Какой орган растения осуществляет испарение воды
Обновлено: 16.05.2024
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Испарение воды растениями. Листопад.(слайд№1).
Тип урока: комбинированный.
Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения, рассмотреть значение листопада в жизни растений.
научить делать выводы к опытам по “испарению”.
развивать наблюдательность, логическое мышление.
воспитывать бережное отношение к природе.
Методы обучения: частично- поисковые ( связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод ( при решении проблемных задач).
Актуализация и мотивация знаний . Учитель. Ребята, давайте вспомним. Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? ( дыхание растений, взаимосвязь дыхания и фотосинтеза). А, сегодня мы изучать ещё один процесс, который протекает в растениях – это испарение.
– Испарение. (называю цели урока по слайду).
Повторение пройденного материала .Чтобы перейти к изучению “Испарения” надо выяснить, а хорошо ли мы знаем процессы фотосинтеза и дыхания.
Фотосинтез – процесс образования минеральных веществ из углекислого газа и воды в хлоропластах, на свету с выделением углекислого газа.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из кислорода и воды в вакуолях, на свету с выделением кислорода.
Дыхание у растений – процесс поглощения углекислого газа, выделения кислорода, идущий только в темноте.
Дыхание у растений – процесс поглощения кислорода, выделения углекислого газа ,идущий только на свету.
– Кто нашел все ошибки в задании? Кто сможет зачитать правильное определение “Фотосинтез”, “Дыхание”? Ответы на слайде№3.
Следующее задание: решить тест.
1. Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?
2. При каком условии?
3. Какой газ поглощается?
4. Какой газ выделяется?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Что происходит с энергией в данном процессе?
А. В любых живых клетках.
Б. В клетках, содержащих хлоропласты.
В. Углекислый газ.
Е. Постоянно, пока жива клетка.
Ж.Органические вещества образуются..
З. Энергия запасается.
И. Органические вещества расходуются.
К. Энергия освобождается.
И. Энергия выделяется. Ответы на слайде№4.
Изуче ние нового материала.
Учитель. (ребята рассказывают, как ставили опыты).
Выводы по опытам “Испарение”
Опыт.№1. Закладывается заранее. Поместили в стеклянную колбу ветку с листьями, не отрезая её от растения. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды.
1 .Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? (её испарили листья).
Происходит процесс испарения. Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние.( записывают в тетрадь).
2. Откуда поступает вода в листья? ( из корня).
3 . Какая сила поднимает воду из корня в вышележащие органы ?( благодаря корневому давлению вода из корня поднимается в другие органы растения).
4. А через какие образования в листьях происходит испарение ? (через устьица. рассказ по таблице.) ( слайд). Если рассмотреть под микроскопом нижнюю поверхность листа, то можно увидеть на нем маленькие отверстия устьица. На каждом листе устьиц невероятно много. Например, на 1кв. см. листа у пшеницы 1500устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.
Устьица ничтожно малы и составляют лишь один процент от площади листа. Но они могут испарять столько же воды, как если бы она испарялась с открытой поверхности.
Опыт №2. Для определения количества воды, испаряемого растением, срежем ветку с листьями какого-либо растения и поставим в пробирку с водой. На поверхность воды в пробирку нальём немного растительного масла. Оно покроет воду и не даст испаряться с поверхности .Уже через сутки воды в пробирке станет меньше. А в пробирке без веточки вода не уменьшилась. Почему уменьшилось количество воды в пробирке с растением? (происходит испарение).
Учитель. А теперь будем работать с текстом учебника. Каждый получит задание.
2-я группа. Составить план “Значение испарения”. Учебник с. 159-160.
3-я группа. Составить план “Значение листопада”. Учебник с.160-161.
Кооперирование изученного материала.
1-я группа. Условия, влияющие на испарение.
Окружающая среда ( ветер, влажность воздуха, температура воздуха).
Количество и состояние устьиц.
Площадь листовой пластинки.
Но растения произрастают в зонах с разным климатом. Какие же приспособления выработались у них?(слайд). Содержание слайда. ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ.
У таких водных растений, как элодея, рдесты, водяные лютики листовые пластинки, как правило тонкие, часто рассеченные. Поглощение и выделение воды у них происходит через всю поверхность тела. Поэтому устьица у них отсутствуют.
НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ, НО ЖИВУЩИЕ В УСЛОВИЯХ
Из-за высокой влажности воздуха (например, у растений, растущих под пологом тропического леса) испарение воды листьями оказывается затруднено. Для улучшения водного обмена, на листьях развиваются особые водяные устьица, выделяющие капельно-жидкую воду. При высокой влажности её можно наблюдать и у растений других экологических групп.
3.Растения сухих мест обитания, которые способны накапливать влагу в разных органах. Например, в стебле (так делают кактусы) или в листьях ( у алое и агавы). Поверхностный слой у листьев и стеблей этих растений имеет толстую кожицу, часто покрытую мощным восковым налетом или густое опушение. Устьица, у этих растений погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары. Днем они закрываются.
2-я группа. Значение испарения.
1. Передвижение воды и веществ.
2. Предупреждение перегревания растений.
Значение испарения (слайд).
Листья испаряют воду в большом количестве. Так за день береза испаряет 6 ведер. Леса различных пород деревьев испаряют в течение лета с 1га различное количество воды: еловый-2240т, березовый-1200т, сосновый-470т.
Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом скорее образуются облака. В лесу накапливается влага. От этого в жаркие дни прохладно.
3-я группа. Значение листопада.
1. Уменьшение испарения воды.
2. Удаление вредных, ненужных вещества.
3.Предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.
Процессы, сопровождающие листопад.
– В листьях разрушается хлорофилл.
– Лист меняет цвет.
– Лист накапливает ненужные вещества.
– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
– Лист становится бурым.
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую – клены и березы; буровато-желтую – дубы; пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис; пурпуровую – черемуха; оранжевую – осина; мутно-буро-зеленую – ольха.
К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черенчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.
В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Вопрос. А все ли растения сбрасывают листья?
Ответ. У некоторых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозелёные кустарнички брусники, клюквы и другие. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом. Некоторые травы зимуют с зелёными листьями, например: земляника, клевер, чистотел, а также хвойные растения.
Ответить на вопрос: “Почему не погибают хвойные растения зимой?
Ответ на вопрос: “Хвойные не погибают, т.к. они имеют восковой налет и небольшие листья”.
Существует ряд примет, связанных с листопадом.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.
Прежде времени лист опадает – к долгой зиме.
Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Закрепление полученных знаний.
Найди ошибку в следующих предложениях.
1. Наступила осень, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья и кустарники сбрасывают листву.
(Кустарнички брусники, вереска и клюквы остаются вечнозелеными. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду и сохраняются под снегом.)
2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно).
3. Одна бабушка узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.
(Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена).
Тест по теме “Испарение”
Выберите правильный ответ.
1. Значение листопада:
а) удаление вредных веществ,
б) удаление вредных веществ и уменьшение испарения воды,
в) изменение листьев,
г) уменьшение испарения воды,
2. Всасывание воды происходит через:
а) зону всасывания коня,
б) зону проведения коня,
в) зону роста корня,
г) зону растяжения корня.
3. Испарение происходит:
б) постоянно, но зависит от погодных условий,
в) только на свету,
Выберите правильный ответ.
1. Значение испарения:
а) выделение кислорода,
б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения,
в) передвижение веществ по растению,
г) выделение углекислого газа.
2. Защита сосны от испарения воды зимой:
а) наличие воскового налёта на мелких листьях,
б) отсутствие устьиц,
в) наличие мелких листьев,
г) сбрасывание листьев.
3. Устьичная щель становится шире, если:
а) солнечная погода, мало влаги в почве
б) солнечная погода, достаточно влаги в почве
в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве
г) пасмурная погода, мало влаги в почве
Оцените свою работу на уроке:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Читайте также: