Какой орган управления рф осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в

Обновлено: 20.05.2024

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" постановляю:

Утвердить прилагаемое Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

18 апреля 1996 года

от 18 апреля 1996 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 25.11.2003 № 1389, от 26.06.2013 № 581, от 25.07.2014 № 529, от 07.12.2016 № 656, от 31.12.2019 № 640)

I. Общие положения

1. Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 581, от 07.12.2016 № 656, от 31.12.2019 № 640 - вступает в силу с 1 января 2020 г.)

2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также настоящим Положением.

3. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

Координация деятельности правоохранительных органов с учетом криминогенной обстановки может проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними.

4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: соблюдения законности;

равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

II. Основные направления координационной деятельности

5. Правоохранительные органы осуществляют:

совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;

изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

6. Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

Материально-техническое обеспечение координационной деятельности возлагается на ее участников.

III. Полномочия участников координационной деятельности

7. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.

Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.

Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.

8. Решение координационного совещания оформляется в письменной форме в виде постановления и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры. Если в реализации решения участвует несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 581)

Постановления координационного совещания подписывает председатель координационного совещания по согласованию с членами координационного совещания, а протоколы координационного совещания - его ответственный секретарь. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 581)

Руководители правоохранительных органов - члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

9. Председатель координационного совещания:

созывает координационное совещание;

истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;

организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;

назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 581)

10. Члены координационного совещания:

вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;

вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;

участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;

определяют участников рабочих групп;

вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.

11. В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.

111. Ответственный секретарь координационного совещания:

возглавляет секретариат координационного совещания;

организует ведение стенограмм координационного совещания;

подписывает протоколы координационного совещания.

(Дополнено пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 581)

12. Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов.

Секретариат координационного совещания:

проводит текущую организационную работу;

ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;

извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;

организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;

формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;

анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;

выполняет иные поручения председателя координационного совещания.

13. Проекты документов по вопросу, рассматриваемому на координационном совещании, готовит правоохранительный орган, которым в инициативном порядке внесено предложение о его рассмотрении, либо созданная для этих целей рабочая группа из представителей соответствующих правоохранительных органов.

IV. Взаимодействие с судами и органами юстиции

14. В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 529 - вступает в силу с 6 августа 2014 г.)

Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.

15. Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

УТВЕРЖДЕНЫ
протоколом заседания
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности
от 25 сентября 2020 года N 5

Рекомендации по организации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

I. Общие положения

1. Орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) - это учреждение (подразделение), создаваемое федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции.

2. К органам повседневного управления единой системы относятся:

а) на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организации (подразделения), обеспечивающие деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

б) на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях на межрегиональном уровне в пределах своей компетенции (центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

в) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

г) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции (информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и др.);

д) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (дежурно-диспетчерские службы и др.).

3. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны органов государственной власти всех уровней и организаций при решении задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в указанной области осуществляют:

а) на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;

в) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

II. Основные цели и задачи органов повседневного управления единой системы

4. Целью создания органов повседневного управления единой системы является повышение готовности соответствующих постоянно действующих органов управления и сил единой системы к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств единой системы при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также обеспечение исполнения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями полномочий по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Органы повседневного управления единой системы могут создаваться в качестве организаций или подразделений федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

6. Основными задачами органов повседневного управления единой системы являются:

мониторинг, сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

сбор и обработка данных (в том числе данных мониторинга подвижных и стационарных объектов), необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также контроля их исполнения;

информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

информирование руководства соответствующего постоянно действующего органа об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

участие в организационно-техническом обеспечении деятельности координационных органов единой системы по принадлежности;

обеспечение круглосуточного, надежного, устойчивого и непрерывного функционирования информационных систем единой системы;

обеспечение организации и управления проведением аварийно-спасательных работ;

обеспечение координации деятельности сил и средств единой системы;

обеспечение мероприятий по организации своевременного информирования и оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции;

организация взаимодействия с другими органами повседневного управления единой системы;

прием и передача сигналов о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне и других сигналов гражданской обороны.

III. Состав органов повседневного управления

7. Органы повседневного управления единой системы размещаются в специально оборудованных помещениях и оснащаются техническими средствами управления, связи и обмена информацией с доступом к государственным, ведомственным и иным информационным ресурсам и информационным системам, используемых для накопления, обработки, анализа и представления данных.

8. Органы повседневного управления единой системы могут располагаться в отдельном здании или в специально выделенных создающими их органами помещениях.

Состав основных помещений органа повседневного управления единой системы может включать в себя:

помещения для обеспечения оперативного управления;

помещения для бытового обеспечения дежурной (оперативной дежурной) смены;

помещения для подготовки дежурной (оперативной дежурной) смены;

помещения телекоммуникационного центра (узла связи, подразделений, отвечающих за вопросы организации и обеспечения связи).

При осуществлении в органе повседневного управления единой системы работ со сведениями, составляющими государственную тайну, в нем оборудуются соответствующие помещения.

9. Состав технических средств управления в зависимости от решаемых задач включает в себя:

средства связи и автоматизации управления;

программно-аппаратные средства отображения информации;

средства защиты информации;

технические средства оповещения;

оргтехнику и др.

10. Персонал органов повседневного управления единой системы включает в себя:

специалистов, осуществляющих аналитическое и техническое обеспечение функционирования органа повседневного управления;

ответственных должностных лиц (старших оперативных дежурных, оперативных дежурных) дежурных (оперативно-дежурных) смен (служб ответственных дежурных), обеспечивающих руководство функционированием органа повседневного управления и принятие в пределах компетенции решения на оперативное реагирование силами дежурных смен на возникшую чрезвычайную ситуацию (своевременный доклад руководителю для принятия управленческого решения).

IV. Организация дежурства (оперативного дежурства) органов повседневного управления

11. Органы повседневного управления функционируют в режиме постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач в круглосуточном режиме работы. Функционирование органов повседневного управления единой системы обеспечивается дежурными (оперативно-дежурными) сменами (службами ответственных дежурных), которые формируются из расчета несения круглосуточного дежурства (оперативного дежурства).

12. Дежурство (оперативное дежурство) организуется в целях:

своевременного приведения органов управления и сил единой системы в различные режимы функционирования;

организации информационного взаимодействия с органами управления единой системы при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

организации непрерывного сбора и обработки данных об обстановке на территории Российской Федерации (соответствующих территориальных образований и объектов);

обеспечения координации деятельности органов повседневного управления единой системы, в том числе управления силами и средствами единой системы, силами и средствами гражданской обороны.

13. Основными задачами дежурства (оперативного дежурства) являются:

прием и доведение информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, до руководства органа повседневного управления единой системы, вышестоящих органов управления единой системы, председателей соответствующих координационных органов единой системы;

участие в оповещении и информировании населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в пределах своей компетенции;

осуществление сбора и обработки оперативной информации о ходе выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшему населению;

поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами единой системы по принадлежности;

осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организация информационного обеспечения деятельности руководства органа повседневного управления и вышестоящих органов управления по управлению силами единой системы при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

обеспечение координации действий сил единой системы по принадлежности, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

подготовка необходимых расчетов и предложений руководству для принятия решений в случаях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе с использованием имеющихся информационных систем;

доведение до подчиненных заинтересованных органов управления и сил единой системы данных прогноза о возможных чрезвычайных ситуациях и контроль проведения превентивных мероприятий;

поддержание находящихся на оснащении в органе повседневного управления единой системы информационных технологий и связи в режиме постоянной готовности к обеспечению приема-передачи оперативной информации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации;

прием и доведение установленных сигналов гражданской обороны;

обеспечение выполнения мероприятий по сбору и обмену информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

14. Организация и порядок несения дежурства (оперативного дежурства) определяется руководителем органа повседневного управления единой системы.

V. Мероприятия, выполняемые органами повседневного управления в различных режимах функционирования

15. Органы повседневного управления единой системы функционируют в режимах, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

16. Основанием для приведения органа повседневного управления единой системы в повышенные режимы функционирования является решение руководителя федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, а также решение Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или Правительства Российской Федерации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера.

17. Порядок приведения органов повседневного управления единой системы в повышенные режимы функционирования определяется документами (инструкциями, планами, приказами и т.п.) органов, их создающих.

18. В режиме повседневной деятельности органы повседневного управления единой системы выполняют следующие мероприятия:

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение пункта 5.4 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы(1), утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665, и регулирует вопросы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации ими мероприятий Комплексного плана,а также координации данной деятельности.

2. Положения настоящего Порядка являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реализующими мероприятия Комплексного плана, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и антитеррористическими комиссиями муниципальных образований.

II. Организация деятельности федеральных органов исполнительной власти

3. В целях организации деятельности по выполнению мероприятий Комплексного плана руководители федеральных органов исполнительной власти:

3.1. Организуют ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий Комплексного плана.

3.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также подразделение, являющееся головным исполнителем(2), и соисполнителей мероприятий Комплексного плана из числа подразделений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций.

3.3. Организуют контроль деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

3.4. Организуют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти, в ходе которого:

осуществляется сбор и анализ практики деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Комплексного плана в соответствии со сферой деятельности федерального органа исполнительной власти;

разрабатываются и направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические и информационные материалы;

распространяется передовой опыт организации и проведения мероприятий по исполнению Комплексного плана.

3.5. Организуют закрепление в положениях о подразделениях федеральных органов исполнительной власти, должностных регламентах (инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих обязанностей.

3.6. Представляют в Национальный антитеррористический комитет информацию о результатах исполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий Комплексного плана (за первое полугодие – к 25 июля отчетного года, за год – к 25 января года, следующего за отчетным), по установленным в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Порядка формам.

4. Головной исполнитель:

4.1. Координирует работу и осуществляет методическое обеспечение деятельности подразделений федерального органа исполнительной власти.

4.2. Определяет срок представления подразделениями федерального органа исполнительной власти отчетных документов.

4.3. Создает (при необходимости) рабочую группу по реализации мероприятий Комплексного плана.

4.4. Ежегодно, до 15 января направляет в аппарат НАК копию плана (раздела плана) по реализации федеральным органом исполнительной власти мероприятий Комплексного плана на текущий календарный год.

4.5. По запросу аппарата НАК направляет дополнительные документы и информацию.

5. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:

5.1. Организуют ежегодное планирование деятельности по реализации Комплексного плана.

5.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также подразделение, являющееся головным исполнителем.

5.3. Представляют в антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации отчетные документы о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана по установленным ими формам и срокам.

III. Организация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

6.1. Организуют ежегодное планирование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Комплексного плана, а также их учет в государственных программах субъектов Российской Федерации в области профилактики терроризма.

6.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, ответственное за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также головного исполнителя из числа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.3. Организуют контроль деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6.4. Организуют закрепление в положениях о подразделениях органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных регламентах (инструкциях) сотрудников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, соответствующих обязанностей.

7. Головной исполнитель:

7.1. Координирует работу и осуществляет методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

7.2. Определяет срок представления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетных документов.

7.3. Создает и организует деятельность рабочей группы по реализации мероприятий Комплексного плана.

7.4. Ежегодно, до 25 декабря направляет в антитеррористическую комиссию субъекта Российской Федерации копию плана по реализации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мероприятий Комплексного плана на очередной календарный год.

7.5. По запросу антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации направляет дополнительные документы и информацию.

7.6. Представляет в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации отчетные документы о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана по установленным ими формам и срокам.

IV. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

8. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется аппаратом НАК.

9. В целях реализации пункта 8 настоящего Порядка аппарат НАК:

9.1. Оказывает методическую и консультативную помощь федеральным органам исполнительной власти и антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации.

9.2. Осуществляет контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, в ходе которого:

проводит анализ и оценку планов, отчетных и иных материалов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации;

осуществляет проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

9.3. Определяет формы отчетных документов о реализации Комплексного плана.

9.4. Запрашивает в федеральных органах исполнительной власти и антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации документы и информацию.

9.5. Осуществляет до 15 марта года, следующего за отчетным, подготовку доклада председателя Национального антитеррористического комитета Президенту Российской Федерации о реализации Комплексного плана.

10. Для выработки мер, направленных на повышение уровня организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создается рабочая группа по реализации мероприятий Комплексного плана. Порядок работы группы, ее состав утверждаются заместителем председателя Национального антитеррористического комитета – руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета.

11. Координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации.

12. В целях реализации функции, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации:

12.1. Рассматривают не реже 2 раз в год вопросы планирования, хода и результатов деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана.

12.2. Организуют взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации Комплексного плана.

12.3. Обеспечивают оказание методической и консультативной помощи антитеррористическим комиссиям муниципальных образований.

12.4. Определяют сроки предоставления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления отчетных документов о результатах деятельности по исполнению Комплексного плана.

12.5. Представляют в Национальный антитеррористический комитет информацию о результатах исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятий Комплексного плана (за первое полугодие – к 25 июля отчетного года, за год – к 25 января года, следующего за отчетным), по установленным в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Порядка формам.

13. Для выработки мер, направленных на повышение уровня координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, эффективности реализации Комплексного плана, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации могут создавать рабочие группы по реализации мероприятий Комплексного плана.


(1) - Далее – Комплексный план.
(2) - Далее – головной исполнитель.

Предельно конкретно и акцентированно на эту тему глава государства высказался еще в конце декабря 2019 года в ходе встречи с руководством палат Федерального Собрания Российской Федерации:


Некоторые юристы, поддерживая экспансию государства (в лице органов государственной власти) в решении общегосударственных проблем на уровне местного самоуправления, отмечают, что поспешный, неподготовленный перенос решений социальных вопросов на муниципальный уровень, фактический отказ государства от их реализации, экономическая несостоятельность местных властей привели к кризисному положению в большинстве муниципальных образований.

Изложенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации о единстве системы публичной власти ошибочно считать конъюнктурной, ибо она исчерпывающим образом раскрывается через ранее высказанные главной конституционной инстанцией выводы по смежным вопросам. Приведу некоторые из постулируемых Конституционным Судом умозаключений в подтверждение того, что местное самоуправление является неотъемлемой частью общей федеративной архитектуры российского государства (именно на федеративную природу государства и народовластие очевидно намекает КС РФ говоря о базовых конституционно-правовых характеристиках Российского государства):

Судья Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарь ранее также верно подметил, что в сознании граждан, как свидетельствуют социологические исследования, муниципальная власть воспринимается во многом как власть государственная.С этим действительно трудно спорить, учитывая еще советскую традицию трехуровневой системы государственного управления. При этом отсутствие сколь-нибудь осязаемого признака выделения муниципальной публичной власти из общей управленческой архитектуры в глазах рядового гражданина сопровождается определенным формализованным политесом со стороны органов государственной власти во взаимодействии с местными органами власти. Со всей очевидностью наблюдается фактическое сращивание и вертикализация публичной власти.

Завершил этот процесс конституционный законодатель, исключив из Конституции поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления, к которому апеллировали критики повсеместных муниципальных реформ.Таким образом, теперь на территориях, где местное самоуправление организовано в одноуровневом формате единая система публичной власти действительно может быть оформлена в виде трехступенчатой управленческой системы. Там же, где сохраняется поселенческий принцип и сохраняются муниципальные районы организация публичной власти на местном уровне разветвляется.

В ходе обсуждения конституционных поправок с треском ломались копья вокруг статьи 12 Конституции Российской Федерации, которая корреспондирует статье 4 Европейской хартии местного самоуправления – в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

И в этом смысле также стоит обратиться к сложившейся системе неимперативных отношений муниципальной власти и власти государственной, которые очевидно упрочатся в рамках единой системы публичной власти. В первую очередь речь идет о практике участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, а также передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Учитывая, что в развитие конституционных положений о единстве системы власти государственной (часть 3 статьи 5 Конституции РФ), и единстве системы исполнительной власти (часть 2 статьи 77 Конституции РФ) существует обширная практика согласования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации с федеральными органами власти кандидатур на должность руководителей отраслевых государственных органов субъектов Российской Федерации,[1] при внесении изменений в федеральное законодательство, направленных на установление правовых основ организации единой системы публичной власти вполне стоит ожидать углубления неимперативных форм взаимодействия, в том числе речь может идти о внедрении практики согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации кандидатур для назначения должностных лиц местного самоуправления в отраслевые органы муниципальной власти.

К слову о законодательном развитии конституционной новеллы о единой системе публичной власти стоит выделить несколько обсуждаемых среди юристов идей.

В данном контексте в первую очередь следует обратить внимание на существующий разрозненный массив полномочий органов публичной власти разного уровня. К этой проблеме неоднократно обращались в российском парламенте, обсуждая на разных площадках целесообразность инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, в том числе в целях обеспечения бюджетной сбалансированности. Теперь эта проблема во весь рост становится перед законодателем в рамках подготовки законодательства о единой системе публичной власти. Поэтому необходимо пересмотреть полномочия, механизм их делегирования между уровнями публичной власти в рамках проработки единой системы публичной власти (собственно эта идея вытекает из комплексного подхода к возможному развитию поправок к статье 132 Конституции Российской Федерации).

Стоит ожидать введения новых форм административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Упомянутая Европейская хартия местного самоуправления допускает в частности контроль, осуществляемый вышестоящими органами власти, за целесообразностью задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.

Для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, возможно стоит расширить охват территории деятельности региональных органов государственной власти посредством создания их территориальных органов в муниципальных образованиях (межмуниципальных или муниципальных структурных подразделений), т.к. в настоящее время территориальные подразделения федеральных органов государственной власти в регионах или органы государственной власти субъектов Российской Федерации находятся, как правило, в административных центрах субъектов Российской Федерации. При том в силу разграничения полномочий между уровнями власти, обеспечить реализацию, например полномочий регионального уровня на отдельно взятой территории муниципального образования, даже профильные подразделения местных администраций не могут. В качестве альтернативы можно также рассмотреть институт муниципальных или межмуниципальных представителей профильных органов государственной власти.

Согласно пункту е5 статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти формирует Государственный Совет Российской Федерации (ссылка на подробный материал о Госсовете здесь). Поэтому именно на этот президентский орган по всей видимости ляжет основная задача по координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов публичной власти.

Процесс формирования единой системы публичной власти, производной от созвучного конституционного принципа, находится только на первом этапе, хотя ее концепция в отечественном конституционном праве и в практике Конституционного Суда РФ существует уже не первый год. Однако теперь огромная ответственность возлагается на законодателя, которому предстоит, обобщив эти теоретические и практические постулаты, сформировать законодательную базу для эффективного и согласованного функционирования и взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной публичной власти.

Читайте также: