Какой ценой купил он право средство выразительности

Обновлено: 28.06.2024

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Откуда, умная , бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, люби­мый небесами,
Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя . (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

А новое так отри­ца­ет ста­рое . Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее ! Вожди моло­же . Вот уже ста­рее ! Добрее нравы.

Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

Изобразительные возможности лексики

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

Экспрессивно-эмоциональная лексика

РазговорнаяСлова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные.Грязнуля, кри­кун, бородач
Эмоционально окра­шен­ные словаОценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

Изобразительные возможности морфологии

Сколько Плюшкиных развелось!

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я был в гостях у ней . Не мину­ет тебя чаша сия .

Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Звуковые средства выразительности

С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

Изобразительные возможности синтаксиса

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

Волков боять­ся – в лес не ходить.

Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.
Фонетические средства выразительности
1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс - повторение гласных. Например:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)

3. Звукоподражание - Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:
Как носят капли вести о езде,
И всю-то ночь всё цокают да едут,
Стуча подковой об одном гвозде
То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

Лексические средства выразительности (тропы)
1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер
2. Сравнение - Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.
4. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.
5. Метонимия - замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.
6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости
8. Гипербола - преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.
9. Литота - преуменьшение.
Например: Подожди 5 секунд.
10. Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.
Например: Царь зверей (лев).
11. Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА:
"За проезд какая ТАКСА?"
А водитель: "Денег с ТАКС
Не берем совсем. Вот ТАК-С!"
12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег
13. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.
14. Ирония - тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.
2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
3. Умолчание - прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал. Я хотел ответа. Не дождался. Уехал.
4. Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?
5. Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?

6. Риторическое обращение - выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!
7. Синтаксический параллелизм - сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
8. Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
9. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный - ум короткий.
10. Анафора — единоначатие.
Например:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.

11. Эпифора — повтор конечных слов.
Например:
Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

12. Парцелляция — разделение предложения на части.
Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 11 классе. С целью подготовки обучающихся к ЕГЭ в рамках выполнения 25 задания теста. Обучающиеся продолжают развивать умение различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определять их роль в тексте. Кроме того, в разработке урока используется как теоретический аспект, так и практические задания. Урок построен таким образом, что работа обучающихся проводится в разных формах (индивидуальная, в паре, группе).

№1. Определите выразительные средства.

1 Съел целую тарелку.

2 Люблю читать Пушкина.

3 Город отмечает юбилей.

4 Карась здесь не водится.

5 Слышно было, как ликовал швед.

6 Мы все глядим в Наполеоны.

7 Судьба играет человеком.

8 Заботы пчёлами кружились вокруг.

9 Он действовал чётко и точно, словно робот.

10 Какой ты умный!

11 В доме кошмарный беспорядок.

12 Лошадь величиной с кошку.

№2. Определите выразительные средства.

1 Из чащи на опушку вышел лесной великан – лось.

2 Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

3 Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали!

4 Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.

5 Хороши летние вечера.

6 Татьяна в лес, медведь за ней.

7 Ласковый ветер, ледяной взгляд, туманные мечты.

8 Как град посыпалась картечь.

9 В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела…

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков.

10 А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…

11Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит…

12А у Анны беда стряслась. Большая.

№3. Определите выразительные средства.

1 А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2 Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

3 В сто сорок солнц закат пылал.

4 Где стол был яств, там гроб стоит.

5 С ужасом думала я, к чему всё это приведёт.

6 Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

7 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

8 Утешится безмолвная печаль.

9 Ругал Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита.

11Он снял с полки Бунина.

12Весь зал оглушительно захлопал.

№4. Определите выразительные средства.

1 Сладкая горечь воспоминаний, молодая старость.

2 Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман.

3 И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

4 Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

5 Прощай, немытая Россия!

6 Город на Неве.

8 Тамара в театр пошла.

9 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

10Ветер терзал меня.

11 Избушка на курьих ножках, мальчик с пальчик.

12 Вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.

2Метафора. 2Бессоюзие(ряды однород. чл.)

9Метонимия. 9Риторический вопрос.

Конспект урока в 11 классе:

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ).

Тема урока. Средства выразительности языка.

Цель урока: развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие

средства выразительности, определяя их роль в тексте.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

- Все мы любим тепло, солнышко. Солнышко лучистое улыбнётся всем нам весело, если мы его откроем.

Вставить пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы.

Метафора, аллегория, перифраза, градация, парцелляция, бессоюзие, ассонанс, эллипсис.

- Как называются эти слова? (Это выразительные средства языка.)

- На какие группы мы их можем разделить? (Тропы – метафора, аллегория, перифраза, стилистические фигуры речи – градация, парцелляция, бессоюзие, эллипсис, выразительное средство фонетики – ассонанс.)

- Для чего могут использоваться средства выразительности? (Это путь к выразитель-

ной, образной речи.)

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное -невзрачное, сильное – слабое, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса.

- Как связана проблема с темой урока? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

- Определите, пожалуйста, цель урока.

3.Беседа по теме урока.

- Что такое тропы? (Тропы – такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении.)

- За 1 мин. вспомните, какие знаете тропы, запишите их.

(Эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.)

- Что такое стилистические фигуры? (Это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.)

- За 1 минуту вспомните, какие знаете стилистические фигуры, запишите их.

(Инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.)

- Вспомните выразительные средства фонетики (звукописи). (Аллитерация, ассонанс, гиатус.)

4.Лист №1. Задание №1. Индивидуальная работа с текстом.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, вставьте пропущенные знаки препинания. Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? Примеры.

Дивно устро..н наш свет! Тот име..т отличного повара, но к сож..лению такой маленький рот, что больше двух кусочков н..как не может пропустить; другой име..т рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольств..ват..ся каким (ни-

будь) немец..им обедом из картофеля.

- Автор использует литоту и гиперболу. Примеры.

- Что такое литота? (Литота (мейосис) – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)

- Что такое гипербола? (Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

5. Лист №1.Задание №2. Работа в паре.

Какие выразительные средства иллюстрируют данные примеры?

1 Мужики – за топоры! (эллипсис)

2 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (парцелляция)

3 Волос длинный – ум короткий. (антитеза)

4 Каждую копейку в дом несёт. (синекдоха)

5 Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева. (метонимия)

6 Летят алмазные фонтаны. (метафора)

7 И звезда с звездою говорит. (олицетворение)

8 Гигантский карлик. (оксюморон)

9 Я не парю – сижу орлом. (сравнение)

10 Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет. (бессоюзие)

11 И скучно и грустно, и некому руку подать. (многосоюзие)

12 Вся комната янтарным блеском озарена. (эпитет)

13 На лице светились, горели, сияли глаза. (градация)

14 Солнце русской поэзии. (перифраза)

15 Такой ты умный! (ирония)

16 Судьбы свершился приговор! (инверсия)

- Распределите письменно в тетрадь выразительные средства на две группы: тропы и стилистические фигуры. Два ученика работают на доске.

Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Краткий анализ стихотворения

Вариант 1

Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Вариант 2

Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

В мире есть царь:

Этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Все ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно.

— Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц.

Выпряг народ лошадей — и купчину

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках… ”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Оценить 960 0

Тренинг по заданию 26

1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) кформеречи

4) вводные слова

7) восклицательные предложения

5) лексический повтор

2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами

5) лексический повтор

8) ряды однородных членов предложения

3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)

4) вводные слова

7) риторическое восклицание

5) лексический повтор

4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности

7) восклицательные предложения

5) лексический повтор

8) окказионализмы (авторские слова)

9) разговорная лексика

5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами

9) однородные члены предложения

6. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)

7) риторический вопрос

7. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

2) риторическое обращение

3) восклицательное предложение

8. Перед Вами – название тропов. Найдитетермины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

9. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Дождь не останавливался ни на минуту, будто бы его заколдовали.

2) Отсель грозить мы будем шведу. (А.С.Пушкин)

3) Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка !

Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!

4) Встала улица , серым полна. (А.Блок)

5) Дождь не останавливался ни на минуту,будто бы его заколдовали.

6) Врачи боролись за его жизнь, но он выжил . (Михаил Жванецкий)

7) Голова ли ты, головушка!

Что на грудь ты наклонилася?

Отчего ты безо времени

Белым инеем покрылася? (И.Суриков)

10. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

2) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.

3) вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка

4) употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Она основана на подобии или сходстве.

5) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения.

6) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия

7) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия

11. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)

Список терминов:

5) синтаксический параллелизм

12. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)

Список терминов:

5) парное соединение однородных членов

1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами

8) полисиндетон (многосоюзие)

2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)

7) эмоционально-экспрессивная лексика

9) риторическое восклицание

3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности

7) асиндетон (бессоюзие)

2) просторечные слова

5) общественно-политическая лексика

4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к формеречи

7) эмоционально-экспрессивная лексика

3) вводные слова

9) ряды однородных членов

5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами

8) полисиндетон (многосоюзие)

6. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

2) вопросно-ответное единство

7. Перед Вами – название тропы. Найдитетермины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

7) общественно-политическая лексика

8. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул;

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул. (Ф. Тютчев)

2) Белеетпарус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном. (М. Ю. Лермонтов)

3) И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

Идольше века длится день,

И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)

4) "Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)

5) Печален и страшно тревожен былпризрачный день, задыхавшийся в жёлтом тумане. (Л.Н.Андреев)

6)) Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн)

7) Сейчас усилился интерес к Стране восходящего солнца. (С.Алексеев)

9. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) риторическое обращение

Вновь на завалинках

Кустики в валенках,

Столбики в шапках. (Л. Тухватуллина)

Б) бессоюзие (асиндетон)

2) Ты богат, я очень беден.

Тыпрозаик, я поэт.

Ты румян как маков цвет,

я как смерть и тощ, и беден. (Пушкин)

3)Кому хочется прослыть ленивым, или неряхой, или неучем? (В.Белов)

Г) риторический вопрос

4) Светлою волною всколыхнулись свечи.

Темною волною всколыхнулись думы. (М.Цветаева.)

5) Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью. (И.Андронников)

6) Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака. (Ф.И.Тютчев)

7) Голова ли ты, головушка!

Что на грудь ты наклонилася?

Отчего ты безо времени

Белым инеем покрылася? (И.Суриков)

10. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Читайте также: