Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие права человека
Обновлено: 02.07.2024
Задание 25
Ответ:
Очевидно, что задание предполагает ответ из трех предложений.
- Первое предложение – определение понятия, раскрывающее широкий и узкий его смыcл. Даем выученное определение. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимоотношений.
- Второе предложение о сферах общества. Оно обычно предполагает знание классификации понятия, поэтому достаточно простого перечисления. Принято выделять следующие сферы общественной жизни: политическая, экономическая, социальная, духовная.
- Треть предложение о роли семьи. Под ролью предполагаются функции, значение. Семья как социальный институт выполняет роль агента первичной социализации индивида. (или семья выполняет важные функции: социализации индивида, репродуктивную, рекреационную, экономическую, воспитательную и др.)
Задание 25
Ответ:
Очевидно, что задание предполагает ответ из трех предложений.
- Предложение, раскрывающее смысл понятия. Пишем выученное определение. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.
- Второе предложение о видах дисциплинарных взысканий. Логика рассуждений: ТК РФ определяет взаимоотношения работники и работодателя, значит, речь идет об основных наказаниях для работника со стороны работодателя – замечание, выговор, увольнение. Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
- Третье предложение о принципе гуманизма.
Прописываем, опираясь на знание значения слова гуманный – человечный, или гуманизм – обращенный к проблемам человека.
Наказание виновного лица не преследует причинения ему физических страданий, унижения его человеческого достоинства; наказание учитывает смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения.
Задание 26
Назовите и проиллюстрируйте примерами три права граждан в возрасте от 14 до 18 лет согласно Гражданскому кодексу РФ (исключая права малолетних).
Ответ: Ответ требует определенной формы записи: сначала должны быть прописаны права, затем, или через двоеточие, или в скобках, приведен пример-иллюстрация.
Рассуждения следует начинать с выяснения следующей позиции: ГК РФ определяет имущественные и тесно с ними связанные личные неимущественные права граждан.
- В возрасте от 14 до 18 лет согласно Гражданскому кодексу РФ несовершеннолетние имеют право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (например, Егор 15 лет, работавший в летние каникулы курьером, может купить на заработанные деньги телефон);
- Имеют право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (Роман 14 лет оформил в Сбербанке банковскую карту),
- Осуществляют права автора произведения науки, литературы или искусства и др.
(Евгений 15 лет опубликовал свои стихи в популярном журнале ).
Задание 26
Назовите три примера возможных мер, направленных на решение глобальных проблем современного мира.
Ответ требует определенной формы записи: сначала согласно заданию должны быть прописаны меры, направленные на решение глобальных проблем, затем в скобках, пояснение. При этом следует использовать сферный подход: вспомнить глобальные проблемы из разных сфер жизни общества, что поможет избежать повторов в ответе.
Ответ:
- Информирование общества о состоянии окружающей среды, разъяснение последствий загрязнения и мер профилактики загрязнений (способствует решению экологических проблем).
- Проведение демографической политики в развивающихся странах, направленной на снижение уровня рождаемости (это поможет избежать нищеты, безработицы и др. негативных последствий).
- Объединение государств в борьбе с международным терроризмом (согласованная борьба повысит эффективность предупреждения террористических актов)
Задание 27
Ответ должен состоять из трех смысловых элементов: их нужно обозначить.
- Особенность: объективность.
- Пояснение: Н.Н.Семенов говорит о том, что великий ученый должен не только отстаивать свой труд, но и критиковать его. Тем самым добиваясь объективности получаемых знаний.
- Другие особенности: обоснованность, рациональность.
Задание 28
Общие рекомендации написания плана: 1. Так как критерии оценивания были уточнены и определено, что следует избегать абстрактно-формального характера формулировок, предлагаю ребятам сначала прописывать определение ключевого понятия. В случае, если понятие дано в контексте более обширного понятия, следует указать связь понятий. 2. Вторым пунктом обозначить признаки указанного явления, либо его особенности, какие-либо элементы содержания (состав). 3. Затем обратиться к раскрытию его основной классификации (типы, виды, формы, направления). 4. Прописать общие функции или роль (значение для…, влияние на общество). 5. Определить пути преодоления проблемы.
1. Семейный бюджет – это финансовый план доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени.
2. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансированный
3. Доходная часть семейного бюджета
- Заработная плата
- Государственные пособия
- Наследство
- Случайные заработки (выигрыши) и др.
4. Расходная часть семейного бюджета
- Оплата коммунальных услуг
- Оплата налогов
- Расходы на продукты питания
- Расходы на одежду и т.п.
- Проведение досуга
5. Функции бюджета: распорядительная, накопительная, экономическая и др.
6. Особенности планирования семейного бюджета.
Задание 28
Общие рекомендации написания плана: 1. Так как критерии оценивания были уточнены и определено, что следует избегать абстрактно-формального характера формулировок, предлагаю ребятам сначала прописывать определение ключевого понятия. В случае, если понятие дано в контексте более обширного понятия, следует указать связь понятий. 2. Вторым пунктом обозначить признаки указанного явления, либо его особенности, какие-либо элементы содержания (состав). 3. Затем обратиться к раскрытию его основной классификации (типы, виды, формы, направления). 4. Прописать общие функции или роль (значение для…, влияние на общество). 5. Определить пути преодоления проблемы.
1. Избирательная система – это способ формирования органов власти.
2. Типы избирательных систем:
- Пропорциональная
- Мажоритарная
- Смешанная
3. Признаки пропорциональной избирательной системы
- Голосование за политическую партию
- Побеждает блок партий
- Существует голосовой барьер прохождения в парламент
4. Признаки мажоритарной избирательной системы
- Территория страны разделена на одномандатные округа
- Голосование за конкретного кандидата
- Выигрывает кандидат, получивший относительное большинство голосов
5. Преимущества пропорциональной системы
- Маленькие партии могут получить место во власти
- Представители различных социальных групп имеют возможность принимать участие в решении важных государственных вопросов
6. Преимущества мажоритарной системы
- Тесная связь кандидата и его избирателей
- Голосование за конкретного человека
7. Недостатки мажоритарной избирательной системы
- Возможно проведение двух туров голосования
- Часть избирателей оказывается не представленной в парламенте (впрочем, также как и при пропорциональной системе)
8. Избирательная система в Российской Федерации.
Задание 29
Эти темы были отнесены к социологии, социальной психологии.
Экономика:
Читайте также: