Какой орган не был наделен законодательными полномочиями в 1917 1918 годах

Обновлено: 19.05.2024

Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР (после января 1918 – ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов) – формально высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР в 1917-1937 гг. между Всероссийскими съездами Советов. Впервые избран II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г. в количестве 101 чел. 15 ноября 1917 г. ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов объединился с исполкомом Всероссийского Совета крестьянских депутатов, созданного на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917 г., и стал представлять все Советы республики. 18 января 1918 г. ВЦИК был избран III съездом Советов в составе 306 человек. По Конституции 1918 г. он не должен был превышать 200 человек. Постановлением VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920) состав ВЦИК был увеличен до 300 человек. ВЦИК мог решать самостоятельно все вопросы общегосударственного значения, в т.ч.:

1. утверждать, изменять и дополнять Конституцию РСФСР;

2. осуществлять общее руководство всей внутренней и внешней политикой РСФСР, устанавливать границы и компетенцию областных союзов, образованных по национальному признаку, разрешать споры между ними, принимать в состав РСФСР новых членов и оформлять выход ее отдельных частей, определять общее административное деление РСФСР и утверждать областные объединения губерний;

3. осуществлять законодательную деятельность, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил Республики, утверждать бюджет РСФСР, принимать законы по вопросам судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного и других отраслей законодательства;

4. устанавливать и изменять систему мер, весов и денег, общегосударственные налоги и повинности, объявлять амнистии;

5. назначать Совет Народных Комиссаров, утверждать его председателя, назначать и смещать отдельных членов СНК.

Предоставленная Конституцией возможность ВЦИК решать вопросы наряду со Всероссийским съездом Советов на практике привела к тому, что действительной полнотой власти в РСФСР обладал ВЦИК. Действуя постоянно (до 1920 года), он самостоятельно решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Собирающийся время от времени на непродолжительный срок Всероссийский съезд Советов не мог оказывать существенного влияния на деятельность ВЦИК и по существу превратился в некий бутафорный орган, призванный создавать видимость полновластия трудящихся в стране. Ни один из съездов не принял ни одного принципиального решения, которое бы противоречило решениям ВЦИК, проводимой им политике, а в конечном счете интересам большевиков.

Конституция не определяла ни организационной структуры ВЦИК, ни порядка его работы. Все эти вопросы ВЦИК решал самостоятельно. Пленарные заседания проводились в расширенном составе, при наличии более половины членов ВЦИК, по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Так, за период с ноября 1917 года по июль 1918 года состоялось около 50 пленарных заседаний. Рабочими органами ВЦИК были его Президиум, отделы и комиссии. Первоначально Президиум создавался как коллегиальный орган из представителей партий, входящих во ВЦИК. Президиум ВЦИК осуществлял всю организационную работу по подготовке пленарных заседаний ВЦИК: вырабатывал повестку дня, доводил ее до сведения членов ВЦИК, назначал докладчиков и содокладчиков, предварительно рассматривал вопросы и запросы, поступавшие в адрес ВЦИК. Кроме того Президиум ВЦИК должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

Отделы ВЦИК в основном выполняли организационно-техническую работу и обеспечивали ВЦИК необходимыми материалами, осуществляли издание нормативных актов, иных печатных работ, готовили справки и др. Так, в июле 1918 года во ВЦИК имелось пятнадцать отделов, в том числе финансовый, общая канцелярия, справочный, агитационный, автомобильный, литературно-издательский, печати.¹º

1.3 Особые органы управления: полномочия, порядок формирования, структура

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны. Постановления Совета обороны были обязательны для всех ведомств. В его состав входили представители ВЦИК, РВСР, НКПС, Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, Наркомпрода, Всероссийского совета профсоюзов, ВСНХ и Главкомтруда. Руководил Советом обороны председатель СНК. Заседания, как правило, проходили два раза в неделю. Решения принимались большинством голосов. Совет обороны при необходимости создавал многочисленные комиссии и направлял на места чрезвычайных уполномоченных, которые имели широкие права, в том числе отстранять от работы и предавать суду ревтрибуналов всех должностных лиц.

Между 3 и 7 апреля 1920 года ВЦИК преобразовал Совет обороны в Совет труда и обороны (СТО). Большую важность теперь приобрели вопросы экономического развития. В СТО вошли наркомы земледелия, труда, РКИ, представитель ЦСУ. Местными СТО являлись областные экономические совещания (ЭКОСО). СТО имел ряд собственных комиссий: Госплан СССР (до 1923 года), Комиссию по внутренней торговле (9.05.1922 – 9.05.1924) и др. Впоследствии СТО был ликвидирован в 1937 году. Вместо него был образован Экономический совет при СНК СССР (ЭКОСО СССР).

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов узаконил победу Великой Октябрьской социалистической революции, свержение помещичье-буржуазной власти и установление диктатуры пролетариата в форме Советов, руководимых большевистской партией. Решения, принятые на съезде, открывали новый этап в развитии революции – этап строительства социализма в Советской России.

III съезд принял историческое решение о преобразовании Советской республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР имело большое значение для укрепления дружбы и доверия между всеми народами Советского социалистического государства.

На IX Всероссийском съезде Советов были подведены первые итоги новой экономической политики. Анализируя международную обстановку, В.И. Ленин показал, что после разгрома интервентов и белогвардейцев наступил период равновесия, он подчеркнул, что основная задача партии и Советского государства - укрепление союза рабочих и крестьян.

26 октября 1917 г. впервые был избран Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов РСФСР - формально высший законодательный, распорядительный орган в РСФСР в 1917-1937гг.

Совет рабочей и крестьянской обороны РСФСР – чрезвычайный орган советского государства. Образован постановлением ВЦИК 30 ноября 1918 года. Его задача заключалась в мобилизации всех сил для успешного ведения гражданской войны.


Сове́ты — избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Советской Республике.

В Советской России и СССР с 7 ноября 1917 по 9 октября 1993 г., а также в некоторых других странах.

Содержание

В период Первой русской революции


Эти органы создавались исключительно революционными слоями населения, они создавались вне всяких законов и норм всецело революционным путем, как продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании.

В ходе первой русской революции возникли 62 Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 47 Советов возглавлялись большевиками или находились под их влиянием, 10 возглавляли меньшевики. [1]

Во время Декабрьского восстания в Москве, возглавляемый большевиками Московский Совет рабочих депутатов и Советы окраин руководили восстанием рабочих, став революционными органами власти. Советы были ликвидированы правительством после поражения Революции 1905—1907 года, депутаты подверглись преследованию.

В период Февральской революции

27 февраля 1917 г., немедленно после восстания в Петрограде, был избран Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, выполнявший роль Всероссийского Совета и осуществлявший власть в столице наряду с Временным правительством и вопреки ему. Вслед за тем, Советы стали образовываться по всей стране, становясь органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Исполкомы Советов формируют рабочую милицию. Советы ввели рабочий контроль на предприятиях. Как правило создавались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Возникали Советы крестьянских депутатов (губернские, уездные, волостные). На фронте функции Советов выполняли Солдатские комитеты (полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и прочие). На Всероссийском совещании Советов в марте-апреле 1917 г. была определена территоритальнвя система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). Депутаты избирались общими собраниями рабочих на предприятиях (один депутат на тысячу рабочих или один депутат от предприятия), солдат в частях, крестьян на сходах.

3-24 июня в Петрограде прошел I Всероссийский cъезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором был избран общий координирующий орган — Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В состав первого ВЦИКа вошло 320 человек, из них 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей остальных партий.

В марте 1917 в городах и губерниях существовало около 600 Советов рабочих и солдатских депутатов. Накануне Октябрьской революции действовало 1429 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 — Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись ИК Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов.

. Каждое ведомство составляет крепость, где до сих пор еще сидят бюрократы царского периода, обращающие благие пожелания министров в “звук пустой”, готовые саботировать любое революционное мероприятие власти. Чтобы власть перешла к Советам не на словах только, но и на деле, необходимо взять эти крепости и, изгнав оттуда слуг кадетско-царского режима, поставить на их место выборных и сменяемых, преданных делу революции работников.

В период Октябрьской революции



После победы вооруженного восстания, 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, решением которого власть в стране перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации - Советы, и этим Советам передается вся государственная власть.

Советы рабочих и солдатских депутатов исполняли функции власти в городе, а Советы крестьянских депутатов на селе. Высшим органом власти в стране в период между Съездами Советов был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Временным рабочим и крестьянским Правительством являлся Совет Народных Комиссаров, избранный II Всероссийским съездом Советов. Все три государственных органа имели законодательные полномочия. 24 ноября 1917 СНК принял Декрет о праве отзыва, вводивший право избирателей отзывать своих депутатов.

Осенью 1917 года большинство крестьянских Советов находилось под влиянием эсеров, много эсеров было делегировано на Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (10 ноября — 25 ноября или 23 ноября — 8 декабря) и II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (26 ноября — 10 декабря или 9—23 декабря). Большевиков поддержали левые эсеры и съезды признали все декреты Совтской власти и необходимость объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состоялось слияние Центральных исполнительных комитетов Советов крестьянских депутатов и Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в январе 1918 III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стал правопреемником развалившегося Учредительного Собрания. Была утверждена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявившая Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К марту 1918 в основном завершился процесс объединения Советов на местах. Возникла единая система Советов. Местные советы самостоятельно решали местные вопросы, но должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. 15(28) января 1918 был принят Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Советы стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

По Конституции РСФСР 1918 года

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, определившую конструкцию Советской власти. Система Советов включала: Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - высший орган власти в РСФСР. Он составлялся из делегатов городских Советов по 1 депутату на 25 тысяч избирателей (рабочих) и губернских съездов Советов по 1 депутату на 125 тысяч жителей (крестьян). Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство - Совет Народных Комиссаров РСФСР. Властью на местах были областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные Съезды Советов составлявшиеся из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшихся населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могли предлагаться общественными, партийными, профессиональными организациями и отдельными гражданами. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы - исполнительные комитеты (Исполкомы).
В советских республиках и областях (Украина, Белоруссия и пр.) во главе системы Советов стояли Республиканские съезды Советов, избиравшие ЦИК республик.

Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. все граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет и добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, занятые домашним хозяйством: рабочие, земледельцы, служащие, солдаты, матросы. Это обеспечивало участие трудящихся в государственном управлении. Для осуществления принципа диктатуры пролетариата и в связи с начавшейся борьбой противников Советской власти, избирательных прав были лишены лица: использующие наёмный труд с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, служители церквей и культов, служащие и агенты бывшей полиции, жандармерии, охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также умалишённые, душевнобольные, состоявшие под опекой, и осуждённые за корыстные и порочащие преступления.

В период Гражданской войны

Органом управления, сосредоточившим всю власть в области обороны, в ноябре 1918 года стал Совет Рабочей и Крестьянской обороны (СРКО), преобразованный в апреле 1920 в Совет Труда и Обороны (СТО) на правах комиссии при СНК. Возникли чрезвычайные органы власти - Революционные комитеты (Ревкомы) для организации обороны, поддержания порядка, проведения мобилизации и пр. 2 сентября 1918 для осуществления руководства вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет).

Была запрещена деятельность буржуазных партий, вступивших в борьбу с Советской властью. Существует мнение, что большевики с помощью ревкомов разогнали те Советы, в которых преобладание имели другие фракции, однако эти фракции (левые эсеры, анархисты и пр.) также позиционировали себя как самостоятельная сила в Гражданской войне.

По Конституции СССР 1924 года

22 декабря 1922 был образован Союз Советских Социалистических Республик. В Конституции СССР и Конституциях союзных республик отразились изменения в системе Советов. Съезд Советов СССР стал верховным органом власти, созывался один раз в год, по требованию - созывался чрезвычайный Съезд. Он составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений - по 1 депутату на 25 тыс. жителей (рабочих) и из представителей губернских съездов Советов - по 1 депутату на 125 тыс. жителей (крестьян). Для руководства страной в период между Cъездами избирался Центральный исполнительный комитет СССР, избиравший Президиум ЦИК из 21 члена, который созывал очередные сессии ЦИК не реже 3 раз в год. ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Съезд Советов СССР избирал Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 человек. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик - по 5 от каждой, автономных областей РСФСР - по 1 от каждой, и утверждался Съездом Советов СССР. ЦИК образовывал исполнительный и распорядительный орган - Совет Народных Комиссаров СССР во главе с Председателем СНК СССР. В союзных и автономных республиках власть осуществляли Съезды Советов, на период между съездами они избирали ЦИК, которые образовывали свои исполнительные органы - СНК. Краевые, областные, губернские, окружные, уездные, районные и волостные Съезды Советов, избираемые Советами депутатов городов и селений, избирали свои исполнительные органы — Исполнительные Комитеты и их Президиумы. С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы.

Депутаты избирались населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц лишенных избирательных прав, аналогичный Конституции РСФСР 1918 года. Количество лишенных избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2%, в 1934 году — 2,4%.

По Конституции СССР 1936 года

Конституция СССР 1936 года создала новую единую систему органов государственной власти в центре и на местах, преобразовав Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Это стало следствием диктатуры пролетариата — победы над классами эксплуататоров двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Все ограничения избирательных прав были отменены, введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании во все Советы. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18 летнего возраста, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав. Кандидаты выставлялись по избирательным округам общественными организациями и обществами трудящихся.

Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тысяч жителей. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по норме: 25 депутатов от союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от автономной области и 1 от каждого национального округа. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР — высший орган власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР (после 1946 г. — Совет Министров СССР), высший исполнительный и распорядительный орган. Аналогично формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся гражданами СССР на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись Исполнительные Комитеты. Все Советы избирались гражданами по установленной Конституцией и Положением о выборах в Советы норме представительства.

При разработке проекта Конституции в 1936 году планировалось сделать выборы альтернативными, то есть с альтернативными кандидатами при голосовании за каждый депутатский мандат. Однако, активность контрреволюционных групп, надвигавшаяся война и негативное отношение партийной номенклатуры помешали воплотить это в жизнь. [3] На XIX съезде ВКП(б) в 1952 году партийные органы были отграничены от Советской власти, однако быстро вернулись к прямому руководству после смерти И. В. Сталина. [4]

По Конституции СССР 1977 года

Все Советы депутатов трудящихся избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик — на 4 года, местные Советы — на 2 года. Советы образовывали систему, низовым уровнем которой были сельские и поселковые Советы, высшим — Верховный Совет СССР. Советы были обязаны систематически отчитываться перед населением в своей работе.

Верховный Совет избирал Совет Министров СССР, а Советы республик избирали Советы Министров союзных и автономных республик. Местные Советы избирали из числа депутатов Исполнительные Комитеты (Исполкомы) — исполнительные и распорядительные органы Советов, подотчетные им и вышестоящим исполкомам.

Исполкомы созывали Сессии Совета (общее собрание депутатов) не реже 4 раз в год (для областных, краевых и городских Советов городов, имеющих районное деление); для районных, городских (в городах без районного деления), районных в городах, сельских и поселковых Советов — не реже 6 раз в год. На сессиях решались вопросы, отнесённые законом к полномочиям данного Совета. По инициативе депутатов совета и вышестоящих Советов созывались внеочередные Сессии. Решения принимались простым большинством голосов присутствующих депутатов. Советы образовывали отраслевые депутатские комиссии.

В первые недели после победы большевиков в октябре 1917 г. не было ни достаточно разветвленной пирамиды власти, ни законов, очерчивающих сферу действия новых политических учреждений. Высшим государственным органом Российской республики объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. До принятия Конституции 1918 г. его статус не был четко определен. Съезд присваивал себе те или иные функции, исходя из общих представлений о том круге прав, которым обычно должны обладать носители высшей государственной власти. Прерогативы съезда в перерыве между его созывами принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК). Высшим исполнительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Он был образован под председательством В.И. Ленина II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.

Общая примета Гражданской войны — узурпирование власти представительных учреждений их рабочими органами. Заседания Советов, особенно в крупных городах, фактически представляли собой митинги. Советы собирались всего на несколько дней, поскольку депутаты, занятые общественной деятельностью, не освобождались от своих основных трудовых обязанностей. Со временем сложилась следующая система власти на местах: организатор (секретарь) партийного комитета, председатели Совета и его исполнительного комитета, военный комиссар.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Высшие органы власти и управления

Высшие органы власти

Высшие органы власти 10 февраля 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет второго созыва (выборы первого созыва состоялись в 1937 г. после принятия Конституции). Выборы были прямыми, равными, с тайным голосованием. Однако при выдвижении нескольких кандидатов в каждом

Высшие органы стратегического руководства войной

Высшие органы стратегического руководства войной ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ в Великую Отечественную войну Советского Союза 1941–1945 гг. осуществлял Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его 30 июня 1941 г. образовали совместным постановлением Президиум

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти В первые недели после победы большевиков в октябре 1917 г. не было ни достаточно разветвленной пирамиды власти, ни законов, очерчивающих сферу действия новых политических учреждений. Высшим государственным органом Российской республики объявлялся

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти Политическая система в СССР в годы войны существенно не изменилась. Высшим законодательным органом продолжал оставаться Верховный Совет СССР. Однако он собирался во время войны лишь раз в год, а в 1943 г. не состоялось ни одного его заседания. Вся

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти Упрочившуюся в 1930–1960-х гг. систему высших органов власти немного подправила Конституция 1977 г., не внося в нее каких-либо принципиальных новшеств. Высшим органом государственной власти продолжал оставаться Верховный Совет СССР, а в перерывах между

2. Местные органы власти

2. Местные органы власти Конституция 1977 г. установила, что Советы всех уровней представляют собой единую систему. Советы избирались во всех краях, областях, автономных областях и округах, районах, городах, городских районах, поселках и сельских населенных пунктах.

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти По числу поправок, внесенных в Конституцию, период конца 1980-х — начала 1990-х гг. не имеет себе равных в советской истории. Конституционная реформа была рассмотрена Всесоюзной XIX конференцией КПСС летом 1988 г. и получила силу закона после ее одобрения

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти Конституция в 1993 г. привела к установлению в России режима президентской республики. Президенту Российской Федерации давалось право определять основные направления внутренней и внешней политики в соответствии с Конституцией и федеральными

Органы власти

Органы власти Строй древнегреческого общества I тысячелетия до н. э. еще не дошел до государственности. Однако в каждой из многочисленных общин, о которых идет речь в поэмах, налицо уже элементы общественного устройства, восходящие к глубокой древности и, вместе с тем,

г) помещичьи крестьяне получили право ухода в город на заработки в определенное время года на срок, определенный соглашением с помещиком.

г) мировые судьи.

3. В 1810 г. в качестве законосовещательного органа был создан:

а) Государственный совет;

б) Тайная канцелярия;

в) Государственный секретариат;


  1. Какое наказание относилось к исключительным по «Уложению о

б) лишение христианского погребения;

г) запрещение промысла.

5. По Своду Законов Российской империи 1832 г. помещичьи крестьяне находились на правовом положении:

а) ограниченно правоспособных субъектов;

б) движимого имущества;

в) лично свободных людей, находившихся исключительно в экономической зависимости от помещика;

г) полностью правоспособных и дееспособных субъектов.

6. В XIX в. при отсутствии завещания наследство переходило:

а) в пользу государства;

б) наследникам по закону;

в) в бюджет учреждений социальной защиты (на образовательные цели, здравоохранение и т.д.);

г) на содержание заключенных.

7. Какой правовой статус получили крестьяне по Манифесту об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г.

а) свободных сельских обывателей;

б) свободных частных собственников;

г) полноправных землевладельцев.

8. Что по Манифесту об освобождении крестьян 1861 г. не являлось органом волостного управления крестьян?:

а) волостной сход;

б) волостной старшина с волостным правлением;

в) волостной суд;

г) волостная управа.

9. Какое из ниже перечисленных прав не было закреплено за крестьянами по Манифесту 1861 г.

а) право на вступление в брак без разрешения помещика;

б) право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия;

в) право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество;

г) право свободного выхода из общины.

10. Крестьяне, не выкупившие землю у помещика, назывались:

а) помещики могли предоставлять крестьянам землю в возмездное пользование;

б) крестьяне должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу;

в) помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп;

г) все крестьяне, в том числе и помещичьи, могли учреждать фабрики и заводы.

12. Какая категория крестьян по реформе 1861 г. освобождалась без земли и без выкупа?:

а) удельные крестьяне;

б) государственные крестьяне;

в) дворовые крестьяне;

г) помещичьи крестьяне.

13. Укажите основное положение военной реформы 1864-1874 гг.:

а) образование военных округов;

б) введение всесословной всеобщей воинской повинности для всего мужского населения;

в) срок службы рекрутов увеличен с 15 до 20 лет;

г) введение образовательного (обязательного) ценза для офицеров.

14. Выделите пункт из ниже перечисленных, который не содержал Манифест от 19 февраля 1861 г.:

а) крепостные крестьяне получили личную свободу;

б) наделение крестьян землей в соответствии с местным положением;

в) установление прав помещиков для надзора за вышедшими из крепостной зависимости крестьянами.

15. Что было не характерно для крестьянского самоуправления XIX в.

а) сельская община с ее круговой порукой;

б) сельский сход урегулировал общинное землепользование по уравнительной системе;

в) функционирование под контролем полицейских органов;

г) сельский сход урегулировал общинное землепользование в зависимости от количества мужского населения.

16. Проведением выкупных операций земли по всей стране заведовал:

б) Министерство финансов;

в) Государственный Совет;

г) Комитет министров.

б) Сенат получил законодательные функции;

в) его роль снизилась до исполнительного органа при Кабинете министров.

б) сельский пролетариат;

в) форма работы по обслуживанию эксплуататорского класса;

г) форма возможной оплаты за землю, заменяющая денежную.

19. Государственный Совет, созданный в 1810 г. имел следующие полномочия:

а) законосовещательные и полномочия финансового управления государством;

б) высшего судебного органа государства;

в) совещательного органа по вопросам внешней политики при царе;

г) высшего полицейского управления.

20. Обязанность по борьбе с революционным движением в России в XIX в. была возложена на:

а) Комитет министров;

б) Верхнюю Распорядительную Комиссию;

в) Совет министров;

б) регулирование хозяйственных и некоторых культурных вопросов;

в) являлись судебными и исполнительными органами на местах;

г) решение финансовых вопросов.

22. Согласно Городовому Положению от 16 июня 1870 г. создавались органы городского самоуправления, которые осуществляли свою деятельность:

а) на принципах бессословности, выборности сроком на 4 года;

б) без установления ценза для избрания в органы самоуправления;

в) на принципе сословной принадлежности, но без установления ценза для избираемых;

г) основным условием которой были высокий имущественный ценз и назначаемость на должность.

Тест № 7. Отечественная государственность и право в XX в.


  1. Какая форма правления была характерна для России до 1905 г.

б) абсолютная монархия;

г) парламентская республика.


  1. Какое из этих событий сыграло роль катализатора первой революции в

а) всеобщая стачка рабочих в Иваново-Вознесенске;

б) Русско-японская война 1904-1905 гг.;

в) создание Крестьянского союза;

г) экономический кризис 1900-1903 гг.


  1. Когда был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного

а) ноября 1917 г.

б) апрель 1906 г.

в) 17 октября 1905 г.

г) 3 июня 1907 г.


  1. Революция 1905 г. изменила форму правления России на:

г) ограниченную монархию.

б) буржуазной диктатуры;

г) диктатуры пролетариата.


  1. Каков главный итог февральской революции 1917 г.:

б) падение самодержавия;

в) решение аграрного вопроса;

г) провозглашение России республикой.


  1. Надзор за земствами с марта по октябрь 1917 г. осуществляли:

б) губернские комиссары Временного правительства;

в) военные комиссары;

г) муниципальные управы.


  1. Кто издал Декрет о роспуске Учредительного собрания?:

б) Временное правительство;


  1. На каком из съездов Советов рабочих, солдатских и крестьянских

10. Какой орган не был наделен законодательными полномочиями в 1917-1918 годах?:

а) Всероссийский Съезд Советов;

б) Военный Революционный комитет;

в) Всероссийский Центральный Исполнительный комитет;

г) Совет народных комиссаров.

11. Первый декрет II Съезда Советов – это декрет:

б) о рабочем контроле;

г) о создании Красной Армии.

12. Первая Конституция РСФСР принята в:

13. Какой характер носило государственное устройство РССР по Конституции РСФСР 1918 г.

14. На какой срок избирались депутаты в Советы по Конституции 1918 г.

15. Какое основание служило препятствием для заключения брака по Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года?:

а) разноверие вступающих в брак;

б) отсутствие согласия родителей и рабочего начальства;

в) монашеский или диаконический сан;

г) состояние в браке или родстве.

16. Кто не имел избирательного права по Конституции 1918 г.

б) лица, занимающиеся общественно-полезным трудом;

г) солдаты Красной армии и флота.


  1. В каком документе советского периода придавалось правовое значение

а) Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года;

б) Декрет о гражданском браке, детях и ведения книг ЗАГС 1917 года;

в) Декрет о расторжении брака 1917 года;

г) Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года.


  1. По Конституции 1924 года Союзные республики не имели права:

б) вносить изменения в свои Конституции;

в) единолично изменять свою территорию;

г) самостоятельно осуществлять свою государственную власть.

19. Каким органом по Кодексу законов о браке, семье и опеке 1926 года расторгался брак?:

в) органами ЗАГСа;

г) Наркоматом социального обеспечения.

20. Какая продолжительность дневного рабочего дня устанавливалась КЗоТом 1918 года?:

21. С какого возраста граждане подвергались трудовой повинности по

КЗоТу 1918 года?:

22. Основная причина принятия Кодекса об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.:

а) окончание I Мировой войны;

б) отсутствие гражданского законодательства;

в) инициатива наркома юстиции П.И. Стучки;

г) острая необходимость урегулирования семейных правоотношений.

23. Союз Советских Социалистических Республик был образован в:

24. Какой документ признавал и закреплял право советских граждан на труд?:

а) Конституция 1918 года;

б) КЗОТ 1918 года;

в) Конституция 1924 года;

г) Гражданский кодекс 1924 года.

25. В каком году был издан УК РСФСР?:

26. Какую собственность ГК РСФСР 1922 г. не различал?:

27. Что понимал УК РСФСР 1922 под исключительной мерой наказания?:

а) пожизненное лишение свободы;

г) бессрочное изгнание из пределов РСФСР.

28. Как называлось лицо по УК РСФСР 1922 г, которое содействовало выполнению преступления советами?:

29. По ГК РСФСР 1922 г. что является предметом права собственности?

30. Кто по Конституции 1924 года осуществлял надзор за деятельностью ОГПУ?:

а) Прокурор Верховного Суда СССР;

б) Президиум ЦИК;

в) Съезд Советов;

г) Наркомат Внутренних дел.

31. В каком году был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин (18 лет)?:

32. Что по Конституции 1936 года не являлось обязанностью граждан?:

а) воинская обязанность;

б) соблюдение Конституции;

в) состоять в Коммунистической партии;

г) беречь социалистическую собственность.

33. Кто по Конституции 1936 года осуществлял правосудие в стране?:

34. Конституция СССР 1936 г. провозгласила высшим органом власти:

а) Совет народных комиссаров;

б) Съезд советов;

в) Верховный Совет СССР;

35. Из МВД СССР Комитет Государственной Безопасности был выделен в:

б) условно-досрочное освобождение;

г) смертная казнь.

38. Главная цель, сформулированная в Третьей программе партии, принятой на 22 съезде КПСС:

а) переход общества к социализму;

б) переход к НЭПу;

в) переход общества к коммунизму;

г) преодоление культа личности и его последствий.


  1. Н.С. Хрущев был смещен со всех своих постов в:

б) ноябре 1964 г.

г) октябре 1965 г.

41. Каким государством провозглашался СССР по Конституции 1977 года?:

42. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР по Конституции 1977 года:

а) Совет Министров СССР;

б) Верховный Совет СССР;

г) Президиум Верховного Совета СССР.

43. В какой статье Конституции СССР 1977 г. закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС?:

44. Когда была восстановлена двухуровневая система представительных органов по образцу 1918 г.

46. Какое из событий сыграло решающую роль для возникновения и развития политических партий в России?:

Читайте также: