Какой правовой механизм сводит к минимуму

Обновлено: 07.07.2024

Замминистра юстиции Денис Новак о новой редакции КоАП

По итогам публичного обсуждения Минюст доработал проект нового КоАП России. Изменится ли срок давности привлечения нарушителей к ответственности, будут ли ужесточены требования к дорожным камерам и что ждет нарушителей тишины, в интервью “Ъ” рассказал заместитель главы Минюста России Денис Новак.

Заместитель министра юстиции России Денис Новак

Заместитель министра юстиции России Денис Новак

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

Заместитель министра юстиции России Денис Новак

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото

— Опубликованный в начале года проект КоАП вызвал много вопросов. Минюст, в частности, предложил увеличить срок давности по административным правонарушениям до одного года. В новой редакции кодекса это сохранится?

— Сегодня постановление по делу об административном правонарушении не выносится по истечении двух месяцев (при рассмотрении судьей — трех месяцев) со дня совершения правонарушения. Это общее правило. При этом число исключений с каждым годом увеличивается. В подавляющем большинстве категорий дел (более чем в 60 сферах законодательного регулирования) срок давности уже составляет один год, поэтому его мы и предложили установить в качестве общего правила. Это проще для восприятия и правильнее с точки зрения юридической техники. Но по результатам публичного обсуждения принято решение предусмотреть исключения, сохранив все сроки давности, которые сейчас составляют менее одного года. Таким образом, по сравнению с действующим КоАП сроки давности привлечения к ответственности не поменяются. Например, для случаев привлечения к ответственности по большинству составов правонарушений в сфере ПДД срок давности составит два-три месяца, как и сейчас.

— В сводном отчете по итогам доработки кодекса говорится об исключении нормы, позволяющей приостановить срок давности привлечения к ответственности с момента подачи жалобы, принесения протеста до момента вынесения решения по ним. Почему решили исключить эту норму?

— По мнению Ассоциации компаний розничной торговли, это позволит прерывать срок давности фактически при любых обстоятельствах, в том числе по воле отдельных должностных лиц, что чревато злоупотреблениями с их стороны. Мы с этим согласились. По нашему мнению, эта норма вошла бы в противоречие с принципом оперативности производства по делам об административных правонарушениях (он будет закреплен в проекте процессуального КоАП) и привела бы на практике к увеличению срока давности на неопределенный срок.

Вместе с тем в проект включены и новые положения, учитывающие предложения экспертов ОНФ.

Какие нововведения ожидают водителей в течение 2020 года

— Еще одна резонансная норма — штраф 1–2 тыс. руб. за нарушение тишины и покоя граждан с 23:00 до 7:00. Деяние будет считаться мелким хулиганством. Подобный состав впервые вводится на федеральном уровне. Изменится ли он в новой редакции кодекса?

— Запреты нарушения тишины и штрафы за их нарушения сегодня введены региональными законами. С вводом федеральной нормы их отменят?

— Дублирующих норм, конечно, не должно быть. Но мы впервые закладываем возможность введения федеральных штрафов за нарушение норм, установленных региональными законами. Поэтому если на региональном (или муниципальном) уровне есть запрет на нарушение тишины, то он будет сохранен, но санкции будут применяться федеральные. Аналогичное правило предложено распространить и на нарушение муниципальных правил в области благоустройства территории и поддержания комфортной городской среды.

Сенатор Ирина Рукавишникова предложила ввести в новый КоАП типовые составы правонарушений в области благоустройства территории, мы это поддержали и прорабатываем список этих составов. Возможные санкции еще обсуждаются.

— А что будет со штрафом за стоянку на газоне? Установленный региональными законами, в последние годы он часто становился предметом рассмотрения судов и отменялся.

— Действительно, суды по требованию прокуратуры нередко признавали незаконными санкции, установленные региональными законами, при возникновении малейших подозрений, что затрагивается предмет федерального ведения. Так происходило и с упомянутыми вами штрафами за стоянку на газоне. Представители регионов попросили нас в новом кодексе четко разграничить полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, чтобы исключить разночтения. Поэтому в проекте предусмотрено, что законами субъектов можно устанавливать административную ответственность за нарушение региональных и муниципальных правил только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Исключение будет сделано для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

— Ранее Минюст отказался от увеличения размеров штрафов — их оставят в существующих пределах. Из представленного сводного отчета следует, что некоторые санкции даже уменьшатся. Какие?

— На данном этапе предлагается снизить максимальное количество часов обязательных работ, которое может быть назначено физическому лицу в качестве наказания,— с 200 до 60 часов.

Максимальный срок административного приостановления (запрета) деятельности для компаний будет сокращен втрое — с 90 до 30 суток. Максимальный срок дисквалификации за фиктивное или преднамеренное банкротство — с трех лет до одного года.

— Изменится ли ст. 4.9, предусматривающая замену штрафа на предупреждение?

— Если в первоначальной редакции кодекса была заложена возможность заменить первый штраф на предупреждение при отсутствии отягчающих обстоятельств, то в новой редакции замена в этих случаях штрафа на предупреждение станет жестким правилом. Речь идет о нарушениях, выявленных в ходе государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Что касается обычных граждан, то в проекте существенно увеличено количество составов правонарушений, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину предупреждения.

Читайте также: