Какой орган осуществляет координацию и общее руководство системным комплексом

Обновлено: 25.06.2024

До 90-х годов прошлого столетия устранение последствий техногенных катастроф и природных бедствий поручалось силам гражданской обороны (ГО). Но радиационная трагедия на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, железнодорожная катастрофа в Башкортостане, взрыв в Арзамасе и другие многочисленные ЧС вскрыли серьезные недостатки этой структуры, что и потребовало проведения в ней кардинальных преобразований в целях более оперативного и качественного реагирования на ликвидацию ЧС.

С этой целью Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1990 года № 606 создало Российский корпус спасателей. Ему предписывалось прогнозирование, предотвращение, ликвидация последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других ЧС, а также координация деятельности сил и средств различных министерств и ведомств в ЧС. Позже в 1991 году корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет по ЧС, а в 1994 году Указом Президента Российской Федерации в Министерство РФ по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МЧС России). День 27 декабря в России был объявлен Днем спасателя.

Однако для осуществления в стране всего комплекса задач, связанных с предупреждением и ликвидацией ЧС, недостаточно было одного федерального органа исполнительной власти. Требовалась государственная система, объединяющая в себе все необходимые органы управления, силы и средства для противодействия ЧС, создаваемые на разных уровнях. Такая система была создана в апреле 1992 года постановлением Правительства России в виде Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а в декабре 1994 года преобразованная в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Цель создания РСЧС – объединение усилий органов исполнительной власти всех уровней, руководителей организаций, предприятий и учреждений по созданию сил и средств для проведения эффективной деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание им методической помощи и осуществление координационных функций при работах в очагах различных ЧС по ликвидации их последствий.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий в ЧС;

- разработка и выполнение целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования объектов экономики в этих условиях;

- обеспечение готовности органов управления, медицинских сил и средств различных министерств и ведомств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка информации в области защиты населения и территорий от ЧС, обмен ею и выдача практических рекомендаций по организации работы аварийно-спасательных формирований;

- подготовка различных категорий населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий в ЧС;

- ликвидация последствий ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

- международное и межтерриториальное сотрудничество в области защиты от ЧС.

Управление РСЧС (рис. 1) представлено органами исполнительной власти различных уровней с создаваемыми ими силами и средствами для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, защите населения и территорий от них. Общее руководство РСЧС осуществляет Правительство РФ, а непосредственное – МЧС России. РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, создаваемые на 5-ти уровнях (федеральном, окружном, субъектовом, муниципальном и объектовом).

Рис. 1. Структура управления РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаютсяв пределах территорий субъекта РФи состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Звенья создаются в муниципальных образованиях с элементами функциональных подсистем.




Функциональные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти, имеющими в своем составе органы управления, силы и средства, объединенные в профильные службы, для решения задач по защите населения и территорий в ЧС. На федеральном уровне создаются следующие службы:

- медицины катастроф на базе Минздравсоцразвития России

- служба санитарно-эпидемиологического надзора – Роспотребнадзора;

- охраны общественного порядка – МВД России

- противопожарная – МЧС России;

- спасательная – МЧС России;

- мониторинга ЧС – МЧС России.

- защиты животных и растений – Минсельхоза России;

- мониторинга окружающей среды – Росгидромета;

- экологической безопасности – Госкомэкологии России;

- противопаводковая – Минприроды России;

- резерва и материальных ресурсов – Росрезерва;

- поиска и спасения на море – Минтранса России;

- транспортная – Минтранса России;

- защиты лесов от пожаров и вредителей растительности – Рослесхоза;

Аналогичные службы создаются и на других территориальных уровнях.

Каждый уровень РСЧС имеет постоянно действующие органы повседневного управления (рис. 2) и координирующие органы (рис. 3), которые уполномочены решать задачи в области защиты населения и территорий в ЧС, а также имеющие в своем составе силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Рис. 2. Постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС

Повседневное управление РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, поддерживаемых в постоянной готовности к работе по предназначению. К пунктам управления относятся дежурно-диспетчерские службы, специализированные подразделения федеральных, субъектовых и муниципальных органов исполнительной власти.

Основным координирующим органом РСЧС на федеральном уровне определена межведомственная комиссия (МВК), задачами которой являются:

- формирование и проведение единой государственной политики по созданию и развитию сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация деятельности органов исполнительной власти в части разработки проектов законодательных актов, федеральных целевых программ по предупреждению ЧС, снижению и смягчению их последствий и других нормативных документов по вопросам, отнесенным к компетенции МВК;

- представление этих проектов в Правительство РФ для рассмотрения;

- подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиты территорий и населения страны в ЧС;

- определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

Рис. 3. Структура координирующих органов управления РСЧС

На субъектовом и муниципальном уровнях координирующими органами являются комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) органов исполнительной власти, решающие следующие задачи:

- разработка нормативных правовых актов, проектов целевых программ по защите территорий и населения в ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, создание и поддержание в готовности пунктов управления;

- создание финансовых, материальных и иных резервов на ЧС;

- организация взаимодействия с военным командованием и общественными организациями по предупреждению и ликвидации ЧС;

- сбор и обмен информацией о состоянии окружающей среды и об обеспечении устойчивой работы потенциально-опасных объектов экономики;

- руководство подготовкой должностных лиц органов управления, их сил и средств РСЧС, а также населения к действиям в ЧС.

На объектовом уровне КЧС (штабы ГОЧС) решают следующие задачи:

- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по устойчивому функционированию объекта, предупреждению ЧС, а в случае возникновения ЧС – ликвидации их последствий;

- организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС и проведению эвакуационных мероприятий;

- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

О Координационном центре Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2021 г. № 171

МОСКВА

О Координационном центре Правительства Российской Федерации

В целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) и реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Образовать Координационный центр Правительства Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Координационном центре Правительства Российской Федерации.

3. Организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного центра Правительства Российской Федерации осуществляется автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации".

4. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить необходимое взаимодействие с Координационным центром Правительства Российской Федерации в рамках своих компетенций и участие в его работе своих уполномоченных представителей на постоянной основе, включая разработку и принятие необходимых ведомственных правовых актов не позднее 31 марта 2021 г.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать необходимое взаимодействие с Координационным центром Правительства Российской Федерации, включая издание необходимых правовых актов не позднее 31 марта 2021 г.

6. Установить, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает создание, функционирование и развитие информационной системы управления инцидентами, аналитической информационной системы и иных информационных систем, используемых для обеспечения деятельности Координационного центра Правительства Российской Федерации, за исключением государственных информационных систем и иных информационных систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также поддержку пользователей таких информационных систем.

7. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить возможность передачи данных и интеграцию государственных информационных систем и иных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, содержащих информацию и данные, необходимые в рамках исполнения задач Координационного центра Правительства Российской Федерации, с информационными системами Координационного центра Правительства Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

8. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить передачу данных и интеграцию государственных информационных систем и иных информационных систем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащих информацию и данные, необходимые в рамках исполнения задач Координационного центра Правительства Российской Федерации, с информационными системами Координационного центра Правительства Российской Федерации.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 12 февраля 2021 г. № 171

ПОЛОЖЕНИЕо Координационном центре Правительства Российской Федерации

I. Общие положения

1. Координационный центр Правительства Российской Федерации (далее - Координационный центр) является постоянно действующим органом при Правительстве Российской Федерации, образованным в целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), проработки приоритетных задач Правительства Российской Федерации и выполнения выделенных проектов.

2. Координационный центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Настоящее Положение не распространяется на проектную деятельность, осуществляемую в рамках Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".

3. Стратегическое управление и общее руководство деятельностью Координационного центра осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.

4. Руководителем Координационного центра является Заместитель Председателя Правительства, определяемый Правительством Российской Федерации.

5. Заместителей руководителя Координационного центра, персональный состав функциональных групп, порядок организации работы Координационного центра, а также порядок взаимодействия органов исполнительной власти при выполнении задач, координируемых Координационным центром, и регламенты работы с инцидентами утверждает руководитель Координационного центра.

6. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"инцидент (штатная или нештатная ситуация)" - ситуация, возникающая в рамках деятельности органов государственной власти, требующая по указанию Председателя Правительства Российской Федерации или заместителей Председателя Правительства Российской Федерации немедленного реагирования и оперативного разрешения;

"приоритетные задачи Правительства Российской Федерации" - задачи, возникающие в рамках деятельности Правительства Российской Федерации, требующие по решению Председателя Правительства Российской Федерации или заместителей Председателя Правительства Российской Федерации оперативной проработки и принятия решения о реализации в проектном формате;

"выделенный проект" - комплекс взаимосвязанных и координируемых мероприятий, направленных на реализацию приоритетной задачи Правительства Российской Федерации, осуществляемый в условиях временных и ресурсных ограничений.

7. Основными задачами Координационного центра являются:

а) обеспечение немедленного реагирования и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в Российской Федерации, требующих координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

б) выработка предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;

в) управление реализацией приоритетных задач Правительства Российской Федерации в форме выделенных проектов в рамках необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

г) обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации оперативного доступа к необходимым данным информационных ресурсов, включая существующие государственные информационные системы, в целях использования достоверной информации при принятии решений Правительством Российской Федерации и в рамках исполнения задач, координируемых Координационным центром.

8. Координационный центр с целью выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

а) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Координационного центра;

б) осуществляет накопление и систематизацию опыта управления приоритетными задачами, выделенными проектами и инцидентами (штатными и нештатными ситуациями) в органах государственной власти Российской Федерации, осуществляет разработку типовых форм, планов, шаблонов, иных документов и соответствующих рекомендаций по их применению.

9. Координационный центр в пределах своей компетенции имеет право:

а) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций необходимые материалы, информацию и данные;

б) привлекать для участия в своей работе уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти;

в) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

г) направлять федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Координационного центра.

10. Решения Координационного центра, принимаемые в соответствии с возложенными на него задачами, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, представленных в Координационного центре и принимающих участие в процессе разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), проработке приоритетных задач Правительства Российской Федерации, реализации выделенных проектов.

11. По решению Координационного центра в целях решения и осуществления задач и функций Координационного центра могут формироваться рабочие группы Координационного центра, состоящие из числа членов Правительства Российской Федерации, членов Координационного центра, уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций.

II. Функциональная структура Координационного центра

12. Основными функциональными группами Координационного центра являются ситуационная группа, стратегическая группа и проектная группа.

Ситуационная группа

13. Ситуационная группа формируется в целях обеспечения немедленного реагирования и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в Российской Федерации, требующих координированного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.

Персональный состав и руководителя ситуационной группы утверждает руководитель Координационного центра по представлению заместителя руководителя Координационного центра.

В структуру ситуационной группы включаются временные подгруппы управления инцидентами, команда управления инцидентами, подгруппа уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, подгруппа мониторинга и анализа, подгруппа управления и развития информационных систем, обеспечивающих деятельность Координационного центра.

При необходимости формирования временных подгрупп управления инцидентами составы таких подгрупп определяются руководителем Координационного центра по представлению руководителя ситуационной группы.

14. В рамках своей работы ситуационная группа использует информационную систему управления инцидентами, информация из которой является обязательной для принятия решений и осуществления действий всеми участниками процесса управления инцидентами.

15. Ситуационная группа в целях выполнения возложенных на нее задач:

а) осуществляет регистрацию возникающих инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в информационной системе управления инцидентами в круглосуточном режиме;

б) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества и иных организаций информацию и данные, необходимые для предупреждения и разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), в режиме реального времени, в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

в) обеспечивает немедленное реагирование на возникающие инциденты (штатные и нештатные ситуации) путем реализации комплекса мер, предусмотренных регламентами работы с инцидентами;

г) организует и координирует процессы анализа, мониторинга и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в соответствии с их уровнем;

д) обеспечивает взаимодействие всех участников разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) при экспертно-аналитической поддержке в целях оперативного их разрешения;

е) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает бесперебойное функционирование и развитие информационной системы управления инцидентами и аналитической информационной системы;

ж) анализирует информацию, данные и формирует отчетность о ходе и результатах разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) для Правительства Российской Федерации;

з) осуществляет подготовку и актуализацию регламентов работы с инцидентами;

и) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и иных органов и организаций оценку необходимых ресурсов и источников финансирования для разрешения инцидентов;

к) при необходимости формирования временных подгрупп управления инцидентами обеспечивает условия для их создания и эффективной работы;

л) выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

Стратегическая группа

16. Стратегическая группа формируется в целях осуществления анализа и исполнения поступающих поручений по проработке приоритетных задач Правительства Российской Федерации, обеспечения выработки предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в соответствии с национальными целями и стратегическими направлениями развития Российской Федерации.

17. Персональный состав и руководителя стратегической группы утверждает руководитель Координационного центра по представлению заместителя руководителя Координационного центра.

В структуру стратегической группы включаются подгруппа стратегического анализа и моделирования, подгруппа организации и проведения стратегических сессий.

18. Стратегическая группа в целях выполнения возложенных на нее задач:

а) обеспечивает сбор, получение и анализ предложений и поручений по реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации;

б) в рамках вопросов, отнесенных к полномочиям Правительства Российской Федерации, осуществляет оценку предложений на соответствие национальным целям и стратегическим направлениям развития Российской Федерации;

в) в рамках вопросов, отнесенных к полномочиям Правительства Российской Федерации, осуществляет выработку предложений по стратегическим целям и определяет набор измеримых целевых показателей реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации, в том числе для рассмотрения на заседаниях Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам и его президиума;

г) обеспечивает выработку предложений по методам достижения целевых показателей реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации и определяет необходимые для этого промежуточные и итоговые результаты;

д) совместно с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет оценку необходимых ресурсов и источников финансирования для реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации;

е) обеспечивает сбор, анализ и представление всей необходимой информации в Правительство Российской Федерации для принятия решения о начале реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в формате выделенных проектов;

ж) обеспечивает взаимодействие с проектной группой в части получаемых предложений и поручений по реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации;

з) осуществляет мониторинг достижения целевых показателей и результатов выделенных проектов, выработку рекомендаций по их корректировке в случае необходимости;

и) организует и проводит при необходимости модерируемые стратегические сессии по приоритетным задачам Правительства Российской Федерации;

к) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

Проектная группа

19. Проектная группа формируется в целях обеспечения управления реализацией приоритетных задач Правительства Российской Федерации в формате выделенных проектов в рамках необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.

Персональный состав и руководителя проектной группы утверждает руководитель Координационного центра по представлению заместителя руководителя Координационного центра.

20. В структуру проектной группы включаются команды управления отдельными проектами, подгруппа развития методологии реализации проектов, подгруппа развития проектных компетенций и обучения, подгруппа мониторинга и формирования отчетности.

21. Проектная группа в целях выполнения возложенных на нее задач:

а) обеспечивает подготовку, планирование и организацию выделенных проектов, включая участие в оценке необходимых ресурсов для их реализации;

б) обеспечивает подбор и формирование межведомственных и межрегиональных проектных команд по реализации выделенных проектов, обеспечивает эффективность коммуникаций участников проектных команд;

в) организует и обеспечивает процесс реализации выделенных проектов;

г) осуществляет информационное сопровождение процесса реализации выделенных проектов;

д) осуществляет мониторинг реализации выделенных проектов, формирует необходимую отчетность для Правительства Российской Федерации;

е) обеспечивает разработку и совершенствование эффективных инструментов управления реализацией выделенных проектов;

ж) обеспечивает обучение межведомственных проектных команд федеральных и региональных органов власти новым инструментам работы в сфере проектной деятельности, осуществляет распространение успешных практик в сфере проектной деятельности;

з) осуществляет при необходимости координацию процесса разработки технологической архитектуры и модели данных выделенных проектов;

и) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на остальных уровнях комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне - МЧС России, на региональном уровне - региональные центры ГОЧС, на территориальном и местном уровнях - органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти или в их составе субъектов РФ и при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Органы управления РСЧС" в других словарях:

пункт управления РСЧС — Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют… … Справочник технического переводчика

пункт управления РСЧС — 2.2.26 пункт управления РСЧС: Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Пункт управления РСЧС — оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами и … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Оперативные группы органа управления РСЧС — нештатные органы управления, направляемые в район чрезвычайной ситуации с целями: оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки; подготовки предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации, использованию сил, средств … Словарь черезвычайных ситуаций

РСЧС — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Единая госу … Википедия

Организация управления в РСЧС — совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение… … Словарь черезвычайных ситуаций

Организация оперативного управления и реагирования в кризисных ситуациях — комплекс мероприятий, осуществляемых в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности. Решение на ликвидацию возникших… … Словарь черезвычайных ситуаций

Пункт управления — 22. Пункт управления часть установки по переработке ОЯТ, размещаемая в специально предусмотренных проектом помещениях и предназначенная для централизованного автоматизированного управления технологическими процессами, реализуемого оперативным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

орган управления — 2.4 орган управления: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или, в соответствующих случаях, сопровождающее лицо, если речь идет о прицепе) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Пункт управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения помещение, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами… … Словарь черезвычайных ситуаций

Марина Крицкая

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

  • Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
  • Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
  • Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.


  • Самый простой вид организационной структуры.
  • В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
  • Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
  • В структурах власти и ответственности существует ясность.
  • Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
  • Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
  • Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
  • Постоянная проблема — отсутствие специализации.
  • Начальник отдела может быть перегружен работой.
  • Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
  • Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
  • Решения принимаются одним человеком.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.


  • Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
  • Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
  • Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
  • При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
  • Среди сотрудников может возникать путаница.
  • У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
  • Слишком много уровней иерархии.
  • Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
  • Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
  • Решения могут приниматься слишком долго.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.


  • Высокая степень специализации.
  • Ясный порядок подчиненности.
  • Четкое понимание ответственности.
  • Высокая эффективность и скорость.
  • Отсутствие необходимости в дублировании работы.
  • Все функции одинаково важны.
  • Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
  • В центре внимания находятся люди, а не организация.
  • Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
  • По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
  • Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
  • Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.


  • Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
  • Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
  • Быстрое и легкое принятие решений.
  • Большая независимость у лиц, принимающих решения.
  • Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
  • Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
  • Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
  • Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
  • Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
  • Все единицы не могут быть равнозначными.
  • Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

  • Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
  • Они доступны клиентам.
  • Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
  • Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
  • Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
  • Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
  • Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
  • Принятие решений может вызывать конфликты.
  • Трудно определить производительность и эффективность.
  • Все рынки могут не рассматриваться как равные.
  • Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
  • Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
  • Географическая структура

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

  • Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
  • Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
  • Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
  • Отчеты по работе отдельных рынков.
  • Решения принимаются взвешенно.
  • Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
  • Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
  • Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
  • Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
  • Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
  • Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.


Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

  • Сотрудники не работают на временной работе.
  • Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
  • Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
  • Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
  • Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
  • Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
  • Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет полной власти.
  • Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
  • Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
  • Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: