Какой идеологии не существует экстремизм национализм

Обновлено: 02.07.2024

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функ­ционированию и взаимодействию консервативной, либеральной, ком­мунистической и социал-демократической идеологии.

Радикализм как политическое течение является антиподом консерватизма. Если консерватизм настаивает на сохранении основных ценностей или совокупности институтов данного общества, то радика­лизм (от лат. radix - корень), напротив, означает требование их реши­тельного и глубокого коренного изменения. В отличие от вышеназван­ных идеологий радикализм не имеет развитой политической доктрины, философии, общих ценностей и принципов. Радикальные доктрины, течения, настроения появляются в обществе всякий раз, когда правя­щие политические силы оказываются неспособными с помощью теку­щих мер решать основные общественные проблемы. Радикализм в та­кие периоды обретает немало сторонников. Привлекательность ради­кализма объясняется тем, что он отвечает глубокой человеческой по­требности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые окончательные решения. Благоприятную почву для настроений ради­кализма создает обычно состояние нестабильности и общей неуверен­ности в завтрашнем дне.

Склонность к крайним методам на практике сближает радика­лизм с политическим экстремизмом. Экстремизм отличается от ради­кализма тем, что не останавливается перед применением для достиже­ния политических целей любых форм насилия, причем не эпизодиче­ски, а как постоянного средства политической борьбы, вплоть до поли­тического терроризма. В современной политической науке принято выделять левый и правый экстремизм. Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных, а пра­вый - ультранационалистическими идеями, но результаты их деятель­ности нередко бывают схожими.

Среди разновидностей анархистски ориентированной политиче­ской мысли следует выделить:

- анархо-индивидуализм (в основе идеи суверенного индивида, выдвинутые американскими мыслителями Б. Такером и Й. Уорреном: каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, со­вместимой с равной свободой для других);

- анархо-мютюэлизм (от фр. взаимный - основан на идеях Пру- дона и его последователей: каждый человек должен обладать средст­вами производства, но при этом жить только своим трудом, не допус­кая паразитизма и эксплуатации, что в свою очередь послужит гаран­тией равенства);

- анархо-коммунизм (основывается на идеях П. А. Кропоткина о естественной человеческой солидарности; согласно представлениям анархо-коммунистов общество будущего, освобожденное от государ­ства, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудя­щихся).

Особенностью политической идеологии анархизма является то, что в своем чистом виде она нигде никогда не была сколь-нибудь ус­пешно воплощена в общественную практику, а вооруженная борьба за реализацию анархистских идей приводила к политическому террору, многочисленным жертвам, крови и насилию.

Еще одной формой идеологии является фашизм. В современной политической науке нет однозначного определения фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий (германский, итальянский, испанский, португальский фа­шизм и т. д.). Другая точка зрения интерпретирует фашизм как поли­тическую практику, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где в идеях и практических устремле­ниях политических сил на первый план выдвигаются цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчиняется задачам захвата и использования власти. Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классо­вых, земляческих и иных групп общества.

В странах, где идет процесс становления национальных общно­стей, осуществляется консолидация государств на моно- или полиэт­нической основе, серьезную политическую роль играют националь­ные и религиозные идеологии. В целом национальные идеологии вы­ражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлеж­ностью. В ряде стран (прибалтийские государства, страны СНГ, рес­публики бывшей Югославии, Украина и др.) национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни.

Под национализмом подразумевались теория и практика строительства государства, характеризующегося этнической и культурной однородностью.

капиталистического общества. Его широкое распространение напря­мую увязывается с зарождением и утверждением капиталистических отношений. В истолковании большинства западных авторов понятие национализма не связывается с какими-либо отрицательными мораль­ными категориями. Национализм либо прямо выводится из понятия "нация", или констатируется определяющее значение идеологии на­ционализма и наличия национального государства как основных кон­струирующих и конституирующих нацию институтов. Согласно пер­вой точке зрения, национализм является "актом", "состоянием" созна­ния того или иного народа, признающего "национальное государство в качестве идеальной формы организации народа, источника всей его творческой культуры, мощи и экономического благосостояния" (X.

Сторонники второй точки зрения акцентировали внимание на роли политических и культурных элит и государственных институтов в возникновении национализма как идеологии и политической практики. Э. Геллнер и Э. Хобсбаум истолковывают национализм как "принцип, согласно которому политические и национальные образования должны совпадать".

Существуют разнообразные классификации типов национализма. По мнению западных авторов, национализм может носить как изоля­ционистский, так и направленный вовне, в сферу международных от­ношений характер. Выделяются архаичный протонационализм (этно­центризм) традиционных локальных сообществ и современный нацио­нализм модернизированных наций, революционный национализм ХУШ-Х1Х столетий и постколониальный национализм стран Азии и Африки, объединительный, ирредентистский национализм, и разде­ляющий, сепаратистский национализм малых наций.

В западной науке встречается противопоставление двух основ­ных типов этого явления: 1) национализма передовых стран Запада и 2) «национализма периферии", стран т.н. "запаздывающего", "догоняю­щего" развития. На Западе формирование государств предшествовало подъему национализма. Он имел политическую мотивацию и был тес­но связан с концепцией индивидуальной свободы. Подобный национа­лизм концентрировался прежде всего на текущих вопросах внутрипо­литической борьбы и не был обращен, ориентирован в прошлое. На­против, он нередко утверждал тенденцию разрыва с прошлым, отрица­ния "старого режима". Нация понималась, прежде всего, как совокуп­ность граждан, как выражение воли индивидов к совместному сущест­вованию на основе общественного договора. Социальную базу нацио­налистического движения в этом случае составляли достаточно обра­зованные и независимые в экономическом отношении средние слои, выступавшие против наднациональных аристократий. В результате на­ционализм выступал здесь дополнительным фактором успешной поли­тической и социальной модернизации.

Границы государств не совпадают с территориями расселения этносов, обретающих в процессе модернизации собственную культур­ную идентичность. Национализм в этом случае принимает форму про­теста не столько против политических и экономических порядков, сколько против существующих государственных форм. Как правило, периферийный национализм ищет обоснования в прошлом, которое в рамках националистической идеологии подвергается достаточно про­извольной интерпретации и фактическим искажениям. Отличительной особенностью этого типа национализма становится увлеченность при­украшенными образами прошлого или будущего, не связанных напря­мую с решением практических политических и экономических задач. В рамках подобного типа национализма нация начинает истолковываться не как политическое образование, а в качестве некой общности, по­строенной на доктринах традиционной культуры, расового единства, этнической сплоченности.

По оценке Э. Геллнера, национализм свойствен исключительно индустриальному обществу. В рамках современной промышленной системы и бюрократического национального государства стандартиза­ция и унификация замещают иерархичность статусов и патриархаль­ный изоляционализм. Возникает потребность в воспроизводстве стан­дартизированных по целому ряду параметров индивидов, средством социализации которых выступает система образования и "общенацио­нальная" культура, а также соответствующая националистическая идеология.

Э. Хобсбаум также отмечал тот факт, что национализма распро­странился по всему миру благодаря развитию и динамизации процес­сов модернизации досовременных обществ. Национализм в его интер­претации прошел несколько этапов своей эволюции. С точки зрения широты социальной базы - от элитистского движения к движению среднего класса, к массовому движению, выдвигающему требования участия в политической, культурной и социальной жизни. Изначально он носил антисистемный характер, противопоставлял принцип нацио­нальной легитимации "священным, божественным" основам государ­ственности, и практике наследственной передачи власти монархами. В XX в. национализм превратился в социально-революционное движе­ние, выступающее с требованиями равных экономических и образова­тельных прав и возможностей для представителей определенных на­циональных групп. Идеалом этого движения провозглашалось созда­ние бесклассового, этнически гомогенного общества. Радикальным выражением этой тенденции стал национал-социализм.

Вместе с тем анализ современного политического процесса по­зволяет сделать вывод о том, что если в социально- и политически ста­бильных странах влияние разнообразных политических идеологий на общественное сознание по преимуществу снижается, то в государст­вах, переживающих процесс модернизации, выбора путей дальнейшего развития, эти орудия духовной мобилизации играют все возрастаю­щую роль в борьбе за захват и использование политической власти.

Таким образом, как было показано, политические феномены, их функционирование невозможно понять в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга. Мысли о политическом действии могут принимать различные формы, но реаль­ное воплощение они получают в политической идеологии. Политиче­ские идеологии могут изменяться, реагируя на изменения в реальном положении вещей, но они могут быть и результатом разного видения одних и тех же реалий.

Сущностное единство общественно-политической системы со­стоит в одновременном сосуществовании различных социально- политических сил. В них отражаются интересы и потребности, ценно­сти и морально-этические нормы, установки и ориентации, идейно- политические течения общества.

В постоянных противоречиях и конфликтах между собой, взаи­модействуя и взаимоопределяясь, существующие в современном мире общественно-политические идеологии и течения испытывают на себе влияние друг друга и составляют стержень общественно- исторического и политического развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите ученых, исследовавших феномен национализма и рас­смотрите их научные подходы.

2. Сопоставьте различные вариации идеологии анархизма.

4. Охарактеризуйте различия между типами националистических идеологий.

5. Назовите причины распространения радикальных идейных док­трин в современном обществе.

Понятие и основные черты национализма, как идеологии и направления политики. Ключевые элементы: суверенное право нации на самоопределение, нация как высшая ценность. Гражданский, этнический, крайний национализм. Основные виды экстремистской деятельности.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.04.2016
Размер файла 15,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Национальные и экстремистские идеологии

Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей.

Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы -- автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.

Суверенное право нации на самоопределение. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает суверенной властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.

Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации.

Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры.

Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов.. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.

Всеобщее образование. Люди должны получать всестороннее формальное образование, необходимое для полноценного участия в жизни нации, а также для идентификации с её культурой, историей и языком

национализм политика экстремистский идеология

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений.

Гражданский национализм -утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений. Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

Этнический национализм -полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ, кровнородственное сообщество.

Крайний национализм -нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением..

Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобия).

Экстремизм

Экстремизм, представляет собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

В межнациональных отношениях экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, геноциде, посягательствах на территории соседних государств.

Юридическое определение в России::

К экстремистской деятельности относят:

· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

· публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

разделение экстремистских проявлений по политическому, национальному или религиозному признаку является условным, ибо все они взаимно влияют друг на друга, и в "чистом" виде их практически не встретить.

Основные виды экстремистской деятельности:

1)Религиозный экстремизм - это оборотная сторона любой религии, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии.

2) Политический экстремизм -означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3) Религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

4) Националистический экстремизм -подразумевает под собой исключительность и превосходство одной нации над другими по различным признакам. почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и религиозного.

Экстремизм используется не только в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения, наводя страх и ужас на людей. Тем самым производится психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.

Подобные документы

Трактовки, источники национализма, его виды, формы. Этнический национализм (этнонационализм), нация как этническая общность. Этническая исключительность или ее разновидность. Агрессивный (радикальный) этнический национализм. Миграция и диаспорные группы.

реферат [23,6 K], добавлен 19.07.2009

Новый подход к определению "нации". Общность языка, территории, экономической жизни. Нация и национализм. Конструктивные подходы к пониманию "украинской нации". Модернистская концепция национализма. Расизм и шовинизм. Патриотизм.

реферат [29,0 K], добавлен 31.05.2003

Национальные идейные ценности. Содержание и составные элементы национально-государственной идеологии. Культурно-историческая (или цивилизационная), политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие национально-государственной идеологии.

контрольная работа [17,8 K], добавлен 18.10.2008

Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история их развития и современное состояние. Анализ идеологии либерализма. Сущность идеологии консерватизма. Особенности социалистической идеологии, ее основные черты и разновидности.

реферат [20,8 K], добавлен 04.05.2012

Этнический фактор и характеристика его роли в современных политических процессах. Причины политизации этничности на постсоветском пространстве. Проявление национализма в современном мире. Арабский национализм и панарабизм. Эра вселенского национализма.

реферат [65,4 K], добавлен 11.02.2015

Идейно-политическая жизнь. Функционирование и взаимодеятельность основных идеологий. Спектр современных левых социально-политических течений. Концепции социализма национального типа. Экосоциализм, анархизм, национализм, фашизм. Национальные идеологии.

реферат [27,0 K], добавлен 06.11.2008

Понятие политической идеологии. Основные идеологические течения в современном мире. Идеологический дискурс с теоретической точки зрения. Идеи социализма в послевоенном Китае. Немецкая версия фашизма. Национальные идеологии в конце XIX — первой трети XX.

Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм.

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Сегодня в мире и у нас в стране протестные движения неформальных молодёжных объединений, радикальных религиозных и националистических организаций нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего на устрашение общества, отдельных слоёв населения и этнических групп.

ВложениеРазмер
fashizm_i_natsionalizm.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка тематического классного часа по теме:

Классный руководитель : Зеленина Е. А.

Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм.

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Сегодня в мире и у нас в стране протестные движения неформальных молодёжных объединений, радикальных религиозных и националистических организаций нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего на устрашение общества, отдельных слоёв населения и этнических групп.

Молодёжный национальный экстремизм и фашизм: сущность, понятие, характерные черты

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. [1]

Экстремизм (от лат. еxtremus – крайний) означает приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой , национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. [2]

Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. [4]

Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются:

- возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур;

- усиление мер конспирации;

- применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий;

- активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности;

- распространение экстремизма на националистической почве в молодёжной среде;

- резкая активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления (убийства иностранных студентов, мигрантов) и дерзкие, демонстративные административные правонарушения;

- переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов. [5]

Индикаторы экстремистской идеологии или субкультур экстремистских сообществ.

Индикаторами возможного присутствия в тексте экстремистской идеологии (ИЭИ) выступают:

1. Специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии), изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.

Условия и факторы проявления фашизма и национального экстремизма в молодёжной среде:

Экономические условия – экономический кризис, падение жизненного уровня, рост безработицы.

Социальные условия – усиливающееся социальное расслоение, отсутствие безопасности.

Политические условия – кризис власти, потеря доверия в силу закона.

б) непосредственные факторы: проблемы досуга в подростковом возрасте (острая нехватка доступных сред развития – секции, школы, кружки (до 90%)); отсутствие возможности трудоустройства (до 70%); интенсивное социальное расслоение (до 50%); изменение этнической среды (до 35%); воздействие экстремистских сил (до 20%); доминирование в системах воспитания конфликтных моделей взаимодействия (до 50%). [7]

Молодёжные объединения национально - экстремистской направленности в современной России

Скинхеды - от английского skinhead (бритоголовые). Радикальное молодёжное движение, сформировавшееся в конце 60-х гг. XX века в Англии как общность представителей рабочей молодёжи, выступающих за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. [8]

- Традиционные скины (Skinheads) следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о рабочих корнях, антирасизм и аполитичность.

Как правило, первое поколение скинхедов состояло из молодежи из депрессивных районов и с городских окраин с неразвитой инфраструктурой. Но со временем среди скинхедов стали встречаться не только дети из бедных неблагополучных семей и учащиеся ПТУ, но и студенты вузов. [12]

Кроме того, большую опасность представляют футбольные фанаты , опасность которых обусловлена их полной отчаянностью и безумством. Организации футбольных фанатов не имеют четкой структуры, а состоят, в основном, из небольших группировок, руководители которых постоянно меняются.

Приведём ещё несколько примеров национально – экстремистских организаций: [15]

Национал Державная Партия России ( НДПР) – создана в 2001г., лидеры – Станислав Терехов, Александр Севастьянов, Борис Миронов. Идеологией является ультраправый национализм. Провозглашает превосходство русских над представителями других национальностей

Славянский союз – основная организация находится в Москве, насчитывает не более 20 -25 человек, в возрасте 20-22 лет. Проповедует национал – социалистическую идеологию, своего печатного органа не имеет. Руководителем является Гавриченко В. Г., изгнанный из РНЕ. Организация выпускает листовки, а также занимается разрисовкой стен и заборов нацистской символикой, принимает участие в националистических акциях, активно сотрудничает со скинхедами, вербуя их в свои ряды.

Славянская община – активно начала действовать с 2001г., руководитель Н.Е Попов, имеет регистрацию в качестве общественного объединения. Выступает организатором массовых националистических акций (митингов, шествий). Имеет спонсорское финансирование, сотрудничает со многими националистическими организациями

Профилактика асоциальных явлений этнического характера в молодёжной среде

Национальный экстремизм и фашизм были и пока остаются опаснейшей социальной патологией, свойственной современной российской молодежи. Совершенно очевидно, что молодой экстремист, не отказавшийся от своих радикальных убеждений, не изменивший характер своей общественной жизнедеятельности, будет и в дальнейшем, но уже с мультипликативным эффектом генерировать социальную напряженность, сеять злобу и вражду между людьми, провоцировать конфликты, ломать человеческие судьбы. Отсюда острейшая необходимость проведения многоуровневой и разноплановой работы с молодежью по профилактике экстремизма и фашизма и полному вытеснению экстремистского поведения из жизненных практик молодежного сообщества. Этого можно добиться вовлечением молодежи в социально значимую и социально полезную деятельность, в реализацию государственной молодежной политики путем стимулирования экономической и образовательной активности молодых, а также за счет организации более системной, жесткой и действенной работы правоохранительных органов по отношению к экстремистам, не способным соблюдать базовые права личности, демонстрирующим пренебрежение к общественной морали, совершающим преступные деяния. [16]

Это позволит существенно уменьшить уровень экстремистской активности, снизить степень популярности экстремистских идей в молодежной среде, создать общественный климат неприятия радикальных действий в любой сфере жизнедеятельности социума и тем самым со временем сначала исключить групповые формы его проявления, а затем и резко сократить число молодых граждан, являющихся носителями экстремистских установок.

Основные направления профилактики молодёжного экстремизма [17]

Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на два типа:

Первичная профилактика – работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов экстремистских формирований. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений.

Вторичная профилактика – профилактическая работа с участниками экстремистских формирований.

В качестве основных направлений работы по профилактике молодёжного экстремизма можно выделить:

- Создание иммунитета к экстремизму с помощью контрпропагандистских мероприятий (опорочивание экстремистской идеологии, конкретных движений и т.п.). Очень эффективно в данном случае осмеяние, которое наиболее болезненно воспринимается подростками, ориентированными на приоритет силы.

- Акцентирование внимания на преподавании истории Великой отечественной войны. Привитие антифашистских воззрений.

- Воспитание толерантности – терпимости.

- Акцентирование внимания на развенчании псевдоисторических ревизионистских мифов, на которых базируются неофашистские концепции мистического национализма. Пресечение государственного финансирования организаций, пропагандирующих указанные мифы.

- Прямое или опосредованное оказание помощи неформальным группировкам – антагонистам неофашистских формирований для пропагандистского противостояния экстремистам.

- Включённая работа в среде неофашистских формирований для срыва экстремистских акций, развала и ослабления организации, создания двоевластия, альтернативных течений, пацифистских ответвлений экстремистской идеологии и т. п. Особенно следует остановиться на размывании идеологии, способствовании проявлению новых идеологических течений, враждебных основному, абсурдных мировоззрений.

- Вытеснение в экстремистском формировании агрессивного лидера с заменой на менее агрессивного.

- Разработка комплекса мероприятий по борьбе с НМО – донорами – источниками рекрутирования подростков в экстремистские формирования. Отслеживание случаев попыток бюджетного финансирования подобных организаций, для их последующего пресечения.

- Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе в форме воспитательного сопровождения.

Самым простым и доступным в профилактической работе являются беседы. К профилактическим беседам относят:

  1. Мотивирующие беседы, направленные на изменение ценностных ориентаций и коррекцию поведения.
  2. Беседы контрпропагандистской направленности.

Полезным бывает также проведение работы с родителями, которые после подобных мероприятий не захотели бы видеть своих детей в рядах экстремистов. Воспитательная продуктивность резко возрастает при совместной работе специализированными подразделениями правоохранительных органов. С данной категорией подростков наиболее результативными методами работы оказываются различные формы негативной мотивации (запугивания), которые осуществляются работниками правоохранительных органов.

Наконец, чрезвычайно важной является индивидуальная работа с подростком. Речь идёт об индивидуальных формах пропаганды, ориентированных на конкретного подростка по следующим направлениям:

- Формирование индивидуальной программы контрпропаганды в отношении фашистской идеологии, в зависимости от ценностных ориентаций, этики и морали подростка.

- Формирование индивидуальной программы контрпропаганды в плане дискредитации лидеров экстремистских движений.

- Формирование индивидуальной программы, ориентированной на родителей подростка.

- Система замещения ксенофобии на иную агрессивную мировоззренческую позицию, предполагающую легальные формы протеста и отказ от насилия на улицах.

Законодательство Российской Федерации и экстремизм [18]

В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства России от 18 декабря 2006 г. № 1760-р , говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

3) гласность;
4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями,

иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.

(Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления);

2. Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Наиболее существенными факторами, прямо или косвенно провоцирующими экстремистские настроения являются:

а) глубинные факторы: узкие рамки социального развития и личностного самоопределения индивида; воздействие агрессивной среды развития; правовая незащищенность молодежи и т.д.

б) непосредственные факторы: проблемы досуга в подростковом возрасте; отсутствие возможности трудоустройства; изменение этнической среды и т.д.

- Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются: возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение новейших информационных и коммуникационных технологий; активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности; стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления и дерзкие, демонстративные административные правонарушения; переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.

- Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на первичную профилактику - работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов экстремистских формирований. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений. И вторичную – профилактическая работа с участниками экстремистских формирований.

Но есть понятия, которые путать чревато. Например, национализм иногда именуют нацизмом – и напрасно!

Люди

Это слово сегодня популярно, но его суть остается размытой, как фон на картинах художника Маковского. Пора сфокусироваться, выяснив, что такое национализм, и чем он примечателен.

Национализм — это.

Национализм происходит от французского nationalisme и означает идеологию и политическое направление, которое базируется на понимании нации как высшей ценности.

Определение

Понять суть формулировки поможет знакомство с постулатами (что это такое?), на которых базируется национализм.

  1. Существование автономных наций – социально-экономических, культурных, политических, духовных общностей людей. Обычно они формируются в процессе исторического развития, и у каждой имеется собственный набор уникальных характеристик.
  2. Нация – это высшая ценность. Как в песне: сегодня не личное главное, а сводка рабочего дня. Человек должен быть предан национальному государству – это важнее индивидуальных интересов. Присутствует мотивация к самоотдаче, доходящей до готовности пожертвовать жизнью во имя нации.
  3. Право нации на формирование собственного государства, включающего всех членов нации (право на самоопределение).
  4. Нация – главный источник политической власти, при этом все ее члены вправе быть участниками этих процессов. По логике, народ здесь приравнивается к элите, пусть символически, но все же.
  5. Общность культур и языка – то, что называют национальной самоидентификацией. При этом навязывания определенной культуры нет. Люди объединяются на почве братства, возникает чувство локтя, единства, солидарности. Предполагается, что члены нации действуют в унисон. . Без него невозможно полноценное участие в жизни нации, удержание и приумножение ее опыта, препятствование его размытию и уничтожению.

Хлеб

Национализм – это слово с множеством толкований. Не всегда оно употребляется в приведенном выше значении – это классическая, базовая трактовка.

Проблема усугубляется размытостью, свойственной национализму, ведь он во многом опирается на эмоциональную составляющую, на мысли о преемственности поколений, о принадлежности к общей, коллективной судьбе.

Для национализма ценна атрибутика — название страны, ее история, государственность, культурные институты (от национальной библиотеки до национальной оперы). Когда на чемпионатах выступает национальная сборная, вся нация за нее переживает, а поражение может восприниматься как национальное унижение.

Болельщики

Резюмируем: национализм – это комплекс представлений, в котором главное место занимает нация с ее интересами и задачами.

Сам по себе этот комплекс — только оболочка, а содержание, скрывающееся под ней, может варьироваться. Отсюда разброс трактовок понятия.

Виды национализма

Наиболее популярна сегодня вот эта классификация:

    Гражданский национализм, подразумевающий, что легитимность государства определяется активностью граждан в принятии ключевых решений. Главными инструментами волеизъявления нации могут быть выборы (что это?), референдум (что это такое?) и т. п.

Принадлежность человека к нации определяется его добровольным выбором, у всех людей одинаковый политический и правовой статус.

Крайний национализм, признанный социально опасным явлением. Именно он ассоциируется с экстремизмом. Здесь доминируют идеи национального превосходства вкупе с нетерпимостью в сфере религии и культуры.

Молодежь

Результатом такой идеологии часто становятся внутренние и межгосударственные конфликты, история знает случаи, когда она превращалась в основу для фашизма и нацизма. Проявления крайнего национализма относятся к международным правонарушениям.

Еще выделяют бытовой национализм, выражающийся во враждебности к представителям других народов на уровне личности или малых групп.

Пазлы

Классификация здесь, как и само это понятие, размыта.

Как появился национализм

Интересующее нас слово ввели философ Гердер и аббат Баррюэль. Это произошло в XIX веке – слово юное. Пока общество оставалось аграрным, человеческая жизнь протекала в одном статусе.

Национализм зародился при переходе к индустриальному обществу, на фоне бурного переустройства политических и культурных границ.

Не последнюю роль в этом сыграл рост всеобщей грамотности, демократизация политики, расширение избирательных прав населения. Чтобы не потеряться в этих процессах, люди стали искать связей с носителями той же культуры, той же идентичности.

По словам Энтони Смита, теоретика националистической идеологии, национализм — это естественный ответ людей, чей общественный мир с его устойчивыми группировками рухнул.

Колония

В конце XIX века, с распространением классовой теории, позиции национализма пошатнулись. В противовес ему марксисты выдвинули идеи интернационализма.

Ленин

Серьезный удар по национализму нанесли фашизм и нацизм, дискредитировав его и все, что с ним связано.

Это вкупе с начавшимися интеграционными процессами привело к спаду популярности националистических идей, но только на время.

Глобализация

Сегодня национализм весьма активен на международной арене. В этом виновата, в том числе, глобализация (что это такое?), ведущая к потере народами своей идентичности и провоцирующая национализм как защитную реакцию.

Кто такие националисты

То, что националист ставит во главу угла интересы своего народа, не предполагает обязательной недоброжелательности к другим нациям (исключение – приверженцы радикальных форм идеологии).

Националист

Он осознает, что нации отличаются друг от друга, но не умаляет прав любого народа на существование. И в этом его ключевое отличие от нациста.

Для подлинного националиста главным оценочным критерием в разных жизненных сферах является соответствие национальным интересам.

Национализм — это хорошо или плохо

Поэтому для старшего поколения национализм – это однозначно плохо. Люди помоложе нередко впадают в другую крайность, видя в нем панацею (это что?).

Бабки

Радикальные движения любят подчеркивать свою националистическую окраску, поэтому национализм часто ассоциируется с нетерпимостью. Вносят свою лепту СМИ, обозначающие этим термином только крайние формы, акцентированные на превосходстве одной национальности над остальными.

Национализм часто смешивают с нацизмом, расизмом, фашизмом, иногда – умышленно.

Сказать, что национализм – это однозначно плохо, нельзя. Он опирается на чувство, родственное патриотизму (что это такое?), только патриот любит Родину, а националист – свой народ, нацию.

В истории человечества имеются примеры национализма, когда он становился идеологией свободы и прогресса.

История

На протяжении последних 150-200 лет благодаря национализму была восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Греции, объединились Италия, Германия, обрели независимость народы Азии, Африки и Латинской Америки.

Гитлер

Здоровому национализму чужда как агрессия, так и политическая апатия (что это?). Если внешние угрозы отсутствуют, он проявляется как любовь к своему народу, земле, языку и культуре предков.

Национализм в России

О русском национализме сегодня считает своим долгом подискутировать всякий уважающий себя гражданин, вне зависимости от понимания сути понятия. Между тем эта идеология, в центре которой стоит тезис (что это такое?) о ценности русской нации, может представать в неодинаковом свете.

Чаще всего под русской нацией подразумевается русский народ, иногда – вкупе с коренными народами или всеми, кто проживает в России. По другой версии, это политическое единство граждан, скрепленное русским языком и культурой.

Русский дух

В России национализм появился во второй половине XVIII века, с течением времени развиваясь и видоизменяясь. Впервые развели по разные стороны баррикад государственный патриотизм и русский национализм декабристы, превратив последний в оружие против самодержавия (это что?), переставшего отвечать народным интересам.

Русские

СССР

Распад СССР привел к обострению проблем в бывших республиках, спровоцировал рост национализма во всех частях некогда могучей державы.

Государства, получившие вожделенную самостоятельность, нуждались в идеологическом обосновании своей легитимности, и националистическая идеология оказалась весьма кстати.

Шествие

Таджики

Заключение

Грань здесь тонкая, как раз тот случай, когда от любви до ненависти одни шаг. Поэтому главная опасность кроется не в национализме как таковом, а в той легкости, с которой можно перейти грань, даже не заметив этого.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Национализм — это такая штука, которой очень сильно не хватает в постсоветском обществе.

До определенного предела национализм является очень полезным и здоровым явлением. Например, без него общество в стране не может жить прежде всего для себя.

В любой благополучной стране заботятся прежде всего о себе, не прощают другим государствам огромные долги, не помогают им безвозмездно, а ставят на первое место интересы своих соотечественников.

Дмитрий: поддерживаю. Здоровый патриотизм — он полезен и стране, и самому человеку. Это как любить свою семью — естественное и правильное чувство.

Ярый же национализм — это попытка возвыситься (прежде всего в своих собственных глазах) принижая других. Ущербная во всех отношениях тактика, говорящая о множественных нереализованных комплексах.

Ничего плохого в понятии национализма не вижу. Вся проблема в том, что многие сейчас используют это слово не отделяя это понятие от радикального национализма.

Для меня это понятие тесно связано с другим — патриотизм, только в пределах разумного, а не когда людей избивают или как-то издеваются над ними, потому что они говорят на другом языке или у них другая вера.

Национализм — защитная реакция народа на действия национальных меньшинств при нежелании властей решать эту проблему. Почему во времена Ельцина в России возникло так много националистических движений? Первейшая причина — беспредел со стороны национальных меньшинств при попустительстве правоохранительных органов.

Что хотите пишите, какие угодно общепринятые определения этого слова, но я уверена, что национализм — это плохо! До нацизма — один шаг! Мы все перед Богом равны! Когда к Нему на суд придём, Он будет разделять на праведных и нечестивых, а не по расам и национальностям!

На сегодняшний день национализм и националист — слова с негативной окраской, мало кто знает о других значениях.

Насчет бога поржал))) Кому какое дело до божьего суда, если люди желают справедливости здесь, вот в этой жизни! А если правительство делает преференции нацменам и не защищает титульную нацию, то всегда будут националисты — для выравнивания потенциалов))


Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий

По сути дела, это антиидеология, вызов тому, что было доминирующим в начале 90-х годов, тому, что играло ключевую роль в дискурсе 2000-х годов, что было поставлено под сомнение в 2006-2007 годах (Мюнхенская речь Путина). Это была попытка создать какую-то альтернативу и продвинуть ее. Альтернатива эта получилась антилиберальной, антизападнической.

Многое из этого появилось еще до Крыма — например, феномен иностранных агентов и антизападничество как часть официоза. В Советском Союзе, который вел холодную войну с Западом, при каких-то крупных международных событиях объявлялось неофициальное перемирие, говорили о том, что нас объединяет. Во время прошлогодней же Олимпиады постоянно шла антизападная кампания, объяснялось, чем Запад плох, — как раз в этот период датчане убили в зоопарке жирафа, о чем у нас очень много об этом говорили. Сообщали, что американцы не уважают мемориал Брестской крепости.

В чем же было отличие от того, что мы видим сейчас? Их два. Первое состоит в том, что консервативная волна пошла вглубь. Если до Крыма был принят, скажем, закон об иностранных агентах, но он плохо работал, то сейчас он действует вполне эффективно. Второе отличие заключается в том, что для власти раздвинули границы допустимого в идеологии и в поиске союзников для нее.

По сути, Украина, Крым поставили людей из ресурсных групп населения перед выбором. Понятно, что в разных таких группах разброс оценок существенный, значительнее, чем по населению в целом, в процентном соотношении. Власть опирается на тех, кто ее поддержал в тот момент, вне зависимости от того, какая у них репутация. Поэтому у нее появились такие союзники, которые раньше считались маргиналами, а сейчас оказались в мейнстриме.


В этом смысле нашу власть можно сравнить с немецкими консерваторами начала 1920-х годов, которые на патриотической основе вступали в сепаратные коалиции с активистами ультраправых организаций, в том числе и имевших военизированные структуры. Их объединяло сильнейшее неприятие Антанты, победившей в Первой мировой войне, общая травма. При этом консерваторы оставались консерваторами — они не становились от этого революционерами. Поэтому когда экстремисты переходили некую грань допустимого, то их подвергали преследованиям. Например, когда они ехали воевать с французами на запад Германии, то правительство их неофициально одобряло. Когда же они убивали государственных деятелей самой Германии, здесь уже отношение к ним было иным.

Мы видим, что повестка дня, которая была в 2011-2012 годах, весь набор претензий к власти по поводу ее неэффективности, коррумпированности и так далее, остались, и опросы это демонстрируют. Одни и те же граждане говорят, что у нас замечательная власть, и сразу же признают, что она плохо справляется с экономическими проблемами.

Постоянно направлять агрессию на врагов невозможно. Если мы вспомним Первую мировую войну, то в воспоминаниях одного из французских государственных деятелей есть интересная история. Во Францию приехал русский аристократ, представитель Николая II. Он с удовольствием рассказывал в салоне, какие русские люди замечательные — простые московские рабочие, которые в 1915 году вышли и стали громить немецких агентов, причем этих агентов они обнаруживали своим истинно патриотическим чутьем. Собеседник-француз выразил недоумение по этому поводу: неужели этому можно радоваться, ведь сегодня они могут громить немцев (или тех, кого считают немцами, людей с иностранными фамилиями), а завтра они могут начать громить власть. Прошло полтора года после немецких погромов в Москве, и эти же самые простые граждане вдруг решили, что их не устраивают уже не персонажи с немецкими фамилиями, а российская власть.

В рамках этой мощнейшей консервативной волны, начавшейся после Крыма, объектами агрессии становятся группы, не предусмотренные официальной пропагандой. Те, которых официальная пропаганда подает как положительных героев, — либо как жертв обстоятельств, либо как вернувшихся соотечественников, и тут дальнейшие объекты агрессии непредсказуемы. Эта волна может развернуться и ударить по власти бумерангом.

Екатерина Шульман, доцент Института общественных наук РАНХиГС

Есть ряд утверждений, которые мы принимаем, не споря. Если же попытаться на них посмотреть и спросить, откуда они взялись, то эти утверждения начинают вызывать вопросы. Мы, например, склонны без вопросов принимать утверждение о том, что в России происходит подъем национализма, националистическая идея пользуется широкой поддержкой, и эта поддержка усиливается. Считается, что защитой от этой националистической волны и радикалов является верховная власть, затыкая своим мощным телом брешь в плотине. Якобы, стоит ей отойти, и тут же мощная волна страшных (или наоборот, желанных) националистических настроений смоет всех.

Екатерина Шульман

Фото: личная страница Екатерины Шульман в Facebook

Если спросить людей о том, каковы практические подтверждения всех этих тезисов, то начинает возникать много вопросов, и их хотелось бы задать. В течение прошедшего 2014 года у нас в стране шла активная политическая жизнь, происходили неожиданные события, как внешние, так и внутренние. Население активно облучалось агрессивной токсичной пропагандой, началась война на наших границах, мы вступили в конфликт с Западом — произошло много всего.

В этой ситуации националистический дискурс получил действительно очень большую фору, он получил условия, в которых мог бы расцвести. Другие политические силы были придавлены и маргинализированы. Опять же, можно было пойти воевать и покрыть себя бессмертной славой.

Если есть какое-то политическое движение, отражающее общественный запрос, то оно имеет право быть представленным в легитимном публичном политическом поле. Это основы нашей государственной безопасности. Государственная безопасность существует, как и угроза экстремизма, и то, что эти термины употребляют некие странные люди, не значит, что этих понятий не существует в природе.

Все, что мы знаем об экстремистских группах, говорит нам, что они склонны радикализироваться и становиться опасными для общества, если они не включены в легальный политический процесс. Для всех нас было бы полезно, если националисты могли бы регистрировать свои организации, кандидатов, участвовать в выборах, начиная с муниципальных. Чтобы можно было посмотреть, насколько на самом деле все это пользуется популярностью. Люди, включенные в легальную политическую систему, уже больше не являются опасными для общества.

Мы привыкли воспринимать фразу о том, что у власти левые правеют, а правые левеют, как обозначающую то, что люди у власти становятся циниками и предают свои политические убеждения. На самом деле это не так. Да, когда ты находишься внутри системы, то играешь по ее законам. Когда же ты выключен из нее и сидишь в углу обиженный, через некоторое время начинаешь считать закон необязательным для себя. Чем больше радикальные группы исключены из общественного процесса, тем больше они радикализируются.

Все эти режимы используют процедурный режим легитимации, но все они подкручивают процедуру. Нет ни одного такого режима, который, просидев некоторое время, не начал бы переписывать законы в свою пользу. Оправдывается это переписывание тем, что выборная процедура нам не нужна, раз народ и так поддерживает верховную власть.

Тогда приходится легитимизировать себя путем продажи населению какой-либо идеологемы. Но продавать мало, нужно, чтобы кто-нибудь ее купил. Поэтому есть попытка продать что угодно — сегодня одно, завтра другое. Я не вижу националистической риторики на официальном уровне, она, скорее, этатистская. У нас больше популярны разговоры о верховенстве государства над всем (а не нации).

Читайте также: