Какой контроль осуществляет тренер во время тренировки соревнований по волейболу
Обновлено: 04.07.2024
Средства и методы тренировки
Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех или иных условиях.
Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные (общеразвивающие и специальные упражнения).
Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:
– упражнения из гимнастики и акробатики;
– упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др.);
– упражнения из тяжелой атлетики;
– упражнения на тренажерах;
– спортивные и подвижные игры, плавание и др.
Специальные упражнения – подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).
Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.
По характеру ответных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:
а) упражнения преимущественно аэробного воздействия: интенсивность выполнения – средняя, ЧСС – 140-150 уд/мин, продолжительность выполнения – от 10 мин и более. Защитные действия в поле трех спортсменов, нападающий удар, блокирование, выход игрока с задней линии для выполнения второй передачи, прием подач 2-3-мя спортсменами дают положительный эффект в развитии общей выносливости;
б) упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств (смешанное аэробно-анаэробное воздействие): интенсивность выполнения – переменная (ЧСС от 140 до
180 уд/мин), продолжительность всего упражнения – до 10-15 мин. Для этой группы пригодны игры как полными, так и неполными составами, групповые упражнения в нападении, защите или их имитация;
г) упражнения для развития специальной выносливости (анаэробно-гликолитическое воздействие нагрузки); интенсивность выполнения – высокая (ЧСС до 180 уд/мин и выше), продолжительность выполнения одной серии – от 30 с до 3 мин, паузы отдыха между сериями –
1-4 мин, количество серий в одной тренировке – 6-8. Для этой группы пригодны упражнения в защитных действиях в паре, в поле одного спортсмена, в подвижном блокировании, в нападающем ударе и их имитация. Для защитных действий время выполнения упражнений меньше по сравнению с другими упражнениями.
Методы тренировки
1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).
2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).
3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий; совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).
5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).
Основные принципы и закономерности спортивной тренировки
Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.
Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо образовывать.
Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.
Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).
Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого усложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.
Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствуют росту мастерства спортсменов. Все принципы тренировки связаны между собой, со всеми видами подготовки и, в первую очередь, с физической, технической и тактической.
Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких спортивных результатов) характерны еще и специфические закономерности.
Единство общей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи – достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.
Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создается база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.
Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность и, наоборот, при повышении интенсивности уменьшается объем.
Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий.
Направленность к высшим достижениям. Стремление к высшим результатам в соревнованиях, к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках наиболее эффективные средства и методы, осуществлять углубленную специализацию вообще и по игровым функциям в частности, проводить круглогодичные и многолетние занятия.
Структура тренировочного занятия
Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.
Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, их подготовленности (табл. 3).
Физическое состояние и работоспособность спортсмена постоянно изменяются под влиянием различных воздействий: тренировочных занятий, соревнований и других факторов. Поэтому оценка текущего состояния волейболистов дает возможность рационально строить тренировочный процесс и избегать травм, перетренированности, заболеваний.
В качестве тестов, свидетельствующих о функциональном состоянии организма спортсменов, можно применять простые спортивно-медицинские измерения, которые следует проводить как в подготовительном, так и в соревновательном периодах. Чтобы получить точную экспресс-информацию о функциональном состоянии, необходимо соблюдать следующие правила:
- условия выполнения тестов должны быть стандартными (в одно и то же время, только в помещении или на воздухе, после разминки и т.д.);
- выбранные тесты должны быть постоянными на протяжении всего периода тестирования;
- тестирование проводится и оценивается одним и тем же тренером (тренерами);
- тестирование проводить систематически;
- к испытаниям допускать только здоровых спортсменов.
На общеподготовительном этапе тренировки волейболистов тестирование общей работоспособности рекомендуется проводить 3 раза в начале, в середине и в конце этапа, используя ниже описанные тесты.
Гарвардский степ-тест. Подъем и спуск с тумбы высотой 50,8 см (для мужчин), 43 см (для женщин), 45 см (для юношей), 40 см (для девушек) в темпе 30 раз в минуту в течение 5 минут. Сразу после выполнения теста обследуемый садится и трижды определяет частоту пульса (пальпаторно) в течение 30 с: в начале 2-й минуты отдыха (Р,), в начале 3-й и 4-й минут отдыха (Р2 и Р3). Расчет индекса осуществляется по формуле:
- игст= ‘*’ 00 ,
- (Р,+Р,+Р,)х2
- где t — время выполнения пробы в секундах.
- 54 и ниже — плохое;
- 55—64 — ниже среднего;
- 65-79 — среднее;
- 80-89 — хорошее;
- 90 и выше — отличное.
Функциональная проба по Квергу. Выполняется 4 различных упражнения, которые следуют одно за другим без пауз: 30 приседаний за 30 с, бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с; 3-минутный бег на месте с частотой шагов 150 в 1 мин; подскоки со скакалкой — 1 мин.
Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется пульс в течение 30 с (Р,), повторное измерение — через 2 (Р2) и 4 (Р3) минуты после окончания работы в течение 30 с. Расчет индекса осуществляется по формуле:
- 105 и выше — очень хорошее;
- 99—104 — хорошее;
- 93-98 — удовлетворительное;
- 92 и ниже — слабое.
Степ-тест по Бургеру. Спортсмен 5 мин сидит спокойно на стуле. Измеряется несколько раз кровяное давление и частота пульса и вычисляется среднее значение.
Нагрузка — спортсмен 5 мин поднимается на стул высотой 45 см через скамейку высотой 20—25 см с частотой 30 раз в минуту. После упражнения спортсмен садится и сразу же, а затем через каждую минуту у него измеряют кровяное давление, а пульс — через каждые 15 с.
Оценка: в течение 45 с у хорошо тренированного спортсмена частота пульса должна достигнуть среднего значения между показателем пульса в покое и его максимальным значением. По истечении 5 минут ускорение пульса не должно превышать 20 уд/мин, а кровяное давление должно вернуться к состоянию покоя.
Специальный тест (по А.В. Беляеву). Нападающий удар из зоны 4 (2) в течение 2 мин 30 с (для мужчин) и 2 мин (для женщин) с интенсивностью 12—14 нападающих ударов в минуту (разбег от линии нападения с быстрым возвращением после удара к линии нападения). Проверка восстановления пульса после нагрузки до показателя 120-130 уд/мин.
- за 45—90 с — высокий уровень работоспособности;
- за 90—120 с — хороший уровень работоспособности;
- за 120-160 с — удовлетворительный уровень работоспособности.
Тест Купера. За 12 минут пробежать как можно большее расстояние.
- мужчины: 2,8 км и более — отлично;
- 2,5—2,7 км — хорошо;
- 2,0—2,4 км — удовлетворительно;
- женщины: 2,64 км и более — отлично;
- 2,16—2,63 км — хорошо;
- 1,85—2,15 км — удовлетворительно.
Углубленное обследование проводится в стационарных условиях специалистами функциональной диагностики.
Диагностика физической базы позволяет судить о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи. Кроме этого, она позволяет судить об уровне физической подготовленности и на основании этого вносить корректировки в планы становления физической формы.
Оценка уровня развития общих физических качеств волейболистов на этапе ОФП проводится дважды — в начале и в конце этапа. С целью получения достоверной информации о физической готовности волейболистов в подготовительно- соревновательном цикле рекомендуется проводить тестирование по ОФП по одному разу на специально-подготовительном, предсоревновательном этапах.
Для этой цели можно использовать примерные контрольные упражнения по общей физической подготовке (выбрав для каждого физического качества одно), сохранив выбранный комплекс для последнего тестирования. Правила тестирования те же, что и при определении функционального состояния организма волейболистов.
Среди важнейших функций управления подготовкой волейболистов значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Врачебный контроль в системе подготовки волейболистов…………. 4
2. Педагогический контроль в системе подготовки волейболистов……. 6
2.1 Общее понятие педагогического контроля………………………. 6
2.2 Методы педагогического контроля……………………………….. 9
Заключение……………………………………………………………………… 12
Список использованной литературы………………………………………….. 13
Содержимое работы - 1 файл
Контроль. Волейбол.doc
Врачебный и педагогический контроль в системе подготовки волейболистов
1. Врачебный контроль в системе подготовки волейболистов…………. 4
2. Педагогический контроль в системе подготовки волейболистов……. 6
2.1 Общее понятие педагогического контроля………………………. 6
2.2 Методы педагогического контроля……………………………….. 9
Список использованной литературы………………………………………….. 13
Среди важнейших функций управления подготовкой волейболистов значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.
Под педагогическим контролем в спорте следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинных морфологических и функциональных изменений происходящих в организме конкретного спортсмена (В.В. Петровский).
Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.
За последние годы в учебно-тренировочном процессе волейболистов возросла роль педагогического контроля. Необходимость повышения его эффективности вызвана возросшими требованиями к различным сторонам подготовки игроков. Данные педконтроля позволяют следить за выполнением намеченных планов подготовки спортсменов, определить эффективность используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Эффективность управления подготовки волейболистов находится в прямой зависимости от систематичности поступления, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок.
Основными источниками информации служат материалы педагогических, врачебных и научных наблюдений, учета и самоконтроля волейболиста.
Контроль должен быть комплексным, в нем можно выделить следующие разделы:
— контроль соревновательной деятельности;
— контроль тренировочной деятельности;
— контроль состояния спортсмена.
Только сопоставление данных всех этих разделов может дать направление для коррекции планов подготовки.
Таким образом, учитывая актуальность темы, целью контрольной работы является изучение особенностей врачебного и педагогического контроля в системе подготовки волейболистов.
1. Врачебный контроль в системе подготовки волейболистов
Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п.
После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения [2].
Основной принцип врачебного контроля — комплексность исследования спортсмена в сочетании с индивидуальным подходом. Выражением этого принципа являются медицинский контроль, педагогический контроль и самоконтроль. Ознакомление занимающихся с элементами самоконтроля, обучение их ему, консультации по вопросам спорта входят в обязанности спортивного врача.
Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования [3]:
- при первичном обследовании решают вопрос о допуске к физкультурным и спортивным занятиям;
- при повторных — оценивают влияние занятий на организм;
- дополнительное обследование проводят перед участием в соревнованиях, после перерыва в занятиях из-за болезни.
Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год.
Другими формами врачебного контроля являются:
- врачебно-педагогические наблюдения во время подготовки волейболистов;
- санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости.
Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы: общепринятый комплекс методов — анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов [1].
В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение воздействия тренировочного занятия, используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками, используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.
Для осуществления врачебного контроля созданы врачебно- физкультурные кабинеты, являющиеся низовым и наиболее массовым звеном всей системы медицинского обеспечения лиц, занимающихся физическими упражнениями.
В основе всей системы врачебного наблюдения за спортсменами лежит диспансерное обслуживание, широко используемое медициной. Сущность такого обслуживания заключается в том, что человек, находящийся под диспансерным наблюдением независимо от самочувствия и состояния здоровья систематически через определенный промежуток времени проходит врачебное обследование.
Вpaчебно-физкультурные диспансеры — это медицинские учреждения, являющиеся центрами, которые оказывают организационно-методическую помощь местным органам здравоохранения и различным лечебно-профилактическим учреждениям по налаживанию и постановке врачебного контроля за занимающимися волейболом.
Диспансерное наблюдение - система врачебных мероприятий, направленных на укрепление здоровья спортсменов, длительное сохранение их высокой спортивной работоспособности, на предупреждение и выявление ранних признаков нарушений в состоянии здоровья, перетренированности и перенапряжения.
Программа медицинского обследования предусматривает [4]:
1. Общий и спортивный анамнез (расспрос) занимающихся для получения следующих сведений: анкетные данные, особенности физического развития, перенесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, образ жизни, занятия различными формами физической культуры, спортом, степень двигательной активности, наличие спортивных разрядов, режим тренировки и т.д.
2. Наружный осмотр.
3. Антропометрические измерения.
4. Обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др. систем, органов брюшной полости и др.
5. Проведение функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой и исследованием ЧСС (пульса), дыхания и давления крови и в восстановительном периоде иоле нагрузки.
Эти обследования, как правило, проводят врачи терапевты или специалисты по спортивной медицине. При необходимости для консультаций привлекаются хирурги, окулисты, гинекологи и другие специалисты, проводятся лабораторные и рентгеновские исследования.
С помощью наружного осмотра оценивается осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотделение. Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки, спины, живота и ног.
Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра. Они дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.
Антропометрические измерения следует проводить всегда в одно и то же время суток, лучше в утренние часы но общепринятой методике, с использованием специальных, стандартных, проверенных инструментов. Обследуемые должны находиться в обнаженном виде или в трусах. Измеряются рост (длина) стоя и сидя, вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра и голени; ЖИЛ; становая сила.
Таким образом, наблюдения врача являются основными при решении вопросов состояния здоровья, физического развития и примерного диапазона спортивной нагрузки. Тренер же обязан учитывать медицинское заключение уже при подборе групп и планировании учебно-тренировочных занятий.
2. Педагогический контроль в системе подготовки волейболистов
2.1 Общее понятие педагогического контроля
Педагогический контроль – это система получения информации о состоянии готовности спортсмена, ходе тренировочного процесса и выполнении планов подготовки спортсменов и команд.
Основная задача контроля не столько в том, чтобы фиксировать фактическое положение дел, отмечать те или иные недостатки, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить соответствующие коррективы, способствующие повышению эффективности подготовки.
Педагогический контроль осуществляется в процессе тренировочных занятий и соревнований. Эти два раздела контроля дополняют друг друга.
В процессе тренировочных занятий контроль осуществляется по следующим основным разделам [2]:
– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
– контроль за используемыми средствами тренировки;
– контроль за эффективностью средств тренировки;
– контроль за состоянием тренированности.
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещении занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.
Средства и методы тренировки
Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех или иных условиях.
Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные (общеразвивающие и специальные упражнения).
Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:
– упражнения из гимнастики и акробатики;
– упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др.);
– упражнения из тяжелой атлетики;
– упражнения на тренажерах;
– спортивные и подвижные игры, плавание и др.
Специальные упражнения – подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).
Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.
По характеру ответных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:
а) упражнения преимущественно аэробного воздействия: интенсивность выполнения – средняя, ЧСС – 140-150 уд/мин, продолжительность выполнения – от 10 мин и более. Защитные действия в поле трех спортсменов, нападающий удар, блокирование, выход игрока с задней линии для выполнения второй передачи, прием подач 2-3-мя спортсменами дают положительный эффект в развитии общей выносливости;
б) упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств (смешанное аэробно-анаэробное воздействие): интенсивность выполнения – переменная (ЧСС от 140 до
180 уд/мин), продолжительность всего упражнения – до 10-15 мин. Для этой группы пригодны игры как полными, так и неполными составами, групповые упражнения в нападении, защите или их имитация;
г) упражнения для развития специальной выносливости (анаэробно-гликолитическое воздействие нагрузки); интенсивность выполнения – высокая (ЧСС до 180 уд/мин и выше), продолжительность выполнения одной серии – от 30 с до 3 мин, паузы отдыха между сериями –
1-4 мин, количество серий в одной тренировке – 6-8. Для этой группы пригодны упражнения в защитных действиях в паре, в поле одного спортсмена, в подвижном блокировании, в нападающем ударе и их имитация. Для защитных действий время выполнения упражнений меньше по сравнению с другими упражнениями.
Методы тренировки
1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).
2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).
3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий; совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).
5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).
Основные принципы и закономерности спортивной тренировки
Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.
Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо образовывать.
Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.
Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).
Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого усложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.
Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствуют росту мастерства спортсменов. Все принципы тренировки связаны между собой, со всеми видами подготовки и, в первую очередь, с физической, технической и тактической.
Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких спортивных результатов) характерны еще и специфические закономерности.
Единство общей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи – достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.
Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создается база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.
Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность и, наоборот, при повышении интенсивности уменьшается объем.
Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий.
Направленность к высшим достижениям. Стремление к высшим результатам в соревнованиях, к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках наиболее эффективные средства и методы, осуществлять углубленную специализацию вообще и по игровым функциям в частности, проводить круглогодичные и многолетние занятия.
Структура тренировочного занятия
Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.
Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, их подготовленности (табл. 3).
Читайте также:
- Инфраструктура как сервис платформа как сервис программное обеспечение как сервис
- Кто должен обеспечить передачу водителю оборудование
- В чем состоит абстрактность распорядительной сделки
- Как нормы права содействуют утверждению идеалов добра и справедливости
- Как выплачивают заработную плату при установленных сокращенных недельных нормах