Какие функции осуществляет федеральный орган исполнительной власти города

Обновлено: 02.07.2024

2. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы.
3. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти - обобщенный термин, применяемый в Уставе города Москвы для обозначения органов исполнительной власти специальной компетенции.
Отраслевые органы исполнительной власти обладают полномочиями по осуществлению политики исполнительной власти (по государственному управлению) в пределах определенной отрасли хозяйства (например, Департамент науки и промышленной политики города Москвы). Функциональные органы исполнительной власти осуществляют определенную управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства (например, Департамент финансов города Москвы). Вместе с тем особую функцию выполняют контролирующие органы, осуществляющие государственный контроль в отведенной им сфере хозяйства. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике. Закон города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает виды отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города - департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции. Правительством Москвы установлены критерии создания отраслевых и функциональных органов исполнительной власти.
Департаменты города Москвы создаются для проведения государственной политики и осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной для развития города.
Комитеты города Москвы создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению.
Главные управления и управления города Москвы создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Главное управление создается при наличии структурных подразделений в административных округах города Москвы и при штатной численности не менее 60 единиц.
Инспекциями (государственными инспекциями) города Москвы являются органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке контрольными и надзорными функциями.
Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются в чистом виде отраслевыми, а главные управления и управления - функциональными органами. Контрольными и надзорными органами являются инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший орган исполнительной власти субъекта (в данном случае - Правительство Москвы) формирует иные органы исполнительной власти субъекта. В Уставе города Москвы и в Законе города Москвы "О Правительстве Москвы" отсутствует четкое указание на орган, уполномоченный создавать отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города. Вместе с тем часть 4 статьи 4 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает, что Правительство Москвы утверждает и изменяет структуру органов исполнительной власти Москвы, т.е. определяет перечень органов исполнительной власти города. Структура органов исполнительной власти города зависит от стоящих перед Правительством города задач, которые меняются с течением времени. Как правило, изменение структуры органов исполнительной власти происходит после выборов Мэра Москвы наряду с формированием нового Правительства.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок назначения руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города. Назначение руководителей указанных органов на должность (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями Правительства Москвы. Названия должностей руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти различаются в зависимости от вида органа - руководитель департамента, председатель комитета, начальник главного управления, управления, инспекции.
По сложившейся практике многие члены Правительства Москвы одновременно являются руководителями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города.
3. Каждый отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города действует на основе соответствующего положения, в котором, как правило, указываются основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права и обязанности, закрепляются основа внутренней структуры органа и статус руководителя.

Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.

Дом правительства

В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.

Исполнительная власть — это.

Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:

  1. правительственная;
  2. министерская;
  3. административная;
  4. управленческая.

Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.

Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).

В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.


Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.

Функции исполнительной власти в государстве

Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:

  1. Регулятивно-управленческая функция.
    Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
  2. Охрана общественного порядка.
    Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
  3. Обеспечение прав и свобод граждан.
    Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.

Нормотворческая функция.

Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

Флаг

Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.

Оперативно-исполнительная функция.

Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).

Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:

  1. организационная;
  2. координирующая;
  3. информационно-аналитическая;
  4. контрольно-надзорная;
  5. полицейская;
  6. оказания государственных услуг.

Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.

Органы исполнительной власти

Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).

Ворона

На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.

Включает следующих лиц:

  1. Председателя;
  2. замов Председателя;
  3. федеральных министров.

Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.

НаименованиеПримерыОсобенности
МинистерстваМВД, здравоохранения, обороны, культурыОсуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием
Федеральные службыФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственностиВыполняют преимущественно контрольно-надзорные функции
Федеральные агентстваАрхивное, дорожное, связи, водных ресурсовОказывают государственные услуги и управляют госимуществом

Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:

  1. комитеты;
  2. департаменты;
  3. главные управления.

Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.

Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.

Выводы

Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.

Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

А президент к какой ветви власти относится, к исполнительной, законодательной или и к той и другой одновременно? Как известно, именно после подписания закона президентом, этот закон обретает силу, таким образом президент как бы является частью законодательной власти, плюс он издаёт указы и распоряжения.

Эти исполнители, как видим, тоже издают всякие подзаконные акты, эти акты конкретизируют положения закона, по сути они даже круче закона, поскольку уточняют правоприменение, а его можно оспорить только при явном противоречии закону.

Вот взяло правительство и выкинуло из своего постановления 354 автоматическое принятие в эксплуатацию прибора учёта воды в случае, если поставляющая воду организация не ввела прибор в эксплуатацию в установленный постановлением срок. Теперь мы будем от милости поставщика ресурса зависеть, пока он не соизволит, платить будем не по счётчику, а нормативу.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно п. "г" ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности и их формирование относится к ведению РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", других федеральных законов и указов Президента РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" и Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" руководство федеральными органами исполнительной власти в зависимости от раздела структуры, в котором они располагаются, осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Согласно названному Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти:

  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

В соответствии с данным Указом федеральные органы исполнительной власти могут иметь следующие функции:

1) федеральные министерства:

  • по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • по принятию нормативных правовых актов;

2) федеральные службы:

3) федеральные агентства:

  • по управлению государственным имуществом;
  • по оказанию государственных услуг.

Функции конкретного федерального органа исполнительной власти определяются положением о нем. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ - соответственно постановлением Правительства РФ.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.


Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).
Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, заместителей этих руководителей; утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, отчет об их исполнении, а также осуществляет ряд других функций.
Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; назначает проверки их деятельности в случаях, устанавливаемых федеральным законом, а также осуществляет иные функции.


Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а такженормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба по надзору не вправе.


Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ или Правительству РФ. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Вместе с тем федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, например, Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в своей сфере деятельности, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что установленные этим Указом ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) - это уполномоченные лица, которые совершают деятельность в одной из трех существующих ветвей государственных властей - исполнительной. Органы такой структуры наделены особой самостоятельностью на юридическом уровне. Она намного выше, чем у законодательной или судебной власти. Более того, они имеют полное право этой самостоятельностью распоряжаться. ФОИВ состоят из Правительства Российской Федерации. Члены данной структуры имеют право не только создавать правовые акты, но и следить за их исполнением.

  • Структура
  • Правительство Российской Федерации
  • Заместители председателя
  • Федеральные министры
  • Федеральные агентства и службы
  • Избрание

Структура

  • Федеральные власти различных субъектов страны : республики, области, города особого назначения, такие как Москва.
  • ФОИВ общей компетенции . К ним относятся лица, которые обязаны управлять всеми сферами жизни и деятельности граждан на определенной территории.
  • ФОИВ отраслевой компетенции . Данные органы для различных субъектов России индивидуальны. Например, для краев - это департаменты и комитеты. Для республик - министерства и главные управления. Они осуществляют свою деятельность только в отдельной сфере.
  • ФОИВ межотраслевых компетенций . Они занимаются руководством лишь отдельных областей, принадлежащих определенной сфере деятельности. Включают в свой состав Министерство здравоохранения, Минэкономразвития и другие.
  • Коллегиальные . При таком управлении решение вопросов производится путем голосования членов этой структуры.
  • Единоначальные. Вопросы обсуждаются между всеми участниками, но окончательный вердикт выносит только руководить этой группы.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ представляет собой основание всей исполнительной власти в стране, поэтому оно имеет свою отдельную и в это же время уникальную структуру. Главным объектом внимания является председатель Правительства нашей страны - это лицо, которое контролирует деятельность целой системы, связанной с исполнением вступающих в силу и уже действующих законов и прав. На сегодняшний день данный пост занимает Дмитрий Анатольевич Медведев.

Заместители председателя

  1. Антон Германович Силуанов . Он является первым заместителем Дмитрия Анатольевича Медведева. Также он является министром финансов.
  2. Дмитрий Николаевич Козак. Является заместителем председателя Правительства РФ.
  3. Виталий Леонтьевич Мутко . Также является заместителем председателя Правительства РФ. Каждый из них вступает на должность Дмитрия Медведева лишь тогда, когда отсутствуют его заместители. То есть Виталий Леонтьевич будет являться председателем Правительства РФ только тогда, когда отсутствует и сам Дмитрий Медведев и два других его заместителя.
  4. Максим Алексеевич Акимов - заместитель председателя Правительства нашей страны.
  5. Татьяна Алексеевна Голикова является исполняющим должность заместителя Правительство России.
  6. Константин Анатольевич Чуйченко . Является первым заместителем руководящего Аппаратом Правительства РФ.
  7. Ольга Юрьевна Голодец - является исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства.
  8. Юрий Петрович Трутнев . Является уполномоченным лицом Президента Российской Федерации на Дальневосточном округе, а также заместителем Председателя Правительства.
  9. Алексей Васильевич Гордеев . Так же, как и все вышеназванные уполномоченные лица, является заместителем Председателя Правительства России.
  10. Юрий Иванович Борисов - заместитель председателя Правительства.

Федеральные министры

  1. Обязанности главного министра исполняет Абызов Михаил Анатольевич.
  2. Васильева Ольга Юрьевна является главным министром в сфере образования и науки.
  3. Ответственным за развитие Дальневосточной области является Александр Александрович Козлов.
  4. Главным министром в сфере экологии и всех природных ресурсов России является Дмитрий Николаевич Кобылкин.
  5. Главенствующую роль в области спорта исполняет Колобков Павел Анатольевич.
  6. Министром внутренних дел Российской Федерации является Колокольцев Владимир Александрович.
  7. За развитие экономики отвечает Орешкин Максим Станиславович.
  8. За безопасность граждан от ЧЭС отвечает Евгений Николаевич Зиничев.

Важно! Кроме них, есть еще министры таких сфер деятельности, как юстиция, регулирование положения на Северном Кавказе, контроль за торговлей, регулирование иностранных дел, культура, строительство и ЖКХ, энергетика, связи коммуникации.

  • Разрабатывают новые планы, предоставляют их на рассмотрение в Государственную Думу, а также отчитываются перед членами Госдумы о проделанной работе.
  • Обеспечение общей сферы развития всех областей деятельности на одинаковом уровне.
  • Члены Правительства РФ являются управляющими лицами федеральной собственности.
  • Устанавливают правила и ограничения, нацеленные прежде всего на безопасность граждан.

Важно! Те лица, которые управляют ведомствами федерального характера, не являются членами Правительства РФ. В это же время сами ведомства не являются частями министерства, поэтому действуют по своему усмотрению и обладают самостоятельностью. Однако контроль над ними все равно установлен. Эту функцию осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.

Федеральные агентства и службы

  1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) - это силовое подразделение, которое отвечает за обеспечение безопасности граждан от террористических актов и мятежей. Данная спецслужба имеет огромные полномочия, но сотрудники ФСБ обязаны действовать строго в рамках закона.
  2. Служба внешней разведки (СВР) - это также силовое подразделение Российской Федерации, которая отвечает за контролирование определенных объектов, например, полевых командиров. Также в задачи СВР входит слежка и за другими объектами, которые вызывают опасения для страны. СВР работает совместно с такими структурами, как Главное разведывательное управление России (ГРУ).
  3. Архивное агентство федерального назначения . Это структура, которая отвечает за хранение ценных исторических архивов, археологических находок. Кроме этого, в обязанности этой структуры входит тщательное и неоднократное исследование архивных материалов.
  4. Антимонопольные службы федерального уровня. Они представляют собой структуру, которая имеет право создавать правовые акты, контролировать их соблюдение, а также следить за соблюдением законов, которые касаются монополии в государстве.

Избрание

Для того чтобы деятельность определенной структуры улучшилась, необходимо регулярно менять состав лиц, которые эту деятельность осуществляют. Говоря простыми словами, каждый участник должен побыть в роли главного. Это необходимо для того, чтобы выявить, у кого из членов структуры или организации имеется более высокий потенциал. Для того чтобы назначить то или иное лицо на определенную должность в исполнительной власти, необходимо получить на это одобрение Правительства РФ, так как оно является главным. Но перед этим, в соответствии с областью деятельности, кандидаты на должность должны быть избраны определенными представителями. Например, федеральных министров может назначить только Правительство, которое занимается подбором кадров на данные роли при Правительстве РФ. Органы исполнительной власти в России - это лица, уполномоченные на руководство определенными областями деятельности граждан. ФОИВ отвечает за возрождение и прогрессирование всех доверенных им субъектов. Полученная информация лучше запомнится, если вы также воспользуетесь предложенным видео.

Читайте также: