Какой орган власти имеет право назначать референдум

Обновлено: 30.06.2024

Назначение референдума - установление наделенным на то правом органом или должностным лицом даты проведения голосования по вопросам, вынесенным на референдум, в соответствии со сроками, определенными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Порядок назначения референдума Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации". Референдум Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.

Орган или должностное лицо, обладающее правом принимать решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, а также порядок назначения референдума определяются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает обязательность проведения референдума.

Принятие органом власти по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Федеральным законом устанавливаются ограничения для назначения референдума по некоторым вопросам (См. Вопросы референдума). Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

Законодательно установлены ограничения на проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории государства, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум. Референдум не может назначаться также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут устанавливаться сроки, в течение которых не проводятся повторные референдумы с такой же по смыслу формулировкой вопроса. Эти сроки не должны превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Иные обстоятельства не могут являться основаниями, исключающими проведение референдума.

Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день.

Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней до дня голосования. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

Референдум Российской Федерации – это голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и прямом волеизъявлении при тайном голосовании.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

• об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

• о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

• об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

• о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

• об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ;

• о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

• о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты и др.

Референдум не может быть проведен в условиях чрезвычайного (военного) положения, а также в течение трех месяцев после отмены соответствующего специального правового режима. Референдум Российской Федерации по общему правилу не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период федеральной избирательной кампании, кампании по проведению федерального референдума.

Повторный референдум по одному и тому же вопросу (по вопросу с похожей по смыслу формулировкой) не может быть проведен: на федеральном уровне в течение года после официального опубликования решения референдума Российской Федерации; на региональном и местном уровнях такой срок (не превышающий двух лет) может быть установлен законом субъекта РФ либо уставом муниципального образования.

Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого решения последний в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Данный суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом РФ соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ обязан назначить референдум не позднее чем через 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения последнего все процедуры, предусмотренные соответствующим федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. При этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период 60—100 дней со дня опубликования указа. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума в Российской Федерации осуществляют:

– Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума;

– избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума;

– территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению референдума;

– участковые комиссии по проведению референдума.

Территориальная (районная, городская и др.) комиссия по проведению референдума Российской Федерации формируется в составе пяти – девяти членов не позднее чем через 10 дней со дня опубликования указа Президента РФ о назначении референдума. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов этой комиссии тайным голосованием.

Участковая комиссия формируется в составе пяти – десяти членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. На первом заседании участковой комиссии из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и радиовещание, обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования участников референдума.

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе. С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от "Справедливой России" Ильи Свиридова. Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года - о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года - о доверии президенту России Борису Ельцину. Последний всероссийский референдум - по принятию новой конституции - проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации. В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проголосовавших высказались за принятие основного закона, против - 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 года, "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года.

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным - "да" или "нет".

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию - так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ

Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Право участия во всероссийских референдумах принадлежит любым гражданам РФ, независимо от места их проживания. Право участия в референдумах субъектов РФ , местных референдумах принадлежит гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающие на законных основаниях на территории соответствующих муниципальных образований.

Право голоса на перечисленных референдумах принадлежит лишь лицам, достигшим на день проведения референдума восемнадцатилетнего возраста. Не имеют права участвовать в референдумах любого уровня лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:

1) Проект новой Конституции РФ.

2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:

Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения , а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);

2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;

3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.

Порядок назначения референдума РФ

Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.

Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ : Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.

Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:

1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);

2) Избирательные комиссии субъектов РФ;

3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС

2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.




Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.

Агитация может проводиться:

2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);

3) путем выпуска агитационных материалов;

Порядок голосования на референдуме РФ

Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.

Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Определение результатов референдума РФ

ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума , внесенных в списки участников референдума.

Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ

Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме:

1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;

2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;

3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Решение КС РФ по "делу о референдуме" (Пост-е от 11.06.03г.)

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов ГД о проверке конституционности положений ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ".

Признать ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О референдуме РФ" не противоречащим Конституции Российской Федерации , постольку, поскольку:

- периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны;

- период, в течение которого граждане РФ вправе выступать с инициативой о проведении референдума и участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Решение КС РФ по "татарстанскому делу" (Пост-е от 13.03.92г.).

Конституционный Суд РФ постановил:

1. Признать положения Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, ограничивающие действие законов РФ на территории Республики Татарстан, не соответствующими Конституции РСФСР .

2. Признать положение о том, что "отношения Татарской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками строятся на основе Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками", не соответствующим Конституции РСФСР в той мере, в какой это исключает конституционно-правовые основы урегулирования отношений Республики Татарстан и федерации в целом, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РФ и означает, что Республика Татарстан не состоит в РФ.

5. Признать статьи Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" касающиеся установления порядка референдума соответствующими Конституции РСФСР .

Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ "О гражданстве РФ".

Общественное положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое социальными нормами (нормы морали, обычаи, традиции, нормы общественных объединений, религиозные нормы, нормы права).

Правовое положение личности – это фактическое положение личности в обществе, закреплённое правовыми нормами (нормы: гражданского права; уголовного права; административного права; трудового права; конституционного права).

Основы правового положения личности

Основы правового положения личности закреплены нормами конституционного права.

Виды конституционного статуса личности:

1) Общий КСЛ – предполагает единство статуса граждан, определяемого принципом их равноправия перед законом и судом (ч.2 ст.19 Конституции РФ);

2) Специальный КСЛ – это совокупность специальных прав и обязанностей отдельной группы лиц, обладающих специфическими чертами их положения в обществе и государстве (депутаты, судьи, иностранные граждане, дипломаты, обвиняемые, осуждённые).

3) Индивидуальный КСЛ – определяется общим КСЛ и набором специальных КСЛ (осуждённый иностранный гражданин, судья в отставке).

Элементы конституционного статуса личности:

3) Права и свободы;

Категории лиц: Граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды).

Читайте также: