Какой художественный прием положен в основу произведения м горького песнь о соколе

Обновлено: 28.06.2024

В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.

Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.

В рассказе использовано много литературных приёмов — сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.

В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей — это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.

Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.

У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.

Анализ 8 класс

Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.

Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.

Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.

В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.

Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.

В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.

Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.

Тема и идея


Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.

Мое любимое произведение “Песня о Соколе” М. Горького

Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни! М. Горький Алексей Максимович Горький – талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его “Песня о Соколе” подобна народной героической песне, и в то же время – это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.

В этой “надвременности”

содержится характеристика современного писателю мира, завуалировано передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. “Море – огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд”.

Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе – отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо

– его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий.

Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. “А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…” Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: “Рожденный ползать – летать не может!” Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом.

Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я”.

Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. “О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…

Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!” Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: “Безумству храбрых поем мы песню!” А перед глазами “молчит опаловая даль моря…”. В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни.

Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.


Песня о Соколе”
.
8 класс

  • “Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег…”
  • Море изображается в произведении как некий живой организм. В классической литературе оно традиционно символизирует жизнь.

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол

  • Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью.

Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы

Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы

Никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем,

Никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем,

Заключительный фрагмент произведения украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства:

Заключительный фрагмент произведения украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энергетики окружающего пространства:

Интернет-источники:

Интернет-источники:

Интернет-источники:

Интернет-источники:

Урок 7. Родная литература (русская). Класс 9

Оборудование: Портрет писателя, учебник, доска, художественный текст.

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент

2. Проверка готовности класса к уроку.

Мир романтизма всегда притягивает к себе неудержимой стихией, сильными страстям, гордыми и красивыми героями, словом, непохожестью на нашу обыденную жизнь. Перед нами галерея романтических героев, с которыми мы познакомились чуть раньше. Давайте вспомним их — благородный и непонятый многими Дон Кихот, восставший против самого Зевса Прометей, бесстрашный непокорный Мцыри… Этот ряд можно продолжить, и я надеюсь, сегодня на уроке мир ваших романтических героев дополнится еще одним персонажем. Но чтобы создать такого героя, нужно в душе быть немножко романтиком.

3. Проверка домашнего задания.

В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)

Вопросы блиц — опроса.

1. С какой картины разворачивается повествование?

2. Кем рассказана история о Соколе и Уже?

(Надыром Рагимом — оглы)

3. Любимое занятие Рагима-оглы? (любит философствовать)

4. В какое время суток происходит разговор между повествователем и Рагимом-оглы? (ночью)

5. Где встретились Уж и Сокол? (высоко в горах в ущелье)

6. Как получил раны Сокол? (в бою с врагами)

8. О чем мечтает Сокол? (о если б в небо хоть раз подняться)

9. Где нашел смерть Сокол? (в море)

О чем речь? (о небе)

11. В чем прелесть полетов в небо по мнению Ужа?

12. Кому предназначается песня? (для смелых и сильных духом)

4. Беседа по первичным впечатлениям.

Вы поняли кому эта песня предназначается — для сильных и смелых духом.

Слово учителя: этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

3) Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения (море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.)

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.

4) Вопросы для учащихся:

Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)

Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и Уже.

6) Вопросы для учащихся:

А) О чем спорят Уж и Сокол?

Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? (у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)

Сокол Уж
стремится к свободной жизни боится яркого солнечного света
вольный живет в сыром ущелье
смелый трусливый
стремится к высокому полету жадный

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

8)

Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение-горение

9) Письменная работа: учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями (примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова.

Найти афоризмы в тексте характеризующие образ УЖА и СОКОЛА,

5.Заключительное слово учителя:

6. Выявление авторской позиции.

— Чья позиция вам более близка: Ужа или Сокола? А автор на чьей стороне?

— Как вы понимаете, в образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол — это образы-символы.

— Подберите эпитеты к образу Сокола и Ужа. (Горьковский Сокол — символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. Уж — символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится,


Жанр повествования

Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.

Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.

Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:

  • обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
  • камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.

В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.

Тема и идея

Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.

Герои произведения

  • Сокол — символ смелого и свободолюбивого человека.
  • Уж — олицетворение спокойных и постоянных людей.

В произведении присутствует несколько второстепенных персонажей. Благодаря им оно становится ярче и интереснее:

  • Рагим — пожилой пастух.
  • Рассказчик — близкий знакомый пастуха.

В сюжете поэмы герои неоднократно пересекаются друг с другом. Чтобы проследить эту связь, рекомендуется ознакомиться с её сокращением.

Основная проблематика

Поэт не только воспевает образ революционеров. Он широко ставит проблему свободы человека. Обычный человек замыкается в собственном тесном мирке. Сам этого не понимая, он начинает становиться пленником устоявшихся правил, которые часто не всегда справедливы. При этом убогом существовании человек больше не понимает значения свободы. Это даже может испугать его, поскольку будет нарушен привычный уклад жизни. Но некоторые сильные личности пытаются выбраться из замкнутого круга, это неизбежно приводит к постоянной борьбе.

Непосредственно из этого вытекает другая важная проблема: назначение человека. Горький убежден, что полноценная жизнь — это постоянное движение к поставленной задаче. Без него, без борьбы, человек является просто бесполезным. Он зря тратит лучшие годы, пытаясь обустроить свой небольшой мирок. Автор уверен, что наивысшая цель человека состоит в служении обществу. По-настоящему пользу смогут принести лишь сильные люди, которые способны на самопожертвование.

Мысли автора


Основные герои песни имеют разные характеры. Сокол привык жить размеренной жизнью. Он спокоен и рад тому, что все идет своим чередом. Затем автор погружается в описание лежащего на камне ужа. Этот образ олицетворяет неповоротливость и приземленность мыслей некоторых личностей.

  • эпитеты;
  • сравнения;
  • олицетворения.

Образ птицы символизирует настроение людей в период революции. Они сильны духом и не готовы сдаваться. Уж — признак мещанства. Люди, которых он символизирует, не желают что-то менять. Они продолжают жить по-старому, даже если им это не нравится.

Эти два образа по-разному представляют смысл жизни. Для ужа благоприятными кажутся спокойствие и размеренность. У него отсутствует стремление чего-либо добиться.

Сокол видит жизнь по-другому. Он считает, что нужно совершать смелые поступки во благо других. Умирая, птица понимает, что прожила эту жизнь не зря, а ее смерть — это только начало чего-то нового.

Сюжетная линия

Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.

Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.

В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.

Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.

Несколько интересных сочинений

Также важную роль играет пейзаж во вступлении, где природа воспринимается как живое существо, обладающее мощной сдержанной силой. Но это ощущение силы не подавляет, а, наоборот, способствует бодрому и жизнерадостному восприятию мира. Красота природы вызывает у читателя активное отношение к миру, заставляет его стремиться к счастью и, если понадобится, даже бороться за него.

По писателю: Горький Максим

В “Песне о соколе” показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж.

Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.

Рассказывается эта “притча”, или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа.

Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.

Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие.

Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.

Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.

Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.

Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других.

Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.

Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз.

Последние свои минуты, и те проводит он в полете.

В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.

А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.

Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования.

А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.

Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать.

Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для полного восприятия текса и понимания его основной мысли: смысл жизни человека.

Задачи:

  1. научить работать со словом в произведении;
  2. через художественные средства выявить основную мысль произведения;
  3. воспитание позитивных, нравственных качеств личности;
  4. совершенствовать умение анализировать.

Тип урока урок – исследование

Приемы: 1) выразительное чтение;

2) работа с текстом;

3) письменная работа (схематизация, запись определений).

Цель урока: Создать условия для полного восприятия текса и понимания его основной мысли: смысл жизни человека.

научить работать со словом в произведении;

через художественные средства выявить основную мысль произведения;

воспитание позитивных, нравственных качеств личности;

совершенствовать умение анализировать.

Тип урока урок – исследование

Приемы: 1) выразительное чтение;

2) работа с текстом;

3) письменная работа (схематизация, запись определений).

2) Вопросы после прочтения:

В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступле-ние, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена).

Слово учителя : этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.
3) Устное задание: найти в тексте олицетворения, эпитеты - яркие образные определения (олицетворения: море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др.; эпитеты: мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.)

- А теперь запишите в тетрадь определения:

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.
4) Вопросы для учащихся:

А) Каково настроение автора и рассказчика? Найдите и зачитайте в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать").

Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же).

6) Вопросы для учащихся:

А) О чем спорят Уж и Сокол? (о смысле жизни).

Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? (можно, потому что у них несовместимые представления о правде жизни - на этом и строится диалог между Ужом и Соколом).

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.
8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые - мужественные, жадные - щедрые, гниение - горение).

9) Письменная работа: учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями (примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова:

Его стихия – … небо

Он пожил … славно

Он бился … храбро

Он познал …счастье

Стремление (куда?) … вверх

И поэтому главное

для него (что?) …взлет

Его стихия - ущелье,

где (как?) …темно, тепло и сыро, душно где пахнет (чем?) …гнилью

Для него небо - … пустое место

Стремление (куда?) … вниз

И поэтому главное

для него (что?) … падение

Слово учителя: можно ли противопоставить понятия, которые записаны в 2 столбика?

Рассказ учителя о символике в произведении.

Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо - символ счастья.

Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
- Через символику произведения мы приходим к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами.

- Для чего делает это автор, что хотел этим сказать?

- Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни.

10) Рефлексия:

- Итак, давайте подведем итог нашего занятия:

2) Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока: гниение и горение).

Читайте также: