Какой путь эволюции обеспечили цветковым растениям приспособленность к жизни в воде

Обновлено: 02.07.2024

Окружающая природа воздействует на живые организмы. Экологические факторы среды делятся на две группы:

  • факторы неживой природы
  • факторы живой природы

Проанализируем, как они воздействуют на растения и животных. И как живые организмы приспосабливаются к различным факторам среды.

Факторы неживой природы

ФакторРастенияЖивотные
ОсвещенностьПо отношению к свету все растения делятся на:
— светолюбивые. Растут на открытых местах и с трудом переносят затенение. Подорожник, береза, акация, иван-чай.
— тенелюбивые. Не выносят яркого солнечного света. Растения лесов: кислица, майник, ландыш, черника.
— теневыносливые. Предпочитают затененные места произрастания, но прекрасно развиваются и на открытых солнечных участках.
Животные в меньшей степени зависят от солнечного света. Например, хищников можно разделить на две группы:
— дневные хищники. Охотятся днем, а ночью отдыхают, набираясь сил.
— ночные хищники. Охотятся ночью. Отдыхают днем. Обладают прекрасным ночным зрением
ТемператураОчень чувствительны к температурному фактору. С наступлением весны и повышением температуры воздуха растения оживают: корни начинают активно работать, поставляя воду и минеральные вещества к стеблям и почкам. Почки распускаются. Начинается активное цветение.
Осенью при понижении температуры деревья сбрасывают листья.
Приспосабливаются к изменениям температуры окружающей среды. Особенно зависят от температуры холоднокровные животные: лягушки, змеи, ящерицы.
Наличие воды (влажность)Без воды погибают. Вода необходима растениям как в почве, так и в окружающем воздухе.Без воды погибают.

Кроме этих основных факторов неживой природы на живые организмы может также оказывать влияние состав почвы, осадки, ветер, соленость.


Тигр — дневной хищник


Сова — ночной хищник


Листопад

Факторы живой природы

Экологические факторы живой природы, важные для животных — это взаимоотношения между живыми организмами: наличие пищи, хищников, помощников, паразитов.

Например, для растений во время цветения важно наличие насекомых — опылителей: шмелей, бабочек, пчел. А насекомые, в свою очередь, используют нектар цветов в пищу. После опыления и оплодотворения на растениях формируются плоды. Их расселению помогают грызуны, птицы, насекомые. Это отношения, в которых живые организмы помогают друг другу.

Но взаимоотношения могут быть и негативными: паразитизм, хищничество.

Чтобы выжить в суровых условиях окружающей среды живые организмы обладают приспособленностью.

Рассмотрим температурный фактор. На севере зимой столбик термометра опускается до -50. И такой холод может держаться несколько месяцев. Как выжить в таких условиях? Чтобы клетки деревьев и кустов не замерзли зимой, в них накапливается большое количество сахаров и других органических веществ, которые и спасают растения от гибели.

Многие птицы — ласточки, скворцы, журавли — осенью улетают на юг, чтобы весной, с наступлением тепла вернуться обратно. Некоторые животные впадают в оцепенение: это змеи, лягушки, ящерицы. А медведь и вовсе залегает в спячку.


Перелетные птицы


Медведь готовится к зимней спячке

Но в основном животные ведут активный образ жизни в течение всего года. Сороки, дятлы, воробьи, лисы, волки, белки, зайцы — как же они приспособились к таким суровым условиям? У птиц формируется дополнительное утепление из пуха, а у зверей с осени отрастает теплый мех.

Кроме этого у многих животных меняется окраска шерсти, она становится белой, чтобы животных было не видно на снегу. Такая окраска называется защитная. Заяц-беляк, песец, ласка, горностай — мастера маскировки. Среди птиц окраску меняют только белые куропатки.

Вообще, защитная окраска важна для маскировки в любое время года. Почему зеленый кузнечик имеет такую окраску? Потому что он, как и зеленые гусеницы, будет незаметен на фоне зеленых листьев. Яркие бабочки незаметны на фоне разноцветных цветов. А коричневые или бурые жуки не видны на фоне коры деревьев.


Зеленый кузнечик на траве


Коричневый жук не заметен на бурой земле

Существует еще и угрожающая окраска. Это сочетание цветов “желтый — черный”, “красный — черный”, “синий — черный”. Вспомните, у кого из животных вы видели сочетание таких цветов? Пчелы, осы, божьи коровки, шмели — благодаря такому “боевому окрасу” их даже птицы не клюют.


Божья коровка


Оса

Приспособления растений

Как цветковые растения привлекают животных — опылителей? У них формируются яркие цветки с сильным запахом, что очень привлекает опылителей. А если цветки мелкие и невзрачные, то они собраны в крупные соцветия. Как, например, у подсолнечника, черемухи, тысячелистника и многих других растений.


Подсолнечник привлекает насекомых

Могут ли растения защитить себя от животных? Да. Для этого у них выработались защитные приспособления. Например, колючки у кактуса, боярышника, барбариса защищают растения от поедания.


Колючки кактуса


Колючки барбариса

Чтобы выжить, живые организмы должны приспособиться к условиям окружающей среды

Подготовка ЕГЭ : Происхождение и эволюция жизни на Земле

Путь эволюции

Пример

Появление цветка и плода у покрытосеменных

Общая дегенерация

Утрата пищеварительных органов ленточными червями

Ответ: Ароморфоз

№ 1: Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Клевер луговой. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Клевер луговой – небольшое растение, обычно его стебель достигает в высоту 15–40 см, но у отдельных особей – 60 см.

(2)Клевер луговой распространён по лугам, полям, садам, лесам. ( экологический)

(3)Листья у клевера тройчатые, на них имеются белые пятна.

(4)Клевер луговой является хорошим медоносом. ( экологический)

(5)Цветки собраны в соцветие головку, чашечки в цветках короче венчиков.

(6)Цветки опыляются исключительно шмелями.( экологический)

№2: Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1)Вид в природе существует в виде отдельных популяций. ( Вообще нет информации о видообразовани)

(2)За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (Экологическое, так как в исходном ареале)

(3)Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала . (Географическое, так как меняется ареал)

(4)Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида,

занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. ( Экологическое)

(5)Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. ( Экологический, так как один ареал, но разные условия)

(6)Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием (Географическое, так как пространственная изоляция)

№1: Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

А) утрата хлорофилла у растения заразихи

Б) формирование крупных жилок у подорожника

В) видоизменение листьев гороха в усики

Г) возникновение рычажных конечностей у хордовых

Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков

Е) развитие крылышек у плода клён

3) общая дегенерация

№2: Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

ОТВЕТ: 212111

№3: Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

ОТВЕТ: 122112

№4: Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

ОТВЕТ: 122112

№5: Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) процессы охватывают всю планету

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

ОТВЕТ: 211221

№6: Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

ОТВЕТ: 21121

№ 7: Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

A) переходные формы

Б) гомологичные органы

Г) единый план строения органов

Ответ: 122212

№ 8: Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, кото­рой соответствует данный пример.

А) предплечье лягушки и курицы

Б) ноги мыши и крылья летучей мыши

В) крылья воробья и крылья саранчи

Г) плавник кита и плавник рака

Д) роющие конечности крота и медведки

Е) волосы человека и шерсть собаки

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

Ответ: 112221

№9: Установите соответствие между событием и уровнем организации жизни, на котором оно происходит.

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНИ

А) мутационный процесс

В) внутривидовая борьба за существование

Г) образование пищевых цепей

Д) свободное скрещивание особей

Е) круговорот веществ

1) популяционный уровень

2) биогеоценотический уровень

Ответ: 121212

№ 10: Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки кактуса и колючки барбариса

Б) останки зверозубых ящеров

В) филогенетический ряд лошади

Г) многососковость у человека

Д) аппендикс у человека

Ответ: 21122

№11: Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А) конечности пчелы и кузнечика

Б) крылья птицы и бабочки

В) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина

Г) глаза кальмара и собаки

Д) конечности зайца и кошки

Е) передние конечности крота и насекомого медведки

Ответ: 211121

№1: Установите последовательность процессов формирования приспособленности организмов к новым условиям обитания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) проявление новых признаков у единичных особей в популяции

2) сохранение естественным отбором и размножение особей с новыми полезными признаками

3) формирование адаптаций к новым условиям у организмов

4) возникновение случайных мутаций у отдельных особе

№2: Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

1) образование цветка

2) появление вегетативных органов (корней, побегов)

3) формирование примитивной покровной ткани

4) возникновение многоклеточных слоевищных форм

5) появление семени


Список понятий, характеристик, примеров:

3) Формирование устойчивости бактерий к антибиотикам

4) Возникновение нового признака

5) Возрастание числа гетерозиготных организмов

6) Сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака

8) Сохранение реликтового вида растения гинкго двулопастного



Если животное обитало 182 млн лет назад, то мы будем отсчитывать в следующем порядке порядке:

Сколько максимально мы можем вычесть? Только 66 (кайнозойскую эру)

182 млн - 66 млн кайнозойской эры = 116 млн лет. Значит животное обитало в мезозойскую эру.

Чтобы установить период начинаем вычитать периоды: 116 – 79 (меловой) = 37 млн лет

Из 37 мы уже не можем вычесть юрский, следовательно в юрском периоде обитало это животное

Элемент ответа (первый элемент , а их три ):

1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;


Элементы ответа:

1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;

2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия

челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;

3) к птицам животное можно отнести на основании наличия

перьевого покрова и крыльев



Начинаем рассуждать:

Если растение обитало 350-285 млн лет назад, то мы будем работать с двумя цифрами в следующем порядке:

1.Работаем с первым числом 350:

Число 350 больше, чем 252, поэтому 350 млн - 252 млн (мезозойской эры) = 98 млн лет. Это число больше , чем 47.

Значит растение обитало в палеозойскую эру.

2. У нас в условии задания два числа – с одни мы уже проделали решение, теперь работаем со вторым числом 285:

285 больше, чем 252, поэтому 285-252 =33 мл лет

Число 33 меньше, чем 47 – попадаем в пермский период.

Значит данное растение существовало в двух периодах палеозойской эры – каменноугольном и пермском.

ОТВЕТ: Эра – палеозойская, периоды – каменноугольный и пермский.




Рассуждаем: Животное обитало 167 млн лет назад.

Число 167 больше , чем 66, но меньше чем 252 поэтому - эра мезозойская, далее

167-66 = 101, далее вычисляем период

101 больше, чем 79 (меловой период), поэтому

22 меньше, чем 56, поэтому данное животное обитало в юрском периоде.

Элементы ответа всего задания:

1) Эра- мезазойская, период –юрский

2) Тип –Моллюски,так как имеется спирально закрученная раковина

3) Воздушные камеры обеспечивали движение в толще воды за счет изменения давления воздуха в камерах раковины: при уменьшении плотности моллюск – всплыва, а при увеличении – погружался.



1) 267 больше 66 и больше 252, но меньше 541, следовательно - палеозойская эра.

2) Находим период:

3) 267-252=15, данное число меньше 47, следовательно пермский период

Элементы ответа:

1) Палеозойская эра, пермский период

2) Класс млекопитающие, так как на рисунке мы видим , что у данного животного имеются дифференцированные зубы, наличие волосяного покрова.

3) Это животное занимало третий трофический уровень, так как являлось хищником.



.

282-260 мл лет назад

Эра палеозойская, а период –пермский, так как числа 8 и 30 меньше 47

Элементы ответа:

1) Эра-палеозойская, период-пермский

2) Класс Млекопитающие – дифференцированные зубы, костное небо, наличие на челюстях – зубных альвеол

3) Класс Пресмыкающиеся – конечности по бокам тела, наличие вороньих костей в поясе передних конечностей.


Элементы ответа:

1) Палеозойская эра, каменноугольный период

2) Класс Насекомые – две пары крыльев, три пары конечностей, тело состоит из трех отделов –голова, грудь, брюшко.

3) Данное животное не могло опылять цветковые растения, так как первые цветковые растения появились позже , а в данный период (каменноугольный) произрастали споровые растения.

348 больше 252, поэтому

96 больше, чем 47 (пермский период), поэтому

Число 49 меньше 60, следовательно каменноугольный период палеозойской эры

№1: Какие ароморфозы в строении клетки обеспечили появление одноклеточных эукариотических организмов в процессе эволюции органического мира? Назовите три ароморфоза. Обоснуйте их значение.

1) Обособление ядра (появление ядерной оболочки). Значение: способствовало защите наследственного аппарата клетки;

2) Увеличение генетической информации. Значение: привело к разнообразию клеток и организмов;

3) Возникновение мембранных органоидов. Значение привело к разделению процессов в цитоплазме, разнообразию процессов, усложнению клетки

№2: Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.

) популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно изолированной от популяций собак (волков) других континентов;

2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки, аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни;

3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации) и привёл к изменению генофонда;

4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида

. Факторы эволюции:

1. Наследственная изменчивость

2. Естественный отбор

Главный признак возникновения нового вида – репродуктивная изоляция

№3: Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение

1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;

2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;

3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ

№3: Популяция стабильна, если имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных

1) воздействие неблагоприятных факторов внешней среды повышает вероятность гибели (популяционные волны);

2) чем меньше особей в популяции, тем слабее связи между её членами. А такие связи могут существенно повышать выживаемость (звуковая сигнализация, химическая сигнализация, изменение среды обитания);

3) снижение репродуктивной способности (снижение рождаемости);

4) близкородственное скрещивание приводит к проявлению рецессивных генов (выше вероятность появления аа – рецессивных гомозигот, у которых проявляются рецессивные признаки)

№4: Человек (Homo) – единственный род животных, в процессе эволюции освоивший получение и использование огня. Какова роль огня в становлении человека разумного как биологического вида? Как огонь способствовал биологическому прогрессу рода Homo? Приведите не менее четырёх обоснований.

1) термически обработанная пища легче усваивалась, что увеличило поступление в организм незаменимых аминокислот, способствовало развитию головного мозга;

2) термическая обработка пищи сокращала численность паразитов (и болезнетворных микроорганизмов) в ней, увеличивая выживаемость популяции;

3) огонь – источник света, позволяющий отпугивать хищников (защита от хищников);

4) огонь – источник тепла, позволивший заселять более холодные регионы (расширить ареал);

Биологический прогресс — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания.

  • увеличение численности особей;
  • расширение ареала;
  • увеличение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Биологический прогресс — это результат успеха систематической группы в борьбе за существование. Он обеспечивается появлением новых приспособлений, полезных в данной среде обитания. Организмы выживают и размножаются, что приводит к увеличению численности и освоению новых мест обитания. Возникают новые популяции. Они подвергаются действию разнонаправленного естественного отбора и постепенно превращаются в новые виды, виды — в роды, роды — в семейства и так далее. Происходит увеличение числа таксономических групп и их совершенствование.

В состоянии прогресса в настоящее время находятся многие сорняки (одуванчик, пырей, марь белая), вредители сельскохозяйственных культур (колорадский жук, фитофтора). Их прогресс связан с деятельностью человека.

Биологический прогресс достигается тремя путями: повышением организации и освоением новой среды обитания; приспособлением к новой среде и её заселением; понижением организации и освоением более простой среды.

4 (30).jpg

Эволюционное изменение, которое приводит к существенному усложнению строения организмов, повышению их уровня организации и позволяет освоить новую среду обитания, — ароморфоз .

Ароморфозы привели к возникновению крупных систематических групп: типов, отделов, классов, некоторых отрядов.

  • двусторонняя симметрия тела;
  • сквозной кишечник;
  • трахейное дыхание у членистоногих;
  • лёгочное дыхание у позвоночных;
  • альвеолярные лёгкие;
  • четырёхкамерное сердце;
  • два круга кровообращения;
  • теплокровность.
  • возникновение фотосинтеза;
  • формирование тканей;
  • возникновение листа, стебля, корня;
  • появление семени;
  • образование цветка и плода.

Эволюционное изменение, которое приспосабливает организмы к условиям конкретной среды обитания, но не повышает их уровень организации, — идиоадаптация ( алломорфоз ).

Идиоадаптации возникают на основе ароморфозов и позволяют систематической группе более полно заселить среду обитания. Приводят к возникновению видов, родов, семейств.

  • разные типы листьев и стеблей у растений;
  • разное строение цветков у растений;
  • видоизменения побега растений;
  • разные клювы у птиц;
  • разная форма тела и окраска рыб;
  • разные типы ротовых аппаратов насекомых.
  • упрощение нервной системы и органов чувств у паразитических червей;
  • редукция пищеварительной системы у ленточных червей;
  • редукция головы у двустворчатых моллюсков;
  • исчезновение крыльев у некоторых паразитических насекомых;
  • редукция листьев у паразитических растений.

entangled-2777693_640.jpg

Биологический регресс — направление эволюции, характеризующееся понижением приспособленности систематической группы живых организмов к среде обитания и её постепенным вымиранием.

  • снижение численности особей в систематических группах;
  • сужение ареала;
  • уменьшение числа таксонов (популяций, подвидов, видов и т. д.).

Это уссурийский тигр , бурый и гималайский медведи , чёрный аист , венерин башмачок , женьшень и многие другие.

Появление первых растительных организмов произошло в очень далекие от нас времена. Первые живые организмы были похожи на микроскопические комочки слизи. Значительно позднее у некоторых из них появилась зеленая окраска, и живые организмы стали похожи на одноклеточные водоросли.

Древние одноклеточные живые существа дали начало многоклеточным организмам. Многоклеточные организмы, как и первые одноклеточные, появились в воде. Это были разнообразные многоклеточные водоросли, развившиеся из одноклеточных.

Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли постоянно изменялся.

Около 400—350 миллионов лет назад большую поверхность Земли занимали водные бассейны и внешние условия благоприятствовали росту и развитию широко расселившихся разнообразных водорослей.

Поверхность материков и дно океана со временем изменялись. Поднимались новые материки, уходили под воду возникшие раньше. Колебание земной коры приводило к тому, что на месте морей возникала суша.

Переход растений к наземному образу жизни связан с пересыханием отдельных участков земной поверхности.

Отступавшая морская вода задерживалась во впадинах. Они то пересыхали, то вновь наполнялись водой. Иссушение происходило постепенно. Некоторые водоросли приспособились к обитанию в наземных условиях.

Рис. 178. Количество видов разных групп растений.

Рис. 178. Количество видов разных групп растений.

Климат в то время на земном шаре установился ровный — влажный и теплый. Начался переход растений от водного к наземному образу жизни. Условия жизни на суше вызвали усложнение строения растений. Некоторые древние многоклеточные водоросли, изменившись в своем строении, дали начало первым наземным растениям с— псилофитам, позднее полностью вымершим.

Псилофиты — это небольшие травянистые и деревянистые зеленые растения, которые росли по берегам водоемов. У них имелся разветвленный орган, похожий на стебель, покрытый щетинками. Подземная часть стебля напоминала корневище с ризоидами. Корней у псилофитов, как и у водорослей, не было. От водорослей псилофиты отличались наличием стебля, более сложным внутренним строением. Они размножались спорами.

От псилофитов, по-видимому, произошли мхи и папоротникообразные, достигшие расцвета около 300 миллионов лет назад.

В период господства на Земле папоротникообразных климат в течение круглого года был теплым и влажным. Условия благоприятствовали не только росту, но и размножению папоротников, плаунов и хвощей: вода, необходимая для оплодотворения яйцеклеток сперматозоидами, всегда была в изобилии.

В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Гигантские древовидные папоротники, хвощи и плауны начали вымирать. Погибшие растения постепенно превращались в каменный уголь. От некоторых древних папоротникообразных произошли первые хвойные.

Доказательством происхождения голосеменных растений от древних папоротникообразных является сходство между этими растениями: у тех и других есть корень, стебель и листья. Древовидные папоротники имели большое внешнее сходство с деревьями голосеменных растений.

Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали. На смену им появились хорошо знакомые вам современные голосеменные — сосны, ели, пихты и другие хвойные . растения.

В условиях постепенно усиливающейся сухости воздуха и похолодания климата в конце каменноугольного периода нежные заростки папоротников при прорастании их на почве оказались в неблагоприятных условиях, поэтому многие погибали. Сохранялись только те, которые успевали сформироваться еще на листе в местах, где они образовывались из спор. Это привело к возникновению семени — более крупного, чем спора, зачатка, снабженного питательной тканью для развивающегося зародыша.

Первыми семенными растениями оказались голосеменные, более приспособленные к жизни в условиях сухого, прохладного климата, сменившего влажный и теплый каменноугольный период.

Приспособленность голосеменных растений к жизни на суше выразилась прежде всего в том, что процесс размножения у них перестал зависеть от наличия воды во внешней среде. Семенные папоротники — первые голосеменные растения — оказались более приспособленными к новой среде обитания, хотя по внешнему виду они сначала были очень похожими на папоротники, жившие в теплом, влажном климате каменноугольного периода и размножавшиеся спорами.

Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 миллионов лет назад от древних видов голосеменных. В числе первых цветковых растений можно было встретить и такие, потомки которых живут в наше время.

Рис. 179. Схема перехода растений к наземному образу жизни.

Рис. 179. Схема перехода растений к наземному образу жизни.

Покрытосеменные оказались самыми приспособленными растениями, потому что их семена были хорошо защищены плодами. Они широко расселились по всей Земле и стали произрастать в самых разнообразных условиях. Уже более 60 миллионов лет покрытосеменные растения господствуют на Земле.

Возникновение жизни и развитие растительного мира на Земле совсем по-другому объясняет религия.

Религиозные люди верят, что земную планету создал бог. По утверждению религий, все живое на Земле — растения и животные — тоже было создано богом 7,5 тысячи лет назад.

Научные исследования, открытия и подсчеты возраста нашей планеты показывают наивность утверждений религии. Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков окаменелостей ранее живших растений и животных позволило установить, что Земля образовалась около 5 миллиардов лет назад. А первые одноклеточные растения возникли около 1,5—2 миллиардов лет назад.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: