Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие права человека

Обновлено: 02.07.2024

Задание 25

Ответ:

Очевидно, что задание предполагает ответ из трех предложений.

  1. Первое предложение – определение понятия, раскрывающее широкий и узкий его смыcл. Даем выученное определение. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимоотношений.
  2. Второе предложение о сферах общества. Оно обычно предполагает знание классификации понятия, поэтому достаточно простого перечисления. Принято выделять следующие сферы общественной жизни: политическая, экономическая, социальная, духовная.
  3. Треть предложение о роли семьи. Под ролью предполагаются функции, значение. Семья как социальный институт выполняет роль агента первичной социализации индивида. (или семья выполняет важные функции: социализации индивида, репродуктивную, рекреационную, экономическую, воспитательную и др.)

Задание 25

Ответ:

Очевидно, что задание предполагает ответ из трех предложений.

  1. Предложение, раскрывающее смысл понятия. Пишем выученное определение. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.
  2. Второе предложение о видах дисциплинарных взысканий. Логика рассуждений: ТК РФ определяет взаимоотношения работники и работодателя, значит, речь идет об основных наказаниях для работника со стороны работодателя – замечание, выговор, увольнение. Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
  3. Третье предложение о принципе гуманизма.

Прописываем, опираясь на знание значения слова гуманный – человечный, или гуманизм – обращенный к проблемам человека.

Наказание виновного лица не преследует причинения ему физических страданий, унижения его человеческого достоинства; наказание учитывает смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения.

Задание 26

Назовите и проиллюстрируйте примерами три права граждан в возрасте от 14 до 18 лет согласно Гражданскому кодексу РФ (исключая права малолетних).

Ответ: Ответ требует определенной формы записи: сначала должны быть прописаны права, затем, или через двоеточие, или в скобках, приведен пример-иллюстрация.

Рассуждения следует начинать с выяснения следующей позиции: ГК РФ определяет имущественные и тесно с ними связанные личные неимущественные права граждан.

  1. В возрасте от 14 до 18 лет согласно Гражданскому кодексу РФ несовершеннолетние имеют право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (например, Егор 15 лет, работавший в летние каникулы курьером, может купить на заработанные деньги телефон);
  2. Имеют право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (Роман 14 лет оформил в Сбербанке банковскую карту),
  3. Осуществляют права автора произведения науки, литературы или искусства и др.

(Евгений 15 лет опубликовал свои стихи в популярном журнале ).

Задание 26

Назовите три примера возможных мер, направленных на решение глобальных проблем современного мира.

Ответ требует определенной формы записи: сначала согласно заданию должны быть прописаны меры, направленные на решение глобальных проблем, затем в скобках, пояснение. При этом следует использовать сферный подход: вспомнить глобальные проблемы из разных сфер жизни общества, что поможет избежать повторов в ответе.

Ответ:

  1. Информирование общества о состоянии окружающей среды, разъяснение последствий загрязнения и мер профилактики загрязнений (способствует решению экологических проблем).
  2. Проведение демографической политики в развивающихся странах, направленной на снижение уровня рождаемости (это поможет избежать нищеты, безработицы и др. негативных последствий).
  3. Объединение государств в борьбе с международным терроризмом (согласованная борьба повысит эффективность предупреждения террористических актов)

Задание 27

Ответ должен состоять из трех смысловых элементов: их нужно обозначить.

  1. Особенность: объективность.
  2. Пояснение: Н.Н.Семенов говорит о том, что великий ученый должен не только отстаивать свой труд, но и критиковать его. Тем самым добиваясь объективности получаемых знаний.
  3. Другие особенности: обоснованность, рациональность.

Задание 28

Общие рекомендации написания плана: 1. Так как критерии оценивания были уточнены и определено, что следует избегать абстрактно-формального характера формулировок, предлагаю ребятам сначала прописывать определение ключевого понятия. В случае, если понятие дано в контексте более обширного понятия, следует указать связь понятий. 2. Вторым пунктом обозначить признаки указанного явления, либо его особенности, какие-либо элементы содержания (состав). 3. Затем обратиться к раскрытию его основной классификации (типы, виды, формы, направления). 4. Прописать общие функции или роль (значение для…, влияние на общество). 5. Определить пути преодоления проблемы.

1. Семейный бюджет – это финансовый план доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени.

2. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансированный

3. Доходная часть семейного бюджета

  1. Заработная плата
  2. Государственные пособия
  3. Наследство
  4. Случайные заработки (выигрыши) и др.

4. Расходная часть семейного бюджета

  1. Оплата коммунальных услуг
  2. Оплата налогов
  3. Расходы на продукты питания
  4. Расходы на одежду и т.п.
  5. Проведение досуга

5. Функции бюджета: распорядительная, накопительная, экономическая и др.

6. Особенности планирования семейного бюджета.

Задание 28

Общие рекомендации написания плана: 1. Так как критерии оценивания были уточнены и определено, что следует избегать абстрактно-формального характера формулировок, предлагаю ребятам сначала прописывать определение ключевого понятия. В случае, если понятие дано в контексте более обширного понятия, следует указать связь понятий. 2. Вторым пунктом обозначить признаки указанного явления, либо его особенности, какие-либо элементы содержания (состав). 3. Затем обратиться к раскрытию его основной классификации (типы, виды, формы, направления). 4. Прописать общие функции или роль (значение для…, влияние на общество). 5. Определить пути преодоления проблемы.

1. Избирательная система – это способ формирования органов власти.

2. Типы избирательных систем:

  1. Пропорциональная
  2. Мажоритарная
  3. Смешанная

3. Признаки пропорциональной избирательной системы

  1. Голосование за политическую партию
  2. Побеждает блок партий
  3. Существует голосовой барьер прохождения в парламент

4. Признаки мажоритарной избирательной системы

  1. Территория страны разделена на одномандатные округа
  2. Голосование за конкретного кандидата
  3. Выигрывает кандидат, получивший относительное большинство голосов

5. Преимущества пропорциональной системы

  1. Маленькие партии могут получить место во власти
  2. Представители различных социальных групп имеют возможность принимать участие в решении важных государственных вопросов

6. Преимущества мажоритарной системы

  1. Тесная связь кандидата и его избирателей
  2. Голосование за конкретного человека

7. Недостатки мажоритарной избирательной системы

  1. Возможно проведение двух туров голосования
  2. Часть избирателей оказывается не представленной в парламенте (впрочем, также как и при пропорциональной системе)

8. Избирательная система в Российской Федерации.

Задание 29

Эти темы были отнесены к социологии, социальной психологии.

Экономика:

Читайте также: