Является ли палестина государством с точки зрения международного права

Обновлено: 02.07.2024

Госуда́рство Палести́на (араб. دولة فلسطين ‎‎, англ. State of Palestine ) [1] - воображаемый политический субъект, который арабские и левые израильские круги стремятся создать на территориях Иудеи, Самарии, сектора Газы и Восточного Иерусалима, с тем чтобы впоследствии расширить его границы на всю территорию подмандатной Палестины.

Содержание

Обзор

Виртуальное провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины). С 1994 года, когда в соответствии с базовыми соглашениями палестино-Израильских переговоров от 13 сентября 1993 года в Осло была создана Палестинская автономия, руководство ООП соблюдает своего рода мораторий на независимость Палестины и официально именует себя Палестинской национальной администрацией. В то же время дипломатические представительства ООП действуют под вывеской посольств Государства Палестина.

Фактически Палестина по сегодняшний день не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан и Восточный Иерусалим контролируются Израильской армией. Сектор Газа и Западный берег р. Иордан представляют собой два анклава, разделённые территорией Израиля, первый контролируется сторонниками ХАМАС, а второй — ФАТХ. Организации находятся в состоянии вооружённого конфликта между собой. В каждом анклаве образовано своё правительство.

Международно-правовое признание

Палестинская автономия официально признана примерно сотней стран [2] , включая Россию, и входит в состав Лиги Арабских Государств, но не имеет статуса полноправного члена ООН, поскольку не признана некоторыми государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН: (США, Великобританией и Францией), а также большинством стран Евросоюза и Японией.

В марте 2002 года Совбез ООН, ссылаясь на свои предыдущие резолюции, в частности на резолюции 242 1967 года и 338 1973 года, подтвердил новой резолюцией 1397 (2002), что ООН стремится к созданию в регионе Палестины двух государств, Израиль и Палестина, которые бы жили бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. [4] Следует отметить, что проект данной резолюции был представлен делегацией США, а постоянный представитель Израиля при ООН Иеhуда Ланкри выразил по этому поводу своё удовлетворение. [5]

Начиная с Летних Олимпийских игр 1996 года Международный олимпийский комитет признал обособленный Палестинский Олимпийский Комитет и Палестинскую команду.

С 1998 года, мировое руководство футбола ФИФА признало Палестинскую национальную футбольную команду как отдельный объект. 26 октября 2008 года Палестина сыграла свой первый матч у себя дома со счётом 1-1 против Иордании на Западном берегу р. Иордан.

История создания

При распаде Османской империи после Первой мировой войны победившие европейские государства разделили многие из ее составляющих областей в политические единицы — согласно мандатам Лиги Наций — для их собственных целей, и, в намного меньшей степени - согласно соглашениям, которые были достигнуты с другими заинтересованными сторонами. На Ближнем Востоке Сирия (включая Османский автономный христианский Ливан и окружающие территории, которые стали Ливанской Республикой) перешла под французский контроль, в то время как Месопотамия, и Палестина (включая Трансиорданию) были переданы Англии.

Большинство этих территорий достигло независимости в течение следующих трех десятилетий без больших затруднений, хотя в небольшом количестве режимов колониальное наследство продолжалось предоставлением исключительных прав на продажу и добычу нефти и сохранением вооруженных сил, чтобы защитить их. Однако, случай Палестины оставался проблематичным.

После войны возникли два новых движения, основанные на европейском национализме: арабский национализм, который основан на культурной общности всех арабских народов, и панарабизм, призывающий к созданию объединенного государства для всех арабов.

Период Британского мандата

План ООН 1947 года

Арабо-израильская война 1948—1949 годов

Шестидневная война

6 июня 1967 года ЦАХАЛ разгромил египетские войска удерживавшие Сектор Газа и заставил их отступить вглубь Синайского полуострова.
7 июня иорданские войска были отброшены Израилем за реку Иордан.

Борьба за создание арабского государства на территории исторической Палестины

ООП и Палестинское государство

30 марта 1989 на 20-й сессии Палестинского национального совета в Тунисе было утверждено решение "Центрального совета Палестины об избрании" Ясира Арафата президентом Государства Палестина [1].

На 20-й сессии "Центрального совета Палестины", проходившей в Тунисе 10-12 октября 1993, было дано поручение исполкому ООП сформировать Совет Палестинской национальной администрации на переходный период, а Ясир Арафат был избран президентом ПНА [3].

В конце апреля 1999 палестинское руководство приняло решение не провозглашать независимость в одностороннем порядке 4 мая 1999 — в день окончания переходного периода.

4 сентября 1999 в египетском городе Шарм-эль-Шейх Эхуд Барак и Ясир Арафат подписали Меморандум, предусматривавший достижение договорённости об окончательном статусе палестинских территорий к сентябрю 2000.

28 января 2001 в Табе (Египет) была достигнута предварительная палестино-израильская договорённость об окончательном урегулировании, включая проблему Иерусалима и беженцев, но в связи с тем, что 8 февраля 2001 на прямых выборах израильского премьер-министра Ариэль Шарон нанёс поражение действующему премьер-министру Эхуду Бараку, переговоры с палестинцами не были возобновлены.

Разделение на два анклава

Росту популярности ХАМАС в значительной мере способствовал вывод израильских войск из сектора Газа в 2005 году. Когда в феврале 2006 в Палестинской автономии прошли выборы в Палестинский законодательный совет, движение ХАМАС получило 73 из 133 мест. [6] Через месяц правительство, сформированное ХАМАСом, во главе с Исмаилом Ханией было приведено к присяге [7] . В том же месяце по приглашению Президента Владимира Путина делегация ХАМАС во главе с Халедом Машалем посетила Москву, что многими было расценено как шаг по пути признания некогда террористической организации [8]

Поскольку программа ХАМАСа предполагает уничтожение государства Израиль и его замену на исламскую теократию, [9] то его руководство, придя к власти, отказалось признать ранее заключённые палестинцами соглашения с Израилем и разоружить своих боевиков. В результате, ряд государств, ранее финансировавших автономию, начали экономический бойкот ПА.

20 октября 2006 в секторе Газа было совершено покушение на премьер-министра Палестинской автономии Исмаила Ханию (ХАМАС) со стороны активистов ФАТХа. Кортеж был обстрелян боевиками из стрелкового оружия. [11]

В феврале 2007 года между руководителями ФАТХ и ХАМАС было достигнуто соглашение и создано коалиционное правительство. Международное сообщество в очередной раз потребовало, чтобы новое правительство Палестины признало Израиль, разоружило боевиков и прекратило насилие. Трёхсторонние переговоры между США, Палестинской Автономией и Израилем закончились безрезультатно.

23 ноября 2008 года Центральный совет ООП - неконституционный и недемократический орган - переизбрал Махмуда Аббаса президентом Государства Палестина на новый срок.

На пути к прямым переговорам

25 ноября 2009 года из-за давления, оказанного американской администрации под руководством президента Барака Обамы, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил десятимесячный мораторий на строительство в еврейских населенных пунктах на территории Палестинской автономии [16] . Нетаньяху пошел на этот шаг, так как это было предварительным условием, выдвинутым председателем ПА Махмудом Аббасом, для того, чтобы перейти в прямым переговорам, в ходе которых должен был определиться окончательный статус будущего палестинского государства. Мораторий истекает 26 сентября 2010 года и, по заявлению министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана, продлеваться не будет [17] . Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила о том, что прямые переговоры между ПНА и Израилем начнутся 2 сентября 2010 года. [18] Тем не менее, ХАМАС призывает ПНА не вступать в прямой диалог с Израилем, и сомнительно, что эта организация признает результаты переговоров.

Границы

Согласно резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской мандатной территории Палестина на её территории должны были быть созданы два независимых государства — еврейское (Государство Израиль) и арабское(Трансиордания, современная Иордания), а также Большой Иерусалим — территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Арабы отказались принять план ООН и не признали факт самопровозглашения еврейского государства. 15 мая 1948 года армии шести арабских стран: Ливана, Сирии, Саудовской Аравии, Трансиордании, Ирака и Египта вторглись на территорию, отведённую ООН будущему еврейскому государству, с севера, востока и юга. В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим оказались под контролем государства Израиль. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались под контролем Иордании и Египта и оставались под их управлением до Шестидневной войны 1967 года, в результате которой Израиль захватил эти территории Палестины.

В частности, временный поверенный в делах Палестины в России Фаед Мустафа (представитель партии ФАТХ, проигравшей на парламентских на выборах в Палестинской автономии в 2006 году, но удерживающей контроль над Западным берегом р. Иордан утверждает: [19]

Это касается статуса Иерусалима, где позиция Палестины совпадает с точкой зрения международного сообщества: Восточный Иерусалим становится столицей Палестины, Западный — столицей Израиля. Это касается возвращения беженцев. Есть соответствующая резолюция Генассамблеи ООН 194 от декабря 1947 года, мы согласны с ней. Израилю остается только выполнить её — и вопрос будет решен. Если говорить коротко, то все зависит от воли Израиля - если Израиль прекратит оккупацию, разрешит эту главную проблему, думаю, все вопросы сразу решатся.

Следует отметить, что интервью содержит неточности — по указанной резолюции Иерусалим переходит под контроль ООН, а не Палестины и Израиля (с чем Фаед, как видно из текста интервью, не согласен). Более того, с утверждением Фаеда не согласны как законно избранные представители Палестины от ХАМАС (не признающие Израиль вообще), так и представители израильского правительства.

См. также

Сноски

Источники и ссылки

Article (3)
Jerusalem is the Capital of Palestine.
Article (4)
1. Islam is the official religion in Palestine. Respect and sanctity of all other heavenly religions shall be maintained.
2. The principles of Islamic Shari’a shall be the main source of legislation.
3. Arabic shall be the official language.

Британский парламент признал Палестину государством. Резолюцию об этом депутаты Палаты общин приняли в понедельник. Профессор кафедры современного Востока РГГУ Григорий Косач обсудил тему с ведущей Оксаной Барыкиной в эфире "Коммерсантъ FM".


Фото: Luke MacGregor , Reuters

Решение британского парламента — сугубо символический жест, поскольку носит форму рекомендации, и пока не отразилось на позиции британского правительства по Палестине. Однако инициатор дебатов депутат Грэм Моррис назвал результат голосования маленьким, но важным шагом. О намерении признать Палестину государством на днях к большому неудовольствию Израиля заявила Швеция.

— В британском обществе многие этот шаг парламента назвали знаковым. Вы согласны с такой формулировкой?

— Да, вне всякого сомнения, это знаковое событие для британского общества. То символическое значение этого шага, о котором вы упомянули, имеет куда более значимый подтекст. В конце концов, Великобритания была сверхдержавой, которая инициировала принятие Декларации Бальфура, Великобритания была страной, осуществлявшей мандатное управление Палестиной. Итоги развития ситуации на этой территории есть то, что мы ощущаем сегодня, — нерешенность проблем, связанных с арабо-палестинским этническим сообществом.

— Сейчас как раз генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун проводит встречу с палестинскими и израильскими лидерами. Как вы считаете, как визит может повлиять на ситуацию в регионе?

— Пан Ги Мун уже провел переговоры с израильтянами, которые не привели к каким-либо ощутимым результатам. И те переговоры, которые он ведет сейчас с палестинцами, конечно, принципиально важны, но они также не могут привести к каким-либо ощутимым результатам в силу известной позиции Израиля, так что это еще пока переговоры. Для того, чтобы ситуация в регионе изменилась с тем, чтобы государство Палестина стало бы реальностью этого региона, необходимы действия всего международного сообщества. В этом смысле шаг британского парламента, конечно, маленькая, но важная победа на этом пути.

— Как вы оцениваете высказывание Швеции?

— Швеция сделала тоже очень серьезный шаг. Швеция, в конце концов, была той страной, которая во многом содействовала в свое время реализации некоторых мер, направленных и на прекращение военных действий на территории Палестины, и решение многих других проблем. Швеция всегда достаточно серьезно относилась к палестинским чаяниям.

— Возможно ли в принципе урегулирование ситуации между Израилем и Палестиной?

— Да, разумеется, урегулирование этой ситуации возможно, но только для того, чтобы это произошло, нужно будет преодолеть слишком много препятствий. Я уже говорил об известной позиции Израиля, которая заключается в том, что только прямые переговоры между обеими сторонами могут привести к каким-либо результатам. Необходимо упомянуть еще и то, что Израиль вовсе не считает необходимым осуществлять контакты с нынешним технократическим палестинским правительством, которое поддерживает одновременно и "Хамас" в силу того, что для Израиля эта организация остается террористической, с одной стороны.

С другой стороны, есть и палестинские проблемы. Создание палестинского Правительства национального примирения, включая "Фатх" и "Хамас", вовсе не привело к ликвидации противоречий между Палестинской национальной администрацией и движением "Хамас". Эти противоречия достаточно ощутимы в настоящее время. Иными словами, для того, чтобы урегулирование ситуации произошло, необходимо политическое желание обеих сторон, необходимо изменение взгляда Израиля на проблему, как и необходимо достижение единства взглядов, консенсуса в рядах палестинской национальной элиты.

— Принцип "Два государства для двух народов" совсем не рассматривается?

— Если смотреть на эту проблему с израильской точки зрения, то этот принцип уже ушел в прошлое, как, впрочем, для Израиля ушло в прошлое многое другое: соглашение в Осло и иные документы, которые подписывались им, и Организация освобождения Палестины. Но этот принцип является единственно возможным для урегулирования ситуации, потому что нерешенность палестинкой проблемы — это основа арабо-израильского конфликта, как, впрочем, и нерешенность палестинской проблемы, к которой апеллируют сегодня многочисленные экстремистские организации того региона.

— Насколько велика в этой ситуации роль Вашингтона?

— США — это единственная держава, которая может содействовать урегулированию ситуации в этом регионе, естественно, с привлечением тех сил региона, которые рассматривают себя в качестве заинтересованных в этом урегулировании, которые являются стратегическими партнерами США. Иные державы, с точки зрения их влияния на эту ситуацию, не являются важными факторами его регулирования, вне зависимости от того, идет ли речь о ЕС либо о России, либо о Китае, либо о каких-либо других странах.


Генеральная ассамблея ООН вечером 29 ноября подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, предоставляющую Палестине статус государства-наблюдателя в этой организации. Теперь политики, дипломаты и эксперты задумались о том, как появление нового государства может изменить ближневосточный мирный процесс.

Последние четыре года - с момента прихода к власти в Израиле Биньямина Нетаниягу - так называемый мирный процесс был фактически заморожен. Объясняется это тем, что стороны выдвинули взаимно неприемлемые требования для начала переговоров.

Палестинцы заявляли о готовности обсуждать проблему только после окончания строительства еврейских поселений на Западном берегу. С их точки зрения, для Израиля эти переговоры являлись лишь ширмой, за которой шла активная колонизация все новых арабских земель.

Израиль, в свою очередь, полностью прекращать строительство отказывался, настаивая на том, что Западный берег - территория "спорная", поэтому еврейские переселенцы имеют на нее право. В этой связи главным условием Иерусалима для начала переговоров было "отсутствие предварительных условий". Проще говоря, палестинцам предлагалось смириться с заселением Западного берега и поговорить о чем-то еще.

Попытки администрации Махмуда Аббаса добиться хотя бы осуждения строительства в ООН всякий раз натыкались на противодействие со стороны США. Американцы использовали свое право вето, чтобы провалить соответствующую резолюцию.

Кроме того, диалогу мешали склоки среди самих палестинцев: ХАМАС и ФАТХ уже пять лет не могут создать хотя бы что-то отдаленно напоминающее единое правительство. Сектор Газа и Западный берег управляются двумя независимыми администрациями. Израильтяне этому обстоятельству не очень огорчаются, так как у них благодаря этому всегда есть оправдание для отказа от серьезного диалога: "Как с вами о чем-то можно договариваться, если вы даже между собой договориться не можете?" На израильском дипломатическом сленге это называется "отсутствие ответственного партнера по переговорам". Тщетные попытки палестинцев создать "правительство национального единства" израильское руководство встречало с нескрываемым раздражением. Впрочем, и на этот случай у Иерусалима имелось возражение: "Если у вас в правительстве будут террористы из ХАМАСа, то тогда с вами говорить тем более не о чем, так как это правительство будет террористическим".


Выступление Махмуда Аббаса в ООН. Фото ©AFP

Стойкое нежелание прекратить строительство поселений и вступить в серьезные переговоры с палестинцами вполне объяснимо. Правое израильское правительство на словах поддерживает формулу урегулирования "Два государства для двух народов". Однако в действительности ни для кого не секрет, что Нетаниягу и его команда предпочли бы вовсе избавиться от арабов на Западном берегу, объявив Иудею и Самарию (израильское название этих земель) исконной территорией своей страны. Ответ на вопрос о том, куда деваться местному палестинском населению, готов: в Иорданию или любую другую арабскую страну, благо выбор есть.

В рамках этой необъявленной политики ударными темпами возводятся поселения для еврейских колонистов на землях, конфискованных у местных арабов. Надо сказать, что израильское правительство действует весьма успешно. Уже сейчас палестинцы на Западном берегу живут не на одной протяженной территории, а в ряде анклавов, окруженных землями под контролем Израиля. (Тут можно посмотреть подготовленную BBC News карту.) Из-за этого для поездки из одного города в другой арабам необходимо постоянно проходить проверки на многочисленных блок-постах внутри Палестинской (вроде бы) автономии.

В общем, эффективность израильского правительства в деле освоения арабских (или спорных - кому как нравится) земель сыграла с ним злую шутку: палестинцы начали искать нетривиальный способ сохранить за собой хотя бы оставшееся.

Первая попытка добиться провозглашения в ООН палестинского государства с международно признанными границами была предпринята в 2011 году. Тогда Махмуд Аббас попытался вынести проект соответствующей резолюции на заседание Совета безопасности ООН. Однако в ходе предварительных консультаций выяснилось, что большинство из 15 членов СБ ООН голосовать "за" не будут, а если бы и проголосовали, то США все равно ветируют соответствующую резолюцию. Попытка получить статус полноправного государства провалилась.

Тем не менее, палестинцы нашли другой, более простой способ добиться международного признания: они обратились в Генеральную ассамблею с просьбой предоставить им статус государства-наблюдателя в ООН. Таким статусом сейчас располагает, например, Ватикан. Государство-наблюдатель не может голосовать в ООН, однако оно имеет право полноправно участвовать в работе трех десятков различных ооновских организаций, в том числе - подавать иски в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге.

Поскольку в ГА ООН ни у кого нет права вето, а палестинцев поддерживают больше стран, чем израильтян, добиться желаемого там было вполне реально. Так и произошло. За проголосовали 138 стран, включая Россию, Францию и Китай; девять государств, в том числе США, Израиль и Канада, высказались против. Остальные участники голосования, в том числе Великобритания и Германия, воздержались.

Израиль и США тут же назвали это решение ГА ООН "негодным и бесполезным", поскольку, по их мнению, оно способно осложнить и без того замерший мирный процесс. Объясняют свою позицию они так: мир и постоянные границы должны стать результатом прямых переговоров между сторонами конфликта, а не итогом голосования других стран в Нью-Йорке.

Особенно любопытно было наблюдать за эволюцией реакции израильского руководства. Сначала члены правительства Нетаниягу в один голос говорили, что голосование в ООН в реальности ничего не поменяет. Признание называли "фарсом", "политическим театром", "глупостью" и даже "палестинским поражением". В адрес Аббаса звучали насмешки в стиле "старик выжил из ума, занимается какой-то ерундой". Потом, правда, риторика поменялась. Попытку добиться признания стали называть опасной, вредной и накаляющей обстановку, а в адрес Аббаса посыпались угрозы и обвинения в "дипломатическом терроризме". Министр иностранных дел Авигдор Либерман предложил правительству страны свергнуть палестинского лидера. "Все остальные варианты будут равнозначны признанию поражения израильского руководства в этом споре", - написали аналитики МИДа.

После голосования в ООН риторика снова изменилась: новый статус Палестины опять стал "всего лишь символом", "безделицей, которая ничего не изменит". Все это подозрительно похоже на попытку выдать дипломатическое поражение (о котором предупреждали в МИДе) если не за победу, то хотя бы за сохранение статуса кво.

Несмотря на эту словесную дымовую завесу, кое-что с признанием Палестины государством все-таки изменилось.

Израиль не подписал статус МУС, не признает юрисдикции этого института над своими гражданами и не выдает их другим государствам или межгосударственным структурам. Кроме того, израильские руководители никогда не признавали за собой или своими военнослужащими участия в военных преступлениях. Получается, что бояться палестинских исков им не следует. Все верно, но тут могут появиться некоторые осложнения.

Большинство европейских стран МУС уважают и относятся к его решениям очень серьезно. Более того, в Европе далеко не все разделяют убежденность в абсолютной чистоте методов, к которым порой прибегает ЦАХАЛ. Таким образом, передвижение некоторых израильских политиков и военных по европейским странам может быть затруднено, если палестинцы добьются ордеров на их арест. В другие суды могут быть поданы иски о компенсации ущерба, нанесенного за время оккупации, и так далее. Израиль рискует столкнуться с валом судебных исков в международных инстанциях. Полностью игнорировать такую ситуацию он не сможет.

О реальности подобного развития событий говорит и реакция США. Американские парламентарии из обеих главных партий уже заявили, что поднимут вопрос о введении против палестинцев санкций, если они только заикнутся об исках против граждан Израиля. Британцы, объясняя свое нежелание голосовать за повышение статуса, также заявили, что не получили гарантий отсутствия таких исков в будущем.


Международный уголовный суд в Гааге. Фото Reuters

В общем, отныне любое действие израильского руководства, не понравившееся палестинцам, получит шансы на обжалование в международных судах. Это способно если не связать руки израильтянам, то заставить их дважды или трижды думать перед принятием какого-либо противоречивого решения.

Но судебные дела - это еще не самое неприятное. Гораздо хуже для Израиля то обстоятельство, что мировое сообщество официально признало Палестину государством, обладающим установленными границами. Таким образом "спорные" земли перестали быть таковыми. С точки зрения международного права, формально они стали территорией независимой страны, находящейся под иностранной оккупацией.

Естественно, это не приведет к немедленной эвакуации еврейских поселений или передаче Восточного Иерусалима под палестинский контроль. Скорее всего, этого не произойдет никогда. Однако новая юридическая реальность лишает израильтян морального оправдания дальнейшей поселенческой активности. Если строительство на спорной территории еще как-то можно объяснить, то заселение иностранного государства - намного труднее. Палестинцы, напротив, получили веский аргумент в своем желании избавиться от поселений.

Судя по шумной реакции израильского руководства, оно осознало, что загнало себя в очень неприятную ситуацию. Поиск выхода из нее, скорее всего, начнется после выборов в Кнессет, назначенных на конец января. Перед новым правительством будет три варианта действий.

Во-первых, можно будет оставить все как есть. Это, правда, чревато окончательной маргинализацией и без того слабых ФАТХа и Аббаса и их заменой на радикалов из ХАМАСа или "Исламского джихада" со всеми вытекающими неприятными последствиями. Аббас уже перестает восприниматься палестинцами в качестве серьезного лидера, поскольку не может похвастать никакими серьезными достижениями. Если затея палестинского лидера с признанием в ООН быстро не разовьется во что-то большее, то политического будущего у него не будет.

Во-вторых, Израиль может прекратить строительство поселений и начать, наконец, серьезные переговоры об обмене территориями и установлении постоянных границ. К этому варианту Иерусалим подталкивают и Европа, и США. Однако внутри страны общественное мнение никак не готово отказаться от поселений в Иудее и Самарии. Если Нетаниягу и решится на такой шаг, против него может подняться настоящее восстание.

В-третьих, Израиль может заявить, что палестинцы сами пошли на обострение, и "наказать" их. Для этого имеется много способов. Иерусалим может перекрыть финансовые потоки, ускорить строительство поселений, распустить палестинские органы власти и даже формально аннексировать Западный берег, начав добровольно-принудительную эвакуацию местного арабского населения куда-нибудь подальше.

Последний вариант был бы принят "на ура" израильскими правыми, которые уже давно для себя решили, что арабы, живущие в Иудее и Самарии - это лишь историческое недоразумение. В мире, конечно, за такие фокусы Нетаниягу не похвалят, но израильтяне к критике в свой адрес привыкли, для них это дело житейское. Все равно все вскоре забудут о произошедшем.

Как именно будет строиться израильская политика в отношении палестинцев, во многом будет зависеть от исхода январских выборов. Если Нетаниягу и другие правые получат абсолютное большинство голосов, то палестинского государства на Западном берегу, скорее всего, никогда не появится.

Читайте также: