Какой этап становления водителя считается наиболее опасным

Обновлено: 28.06.2024

Моя статья "Действия водителя, которые кратно снижают вероятность наступления дорожно-транспортного происшествия" расколола мнение общественности на два диаметрально противоположных лагеря: первая половина полностью согласна с моими положениями об основах безопасного вождения, вторая же половина (из тех, чей водительский стаж измеряется столетиями) считает, что я - школьник, потому как опытный водитель ну ни за что не будет придерживаться данных рекомендаций. Поэтому в данной статье предлагаю, основываясь на научных публикациях, выяснить ответ на такой вопрос - влияет ли водительский стаж на вероятность совершения ДТП и если влияет, то каким образом

Для затравки хочу рассказать историю из жизни . Собрались мы вечером с супругой в ресторан и вызвали такси, т.к. садиться за руль после ресторана ни я, ни моя супруга не могли, причина, я думаю, всем понятна. На вызов приехал бодрый дедушка (однозначно предпенсионного возраста). Я не особо люблю вести диалоги, поэтому предпочитаю слушать и поддакивать, не вдаваясь в подробности касаемо своей личной жизни и окололичных обстоятельств. И большую часть пути водитель хвалился о своём стаже, как он много лет за рулём. Я ему подыгрывал и в нужные моменты выдавал приятное его слуху "да, конечно, чем больше водительский стаж, тем лучше водитель умеет просчитывать развитие дорожной ситуации и т.п.". Так вот, этот многоопытный таксист попал в аварию, в которую даже водитель с однодневным водительским стажем не попадёт. На эстакаде висит знак "уступи дорогу", осуществляется правый поворот. Мы пристроились за Дэу Нексией и, соответственно, нужно осуществлять наблюдение за двумя направлениями. Слева нужно контролировать поток по главной дороге, справа - Дэу Нексию. Многоопытный водитель, не умолкая и смотря налево, обновляет задний бампер Дэу. Мы, про себя отдавая соответствующие речевые диферамбы многоопытному водителю, покидаем автомобиль, так и не доехав до места назначения, вызываем другое такси.

В голове большинства обывателей вырисовывается такое тождество: чем больше стаж вождения автомобилем, тем меньше вероятность того, что данный водитель попадёт в ДТП

Молодые (малоопытные) водители

Разбор вклада в общее количество ДТП молодых водителей проведем на основе двух публикаций: "Изучение дорожно-транспортных происшествий с участием малоопытных водителей" Базана А.В. [ 1 ] и "Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей" Рыжкиной Е.С. и Пирожкова Р.В. [ 2 ]. Водитель считается малоопытным, по мнению автостраховщиков, если его водительский стаж составляет срок менее трёх лет. ГИБДД обязывает маркировать автомобиль знаком "Неопытный водитель" всех автовладельцев, чей стаж составляет менее двух лет.

В работе [ 2 , С. 2] указывается, что "основные виновники ДТП - это водители со стажем до двух лет, их доля в общем количестве ДТП составляет около 40%". Посредством анализа причин ДТП, произошедших с 2004 по 2011 года основными причинами ДТП, которые совершались молодыми водителями (их стаж вождения составлял до трёх лет) являлись следующие:

  • несоответствие скоростного режима конкретным условиям движения (32%)
  • несоблюдение очередности проезда перекрестка (18%)
  • неправильный выбор дистанции (8%)

В работе [ 1 , C.28] отмечается, что главенствующими факторами, провоцирующими ДТП являются "сознательное пренебрежение правилами дорожного движения" и "отсутствие навыка самоконтроля окружающей обстановки". Кроме этого фактором указывается "слишком быстрое вождение в сложившихся условиях". Также заслуживает упоминание следующие интервалы аварийности у начинающих водителей:

  • на девятый месяц водительского стажа
  • на двадцать второй месяц водительского стажа
  • на тридцать третий месяц водительского стажа

Авторы статьи делают вывод, что ключевой причиной ДТП у малоопытных водителей является недостаточный контроль скорости в реальных условиях автопотока

Авторы работы "Устойчивость возрастного состава водителей-виновников ДТП с жертвами в различных регионах России" [ 3 , С.117] отмечают, что "наиболее опасной для общества с позиций аварийности является группа водителей в возрасте 20-30 лет".

И, знаете, если бы я в этом месте своей статьи написал, что приведенные выше факторы однозначно указывают на то, что малоопытные водители являются главным провоцирующим ДТП фактором, большинство читателей, наверное, довольно потирало руки. Но не всё так просто.

Недооценка скорости потока машин и мощности своей машины сыграло злую шутку с водителем "маленькой, но гордой красной" машины. Скриншот с регистратора kua1102

Недооценка скорости потока машин и мощности своей машины сыграло злую шутку с водителем "маленькой, но гордой красной" машины. Скриншот с регистратора kua1102

В следующем блоке я хотел бы написать собственное мнение относительно факторов, которые объясняли бы высокий процентный вклад малоопытных водителей в статистику ДТП.

Главными причинами, по которой неопытные водители попадают в ДТП я вижу следующие:

Отсутствие стандартизации подготовки в автошколах . Сейчас всё очень сильно зависит от того, к какому инструктору попадёшь. Попадёшь к ответственному - получишь хороший базовый практический опыт, попадешь к заинтересованному в том, чтобы как можно дольше "преподавать Вам практику" - будете до талого кататься на автодроме и сдача на водительское удостоверение растянется на годы. Плюс весьма сжатые сроки обучения, во время которых ну просто нереально наработать устойчивый опыт. Не в плане переключения скоростей, а в плане понимания дорожной обстановки. Поэтому если молодой водитель и попадает в ДТП, то, с моей точки зрения, это происходит из-за того, что он плохо практически подготовлен, а не из-за того, что он сознательно хочет нарушить ПДД. Кстати, на трассе вообще запрещено учиться в автошколах, поэтому худо-бедно курсант автошколы умеет ездить по городу, а уж за городом, будьте добры, самообучайтесь. А на трассе последствия аварии гораздо фатальней, чем в городе.

Слишком маленький возраст, с которого можно получать водительское удостоверение . Да-да, не смейтесь. Я считаю, что в 18 лет рано садиться за руль. Точнее практически отсутствует смысл получения водительских прав. Зачем студенту машина? В университет он может и на общественном транспорте, а в магазин - на своих двоих. А вот чего в 18 лет в избытке, так это желания показаться круче, чем есть на самом деле. В итоге - пьяные аварии, гонки с превышением скорости и т.п. Мне папа, когда захотел получить водительское удостоверение после школы сказал - тебе еще рано. Выучись в университете, найди работу, а потом будешь думать о машине . В итоге я в автошколе учился уже будучи аспирантом. И считаю, что учеба на водительских курсах в 24-25 лет - идеальное время. В голове уже порядок, амбиции совпадают с возможностями и, самое главное, уже присутствует реальная потребность в машине .

Многоопытные водители

И, теперь, самое интересное. Собственно, ради этого блока я и сел писать данную заметку. Предлагаю водителям, которые в комментариях хвастались своим 30+ стажем, снять корону профессионала и внимательно прочитать информацию, которую я расскажу.

Минус первых двух публикаций в том, что авторы статей анализировали уже несколько устаревший объем статистической информации. Если обратиться к более свежим статистическим анализам, например, к работе группы авторов "Зависимость риска возникновения ДТП от качеств водителя транспортного средства" [ 5 , С.361], то авторы статьи отмечают, что " основное количество ДТП допускают достаточно опытные водители со стажем управления транспортным средством более 15 лет (40,5%), следом идут водители со стажем управления от 5 до 10 лет (22,5%) ". Если изучать возрастной состав водителей, попадающих в ДТП, то лидирует возрастная группа от 30 до 40 лет (около 28% аварий), далее - возрастная категория от 40 до 50 лет (почти 18% аварий). Очень важное замечание делается в работе "Исследование зависимости количества ДТП от стажа водителей с помощью корелляционно-регрессионного анализа" [ 6 , С. 3]: " Ошибочно думать, что при увеличении водительского стажа всегда повышается профессиональность вождения и навыки качественной езды водителя ". Авторы статьи провели статистический анализ ДТП, произошедших в городе Нижний Новгород в 2017 году и пришли к выводу: " Наибольшее количество виновников ДТП имеют средний стаж, равный 13 годам ".

Далее мне хотелось бы привести любопытную статистику, которая аргументирует повышение возрастного ценза к получению водительского удостоверения. В работе "Влияние возраста и стажа водителя на риск возникновения ДТП на горных дорогах" [ 7 , C. 6] обозначается следующее:

"При недостатке опыта начинающие водители в возрасте от 35 лет имеют низкий уровень аварийности по сравнению с младшими возрастными группами . Это объясняется тем, что начинающие водители старше 35 лет отличаются повышенным чувством ответственности, адекватным прогнозированием опасных ситуаций на горных дорогах и менее рискованным управлением автомобиля , чем молодые амбициозные начинающие водители, которые игнорируют правил дорожного движения"

В этой же работе авторы статьи делают следующий очень важный вывод: "Установлено, что нижняя граница безопасного возраста водителей мужчин 26-34 года (тяжелые ДТП), для женщин-водителей безопасный возраст наступает уже с 23-27 лет. Возраст, когда число ДТП достигнет минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45-53 года у мужчин и 36-43 года у женщин ".

Казалось бы, какой-то парадокс. Если проводить параллели с рабочей специальностью, то чем больше у тебя профессиональный стаж, тем более опытный в плане решения различного рода задач ты сотрудник. Например, программист с годичным опытом работы и с опытом работы 10+ лет - разница между ними колоссальная. Почему же всё ломается, когда речь заходит об управлении автомобиля? Напишу своё видение ответа на этот вопрос.

Увеличение водительского стажа провоцирует самоуспокоенность водителя, а самоуспокоенность перерастает в самоуверенность . Именно этим фактором я объясняю основную массу критиков моей статьи, которые бахвалились своим огромным водительским стажем. В статье, между прочим, я изложил очень базовые моменты, которые, почему-то, воспринимаются как должное, но, по факту, пренебрегая базовыми принципами безопасного вождения, мы и получаем негативное развитие событий. Когда мелкие попустительства при вождении автомобиля накапливаются, то наступает лавинный эффект и случается ДТП.

Хотел бы подробнее остановиться на нерегулируемых пешеходных переходах . В статье я писал, что при приближении к нерегулируемому пешеходу я всегда убираю с педали газа и заношу над педалью тормоза. Это правило, которому я всегда неукоснительно следую. Ибо нерегулируемый пешеходный переход (особенно зимой у нас в Сибири, когда подходы к нему завалены снегом и пешехода не видно до тех пор, пока он не начал переходить дорогу). Опытные водители сразу, так полагаю, из-за таких фраз отнесли меня к начинающим водителям. Может я покажусь занудой, но, садясь за руль автомобиля, я по умолчанию считаю, что мой водительский стаж составляет 1 день . Я только-только выехал на дорогу и всё для меня новое и у меня нет никаких предубеждений. Зато я не попадаю в такие дурацкие ситуации, как тот дед из такси, про которого рассказывал в начале статьи.

Лояльность штрафных санкций с увеличением водительского стажа провоцирует на более частные нарушения ПДД . Наиболее яркий тому пример - это соблюдение скоростного режима. Если на экзамене в ГИБДД курсант превысит разрешенную скорость даже на 1 км/ч, то, если я все правильно помню, экзамен на этом закончится с оценкой "неуд". Но как только водительские права оказываются в руках, то водители массово переходят в секту "я еду +19 к разрешенной скорости". А превышение на 39 км/ч разрешенной скорости обходится нарушителю в 500 рублей. ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ. А если успел в льготный период, то вообще 250 рублей. Вот кого способен остановить такой штраф? В результате самоуспокоенность всё более и более подогревается.

Так что, увы, но закончить статью мне хотелось бы такими словами - большой водительский стаж не означает большой профессионализм водителя.


Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой водитель считал маловероятной) вдруг становится непосредственной опасностью.

Примерами таких ДТП может быть наезд на пешехода, выбежавшего из-за стоящего автомобиля на дороге с малоинтенсивным движением или столкновение со встречным автомобилем, выехавшим из-за крутого поворота пустынной дороги.

Основная причина таких ДТП – это пренебрежение опасностью, появление которой водитель оценивал как маловероятное событие.

Вторая причина ошибок прогноза заключается в неправильной оценке водителями своих способностей и мастерства управления автомобилем. Как показали исследования, сильно переоценивают свои возможности водители со стажем работы от 2 до 5 лет.

Третья причина ошибок – сознательно повышенный риск со стороны водителя. Надо отметить, что сознательное рискованное поведение чаще всего является следствием индивидуальных качеств водителя.

Есть люди, которым нравиться рисковать просто так, из спортивного интереса. Про них можно сказать, что это черта их характера. Склонность к риску у водителей – очень опасная черта, так как она значительно повышает вероятность попадания в ДТП.

Согласно Правилам дорожного движения водители должны принимать предупредительные меры в момент возникновения опасности.

Более чем в четверти ДТП водители могли их избежать или снизить тяжесть последствий, если бы заблаговременно приняли меры безопасности до наступления кульминации опасной ситуации. Поэтому в процессе движения водители должны постоянно давать ответ на вопрос – имеются ли признаки потенциальной опасности.

Конечно, проще определить признаки, связанные с явным нарушением Правил (например, переход дороги в не установленном месте, нарушение правил обгона, остановки и стоянки и т.д.).

Для этого в большинстве случаев достаточно глубокого знания Правил дорожного движения.

Сложнее обстоит дело с так называемыми неординарными признаками, связанными, например, с усложненными погодными и дорожными условиями, поведением пешеходов, особенно детей. Для их обнаружения и оценки нужен определенный водительский опыт.

Зарубежные и отечественные исследования позволяют сделать вывод, что недостаток опыта поведения в условиях дорожного движения восполняется водителями за счет личного участия в конфликтных ситуациях на дороге, то есть путем самообучения. Процесс накопления такого опыта является случайным, длительным и далеко не всегда безопасным. Поэтому изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности позволит существенно сократить время приобретения водительского опыта.

Работу водителя всегда относят и относили к сложному виду человеческой деятельности. В связи с тем, что водитель управляет источником повышен­ной опасности, то его работу относят к особому виду деятельности с высокой степенью человеческого фактора. Особое внимание заслуживает факт, что безопасность дорожного движения может быть достигнута не каждым водителем, что объясняется не только квалификацией, но и индивидуальными особенно­стями каждого человека.

Таким образом, на безопасное управление источником повышенной опасности т.е автомобилем большое влияние оказывает влияние опыт работы, т.е стаж и возраст водителя. Как показал анализ ДТП, за последние 10 лет, чем больший стаж водителя, тем меньшее количество ДТП происходит с ним, но этот процесс не всегда равномерен. Чаще всего в ДТП попадают неопытные во­дители со стажем до 2 лет и водители со ста­жем 5±1 год. Но увеличение водительского стажа может и не привести к повышению надежности водителя, так как у водителя на ста­дии обучения могли сформироваться неверные навыки и ошибочные знания. Всяческие систематиче­ские ошибки и плюс завышенная самооценка своего мастерства могут водителя привести к плачевным последствиям. Поэтому нужно периодически проводить курсы повышения квалификации и привлекать для обучения опытных препо­давателей и специалистов.

По анализу статистических данных наибольшее количество аварий приходится на водителей со стажем до 2 лет, что связано с недостатком и нехватки профессиональных знаний, умений и навыков, а при стаже 5±1 год человек переоценивает свои возможности и осторожности снижается.

Статистика о ДТП показывает, что самые тяжелые ДТП с непоправимыми последствиями часто возникают именно у опытных води­телей, у которых стаж вождения большой. Чем больше водитель адаптирован к опасности, тем требуется большее ее внимание, чтобы водитель среагировал на нее, об этой психологической закономерности не допустимо, что об этом забывали опытные водители с большим стажем и опытом работы.

Возраст водите­ля наряду со стажем работы оказывает большое влияние на вероятность попадания в ДТП. Такая взаимосвязь видна не вооруженным глазом между возрастом и аварийно­стью, отмечают такую зависимость у водителей моложе 25 лет и у водителей старше 60 лет. На одном и том же уровне индивидуальная безопасность сохраняется у водителей от 25 до 60 лет. У водителей старше 60 лет необратимо преобладает возрастное сни­жение операторских способностей. Водители этой категории за счет на­копленных и сохраненных знаний, умений и опыта способны частично компенсировать это снижение, но сохранить свою защищенность при езде и быстром темпе движения на безопасном уровне становится все сложнее.

Следует отметить, что одинаковые навыки, которые со временем накапливаются в разных возрастных группах, могут оказывать неодинаковое влияние на поведение на дороге. Установлено, что при недостаточном опыте начинающие води­тели-новички в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по сравнению с младши­ми возрастными группами. Все это можно объяснить следующим: у них повышенное чувство ответственности, адек­ватный прогноз опасных ситуаций и менее рискованное управление автомобилем.

Неопытный молодой водитель действует по методу проб и ошибок, тем самым как бы освобождает себя от ус­ловностей и общепринятых норм, при этом он исходит из своего опыта и своих критерий пра­вильного поведения на дороге, т.о , можно объяснить склонность молодых водителей к превыше­нию скорости, выезду на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения. Склонность к рискованным и опасным поступкам у молодых водителей обусловлена увеличением показного бесстра­шия и одновременно недооценкой опасностей и ситуаций, которые существуют при дорожном движении. При этом молодой води­тель сравнивает себя с управляемым автомо­билем, а также представляет себе, что мощность управляемого им автомобиля это его собственная.

Для водителей 31-45 лет наиболее часто совершаемыми нарушениями являются: нарушение правил обгона и нарушение правил перестроения и другое. Факторы, которые способствуют ДТП, по мнению водителей данной группы, недооценка собственного неправильного поведения, а также помехи действиям, состояние дорожного движе­ния, ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

Для человека-водителя 46-60 лет - нару­шение требований сигналов светофора и нару­шение правил перестроения. Факторы, которые способ­ствуют ДТП, по их мнению - это помехи действиям, состояние дорож­ного движения, недооценка опасности и оши­бочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

Для водителей старше 60 лет - наруше­ние правил проезда пешеходного перехода и не­правильный выбор дистанции между автомобилем, это можно объяснить тем, что у них ухудшились функции восприятия и ориентации.

04b104f1b92480ac37129d196ab10169.jpg

Исследования показывают, что среднее коли­чество аварий с увеличением возраста водите­лей уменьшается, это объясняется заменой юно­шеской эмоциональности и взбалмашенности чувством ответственности и сдержанности в более старшем возрасте.

Хочется отметить, что на этапе подготовки или переподготов­ки водителей, каждый учиться умению правильно и вовремя делать анализ и понимать информацию о дороге.

Психологические установки и личностные качества, имеющие свои неповторимые осо­бенности в каждой возрастной группе - все это влияет на поведение водителей в дорожной ситуации и является важным фактором при безопасном вождении, но не следует забывать и об операторских способностях.

В Канаде для водителей старше 60 лет читают курсы. Главная цель этого повышение безопасно­го управления автомобилем. На занятиях води­телям разъясняют об их возрастных изменени­ях, о том какие ситуации на дорогах лучше избегать, затрагивают тему об управлении автомобилем в темное время суток, а также прием каких медицинских препа­ратов оказывает влияние на операторские спо­собности.

Разделение водителей на различные категории в зависимости от уровня водительского опыта, стажа и возраста создает условия риска и по­следствий ненадежного поведения в сложных ситуациях

Библиографический список

ИСТОЧНИК: Логистика - евразийский мост : материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, - Красноярск, 2015. - 582 с. - с. 537-541

Уровень вождения не определяется датой получения прав и количеством времени владения машиной. Мастерство — это опыт. Много опыта. 10 тысяч часов нужно для формирования уверенного навыка. Правда, есть определённые навыки, которые можно (и стоит) сформировать быстрее. Эти навыки отличают опытных водителей.

opyt 10

Выбор скорости не по знакам, а по ситуации

Опытный водитель, который видел много последствий такой самоуверенности (или сам был таким), понимает, что скорость определяется не знаками и даже не погодой. Один может ехать по льду 60 км/ч после 4-хчасового сна накануне, и всё с ним будет нормально. Другой не скинул 5-10 км/ч по пустой мокрой трассе — и тут же улетел в кювет.

Причём под очень хорошим водителем здесь понимается водитель с большим суммарным показателем вождения в разных условиях (город и трасса, погодные условия, время дня, степень усталости и т.п.). Плюс к этому — обязательные навыки контраварийного вождения, которые не преподают в рядовых автошколах.

То есть для опытного водителя дорожные знаки с указанием безопасной скорости и правила ПДД — скорее рекомендация, что при оптимальных погодных условиях и хорошем освещении можно ехать 60 км/ч в городе и 90 км/ч по трассе (плюс лояльные 10 км/ч, как в жизни). Но реальную скорость своего передвижения профессионал выбирает сам, исходя из трафика на дороге, скорости движения потока, а также внешних условий: видимости и освещённости, состояния полотна дороги.

Собственно, поэтому городской поток в ненастье в целом снижает скорость, а в туман так и вообще замедляется. С учётом времени реакции водителя, которая занимает в среднем 0,8 секунды, сбрасывание скорости говорит о том, что в случае внезапного препятствия водитель всё же успеет принять меры или остановиться.

opyt 7

Умение чувствовать поток

Опытный водитель всегда побочно мониторит и контролирует движение автомобилей вокруг, замечает малейшие изменения в скорости и плотности потока, и реагирует заранее, исходя из того, что впереди собирается пробка, или притормаживают соседние автомобили.

Чувствовать поток — значит выбирать такую скорость, чтобы сохранять безопасную дистанцию и при этом прибегать к торможению как можно реже. Такая манера езды не только более безопасна (водитель движется со всеми в стройном ряду и не создаёт помех, не собирает пробки), но и более экономична: шины и подвеска изнашиваются меньше, расход топлива и нагрузка на двигатель за счёт отсутствия постоянных старт/стопов снижаются.

Перестроения в потоке заранее

Невозможно так выбрать ряд движения, чтобы за время поездки не пришлось перестраиваться. В то же время каждый манёвр увеличивает вероятность ДТП — особенно если речь о движении в плотном городском потоке.

Профи, запланировав манёвр, начинает перестраиваться в нужную полосу заранее, а не кидается через четыре полосы в крайнюю правую, вспомнив о повороте, например. Без необходимости опытный водитель вообще не занимает крайние полосы: в плотном потоке, если крайняя левая уйдёт на поворот, он не сможет продолжить движение прямо или будет вынужден перелазить правее, создавая аварийную ситуацию.

Планирование и обдумывание каждого манёвра, выбор полосы движения исходя из направления собственного движения и обдумывание своих действий на несколько шагов вперёд — качества опытного водителя.

opyt 3

Привычка тормозить двигателем

Другая привычка неопытных водителей, оставшаяся ещё со времён автошколы — каждый раз при торможении выжимать сцепление. На самом деле торможение с выжатым сцеплением целесообразно применять на скорости до 40 км/ч, чтобы двигатель не заглох, а в остальных случаях это просто удлинение тормозного пути, риск потерять контроль над управляемостью из-за сноса оси и чрезмерный износ деталей механизма сцепления.

Управляя автомобилем с МКП, опытный водитель для торможения отпускает газ, плавно и последовательно понижает передачи и сбавляет обороты. Такой способ торможения позволяет сохранить управляемость машиной на скользком покрытии и снижает износ тормозной системы.

Навык торможения двигателем можно развить. Для этого нужно потренироваться выбирать момент переключения передач (обычно с 3 на 2), чтобы не пришлось сильно давить на педаль тормоза. В сам момент понижения передачи рекомендуется плавно нажать на газ, чтобы поддерживать обороты, а затем отпустить газ и плавно тормозить педалью.

opyt 2

Без лишних движений

Новички за рулём совершают ошибки ещё с момента посадки в авто: придвигаются слишком близко к рулю, вцепляются в него мёртвой хваткой, смотрят только перед собой. Все их движения рваные, дёрганые, нервные.

Опытный водитель понимает, что 90% благополучной поездки — его внимательность, постоянный контроль над ситуацией и уверенные спокойные движения.

Профи за рулём постоянно следит глазами за ситуацией в зеркалах, запоминает положение соседних машин на дороге или отмечая наличие байкеров. Он плавно переключает передачи, спокойно перестраивается, не перехватывает руль лишний раз, избегает резких ускорений и торможений. Держит руль без напряжения, сидит комфортно, в расслабленной позе.

Секрет в том, что у водителя со стажем все движения отточены многократным повторением и доведены до автоматизма. Такой результат достигается только с годами, проведёнными за рулём.

Подготовка к повороту

Также для новичков характерна ситуация, когда они влетают в поворот со слишком большой скоростью и вынужденно тормозят уже в процессе, что может привести к заносу.

opyt 13

Спокойствие и невозмутимость

Начинающие водители беспечны, необоснованно нервны и подчас агрессивны. Они лихачат, подрезают (не всегда специально) и создают опасные ситуации, просто потому, что не оставляют себе достаточно времени на реакцию.

В общем, опытные водители блестяще справляются с чужой и своей агрессией за рулём. Чего и вам желаем.

Читайте также: