Какой процент ввп сша тратят на здравоохранение образование науку и социальное обеспечение

Обновлено: 30.06.2024

В начале августа 2021 года немецкий производитель дронов Wingcopter заключил стратегическое партнерство с компанией Air Methods для создания сети доставки лекарств по всей территории США. Подробнее здесь.

Система здравоохранения США признана худшей среди богатых стран

В начале августа 2021 года согласно исследованию Фонда Содружества, Соединенные Штаты имеют худшую систему здравоохранения среди 11 стран с высоким уровнем дохода, несмотря на то, что они тратят на здравоохранение самую высокую долю своего валового внутреннего продукта.

Исследователи сравнили системы здравоохранения 11 стран с высоким уровнем дохода: Австралии, Канады, Франции, Германии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США.

Исследование опиралось на 71 показатель эффективности, основанный на опросах, проведенных в каждой стране и административных данных Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирной организации здравоохранения. Анализируемые показатели подразделяются на пять тем: доступ к медицинской помощи, процесс оказания медицинской помощи, административная эффективность, справедливость и результаты медицинского обслуживания.

Соединенные Штаты заняли последнее место в общем рейтинге, как выяснили исследователи, оказавшись намного ниже среднего показателя других стран в целом, а если сравнивать с лидерами Швейцарией и Канадой, то разница просто огромна.



Однако по процессу оказания медицинской помощи, который измеряет такие вещи, как профилактическое обслуживание и взаимодействие с пациентами, Соединенные Штаты показали хорошие результаты в последней версии, заняв второе место после Новой Зеландии. Например, в США высок уровень маммографического скрининга и вакцинации против гриппа, а также больший процент взрослых обсуждает со своими врачами такие темы, как питание, курение и злоупотребление алкоголем.

Данные были собраны до начала пандемии COVID-19 или в первые месяцы ее развития, поэтому они не отражают того, как коронавирус повлиял на системы здравоохранения.

Расходы на здравоохранение как доля ВВП росли во всех странах, обследованных Фондом Содружества, даже до пандемии. Но рост в Соединенных Штатах значительно превысил рост в других странах. В 2019 году Соединенные Штаты потратили на здравоохранение 16,8% своего ВВП; следующей страной в списке была Швейцария - 11,3%. Самой низкой была Новая Зеландия, которая потратила на здравоохранение в 2019 году около 9%. Между тем, здравоохранение в Соединенных Штатах является наименее доступным.

В отличие от других стран, охваченных исследованием, в США нет всеобщего медицинского страхования. Американские врачи чаще других сталкиваются с трудностями в получении лекарств или лечения для пациентов из-за ограничений на страховое покрытие, говорится в докладе.

Для изучения справедливости в здравоохранении исследование сосредоточилось на различиях в уровне доходов. Австралия, Германия и Швейцария имеют наиболее справедливые системы, говорится в исследовании, в то время как Соединенные Штаты постоянно демонстрируют самые большие различия между группами населения по всем показателям, кроме тех, которые связаны с профилактическими услугами и безопасностью медицинской помощи.

Неравенство в здравоохранении подпитывает основные условия в группах населения с меньшим доступом к медицинской помощи в США, что делает эти группы населения более уязвимыми к пандемии. Согласно отчету, американцы в среднем болеют чаще, чем население других стран с высоким уровнем дохода.

Результаты исследования показывают, что США должны больше инвестировать в первичную медико-санитарную помощь. В докладе также подчеркивается необходимость расширения и укрепления страхового покрытия, а также необходимость сосредоточиться на более разумном расходовании средств. [1]

Взлет инвестиций в цифровое здравоохранение

За последнее десятилетие объем финансирования цифрового здравоохранения в США вырос более чем на 1200%.



Инвестиции в США в компании, занимающиеся цифровым здравоохранением, продолжают бить рекорды: в первом полугодии 2021 года в сектор было вложено $14,7 млрд долларов, что уже больше, чем за весь 2020 год.

Согласно отчету Rock Health, первые два квартала 2021 года стали самыми крупными в истории США по объему финансирования цифрового здравоохранения. Большая часть средств поступила от мегасделок с суммами в $100 млн долларов и более.

В США 67% граждан согласились бы на вакцинацию от COVID-19



1,2 млн человек в США инфицированы ВИЧ

По приблизительным оценкам на август 2020 г, 1,2 миллиона человек в США инфицированы ВИЧ.

В США остро не хватает оборудования для диализа

В апреле 2020 года в США стало не хватать оборудования для диализа из-за пандемии COVID-19. Резко возросший спрос на оборудование и расходные материалы для диализа застал врачей врасплох, поскольку они считали вирус респираторным заболеванием. Однако у некоторых пациентов на фоне коронавирусной инфекции развивается не только поражение дыхательной системы, но и почечная недостаточность, поэтому они нуждаются в круглосуточном диализе.


Как и в случае с аппаратами ИВЛ, врачам приходится решать, какие пациенты с COVID-19 получат наибольшую пользу от диализа, или же использовать аппараты для диализа в течение более коротких интервалов времени, чтобы охватить большее количество пациентов.

В ответ компании Fresenius и Baxter объявили, что предоставят больницам дополнительное оборудование и расходные материалы для диализа. Fresenius Medical Care обещает изготовить около 150 единиц оборудования для диализа, готовых к быстрому развертыванию в больницах, и почти в два раза увеличит объем производства расходных материалов.

Baxter увеличила производство систем диализа PrisMax и Prismaflex наряду с расходными материалами, системы доставки лекарств Mini-Bag Plus, инфузионной системы Spectrum IQ и сопутствующих наборов для внутривенного введения. Все заводы Baxter, занимающиеся производством этих продуктов, увеличивают производственные мощности до максимума и ищут способы дальнейшего повышения объема поставок. Baxter намерена отправлять свою продукцию наиболее нуждающимся больницам, которые будут выбраны на основании отчетов системы здравоохранения. Хотя клиенты компании все еще смогут делать заказы, Baxter планирует выделить особую долю продукции для больниц с коронавирусными пациентами. [2]


Несмотря на это, США отстают от мировых лидеров по нескольким аспектам, включая ожидаемую продолжительность жизни и страховое покрытие. США — единственная промышленно развитая нация, которая не гарантирует своим гражданам универсальной и всеохватывающей системы медицинского страхования.

Несмотря на впечатляющие успехи американского здравоохранения и системы медицинских услуг, миллионам американцев они недоступны из-за чрезвычайного роста стоимости.

Для нуждающихся граждан страны правительство США предоставляет две специальные программы — Medicaid и Medicare. Тем не менее президент Трамп выступал против этих программ и в рамках своей предвыборной кампании пообещал избирателям отменить их.

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году под названием Организация европейского экономического сотрудничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Во всех странах ОЭСР, кроме США, большая часть расходов на здравоохранение покрывается за счет государственного финансирования и средств обязательного страхования. В Дании, Швеции и Великобритании государственные расходы – центрального, регионального и местного уровня – составляют 80% и более всех расходов на здравоохранение. В Германии, Японии, Франции и Словакии более 75% расходов на здравоохранение оплачиваются за счет обязательного страхования. За счет добровольного страхования оплачивается сравнительно небольшая часть расходов на здравоохранение: от 0 в Норвегии, Турции, Исландии, Словакии, Чехии и Эстонии до 10-15% в Австралии, Израиле, Канаде, Франции и Словении. Заметное исключение составляют США, где средства добровольного страхования покрывают 35% всех текущих расходов на здравоохранение.

Про Россию.

В ближайшие три года расходы бюджета на здравоохранение вырастут почти на 100 млрд рублей — с 479,7 млрд в нынешнем году до 572,5 млрд руб. — в 2021-м. Об этом говорится в Проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, который размещен на сайте комитета Госдумы по бюджету и налогам.
При этом в 2019 году на здравоохранение планируется потратить 459,5 млрд руб., в 2020 году — 563,2 млрд руб., в 2021 году — 572,5 млрд руб. Расходы 2018 года на медицину составляют 479,7 млрд руб. Расходы консолидированного бюджета России на социальную политику будут основными в бюджетной системе страны в 2019-2021 годах и будут составлять около 12% ВВП ежегодно, отмечается в документе.

Про других.

Швейцария

Расходы на здравоохранение на душу населения: $6 935Основа швейцарского здравоохранения — обязательное медицинское страхование. Оно распространено на всей территории страны и обязательно для всех ее граждан. Страна занимает первое в мире место по количеству застрахованных жителей. Медицинское страхование здесь частное, но очень удобное и для государства, и для граждан. Оно дает четкие гарантии и предоставляет большие возможности в случае возникновения каких-либо проблем со здоровьем. Обязательным медицинским страхованием в Швейцарии занимаются около 130 страховых компаний (они называются больничными кассами), и конкуренция между ними очень высокая. Для работы в системе ОМС страховые компании должны соответствовать ряду необходимых требований и пройти регистрацию в Федеральном офисе социального страхования.

Германия

Расходы на здравоохранение на душу населения: $5 267Большая часть немецкого населения застрахована в государственных медицинских страховых компаниях. Государственное медицинское страхование в Германии, наряду с пенсионной страховкой, страховкой от несчастного случая, страховкой по безработице и страховкой по медицинскому уходу, является основной составной частью немецкой социальной страховой системы и одним из основных звеньев немецкой системы здравоохранения. Медицинское страхование в Германии является обязательным для всего работающего и других групп населения.

Медицинское страхование, при учёте определённых условий, может выбираться страхователем по своему желанию самостоятельно. Определённая группа населения Германии, например, руководители частных компаний, лица занимающие общественные должности, работающие в социальных государственных структурах и пр., имеет право на частное медицинское страхование. Доход этой части населения позволяет им отказаться от государственной обязательной страховки и перейти в частное медицинское страхование. Частное медицинское страхование предлагает более обширный спектр предоставляемых медицинских услуг, нежели государственное страхование. Спектр медицинских услуг может выбираться страхователем по желанию, в связи с чем в значительной степени варьирует и сумма страхового полиса. Размеры страховых взносов зависят так же от общего состояния здоровья застрахованного лица, пола и возраста страхователя.

Швеция

Расходы на здравоохранение на душу населения: $5 228В пользу высокого уровня здравоохранения в Швеции говорит один из самых высоких показателей в Европе по средней продолжительности жизни. Он не только достаточно высок, но и с каждым годом увеличивается, так для женщин на сегодняшний день этот показатель ровняется 83,5 года, а для мужчин — 78,8. Система здравоохранения Швеции финансируется налогоплательщиками, при этом основная часть расходов по медобслуживанию населения лежит на муниципалитетах и государстве, пациенты должны оплачивать лишь символическую часть медицинских расходов.

Макаревич, в лучших либералистических традициях набросил:"Ура! Наш военный бюджет на 4 месте в мире! Медицинский, правда, на 124 месте. Ну так мы ж воевать собрались, а не лечиться!" Его пост создан для того, чтобы жонглируя понятиями изобразить якобы огромную пропасть между расходами на оборону и медицину в стране. Попробуем разобраться.

Макаревич как-то не удосужился озаботится ссылками. Поэтому пришлось рыть самому. Но, как ни рыл, про четвёртый военный бюджет в мире найти так и не удалось. Зато вот, что найти удалось.

Военный бюджет в 2019 г. составил 2,999 трлн.рублей, что равняется:

а) $46,32 млрд. при средневзвешенном курсе 64,74 рубля за доллар в 2019 г. (на самом деле считается чуть сложнее, учитывая график исполнения бюджета, но в целом тоже самое);

б) 2,7%, от 109,36 трлн.руб. ВВП страны;

в) или 8,1% от расходов консолидированного бюджета страны 37 трлн руб. за 2019 год.

Почему разбежка 8 или 9 место? Потому что "доверяй, но проверяй". Быстрая проверка показала, что по Японии и Великобритании данные на ресурсе указаны верно, а вот бюджет ФРГ обозначен некорректно. Он планировался в размере 43,2 млрд. евро, то есть примерно $47,5 млрд., но неизвестно, исполнен ли он весь.

Фактически подтверждает это и Сергей Шойгу:

"На фоне ежегодно растущих расходов США и других стран военный бюджет России на протяжении нескольких лет остается практически неизменным. Если в 2018 году мы находились на 7 месте по военным расходам среди ведущих государств мира, в текущем - на 8, а в следующем будем уже на 9", - заявил Шойгу 24 декабря 2019 г. на годовой коллегии Минобороны РФ.

Понятно, министр обороны обладает более актуальными данными, поэтому поверим ему.

Анализируем дальше - со своими 2,7% от ВВП расходов на военные нужды российский военный бюджет был 27-29 в мире по этому соотношению, но никак не 4-м.

При этом надо помнить, что российский военный бюджет - это лишь 3,38% военных расходов в мире, в то время как у основного потенциального противника НАТО в 2019 он составлял более 53% мировых расходов, то есть в 15 раз больше.

Поэтому 2,7% - это совсем немного.

Для сравнения, Штаты тратили 3,2% своего ВВП, но 19% расходов своего федерального бюджета ($649 млрд. из $3422 млрд.)

Перейдём здравоохранению. Ужасно ли так всё?

Вопреки тому, что тут манипулируя пытался изобразить Андрей Вадимович, на медицину тратят больше чем на оборонку. В 2019 г. это было 3,8 трлн.рублей, против 3 трлн. у военных. То есть дедушка, не напрямую, но косвенно, пытаясь изобразить отставание российских медиков от военных, снова оказался неточным.

Расходы консолидированного бюджета РФ на 2019г.

Всего 36995,3 млрд руб. - 100% - к 2018г. 104,5%Общегосударственные 2335,1 млрд руб. - 6,3% - 104,8%Национальная оборона 2998,1 млрд руб. - 8,1% - 101,5%Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2233,6 млрд руб. - 6,0% - 101,3%Национальная экономика 5170,3 млрд руб. - 14.0% - 111,4%ЖКХ 1574,9 млрд руб. - 4,3% - 113,8%Охрана окружающей среды 250,3 млрд руб. - 0,7% - 161,6%Образование 4050,7 млрд руб. - 10,9% - 105,7%Культура и кинематография 587,9 млрд руб. - 1,6% - 106,5%Здравоохранение 3789,7 млрд руб. - 10,2% - 109,4%Социальная политика 12637,1 млрд руб. - 34,2% - 108,4%Фикультура и спорт 375,4 млрд руб. - 1,0% - 100,8%СМИ 156,1 млрд руб. - 0,4% - 109,4%Обслуживание госдолга 835,4 млрд руб. - 2,3% - 87,3%Справочно: профицит 2115,0 млрд руб. --- 66,7%

Знает ли Макаревич, что федеральный бюджет - это не все средства, которые выделяются медикам? Есть ещё средства обязательного медицинского страхования. Основные расходы здравоохранения - это бюджет ФОМС, который является составной частью государственного социального страхования, а это несколько триллионов рублей к тем, что выделяются из бюджета.

Да, наверное в России стоит больше тратить на медицину. Но вот парадокс. Эта статистика в большей степени показывает на сколько дорога медицина в одной стране и насколько доступна в другой. Нельзя сравнивать уровень расходов на здравоохранение не принимая в расчёт стоимость услуг.

Вопрос с эффективностью расходов всё равно будет на первом месте. Вот в США 17% тратиться на здравоохранение, но часть граждан этой страны летают в другие страны за медобслуживанием, в том числе и в Россию. Великобритании, Швеции с Францией их мегабюджеты отчего-то не очень-то и помогли сейчас во время пандемии коронавируса - смертность к случаям заболевания зашкаливает - 11-15%. А в Штатах за два месяца от COVID-19 потеряли столько же людей, сколько за 10 лет войны во Вьетнаме - 52 тысячи.

В далекие доковидные времена, в начале 2020 года вышла неплохая статья "Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.)" в которой анализируются расходы на здравоохранение в России в 2018 году. Почему в этой статье, основной упор претензий сделан на большие частные расходы граждан в 35%, в отличии от "новых" стран ЕС с доле 27%, забывая что на самом деле в основном все госрасходы на медицину, это налоги все тех же самых граждан. Расходы на медицину государственные и частные делятся по принципу добровольности их оплаты. Госрасходы это недобровольные расходы граждан. Личные расходы это добровольные расходы граждан. Крокодиловы слезы по поводу того что в странах ОЭСР личные траты занимают 27% а в России колебались от 35-40% , это всего лишь замаскированное требование заменить добровольные расходы недобровольными.


Недобровольные расходы граждан , которые почему то называют госрасходами, в доле расходов консолидированного бюджета России.
Видно что эта доля выросла со средних 9-10% до 13% в 2020 году.

Причина сравнительно высоких частных расходов проста, в России не предполагается софинансирование медицинской помощи со стороны населения, даже если такое софинансирование будет осуществляется добровольно. Население не имеет возможности осуществить доплату в разнице стоимости медицинской услуги желаемого качества или количества и вынуждено выбирать между полной оплатой такой услуги в частном здравоохранении или отказом от услуги повышенного качества и получением фактически доступной помощи в государственном здравоохранении. Ценовые сигналы для населения в таком случае отсутствуют, что способствует максимизации потребления фактически
доступной помощи без оглядки на рациональную необходимость ее получения. В результате стоимость бесплатной качественной медицинской помощи является слишком высокой, ее приходится ограничивать квотами, очередями, и другими методами. Богатые могут оплатить качественную медицинскую помощь, Среди бедных ее получают не те кто в ней нуждается, а те у кого есть связи, информация и пробивные способности.

Ввод софинансирования, это очередная ломка медицинской системы, которую многие воспримут как нарушение конституционных прав и гарантий. В результате мы топчемся на одном месте, доля трат на здравоохранение 1991-1995 с 2% до 5% ВВП, до 2019 года оставаясь прежней и без ломки системы не в силах идти дальше. Качественную медицинскую помощь для всех государство обеспечить не может, никаких денег не хватит. Ввести софинансирование тоже не может, из-за еще советских привычек ожидания бесплатных услуг от государства. На самом деле трат именно на них - недобровольных расходов всего четвертой части населения, тех кто платит ФОТ.


Вторая претензия статьи, то что доля трат на здравоохранение в России в последние 25 лет не растет, как в странах ОЭСР, оставаясь в районе 5%, что как раз и следует из за отсутствия софинансирования среди неплательщиков ФОТ.


В РФ в 2018 г. общие расходы на здравоохранение составили 5,1 трлн руб., из них государственные расходы – 65% (3,32 трлн руб.), частные (личные расходы граждан и ДМС) – 35% (1,79 трлн руб.).

Зная, что ВВП России в 2018 году составил 103,8617 трлн руб. Можно вычислить долю расходов на здравоохранение в 2018 году примерно в 5% от ВВП. Эта доля в ВВП была практически постоянной с 1995 года.


Но в начале 2020 году на планете появился вирус КОВИДа-19, и все устарело. Выросла доля расходов государства. Попробуем высчитать долю трат на медицину в 2020 году.

Довольно трудно было вычислить личные расходы граждан. Кроме 2 цифр. 1,79 трлн. руб. в 2018 году и "Частные расходы на здравоохранение в расчете на одного человека населения в целом по России в 2014 г. составили 10 221 руб". Так что это цифра была взята из трат на потребление одного члена домохозяйства на медицину из Росстата и умножением ее на коэффициент 1,62. Тогда она практически совпадает с цифрами 2014 и 2018 года. Если она и отличается, то незначительно.


Итого в ковидный год траты на здравоохранение в России выросли 22% до 6,57% ВВП и скорей всего в 2021 году составят 6,5% ВВП, причем из-за опережающего роста ВВП , чем от снижения трат. 6,57% это конечно не французские 8,6% , но это уже столько же, как в новых странах ЕС в среднем по 6,6% от ВВП в 2018 году.
Картинка 2018 года не совсем правильная. Траты Франции в 8,6% я приводил , думаю и в Германии не 11,2%, а в районе 9%

Хотя конечно, на сколько выросли траты на медицину в ЕС в ковидный год, мы пока не знаем.

Читайте также: