Какой орган растения осуществляет испарение воды

Обновлено: 16.05.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Испарение воды растениями. Листопад.(слайд№1).

Тип урока: комбинированный.

Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения, рассмотреть значение листопада в жизни растений.

научить делать выводы к опытам по “испарению”.

развивать наблюдательность, логическое мышление.

воспитывать бережное отношение к природе.

Методы обучения: частично- поисковые ( связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод ( при решении проблемных задач).

Актуализация и мотивация знаний . Учитель. Ребята, давайте вспомним. Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? ( дыхание растений, взаимосвязь дыхания и фотосинтеза). А, сегодня мы изучать ещё один процесс, который протекает в растениях – это испарение.

– Испарение. (называю цели урока по слайду).

Повторение пройденного материала .Чтобы перейти к изучению “Испарения” надо выяснить, а хорошо ли мы знаем процессы фотосинтеза и дыхания.

Фотосинтез – процесс образования минеральных веществ из углекислого газа и воды в хлоропластах, на свету с выделением углекислого газа.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из кислорода и воды в вакуолях, на свету с выделением кислорода.

Дыхание у растений – процесс поглощения углекислого газа, выделения кислорода, идущий только в темноте.

Дыхание у растений – процесс поглощения кислорода, выделения углекислого газа ,идущий только на свету.

– Кто нашел все ошибки в задании? Кто сможет зачитать правильное определение “Фотосинтез”, “Дыхание”? Ответы на слайде№3.

Следующее задание: решить тест.

1. Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?

2. При каком условии?

3. Какой газ поглощается?

4. Какой газ выделяется?

5. Что происходит с органическими веществами?

6. Что происходит с энергией в данном процессе?

А. В любых живых клетках.

Б. В клетках, содержащих хлоропласты.

В. Углекислый газ.

Е. Постоянно, пока жива клетка.

Ж.Органические вещества образуются..

З. Энергия запасается.

И. Органические вещества расходуются.

К. Энергия освобождается.

И. Энергия выделяется. Ответы на слайде№4.

Изуче ние нового материала.

Учитель. (ребята рассказывают, как ставили опыты).

Выводы по опытам “Испарение”

Опыт.№1. Закладывается заранее. Поместили в стеклянную колбу ветку с листьями, не отрезая её от растения. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды.

1 .Почему появились капельки на внутренних стенках колбы? (её испарили листья).

Происходит процесс испарения. Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние.( записывают в тетрадь).

2. Откуда поступает вода в листья? ( из корня).

3 . Какая сила поднимает воду из корня в вышележащие органы ?( благодаря корневому давлению вода из корня поднимается в другие органы растения).

4. А через какие образования в листьях происходит испарение ? (через устьица. рассказ по таблице.) ( слайд). Если рассмотреть под микроскопом нижнюю поверхность листа, то можно увидеть на нем маленькие отверстия устьица. На каждом листе устьиц невероятно много. Например, на 1кв. см. листа у пшеницы 1500устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.

Устьица ничтожно малы и составляют лишь один процент от площади листа. Но они могут испарять столько же воды, как если бы она испарялась с открытой поверхности.

Опыт №2. Для определения количества воды, испаряемого растением, срежем ветку с листьями какого-либо растения и поставим в пробирку с водой. На поверхность воды в пробирку нальём немного растительного масла. Оно покроет воду и не даст испаряться с поверхности .Уже через сутки воды в пробирке станет меньше. А в пробирке без веточки вода не уменьшилась. Почему уменьшилось количество воды в пробирке с растением? (происходит испарение).

Учитель. А теперь будем работать с текстом учебника. Каждый получит задание.

2-я группа. Составить план “Значение испарения”. Учебник с. 159-160.

3-я группа. Составить план “Значение листопада”. Учебник с.160-161.

Кооперирование изученного материала.

1-я группа. Условия, влияющие на испарение.

Окружающая среда ( ветер, влажность воздуха, температура воздуха).

Количество и состояние устьиц.

Площадь листовой пластинки.

Но растения произрастают в зонах с разным климатом. Какие же приспособления выработались у них?(слайд). Содержание слайда. ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ.

У таких водных растений, как элодея, рдесты, водяные лютики листовые пластинки, как правило тонкие, часто рассеченные. Поглощение и выделение воды у них происходит через всю поверхность тела. Поэтому устьица у них отсутствуют.

НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ, НО ЖИВУЩИЕ В УСЛОВИЯХ

Из-за высокой влажности воздуха (например, у растений, растущих под пологом тропического леса) испарение воды листьями оказывается затруднено. Для улучшения водного обмена, на листьях развиваются особые водяные устьица, выделяющие капельно-жидкую воду. При высокой влажности её можно наблюдать и у растений других экологических групп.

3.Растения сухих мест обитания, которые способны накапливать влагу в разных органах. Например, в стебле (так делают кактусы) или в листьях ( у алое и агавы). Поверхностный слой у листьев и стеблей этих растений имеет толстую кожицу, часто покрытую мощным восковым налетом или густое опушение. Устьица, у этих растений погруженные, открываются в щель, где задерживаются водяные пары. Днем они закрываются.

2-я группа. Значение испарения.

1. Передвижение воды и веществ.

2. Предупреждение перегревания растений.

Значение испарения (слайд).

Листья испаряют воду в большом количестве. Так за день береза испаряет 6 ведер. Леса различных пород деревьев испаряют в течение лета с 1га различное количество воды: еловый-2240т, березовый-1200т, сосновый-470т.

Испарение воды лесом оказывает большое влияние на климат. Над лесом скорее образуются облака. В лесу накапливается влага. От этого в жаркие дни прохладно.

3-я группа. Значение листопада.

1. Уменьшение испарения воды.

2. Удаление вредных, ненужных вещества.

3.Предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Процессы, сопровождающие листопад.

– В листьях разрушается хлорофилл.

– Лист меняет цвет.

– Лист накапливает ненужные вещества.

– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

– Лист становится бурым.

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую – клены и березы; буровато-желтую – дубы; пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис; пурпуровую – черемуха; оранжевую – осина; мутно-буро-зеленую – ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черенчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Вопрос. А все ли растения сбрасывают листья?

Ответ. У некоторых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозелёные кустарнички брусники, клюквы и другие. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом. Некоторые травы зимуют с зелёными листьями, например: земляника, клевер, чистотел, а также хвойные растения.

Ответить на вопрос: “Почему не погибают хвойные растения зимой?

Ответ на вопрос: “Хвойные не погибают, т.к. они имеют восковой налет и небольшие листья”.

Существует ряд примет, связанных с листопадом.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.

Прежде времени лист опадает – к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Закрепление полученных знаний.

Найди ошибку в следующих предложениях.

1. Наступила осень, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья и кустарники сбрасывают листву.

(Кустарнички брусники, вереска и клюквы остаются вечнозелеными. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду и сохраняются под снегом.)

2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно).

3. Одна бабушка узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.

(Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена).

Тест по теме “Испарение”

Выберите правильный ответ.

1. Значение листопада:

а) удаление вредных веществ,

б) удаление вредных веществ и уменьшение испарения воды,

в) изменение листьев,

г) уменьшение испарения воды,

2. Всасывание воды происходит через:

а) зону всасывания коня,

б) зону проведения коня,

в) зону роста корня,

г) зону растяжения корня.

3. Испарение происходит:

б) постоянно, но зависит от погодных условий,

в) только на свету,

Выберите правильный ответ.

1. Значение испарения:

а) выделение кислорода,

б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения,

в) передвижение веществ по растению,

г) выделение углекислого газа.

2. Защита сосны от испарения воды зимой:

а) наличие воскового налёта на мелких листьях,

б) отсутствие устьиц,

в) наличие мелких листьев,

г) сбрасывание листьев.

3. Устьичная щель становится шире, если:

а) солнечная погода, мало влаги в почве

б) солнечная погода, достаточно влаги в почве

в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве

г) пасмурная погода, мало влаги в почве

Оцените свою работу на уроке:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: