Какой потребности отвечает правовая информатика информатизация

Обновлено: 02.07.2024

Правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Известно, что в рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информацион-ных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

информатизация правоприменительной деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования и воспитания;

правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о норма-тивных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах — прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя инсти-тута повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на раз-личных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий

24) Современные информационные технологии в правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Становится особо актуальной проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти, адвокатурой и правоохранительными органами Российской Федерации.

Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента предусматривает создание единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ), межрегиональных (МРЦ) и регио-нальных центров (РЦ) внедрения информационных технологий.

В этих центрах создаются группы высококвалифицированных специалистов для внедрения новых компьютерных технологий в деятельность судов, а также сопровождения эксплуатации и раз-вития этих технологий в зоне своей ответственности.

25) Автоматизированные информационные системы органов внутр. дел и прокуратурыДеятельность прокурора включает в себя: надзор за расследованием уголовных дел; поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами; надзор за исполнением законов и законностью правовых актов; разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты. Очевидно, что содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без использования современных информационных технологий. Основными целями информатизации прокуратуры являются:

1) качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;

2) повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;

3) упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;

4) обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;

5) освобождение сотрудников прокуратуры от рутинного непроизводительного труда, улучшение их информированности;

6) значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений;

7) использование ЭВМ для обеспечения некоторых контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры. В рамках создания АСИО-Прокуратура (автоматизированной системы информационного обеспечения)Программой предусматривается решение следующих основных задач:

организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;

объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;

обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах.

В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших. При МВД СССР в 1971 г. был создан Главный научный информационный центр управления информацией (ГНИЦУИ), впоследствии переименованный в Главный информационный центр (ГИЦ), а в МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ). Главный информационный центр — самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией — статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внут-ренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.

Актуальность проблемы правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности социотехнических систем и процессов в них обусловлена повышением роли информации во всех сферах и видах деятельности личности общества и государства в условиях воздействия внешних и внутренних угроз. Развитием новых информационных отношений, требующих соблюдения и защиты прав, законных интересов субъектов в информационной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Информатизация правовой сферы……………………………………………. 5
Понятие и сущность государственной политики информатизации правовой сферы…………………………………………………………………………………..5
1.2 Роль и место государственной политики информатизации правовой сферы…….6
1.3 Конституционно-правовая основа деятельности органов законодательной в Российской Федерации ……………………………………………………………….10

Глава 2 Информатизация Федерального Собрания Российской Федерации………. 17
2.1Информатизация Совета Федерации……………………………………………….17
2.2Информатизация Государственной Думы………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………. 26
Приложение А.Функциональные подсистемы АИС СФ …………………………….27
Приложение Б. Классификация БД, используемых Советом Федерации ………….28
Приложение В. Структура информационных ресурсов Совета федерации ……….29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ -Хожаева ГМС11.doc

Глава 1 Информатизация правовой сферы……………………………………………. 5

    1. Понятие и сущность государственной политики информатизации правовой сферы………………………………………………………………… ………………..5

    1.2 Роль и место государственной политики информатизации правовой сферы…….6

    1.3 Конституционно-правовая основа деятельности органов законодательной в Российской Федерации ……………………………………………………………….10

    Глава 2 Информатизация Федерального Собрания Российской Федерации………. 17

    2.1Информатизация Совета Федерации……………………………………………….17

    2.2Информатизация Государственной Думы………………………………………….22

    Список использованной литературы………………………………………. . 26

    Приложение А.Функциональные подсистемы АИС СФ …………………………….27
    Приложение Б. Классификация БД, используемых Советом Федерации ………….28
    Приложение В. Структура информационных ресурсов Совета федерации ……….29

    На современном этапе перед законодательными органами всех уровней стоит задача формирования качественно новой правовой системы, ориентированной на достижение стратегических приоритетов развития страны. В этих условиях существенно возрастает роль информационно-аналитической проработки законопроектов, тщательной и всесторонней их экспертизы, оценки социально-экономических последствий принятия законов.

    Государство представляет собой сложную систему организационного типа, которую в зависимости от целей научного исследования можно рассматривать и анализировать с различных сторон: форма правления, политический режим, структура государства.

    Государственное управление выражается в реализации внешних и внутренних функций государства через его организационные структуры. Состав организационных структур государственного аппарата образуют: представительные, законодательною, исполнительно- распорядительные, судебные органы, органы прокуратуры и государственного контроля. Существует целый ряд доктрин единства власти.

    Эффективность работы органов государственной власти всех уровней в значительной мере определяется качеством и оперативностью их информационного обеспечения. Важнейшим направлением решения данной проблемы является информатизация государственно-правовой сферы, призванной коренным образом улучшить деятельность всех участников законодательного процесса в стране по всему его жизненному циклу и прежде всего Федерального Собрания в целом, его палат - Совета Федерации, Государственной Думы, субъектов Российской Федерации. Разработка и внедрение концепций, методов и средств информационного обеспечения верхней палаты - Совета Федерации - осуществляется поэтапно. Первый этап этих работ был нацелен на создание и внедрение информационного обеспечения деятельности палаты в период I и II ее созывов (1994-2000 гг.), второй этап работ должен учитывать специфику деятельности палаты в соответствии с Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ.

    Актуальность проблемы правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности социотехнических систем и процессов в них обусловлена повышением роли информации во всех сферах и видах деятельности личности общества и государства в условиях воздействия внешних и внутренних угроз. Развитием новых информационных отношений, требующих соблюдения и защиты прав, законных интересов субъектов в информационной сфере.

    Глава 1 Информатизация правовой сферы

    1.1 Понятие и сущность государственной политики информатизации правовой сферы

    Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.

    Государственная политика информатизации правовой сферы несет с собой, прежде всего, новые возможности для человека искать, получать и распространять интересующие его сведения, повышая тем самым уровень своей профессиональной и общей культуры. Таким образом, подтверждается и укрепляется приоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики. Право человека свободно искать, получать, передавать и распространять информацию занимает почетное место в ряду конституционных прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерации. Но реализация этого права зависит от многих факторов, среди которых нельзя не назвать уровень компьютеризации России, и в особенности количество персональных компьютеров в стране, объем услуг и динамизм развития российского сегмента Интернета, степень компьютерной грамотности общества.

    Надлежащее состояние информационного дела, несомненно, повышает уровень правовой защищенности человека.

    Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных реформ, всестороннего развития рыночных отношений, рационализации механизмов управления бизнесом, повышения эффективности как макроэкономических, так и отраслевых, секторальных и территориальных систем.

    Вместе с тем информатизация правовой сферы все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. Но и другие отрасли обществоведения, такие, как история, социология и право также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации.

    Государственная политика информатизации правовой сферы неразрывна связана с развитием информационных технологий, созданием новых компьютерных сетей, расширением сферы информационной деятельности - эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе и в России, в последнее десятилетие. По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще только формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволит занять достойное место в системе сложившихся отраслей права.

    Наличие и мера развитости государственной политики информатизации правовой сферы - это не только, а во многом и не столько, плод творчества самих юристов, отражение активности законодательных и других правотворческих учреждений. Хотя справедливости ради необходимо заметить, что многие государственные структуры активно применяют в своей работе средства информатизации.

    1.2 Роль и место государственной политики информатизации правовой сферы

    В гораздо большей мере состояние государственной политики информатизации правовой сферы отражает роль и место информатизации в жизни страны, отношение к ней со стороны власти и всего общества. Будучи в значительной мере предопределено объемом, характером и назначением всего информационного дела, само информационное право, в свою очередь, воздействует на ход информационных процессов.

    Если государственная политика информатизации правовой сферы воспринимает и отражает вызовы нашего динамичного времени, а его институты и конкретные нормы поддерживают прогресс информационного дела, то в этих условиях общество выигрывает больше всего.

    Государственная политика информатизации правовой сферы не только регулирует сложившиеся отношения, но и открывает простор для их подъема на более высокий уровень. Ввод новых информационных технологий, их активное использование, создание более совершенных систем информационного менеджмента, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис, эти и другие слагаемые процесса информатизации получают, тем самым, правовую базу, отвечающую все более высоким запросам времени. Хуже, когда право становится барьером на пути прогресса, консервирует старые, отживающие отношения, мешает их обновлению.

    Принципиальное значение для государственной политики информатизации правовой сферы имело создание в Институте государства и права Российской Академии наук специализированного подразделения - сектора информационного права. Сегодня об информационном праве можно говорить как о реально существующем. Но молодость самой отрасли права и ее динамичное, все более объемное развитие не могут не сказаться на ее целостности, взаимосвязанности ее институтов и даже на качестве, которое в ряде случаев не поспевает за темпами роста. Между тем в процессе формирования информационного права качество играет особенно важную роль. От качества зависит уровень правового регулирования, предотвращение возможных рассогласований и прямых противоречий, эффективность избранных механизмов реализации.

    Во-первых - это реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере.

    Во-вторых - это развитие и модернизация информационно- телекоммуникационной инфраструктуры в тесной связи с глобальными информационными сетями.

    В-третьих, речь идет о создании и использовании информационных ресурсов, развитии рынка информационных средств, продуктов и услуг.

    В-четвертых, имеется в виду государственная политика в сфере информационной безопасности России.

    И, наконец, в-пятых, регулировать международное сотрудничество в сфере информатизации. Совокупность названных выше групп отношений и должна составлять сегодня в основном и главном сферу регулирования, государством политики в области правовой информатизации.

    Необходимо отметить, что развитие информационного права должно идти в строгом соответствии с Конституцией и на основе ее положений. Стоит подчеркнуть, что ряд статей Конституции содержат нормы, прямо и непосредственно регулирующие отношения в сфере информатизации.

    Хотя государственная политика информатизации правовой сферы в основных чертах уже сложилось, процесс ее формирования продолжается. Более того, в свете новых задач по информатизации страны потребность существенного пополнения законодательного массива данной отрасли права стала особенно ощутимой. РФ и ПМР остро нуждается в новых законах, которые призваны развернуть во всей полноте принципы получения, обработки и передачи информации, определить порядок использования электронных средств общения людей. В четком и исчерпывающем регулировании нуждаются возможности, открываемые глобальными информационными сетями. Особый участок информационного права, требующий повышенного внимания - это электронная коммерция. Ее развитие крайне важно для все более полного и активного включения нашей страны в систему мировых хозяйственных связей.

    Надо сказать, что развитие государственной политики информатизации правовой сферы во многом зависит от того, какова роль закона в системе ее источников. Не секрет, что и сегодня многие вопросы информатизации решаются на основе подзаконных актов. И дело не только в правительственных постановлениях, но и в ведомственных инструкциях, которые порой подменяют закон, а при наличии закона содержат отклонения от него, тогда как принципиальные положения информационного права, в первую очередь, право доступа человека к информации, должны закрепляться только законом. Законодательство призвано уделить больше внимания информационным стандартам, отражающим прогресс информационных технологий.

    Государственная политика в области правовой информатизации не может идти в отрыве от международно-правовых стандартов. Российское информационное пространство представляет собой одновременно интегральную составную часть мирового информационного пространства. Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании сочетания, взаимодействия и полной интеграции российских информационных технологий с зарубежными информационными технологиями. Правовое регулирование призвано способствовать развитию всей системы международного сотрудничества в сфере информатизации, в частности, осуществлению согласованных международных проектов и программ.

    Значение информатизации правовой сферы

    Значение информатизации правовой сферы заключается в том, что это - осознанная и признанная общественная потребность в особом правовом регулировании той или иной группы общественных отношений. Этими свойствами информационное право отличается в полной мере. Оно как бы отвечает от имени всего права за информатизацию общества, обеспечивает необходимые правовые предпосылки, устанавливает адекватные "правила игры". Роль и значение информатизации в жизни страны предопределяют как появление информационного права, так и его место в системе отраслей права. Отсюда проистекают и задачи дальнейшего развития правовой информации общества и государства в целом.

    Грамотный юрист обязан иметь представление о состоянии правовой науки в каждый данный момент. Видеть и оценивать факты с учетом их места в социальной системе, соотносить их с действующим законом и предвидеть реакцию общества на решения юриста, где бы он ни работал. Это касается сферы законотворчества, сферы исполнительной власти, судебной системы и всех областей общественной жизни.

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Любовь Богданова

    ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ

    Тема 1. Понятие правовой информатики.

    Правовая информатика как наука и учебная дисциплина. Место правовой информатики в системе наук.

    Предмет правовой информатики: информация, информационные процессы, информационные системы в правовой сфере.

    Информатизация юридической деятельности.

    1.1. Правовая информатика как наука и учебная дисциплина.

    Вначале несколько слов вводного характера.

    Обратим внимание на окружающую нас действительность. Современная жизнь все более усложняется и становится в зависимость от новейших технических и технологических факторов.

    Научно-технический прогресс коснулся не только тех, кто связан непосредственно с физикой, математикой, техническими науками. Достижения науки и техники стали заметны и на бытовом уровне.

    Все ваши бытовые приборы и домашняя техника – это продукт НТР.

    Но если раньше от научного открытия до его бытового применения проходили многие годы, то сегодня это время значительно сократилось. Это обусловлено факторами экспотенциального развития общества, когда многие тенденции развития приобретают не линейное ускорение, а по экспоненте.

    Сегодня появилась целая сфера профессиональной деятельности внедренческого характера. Ее основной целью является быстрейшее внедрение открытий в массовое производство бытовой техники.

    Крупнейшие фирмы – производители сложной электронной техники создают не только научные лаборатории, но целые научно-исследовательские институты для прикладных исследований. Специалисты таких организаций ведут изучают все открытия в области физики и математики, тщательно их анализируют с точки зрения использования и применения на бытовом уровне. Причем, работа эта очень высоко оплачивается. Именно туда приглашают наших специалистов в области физики, математики и программирования.

    Одним словом, такие фирмы занимаются внедрением современных информационных технологий в массовое производство сложной бытовой техники. Мобильные телефоны, цифровые аудиопроигрыватели и цифровая фотовидеотехника вначале появляется из стен таких внедренческих фирм, испытывается, а потом уже ставится на конвейер ведущих фирм-производителей.

    Таким образом, достижения НТР вы все видите и пользуетесь ими особенно не задумываясь над тем, как и что происходит на научно-техническом уровне.

    Но причем здесь, скажете вы, правоведение?

    Все дело в том, что эти самые достижения НТР внедряются и все больше проникают в юриспруденцию (профессиональную юридическую деятельность).

    Начиная со студенческой скамьи, юрист уже погружается в новые информационные и компьютерные реалии. На первом курсе вы изучали информатику и приобрели первый практический опыт работы на компьютерной технике. На втором курсе вы получаете знания о том, как использовать свои информационные знания на практической работе. На третьем курсе вы будете изучать информационное право, то есть систему правовых норм, регулирующих информационные процессы.

    Когда вы поступите на работу в качестве юриста, вам доверят сложную компьютерную технику и огромные массивы информации, характер которой во многом будет зависеть от того, где вы будете работать.

    Если пойдете на работу в хозяйственные структуры (или, как говорят, в реальный сектор экономики), то вы будете работать с финансово-экономической и связанной с ней правовой информацией.

    Если же кому-то из вас доведется трудиться в правоохранительных органах, то там тоже сегодня компьютеризированы рабочие места. Кроме того, нередко применяются специальные программные средства для управления юридической деятельностью.

    Одним словом, вся профессиональная информация сегодня занесена в компьютеры и для ее обработки требуются профессиональные знания.

    Вам, будущим юристам необходимо хорошо освоить применение компьютерной техники для поиска нужных текстов законов, кодексов и других нормативных правовых актов. Для того, чтобы быстро найти нужный правовой текст и обработать его для использования, нужны также знания.

    Ну а теперь перейдем к вопросу о понятии правовая информатика.

    Прежде чем объяснить смысл и значение относительно сложных для вас категорий, связанных с правовыми проблемами информатики, мне хотелось бы вернуться к вашим знаниям из области информатики.

    В прошлом году вы, изучали курс информатики и помните о том, что информатика – это комплексная межотраслевая наука, которая изучает закономерности природы информации, ее структуры и свойства, а также информационных процессов (формирования, передачи и использования информации) в естественной и искусственной системах.

    Давайте вспомним и рассмотрим еще раз это определение, остановимся кратко на главных его признаках. Замечу вам, что это важно для общего понимания всех проблем информационной тематики.

    Для наглядности давайте нарисуем несколько схем.

    1. Итак, вначале о природе информации.

    Итак, информировать – значит осведомлять, извещать.

    Фундаментальные открытия в области теории управления и информации привели многих ученых к выводу о том, что природа информации лежит в плоскости теории отражения материальных и нематериальных объектов и явлений..

    Давайте с вами вспомним основные моменты применения теории отражения к проблемам понимания природы информации.

    Основываясь на кратком изложении концепции природы информации Н.С.Полевого, которую он сформулировал в учебнике по правовой информатике и кибернетике, попробуем описать ее модель следующим образом.

    Согласно всеобщему философскому закону ОТРАЖЕНИЯ все существующие в природе и обществе ЯВЛЕНИЯ в той или иной степени находят свое ОТРАЖЕНИЕ в других объектах и явлениях. Они ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой и это взаимодействие, взаимосвязи и взаимозависимости легли в основу многих других закономерностей и теорий.

    Отсюда всеобщность законов отражения и взаимозависимости стали важным условием понимания теории информации.

    Но для понимания природы и сущности информации необходимо представить себе сам механизм отражения. Для того, чтобы не вносить терминологическую путаницу, процесс отражения (как теоретическая предпосылка) будем иногда называть процессом (или механизмом) ОТОБРАЖЕНИЯ. Тем более он важен для нас с точки зрения понимания структуры информации, то есть внутреннего строения всех ее элементов.

    Сразу же сделаем оговорку в части того, что модель информации нами дается применительно к человеческому измерению.

    2. Теперь на нашей схеме определим структуру информации.

    Каков же состав элементов структуры информации и как они между собой связаны?

    Известно, что все явления и предметы материального и нематериального мира находятся в постоянном ИЗМЕНЕНИИ или в ДВИЖЕНИИ. В силу этого фактора все они друг на друга оказывают влияние, то есть передают друг другу отдельные свои внешние либо внутренние свойства, а также внешние либо внутренние (характерные) черты.

    Забегая вперед, заметим, что РЕЗУЛЬТАТ влияния или взаимодействия есть СВЕДЕНИЯ (содержательный образ) о том предмете или явлении, которое и оказывает влияние на другое явление (предмет). В этом содержательном образе и весь смысл понимания ИНФОРМАЦИИ.

    Итак, отражение или взаимодействие – есть всеобщая закономерность влияния одних объектов на другие.

    Заметим, что для механизма отражения важным условием является то, чтобы отображаемый образ был наиболее адекватным, то есть точным. Только тогда имеет смысл представлять себе механизм отражения.

    Представим на схеме один такой объект в виде объекта (А), а другой объект, на который оказывается влияние в виде объекта (Б).

    Отразившейся образ объекта А (то есть, происходящие изменения на объекте Б) обозначим еще одним элементом, допустим, (С).

    Отметим для себя еще одно важное условие механизма отражения.

    В процессе отражения может участвовать и еще один объект, через который происходит сам процесс влияния (или взаимодействия). Назовем его ОТРАЖАЮЩИМ ОБЪЕКТОМ (Д). В неживой природе он выглядит всегда в виде материального объекта, а в человеческом обществе - в виде субъекта общественных отношений. Легче его представить в виде простого зеркала, в которое мы заглядываем ежедневно и в котором отражаются наши с вами не всегда симпатичные для лица.

    Структура механизма такого влияния (отражения) выглядит следующим образом:

    - взаимодействуют всегда ДВА и более объектов или явлений (один влияет, то есть отражает свои свойства и черты, а другой фиксирует на себе или воспринимает переданные ему свойства или черты);

    Вы должны помнить о том, что такое описанная модели информации – это теоретическая конструкция для общего понимания сущности информации. В реальной жизни чаще мы наблюдаем только результаты процесса отображения действительности, то есть различные материальные носители информации:

    - буквенные символы и их системы (текстовая информация);

    - графические символы (изображение);

    - звуковые сигналы (звуковая информация);

    - математические символы и коды (компьютерной информация) и др.

    Таков процесс отражения, такова природа и структура информации. Она существовала всегда, во все времена, в живой и неживой природе, в естественной среде и искусственно созданной человеком системе.

    Со временем изменялись только временные и пространственные формы структуры информации, но суть (природа) остаются неизменными.

    В современное время, век научно-технического прогресса, формы отражения существенно изменили сам механизм отображения путем внедрения электронных вычислительных машин и цифровых технологий. Изменился и сам человек, как отражающий субъект и носитель отображаемого образа. Человек стал активно вмешиваться в процесс отображения и нередко вносит диссонанс в объективный процесс отражения, делая его все более неадекватным. Человек, вооружившись могучим техническим средством и цифровыми технологиями, либо ускоряет процесс взаимодействия объектов материальной природы, либо, напротив, его замедляет. Одним словом, прогрессивное развитие НТР не всегда позитивно влияет на эволюционное развитие природы.

    Как видно из нашей схемы, субъектом (Д), отображающим объект, в данном случае выступает человек. От человека зависит очень многое в процессе отображения существующих явлений. Поэтому в информационной сфере человеческой деятельности сегодня происходят различные метаморфозы, создается так называемый виртуальный (то есть, нереальный) мир, информационные войны и прочие побочные последствия. Человек, воспользовавшись современной вычислительной техникой и высокими информационными технологиями сознательно создает целую систему кривых зеркал и навязывает для других своих собратьев якобы реальную информационную картину современного мира.

    В этом ключ ко многим проблемам современности. Именно он дает многим ученым основание для писсимистических прогнозов относительно будущего так называемого информационного общества.

    Но это уже предмет не нашего курса, а скорее философии и социологии.

    Наиболее полно они описаны в работах, на которые мне приходилось уже ссылаться.

    Прежде всего, необходимо заметить, что о свойствах информации речь мы говорим как о свойствах и признаках материального носителя, а не отображаемого объекта.

    К таким свойствам информации относятся:

    - отражаемость, то есть способность перенесения характерных признаков одного объекта другому;

    - материальность (то есть способность воздействовать на органы чувств и на другие сенсорные элементы);

    - вторичность по отношению к отражаемым объектам и явлениям;

    - объективность (независимость набора кодовых знаков и символов от субъекта, который получает информацию);

    Кроме поименованных свойств, можно отметить еще несколько свойств информации, которые характеризуют ее прагматические признаки:

    - достоверность (способность максимально более точно отражать существующие явления действительности);

    - полезность и ценность информации обусловлена особенностями ее использования в той или иной сфере человеческой деятельности, мера допустимости для принятия решения в конкретной жизненной ситуации.

    Отмеченные свойства информации характеризуют ее как феномен, не имеющий аналогов в природе и обществе.

    Все свойства информации свидетельствуют о том, что этот феномен обладает гибкими и очень чувствительными качествами, делающими информацию очень зависимым от внешнего мира фактором.

    Мы еще не один раз будем возвращаться к характеристике информации, а сейчас остановимся на последнем признаке определения информатики – информационных процессах.

    4. Информационные процессы.

    Дело вовсе не в том, все ли перечислены формы существования, а в том, чтобы вы поняли смысл отдельной части предмета информатики. А смысл заключает в том, что наряду с закономерностями самого явления – информация, наука информатика изучает и процесс ее движения, то динамическую характеристику.

    Формы движения или развития (или, как говорят, оборота) информации могут быть разными.

    В одних случаях это может только поиск информации, в других могут быть полезны только обработка и хранение. В третьих – только передача или распространение. В отдельных случаях более полный набор форм оборота информации.

    Самое главное для нас – понять суть самого информационного процесса, движения и оборот информации.

    Теперь, когда мы с вами рассмотрели понятие информатики (как целого), нам легче будет разобраться в сущности правовой информатики (то есть, ее части).

    Отправным началом науки информатики являются проблемы информации и информационных процессов во всех сферах жизни. Причем, в современное время такие проблемы решаются во многом в условиях массового использования вычислительной техники и высоких технологий.

    Применительно к правовой сфере как одной из таких сфер мы сделаем предварительный вывод о том, что основными проблемами и содержанием правовой информатики являются соответственно правовая информация и информационные процессы в правовой системе.

    Следовательно, предметом правовой информатики являются две группы вопросов. Первая из них заключается в изучении, рассмотрении и решении проблем, стержнем которых является правовая информация и связанные с нею иные виды информации. Вторая группа вопросов находится в центре решения информационно-процессуальных проблем оборота правовой информации, в том числе с помощью вычислительной техники и высоких информационных технологий.

    Таким образом, используя данное нами выше определение информатики применительно к правовой сфере, нетрудно сформулировать сущность проблем правовой информатики.

    Давайте попытаемся это сделать.

    Первой группой проблем правовой информатики являются вопросы природы (структуры, содержании и характеристики) правовой информации, ее развития и взаимодействия с иными видами информации.

    Второй группой проблем правовой информатики являются вопросы применения и использования современных информационных средств и технологий для поиска, создания, обработки, хранения, передачи и распространения правовой информации (то есть, вопросы оборота правовой информации).

    Третьей группой проблем правовой информатики (тесно связанной со второй группой) являются вопросы информационного обеспечения юридической деятельности (то есть, вопросы информатизации юридических органов и организаций, основным содержанием которых является юридическая деятельность).

    Правовая информатика – междисциплинарная отрасль знаний о закономерностях природы и структуры правовой информации, а также информационных процессов (формирования и реализации правовой информации) в правовой системе.

    Приветствие участникам конференции от имени Президента Республики Беларусь зачитывает Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, председатель организационного комитета конференции Абрамович А.М.

    Республика Беларусь, будучи государством-учредителем Организации Объединенных Наций, членом ЮНЕСКО с 1954 года, закрепила право человека на свободу искать, получать и распространять информацию, прежде всего, на уровне Основного Закона. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

    Для того чтобы правовая информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный (и адекватный) механизм доведения ее до их сведения. Конец ХХ века предоставил для этого возможности информатизации и, в частности, – правовой информатизации. Информатизация ставит еще один вопрос – сохранение цифрового наследия. Так, в соответствии с Хартией о сохранении цифрового наследия целью его сохранения (а к нему относится и информация правового характера) является обеспечение доступности информации для населения.

    В связи с этим одной из приоритетных задач государственного строительства на современном этапе развития белорусского общества является создание адекватной информационной среды и в ней – устойчивой обратной связи между государством, его официальными органами и обществом. В этих условиях информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией заинтересованных на самых разных уровнях – от государственных органов до каждого гражданина.

    Исходя из этого, Главой государства концептуально определено одно из магистральных направлений развития правовой сферы - формирование единого информационно-правового пространства, внедрение достижений правовой информатизации. Решение задач, стоящих перед правовой информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом и информационных процессов в сфере юридической деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации.

    Отличительной особенностью правовой информатизации (под которой понимается правовой, организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей государственных органов, юридических лиц и граждан в получении правовой информации на базе информационных технологий, систем и сетей, позволяющих осуществлять создание, формирование, накопление, обработку, организацию (систематизацию) и выдачу пользователю правовой информации) от процессов внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в другие сферы жизнедеятельности общества является то, что формирование и использование правовой информации осуществляются на всех стадиях процесса правового регулирования и охватывают весь спектр общественных отношений.

    В соответствии с решением Координационного научно-технического совета по информатизации правоохранительных органов Республики Беларусь (КНТС по ИПО) от 31 августа 1995 г. НЦПИ в 1997–1998 г.г. разработал Концепцию правовой информатизации, которая была согласована с:

    В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию.

    Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации (ГСПИ), предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации. ГСПИ основывается на:

    эталонном банке данных правовой информации (ЭБДПИ), являющемся ресурсом, имеющим государственное значение;

    Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, представляющем собой электронную систему учета законодательства и единственное официальное полное издание;

    Созданная НЦПИ системно-комплексная парадигма формирования информационно-правовых ресурсов и соответствующих технологий позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией.

    Разрабатываются или уже внедрены в судах Республики Беларусь системы, позволяющие автоматизировать правоприменительную деятельность судов. Так, в системе хозяйственных судов в 2000–2001 годах внедрена автоматизированная информационная система (ИАСУ – СХС), позволяющая автоматизировать судопроизводство системы хозяйственных судов Республики Беларусь. В системе общих судов Республики Беларусь осуществляются работы по созданию автоматизированной системы Верховного Суда Республики Беларусь (АИС Верховный Суд). Действует ряд решений в сфере применения ИКТ при реализации задач судебной статистики и др.

    Кроме указанных сфер правовой информатизации, в которых тем или иным образом достаточно широкое распространение получили современные ИКТ, следует особо выделить вопрос, связанный с обеспечением доступа граждан к правовой информации и, прежде всего, к законодательству. По своей сути данная задача является задачей не только развития правовой информатизации, а выступает в рамках организации всеобщего правового просвещения и образования в Республике Беларусь. Так, НЦПИ создана и развивается сеть публичных центров правовой информации.

    Вместе с тем формирование в Республике Беларусь гражданского общества и создание на этой основе демократического правового государства объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Это нашло отражение в выступлении Президента Республики Беларусь на церемонии подписания Решения, принятого во время республиканского референдума, состоявшегося 17 октября 2004 года. Доступ граждан ко всему массиву правовой информации, как правило, ограничивается их возможностями. Не решена проблема доступа к территориально удаленным и региональным правовым информационно-правовым ресурсам. Большинство населения получает информацию в традиционном виде – печатные издания, радио, телевидение. В этих условиях необходимость оперативного и эффективного правового урегулирования постоянно усложняющихся и изменяющихся общественных отношений, установления правопорядка, соответствующего степени развития правового государства и формирования гражданского общества в Республике Беларусь, предполагает еще более активное внедрение в юридическую практику (практику нормотворчества, систематизации законодательства, правоприменения, реализации правоотношений) современных технологий создания, обработки и анализа правовой информации.

    Кроме того, с учетом трансграничного характера информационных отношений международный обмен информацией сегодня приобретает особое значение. В этом отношении существует необходимость дальнейшей интеграции информационных ресурсов Республики Беларусь, в том числе и правовых, в международное информационное пространство как в рамках Союзного государства и Содружества Независимых Государств (СНГ), так и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других международных и межгосударственных образований, участником которых выступает Республика Беларусь. Интеграция указанных информационных ресурсов Республики Беларусь может быть с успехом реализована только при наличии согласованного с международными нормами, модельными нормативными правовыми актами указанных международных и межгосударственных объединений национального законодательства в сфере информатизации.

    Немаловажное значение в условиях развития правовой информатизации в Республике Беларусь приобретает подготовка высококвалифицированных кадров в этой сфере, а также обучение юристов, государственных служащих, управленческих кадров всестороннему и эффективному использованию достижений современных информационных технологий в юридической практике.

    Создана и действует кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву НЦПИ. Основные ее цели:

    обеспечение интегрированной системы исследований, подготовки, обучения, информации и документации в области информационного права и правовых информационных технологий (правовой информатизации);

    содействие сотрудничеству между специалистами НЦПИ и высококвалифицированными, имеющими международное признание учеными и преподавателями других учреждений Беларуси, Центральной и Восточной Европы.

    Таким образом, основной целью дальнейшего поступательного развития правовой информатизации является создание единой системы информационно-правовых ресурсов государственных органов, научных учреждений, иных субъектов правоотношений, основанной на единой технологии создания, предоставления, обработки, организации и доступа к открытой правовой информации на всех стадиях процесса правового регулирования общественных отношений.

    В конечном итоге именно единое информационно-правовое пространство на основе комплексного внедрения и использования ИКТ в юридической практике (нормотворческой, правоприменительной деятельности и практике реализации правовых норм) позволит оптимизировать социальные процессы создания, систематизации, накопления и распространения актуальной, полной и достоверной правовой информации. Это в свою очередь не просто приближает существующую национальную правовую систему к современному состоянию развития информационного общества в Республике Беларусь, но и выводит ее на передовые рубежи.

    Читайте также: