Какой способ влияния на органы власти составляет основу нелегального лоббизма

Обновлено: 02.07.2024

Лоббизм– термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств крупных монополий организованных групп при законодательных органах власти, оказывающих давление вплоть до подкупа на законодательных чиновников, с целью принятия решений (определённых законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Лоббирование – специализированная отрасль PR, которая строит и поддерживает отношения с правительством в 1-ю очередь на оказание давления на законодательство и применение законов. Механизм давления социальных институтов на процесс принятия решений законодательными органами государства.

Индивидуальное лоббирование допускается только на законодательную и представительную власть. Воздействие на исполнительную власть считается криминалом. Лоббирование на судебную власть – не допускается. Принятой считается практика, при которой почти по каждой законодательной инициативе создаются группы лиц, которые действуют в кулуарах конгресса.

Виды лоббизма:

По методам:

Легальный (не нарушает в обществе законов);

Нелегальный ( прямое вознаграждение лиц за принятие необходимых решений).

По целям:

По объектам лоббистского воздействия:

Парламентский. Нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определённые групповые интересы.

Правительственный. В органах исполнительной власти разрабатываются различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в парламент.

По сферам деятельности:

По отношению к политической системе:

Внутренний. Представители заинтересованных групп (депутаты парламента, члены правительства, окружение президента влиты в политические институты), то есть давление оказывается на органы власти со стороны лоббистских организаций: юридические фирмы, PR-агентства, ассоциации бизнеса и т.д. Эти организации представляют широкий спектр услуг от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний.

Методы лоббирования:

Выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента.

Разработка законопроектов, привлечение к выработке нормативных документов экспертов.

Использование методов PR для формирования общественного мнения.

Личные встречи, контакты, переговоры.

Давление с мест, т.е. многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутата.

Подготовка и широкое распространение результатов научных исследований.

Финансирование избирательных кампаний.

Во Франции лоббистская деятельность – незаконно. В Индии приравнена к коррупции. В США и Канаде регулируется законом о лоббизме. В ФРГ – несколькими законодательными актами. В России разработан законопроект.

Плюсы и минусы лоббирования:

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия:




- расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

Цели лоббизмаразнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Методы лоббирования:

Выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента.

Разработка законопроектов, привлечение к выработке нормативных документов экспертов.

Использование методов PR для формирования общественного мнения.

Личные встречи, контакты, переговоры.

Давление с мест, т.е. многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутата.

Ключевые слова: лоббизм, группы интересов, группы давления, органы власти, синопсис, аномические группы интересов.

Ibodulloev A.R.

Postgraduate student, Department “Social Sciences”, Institute of Economy and Trade, Tajik State University of Commerce

FEATURE OF LOBBYING IN THE POLITICAL SYSTEM

Abstract

In this work, author analyzes the problem of lobby in political system of the world and the history of its forming. Especially, author focused in such conceptions of “group of interest” and “pressure group” in research of political processes.

Keywords: lobbying, interest groups, pressure groups, authorities, synopsis, interest groups.

История возникновения лоббизма насчитывает 200 лет, с того момента когда в зал заседания Парламента Великобритании стали появляться первые лоббисты. Лоббизм – политический феномен, в котором участвуют две стороны: группа давления и группа интересов. Сам лоббизм как таковой не был политическим феноменом, до тех пор как в 1948 году в США начали практиковать данный термин на политических выборах Сената и Президента. Политический климат США адаптировал лоббизм в ряды законотворчества и был узаконен, тем самым приобрел свой феномен и получил термин политического лоббизма.

Власть и политическая система стали причиной появления феномена лоббизма в политике, однако на практике появилась и другая проблема другой стороны – коррупция. Закрепление лоббизма в законодательстве стал регулирующим фактором отличия коррупции от нелегальных действий.

Лоббизм появился для того чтобы облегчить сделки корпоративных связей, решить лазейку в законодательстве, помочь не институциональным организациям государства более глубже и с минимальной затратой времени защитить интересы социальных слоев населения в получении тех иных льгот от государственных субсидий.

В лоббизме существуют и специалисты, которые работают в сфере государственной власти и бизнеса, туризма и профсоюзах, комитетах и в образовательных учреждениях. Их называют лоббистами. Лоббисты выполняют главную определяющую роль в выдвижении тех или иных интересов сторон лоббирования. В качестве факта можно привести создание Транснациональных корпораций (ТНК). Бизнес структуры в качестве групп интересов наняли лоббистов, которые защитили интересы ТНК и пролоббировали их продукции за рубежом, тем самым помогли ТНК выйти на более высокий международный уровень. Государство может выступать в качестве лоббиста и помочь своим компаниям достичь больших высот, но в этом есть главная выгода государство – это интерес. Государство помогает избавиться от налогов и пошлин тем корпорациям, которые гарантируют стабильность и процветание. В данном случае выигрывают обе стороны. Данное явление называют лоббированием сверху вниз. К примеру, Сингапур, Южная Корея и Объединенные Арабские Эмираты. Сингапур за менее чем 60 лет превратилась в одного из самых развитых стран мира. Государство протянула руку внутренним инвесторам, объявила без налоговую и без пошлинную политику и выиграла тем самым свой национальный ствтус и вошла в элитный клуб развитых стран. Объединенные Арабские Эмираты являются самой привлекательной и красивой страной в мире. В Дубае количество туристов и иностранцев превышает количество коренного населения в сотни раз.

Существует и другая сторона лоббизма. Корпорации и ТНК помогают странам развиваться и тем самым отстаивают свой авторитет на долгие годы. Это лоббирование снизу вверх. К примеру самая влиятельная валюта в мире доллар. Американский доллар принадлежит семейству Рокфеллера, то есть частным бизнесменом. Доллар лоббируя всех стран сделать расчеты исключительно только в долларах поддерживает США в устойчивом развитии, однако не всегда.

Объектами лоббизма выступают органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Субъектами лоббизма являются физические и юридические лица. В США например, это физические и юридические лица, которое регулируется в ФРГ только юридическими лицами.

В условиях политической системы Таджикистана лоббизм не проявляется во всех сферах жизнедеятельности, не имеет определенные сферы, где группы лиц заинтересованы в отдельных отраслях, таких как социальная политика и эффективная экономика.

Для того, чтобы определить насколько лоббизм не развито в Таджикистане, достаточно вспомнить бюрократический аппарат. Исходя из данной структуры мы обосновываем, что лоббизм не только латентно существует в политической системе, но также необходимо обозначить его масштабы. Поэтому лоббизм в Таджикистане развивается, а государственный аппарат решает проблемы с его помощью. Поэтому необходимо обратиться к феномену лобби, который способствует решению острых социальных и экономических проблем проявляющийся у нас в стране.

Прежде всего, необходимо институциализировать лоббирование интересов, особенно независимых предпринимателей. Повышенные налоги, а также давление со стороны чиновников усугубляет их деятельность.

Основная деятельность лоббизма – это информационные и экспертные методы. Именно они являются ключевыми в деятельности лоббистов. Формирование мнения по ключевым вопросам интересующих групп основная функция лоббизма. Информационные методы ведутся в двух направлениях: посредством СМИ и через экспертную аналитику. Информационное сопровождение агитации и пропаганды занимает центральное место зарубежного лоббизма. Создание массового общественного мнения через СМИ и формирование мнения конкретных резолюций – через аналитику, доставляемую лоббистами разного рода политическим лидерам чтобы они могли опираться на нее в отстаивании своих позиций. [1]

Публикации в СМИ – ключевой аспект групп интересов. Это позволит донести в сознание массы информационные потоки. Личный авторитет, экспертная компетентность – приоритетный ресурс лоббиста. Сотрудничество – это наилучшая форма демократии, именно с помощью переговоров лоббисты ведут свою деятельность. Уместно, организовать группу лиц на легальной основе, давая четкие указания по продвижению их интересов, тем самым узаконить лоббизм и формировать институт лоббизма. В 2007 году в Великобритании метро был закрыт, так как чиновники решили сократить численность технического персонала. В итоге, простые люди пострадали от их действий и устроили пикет в пользу работников метрополитена. Этот общественный акт не только помог рабочим, но и наглядно демонстрирует важность роли лоббизма гражданского общества. [1]

Основу политической системы составляют столкновение и участие заинтересованных групп. Генезис теории групп интересов происходит от американского политолога Артура Ф. Бентли. Выделяются две группы интересов: аномические и институциональные.

Аномические группы интересов – это спонтанные, плохо организованные и недолговременные группы, целью которых является организация и участие в митингах, демонстрациях, массовых актах протестов. Эти группы сформируются для изменения сознание общества, посредством средств массовой информации. Данная группа имеет малый эффект влияния на органы государственной власти.

Институциональные группы интересов – хорошо сформированный, эффективный и созданный для конкретных целей, на основе определенных нормативно – правовых актов. [1]

Синопсисом внутригрупповых связей групп интересов разделяют две основные направления: ассоциативные и не ассоциативные. К первым относятся добровольные объединения, которых преследуют политические интересы. К ним относятся ассоциация предпринимателей, профсоюзы, союз молодежи и т.д.

К не ассоциативным группам относятся трудовые коллективы, этнические общности, которые носят недобровольный характер и не преследуют политических целей.

Политологи разделяются на два подхода в оценке феномена лоббизма: сторонники первого всячески отрицают роль лоббизма в политической системе. Они приравнивают лоббизм к коррупции и криминальной сфере, тем самым ликвидируя его. Сторонники второго подхода подчеркивают легальные и нелегальные методы лоббизма, ограничивая лоббистскую деятельность правовыми рамками, вытесняя коррупцию из политической практики. Отличие подходов к лоббизму подчеркивается тем, что второй подход более эффективен и продуктивен, так как сохраняет каналы связи между обществом и властью, ставя в законные рамки систему функционального представительство групп интересов.

Также лоббизм подразделяется на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм.

Классификация лоббизма можно выделить на внутренний и внешний.

Внутренний лоббизм, когда представители групп интересов – депутаты парламента, члены правительства и окружение президента входят в политические институты.

Внешний лоббизм, когда давления на органы власти создается извне.

По мнению политологов, разделяющих данную точку зрения, в СССР с середины 60-х – начала 70-х гг. политическая система становится конкурентной, следовательно, происходит процесс становления групп интересов, в рамках этого подхода сформировались три точки зрения на специфику групп интересов в советском обществе:

  1. группы интересов формируются на основе профессиональных общностей. Американский политолог М. Лодж на основе таких признаков, как групповое сознание, групповые ценности и социальный статус выделил пять групп интересов: а) партийный аппарат, б) хозяйственный аппарат, в) офицерский корпус, г) юристы, д) деятели культуры; а также группы интересов организуются на основе общности политических позиций, ценностей и установок по тому или иному вопросу этой основе Ф. Браун выделял такие группы, как модернизаторы и консерваторы, ревизионисты и догматики;
  2. группы интересов образуются на основе профессиональных групп и единства политических ориентации. Конкретизируя этот подход, Д. Лейн классифицировал советские группы интересов следующим образом: а) политическая элита; б) группы, имеющие институциональные позиции в аппарате; в) лояльные оппозиционеры; г) маргинальные группы; д) отчужденные группировки. [1]

Третий подход сформулировал российский политолог С. Перегудов. По его мнению, применительно к советскому обществу справедливо говорить не о группах интересов, а о системе бюрократического корпоративизма, которая характеризовалась функционированием корпораций под жестким контролем государства и в строго государственных рамках. В условиях централизованной плановой экономики руководители корпораций стремились “выбить” максимум материальных и финансовых ресурсов от государства. От статуса корпорации, который определялся партийно-политической элитой, зависели возможности и размеры получения части экономических ресурсов. К наиболее крупным и влиятельным экономическим корпорациям в советский период относились: военно-промышленный комплекс (ВПК), агропромышленный комплекс (АПК), машиностроительный и химический комплексы. Наряду с отраслевым большое значение имел региональный корпоративизм. К регионам, успешно отстаивавшим свои интересы во властных структурах, относились Москва, Ленинград, Краснодарский край и др. Для реализации своих интересов корпорации пользовали некоторые методы лоббирования (личные встречи, переговоры, участие в выработке и корректировке планов заданий). Объектами лоббирования становились партийные правительственные органы (ЦК КПСС, Совет Министров, министерства и ведомства). Существование лоббизма официально не признавалось и, соответственно, ни лоббизм, ни бюрократический корпоративизм не регулировались никакими правовыми актами. [2]

Спецификой Таджикистана является пассивная роль гражданского общества. Высокие налоги, плохие условия труда, социальная анемия является самой уязвимой сферой общества. Для решения данных проблем необходимо активизировать гражданское общество, дать ей понять, что данные проблемы решаемы, с помощью института лоббизма и лоббистская деятельность обеспечит продвижение их интересов.

Политический лоббизм важный аспект политической системы современности. Именно она может развивать все сферы деятельности государства, которые остро обсуждаются в совещениях. Таджикистану необходимо развивать социальную сферу страны, но для этого ей необходимо упорядочить экономическую политику.

Политическая власть это понимает и старается изо всех сил реформировать важнейшие сферы, но для более эффективного развития хозяйственной политики выступает кулуарная политика, которая все еще не входит в политический институт государства. Экономика страны нуждается в реформировании, актуальность видится в политическом лобби, заинтересованность лидера страны в повышении эффективности роста экономики страны. Политические исследования показывают, что для правильного функционирования механизма необходимо создать институт лоббизма. Политические интересы и общественное мнение должны соответствовать и дополнять друг друга.

Таджикистан – аграрная страна с богатыми природными ресурсами. Реализация продовольственного достатка и экспорт в соседние страны главная задача сегодняшней власти. Институт лоббизма помогает в оперативном порядке выполнить поставленную задачу более эффективно. Принципы осуществления института лоббистской деятельности будут реализовываться на законных принципов гласности, достоверности информации и самое главное все это будет основываться на соблюдение прав и свобод человека и гражданина Республики Таджикистан.

Таким образом, лоббизм как политический институт общество сможет сформировать эффективную гражданскую позицию и помочь политической власти осуществлять экономическую и социальную политику на более высоком уровне. Прежде всего, необходимо внедрить к социальным проблемам индивидуальных предпринимателей и дать им свободу действиям. Ограничения прав и свобод свободных предпринимателей усугубляет финансовую сферу государства, хотя известно, что власть давит на предпринимателей, а предприниматели не имеют таких прав. В итоге бюрократический аппарат пользуется беспомощностью предпринимателей и злоупотребляют своими полномочиями. Если создать группу давления предпринимателей и донести до самого верха власти их проблемы, а также дать советы по решению социальных и экономических проблем, в случае не принятия позиций данного института воспользоваться другими рычагами власти, или прекратить выплачивать огромные налоги. Но все эти сведения должны согласовываться с политической властью и иметь законные обоснования.

Особенности российского лоббизма

Президент Медведев, сделавший борьбу с коррупцией основным пунктом своей первой предвыборной кампании, еще в 2008 г. в качестве профилактической меры назвал подготовку нормативно-правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Только спустя два года, согласно обновленному национальному плану по противодействию коррупции на 2010-2011 гг., Минюсту РФ было поручено представить до 1 октября 2010 г. в президиум антикоррупционного совета при президенте РФ предложение о целесообразности формирования в России института лоббизма.

Примечательно, что дискуссии на эту тему в стране ведутся уже лет 20. Однако попытки законодательного оформления института лоббизма неизменно заканчивались провалом. В результате в нашей стране все нормы лоббизма без правовых и этических правил остаются условными. Контакты, цели, источники, финансы - неконтролируемыми.

Судя по тому, что никаких предложений правительства антикоррупционный совет так и не рассматривал, а от администрации президента не последовало поручений по разработке концепции законопроекта - российский истеблишмент и сегодня не готов играть открыто.

Особенности российского лоббизма

При этом, например, голос малого бизнеса, который продолжает балансировать на уровне 5-7% ВВП, при формировании ключевых решений учитывается слабо. Согласно рейтингу Всемирного банка, посвященного условиям ведения бизнеса в разных странах мира, Россия занимает лишь 120-е место из 183 государств.

Причем путь политического представительства, который, собственно, и дополняет профсоюзный лоббизм, для них тоже закрыт. Например, в Великобритании, Швеции и некоторых других странах профсоюзы, участвовавшие в создании социал-демократических партий, входят в них на правах коллективных членов. В США они традиционно состоят в коалиции с Демократической партией, немало делающей для законодательной защиты лиц наемного труда.

Отличить честного политика от продажного позволяет в первую очередь комплексный ведомственный, антикоррупционный, этический, общественный контроль за власть имущими. Однако, как известно, принимаемые в России антикоррупционные меры или не работают, или открыто игнорируются. Согласно данным Центра мониторинга права при СФ РФ, указы президента РФ исполняются на 25, в лучшем случае на 30-40%. Не находит поддержки идея расширения круга декларирующих доходы родственников. Не приняты кодексы этики и поведения парламентариев и госслужащих, обязывающих их раскрывать свои интересы при наличии явной или личной заинтересованности (как, например, в США или ряде стран Западной Европы, где есть ограничения на право депутатов выносить вопросы на обсуждение, участвовать в дебатах или голосовать при наличии их заинтересованности).

Теневой лоббизм

Показательными, например, являются мотивы инициации народными избранниками действующего варианта закона об ОСАГО, вступившего в силу в 2003 г. Миллионы автовладельцев получили увеличенный размер страховых взносов, неадекватные компенсации и буксующий механизм исполнения страховщиками обязательств, поскольку правила выплат регулируют они сами. Даже спустя семь лет, в 2010 г., 42% от общего количества жалоб в ФССН касались реализации этого закона. В этом году Дума поддержала закон по ТО. Согласно внесенным ко второму чтению в президентский проект поправкам, перевод этой процедуры под полный контроль страхового бизнеса делает ее дороже как минимум в 6 раз.

Как и закон о повышении ЕСН до 34%, грозивший разорением и уходом в тень малых предприятий. И это на фоне сокращения налогов на добычу россыпного золота, сдерживания повышения акцизов на крепкий алкоголь, сдерживания роста доли изымаемой газовой ренты в бюджет, которая в два раза меньше, чем в нефтяном секторе, и пр.

Кроме того, в результате влияния табачных транснациональных корпораций, контролирующих 90% сигаретного рынка страны, в России при поддержке Минфина удерживаются самые низкие в Европе акцизы на табачные изделия. И это несмотря на подписанную премьером национальную антитабачную концепцию, где повышение акцизов - основная мера.

Интеграция лоббизма в политическую систему

Если в России лоббизм стараются не замечать, в большинстве западных демократий он стал частью политической и юридической культуры. Что минимизирует связанные с ним риски. Так же, как на Западе, разделены частно-корпоративные интересы и публичная власть, лоббизм отделен от работы законодателей и госчиновников нормативно-правовыми актами. Различия в институциализации лоббизма касаются того, насколько гласно, открыто он осуществляется, подконтролен законам, этическим нормам, насколько многообразны каналы давления и влияния. Общие тенденции - усиление противодействия тайному лоббизму как угрозе демократии и поддержка равновесия представительств в политике корпоративных и общественных групп интересов.

Результативность политического воздействия также связана с реальной независимостью законодателей от исполнительной власти, а также с отсутствием в парламентской системе США жесткой партдисциплины: голосование определяется интересами и ответственностью конкретного законодателя, представляющего свой штат или округ.

Лобби-законы дополняют смежные федеральные законы: об этике госслужащих, федеральных избирательных кампаниях, антикоррупционное законодательство, законы штатов и т.д. Например, во Флориде существует запрет на заключение контрактов штата с лицом, сделавшим взносы в фонды кандидатов на выборные должности. Ответственность за взяточничество как в процессе лоббирования, так и вне его является уголовной. За последние 6 лет около десятка политиков были отстранены от должности или получили реальные сроки за незаконный лоббизм. Ко всему прочему законодатели, осужденные за взятки, сговор и прочие проступки в процессе лоббирования, теряют право на пенсию.

Принять подобное законодательство пока решилось не так много стран: это Канада, Австралия, Литва, Польша, Венгрия.

Читайте также: