Какие задачи осуществляет градостроительство

Обновлено: 31.05.2024

Осуществление деятельности по реализации полномочий в сфере архитектуры и градостроительства, направленной на обеспечение устойчивого градостроительного развития города Мончегорска.

Проведение на подведомственной территории единой градостроительной политики и осуществление правового регулирования в области архитектуры и градостроительства, направленной на создание безопасной, благоприятной среды жизнедеятельности. Создание индивидуального архитектурного облика города Мончегорска, сохранения исторических, архитектурных памятников, природных ландшафтов.

Обеспечение контроля за соблюдением градостроительного законодательства, а также нормативных актов в области градостроительной деятельности, согласование вопросов формирования промышленных, рекреационных и других функциональных зон и объектов использования природных ресурсов, охраны историко-культурного наследия, окружающей среды на территории города Мончегорска.

Информационное обеспечение участников градостроительной деятельности на территории города Мончегорска, создание условий для их участия в принятии решений по вопросам градостроительства.

Определение и обеспечение рациональной структуры строительства, рационального использования земельных ресурсов при размещении объектов жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, строгое соблюдение функционального зонирования территории города Мончегорска, развитие инженерной инфраструктуры, благоустройства и озеленения.

Отдел архитектуры и градостроительства осуществляет следующие основные функции:

Обеспечивает разработку, рассмотрение, представление на утверждение в установленном порядке документации о территориальном планировании и документации по планировкам территории в границах города Мончегорска, внесение изменений и обновлений в соответствии с законодательством:

Участвует в разработке и подготовке к утверждению документов территориального планирования города Мончегорска.

Участвует в разработке на основе схем территориального планирования градостроительной и проектной документации города Мончегорска по планировке территорий.

Обеспечивает разработку местных нормативов градостроительной деятельности.

Разрабатывает в установленном законодательством порядке исходные документы и готовит к утверждению градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ).

Обеспечивает разработку проектов с внесенными в них изменениями в генеральный план города Мончегорска, в правила землепользования и застройки территорий города Мончегорска, готовит их на утверждение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Разрабатывает проекты муниципальных правовых актов, вносит изменения в действующие муниципальные правовые акты с учетом требований законодательства Российской Федерации, Мурманской области, регулирующие вопросы градостроительной деятельности.

Организует проведение (либо участвует в проведении) публичных слушаний по вопросам местного значения по обеспечению градостроительной деятельности и иным вопросам, предусмотренным законодательством.

Осуществляет подготовку предложений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности, Выполняет функции по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию:

Организует деятельность комиссии по выбору земельных участков под строительство или реконструкцию объектов капитального строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Осуществляет в установленном порядке сбор и проверку документации для выдачи разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории города Мончегорска.

Осуществляет в установленном порядке проверку документов, осмотр объектов капитального строительства, оформляет разрешение на ввод в эксплуатацию объектов строительства, реконструкции, всех форм собственности, расположенных на территории города Мончегорска.

Проводит проверку соответствия проектной документации градостроительному плану земельного участка, документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, другим сведениям информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по отношению к участку и объекту проектирования.

Создает условия функционирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности:

Проводит мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем градостроительной деятельности, документированию, актуализации, обработке, систематизации, учету и хранению сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности на территории города Мончегорска.

Осуществляет сбор и размещение в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности сведений о документах территориального планирования, документации по планировке территории, правилах землепользования и застройки, проектной документации.

Осуществляет подготовку проектов постановлений администрации города Мончегорска об установлении нумерации домов, определении местоположения объектов в городе Мончегорске, решений Совета депутатов города Мончегорска о присвоении наименований жилым и промышленных районам, улицам, площадям, скверам и другим градообразующим элементам города Мончегорска.

Обеспечивает создание и ведение геодезической и картографической основы территории города Мончегорска (исполнительный генплан города Мончегорска).

Организует формирование фондов инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий города Мончегорска.

Обеспечивает участников градостроительной деятельности (застройщиков, проектировщиков, подрядчиков) топографическими и съемочными материалами и подосновами, геологическими данными.

Участвует в проведении работ по инвентаризации земель и других объектов недвижимости на территории города Мончегорска.

Регулирует отношения в сфере рекламы в соответствии с законодательством:

Разрабатывает, проводит согласование и готовит на утверждение схему размещения рекламных конструкций. Вносит изменения в схему размещения рекламных конструкций в соответствии с законодательством.

Проводит проверку наличия и правильности оформления документации, прилагаемой к заявлениям о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, подготавливает разрешения на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, контроль за соответствием установленной рекламной конструкции утвержденному проекту, эскизу, месту размещения, за состоянием рекламных конструкций, выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.

Обеспечивает деятельность межведомственных комиссий:

Организует работу комиссий по перепланировке и переустройству жилых помещений, по приемке выполненных работ, ведет по ее работе делопроизводство, подготавливает разрешения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений либо об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.

Организует работу комиссии по правилам землепользования и застройки, ведет по ее работе делопроизводство, подготавливает соответствующие постановления.

Оказывает муниципальные услуги в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и муниципальными правовыми актами.

По организационным и иным вопросам:

Оформляет разрешения (ордера) на производство земляных работ, контролирует выполнение исполнительной съемки после прокладки инженерных коммуникаций, осуществляет контроль за восстановлением нарушенного благоустройства.

Участвует в разработке и реализации программ социально-экономического развития территории города Мончегорска.

Осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам архитектуры и градостроительства в пределах своей компетенции.

Проверяет землеустроительную документацию в отношении разрешенного использования территории, ограничении прав по использованию земельных участков, сервитутов.

Рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции.

Организует конкурсы на разработку градостроительной документации, архитектурное оформление по благоустройству территории города Мончегорска.

Составление статистической отчетности по вопросам входящим в компетенцию отдела.

Комплексное развитие территорий — одно из важнейших направлений социально-экономического развития России. При бурно развивающемся строительстве возникает много как правовых, так и социальных проблемных вопросов. Преподаватель юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Башарин на вебинаре Legal Academy рассказывает об истории его возникновения КРТ, анализирует законодательство, связанное с ним, и другие вопросы правоприменительной практики.


История

В конце 2020 года приняли Федеральный закон № 494 о внесении изменений в градостроительный кодекс, который существенными способом преобразил комплексное развитие территорий. В это же время был подписан указ о национальных целях развития страны, ориентированный, в том числе, на повышение качества строительства.

При этом комплексное развитие территорий не является новым институтом. Постановление о проекте комплексного освоения территорий в сфере жилищного строительства приняли еще в 2007 году. Государство брало на себя обязательство по софинансировании инфраструктуры.

В 2016 году закон №373 ввел понятие комплексного и устойчивого развития. Однако он касался только тех объектов, которые осваивались по инициативе правообладателя или государства. В 2019 году все институты в рамках КРТ консолидировали.

Понятие комплексного развития территорий

Комплексное развитие территорий — это деятельность, направленная на создание благоприятных условий существования населения. В рамках этого направления создаются не только конкретные объекты, но и инфраструктура. Застройщик не только реализует сам проект, но также занимается бумажной работой и готовит необходимую документацию.

Какие цели у КРТ:

  • содействие в создании объектов социально-транспортной инфраструктуры,
  • повышение доступности таких объектов для населения
  • создание мест обслуживания, мест труда
  • повышение эффективности использования территорий
  • привлечение внебюджетных источников

При реализации данной концепции высчитывается индекс качества городской среды. Учитываются разнообразие функций в жилой зоне, доля озелененных территорий, обеспеченность инженерными системами и многое другое.

Виды КРТ

В рамках Градостроительного кодекса можно выделить четыре категории:

  • жилая застройка (осуществляется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых расположены многоквартирные дома)
  • нежилая застройка (реализуется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых осуществляется капстроительство и отсутствуют многоквартирные дома, жилые дома, ИЖС, садовые дома и тд)
  • незастроенная территория (осуществляется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых находятся земельные участки, не обремененные правами третьих лиц)
  • застройка по инициативе правообладателей

Решение о КРТ включает виды разрешенного участка, перечень объектов культурного наследия, подлежащие сохранению или сносу, предельные параметры разрешенного строительства, сведения о границах, территории, подлежащей комплексному освоению.

Градостроительная документация

  • готовится на основании решения о комплексном развитии территории
  • в ней должна быть допустимость подготовки документации по планировке территорий одновременно с корректировкой Генплана
  • ранее утвержденная документация теряет силу при разработке ДПТ. Это большая льгота для всех
  • подготовка документации является обязательной, без нее нельзя получить ни градостроительный план, ни разрешение на строительство.

Правила землепользования и застройки подразумевают расширенный состав градостроительных регламентов в границах территории, которая подлежит комплексному освоению. Они включают в себя, например, обеспеченность инфраструктурой. Решение о КРТ может быть принято и в границах территории, которая не отображена в этих правилах.

Комплексное развитие территорий — драйвер новых подходов в градостроительстве. Благодаря КРТ появилось такое понятие как мастер-план. Он представляет собой результат комплексной градостроительной проработки территории, на которой требуется устранение проблем, связанных, например, с ветхим аварийным жильем. Положения мастер-плана является основой для института комплексного развития. Этот объемный документ включает в себя как регламентацию, так и проектные решения по территории.

По его словам, в рамках КРТ подготовку документации заметно упростили. При этом власти сохранили все гарантии, включая публичные слушания.

КРТ жилой застройки

Решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении одного или нескольких кварталов, и даже микрорайонов.

При этом некоторые объекты не могут изъять для государственных нужд. Это участки, предназначенные для объектов федерального значения и территории, на которых расположены многоквартирные дома, не попадающие под критерии КРТ.

Если комплексное освоение реализуется правительством, регионом или муниципалитетом, путь к принятию концепции упрощается. В случае с инвестором проводятся торги и заключается договор. Далее идет подготовка проекта, его согласование, опубликование, проведение публичных слушаний, утверждение документации, определение этапов реализации и мероприятия по проектированию.

Для включения многоквартирных домов в программу проголосовать за нее должно не менее 2/3 собственников. Чтобы отказаться от комплексного освоения, достаточно 1/3 жильцов. Лектор напоминает, что собственник вправе получить другое помещение взамен того, которое у него будет изъято, и оно должно быть равнозначным. Это касается аварийных МКД.

КРТ нежилой застройки

В границы нежилой застройки нельзя включать многоквартирные дома, дома блокированной застройки, объекты ИЖС, садовые объекты и многое другое.

Есть три варианта реализации: властью, инвестором (тут заключается договор и проводятся торги) и правообладателем.

Алексей Башарин отмечает, что осуществить КРТ нежилой застройки сложно в отношении территорий, на которых расположены исторические здания. Кроме того, нет правоприменительной практики по изъятию земельных участков для реализации комплексного подхода в этой сфере.

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Есть перечень объектов, которые не могут быть изъяты при комплексном развитии территории. Например, новый многоквартирный дом. Проблема в том, что правоприменительная практика по изъятию земельных участков в этой сфере отсутствует в принципе. Также не определен и механизм возмещения убытков правообладателям, у которых изымаются участки, используемые на основании договоров аренды. На данный момент изъятия рассматриваются как исключительная мера, без которой не обойтись.

КРТ незастроенной территории

Этот вид осуществляется в отношении земельных участков (ЗУ), находящихся в публичной собственности. ЗУ предоставляются лицу, которое заключило договор без проведения торгов. Существует общая нехватка земельных участков, где осуществлена градостроительная подготовка, поэтому застройщику грозят высокие затраты.

КРТ по инициативе правообладателя

Осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков, расположенных в границах комплексного развития территории. В них могут быть включены ЗУ в публичной собственности, если:

  • есть согласования с органами федеральной власти, исполнительной власти и тд.
  • целью включения является размещение объектов социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры
  • отсутствуют права третьих лиц на участок
  • ЗУ являются смежными по отношению к одному или нескольким участков правообладателей

Дополнительные гарантии в рамках осуществления КРТ

Лица, подписавшие договор, могут заключить соглашение о поощрении капиталовложений, но объем вложений должен быть не менее 250 млн рублей. СЗПК как инструмент применяется только в рамках комплексного развития территории. Его нельзя заключить в иных видах строительной деятельности. То есть комплексное освоение является своеобразным ключом, который открывает доступ к преимуществам, которые дает соглашение.

Затраты на создание инфраструктуры могут быть компенсированы за счет механизма инфраструктурных облигаций. КРТ не исключает возможность применения других инвестиционных механизмов, существует возможность их интеграции непосредственно в договор. Также можно получить земельные участки без проведения торгов, а через субсидии на возмещение понесенных расходов.

Читайте также: