Интерактивное учебное пособие как правильно говорить по русски

Обновлено: 02.07.2024

15 лучших книг по фонетике для преподавателей РКИ


Правильное произношение - залог успешной коммуникации. Именно с этих слов хочется начать обзор учебных пособий, которые помогут преподавателям РКИ и всем, изучающим русский язык как иностранный.

Как известно, необходимым условием развития коммуникативных навыков и умений является овладение навыками правильного произношения. Для овладения языком изучающие РКИ должны в первую очередь овладеть его фонетическим строем, то есть умением правильно произносить звуки русского языка как изолированно, так и в потоке речи, а еще правильно оформлять речь интонационно. Корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а так же умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка.

Овладение навыками правильного произношения является необходимым условием развития навыков и умений во всех видах речевой деятельности. В этом нам и помогает фонетика.

Фонетика — один из аспектов лингвистической компетенции учащихся, требующих особого внимания на начальном этапе обучения. Значение фонетики очень велико на начальном этапе обучения РКИ.

Обучение фонетике предполагает, что студенты овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками, терминологической базой, необходимыми в дальнейшем при обучении всем видам речевой деятельности — аудированию, говорению, чтению и письму. Поэтому вводно-фонетический курс обычно предваряет системное изучение РКИ, поэтому чаще всего изучение РКИ начинается со знакомства с русским алфавитом и постановки звуков.

Если же студенты уже знакомы с русским языком, то для них существуют корректировочные и сопроводительные курсы фонетики, которые способствуют исправлению акцентологических ошибок и систематизации знаний и навыков.

В России за десятилетия работы и систематизации опыта на кафедрах РКИ сложился традиционный подход к обучению фонетике, использующий результат лингводидактических исследований, материалы учебно-методических пособий и практический опыт работы. Предлагаем вам 15 лучших учебных пособий по фонетике русского языка, которые помогут вам на занятиях РКИ с иностранными студентами из разных стран.

  • Автор: Брызгунова Елена Андреевна, российский лингвист, доцент филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • Издательство Московского университета, 1963. – 308 с.


Елена Андреевна Брызгунова - один из крупнейших современных лингвистов, занимающихся проблемой русской звучащей речи. Она впервые дала фонологическое описание интонационной системы русского языка, стояла у истоков специализации русского языка как иностранного и, безусловно, является крупнейшим специалистом в области звучащей речи. Именно Еленой Андреевной Брызгуновой было выделено 7 типов интонационных конструкций в русском языке.

Вклад Елены Андреевны в лингвистику трудно переоценить. Она впервые дала фонологическое описание интонационной системы русского языка, стояла у истоков специализации русского языка как иностранного и, безусловно, является крупнейшим специалистом в области звучащей речи. Именно Е. А. Брызгунова анализировала и обобщила акценты существующей русской речи, разработала комплексный коммуникативный анализ звучащей речи, учитывающий взаимодействие средств разных уровней языка, анализировала эмоционально-стилистические оттенки звучащей речи.


Судя по всему, это пособие сейчас не переиздается, но его можно найти во многих онлайн библиотеках. Например, вот здесь, в Российской государственной библиотеке .


Кстати, об интонационных конструкциях можно почитать на сайте филологического факультета МГУ Примеры здесь озвучены Е.А. Брызгуновой.

  • Автор: Брызгунова Елена Андреевна
  • Издательство: Русский язык, Москва 1977


Лингафонный курс ставит три цели:

1) обучить иностранцев русскому произношению;

2) развить понимание речи на слух;

3) активизировать ту область речи, в которой наиболее ярко проявляется взаимодействие синтаксиса и интонации. Именно в этих направлениях развёртывается материал упражнений.

Судя по всему, это пособие сейчас не переиздается, но его можно найти во многих онлайн библиотеках. Например, вот здесь, в Российской государственной библиотеке .

  • Автор: Одинцова И.В.
  • Издательство: Москва : ФЛИНТА, 2017. - 368 с.


Книга "Звуки. Ритмика. Интонация" представляет собой пособие по русской звучащей речи, предназначенное для иностранных учащихся различных национальностей. Оно может быть использовано на разных этапах обучения русскому языку.

Книга содержит три главы: "Ритмика", "Звуки", «Интонация".

В пособие включены три приложения, в одном из которых, "Связь фонетики с графикой и орфографией.

В приложении к пособию вы найдете методические рекомендации по постановке и коррекции произношения русских звуков, а также по построению курса по звучащей речи. Этот раздел построен на основе сопоставления русского и английского языков. Однако эти рекомендации могут быть использованы при работе с учащимися разных национальностей.

4. Слушайте, повторяйте, пойте, говорите, пишите, читайте : интерактивный фонетико-разговорный курс : учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный

  • Книга+ CD
  • Автор: Г. В. Колосницына. -
  • Издательство: Москва : Рус. яз. Курсы, 2007.


В основе этого пособия по РКИ лежит разработанная автором ритмико-динамическая система обучения фонетике, которая позволяет уже на самом начальном этапе обучения овладеть всей фонетической системой языка.

На материале курса развиваются параллельно и взаимосвязанно навыки аудирования, говорения, письма и чтения, продуктивно усваивается учебный материал объемом в 1200 лексических единиц и элементарные грамматические структуры.

  • Авторы: Н. Б. Битехтина, В. Н. Климова
  • Издательство: Русский язык курсы 2011


Основная цель пособия — помочь преподавателям или будущим преподавателям РКИ пополнить багаж профессиональных знаний, навыков и умений в области постановки и коррекции произношения и заложить лингвистические основы методики работы над звуковой стороной русской речи в иноязычной аудитории.

В пособие включены вопросы и задания, нацеленные на расширение возможностей артикуляционного аппарата учащегося, развитие самонаблюдения и самоконтроля.

  • Книга +CD
  • Автор: Муханов И. Л.
  • Издательство: Русский язык. Курсы, 2006. – 176 с.


Это практическое учебное пособие состоит из 16 диалогов по обиходно-разговорным темам. Все диалоги сопровождаются лексико-грамматическими и интонационными разработками, а также заданиями.

Аудио- приложение, подробные комментарии и "ключи" к заданиям позволят использовать пособие как в работе с преподавателем, так и самостоятельно. В пособии рассматриваются разные типы интонационных конструкций (ИК).

В первом разделе представлены преимущественно случаи нейтрального употребления ИК; во втором разделе описано употребление ИК на усложненном и в большей степени стилистически окрашенном лексико-грамматическом материале. Система упражнений позволяет учащимся расширить диапазон употребления каждого типа ИК и активно пользоваться ими в своей речи.

Пособие может применяться как в системном вузовском, так и в курсовом обучении. В зависимости от сроков обучения, уровня учащихся, их потребностей и интересов материал пособия может быть использован выборочно для отработки отдельных тем.

Часть пособия можно бесплатно скачать или полистать онлайн на сайте издательства.

  • Автор: Ирина Милованова:
  • Издательство: Икар 2017


Это учебное пособие по практической фонетике РКИ адресовано англоязычным студентам.
Его использовать в учебном процессе в качестве дополнительного материала к любому вводно-фонетическому, сопроводительному, корректировочному курсам как на начальном, так и на среднем этапах обучения РКИ.

В пособии описана систем а фонетических игр и упражнений, способствующих формированию, развитию и совершенствованию слухо-произносительных навыков, ритмико-артикуляционных и акцентологических умений учащихся на начальном этапе обучения.

Пособие можно рассматривать как универсальное, т.к. учебный материал подобран не только с опорой на фонетическую систему русского языка, но и с учётом языковой интерференции родного языка учащихся. Оно включает определённую дозу теоретического материала на английском языке.


В пособии широко представлен разнообразный учебный и наглядный материал к упражнениям. В качестве фонетического материала использованы и произведения малых жанров русского фольклора (сказки, загадки, пословицы, скороговорки и т.д.).

8. По-русски – без акцента! Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке.

  • Книга+ СД
  • Автор: О.Н. Короткова
  • Издательство: Златоуст 2019


Курс создан на основе сопоставительного анализа фонетических систем русского и китайского языков. Он рассчитан на 34 часа аудиторных занятий и включает 17 лабораторных работ. Ко многим заданиям даются ключи.

Даются рекомендации по устранению ошибок. Комментарии и формулировки заданий переведены на китайский язык.

(CD прилагается только к печатному изданию.)

9. По русски - без акцента!
Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на корейском языке

  • Книга +СД
  • Автор: О.Н. Короткова
  • Издательство: Златоуст 2010


Это пособие по фонетике РКИ предназначено для носителей корейского языка, прошедших вводно-фонетический курс. В пособии представлен материал для работы над отдельными звуками, ритмикой слова, интонацией.

Курс создан на основе сопоставительного анализа фонетических систем русского и корейского языков. Он рассчитан на 34 часа аудиторных занятий и включает 17 лабораторных работ, содержание которых составляют различные упражнения, направленные на корректировку произносительных навыков. Ко многим заданиям даются ключи.

В методических комментариях содержатся рекомендации по устранению ошибок (комментарии и формулировки заданий переведены на корейский язык).

10. Постановочно-корректировочный курс практической фонетики русского языка для говорящих на персидском языке

  • Автор: Т.Г. Ткач
  • Издательство: Златоуст 2013


Постановочно-корректировочный курс русской фонетики адресован персоязычным учащимся, осваивающим русский язык на начальном этапе в условиях отсутствия языковой среды.

  • Авторы: Ю.М. Науменко
  • Издательство: Флинта. Наука 2018


В основу пособия положена образовательная программа по РКИ, отвечающая требованиям госстрандартов по этой дисциплине.

Представлен материал для повторения пройденных фонетических явлений, которые сначала объясняются, а потом закрепляются на практике.

12 . От звука к слову. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для иностранцев.

  • Книга+ CD
  • Авторы: Е. С. Конопкина, Л. С. Шкурат
  • Издательство: Русский язык. Курсы 2017


Этот фонетико-грамматический курс состоит из 10 уроков и рассчитан на 2-3 недели учебных занятий с иностранными студентами, начинающими изучать русский язык с нуля.

Целью курса является формирование элементарных фонетических и лексико-грамматических навыков.

Курс отличается практической направленностью, которая даёт широкие возможности для оптимизации процесса обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе, и культурологическим характером представленных в нём материалов.

13. По-русски - с хорошим произношением: практический курс звучащей речи: учебное пособие для иностранных учащихся гуманитарных специальностей

  • Е. Л. Бархударова, Ф. И. Панков
  • Издательство: Русский язык. Курсы 2015. — 192 с.

Книга представляет собой практическое пособие по звучащей речи для иностранных учащихся гуманитарных специальностей. Оно может быть использовано для работы со студентами, магистрантами, аспирантами и стажёрами в России и за рубежом.

Цель пособия — корректировать произношение на среднем и продвинутом этапах обучения русскому языку как неродному. В учебном пособии использованы как художественные тексты, так и тексты научного характера.

Книга будет полезна при работе с носителями разных языков.

14. Пособие по русскому ударению

  • М. Н. Шутова
  • Издательство: Русский язык Курсы 2015


Методическая концепция обучения русскому ударению строится на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Для того чтобы предотвратить орфоэпические ошибки при изучении РКИ, автор пособия предлагает систематизацию языкового материала по ударению: выделение наиболее продуктивных форм словообразования и словоизменения при максимальной унификации типичного, главного.

Материал пособия даёт возможность, наблюдая за ударением в разных частях речи, вывести ориентировочную схему, которая аккумулирует весь материал по ударению в какой-либо части речи. Полученная схема помогает учащемуся определить место ударения в слове. Постепенно вырабатываются и закрепляются навыки и умения правильно ставить ударения в русских словах.

  • Авторы: Акишина А.А., Барановская С.А
  • Издательство: URSS 2019


В настоящем пособии рассматриваются основные вопросы общей фонетики, анатомо-физиологические основы образования звуков речи; излагаются принципы классификации гласных и согласных.

Особенности звукового строя русского языка освещаются в системе данных общей фонетики. Пособие сопровождается рисунками, артикуляционными схемами и подробной библиографией.

Рекомендуется преподавателям русского языка, в том числе русского как иностранного, студентам и аспирантам филологических вузов, а также всем, кого интересуют проблемы общего языкознания.

✅

Какое ваше любимое пособие по фонетике РКИ?
По каким пособия занимаетесь вы? Много ли времени уделаете фонетике и произношению на занятиях?

✅

в ВК

✅

в Инстаграме

✅

в Телеграме

✅

в ФБ

Если вы начинающих преподаватель РКИ - обязательно возьмите на заметку ТОП-20 книг по методике преподавания РКИ

Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски

Год выпуска: 2003 г.
Автор: Глазунова О.И.
Категория: Учебник.
Издатель: Издательский дом МИРС.
Язык курса: Русский.
Кол-во страниц: 311.
Учебник включает лексический, грамматический, фонетический и учебно-познавательный материал и создан с учетом трудностей, с которыми часто сталкиваются преподаватели и студенты в процессе обучения языку.
Он предназначен для работы на краткосрочных курсах (от 1 до 6 месяцев), а также для тех, кто самостоятельно изучает русский язык, так как содержит большое количество пояснений, комментариев и ключи к наиболее трудным упражнениям.

Беляева Г.В., Нахабина М.М., Я Пишу по-русски. Пособие по письму. Элементарный уровень

  • формат pdf
  • размер 9.84 МБ
  • добавлен 03 января 2012 г.

М.: Ред.Изд.Совет МОЦ МГ, 2005.-122с. (Сформировано на базе "Дорога в Россию") Пособие "Я пишу по-русски". Книга для студента является составной частью учебного комплекса, формирующегося на базе учебника "Дорога в Россию" (авторы Б.И.Антонова, М.М. Нахабина: М.В. Сафронова, А.А.Толстых). Это пособие предназначено для иностранных учашихся: впервые приступивших к изучению русского языка. Цель пособия - формирование языковой и речевой коммуникативно.

Гинчук А.П. Русский язык: Давайте знакомиться

  • формат doc
  • размер 722.5 КБ
  • добавлен 09 января 2012 г.

Иркутск, Изд-во Иркутского технического университета. 2005. 98 с. Пособие по развитию устной речи иностранцев начального этапа обучения. Пособие содержит задания на составление диалогов по аналогии с данными, упражнения на расширение реплик, задание на комбинирование диалогических единств и другие. Урок 1. Давайте познакомимся. Урок 2. Расскажи о своей семье. Урок 3. Хочу учиться. Урок 4. Отдохнем вместе. Урок 5. Приходите в гости. Урок 6. Поеха.

Кирш Т.К. Крылова Н.Г. Мельникова Л.В. Русская речь - интенсивно

  • формат mp3
  • размер 32.8 МБ
  • добавлен 19 сентября 2011 г.

Издательство "Русский язык" 1988, 114 стр. Пособие представляет собой интенсивный курс русского языка обиходно-бытового общения, разработанный в Институте русского языка им. А.С. Пушкина. 8 аудиозаписей к учебнику на 94 минуты: Давайте познакомимся Дружеская встреча Мы едем в Москву Вы были на премьере? Вы любите спорт? Что подарить на Новый год? В выходной день Экскурсия по городуrn

Красман В.А., Потураева Е.А. Давайте знакомиться! Русский язык как иностранный. Начальный этап: учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 1.68 МБ
  • добавлен 07 ноября 2010 г.

Лысенко В.И., Маяцкая Н.К., Белик Л.М., Болкунова Е.В. Читаем по-русски

  • формат doc
  • размер 1.33 МБ
  • добавлен 03 октября 2011 г.

Сборник текстов для чтения. Учебное пособие для иностранных студентов-медиков. Ставрополь: Изд-во СтГма. – 2008. – 266 с. Сборник текстов для чтения Читаем по-русски составлен на материале русской и советской художественной литературы и публицистики в соответствии с Программой по русскому языку для иностранных студентов нефилологических вузов (М.). Данный сборник является учебным пособием и рекомендуется для иностранных студентов-медиков третьего.

Омельченко С.Р., Омельченко Т.Н. Учимся говорить по-русски

  • формат pdf
  • размер 367.66 КБ
  • добавлен 15 августа 2010 г.

-Волгоград: ВолГУ, 1999. -144 с. Пособие по развитию речи предназначено для студентов-иностранцев продвинутого уровня обучения, приезжающих на краткосрочные курсы. В книгу включены социокультурные тексты, содержащие информацию о разных сферах повседневного общения. Есть тесты.

Программа - Давайте учить русский / Let's learn Russian

  • формат iso
  • размер 116.42 МБ
  • добавлен 02 декабря 2011 г.

Русский язык для всех. Давайте поговорим и почитаем

  • формат djvu
  • размер 4.87 МБ
  • добавлен 01 декабря 2011 г.

Русский язык для всех. Давайте поговорим и почитаем. Под редакцией В.Г. Костомарова. Издание 4-е. Москва, - "Русский язык", - 1988. Данная книга объединяет три пособия из комплекса "Русский язык для всех": "Упражнения", "Давайте поговорим", "Книга для чтения" - выходившие ранее отдельными изданиями. Сборник содержит языковые и речевые упражнения. Языковые упражнения дают учащимся возможность автоматизировать навыки образования различных грамматич.

15 лучших книг по фонетике для преподавателей РКИ


Правильное произношение - залог успешной коммуникации. Именно с этих слов хочется начать обзор учебных пособий, которые помогут преподавателям РКИ и всем, изучающим русский язык как иностранный.

Как известно, необходимым условием развития коммуникативных навыков и умений является овладение навыками правильного произношения. Для овладения языком изучающие РКИ должны в первую очередь овладеть его фонетическим строем, то есть умением правильно произносить звуки русского языка как изолированно, так и в потоке речи, а еще правильно оформлять речь интонационно. Корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а так же умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка.

Овладение навыками правильного произношения является необходимым условием развития навыков и умений во всех видах речевой деятельности. В этом нам и помогает фонетика.

Фонетика — один из аспектов лингвистической компетенции учащихся, требующих особого внимания на начальном этапе обучения. Значение фонетики очень велико на начальном этапе обучения РКИ.

Обучение фонетике предполагает, что студенты овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками, терминологической базой, необходимыми в дальнейшем при обучении всем видам речевой деятельности — аудированию, говорению, чтению и письму. Поэтому вводно-фонетический курс обычно предваряет системное изучение РКИ, поэтому чаще всего изучение РКИ начинается со знакомства с русским алфавитом и постановки звуков.

Если же студенты уже знакомы с русским языком, то для них существуют корректировочные и сопроводительные курсы фонетики, которые способствуют исправлению акцентологических ошибок и систематизации знаний и навыков.

В России за десятилетия работы и систематизации опыта на кафедрах РКИ сложился традиционный подход к обучению фонетике, использующий результат лингводидактических исследований, материалы учебно-методических пособий и практический опыт работы. Предлагаем вам 15 лучших учебных пособий по фонетике русского языка, которые помогут вам на занятиях РКИ с иностранными студентами из разных стран.

  • Автор: Брызгунова Елена Андреевна, российский лингвист, доцент филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • Издательство Московского университета, 1963. – 308 с.


Елена Андреевна Брызгунова - один из крупнейших современных лингвистов, занимающихся проблемой русской звучащей речи. Она впервые дала фонологическое описание интонационной системы русского языка, стояла у истоков специализации русского языка как иностранного и, безусловно, является крупнейшим специалистом в области звучащей речи. Именно Еленой Андреевной Брызгуновой было выделено 7 типов интонационных конструкций в русском языке.

Вклад Елены Андреевны в лингвистику трудно переоценить. Она впервые дала фонологическое описание интонационной системы русского языка, стояла у истоков специализации русского языка как иностранного и, безусловно, является крупнейшим специалистом в области звучащей речи. Именно Е. А. Брызгунова анализировала и обобщила акценты существующей русской речи, разработала комплексный коммуникативный анализ звучащей речи, учитывающий взаимодействие средств разных уровней языка, анализировала эмоционально-стилистические оттенки звучащей речи.


Судя по всему, это пособие сейчас не переиздается, но его можно найти во многих онлайн библиотеках. Например, вот здесь, в Российской государственной библиотеке .


Кстати, об интонационных конструкциях можно почитать на сайте филологического факультета МГУ Примеры здесь озвучены Е.А. Брызгуновой.

  • Автор: Брызгунова Елена Андреевна
  • Издательство: Русский язык, Москва 1977


Лингафонный курс ставит три цели:

1) обучить иностранцев русскому произношению;

2) развить понимание речи на слух;

3) активизировать ту область речи, в которой наиболее ярко проявляется взаимодействие синтаксиса и интонации. Именно в этих направлениях развёртывается материал упражнений.

Судя по всему, это пособие сейчас не переиздается, но его можно найти во многих онлайн библиотеках. Например, вот здесь, в Российской государственной библиотеке .

  • Автор: Одинцова И.В.
  • Издательство: Москва : ФЛИНТА, 2017. - 368 с.


Книга "Звуки. Ритмика. Интонация" представляет собой пособие по русской звучащей речи, предназначенное для иностранных учащихся различных национальностей. Оно может быть использовано на разных этапах обучения русскому языку.

Книга содержит три главы: "Ритмика", "Звуки", «Интонация".

В пособие включены три приложения, в одном из которых, "Связь фонетики с графикой и орфографией.

В приложении к пособию вы найдете методические рекомендации по постановке и коррекции произношения русских звуков, а также по построению курса по звучащей речи. Этот раздел построен на основе сопоставления русского и английского языков. Однако эти рекомендации могут быть использованы при работе с учащимися разных национальностей.

4. Слушайте, повторяйте, пойте, говорите, пишите, читайте : интерактивный фонетико-разговорный курс : учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный

  • Книга+ CD
  • Автор: Г. В. Колосницына. -
  • Издательство: Москва : Рус. яз. Курсы, 2007.


В основе этого пособия по РКИ лежит разработанная автором ритмико-динамическая система обучения фонетике, которая позволяет уже на самом начальном этапе обучения овладеть всей фонетической системой языка.

На материале курса развиваются параллельно и взаимосвязанно навыки аудирования, говорения, письма и чтения, продуктивно усваивается учебный материал объемом в 1200 лексических единиц и элементарные грамматические структуры.

  • Авторы: Н. Б. Битехтина, В. Н. Климова
  • Издательство: Русский язык курсы 2011


Основная цель пособия — помочь преподавателям или будущим преподавателям РКИ пополнить багаж профессиональных знаний, навыков и умений в области постановки и коррекции произношения и заложить лингвистические основы методики работы над звуковой стороной русской речи в иноязычной аудитории.

В пособие включены вопросы и задания, нацеленные на расширение возможностей артикуляционного аппарата учащегося, развитие самонаблюдения и самоконтроля.

  • Книга +CD
  • Автор: Муханов И. Л.
  • Издательство: Русский язык. Курсы, 2006. – 176 с.


Это практическое учебное пособие состоит из 16 диалогов по обиходно-разговорным темам. Все диалоги сопровождаются лексико-грамматическими и интонационными разработками, а также заданиями.

Аудио- приложение, подробные комментарии и "ключи" к заданиям позволят использовать пособие как в работе с преподавателем, так и самостоятельно. В пособии рассматриваются разные типы интонационных конструкций (ИК).

В первом разделе представлены преимущественно случаи нейтрального употребления ИК; во втором разделе описано употребление ИК на усложненном и в большей степени стилистически окрашенном лексико-грамматическом материале. Система упражнений позволяет учащимся расширить диапазон употребления каждого типа ИК и активно пользоваться ими в своей речи.

Пособие может применяться как в системном вузовском, так и в курсовом обучении. В зависимости от сроков обучения, уровня учащихся, их потребностей и интересов материал пособия может быть использован выборочно для отработки отдельных тем.

Часть пособия можно бесплатно скачать или полистать онлайн на сайте издательства.

  • Автор: Ирина Милованова:
  • Издательство: Икар 2017


Это учебное пособие по практической фонетике РКИ адресовано англоязычным студентам.
Его использовать в учебном процессе в качестве дополнительного материала к любому вводно-фонетическому, сопроводительному, корректировочному курсам как на начальном, так и на среднем этапах обучения РКИ.

В пособии описана систем а фонетических игр и упражнений, способствующих формированию, развитию и совершенствованию слухо-произносительных навыков, ритмико-артикуляционных и акцентологических умений учащихся на начальном этапе обучения.

Пособие можно рассматривать как универсальное, т.к. учебный материал подобран не только с опорой на фонетическую систему русского языка, но и с учётом языковой интерференции родного языка учащихся. Оно включает определённую дозу теоретического материала на английском языке.


В пособии широко представлен разнообразный учебный и наглядный материал к упражнениям. В качестве фонетического материала использованы и произведения малых жанров русского фольклора (сказки, загадки, пословицы, скороговорки и т.д.).

8. По-русски – без акцента! Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке.

  • Книга+ СД
  • Автор: О.Н. Короткова
  • Издательство: Златоуст 2019


Курс создан на основе сопоставительного анализа фонетических систем русского и китайского языков. Он рассчитан на 34 часа аудиторных занятий и включает 17 лабораторных работ. Ко многим заданиям даются ключи.

Даются рекомендации по устранению ошибок. Комментарии и формулировки заданий переведены на китайский язык.

(CD прилагается только к печатному изданию.)

9. По русски - без акцента!
Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на корейском языке

  • Книга +СД
  • Автор: О.Н. Короткова
  • Издательство: Златоуст 2010


Это пособие по фонетике РКИ предназначено для носителей корейского языка, прошедших вводно-фонетический курс. В пособии представлен материал для работы над отдельными звуками, ритмикой слова, интонацией.

Курс создан на основе сопоставительного анализа фонетических систем русского и корейского языков. Он рассчитан на 34 часа аудиторных занятий и включает 17 лабораторных работ, содержание которых составляют различные упражнения, направленные на корректировку произносительных навыков. Ко многим заданиям даются ключи.

В методических комментариях содержатся рекомендации по устранению ошибок (комментарии и формулировки заданий переведены на корейский язык).

10. Постановочно-корректировочный курс практической фонетики русского языка для говорящих на персидском языке

  • Автор: Т.Г. Ткач
  • Издательство: Златоуст 2013


Постановочно-корректировочный курс русской фонетики адресован персоязычным учащимся, осваивающим русский язык на начальном этапе в условиях отсутствия языковой среды.

  • Авторы: Ю.М. Науменко
  • Издательство: Флинта. Наука 2018


В основу пособия положена образовательная программа по РКИ, отвечающая требованиям госстрандартов по этой дисциплине.

Представлен материал для повторения пройденных фонетических явлений, которые сначала объясняются, а потом закрепляются на практике.

12 . От звука к слову. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для иностранцев.

  • Книга+ CD
  • Авторы: Е. С. Конопкина, Л. С. Шкурат
  • Издательство: Русский язык. Курсы 2017


Этот фонетико-грамматический курс состоит из 10 уроков и рассчитан на 2-3 недели учебных занятий с иностранными студентами, начинающими изучать русский язык с нуля.

Целью курса является формирование элементарных фонетических и лексико-грамматических навыков.

Курс отличается практической направленностью, которая даёт широкие возможности для оптимизации процесса обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе, и культурологическим характером представленных в нём материалов.

13. По-русски - с хорошим произношением: практический курс звучащей речи: учебное пособие для иностранных учащихся гуманитарных специальностей

  • Е. Л. Бархударова, Ф. И. Панков
  • Издательство: Русский язык. Курсы 2015. — 192 с.

Книга представляет собой практическое пособие по звучащей речи для иностранных учащихся гуманитарных специальностей. Оно может быть использовано для работы со студентами, магистрантами, аспирантами и стажёрами в России и за рубежом.

Цель пособия — корректировать произношение на среднем и продвинутом этапах обучения русскому языку как неродному. В учебном пособии использованы как художественные тексты, так и тексты научного характера.

Книга будет полезна при работе с носителями разных языков.

14. Пособие по русскому ударению

  • М. Н. Шутова
  • Издательство: Русский язык Курсы 2015


Методическая концепция обучения русскому ударению строится на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Для того чтобы предотвратить орфоэпические ошибки при изучении РКИ, автор пособия предлагает систематизацию языкового материала по ударению: выделение наиболее продуктивных форм словообразования и словоизменения при максимальной унификации типичного, главного.

Материал пособия даёт возможность, наблюдая за ударением в разных частях речи, вывести ориентировочную схему, которая аккумулирует весь материал по ударению в какой-либо части речи. Полученная схема помогает учащемуся определить место ударения в слове. Постепенно вырабатываются и закрепляются навыки и умения правильно ставить ударения в русских словах.

  • Авторы: Акишина А.А., Барановская С.А
  • Издательство: URSS 2019


В настоящем пособии рассматриваются основные вопросы общей фонетики, анатомо-физиологические основы образования звуков речи; излагаются принципы классификации гласных и согласных.

Особенности звукового строя русского языка освещаются в системе данных общей фонетики. Пособие сопровождается рисунками, артикуляционными схемами и подробной библиографией.

Рекомендуется преподавателям русского языка, в том числе русского как иностранного, студентам и аспирантам филологических вузов, а также всем, кого интересуют проблемы общего языкознания.

✅

Какое ваше любимое пособие по фонетике РКИ?
По каким пособия занимаетесь вы? Много ли времени уделаете фонетике и произношению на занятиях?

✅

в ВК

✅

в Инстаграме

✅

в Телеграме

✅

в ФБ

Если вы начинающих преподаватель РКИ - обязательно возьмите на заметку ТОП-20 книг по методике преподавания РКИ


Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2007/2008 учебном году


Готовимся к олимпиаде по русскому языку: Методические указания для участников олимпиады по русскому языку как иностранному (довузовский этап)


Фонетический разбор в школе и вузе: Учебно-методическое пособие по русскому языку


Практикум по русскому языку: Орфография и пунктуация: Учебное пособие


По русским углам


Парижский тюрбан - по-русски


Полный курс лекций по русской истории


Развод по-русски


Хозяйка жизни, или Вендетта по-русски


Я Вам пишу. Деловые и личные письма по-английски и по-русски


Final destination по-русски


Развод по-русски


Лекции по Русской литературе


Лекции по русской литературе. Приложение


Эмиграция по-русску…


Орфография. Учебно-методическое пособие по русскому языку


Спасение по-русски


Нумерация с хвоста. Путеводитель по русской литературе


Джихад по-Русски


Джихад по-Русски


Джихад по-Русски


Фабрика звезд по-русски


Киднеппинг по-русски


Тест на лидерство (по русским народным сказкам)


Мальдивы по-русски. Записки крутой аукционистки


Лезгинка по-русски



Семейный бизнес по-русски


Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски


Икебана по-русски


Экспресс-тесты по русскому языку. Повторение и закрепление изученного материала. 9 класс


Ответы на экзаменационные билеты по русскому языку. 11 класс


Шпаргалка по русскому языку и культуре речи


Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку


Заметки по Русской истории XVIII века


Заметки по Русской истории XVIII века


Карнеги по-русски, или Азбука разумного эгоиста


Парасейл по-русски


Справочник по русскому языку. Пунктуация



Вендетта по русски


Анти-МакРоберт: Думай! по-русски. Как тренироваться по циклам


Вендетта по-русски


Рождество по-русски


100 строк по-русски


Манга по-русски


Манга по-русски


Грабить банк по-русски


Трафик по-русски


Беспредел по-русски (Цезарь - 3)


Полный курс лекций по русской истории


Заброска чисто по-русски


Джихад по-Русски


Кровник - Джихад по-русски


Заметки по Русской истории XVIII века


Любить и ненавидеть по-русски


Учебная книга по Русской истории


Чудо по-русски


По-русски


Краткий курс по русской истории


Боец. Частный детектив по-русски


О.Н.Азарова. Я Вам пишу. (Деловые и личные письма по-английски и по-русски)


Александра Авророва. Развод по-русски


Т.Д.Ауэрбах. Надя учится говорить по-немецки (fb2)


Константин Сергеевич Аксаков. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням


Диля Еникеева. Вендетта по русски

Показаны далеко не все результаты, удовлетворяющие вашему запросу. Чтобы увидеть другие результаты, пожалуйста, уточните запрос.

Читайте также: