Имеет ли право психолог разглашать информацию родителям о несовершенном ребенке
Обновлено: 16.06.2024
Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ-психоактивные вещества).
Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ.
Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию - болезнь, пока не сформировалась зависимость.
Социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками.
Тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку.
Задача тестирования - выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности , которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ. Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.
Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным :
• в тестировании принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей). Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;
• личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении социально-психологического тестирования и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; соблюдать конфиденциальность при хранении и использовании результатов тестирования обязаны органы исполнительной власти.
Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети, старше 15 лет, могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.
Примите верное решение!
Участвуйте в социально-психологическом тестировании!
Ответы на часто задаваемые вопросы
Не будет ли социально-психологическое тестирование провоцировать интерес ребенка к наркотическим средствам и психоактивным веществам?
Нет, не будет, так как вопросы методики не содержат информацию о наркотических средствах и психоактивных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам социальнопсихологического тестирования?
Единая методика социально-психологического тестирования не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.
Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
Могут ли родители (законные представители) присутствовать во время проведения социально-психологического тестирования?
Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?
Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве. Задача состоит в принятии дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому, мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не содержат репрессивно-карательного компонента. Гарантом этого является принцип конфиденциальности проведения социально-психологического тестирования. В случае выявления респондентов с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение главным принципом является неразглашение и конфиденциальность результатов, закрепленные законодательством.
Не нарушает ли методика законы этики в социально-психологическом тестировании?
Законы этики психологического исследования, принятые Российским психологическим обществом, предписывают соблюдать принципы отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия обмана.
По всем пунктам данное тестирование может быть признано этичным:
в-третьих, образовательная организация обязана обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся; в-четвертых, при проведении тестирования психологи не обманывают респондентов, так как цель данного тестирования не скрывается от аудитории – в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска, и не более чем.
Какая польза для родителя от участия в тестировании ребенка?
По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы – это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального, зависимого (аддиктивного) поведения, тем самым создается безопасная образовательное пространство для Вашего ребенка.
В случае, если ребенок имеет вероятность вовлечения в зависимое поведение, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра.
Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, будет являться эффективной, так как в эту работу будет включен родитель (законный представитель).
Является ли проведение тестирования обязательным для всех образовательных организаций?
Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты социально-психологического тестирования используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде. Профилактическая работа в школе, классе будет построена с учетом особенностей и потребностей ваших детей.
Очень необычный спор изучила Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ. Гражданка, которая к ним обратилась, была не согласна с решениями местных судов - те отказались раскрыть ей тайну, кто были ее настоящие родители.
Верховный суд напомнил, что в Конвенции ООН о правах ребенка закреплено его право знать своих родителей. Фото: Сергей Куксин/ РГ
История началась с того, что в суд обратилась взрослая женщина, которую в младенчестве удочерила и воспитала другая семья. Став взрослой и выйдя замуж, истица обратилась в ЗАГС с просьбой показать ее настоящее свидетельство о рождении и дать информацию о своих биологических родителях. В ЗАГСе ей предоставить такую информацию отказались, сославшись на "недопустимость раскрытия тайны усыновления".
В суд женщина пришла с иском, в котором оспаривался отказ ЗАГСа. Истица со слов своих приемных родителей знала, что по первому свидетельству о рождении у нее были другие имя, отчество и фамилия. Знала, что в этом свидетельстве есть имя и фамилия ее биологической матери, а сведений об отце не было. Знала, что мать от нее официально отказалась. А когда приемные родители ее удочерили, они дали ей новое имя, фамилию и отчество. И девочке было выписано другое свидетельство о рождении.
В своих заявлениях сначала в ЗАГС, а потом и в суд гражданка указала, что сведения о биологической матери ей необходимы "для раскрытия генетической истории семьи, а также выявления (диагностики) наследственных заболеваний".
Но местный районный суд, а потом и апелляция гражданке в ее просьбе отказали. Местные суды заявили, что запрашиваемые сведения "относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом". А на довод, что приемные родители сами рассказали взрослой дочери правду и даже дали письменное согласие, чтобы она узнала о своей биологической матери, суды заявили следующее. По их мнению, "согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не может являться основанием для предоставления персональных данных биологических родителей". С такими аргументами не согласился Верховный суд. И объяснил почему.
Верховный суд начал с Семейного кодекса, со статьи 139. В этой статье говорится про тайну усыновления и о том, что чиновники, которые регистрируют усыновление, или просто граждане, узнавшие тайну усыновления, обязаны ее хранить. А граждане, разгласившие тайну "против воли усыновителей", отвечают за это по закону. Охрана тайны усыновления предусмотрена еще и Законом "Об актах гражданского состояния". В нем сказано (статья 47), что работники ЗАГСов не имеют права без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и "выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями ребенка".
Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод: разглашать тайну усыновления не допускается "против воли усыновителей", и за это привлекают к ответственности.
По правовой позиции Конституционного суда законодатель исходил из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить ребенку моральные страдания, отразится на всей его жизни. А возможность рассказать ребенку правду законодатель связал исключительно с волей усыновителей. В нашем случае суд установил, что приемные родители добровольно дали согласие на раскрытие тайны усыновления.
Верховный суд также остановился на Конвенции ООН о правах ребенка, в которой закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих подлинных родителей. Там же сказано, что у ребенка есть право на семейные связи, которые вместе с гражданством и именем - элемент сохранения индивидуальности.
Верховный суд рассказал и о практике Европейского суда по правам человека по делам, связанным с раскрытием информации об усыновлении. В решениях этого суда по разным странам проходила главной мысль, что у человека есть право знать своих предков.
Наша Конституция (статья 24) обязывает органы власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающие права и свободы гражданина. А Конституционный суд заявил, когда рассматривал аналогичное дело, что ограничения в праве знать своих настоящих предков, которые прописаны в этих двух законах, "не должны приводить к исключению возможности осуществления этого права". В ситуации с усыновлением сведения о происхождении, хотя и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи, для выявления наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и прочее. В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, целью истицы было получение сведений о биологической матери, установление возможных заболеваний и генетической истории семьи, выявление биологических связей, получение возможности диагностировать наследственные заболевания. Все решения местных судов пересмотрят.
Муниципальный район "Абыйский улус (район)"
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
- подобные события вызывают у детей большой стресс;
- несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
- несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
- подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
- при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
- в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
- в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
- допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
- в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
- допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
- несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна
Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.
В работе с психологом очень важно чувствовать себя в безопасности, а конфиденциальность — важная составляющая этого вопроса. Профессионалы очень серьезно к этому относятся. На хороших обучающих программах этому посвящено много времени. То, что происходит в стенах кабинета психолога, должно там остаться — в том числе факт самих встреч с психологом. Какие у вас права и как обезопасить себя?
Кто носитель конфиденциальности?
Именно клиент решает, оставлять факт работы с психологом конфиденциальным или нет.
Например, вы встретились со своим психологов в публичном месте, в окружении других знакомых лиц. Вы можете подойти к психологу, поздороваться и тем самым раскрыть факт вашей терапии. Психолог же такое сделать не может. То есть, если вы к нему не подойдете, он будет делать вид, что не знает вас.
Это оформляется документально?
Как я мы писали раньше, важным показателем профессионализма будет, если специалист предложит вам подписать информированное согласие. В нем будет в том числе указана политика конфиденциальности.
Да, в России нет закона о психологической помощи и нет лицензирования, но есть специалисты, которые придерживаются международных правил — и это обычно хороший знак. В этом очень много уважения к клиенту.
Если вы не подписывали информированное согласие, но опасаетесь разглашения информации, попросите психолога подписать с вами отдельное соглашение о конфиденциальности.
Есть ситуации, когда психолог может нарушить соглашение?
- Иногда для эффективной работы психологу необходимо поговорить про клиента с психиатром. Важно, что перед этим психолог должен обсудить это с клиентом, рассказать, что именно он хочет обсудить. У клиента есть право отказаться.
- Иногда клиента необходимо госпитализировать для его безопасности — например, в случае серьезной угрозы суицида. Тогда психолог может инициировать госпитализацию клиента.
- Если клиент кому-то угрожает, и у психолога есть основания считать, что эти угрозы реальны — он обязан сообщить в полицию.
- Если клиент совершил серьезное преступление, и психолог об этом узнал — он обязан сообщить.
- Если клиент — ребенок (или зависимый взрослый), и над ним совершается домашнее насилие (физическое или эмоциональное), то психолог должен сообщить об этом в органы опеки.
- Если клиент — ребенок до 18 лет, родители должны знать, что он ходит к психологу, и дать на это согласие. Что при этом психолог может сказать родителям о содержании консультаций? То, что может повредить физической безопасности ребенка (угроза суицида, прием наркотиков и алкоголя, факт сексуального насилия или злоупотребления). Ребенок может спросить у психолога, что тот будет рассказывать родителям — и, конечно, специалист сначала предупреждает ребенка о том, что он будет говорить родителям.
Если меня все равно что-то беспокоит про конфиденциальность?
Обязательно поговорите об этом с вашим психологом. Он обязан отвечать вам на все вопросы о конфиденциальности и давать необходимые разъяснения.
Директору МОУ СОШ с.Новая Кука
проживающего по адресу__________
__________________________________ Телефон дом. ___________________
Я,_________________________________________________прошу предоставить моему ребенку________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
— участие ребенка в развивающих занятиях;
— консультирование родителей (по запросу);
— при необходимости – посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).
— представлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (лиц их заменяющих);
— не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам.
Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохрани-тельными органами.
О таких ситуациях Вы будете информированы.
Родители (лица их заменяющие) имеют право:
— обратиться к психологу школы по интересующему вопросу;
— отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), оформив заявление об отказе на имя директора школы. В случае отказа от психологической диагностики ребенок участвует в ней, но результаты диагностики психолог не обрабатывает.
Директору МОУ СОШ с.Новая Кука
проживающего по адресу__________
__________________________________ Телефон дом. ___________________
Я,_________________________________________________прошу предоставить моему ребенку________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
— участие ребенка в развивающих занятиях;
— консультирование родителей (по запросу);
— при необходимости – посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).
— представлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (лиц их заменяющих);
— не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам.
Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохрани-тельными органами.
О таких ситуациях Вы будете информированы.
Родители (лица их заменяющие) имеют право:
— обратиться к психологу школы по интересующему вопросу;
— отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), оформив заявление об отказе на имя директора школы. В случае отказа от психологической диагностики ребенок участвует в ней, но результаты диагностики психолог не обрабатывает.
Директору МОУ СОШ с.Новая Кука
проживающего по адресу__________
__________________________________ Телефон дом. ___________________
Я,______________________________________________________отказываюсь от психолого-педагогического сопровождения моего ребенка ___________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
или его компонентов:
— участия моего ребенка в развивающих занятиях;
— посещения ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).
Директору МОУ СОШ с.Новая Кука
проживающего по адресу__________
__________________________________ Телефон дом. ___________________
Я,______________________________________________________отказываюсь от психолого-педагогического сопровождения моего ребенка ___________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
или его компонентов:
— участия моего ребенка в развивающих занятиях;
— посещения ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 7-12 лет
- подросток
Основные принципы работы школьного психолога
В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.
Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.
Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.
Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.
Чем психолог может помочь ребенку?
К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.
Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.
Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.
Когда к психологу стоит обращаться родителям?
Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.
Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.
В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?
Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь. Пройти тест
Достаточно часто случается так, что родители, обращаясь к специалисту психологу не могут в беседе достаточно конкретно изложить суть проблемы ребенка. Вспоминая, начало своей практики в замечательной средней общеобразовательной школе №12 г. Сухум я погружаюсь в тот ужас, который меня охватывал, когда в беседе с родителями часто лился длительный поток жалоб на разные сферы психической деятельности ребёнка. Ребенок одновременно характеризовался ленивым, невнимательным, агрессивным и много ещё каким. Я безмерно благодарен, моим учителям которые в те сложные для меня моменты научили меня в консультативной практике удерживаться в ресурсном состоянии и медленно, неторопливо уточнять, а порой оказывать помощь в формировании запроса родителя или педагога. Правильно сформулированный запрос (жалобы) помогает специалисту определить цель — как конечный результат диагностической, консультативной или коррекционной работы вот почему в данной статье мне бы очень хотелось привести несколько примеров часто встречающихся жалоб родителей и привести варианты запросов к данным жалобам.
Пример 1: Ребенок не внимательный, несколько раз приходится напоминать задание, часто отвлекается на посторонние предметы, разговоры и т.д., пропускает в заданиях важные условия и т.д.
Пример 2: Ребенок готовится к уроком дома, хорошо отвечает на вопросы к параграфу, демонстрирует при ответе дома хорошее понимание учебного материала, однако в школе инициативу в ответах не проявляет, а когда вызывают отвечать домашнее задание, получает удовлетворительные или неудовлетворительные оценки .
Пример 3: У матери часто возникают сложности в организации учебной и др. деятельности ребенка. Ребенок не слушает мать, демонстрирует открытое противостояние к попыткам осуществлять контроль за деятельностью ребенка.
Пример 4: Ребенок первоклассник первого полугодия обучения не хочет идти в школу, не хочет оставаться в классе, не отпускает мать, плачет, выбегает из класса вслед за матерью.
Пример 5: Ребенок затрачивает много усилий на заучивание стихотворений, правил и т.д.
Читайте также:
- Когда депутаты рассмотрят законопроект 725662 7
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политическое участие граждан
- Кто прошел в алтайское законодательное собрание
- Имеет ли право воспитатель бить ребенка по попе
- Кто не может осуществлять повторный допуск на подготовленное рабочее место в последующие дни