Какой орган исполнительной власти созданный в годы правления николая 1 осуществлял организацию

Обновлено: 28.06.2024

Председателем Государственного совета был император. Общее количество членов Совета составляло от 40 до 80. В их
число входили все министры и некоторые другие высшие чиновники, часть членов Совета назначалась императором по своему
усмотрению.

На Государственный совет была возложена функция разработки законопроектов, утверждаемых императором. Главная за-
дача Государственного совета была определена как приведение
всей правовой системы страны к единообразию.

Государственный совет включал пять департаментов — дел
военных, дел гражданских и духовных, законов государственной
экономии. В 1831 г. к ним был добавлен еще один — департамент царства Польского. Деятельность Государственного совета

была организована в форме общих собраний и заседаний по департаментам. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного совета, которой руководил
государственный секретарь.

Высшим судебным органом Российской империи был Сенат,
однако эти его функции четко обозначились не сразу. В 1802 г.
Александром I была предпринята попытка придать Сенату важные управленческие функции. Сенат был объявлен верховным
учреждением империи и в соответствии с этим должен был
контролировать деятельность коллегий и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего
собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам. Кроме
того, на Сенат были возложены функции конституционного
суда, т. е. представлять императору данные о несоответствиях
издаваемых указов существующим. Однако эта попытка оказалась неудачной, и постоянно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за
правительственными учреждениями превратился в 20-е гг.
XIX в. в высший судебный орган империи. Департаменты Сена-
та являлись высшими апелляционными инстанциями для судов
губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял
собой совокупность ряда полу самостоятельных учреждений — департаментов. В состав каждого департамента входили несколько
сенаторов, назначаемых царем, также несколько генералов, а во
главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената к середине XIX в. увеличилось до 12.

Работа Сената характеризовалась медлительностью в принятии
решений и огромным наплывом дел. В канцеляриях департаментов Сената процветали взяточничество и волокита, чиновники Сената нередко покрывали нарушения законов. Сенат постепенно
превращался в своеобразную организацию для престарелых
высших чиновников, и деятельность его в целом была малоэффективной. Все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в
частности, Сперанским, ни к чему не привели.

В отличие от Сената система центральных органов отраслевого управления претерпела в этот период значительные изменения.

В 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий министерств: военного, морского, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерство Российской империи, и именно на них приходилась огромная долей государственного бюджета.




делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их
структурныхчастей, а также взаимоотношения министерств
другими учреждениями.

Коллегиальное делопроизводство сменилось исполнительным —
былрегламентирован порядок ведения дел: определенные формерегистрации, движение документа внутри министерства
указанием сроков исполнения, отправка документов, проверка
Исполнения и отчетность; только в одном департаменте минитерства каждый документ подергался 34 последовательным опе-
рациям.

Руководящим органом министерств был Комитет министров. Будучи высшим административным учреждением России, осуществлял надзор за деятельностью государственного аппарата,толковал законы, разрабатывал проекты законов, рассматривал дела, которые затрагивали интересы несколькихведомств. Постановления Комитета министров приводились в исполнение только после утверждения их царем, за исключением незначительных дел, которые решались на месте, например, назначение пенсий, пособий и т. д. По мысли создателей этого учреждения, Комитет министров должен был объединять деятельность министров. На самом же деле вследствие множества
вопросов, которые он обсуждал, Комитет министров сделался
одним из совещательных органов при царе. Председателем коми-
тетаявлялся царь или по его поручению один из членов Коми-
тета министров.

Созданная система администрации имела и отрицательные
стороны.

Во-первых, компетенция министерств и других высших орга-
нов, которые также занимались административными вопросами,
определялась недостаточно четко. Во-вторых, не были установлены пределы власти министров и характер их ответственности за свои распоряжения. В-третьих, деятельность министров практически не контролировалась, что порождало их безответственность.

В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Их преимуществами по сравнению
с коллегиальной формой управления были значительно более
высокая оперативность в делах управления, установление пер-
сональной ответственности руководства и непосредственных
исполнителей, которым поручалось ведение конкретного дела.
Также были значительно расширены возможности канцелярий,
возросло их влияние.

Реформа 1801 —1811 гг. значительно укрепила центральный государственный аппарат. С этого времени местные правитель-
ственные исословные учреждений значительно более тесно, раньше, были связаны с центром.

Синод по-прежнему являлся высшим органом управления де-
лами православной церкви. Постепенно Синод утратил важный
хозяйственные функции, которые перешли к государственный
чиновникам, и государство практически полностью подчинил
себе церковь как в плане организационном, так и администра-
тивном.

Таким образом, функции центральных высших учреждений-
Комитета министров, Государственного совета и Сената —
нередко неизбежно переплетались: Комитет министров занимал-
ся не только делами высшейадминистрации, Государственный
совет был не единственным органом, в котором обсуждались за-
конопроекты, Сенат — не единственным органом межведомст-
венногонадзора. Ведущим органом можно считать Комитет ми-
нистров, воплотивший характерное для феодальной монархи
преобладание управления над законностью.

Естественно, что в таких условиях особое значение приобре-
тали личные качества высшихчиновников и императора.

С течением времени Александр I все более склонялся к мисс-
тицизму, его мрачное настроение сказывалось на жизни всего
общества. Многие его начинания, в том числе в сфере государ-
ственного управления, были приостановлены. Дажедо стадии
общественного обсуждения не были доведены важнейшие для
страны проекты: конституции, освобождения крестьян, подготов-
ленные ближайшими сподвижниками Александра I Н.Н. Ново-
сильцевым, Н.С. Мордвиновым, А.А. Аракчеевым и др.

Особенно важную роль в управлении государством играл
Л.Л. Аракчеев (1769—1834). Он имел немалый опыт работы
в государственных структурах: в 1808 г. он стал военным мини-
стром и сделал немало положительного для упорядочения дея-
тельности министерства, усовершенствовав структуру мини-
стерства и улучшив качество его работы. В 1810 г. он возглавил
Департамент военных дел в Государственном совете. Постепенно

он фактически сосредоточил в своих руках руководство государственным
советом, Комитетом министров и Императорской канцелярий. Он имел почти неограниченное влияние на императора и в конце концов стал единственным докладчиком царю по всем вопросам. Министры, деятели церкви, другие высшие чиновники — все представляли свои доклады Аракчееву, а тот уже информировал царя. Многие были недовольны Аракчеевым и теми методами управления государством, которые при нем установились. Но жаловаться Александру I на его любимца
было бесполезно: жалобы или не доходили до царя, или он им
просто не верил. Главной заботой и тем новшеством, которое
нвнес в жизнь России начала XIX в., было устройство воен-
ныхпоселений. В их основе лежала идея создания резерва обученных войск без увеличения расходов на армию.

После смерти Александра I в 1825 г. Аракчеев лишился всех
своихдолжностей, за исключением поста начальника военных
поселений.Но методы управления армией и страной, установ-
ленные при Аракчееве и получившие название аракчеевщины,
сохранились в значительной степени и при преемнике Александ-
ра I — Николае I.

Император Николай I (1796—1855) был третьим сыном
Павла, и его не готовили к управлению государством. Однако
у Александра I не осталось наследников, а Константин Павло-
вич, который должен был по закону наследовать Александру I,
отказался от престола. Александр I назначил своим преемником
Николая, но— таковы были условности в царской семье — не
сказал ему об этомпрямо, а лишь однажды в тесном семейном
кругу за обедом намекнул, что Николая ждет высокий государ-
ственный жребий. Неудивительно поэтому, что, когда Александр I
скоропостижно скончался, Константин в Варшаве присягнул Ни-
колаю, а Николай в Петербурге — Константину.

Итогом стало междуцарствие и восстание декабристов. Таким
образом, начало царствования Николая I было трагичным. Эти
обстоятельства вомногом определили отношение Николая к го-
сударственному строительству и методам управления государ-
ством. Важными в этом плане были также личные качест-
ва Николая I. Это был очень волевой, дисциплинированный

и решительный человек жесткого и крутого нрава. Для
императора он не был достаточно образован, но был человеком
умным,желающим и способным предвидеть последствия важнейших решений.

Центральные государственные учреждения приНиколае делились на органы верховного и подчиненного управления. Органами верховного управления царь руководил сам,а орган подчиненного управления находились в ведении специальных должностных лиц,осуществляющих свои функции от имени по поручению царя. Деление управления на верховное и подчиненное было введено М.М. Сперанским.

К органам верховного управления относились Государев
венный совет, председателем которого являлся царь, кабинет министров, Канцелярия. Императорская канцелярия стала прея
вращаться в высшее государственное учреждение еще при Александре I, а в царствование Николая I приобрела огромным
значение. Канцелярия делилась на четыре постоянных и раз
личные временные отделения.

Первое отделение исполняло личные поручения царя, предоставляло емупоступающие на его имябумаги, ведало личным
составом чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законодательства.

Третье отделение руководило тайной полицией и жандармерии-
ей, а четвертое — ведало благотворительными учреждениями.

Еще одним органом верховного управления было Министерство двора и уделов, которое обслуживало царя и членов
царской фамилии.

Органами подчиненного управления (были Сенат, Синод
и министерства.

Личная канцелярия царя, возникшая еще до 1812 г., с созданием 3 июня 1826 г. 3 отделения превратилась в орган верховной власти, концентрировавший в своих руках почти все стороны управления государством и, по существу, подменявший ряд министерств. Как часть императорской канцелярии, III отделение, подчиняясь только Николаю I, стояло вне общей

системы государственных учреждений и даже в известной сте-
пени над ними. Министры и главно управляющие должны были
выполнять все его указания по поводу непорядков и злоупот-
ребленийв их ведомствах, генерал-губернаторы и губернаторы по
вопросам, входившим в сферу деятельности III отделения, до-
носили не Министерству внутренних дел, а непосредственно
императору через главного начальника отделения. В 1827 г. в рас-
поряжение III отделения был предоставлен корпус жандармов.

Россия была разделена на несколько жандармских округов,
которыеподчинялись Главному жандармскому управлению.
Вкаждый округ были назначены жандармские генерал и не-
сколькоштаб-офицеров. Должности начальника III отделения
Вшефа жандармов совмещались, как и должности управляюще-
го III отделения и начальника штаба корпуса жандармов.

Личный состав III отделения никогда не был велик. В 1826 г.
внемсостояло на службе, не считая, разумеется, агентуры,
16человек, в 1855 г. — 40 человек. Новое учреждение возглавил
генерал-адъютант А.Х. Бенкендорф, пользовавшийся особым дове-
риемцаря.

Структура III отделения с конца 20-х гг. включала восемь
отделов.Первый отдел организовывал сбор данных по всем вопросам, входящим в компетенцию III отделения. Второй отмел — контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников.Назначение третьего отдела — борьба с подделкой денег иценных бумаг, четвертого — организация надзора за гражданами, пятого — координация усилий по административной высылкеподнадзорных. Шестой отдел осуществлял руководство Местами лишения свободы. Цель седьмого отдела — организация наблюдений за иностранными подданными на территории
империи. Основной задачей восьмого отдела было проведение
научных изысканий по всем вопросам, интересующим III отделение, для чего собирались и обобщались статистическиеи прочие материалы, готовились справки и доклады. В состав Канцелярии также входили еще три отделения: четвертое, созданное в 1827 г., должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. Пятое отделение было образовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа. Все шесть отделений Канцелярии представляли собой фактически самостоятельные высшие государственные учреждения,

и между ними существовала постоянная внутренняя связь. Кан-
целярия, таким образом, вполне может рассматриваться высший правительственный орган с самыми широкими полно-
мочиями и важнейшими функциями.

Во внутренней политике Николая I можно условно выделить
два периода, границей между которыми является общеевро-
пейская революция 1848 г. Если первый период царствования
ознаменовался реформами внутри страны, то революции 1848—
1849 гг. вызвали усиление реакции во внутренней политике
и попытки реформирования больше не предпринимались.

Разросшийся бюрократический аппарат свидетельствовал
о попытках правительства контролировать бюрократию силами
самой бюрократии. В целом государственное управление было
следующим:

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Этапы внутренней политики Николая 1

Внутренняя политика Николая 1, который правил Российской Империей с 1825 по 1855 года, отличалась тем, что император поднимал роль государства в общественной жизни, а также лично пытался вникнуть во все проблемы своей страны. Важно отметить, что Николай был третьим сыном Павла 1, поэтому реально его никто не рассматривал в роли российского правителя и никто не готовил к власти. Для него была уготовлена участь военного. Тем не менее власть досталась Николаю Первому, внутренняя политика которого, особенно на начальном этапе, очень походила на армейскую диктатуру. Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. Если в нескольких словах описать основные направления внешней политики императора Николая 1, то вот они:

  • Укрепление самодержавия.
  • Расширение государственного аппарата. Фактически именно в эту эпоху был создан гигантский бюрократизм.
  • Борьба со всеми несогласными. В эпоху правления Николая 1 шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью.

Укрепление роли государства

Первые годы правления Николая 1 отметились с тем, что император, в отличие от своих предшественников, стремился самостоятельно вникнуть во все проблемы страны. Он вникал не только в ключевые проблемы, но изучал и мало важные аспекты жизни страны. Для решения этих задач правитель расширил, и очень существенно, полномочия Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Фактически именно этот государственный орган стал теперь играть основополагающую роль в жизни России. Если в предыдущие годы вся внутренняя политика строилась на основе работы Кабинета Министров, кто теперь ключевую роль играла именно Канцелярия.

Внутрення политика Николая 1

Более того, император стремился увеличить роль этой Канцелярии. Так, в 1826 году было создано второе отделение Канцелярии, которое возглавил Сперанский. Он был возвращен императором из ссылки. Роль второго отделения была в том, чтобы создать единый свод государственных законов. Важно отметить, что до Николая 1 это сделать не удалось никому. Тем не менее, уже в 1832 году было опубликовано 45 томов законов Российской Империи. Все они были разработаны при непосредственном участии Сперанского. В 1833 году был опубликован полный свод действующих законов Российской Империи.

Говоря об укрепление роли государства, как важнейшей составляющей части внутренней политики Николая 1, важно отметить, что укрепление самодержавия осуществлялась по 4-м основным направлениям:

  1. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. О ней мы говорили выше.
  2. Создание специальных Комитетов. Все созданные Комитеты подчинялись лично императору и отвечали за решение различных государственных вопросов.
  3. Создание "Теории официальной народности". Подробнее об этой теории вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, сейчас же хочу только отметить, что это была теория создания новой идеологии для населения.
  4. Создание полного контроля над общественной и политической жизнью страны. Любая организация могла быть закрыта и уничтожена по одному только подозрению в несогласии с действующей политикой.

В 1826 году был создан секретный комитет. Возглавил его Кочубей. Основной задачей этого комитета стала создание и разработка ключевых реформ государственного управления России. Несмотря на важность этой задачи, решить ее Кочубею не удалось.

Очень важная черта внутренней политики того периода является гигантское расширение чиновничьего аппарата. Судите сами. На момент смерти Александра 1 в России было 15000 чиновников. К концу правления Николая 1 их насчитывалось уже 90000. Такое гигантское расширение бюрократии (в 6 раз!) привело к тому, что государству стало невозможно осуществлять контроль за деятельностью каждого из своих чиновников. Поэтому очень часто для простых людей решение мелкого чиновника были намного важнее чем решение Министров или даже Императора.

Опора на дворянство

Стремясь укрепить собственную власть Николай 1 решил опираться именно на дворянство. Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживала, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. Поэтому были приняты основные шаги для того, чтобы улучшить финансовое положение дворянских семей, вызвав тем самым у них желание защищать действующего монарха. Шаги для реализации этого плана были предприняты следующие:

  • При наследовании дворянского имущества, в состав которого входят не менее 400 крестьянских дворов, запрещалось проводить разделение этого имущества.
  • Начиная с 1828 года среднее и высшее образование в Российской Империи стало доступным исключительно для детей из дворянских семей.

Эти шаги были направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая 1 внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.

Решение крестьянского вопроса

К началу правления Николая 1 уже никто в России не отрицал того факта, что жизнь простых крестьян необходимо улучшать. Решение крестьянского вопроса давно назревало, но никто всерьез им так и не занимался. В 1837 - 1841 годах была проведена крестьянская реформа, которая коснулась исключительно государственных крестьян. Во главе этой реформы стоял генерал Киселёв, который на момент проведения реформы занимал пост члена государственного совета и министра государственного имущества. В результате этих реформ крестьянам позволялось создавать собственное самоуправление, в деревнях начали строиться школы и больницы. Важный пункт данной реформы касался введения "общественной пашни". Она была введена для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожайных лет. Но таких пашнях крестьяне работали сообща, результатами своей работы также пользовались сообща. Тем не менее, не следует думать, что такие нововведения были положительно воспринято и в обществе. Многие реформы российских императоров отличались своей нелогичностью и не продуманностью. В частности в большинстве случаях на общественных полях крестьян насильственно заставляли выращивать картофель. В результате этого в 1842 годах по стране прокатился целый ряд картофельных бунтов.

Основные этапы решения крестьянского вопроса

Этапы решения крестьянского вопроса Николаем 1

Я не хочу умереть и не решить. крестьянский вопрос.

Николай 1 Павлович

Крестьянская реформа Киселева должна оцениваться объективно, как изменения, которые в лучшую сторону жизнь крестьян не изменили. Более того, следует говорить о том, что эта реформа внесла огромные различия между государственными и крепостными крестьянами. Но что касается улучшения жизни крепостных крестьян, а тем более попыток их раскрепощения, то здесь Киселёв и Николай 1 придерживались мнения, что Россия к этому не готова. В частности это аргументировалось тем, что отмена крепостного права может привести к серьезным осложнениям с дворянством. А мы уже говорили, что внутренняя политика императора Российской Империи Николая 1 во многом опиралась на дворянство.

Однако некоторые шаги в улучшении жизни крепостных крестьян все-таки делались:

  1. Помещики наделялись правом освобождения крепостных крестьян, предоставлением им земли в собственное пользование. Справедливости ради отмечаем, что этим правом не воспользовался никто.
  2. В 1847 году был принят закон, согласно которому крестьянин имел право выкупить свою свободу, если помещик выставлял его на продажу за долги.

Эти изменения никаких существенных изменений в жизнь крестьян не внесли. Крепостное право как существовало, так и осталось существовать, а те преимущества, которые формально были реализованы на бумаге, на практике в жизнь не воплощались.

Борьба с революционерами внутри страны

Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии - контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.

Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.

Читайте также: