Какой категории лиц в процессе осуществления орд гарантируется социальная и правовая защита тест

Обновлено: 17.05.2024

Социальная и правовая защита участников ОРД, предусмотренные законом права и преимущества обеспечивают им выполнение профессиональных обязанностей или принятых на себя обязательств и в конечном счете, обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.

Предусмотренные законом меры не являются жестом доброй воли, актом милости со стороны государства по отношению к участникам ОРД, а являются необходимыми и иногда вынужденными (например, освобождение от уголовной ответственности, допустимость причинения вреда правоохраняемым интересам). Законодательные меры социальной и правовой защиты участников ОРД не являются случайными, а, напротив, имеют объективную обусловленность.

Из ФЗ об ОРД следует, что должностные лица ОРО при осуществлении ОРД решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь других должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан, с их согласия, на гласной и негласной основе.

Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют сотрудники ОРО, по меньшей мере не знали их как лиц, осуществляющих ОРД, или как конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения их безопасности, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ.

В этой связи действия субъектов ОРМ предполагают применение преимущественно негласных средств и методов работы с использованием при подготовке и проведении ОРМ конфиденциального содействия отдельных частных лиц.

Опыт показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся бессмысленными. Поэтому нередко проведение ОРМ и участие в них конкретных лиц допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников. Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений,, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые ОПФ, которые тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и др.

ФЗ об ОРД предусматривает возможность проведения ОРМ, предполагающих весьма тесные контакты с лицами, совершающими преступления, в целях их разоблачения и привлечения к ответственности. В связи с этим имеют место случаи неправомерного воздействия на должностных лиц ОРО, а также на конфидентов, в частности путем причинения им имущественного ущерба, вреда здоровью и даже физического их устранения.

Нередко действия лиц, участвующих в ОРМ, принимают формы, близкие к преступным действиям, либо отведенная этим лицам роль создает угрозу их личной безопасности.

Все это объективно обусловливает преимущественную негласность действий участников ОРД, использование помощи граждан на конфиденциальной основе, необходимость закрепления сохранения конфиденциальности их сотрудничества на законодательном уровне. Именно негласность, применение иных мер защиты обусловливают эффективность действий и безопасность участников ОРД.

Участие в ОРМ связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, что требует соответствующих компенсаций, а зачастую сопряжено со значительными стрессами, преодоление которых требует продолжительного отдыха или лечения. Лица, участвующие в ОРД, безусловно, обладают всеми правами наравне с другими гражданами. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты как на участников гражданско-правовых, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, административных и иных правоотношений. Однако реализация отдельных прав имеет специфику, которая вызывает необходимость закрепления дополнительных гарантий и в отношении участников ОРД.

Особенности ОРД предопределяют специфику защиты лиц, ее осуществляющих. В целом гарантии деятельности сотрудников ОРО закреплены в законах о милиции, о ФСБ и др. Однако эти законодательные акты не определяет статус сотрудников ОРО как участников оперативно-розыскных отношений, как представителей власти с особыми полномочиями, специфическими обязанностями, риском, что требует принятия дополнительных мер защиты. В равной мере это относится и к гражданам, участвующим в ОРД. Таким образом, социальная и правовая защита участников ОРД имеет социальную обусловленность, которая вызвана:

• состоянием криминальной среды в целом, происходящими в ней процессами;

• характером общественно опасных деяний, в предупреждении, пресечении и раскрытии которых они принимают участие;

• различной характеристикой субъектов (участников) ОРД;

• особым характером осуществляемых ими функций;

• спецификой отдельных ОРМ;

• негативным отношением в обществе к негласному характеру ОРД вообще и к лицам, оказывающим содействие в ее осуществлении, в частности.

Законодательное закрепление мер социальной и правовой защиты участников ОРД лишь частично решает проблемы, стоящие перед практическими подразделениями, хотя и создают основу для их решения. В незначительной мере это связано с последующим применением норм ФЗ об ОРД неоднозначностью толкования его положений, оценки действий участников ОРД, при которой достаточно часто не учитывается их суть, следующая из реализации оперативно-розыскных функций. Оценка законности их поведения осуществляется независимо от объективных условий обстановки, в которой действуют участники ОРД, содержания предусмотренных законом ОРМ, общей характеристики и особенностей действий субъектов, объективного и субъективного смысла.

На наш взгляд, именно в сущности ОРМ должностных лиц и содействия им содержатся предпосылки для решения отдельных проблем защиты, предусмотренных ФЗ об ОРД. Как представляется, при оценке действий участников ОРД не должны быть упущены их цели как составная часть целей ОРД.

Ее содержание составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, обнаружение и установление виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, имеющих значение для установления обстоятельств дела. В обшей форме целью этой деятельности является установление и обнаружение лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. (См Белкин РС Курс советской криминалистики -М ,1978 Т 2 -С 175) Немаловажная роль в этой деятельности отведена и конфидентам, которые используются для решения задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД, посредством получения и передачи оперативно значимой информации.

Получение такой информации предполагает выполнение как познавательной, так и деятельной функций ОРД. Без получения информации ни сотрудник ОРО, ни конфидент не могут выполнять какие-либо полезные действия, а зачастую без предпринимаемых совместных действий представляется невозможным и получение необходимой информации.

Согласно ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны представлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.

Содержание участия в ОРМ и негласного содействия ОРО определяет законность и ненаказуемость действий участников ОРД, формально подпадающих под признаки состава преступления либо соучастия в нем.

Безусловно, внешнего сходства признаков состава преступления с действиями оперативников и конфидентов явно недостаточно для их квалификации в качестве преступления. Важно учитывать совокупность всех обстоятельств, причин, мотивов действий участников ОРД, которые чаще всего не образуют состава преступления. В частности, при правомерном проведении ОРМ исключается противоправность действий

субъектов. Оценка правомерности или противоправности действий может зависеть от документального оформления и соблюдения процедуры проведения ОРМ.

криминалистика

Криминалистика

Справочник криминалиста

судмед

Судебная медицина

Курс судебной медицины

орд

Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД

криминология

Криминология

Курс криминологии

ОРД как многоаспектная деятельность

В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.

Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом:

непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти России;

организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;

педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.

Таким образом, проявления ОРД многообразны.

Внутренние разновидности ОРД. С учетом регулирования ФЗ об ОРД различных правовых отношений ОРД является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых различают основные и дополнительные. Основным видом ОРД в соответствии с ФЗ об ОРД и сложившимся на протяжении веков сыскным обычаем является уголовно-розыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса (см. гл. 26).

Дополнительными видами современной ОРД являются:

удостоверителъно-розыскная работа (неуголовно-правового характера; см. гл. 27). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц (см. ст. 2 ФЗ об ОРД); установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами России (см. п. 6 ч. 1 ст. 7);

административная оперативно-проверочная работа (см. гл. 28). Она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.); поисково-информационная работа неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России вне непосредственных преступных посягательств (см. абз. 3 ст. 2).

Формы осуществления ОРД.

Форма осуществления ОРД есть внешнее выражение содержания данной разновидности государственной правоохранительной деятельности. В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 1) различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД:

1) гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов могут официально (гласно) представлять интересы конкретного органа, осуществляющего ОРД (оперативного подразделения), или выступать по его поручению от его имени;

2) негласную, или конфиденциальную.

Конфиденциальность означает доверительность, секретность. Это свойство чего-либо, предполагающее сохранение его в тайне от посторонних (например, конфиденциальность информации). Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характеризующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемый в основном секретно, негласно.

Использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.

Социальная роль ОРД

ОРД (в широком смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства для достижения поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей.

Оперативно-розыскная политика есть компонент политики государства в области сыскной деятельности и одновременно часть уголовно-правовой политики в воздействии на преступность. Эта политика реализуется по двум основным направлениям: а) в процессе правотворческой деятельности государства, разрабатывающего и устанавливающего правила оперативно-розыскного воздействия на преступность; б) в правоприменительной деятельности уполномоченных на то федеральным законом представителей государства, которые непосредственно проводят ОРД или ее контролируют.

Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 55) в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.

Смотрите также:

Деятельность — это занятие, труд , а ОРД является разновидностью социально-полезной юридической
Речь идет о дифференцированном, системном освещении роли и места лишь одного из
В ОРД выделяются соответствующие формы, специфичные для данного вида.

Мораль как социальный институт и одна из форм общественного сознания играет важную охранительную роль, так как способствует формированию общественного
Подобное решение на международном уровне касается и такого вида социально полезной деятельности, как ОРД.

В 1990-е гг. в условиях политических и социально- экономических преобразований ученые активизировали работу
По мере стабилизации и развития общества роль законов неуклонно возрастает.
Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование

9. Назовите виды конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.
4. Раскройте содержание ведомственного контроля и роль в нем руководителя
13 Какой категории лиц в процессе осуществления ОРД гарантируется социальная и правовая защита?

На должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Гарантии правовой защиты. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Гарантии социальной защиты. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок исчисления пенсии определяется Правительством РФ для каждого органа отдельно. В основном такие акты являются закрытыми.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (например, по очередности предоставления жилых помещений).

31. Правовая и социальная защита прокуроров и следователей

31. Правовая и социальная защита прокуроров и следователей Являясь представителями государственной власти и осуществляя крайне важную для поддержания законности и правопорядка деятельность, работники прокуратуры находятся под особой защитой государства. Также под

Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в

Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов,

60. Дополнительные гарантии органов МСУ, их выборных должностных лиц, судебная защита их прав

60. Дополнительные гарантии органов МСУ, их выборных должностных лиц, судебная защита их прав Представительные органы МСУ обладают правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ.Федеральное законодательство предусматривает дополнительные

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.Государство гарантирует лицам,

23. Правовой статус должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия

23. Правовой статус должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия Территория РФ огромна, по этой причине нотариус может быть не везде. Причины могут быть самые разные: экономическая неэффективность содержания должности, отсутствие

Тема Х Социальная и правовая защита медицинских работников

Тема Х Социальная и правовая защита медицинских работников План изучения § 1. Понятие и формы социальной и правовой защиты медицинских работников § 2. Пенсионное обеспечение медицинских работников § 3. Обязательное страхование медицинских работников § 1. Понятие и

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Новый АПК существенно расширил полномочия арбитражных судов по

СТАТЬЯ 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

СТАТЬЯ 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;2) работу по трудовому договору (контракту), в том

Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц 1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в

Глава V. Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом

Глава V. Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите 1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной

49. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ

49. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ Лица, содействующие органам, осуществляющим ОРД, находятся под защитой государства.Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 191
  • КНИГИ 663 285
  • СЕРИИ 25 510
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 209

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРД – своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – обыск и выемка, отождествление личности – опознание, исследование предметов и документов – экспертиза и т. д.

Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.

Сферы осуществления ОРД:

1. Борьба с преступностью: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; в) розыск без вести пропавших.

2. Обеспечение безопасности РФ: добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

3. Выявление несчастных случаев: розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом.

ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то что данный принцип определен Законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности – при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.

Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД – один из факторов, позволяющих добиться успеха.

В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Сочетание гласных и негласных методов и средств. Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности – возможность ее осуществления негласно (т. е. в тайне от третьих лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы: международные акты и национальное законодательство (законы, акты Президента, Правительства, ведомственные акты).

К международным актам относятся:

1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась: Всеобщая декларация прав человека 1948 г; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ: а) на уровне правительств соответствующих государств; б) на уровне компетентных органов соответствующих государств;

Национальное законодательство составляют:

4. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРД

2. Нормативные правовые акты Правительства РФ: Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 1996 г.); Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050); Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770);

Читайте также: