Какой орган осуществляет исполнительную власть по конституции франции 1793 г

Обновлено: 04.07.2024

Проект Конституции в конце июня 1793 г. был принят Конвентом и одобрен народным голосованием - 1, 8 миллионов высказались за, против около 12 тыс. из семи миллионов избирателей. Для условий гражданской войны, которой тогда была охвачена Франция, (правительство на тот момент контролировало не более трети территории страны), такой результат мог считаться вполне удовлетворительным

Конституции 1793 г. предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которых не было в Декларации 1789 г. Учредительного собрания:

3. На общество возлагается обязанность помощи неимущим путем предоставления работы или пропитания.

4. Обязанность общества содействовать образованию всех граждан.

Тем самым якобинцы отмечали необходимость социальной помощи беднейшим слоям населения, хотя они не были социалистами и провозглашали неприкосновенность собственности. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла.

Якобинская Конституция 1793 года объявляла Францию (народной) республикой по форме правления, а по форме государственного устройства - унитарным государством. Характерными чертами этой республики являлись коллегиальность в принятии решений (большинством), выборность и кратковременное пребывание у власти всех должностных лиц, элементы прямой демократии (постоянный плебисцитарный механизм) в организации законодательной власти.

Конституция исходила из идей Руссо о непосредственном участии народа в законодательстве. Согласно Руссо верховная власть принадлежит народу и она неотчуждаема, то есть не может быть передана одному или нескольким лицам. Поэтому для принятия закона необходимо созывать народ. Руссо выступал за демократическую республику, в которой непосредственно правит народ, сходящийся на собрания. Осуществление этой идеи в рамках большого европейского государства представлялось проблематичным. Поэтому Конституция 1793 г. осуществила идею Руссо лишь наполовину. Она разработала особый механизм постоянных референдумов (плебисцитов) для утверждения законов.

Конституция устанавливала всеобщее, равное и прямое избирательное право. Возраст избирателей мужчин был снижен с 25 лет до 21 года, а имущественный ценз отменен. Выборы депутатов сделались прямыми, не двухступенчатыми, как по конституции 1791 г., избиратели выбирали непосредственно депутатов, а не выборщиков.

Конституция 1793 г. не признавала разделения властей. Государственными властями являлись Законодательное собрание и Исполнительный совет. Должностные лица исполнительной власти обязаны были подчиняться законодательной власти. Законодательная власть принадлежала однопалатному Законодательному собранию, избираемому на один год. Оно заседало постоянно в течение всего года.

Конституция вводила различие между законами и декретами. Законы предлагались Законодательным собранием и считались принятыми, если они не были опротестованы десятой частью первичных собраний избирателей более половины департаментов республики. В случае отклонения законопроекта собираются первичные собрания избирателей, которые и принимают окончательное решение о судьбе законопроекта- утвердить или отклонить. Законы считаются выражением воли народа, пока народным голосованием не будут отклонены. Декреты как распоряжения, касающиеся отдельных случаев и лиц, издавались Законодательным собранием, то есть они имели окончательную силу и не подлежали народному голосованию.

Между Законодательным собранием и должностными лицами Конституция поставила Исполнительный совет из 24 лиц, назначаемых Законодательным собранием из числа 83 кандидатов, представленных департаментскими собраниями избирателей. Члены Совета не осуществляли сами непосредственно исполнительную власть. Они назначали главных должностных лиц администрации и контролировали их.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Декларация прав человека и гражданина и конституционный акт, как составляющие Конституции 1793 года. Демократические принципы организации государства. Законодательный корпус как орган законодательной власти. Административно-распорядительное управление.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.11.2008
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Декларация прав человека и гражданина 1793 года. 4

3. Конституционный акт 1793 года. 8

4. Заключение. 10

5. Список литературы. 11

Конституция 1793 года, выработанная якобинцами, не стала действующей. Но без нее не может быть должного представления о якобинской диктатуре и ее целях.

Декларация прав человека и гражданина 1793 г.

Названные принципы должны были стать основой государства, которому предстояло быть гарантом провозглашенных прав и свобод.

Исключительное внимание уделялось праву собственности: никто не может быть лишен ни малейшей части собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь при условии справедливости и предварительного возмещения (ст. 19). Декларация дает определение собственности как права каждого гражданина пользоваться и распоряжаться по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами труда и промысла (ст.16). Так же как и в 1789 г., не проводились различия между отдельными видами собственности, что создавало видимость равной имущественной защиты всех.

Декларация прямо говорит об обязанностях общества давать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать народному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Конституционный акт 1793 г.

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в конституционном акте, устанавливавшем государственный строй. Представшая на утверждении первичных собраний избирателей Конституция 1793 г. была одобрена голосами 1800 тыс. человек (против 11 тыс.).

Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течении одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст. 4).

В духе идей народного суверенитета Руссо предусматривалось участие рядовых граждан в законотворчестве, в связи с чем вводилась законодательная плебисцитарная система. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их предметом были наиболее важные сферы законодательства: гражданское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т.д. (ст. 54).

Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовались в составе 200-600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс одна десятая первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, проект считался принятым и становился законом. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным.

Законодательный корпус получил также право издания декретов, не требующих последующих плебисцитов. Их предметов было все, выходящее за рамки законов.

Как и в конституции 1791 года, члены законодательного корпуса пользуются депутатской неприкосновенностью. Законодательный корпус образуется прямым голосованием народа на его первичных собраниях в кантонах. Каждый избранный в законодательный корпус считается представителем всей нации, а не той группы населения, которая его избрала. В этом отношении, как и в других, якобинская конституция строго придерживалась принципа единства и централизации, противодействуя всяким местническим тенденциям.

Текущее административно-распорядительное управление вручалось исполнительному совету, который образовался следующим образом: собрание выборщиков каждого департамента выдвигало по одному делегату; из назначенных таким путем 83 кандидатов (по числу департаментов) Законодательный корпус избирал 24 члена исполнительного совета, половина из них подлежала ежегодному переизбранию. Исполнительному совету, действовавшему строго в границах принятых законов и декретов, предстояло руководить деятельностью всех ведомств (министерств), координировать и контролировать ее, назначать высших должностных лиц во все ведомства.

Конституция устанавливает выборность местных органов власти.

Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Ванде и других местах) побудили Конвент отсрочить введение в действие конституции до заключения мира.

Новая декларация, прежде всего, провозглашает, что целью общества является общее счастье, а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.

Новая декларация более радикально по своему характеру. Но и она остается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса буржуазии.

Конституция 1793 года представляет собой законодательное выражение идей радикальной части мелкой буржуазии и является наиболее демократичной из всех конституций французской буржуазной революции, хотя этот демократизм был все же урезанным.

Подобные документы

Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г. Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры, Конституция 1793 г. Основные этапы развития Франции в 1795-1870 годах.

лекция [27,5 K], добавлен 25.03.2011

Приход к власти якобинцев. Якобинская Конституция 1793 года, принятие декретов. Организация революционной власти, направления и основные принципы ее реализации. Крах Якобинской диктатуры во Франции, его основные причины и исторические предпосылки.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 12.07.2012

Характеристика Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, основные предпосылки ее принятия. Демократические принципы Конституции США. Власть народа, гарантии прав и свобод человека. Федерализм и суверенитет, система сдержек и противовесов.

курсовая работа [96,2 K], добавлен 27.04.2013

Причины кризиса системы государственной власти и оценка социально-экономической ситуации во Франции накануне конституционного периода Великой французской революции. Переход от генеральных штатов к Конституции 1791 года, принятие Декларации 1789 года.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 09.11.2013

Конституции и их виды. Конституция Российской Федерации как основной закон государства. Закрепление и гарантия прав и свобод человека и гражданина. Вынесение на всенародное голосование. Особенности принятия Конституции РФ 1993 г., ее основные черты.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 07.05.2014

Популярность конституционной идеи во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. как устои нового правопорядка. Конституция 1791 г. как новый шаг на пути закрепления политико-правовых порядков. Государственный строй Франции по Конституции.

реферат [24,8 K], добавлен 13.01.2010

Понятие прав и свобод человека и гражданина. Личные права и свободы человека и гражданина в системе правового статуса человека. Анализ статей Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и Международных пактов 1966 года, статей Конституции РФ.

Конституция 1793 г. ( французский : ACTE Constitutionnel Du 24 Juin 1793 ), также известная как Конституция года I или Конституция горцев , была второй конституцией ратифицирована для использования во время Французской революции под Первой Республикой . Разработанный монтаньярами , в основном Максимилианом Робеспьером и Луи Сен-Жюстом , он был предназначен для замены конституционной монархии 1791 года и конституционного проекта жирондистов . [1] С масштабными планами на Новый документ обещал значительный отход от относительно умеренных целей Революции в предыдущие годы в отношении демократизации и перераспределения богатства .

Однако радикальные положения Конституции так и не были реализованы. Правительство наложило на него мораторий якобы из-за необходимости использовать чрезвычайные военные полномочия во время Французской войны за независимость . Те же самые чрезвычайные полномочия позволили бы Комитету общественной безопасности вести Террористическое правление , и когда этот долгий период ожесточенной политической борьбы закончился, конституция была признана недействительной из-за ее связи с побежденным Робеспьером. В термидорианской реакции от него отказались в пользу более консервативного документа - Конституции 1795 года .

Содержание

11 декабря 1792 года Бриссо, Петион де Вильнёв, маркиз де Кондорсе, Верньо, Женсонне, Т. Пейн, Сийес, Барер и Дантон получили задание подготовить новую конституцию. Первые шесть человек были жирондистами и врагами Робеспьера. [2] 19 декабря Barère представил свой первый отчет. 15 февраля 1793 г. они представили на съезде проект. 27 февраля Робеспьер пригласил якобинцев изучить проект. 15–17 апреля Конвент обсудил Декларацию прав человека и гражданина 1793 года , французский политический документ, предшествовавший первой республиканской конституции этой страны. 19 апреля Робеспьер выступил против статьи 7. 22 апреля в Конвенции обсуждалась статья 29: право на сопротивление . [3] 24 апреля Робеспьер предложил несколько важных изменений в собственности . 27 апреля Робеспьер зачитал Декларацию в Якобинском клубе.

Работа заняла восемь дней. [5] Полный конституционный документ был представлен съезду 10 июня 1793 года. [4] Впоследствии он был принят этим органом 24 июня и вынесен на публичный референдум . [6] [7] Благодаря всеобщему избирательному праву мужчин голосование стало громкой народной победой новой конституции, которую одобрили 1 784 377 человек из примерно 1 800 000 избирателей. [8]

Конституция расширила Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, добавив к ней несколько прав: она провозгласила превосходство народного суверенитета над национальным суверенитетом . Он добавил несколько новых экономических и социальных прав, в том числе право на объединение , право на работу и общественную помощь , право на общественное образование , право на восстание (и обязанность восстать, когда правительство нарушает права народа) и отмену рабства. Все это записано в так называемой Декларации прав человека и гражданина 1793 года .

Разделы с 7 по 44 определяют суверенные полномочия народа, первичных собраний, национального представительства, избирательных собраний и законодательного органа. Первичные собрания должны были состоять из 200-600 человек, каждый из которых представлял отдельный кантон, которые голосовали за принятие законов, предложенных Законодательным органом, отбирали депутатов в Национальное представительство и отбирали избирателей в избирательные собрания. В Конституции четко указано, что представительство будет определяться только населением, а не группами (как в Генеральных штатах, в которых каждое сословие имело свое отдельное представительство). В случае равного количества голосов в Национальном представительстве, самый старший член дает право на равное количество голосов.

В разделах 45–52 изложены конкретные процедуры, которым должен следовать Законодательный орган, с указанием кворума в 200 членов.

Разделы 62–74 касались исполнительной власти, которая должна была быть передана в руки исполнительного совета из 24 членов, назначаемого Избирательным собранием. Эти члены должны были назначать агентов на высшие административные должности Республики.

Конституция предписывает отношения между Исполнительным советом и Законодательным органом, управляющим муниципалитетами. Он также установил поведение системы гражданского правосудия, предписывающей избирать арбитров и чтобы граждане могли выбирать арбитров для своего дела, и системы уголовного правосудия, предусматривающей суд присяжных и представление обвиняемых. В нем указывалось, что ни один гражданин не будет освобожден от налогов, и установлены правила военного руководства, поведения и международных отношений.

В Революционерах 1848 были вдохновлены этой конституцией, и после 1870 года она перешла в идеологию Третьей республики , а также. Этот документ представляет собой фундаментальный и исторический сдвиг в политических приоритетах, который во многом способствовал дальнейшим демократическим институтам и развитию.

1. Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.

2. Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры. Конституция 1793 г.

3. Основные этапы развития государства во Франции в 1795-1870 годах

Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.

Во второй половине ХVIII в. во Франции были налицо все признаки кризиса и разложения феодального строя; зародившимся в недpax феодализма капиталистическим производственным отношениям были тесны рамки абсолютной монархии.

Расширение внутреннего рынка упиралось в натуральное хозяйство крестьянина: надо было ликвидировать феодальные отношения в деревне - феодальную собственность на землю дворян, общинное землепользование у крестьян, личные и поземельные повинности крестьян, лишающие крестьян возможности расширять производство. В этом были заинтересованы как крестьяне, так и торгово-промышленная буржуазия. Совершенствование производства, свобода предпринимательской деятельности и торговля тормозилась мелочной регламентацией, цеховыми и корпоративными ограничениями. В ликвидации цехового строя были заинтересованы как промышленная буржуазия, так и пролетариат. Торговая буржуазия также нуждалась в отмене внутренних таможенных сборов, в ликвидации торговых монополий, в установлении единого и свободного рынка, единой системе мер, весов, банковского кредита, единой правовой системе.

Третье сословие в целом требовало равного налогообложения, гласного суда, местного самоуправления.

В политической сфере недовольство вызывало опора абсолютной монархии на самые реакционные круги дворянства и духовенства и отсутствие перспектив реформ в социально-экономической и политической областях в связи с рядом отставок министров, предлагавших такие реформы. Сыграли свою роль и торгово-промышленные кризисы и неурожаи. В конце 80-х годов ХVIII в. они усилили недовольство третьего сословия и ослабили финансовое положение государства.

В отличие от английской революции ХVII в. французская имела собственную светскую революционную идеологию, основанную прежде всего на учении французских философов-просветителей о народном суверенитете, разделении властей, естественных прав и свобод человека.

В начале 1789 г. король Людовик ХVI был вынужден созвать Генеральные штаты. Несчастья, порожденные реакционным политически режимом, спелись к этому времени в единый клубок: казна настолько опустела, что не стало денег для выплаты жалования чиновникам и офицерам; торговый договор с Англией выгодный одному дворянств: привел к разорению промышленников и массовой безработице; в деревне царил голод - следствие неурожаев, рутинной техники земледелия, разорительных поборов.

Генеральные штаты состояли, как и прежде из трех сословий и поэтому король не видел для себя особой опасности, но третье сословие решило реализовать на практике свои требования, пользуясь нуждой правительства в утверждении новых налогов.

Основную массу депутатов третьего сословия составили представители французской буржуазии, в том числе: 158 судей, 80 купцов, 50 промышленников, адвокаты, некоторые аристократы и священники.

Просвещенные, активные, опиравшиеся на наказы своих избирателей, все эти депутаты смогли захватить руководство революцией - на протяжении ее первых двух лет. Сломив сопротивление двора сословия стали заседать не раздельно, как было прежде, а вместе. Решения принимались не по большинству голосов сословий, а по большинству голосов депутатов. Это было первой из наиболее важных побед третьего сословия над королем, духовенством и дворянством.

В ответ на попытку короля распустить Генеральные Штаты депутаты третьего сословия с частью делегатов от дворянства и духовенства объявляют себя Национальным собранием, а 9 июля 1789 г. - Учредительным Собранием. Начался первый этап революции, продлившийся до 10 августа 1792 г.

В ответ на попытку короля разогнать Учредительное собрание в Париже началось восстание, символом победы которого стало взятие крепости-тюрьмы Бастилии 14 июля 1789 г.

В итоге Учредительное собрание становится органом верховной власти во Франции. В его составе преобладают представители либерального дворянства и крупной торгово-финансовой буржуазии (сторонники ограниченной монархии - фельяны).

В течение 1789-1791 гг. Учредительное собрание принимает ряд важнейших законодательных актов:

- аграрные декреты 4-11 августа упразднившие феодальную собственность на землю, личные повинности крестьян и все феодальные институты;

- Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.;

- декреты о национализации и распродаже земель церкви;

- введены избирательные цензы, поделившие всех французов на активных и пассивных граждан;

- закон о запрете всех феодально-сословных и профессиональных корпораций и союзов (закон Ле-Шапелье);

- Конституция Франции от 3 сентября 1791 г.

Основными из них были Декларация прав человека и гражданина, 1789 г. и Конституция 1791 г.

- Человек - существо от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами (свобода - т.е. делать все, что не причиняет вреда другому);

- собственность (неприкосновенность частной собственности);

- безопасность (неприкосновенность личности);

- сопротивление угнетению (право на восстание);

- Государственная власть есть выражение национального суверенитета: любая власть может быть только от народа.

- Закон - есть выражение общей воли;

- Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в управлении государством;

- Всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.

- Предоставляются свободы слова и печати.

- В праве должны действовать следующие принципы:

- все что не воспрещено законом то дозволено,

- никто не может быть наказан иначе как в силу закона,

- принцип презумпции невиновности.

Таким образом, в принятом акте были продекларированы те цели и задачи, которые ставило перед собой третье сословие в революции.

Конституция принятая 3 сентября 1791 г. закрепила сложившиеся за 2 года революции политико-правовые порядки. Но король отказался ее утвердить. Положение конституционного монарха его не устраивало. Он рассчитывал выиграть время и покончить с революцией. Его братья, возглавив дворян-эмигрантов, готовили армию вторжения у самых границ Франции (в немецком городе Кобленце), им помогали правительства Пруссии, Австрии, Англии. Король пытался бежать из Парижа, но был арестован и возвращен. Парижские республиканцы попытались подписать массовую петицию с требованием ликвидации монархии. Но это не удалось, однако, напугало короля, который утвердил Конституцию, которая имела следующие основные положения:

1. В области прав человека и общих вопросов:

отменялись сословные отличия и дворянские титулы; ликвидировались цехи и ремесленные корпорации;

упразднялась система продажности и наследования государственных должностей и другие феодальные пережитки;

к правам и свободам изложенным в Декларации 1789 г. были добавлены: свободы передвижения и мирных собраний; обращения к властям; вероисповедания;

введение частично бесплатного начального образования;

частичная социальная помощь сиротам, инвалидам, безработным.

2. В области государственного управления и судопроизводства:

исполнительная власть принадлежала королю (верховный главнокомандующий, поддерживал дипломатические отношения, утверждал объявление войны);

король назначал и увольнял министров, руководил их действиями;

-король имел право отлагательного вето в отношении решение Законодательного собрания, кроме актов финансового или конституционного характера;

королевские указы требовали обязательной подписи соответствующего министра;

законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным законодательным Собранием, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем;

относительно Собрания в Конституции содержались следующие положения: о гарантии созыва депутатов и начале работы собрания, депутаты Собрания не могли подвергаться преследованиям за выраженные мысли или за действия, совершенные ими при выполнении своих депутатских обязанностей, оно имело право ежегодно устанавливать налоги, а министры были обязаны отчитываться в расходовании государственных средств, оно могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершенные ими преступления, только Собрание обладало правом законодательной инициативы, принятия законов, объявления войны; Конституция закрепила новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа),кантоны (районы); местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право отменять распоряжения администрации департаментов и отстранять ее чиновников от должности;

Конституция делила всех граждан на активных (тех кто имел избирательное право) и пассивных (тех кто не имел этого права).

К активным гражданам относились мужчины старше 25 лет, проживающие определенное время в одном месте, уплачивающие прямой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней, не являющиеся домашними слугами и включенные в список Национальной гвардии муниципалитета;

выборы в Законодательное Собрание были двухстепенными:

первичные собрания активных граждан избирали выборщиков, которые на департаментских собраниях избирали депутатов. Для выборщиков был еще более высокий имущественный ценз - доход или аренда имущества, равные стоимости 100 - 400 рабочих дней (в зависимости от местности);

1/3 Законодательного собрания избиралась в соответствии с размерами территории; 1/3 - пропорциональности численности активных граждан; 1/3 - в соответствии с суммой уплачиваемых налогов;

Конституция не распространялась на колонии Франции.

В результате введения в действие Конституции 1791 г. во Франции была установлена конституционная монархия носившая дуалистический характер.

Узаконив новый порядок, Учредительное Собрание свою миссию посчитало выполненной.

В апреле 1792 года началась война между Францией и Австрией, к которой присоединилась Пруссия. Французская армия стала терпеть поражение за поражением. Враг продвигался к Парижу. Политическая ситуация делала возможным свержение монархии, чем и воспользовались сторонники республики.

Попытка королевской семьи бежать за границу, ухудшение социально-экономического положения страны и прежде всего Парижа вызвало восстание 10 августа 1792 г., в результате которого к власти приходит средняя и мелкая торгово-промышленная буржуазия ( т.н. жирондисты).

Законодательное Собрание было вынуждено издать закон о созыве нового представительного органа - Национального Конвента, выборы в который проходили на основе всеобщего мужского избирательного права (кроме лиц, находящихся в услужении).

- новый аграрный закон, отменивший выкуп поземельных повинностей;

- упразднение королевской власти и объявление Францию республикой (сентябрь 1792 г.).

В итоге во Франции была установлена Первая республика и устранены все пережитки феодализма в сельском хозяйстве кроме общинного землевладения у крестьян.

Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры. Конституция 1793 г.

Серьезнейшие политические изменения, продолжающаяся война с антифранцузской коалицией европейских стран, экономический кризис резко снизили уровень жизни парижского населения, обострили социально-экономические противоречия.

Наиболее важными были аграрные декреты якобинцев, принятые в июне 1793 г.: о продаже конфискованных земель мелкими участками и в рассрочку и о разделе общинных земель, если за это выскажется хотя бы 1/3 жителей общины. Благодаря этому капитализм в сельском хозяйстве Франции стал развиваться на основе мелкой частной земельной собственности.

Учитывая интересы городских низов Парижа якобинцы в июле 1793 г. ввели смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости; в сентябре 1793 г. был введен максимум цен и зарплаты.

Благими пожеланиями якобинского Конвента стали декреты о бесплатном распределении среди нуждающихся конфискованного имущества, о введении системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков, об отмене рабства в колониях.

При диктатуре якобинцев законодательная власть принадлежала Национальному Конвенту из которого были изгнаны противники якобинцев. Он стал постоянно действующим органом и принял большое количество законов.

Исполнительную власть осуществлял Комитет общественного спасения, роль которого возросла с июля 1793 г., когда его руководителем стал Робеспьер, в состав Комитетавошли его ближайшие соратники – Кутон и Сен-Жюст.

Для укрепления власти по всей стране (хотя 60 из 83 департаментов Франции не признали власть якобинцев) в провинцию и в армию стали направляться комиссары Конвента из числа его депутатов с чрезвычайно широкими полномочиями. Они осуществляли контроль за исполнением декретов Конвента и могли отстранять от должности любых чиновников и генералов. Очень часто комиссары брали на себя непосредственное административное и военное руководство.

Т.к. не все местные органы власти, даже подчиняющиеся якобинцам применяли репрессивные методы управления, то Законом 4 декабря 1793 г. из ведения администрации департаментов были изъяты важнейшие вопросы, относящиеся к революционным законам и мерам управления и общественного спасения.

В каждой коммуне и ее секциях избирались специальные революционные комитеты, которые последовательно проводили политику центра в провинции.

Важное место в системе якобинской диктатуры занимали различные общества и клубы и прежде всего Якобинский клуб в Париже.

Так как добровольцев в армию шло мало, то в августе 1793 г. якобинцы приняли декрет о всеобщем ополчении, по которому армия формировалась на основе обязательного набора. Причем армия применялась не, только в борьбе с внешними врагами, но и при подавлении антиякобинских выступлений (в Лионе, Вадндее и других).

Важнейшую роль в диктатуре играл Комитет общественной безопасности, которому подчинялись полиция и революционные комитеты на местах.

Наделенный правом расследования, ареста и суда этот комитет, как и его структура, довольно часто злоупотребляла своей властью.

Чрезвычайно активную роль в системе органов якобинской диктатуры играл революционный трибунал, куда судьи, присяжные заседатели, обвинители назначались конвентом. За все преступления, которые рассматривал трибунал, назначалась смертная казнь.

Постепенно диктатура якобинцев стала все больше превращаться в диктатуру Робеспьера, что ярко проявилось в казнях как правых якобинцев (Дантона и других), так и левых - Шометта, Эбера и их сторонников.

Политика откровенного террора с целью сохранить власть оттолкнула от якобинцев всех, кто их вначале поддерживал. Поэтому довольно легко удался переворот 9 термидора, когда 27 июля 1794 года по приказу Конвента Робеспьер и его соратники были арестованы и вскоре казнены.

В начале своей деятельности, 24 июля 1793 года якобинский Конвент принял новую декларацию прав человека и гражданина и новую Конституцию. В отличие от прежних актов, где главенствовали идеи Лежка и Монтескье, в этих документах чувствовалось влияние Руссо.

К естественным правам человека якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность. В ст.16 Декларации право собственности определяется, как возможность пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла.

По ст.122 Конституции каждому французу обещалось всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций и объединений.

Ст.35 Декларации допускала восстание народа как право и обязанность для восстановления нарушенных правительством прав народа.

Конституция 1793 года отвергла принцип разделения властей и федеративного устройства Франции; упразднила деление граждан на активных и пассивных, узаконив всеобщее избирательное права для мужчин старше 21 года.

Стремление сочетать представительные органы с непосредственной демократией (идея Руссо) нашла отражение в том, что избираемый на один год законодательный корпус (Национальное собрание) мог издавать декреты, имеющие силу закона только по маловажным вопросам, а по более значительным (финансы, гражданское и уголовное законодательство и т.д.) мог лишь предлагать законы. Принятый национальным собранием проект приобретал силу закона лишь в том случае, если через 40 дней после его рассылки в департаменты в большинстве из них десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.

Правительственную власть должен был осуществлять Исполнительный совет республики, который избирался Национальным собранием в составе 24 человек, из списков кандидатов, выдвинутых первичными собраниями. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

Но ни Декларация, ни Конституция не вступили в силу, так как якобинцыотложили этот момент до лучших времен.

Читайте также: