер политических ценностей особенно ярко проявляется в отношении субъектов к политическим символам: флагу, гимну и гербу государств, партий и других политических организаций.

Образцы коллективной жизни — это предписываемые органами власти, а также реально сложившиеся формы отношений между субъектами политики и соответствующие этим отношениям социальные институты.

Типология политической культуры

Существуют различные типологии политической культуры, в частности типология исторической преемственности.

Тип политической культуры

Разновидности

Основные характеристики

  • Племенная
  • Теократическая
  • Деспотическая
  • Власть вече, ограничение статуса вождя
  • Высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога
  • Абсолютная власть лидера
  • Либеральная
  • Технократическая
  • Ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль над властными структурами
  • Ценность традиций элитаризма, меритократии
  • Авторитарная
  • Тоталитарная
  • Сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан
  • Полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть

В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.

Основные черты современной демократической политической культуры:

  • традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);
  • морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;
  • политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.

В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.

Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.

Идеал автократической политической культуры — государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.

Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры:

  • патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;
  • подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;
  • активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.

Типы политических культур

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

Патриархальный тип — для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

Подданнический тип — ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

Активистский тип — предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.


Рис. Модели политической культуры

Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соответствует гражданская политическая культура, которая носит смешанный характер. Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность.

В современной политической науке также получила распространение типология политических культур американского ученого У. Розенбаума, который выделял следующие типы политической культуры:

  • фрагментарный, характерный для социально разобщенного общества, в котором отсутствует согласие между основными социально-политическими силами, а частные интересы превалируют над общими;
  • интегрированный, характерный для общества с наличием национального консенсуса, лояльностью по отношению к политическому режиму и легитимными процедурами разрешения политических конфликтов.

Кроме того, существуют и другие критерии типологизации политических культур:

  • по отношению к политической системе выделяют политическую культуру господствующую и контркультуру;
  • по статусу носителей политической культуры — элитарную и массовую;
  • по отношению к правящему режиму — лояльную и оппозиционную; по отношению к государству — этатистскую и анархистскую;
  • по идеологической направленности — консервативную и либеральную;
  • по типу общества — доиндустриальную, индустриал ьную и постиндустриальную.

Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу.

Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.

Политическая культура – это система установившихся в общественной среде ценностей и убеждений, проявляющих себя в политической деятельности или суждениях по отношению к происходящему в политике.

Политическая культура

Особенности политической культуры

В любой культуре существуют определенные черты, по которым ее можно распознать. Так, для политической культуры характерны:

  • Формирование и изменение на протяжении всего существования общества. Политическая культура и общество взаимосвязаны.
  • Закрепление наиболее устойчивых догматов политического опыта. Чем стабильнее установившаяся ценность, тем дольше она будет частью политической культуры.
  • Влияние на ход политики государства. Яркий пример – фундаментализм, кода подчинение религиозным традициям плавно переходит в формирование политической культуры.
  • Создание вида целостности политики для населения. При наличии культуры политика в глазах общества становится более понятным и прозрачным явлением, которое можно контролировать и отслеживать.
  • Координация жизни общества и сочетание интересов всевозможных групп населения. Политическая культура может выступать в качестве национальной идеи, задающей направление развитию государства и создающей сплоченность среди социальных групп и классов.
  • Установление норм взаимоотношений между властью и гражданами. Политическая культура показывает, как взаимодействовать друг с другом.
  • Отражение политического сознания и поведения населения. Традиции, установившиеся в обществе, влияют на интересы и мнения гражданина, тем самым формируя его политические взгляды.

Функции политической культуры

Функции политической культуры

Политическая культура имеет множество функций.

Как видно, функции политической культуры очень похожи на друг друга. Чтобы не запутаться в них, нужно понимать, что значит каждое из определений.

Состав политической культуры

Рассмотрим термины, являющиеся компонентами политической культуры.

Политическое поведение

Политическим поведением называют проявление взглядов и мнений гражданина с помощью разных форм и типов общественной деятельности. К данному понятию относятся все действия, связанные с политикой – от голосования на выборах до организации массовых протестов.

Политическое сознание

Политическое сознание

Политическое сознание – это идеологические и психологические компоненты личности, вместе образующие мировоззрение человека. Знания и мнения взаимодействуют с особенностями характера индивида, образуя определенную точку зрения.

Есть два вида политического сознания: обыденное и идеолого-теоретическое. Первое формируется стихийно и размыто, с точки зрения бытовой жизни. Второе включает в себя систематизированные знания о политике и ее процессах.

Рассмотрим, из чего состоит политическое сознание:

  • Политические знания. Осведомленность населения о политике, системе, государственном строе и близких по сфере вещах.
  • Политические ценности. Всевозможные взгляды и суждения о политике – от социальной справедливости до свободного рынка.
  • Политические убеждения. Мнение личности о том, какая политическая система является наилучшей.

Также к политическому сознанию относятся два понятия: политическая идеология и политический опыт. Первое выражает систему взглядов и идеалы субъекта, второе – традиции и обычаи общества по отношению к политике.

Типы политической культуры

В политологии рассматривается несколько разделений политической культуры.

Типы политической культуры

В зависимости от уровня

  • Общая культура характерна для большинства граждан;
  • Субкультура характерна только для определенных социальных слоев.

По согласованности взаимодействия

  • Интегрированная культура формируется в том случае, когда общее мнение всех членов – единое.
  • Фрагментарная культура формируется в том случае, когда мнение всех членов может разниться по некоторым вопросам.

По отношению к правящей верхушке

  • Господствующая культура – основная идеология;
  • Контркультура – оппозиционные учения к господствующей культуре;

По отношению к изменениям

  • Замкнутая культура не стремится к установлению новых ценностей и придерживается традиционных устоев;
  • Открытая культура ориентирована на реформы.

По стилям политического поведения

  • Рыночная культура определяет свободу граждан в бизнесе и других сферах;
  • Этатистская культура отдает главенствующую роль государству в политике и устанавливает условия политической деятельности гражданина.

Подданическая культура

По степени ориентации личности на проявление деятельности в политических процессах страны

Выделяют патриархальную, подданическую и активистскую культуру.

Патриархальная культура

Для данного типа политической культуры характерны стабильность, слабая роль в политической жизни страны, лояльность к власти. Из этих особенностей создаются следующие – узкий кругозор населения и отсутствие ожиданий каких-либо перемен.

Подданическая культура

Характерна для тоталитарных режимов, где свобода личности ограничена до минимума. Человек, относящийся к данному типу культуры, характеризуется следующими особенностями:

  • Он пассивно относится к политической жизни страны и не ждет перемен.
  • От государства ждет либо поощрения, либо наказания.
  • Быстро мобилизуется наряду с остальным обществом для необходимых или выдуманных преобразований. Это достигается благодаря жесткому контролю со стороны власти.
  • Подчиняется государству, так как установлен жесткий централизованный аппарат контроля населения.

Активистская культура

Данная политическая культура характерна для демократии. Ей присущи следующие особенности:

  • Заинтересованность граждан в политике и активная политическая деятельность.
  • Осведомленность о политических событиях среди населения.
  • Стремление к реализации своих идей и целей с помощью власти.
  • Мнение граждан имеет вес при принятии решений.
  • Уважение к установленным в государстве законодательным актам и порядкам.

Пути формирования политической культуры

В первую очередь, за политическую культуру общества отвечает государство, политические партии и организации. Они устанавливают основные устои и принципы, нарушение которых может караться законом.

Далее в ход идет воздействие церкви и СМИ. Религия в большей степени пропагандирует традиционные ценности, СМИ – те ценности, которые требуются власти.

Не стоит забывать, что на политическую культуру личности сильно влияет его близкое окружение. Семья, друзья и рабочий коллектив постоянно взаимодействуют с человеком, формируя его взгляды.

Политическая символика как способ формирования политической культуры

Политическая символика

Символика создана для воздействия на личность или общество. Рассмотрим основные ее формы.

Национально-государственная символика

В нее входят: флаг, герб и гимн. Они привлекают внимание население и стремятся объединить его для выполнения масштабной национальной идеи, побуждают к выполнению конкретных действий.

Политическая ритуально-процессуальная символика

Нужна для поддержания традиций, напоминания об исторических событиях и установления авторитета власти. Почетные караулы, инаугурация президента, военные парады – все это лишь малая часть выражения данной формы политической символики.

Скульптурно-архитектурная политическая символика

Находит отражение в архитектурных сооружениях. Яркий пример – Московский Кремль, известный не только гражданам России, но и людям по всему миру.

Условно-графическая политическая символика

Сюда входят как символы, так и определенные цвета. Православный крест, серп и молот, подкова – все это подразумевает конкретный смысл. В случае с цветами, каждый имеет свое значение, в особенности на флаге государства.

Наглядно-агитационная политическая символика

Выражается в виде лозунгов, призывов и карикатур. В истории России широкое применение нашло в эпоху Советского Союза, где плакаты, листовки и портреты политических деятелей применялись при любой возможности.

Подводя итоги, отметим, что без политической культуры невозможно наличие стабильной политической системы в обществе. От уровня ее развития зависит качество жизни в стране. Отражая взгляды и мнения населения, политическая культура оказывает влияние на развитие и формирование политических институтов.

2. Подданническая- граждане чувствуют себя подданными, но не участниками, могут интересоваться политикой, но себя видят только в массе, форма участия – выступление в поддержку лидера, не по собственной инициативе, а когда мобилизуют, они считают, что могут влиять на политику на местном уровне (групповая сплоченность и недоверие к инакомыслию)

3. Культура участия или активистская (партиципаторная) - люди сознают себя полноправными участниками политики, верят, что могу влиять на принятие решений, форма выражения позиции – протест, высокий уровень знания и навыков, ощущение деятельности правительства, гордость за свою активность (все три типа идеальны, и во всех этих странах есть носители разных)

Стабильно, когда преобладает участие, но есть и 1, и 2 (крайности – хаос или застой). Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного. Тип его активности – более смешанный и смягченный. Это позволяет индивиду совмещать определенную долю компетентности, включенности и активности с пассивностью и невключенностью.

В 60-е годы возникла потребность в новом инструментарии для понимания политики, который позволил бы ответить на вопрос: почему модели политических реформ, модели модернизации, разработанные в одних странах, не удается эффективно применить в других.

Основные концептуальные представления о политической культуре были разработаны американскими политологами С. Вербой, Л. Паем, Г. Алмондом, Р. Такером, С. Липсетом и другими теоретиками, принадлежавшими по преимуществу к функционалистскому направлению. Политическую культуру эти авторы представляют себе как определенный набор ценностей, внутри которого действует политическая система, что-то вроде историко-психологического фона, на котором разворачиваются политические события.

Понятие политической культуры оказалось очень привлекательным в силу многозначности и многогранности его значений. Так, с одной стороны, оно представляется результатом личного опыта человека. С другой — в нем отражается история политической системы, которая уходит корнями в общественные события.

Первый основной тип — патриархальный. Система с таким типом культуры единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической систем. Второй тип — подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. В подданнической культуре почтение к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным политическим участием. Третий чистый тип — активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства.

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

6) мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения.)


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

История термина

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривавшего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная (активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная (стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Значимость

Проблемы

Критика, развитие и альтернативные типологии

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной. Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (смотрите например, работы Ф. Фукуямы) и устойчивость институтов.

Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная (иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая (или зависимая);
  • активистская (культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Подданнический тип

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 14095
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: