Какой принцип положен в основу современной концепции периодизации литературного процесса 19 века

Обновлено: 28.06.2024

1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого. Жанры: поучения, хождения, житие, видения, слово, евангелие, летопись.

- 1-й период - литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

- 2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

- 3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.




С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ‑ непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, акмеизм, футуризм, символизм. Серебряный век – это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода – явление феноменальное даже для русской культуры.

На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок). Д.Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира.

Развитие различных течений вело к ожесточению борьбы между ними. Но сравнить ее можно с соперничеством разных голосов в общем хоре, так как духовные запросы представителей всех направлений вытекали из общих мотивов. Все они ощущали трагизм современной жизни.

5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) ‑ время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

1920-ые – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

6. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Литературное направление – общность фундаментальных идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на протяжении длительного времени; конкретно-историческое проявление художественного метода внутри художественной системы. Принадлежность писателей к одному литературному направлению предполагает общность культурно-эстетической традиции; однотипность миропонимания авторов; единство социальной и культурно-исторической ситуации творчества (закономерности общеисторического характера). Однако отношение к поставленным проблемам, идеалы писателей, их художественные концепции могут быть различны.

Художественный метод – особый тип образного видения мира и отражения действительности.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), соцреализм, постмодернизм.

Уже на рубеже 18 и 19 веков русская литература по своему развитию не уступает литературе Европы. Однако во многом она ещё не самобытна, а берёт за основу темы и сюжеты европейских произведений. Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм.

Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм.

В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия - Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего "отцом" русского романтизма

"Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств" - одна из первых общественных литературных организаций. Общество, созданное выпускниками гимназии при Академии наук, просуществовало четверть века - с 1801 по 1826 годы. Членами общества были переводчик и педагог Иван Мартынович Борн, поэты Василий Васильевич Дмитриев и Василий Васильевич Попугаев, академик-языковед Александр Христофорович Востоков, поэт и публицист Иван Петрович Пнин, сыновья А.Н. Радищева Василий и Николай.

"Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики") - это общество, основанное в 1811 году, "выросло" из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил адмирал русского флота, филолог, академик Александр Семёнович Шишков. Участниками "Беседы. " были поэт и министр юстиции Гаврила Романович Державин, драматург Александр Александрович Шаховской, поэт Иван Андреевич Крылов, поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич.

"Беседчики" выступили против реформы языка, предложенной Карамзиным, против влияния на Россию "чужеземной культуры", защищали чистоту русского языка, предлагая заменить все заимствованные слова русскими аналогами (бульвар - "гульбище", калоши - "мокроступы", театр - "позорище" и т.д.). В литературе отстаивали принципы уже устаревшего к тому времени классицизма и опирались на теорию трёх "штилей" Ломоносова.

"Арзамас"(они же "карамзинисты") - литературное общество, возникшее в 1815 году в противовес "Беседе. " и объединившее сторонников "нового слога" Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, экономист и декабрист по убеждениям Николай Иванович Тургенев, академик Сергей Семёнович Уваров, генерал-майор, декабрист Михаил Фёдорович Орлов.

Наряду с литературными салонами и обществами, в 19 веке началось интенсивное развитие литературной журналистики. По выражению Державина, в начале века в России "всё зажурналилось". Наиболее популярными стали журналы
"Вестник Европы" - редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский;
"Северный вестник" - издатель Иван Иванович Мартынов;
"Журнал российской словесности" - издатель Николай Петрович Брусилов;
"Цветник" - сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков;
"Сын Отечества" - издатель Николай Иванович Греч.

В 1820-е годы будущие декабристы издавали альманахи "Мнемозина" и "Полярная звезда".
Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом основал "Литературную газету" (выходит по сей день), а в 1836 году - журнал "Современник".

Периодизация литературы XIX века

Литература I трети XIX века.Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.

Литература II трети XIX века.Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.

Характерной особенностью литературной жизни первой половины XIX века стала журналистика - по меткому выражению Г.Р. Державина, все в литературе "зажурналилось".

Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, "Северный вестник" (1804-1805) И.И. Мартынова, "Журнал российской словесности" (1805) Н.П. Брусилова, "Северный Меркурий" (1805) и "Цветник" (1809-1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, "Русский вестник" С.Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т. п.

Содержание литературных публикаций также имело свои особенности. Например, большой популярностью пользовалась эпистолярная форма изложения (то есть форма письма). В то время, когда письма были единственным средством связи между корреспондентами, живущими далеко друг от друга, их писали тщательно и пространно. Письма отражали не только бытовые подробности, но и умонастроения, чувства авторов. Огромные архивы эпистолярной литературы (писем Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского и др.) представляют бесценный материал для историка литературы. В журналах постоянно печатались всякого рода "письма": "письма путешественников", "письма" политические, исторические, этнографические. "Письма из Каира" сменялись на журнальных страницах "Письмом в Тверь", за "Письмом к издателю" следовал ответ, а затем "Ответ на ответ" и т. д.

Большое место среди литературных публикаций уделялось поэзии, которая была очень любима читателями. В первой половине XIX века торжественные оды уступают место лирическим стихотворениям, мадригалам, а также эпиграммам и памфлетам.

Одним из наиболее популярных периодических изданий начала XIX века был журнал "Вестник Европы", редактируемый Н.М. Карамзиным. Журнал был задуман, как общественно-политический и литературный орган, призванный познакомить русских читателей с общественной и культурной жизнью Европы. В редакционной статье первого номера журнала сообщалось, что на страницах его будут публиковаться выдержки из 12 иностранных изданий. Этому способствовали личные интересы редактора. В молодости, путешествуя по Европе, Карамзин познакомился со многими известными европейскими учеными и писателями (Кантом, Виландом и др.), изучил французскую и немецкую литературу.

К участию в журнале Карамзин привлек наиболее выдающихся литераторов тех лет: Державина, Хераскова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Жуковского, В. Л. Пушкина.

В журнале был опубликован ряд повестей и самого Карамзина: "Моя исповедь", "Рыцарь нашего времени", "Марфа Посадница" и др.

16г – Беседа… Вяземский, Пушкин, Воейков и Дашков,

Тогда чаша терпения сторонников Карамзина переполнилась, и они решили отвечать. Сам Карамзин участия в полемике не принимал.

Так и завязалась весёлая и принципиальная полемика между карамзинистами и шишковцами.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь.

Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.

Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения. Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося времени развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература.

Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года.

Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова.

Басни Крылова воспитывали в народе идеал гражданина и патриота, они написаны как реалистические сцены из жизни.

Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина.

Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова

В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается три периода. Первый из них положил начало глобальному развитию литературы в России, ее выходу на мировую арену. Обычно его связывают с тремя великими именами: А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем. Именно в этот период закончилось формирование русского литературного языка, а сама литература приняла беллетристические формы. Этот период принято ограничивать первой третью века, т.е 1800-1830-ми годами. В начале столетия в России появляются салоны и литературные общества, призванные объединять авторов разных жанров и направлений. Это время борьбы со старым и поиска нового в литературе, которая стремительно проходит путь от сентиментализма до романтизма. Главенствующими жанрами в первые десятилетия являются баллады и элегии. Но потом поэзия уступает место прозе. Активно начинает развиваться повесть, драматургия.

Третий период ограничен рамками 1856-1880 гг и знаменуется зарождением реализма. Наступило время Л.Н.Толстого, Ф. Достоевского, Салтыкова-Щедрина, А. Чехова. Демократические идеи набирают все большую силу. Революционные идеи и настроения неизбежно проникают и в литературу. Все больше внимания уделяется социальному неравенству. Проза бесспорно главенствует над поэзией. По-прежнему популярны жанры рассказа, повести, романа. Активно развивается литературная критика.

Последние два десятилетия XIX века принято считать переходными. Реализм развивается и набирает силу. Литература обращается к человеку из народа. Появляется общество писателей-народников, уделяющее большое внимание крестьянству. Россия неуклонно движется к глобальным изменениям, которые не могут не отражаться в литературе. На стыке столетий на первый план опять выходит поэзия, и зарождается огромное, ни на что не похожее течение символизм.

От классицизма к реализму.

Русская литература за очень короткий срок прошла путь, на который Европе понадобилось несколько столетий. Во второй половине XVIII века она окончательно формируется как отдельный вид искусства, становится светской, обращается к человеку, его внешнему и духовному миру. Начало XIX столетия ознаменовалось окончательным формированием русского литературного языка. Литература приобрела национальный характер, собственную уникальность и неповторимость.




Русский классицизм начал оформляться после смерти Петра I и ставил своей задачей просветительство монархии, обучение ее мудрому управлению государством, беря за образец правление Петра Великого.

Классицизм в России отличался постоянным обращением к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, в просветительских тенденциях заключалось его объективно прогрессивное значение, теснее была связь его с жизнью, народом.

В русском классицизме проявилась обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный традиционному классицизму принцип абстрактного изображения действительности. Наблюдалась большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, использования фольклорных приёмов.

В своем становлении и бытовании классицизм в России прошел три периода:

· с 30-х по 50-е годы XVIII века. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. В литературу входят Кантемир, Ломоносов, Сумароков.

· 60-е гг., - конец XVIII века. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству. Период связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности.

· конец XVIII - начало XIX веков. Наблюдается спад классицизма, усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.

Формула классицизма: необычный герой (монарх, рыцарь) в обычных обстоятельствах (дворец, поле боя).

Сентиментализм (от фр. sentiment — чувство) — литературное направление, противопоставившее себя классицизму и выдвинувшее на первое место обычного человека с его естественными чувствами, способного сопереживать и сострадать. Появляется новая доминанта — главенство природы над разумом. Именно она идеальна, именно она формирует человека, счастье которого в богатстве чувств, в широте души. Сентименталисты уверены, что цивилизация человека портит, городская жизнь развращает, самим собой человек может быть только на лоне природы.

Под новую мысль не подходят старые жанры, появляются новые, в т.ч. элегия, идиллия, повесть, эпистолярные формы (роман в письмах, дневники), записки о путешествиях. Объект описания не места, которые посещает путешественник, а его внутренний мир. Значительны изменениям подвергается трагедия. Теперь ее герой способен на сильные чувства.

Подвергся изменениям и литературный язык. Он приблизился к разговорному, высокопарные выражения остались в прошлом.

Формула сентиментализма: обычный герой в обычных обстоятельствах.

Сентиментализм, как в Европе, таки в России, исчерпал себя довольно быстро, природная идиллия стал казаться скучной и однообразной. Наступает эпоха романтизма.

Романтизм (от фр. romantisme) зарождается в конце XVIII века в Германии, а затем распространяется в Европе, где проходит несколько этапов своего развития. Первым представителем романтизма в Англии стал Вальтер Скотт. На смену ему пришло поколение Джорджа Байрона, чьим учеником и наследником считал себя А.С. Пушкин. Эстафету подхватили французы, а затем и русские. Русский романтизм развивается практически синхронно с западным.

В романтизме на первый план выходит личность, причем личность свободная. Это течение, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями, объединила его представителей в Европе и России. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим.

Романтический герой - личность исключительная, не типичная, живущая в конфликте с обществом. Внешность героя характеризуется эпитетами: суровый, мрачный, гордый, печальный, надменный, мечтательный. Романтический герой обязательно красив и всегда одинок. Он стремится к абсолютной свободе, духовному совершенству, недостижимому идеалу, поэтому всегда находится в разладе с реальной действительностью.

Подобно романтическому герою, устремленному к свободе, писатель-романтик также освобождается от каких-либо условностей, выходит за все принятые прежде рамки. Романтики стараются показать жизнь, не похожую на действительную: иные страны, далекие эпохи, фантастический мир. При этом используется народное творчество: легенды, предания, баллады. Романтический пейзаж характеризуется эпитетами: яркий, красочный, таинственный, мрачный.

Формула романтизма: необычный герой в необычных обстоятельствах. То есть романтический герой всегда помещается в непривычную ему среду, где в полной мере раскрываются его личностные качества.

По мере того, как изменялась политическая ситуация в Европе и в России, изменялась и литература. Вторая половина XIX века ознаменовалась усилением влияния народных масс, оставлять которые за бортом литературы стало уже невозможным. Однако в жизни обычного рабочего люда было очень мало романтики, поэтому романтическое направление вытесняет реализм.

Реализм (от лат. realis — вещественный) зародился 30-х годах XIX века и достиг своего расцвета к его середине. Это направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей.

Если в романтизме главный конфликт заключен в споре героя с самим собой, то в реализме это конфликт героя и общества. Персонажи изображаются во взаимодействии с окружающим миром. Для писателей-реалистов становятся важны описания интерьера, портрета, пейзажа, то есть окружающей героя действительности.

Характер романтического героя раскрывается в одной, отдельно взятой ситуации. Реалистичный персонаж всегда показан в развитии, и развитие его всегда зависит от окружающей среды, влияние которой бесспорно.

Писатели-реалисты, утверждая бесспорность взаимодействия человека и окружающей его среды, уделяют большое внимание описанию исторической эпохи, реальным событиям, конкретному обществу.

Основным жанром реалистов становится роман. И только к концу века его начинают дополнять рассказы и новеллы.

Формула реализма: обычный герой в необычных обстоятельствах.

Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Периодизация русской литературы (с учетом смены направлений). Анализ предложенного произведения в контексте периода развития русской литературы.


Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения.

Анализ художественного произведения в его широком историко-культурном контексте представляет собой сложный процесс, обеспечивающий формирование умений проникать в содержательную и художественную структуру текста и раскрывать авторское послание к читателям. Внимание к широкому историко-культурному контексту способствует повышению интереса и развитию творческого подхода к обучению, а также приводит к осмыслению художественных особенностей изучаемого материала на более глубоком уровне постижения. Понимание методологической базы анализа художественного произведения и умение применять данные знания на практике дают возможность рассматривать текст как системно-структурное образование, открывать его многозначную и многоуровневую организацию, что позволяет систематизировать и углублять исследовательский опыт преподавателей и студентов, связанный с анализом текстов в частности и расширять их литературоведческие знания в целом.

Периодизация русской литературы.

1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого. Жанры: поучения, хождения, житие, видения, слово, евангелие, летопись.

2. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Направления: классицизм, сентиментализм.

- 1-й период - литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

- 2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

- 3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

3. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности и век русской литературы в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, акмеизм, футуризм, символизм. Серебряный век — это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры.

По мнению И.Ф.Анненского, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой. В современности же он видел трагедию человеческого "я", замученного сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее. Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душах художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления.

На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок). Д.Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира.

Позже в русской поэзии выделилось направление, названное акмеизмом ("расцвет, высшая степень"). Н.Гумилев, организатор этой группы поэтов, в которую входили С.Городецкий, В.Кузьмин и, в ранний период творчества, А.Ахматова, О.Мандельштам, настаивал на иных, нежели у символистов, ценностях. Акмеисты утверждали чувство реальности, необходимость обращения к земному бытию и отточенное мастерство его воплощения.

Одновременно с акмеистами на литературную арену выходят футуристы (В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, ранний Б.Пастернак), поэзия которых была скандально-эпатирующей: сбросить художников прошлого с "парохода современности", отстаивать красоту "самоценного слова", Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка, прежние темы.

Развитие различных течений вело к ожесточению борьбы между ними. Но сравнить ее можно с соперничеством разных голосов в общем хоре, так как духовные запросы представителей всех направлений вытекали из общих мотивов. Все они ощущали трагизм современной жизни.

Само понятие "серебряный век" еще недостаточно точно определено. Традиционно в его рамки Не укладываются такие поэты-реалисты, как И.Бунин. М.Цветаева вообще стоит особняком, так как ее творчество не было связано ни с одним из течений. Значительно переросли свои направления А.Ахматова, Б.Пастернак, О.Мандельштам. Все это, впрочем, говорит лишь об одном: поэзия серебряного века удивительна, но русская поэзия века двадцатого — явление еще более многогранное, неповторимое и загадочное.

5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

1920-ые – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Читайте также: