Какой из названных источников права входит в правовую систему российской федерации

Обновлено: 17.05.2024

1) Правовой обычай – правило поведения, которое сложилось вследствие его фактического применения в течение длительного времени, и которое признается государством в качестве общеобязательного правила поведения.

Обычай был основным регулятором общ.отношений на ранних этапах развития чел. общества. Постепенно обычай вытесняется и заменяется нормативным актом. В настоящее время роль обычая не велика. (примеры: закон XII таблиц, Салическая правда.)

Правовой обычай используется и в ряде современных правовых систем (традиц., религ). В российской правовой системе роль правового обычая незначительна. (ст 5 ГК РФ: отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота)

2) судебный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, когда он может стать правилом для разрешения новых дел в будущем.

Судебный прецедент распространен преимущественно в странах общ. правовой системе (США, Канада, Австралия, Нов.Зеландия, Великобритания). Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда. В РФ судебный прецедент не применяется. Использование прецедента на практике запутывает систему правовых норм, не дает возможности их систематизировать.

3) нормативно-правовой акт - правовой акт, принятый компетентным на то органом и содержащий правовые нормы.

НПА направлен на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, Законы, Подзаконные акты)

Нормативный акт – один из основных наиболее распространенны форм современного континентального права. (Германия, Франция, Италия, Россия и др)

Нормативные акты являются официальным документом, носителем юр значимой информации. Он может быть издан оперативно, изменен в любой части, что позволяет относительно быстро реагировать на соц.процессы.

Нормативные акты систематизированы в кодексы, что позволяет легко осуществить поиск определенного документа. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что позволяет проводить единую политику. Нормативные акты охраняются и поддерживаются государством.

Источники права в РФ:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

3) подзаконные акты

4) нормативные договоры

1) руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя.

Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей.

РФ заключила несколько тысяч международных договоров по самым различным вопросам: политич, эконом, спец.

В 1995 г. принят федеральный закон о международных договорах РФ.

Положение международных договоров в РФ имеют преимущества перед законами России, о чем сказано в п.4 ст.15 Конституции РФ.

2) Законы – правовой акт юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными, представительными органами власти или референдумом и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

- обладает высшей юр силой

- принимаются высшими законодательными или представительными органами власти или референдумом

- регулирует наиболее важные общественные отношения

Законы могут квалифицировать по различным основаниям:

- Конституция РФ – основной закон государства

- Федеральные Конституционные Законы (ФЗК)

- Федеральные Законы (ФЗ)

- законы субъектов РФ

- Конституция РФ – основной закон государства, основополагающий учредительный, политико- правовой акт, закрепляющий правовой строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления и гос. устройство, учреждающий фед. органы гос. власти. принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме.




Она имеет прямое действие на всей территории, обладает высшей юр силой, все законы и подзаконные акты не могут противоречить Конституции РФ.

Граждане и юр лица обязаны ее соблюдать. Она является юр базой для всего действующего законодательства. Республики в составе РФ имеют свои конституции, положения, которые не должны расходиться с Конституцией РФ.

- ФК (принимаются большинством голосов думы) - акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам общественной жизни фед.закон об акционерных обществах, ГК, Семейный кодекс и др

- законы субъектов РФ принимаются законод представ органами субъекта

Они обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта, не должны противоречить Конст РФ, ФКЗ, ФЗ.

2) по признаку федеративного устройства:

- федеральные (действуют на всей территории РФ)

- субъектов федерации (действуют на определенной территории региона)

- общего действия (Конст РФ)

- специального действия (гражд. кодекс, сем. кодекс)

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Виды подзаконных актов:

1. Указы и распоряжения президента РФ

2. Постановления и распоряжения правительства РФ

3. Нормат. акты министерств и иных фед органов исполнительной власти

4. Нормативные акты органов гос власти субъектов РФ

5. Нормативные акты органов местного самоуправления

6. Локальные нормативные акты

1. Акт признается главой государства

Указы обязательны для исполнения на всей территории РФ. не должны противоречить конституции РФ и ФЗ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных ст 90 Конст РФ

Сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Публикуются в специальных изданиях.

Конституционность главы государства может быть проверена Конституционным судом РФ.

Указы президента издаются по основным направлениям внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа президента РФ конституции и законам РФ на основании заключения Конституционного суда, указ утрачивает силу.

2. Особенностью актов правительства является то, что они могут быть приняты на основании законов РФ. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Подписывается председателем правительства.

3. Министерства и ведомства могут издавать приказы, инструкции, положения, уставы, наставления, содержащие нормы права в случаях пределов, предусмотренных законами РФ и постановления правительства РФ. Издание любого акта должно быть основано на указании вышестоящих органов. Они издаются для реализации функций гос. управления в различных сферах общественной жизни (науки, культуры, здравоохранения). Нормативные акты затрагивают права и свободы, иные законы, интересы граждан, а также носящие межведомственный характер подлежат гос. регистрации в министерстве юстиций РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

4. Как представительные, так и законодательные органы власти принимают решения, постановления, распоряжения. Издаваемые ими нормат акты действуют лишь на территории соответствующих регионов. Решения регионального уровня доводятся до исполнения в течении 7 дней но не позднее даты вступления в силу. Они должны соответствовать вышестоящему законодательству.

5. Акты, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и действуют на территории соответствующих муниципальных образований.

6. Акты, содержащие нормативные предписания, принятые на уровне конкретных организаций, и регулируют их внутреннюю жизнь (устав организаций, правила внутреннего трудового распорядка)

Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности.

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные.

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести:

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации;
  • подзаконные акты;
  • другие нормативные правовые акты.

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров.

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира. Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства. Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные).

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров.

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие. Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. Главная деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства.

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства. Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие. Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ.

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст. 65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас. Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов.

Федеральные законы

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса.

Законы субъектов РФ

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств.

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах.

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ. Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права. Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы.

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации.

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях).

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

Содержание

Источники права РФ

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля.

Законы

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Конституция

Данный документ закрепляет особенности Конституционного строя, т.е. те черты, , то что, гарантирует Конституция в качестве исполнения на практике. Наше государство является: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти является народ. Это проявляется в наличии прямых, всенародных выборов, в которых обязан участвовать каждый гражданин нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами государства. Государственная власть наделяет граждан правами ( на жизнь, свободу, собственность и др.), свободами (слова, совести, вероисповедания и др.) , но и обязанностями ( платить налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана исторических и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит из 83 субъектов, каждый из которых находится в равном положении перед центральной властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а законы. Все перед законом равны и несут одинаковую ответственность за содеянные нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, что бы эти сферы стали бесплатными и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие. Если ранее, во главу угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конституция 1993г. в центре ставит человека, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность государства. 6. Светским. В нашем государстве отсутствует государственная религия, т.к. оно многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных прав других, малых народов, проживающих на территории нашей станы.

Федеральные конституционные законы

Это основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный Конституционный Закон РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Согласно Конституции РФ, принимаются по следующим вопросам: порядок принятия нового субъекта в состав РФ; изменение статуса субъекта РФ; установление Государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования; порядок деятельности Правительства РФ; установление судебной системы РФ; полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; режим чрезвычайного и военного положения, порядок созыва Конституционного Собрания.

Федеральные законы

принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа её депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации и несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Но в отношении федеральных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс — это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права(например, Гражданский кодекс)

Законы субъектов РФ

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Подзаконные акты

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

1. Указы президента 2. Постановление и распоряжения Правительства РФ. 3. Местные подзаконные акты (например распоряжение губернатора) 4. Локальные подзаконные акты

Международные договоры и соглашения РФ

Это акты подразделяющиеся: 1.рекомендательные - носят рекомендательный характер 2.ратифицированные - носят обязательный характер

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Отрасли права

Конституционное право России

Конституционное право — совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Гражданское право

Гражданское право в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. [1]

Административное право

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Во многих странах именуется управленческим правом.

Уголовное право

Уголовное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Финансовое право

Фина́нсовое пра́во — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Налоговое право

Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [2]

Трудовое право

Трудовое право — отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ [3] .

Правовая культура и правовая практика в России

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации. Гражданское общество - совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов государства.

Правовой нигилизм

Коррупция

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Ссылки

Примечания

  • Россия после 1991 года
  • Право России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правовая система Российской Федерации" в других словарях:

Правовая система РФ — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине 1990 х… … Википедия

Правовая система России — Правовая система России совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х первой половине 1990 х… … Википедия

Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Уголовное право Российской Федерации — Основная статья: Уголовное право Уголовное право Российской Федерации (России) это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных … Википедия

Законодательство Российской Федерации — Основная статья: Правовая система Российской Федерации Законодательство Российской Федерации включает в себя: Уголовно процессуальное законодательство Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно исполнительное законодательство Российской… … Википедия

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

Справочно-правовая система — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

Список заместителей Генерального прокурора Российской Федерации — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Демографический кризис в Российской Федерации — Численность населения России в 1950 2011 годах … Википедия

Гражданин Российской Федерации — Паспорт гражданина Российской Федерации один из основных документов, удостоверяющих личность гражданина России Гражданство Российской Федерации устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в… … Википедия

источники и формы российского права

Источники и формы российского права — немного теории

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.

Форма права

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Источники российского права

Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:

Конституция России

Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.

Законы

В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.

Федеральный закон

Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации

Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.

Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.

Конституционные законы субъектов

Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.

Указы, распоряжения Президента

Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.

Распоряжения и постановления Правительства

В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.

Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов

В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.

Акты органов местной власти

Международные договоры России

Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.

Судебные решения

Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.

Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.

Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.

КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.

Главным и единственным источником права в России был и остается нормативно-правовой акт, в отличие от стран англо-саксонской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности англо-саксонской правовой системы. подробнее системы права (США, Великобритания), в которых источником права является прецедент.

Такой источник права как нормативный договор, также как и судебные прецеденты или иные обычаи в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее не распространены, хотя и имеется некоторая тенденция к их использованию.

Система источников права

В иерархию правовых источников Российской Федерации входят:

  • Конституция России По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конституция РФ подробнее ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы Президента России;
  • постановления Правительства России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правительство Российской Федерации подробнее ;
  • акты министерств и ведомств;
  • законы субъектов федерации;
  • подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
  • локальные нормативные акты.

Понятие источников права

Конституция России остается источником с высшей юридической силой. Она имеет прямое действие, в ней закрепляются:

  1. основы экономического строя;
  2. основы политического режима;
  3. базовые права и свободы гражданина и человека;
  4. система органов государственной власти в стране.

Никакие иные нормативные источники права не должны противоречить Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Федеральные конституционные законы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая охрана Конституции РФ подробнее издаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции. Для них характерна более сложная процедура принятия и изменения. Например, федеральным конституционным законом является закон о судебной системе в РФ.

Действие федеральных законов распространяется на всю территории страны, однако они легче поддаются изменениям, чем конституционные законы. Федеральные законы регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. Например, уголовно-процессуальный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу тема подробнее является по своей сути федеральным законом.

Нормативные указы Президента страны ниже по своему значению чем федеральные законы, однако они наделены высшей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Их действие также распространяется, как правило, на территорию всей страны.

Аналогичным образом нормативно-правовые постановления Правительства издаются по исполнении федеральных законов, Конституции и указов президента, и находятся на более низкой с ними ступени по юридической силе.

Форму приказов, инструкций или писем имеют нормативно-правовые источники, исходящие из конкретных ведомств. Например, федеральная налоговая служба в своих письмах может разъяснять порядок и сроки начисления и выплат определенных видов налогов.

Закон субъекта Российской Федерации принимается законодательными органом субъектов может регулировать такие вопросы, которые являются:

  • исключительным ведением субъекта РФ;
  • совместным ведением Российской Федерации и субъектов.

Закон субъекта федерации не должен противоречить Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее и федеральным законам, а также является общеобязательным для исполнения на территории этого субъекта.

Среди законов в субъекте РФ могут быть выделены такие законы, которые сами по себе обладают более высокой юридической силой по отношению к остальным законам субъекта на его территории - это конституции республик и уставы других субъектов федерации.

Локальными нормативными актами регулируются отношения в конкретных организациях и ведомствах. Например, порядок аттестации прокурорских работников определяется приказом Генерального прокурора РФ.

Самостоятельное положение среди источников права России занимают международные договоры и признанные Россией нормы международных актов и Конвенций По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативные правовые акты подробнее . В соответствии с Конституцией России нормы данных актов имеют большую силу, чем законы страны.

Читайте также: