Какого телевизора не было у советских граждан

Обновлено: 04.07.2024

Максим Мирович

Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост на тему убогого телевидения в СССР — я довольно много изучал эту тему, плюс сам кое-что помню из позднесоветских телепередач. В 1970-е-1980-е годы, а также в первой половине девяностых годов телевидение оставалось для большинства людей единственным источником информации о жизни в мире — интернета тогда ещё не было, и многие формировали свою позицию по тем или иным событиям исходя из того, как её преподносили в телепередачах.

Что интересно, многие сейчас вспоминают советское телевидение как достаточно "остро-критическое" в сравнении с современным — тут следует сказать, что колкие и интересные передачи на советском ТВ действительно были (например — "600 секунд" с Невзоровым, "Взгляд", "До и после полуночи"), но просуществовали весьма короткий промежуток времени — года с 1987 по 1991-й. Все остальные годы советское телевидение было исключительно скучным и унылым.

Итак, в сегодняшнем посте — интересный рассказ про убогое советское телевидение.

Весь пост я поделил на 7 разделов, в которых расскажу про основные направления советских телепередач. Были ещё кинофильмы, сериалы и передачи для детей — я решил не писать о них, чтобы не делать текст слишком длинным, да и на общую картину они не сильно влияют.

Итак, вот что показывали по советскому ТВ:

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

Если речь шла про страны Запада, то говорили, что они, конечно же, загнивают. Вот, смотрите сами — в США то магазин ограбят, а то самолёт угонят, ну куда это годится! При этом часто делалась ремарка, что во всём виновато капиталистическое милитаристское правительство, а "простые американцы" вынуждены страдать. Иногда для баланса могли сделать нейтральный репортаж про какую-нибудь выставку картин в Париже.

Главная черта советских "новостей" — из них было абсолютно невозможно понять, что происходит на самом деле. Вот примерно так рассказывали про Чернобыль и Афганистан — "наша партия и правительство делает всё возможное, чтобы преодолеть проблемы небольшой аварии на Чернобыльской Атомной электростанции имени Ленина" и "наши интернациональные войска оказывают посильную помощь декханам Демократической Республики Афганистан в строительстве оросительных каналов и вынуждены отбиваться от банд — басмачество как уродливое явление ещё, к сожалению, не изжито в этой стране". Вам всё понятно)?

2. Советская пропаганда.

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

Советская пропаганда присутствовала в той или иной мере везде, в том числе и в новостях, но были и отдельные, конкретно пропагандистские передачи — например, "Служу советскому союзу", "Международная панорама", "Девятая студия" и другие.

"Служу советскому союзу" транслировали пафосные и насквозь ложные телепередачи о советской армии. В них не рассказывали о том, что советские солдаты в Афганистане часто вынуждены воевать в рванье и даже не имеют разгрузочных жилетов (их в принципе не производили в СССР), а также нормальной обуви, плюс постоянно страдают от дедовщины; зато в каждом выпуске лили пафос о том, как хорошо служить в армии.

"Международная панорама" рассказывала об ужасах загнивающего капитализма — как правило, делала обзор последних загниваний за неделю. События перекручивались в нужном Советам ключе — вооруженных калашами афганских моджахежов называли басмачами и преступниками, зато какие-нибудь африканские племена с теми же калашами называли "борцами за свободу и независимость". Что интересно — "панорама" имела некоторую популярность среди зрителей, так как показывала жизнь "по ту сторону железного занавеса" — очень часто это была единственная возможность увидеть, как "там" живут люди.

"Девятая студия". Чистейшая пропагандистская передача, в которой три политобозревателя-начетчика часами мусололи тему про неминуемый крах Запада, кризисе в США, "преступлениях мирового сионизма" и прочем подобном. "Политообозреватели" часто вворачивали всякие умные слова из словарей, дабы у советских граждан не осталось ни тени сомнений в их компетентности и образованности.

3. "Дневники наблюдения за ростом фасоли".

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

Под этим пунктом я объединил несколько нейтральных передач, рассказывающих про жизнь животных и растений, вроде "В мире животных". Пожалуй, это было единственное, что можно было смотреть без отвращения, но нужно сказать, что действительно годных передач было не так и много. Помимо известной и смотрибельной "В мире животных" были еще всякие невыносимые передачи и передачки про темпы роста каких-нибудь кустарников в Забайкалье — в общем, довольно скучные выпуски, интересные только узким специалистам.

Под такие передачи, шедшие как правило в дневной программе, обычно дремали за вязанием всякие бабушки, больше их никто не смотрел.

4. "Сиськи-масиськи" и съезды ЦК КПСС.

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

В семидесятые годы по советскому телевидению показывались выступления Л.И. Брежнева (невнятные "сиски-масиськи" по часу и более), а с восьмидесятых годов начали транслироваться съезды ЦК КПСС. Это должно было показать "открытость" советской власти народу, однако зрителям кадры этих съездов по сути ничего не давали, люди никак не влияли на принимаемые решения — стало лишь ещё более заметно, насколько власть оторвана от жизни, так как часто докладчики повторяли пропагандистские тезисы из "новостей" (см. п. 1).

Пожалуй, наиболее интересным был XXVII съезд ЦК КПСС, который прошел в 1986 году, уже при Горбачёве — в нём содержалась острая критика курса страны и какое-то общее ощущение того, что "мы идём не туда". После этого съезда в обиход вошли слова "гласность", "ускорение" и "перестройка".

5. Научпоп, "Очевидное-невероятное".

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

Пожалуй, второй более-менее смотрибельный раздел, в дополнение к "В мире животных". Минус у этой серии телепередач был точно такой же, что и у "Дневников наблюдения за ростом фасоли" — часто рассказывали про какую-то очень узкую научную сферу (вроде роли постоянной Дирака в деле измерения спина электрона) и были мало кому интересны — профессиональные физики всё это и так знали, а рядовые советские граждане ровным счетом ничего не понимали. Кстати, даже тут иногда вворачивали лайт-версию пропаганды — "вот, посмотрите на оборудование новой физической лаборатории в Новосибирске, такого нет ни в одной из стран Запада!"

Изредка бывали интересные выпуски — например, про версии построек пирамид Египта, про Бермудский треугольник и прочие Лох-Нессы — такие выпуски выходили раз в несколько месяцев и становились легендарными, о низ часто говорили годами. Что ещё раз подтверждает скучный и унылый уровень остального совкового научпопа.

6. Юмор, "одобренный сверху".

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

Были на советском телевидение и юмористические передачи — вроде "Кабачок 13 стульев", "Вокруг смеха" и т.д., а также тележурнала "Фитиль". Юмор был достаточно плоский, так как все шутки утверждались цензурой и были достаточно пресными. Если шутили про факапы советской экономики — то виновными в них делали не саму советскую систему, а нерадивых хозяйственников, трудовых разгильдяев, а также лентяев, несунов и халтурщиков. Иногда попадалось что-то смешное, но чаще всего юмор был довольно вымученным и беззубым.

Кое-что изменилось в Перестройку — с 1986 года, после большого перерыва, на советском телевидение стал снова выходить КВН, и вот там начали появляться уже более-менее смешные шутки — произошло это уже после объявления гласности. В конце восьмидесятых КВН приобрел колоссальную популярность — отчасти именно потому, что там стали шутить на те темы, о которых раньше говорили только шепотом на кухнях. Популярность эта продержалась более 20 лет, аж до конца нулевых, когда КВН опять скатился в скучное цензурируемое сами знаете что.

7. Спортивные состязания.

Убогое телевидение в СССР: все одобрялось

Трансляция футбола, хоккея и прочих настольных теннисов. Было популярно среди поклонников спорта, а хоккей в 1970-е смотрели буквально все. В принципе, тоже довольно смотрибельный раздел для любителей спорта, но он занимал очень небольшую часть в сетке вещания, а специальных спортивных телеканалов в СССР не существовало.

Вместо эпилога.

Такие дела. Как видите, советское телевидение в целом было достаточно скучным, малоинтересным и перенасыщенным политикой. Что интересно — часто советские граждане смотрели все эти политические телепередачи только для того, чтобы увидеть то, как живут такие же обычные люди по ту сторону "железного занавеса".

С концом СССР большинство советских телепередач канули в Лету, так как оказались никому не нужны и малоинтересны в реалиях свободной конкуренции. А с начала 2010-х годов некоторые современные пропагандистские телепередачи начали практически полностью копировать советские — как по смыслу, так и по манере подачи информации. Но это уже совсем другая история.

А вы помните телевидение в СССР? Что любили смотреть?

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.

Танцующие балерины в студии и дикторы с зелёными губами: каким было советское телевидение в сталинскую эпоху.

Ровно 85 лет назад, 1 октября 1931 года, началось регулярное вещание советского телевидения. Массовое его вторжение в повседневную жизнь советских граждан началось только в 60-е годы, поэтому немногие знают, что к тому моменту советское телевидение работало на регулярной основе почти три десятилетия. Правда, приобщиться к новому чуду техники в те времена имели возможность лишь единицы. Лайф выяснил, каким было советское телевидение в самый необычный период своего существования — сталинскую эпоху, — когда оно очень сильно отличалось от привычного нам.


Механическое телевидение

Первоначально телевидение не только в СССР, но и во всём мире было механическим. Для передачи изображения использовались не полупроводники или ЭЛТ, а так называемый диск Нипкова — вращающееся устройство для сканирования изображений. Система была весьма простой, но имела существенный недостаток — механическое телевидение было малострочным, то есть физически было способно передавать лишь небольшое количество элементов изображения, из-за чего качество передаваемой картинки было очень низким. Современного зрителя трансляции эпохи механического телевидения привели бы в ужас. Очень низкое разрешение, размытые фигуры и силуэты, отсутствие чёткости, неподвижная камера. Но по тем временам даже сама возможность передачи изображения на расстоянии воспринималась как чудо. В капиталистических странах в 30-е годы механическое телевидение уже шло на спад из-за его бесперспективности, в СССР также планировали перейти к гораздо более перспективному электронному телевидению, однако промышленность оказалась не в состоянии наладить выпуск необходимой для него продукции, а затем началась война, из-за чего телевещание прекратилось на несколько лет.

Регулярное вещание

В 1930 году Народный комиссариат почт и телеграфов распорядился начать подготовку к телевизионному вещанию в СССР. Всесоюзный электротехнический институт получил задание на изготовление оборудования для телевещания — телерадиопередатчиков бегущего луча.

Первые экспериментальные передачи начались в мае 1931 года. Они были ещё нерегулярными и выходили время от времени, первые телевизионщики методом проб и ошибок искали оптимальные варианты. Поначалу они показывали только неподвижные картинки. Стабильное вещание началось с октября 1931 года. Передачи транслировались лишь полчаса в день после полуночи.

Дикторы вынуждены были работать в достаточно непростых условиях. Им приходилось сидеть практически в полной темноте, поскольку для лучшего качества передачи изображения бегущему лучу требовалось затемнённое помещение.

Изображение было не чёрно-белым, как можно было бы подумать, а чёрно-оранжевым, поскольку в первых советских телевизорах использовались неоновые лампы, дававшие красно-оранжевое свечение.

Полноценной ТВ-студии в её сегодняшнем понимании ещё не было, вещание велось из небольшой комнаты на Никольской, 7, где была размещена вся аппаратура. Тексты приходилось заучивать наизусть. Позднее с началом эксплуатации передатчика прямого видения мрак стал не только не нужен, но и вреден, и студию наоборот начали ярко освещать, из-за чего температура в ней порой превышала 40 градусов, поскольку лампы освещения очень сильно нагревались, поэтому ведущие и гости передач чувствовали себя не очень комфортно.

Позднее благодаря внедрению нового телепередатчика стало возможным использовать не одни только крупные планы говорящих голов, но и как-то разнообразить картинку сменой планов.

Телевизионщики 30-х были очень жёстко ограничены в своих возможностях из-за несовершенства техники. Все передачи приходилось вести из студии, поскольку трансляции шли ночью, а средств видеозаписи ещё не было, первые внестудийные съёмки стали возможны только к концу 30-х годов, на восьмом году существования телевидения, да и то только в качестве эксперимента. Стабильно работающие ПТС (передвижные телестанции) появились уже после войны.

Поначалу передачи шли без звука, позднее отдельные из них уже имели звуковое сопровождение, но полный переход к звуковому вещанию состоялся только в 1934 году. В те времена ещё не было такого слова — "телевидение". Его называли дальновидением. А к телезрителям обращались как к радиозрителям.

Поскольку качество изображения было низким, телегеничности появлявшихся в кадре людей не придавалось никакого значения и дикторами работали те же люди, что и на радио. Фактически телевидение тех лет и было только приятным бонусом к радио.

Первые телевизоры

Как ни странно, регулярное телевещание было запущено в условиях, когда в стране вообще отсутствовало производство телевизоров. Поэтому первые передачи могли смотреть только наиболее продвинутые радиолюбители, которые были в состоянии собрать телеприёмник своими руками, что было не так уж просто — не только из-за необходимости разбираться в этом ремесле, но и из-за того, что некоторые детали было очень трудно найти.

Серийное производство первых советских телевизоров началось в 1933 году. Они выходили под брендом Б-2 в честь разработавшего их инженера Брейтбарта. Первый телевизор имел мало общего с современными телевизорами и представлял собой большую деревянную коробку с глазком. Этот глазок и был экраном телевизора. Изображение мало того что имело скверное качество, так ещё и было крошечным, всего несколько миллиметров в диаметре, поэтому надо было применять особое стекло, которое увеличивало изображение до нескольких сантиметров. Чтобы смотреть передачи по такому телевизору, надо было находиться вплотную к экрану, поэтому смотреть его одновременно мог только один человек.

Но и это ещё не всё. Телевизор не передавал звук, поэтому те, кто хотел смотреть передачи со звуком, должны были устанавливать дополнительный радиоприёмник, который настраивался на определённую волну и транслировал звук телепередачи.

Производство этих телевизоров велось только на одном заводе в Ленинграде, его мощности хватало, чтобы производить 2—3 телевизора в сутки. Стоило это чудо техники весьма недёшево — примерно одну среднемесячную зарплату рабочего. Тем не менее телевизоры всё равно раскупались очень быстро состоятельными людьми из крупных городов. Не столько ради того, чтобы смотреть телепередачи, сколько ради возможности прихвастнуть перед друзьями и коллегами.

Мощностей завода имени Козицкого, выпускавшего телевизоры, не хватало, поэтому в газетах и журналах для радиолюбителей публиковались инструкции по самостоятельной сборке этих телевизоров, но, как уже говорилось выше, сделать это было не так уж просто. Наибольшие трудности были с электродвигателем, который приводил в движение диск Нипкова. Найти детали для него было трудно, поэтому умельцы приспосабливались как могли. Например, устанавливали ручные двигатели. В этом случае ручку необходимо было постоянно вращать вручную и делать это одновременно с просмотром телепередачи, для чего надо было наклониться к глазку. Обладатели таких самодельных телевизоров долго ломали бы голову над значением фразы "расслабиться перед телевизором".


Первые телепередачи

Первые советские телепрограммы были весьма примитивными по нынешним временам. Как правило, вся передача состояла из не менявшегося крупного плана диктора и бегущей строки (на случай, если у радиозрителя нет дополнительного приёмника для трансляции звука), которая писалась прямо на бумаге и прокручивалась на катушках перед камерой. При этом в кадр помещалось лишь несколько крупных букв. Камера устанавливалась в специальной аппаратной, отделённой от диктора толстым стеклом, поскольку аппаратура слишком сильно шумела и фонила.

Передачи шли сначала несколько раз в неделю, а затем ежедневно, с 00:00 до 00:30 каждого дня. Такое время было выбрано из-за того, что к тому моменту заканчивалось радиовещание. Трансляции велись поначалу только в Москве, затем распространились и на некоторые другие крупные советские города.

Из-за слабых возможностей механического телевидения, телевизионщики были крайне ограничены в средствах. Им приходилось довольствоваться только крупными планами говорящих голов. Попытки смены планов приводили к полной неразборчивости изображения на экранах.

Зрители могли увидеть кинофильмы, но не такие, как сейчас. Это было не развлекательное кино, а пропагандистское, да и фильмами они назывались весьма условно. Как правило, демонстрировалась галерея портретов ударников труда или советских вождей, что сопровождалось закадровым текстом. Однако на исходе 30-х с появлением экспериментального электронного телевидения уже было возможно демонстрировать полноценные художественные фильмы.

Часто в студию приглашали различных ударников труда, лётчиков и других знаменитостей, которых снимали крупным планом. Тогда же приглашённых гостей и дикторов начали гримировать. Из-за особенностей аппаратуры и освещения грим порой был специфическим. Например, губы красили зелёным цветом.

Также зрителям показывали телеспектакли. Но это были не те спектакли, которые шли в театрах. Поскольку передвижных телевизионных станций тогда ещё не было и телевизионщики не могли выезжать на запись эфиров за пределы студии, спектакли ставились прямо в ней. Артистов приглашали в студию, чтобы они изобразили отрывок из какого-либо спектакля или балерины станцевали несколько па. Разумеется, целиком спектакли никто не демонстрировал, поскольку всё вещание укладывалось в полчаса (позже его увеличили до часа). Они разыгрывали в лучшем случае одну-две сценки из спектакля, их заранее репетировали с режиссёром съёмки и оператором, который показывал им границы, за которые они не должны выходить, чтобы оставаться в кадре.

Нередко профессиональные актёры приглашались в качестве дикторов для художественного чтения. Например, одной из первых звуковых телетрансляций в истории советского телевидения стало художественное чтение известным актёром Иваном Москвиным рассказа Чехова "Злоумышленник". Жанр художественного чтения, полностью отсутствующий на ТВ в более поздние времена, в ту эпоху был весьма распространен.

Ещё один особый жанр, совершенно отсутствующий сейчас — тестовые телевикторины. Нет, не передачи, где нужно что-то угадывать и получать призы, а тестовые викторины, в которых зрителям предлагалось ответить на вопросы о качестве изображения. Например, диктор делал какой-то жест или демонстрировал какое-то изображение, а затем обращался к зрителям с просьбой написать в редакцию, что они сейчас видели. Это было необходимо для оценки качества трансляции передач.

В конце 30-х начались эксперименты с выездными съёмками. Правда, они были весьма ограничены. Например, экспериментальную съёмку парада зритель видел так, словно смотрел на него в глазок. В этот же период появился и аналог современных новостей. Диктор перед камерой зачитывал подборку последних событий.

К сожалению, архивных видеозаписей этого периода почти не сохранилось, поскольку эфиры шли напрямую, а записывающих устройств тогда ещё не было. Механическое телевидение было крайне ограниченным для дальнейшего совершенствования, поэтому к середине 30-х во всех странах, кроме СССР, от него отказались в пользу электронного. Однако в СССР не смогли вовремя наладить массовый выпуск необходимой техники. Хотя с 1938 года, когда был построен телецентр на Шаболовке, началось экспериментальное электронное вещание, сразу же расширившее возможности ТВ, официальный переход к нему состоялся лишь за пару месяцев до начала войны.

Послевоенный период

На время войны трансляция телевизионных передач была прекращена. Её восстановили в конце 1945 года, но теперь это было уже не механическое, а электронное телевидение. Одновременно начался выпуск новых телевизоров "Москвич Т-1" и "Ленинград Т-1". Они уже были более похожи на современные телевизоры. В отличие от довоенных телеприёмников с крошечным глазком, эти имели экран диагональю 10 на 13 см. Они мало отложились в народной памяти, поскольку стоили очень дорого (примерно 6—7 среднемесячных зарплат), и, кроме того, из-за несовершенства технологии кинескопы ломались уже через несколько месяцев и редко какой телевизор служил больше года.

Вещание велось дважды в неделю по часу, а с 1950 года началось через день. Настоящим прорывом стали передвижные телевизионные станции. И ленинградская, и московская студии получили свои ПТС, что позволило существенно разнообразить контент. Теперь для показа спектакля не требовалось привозить в студию актёра, его можно было снять непосредственно на месте.

Тогда же появились первые спортивные трансляции, в 1949 году был показан матч московского "Динамо". Трансляции были без комментариев, но в случае со спортивными соревнованиями на картинку мог накладываться радиорепортаж. Выставки достижений социалистического хозяйства и праздничные парады и демонстрации заняли важное место в новой сетке вещания. Программы телепередач в те времена ещё не публиковались, но примерное их содержание можно оценить по одному из отчётов директора Московского телецентра Большакова:

— Оперы: "Алеко" Рахманинова, "Иоланта", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" Чайковского, "Риголетто" Верди, "Ромео и Джульетта" Гуно.

— Балеты: "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" Чайковского.

— Пьесы: "Укрощение строптивой" Шекспира, "Мёртвые души" Гоголя, "Иван Грозный" Толстого.

Разумеется, эти постановки транслировались не целиком, а только отрывками, поскольку всё телевещание умещалось в час.

В 1949 году, наконец, произошёл главный прорыв. В массовое производство был выпущен телевизор КВН-49, ставший первым доступным широким массам телеприёмником. Через полтора десятилетия после начала его существования более-менее широкие массы (ранее число телезрителей не превышало 3—4 тысяч на всю страну) наконец смогли познакомиться с телевидением.

Таким образом, главные черты телевидения сталинской эпохи, отличающие его от более поздних, заключаются в следующем:

— Элитарность телевидения. Лицезреть телепередачи могли всего несколько счастливчиков на весь СССР.

— Отсутствие полноценного вещания. Телевидение вещало только несколько раз в неделю по полчаса-часу в день.

— Очень плохое качество изображения (до конца 30-х). То, из-за чего все западные страны отказались от механического телевидения в пользу электронного.

— Отсутствие развлекательных передач.

— Отсутствие возможности проводить выездные съёмки (до конца 40-х).

После смерти Сталина, начиная со второй половины 50-х — начала 60-х годов произошёл резкий взлёт популярности телевидения. Качество контента резко разнообразилось, появились специальные телевизионные журналисты, стали появляться развлекательные программы. Именно в этот период телевидение стало превращаться в привычное нам. Но это уже другая история.

Барабанный переключатель советского телевизора – это ни с чем не сравнимое удовольствие: однажды попробовав, забыть это ощущение уже не получится.

Программ в эпоху СССР было всего две – Первая и Вторая, но разброс между ними был приличный: четвертый и восьмой канал.


Соответственно, для переключения надо было проходить сперва четыре шага, а потом еще четыре. А если одновременно шло что-то интересненькое, то трескотня в квартирах советских граждан не умолкала: ведь чтобы успеть ухватить и то, и другое, приходилось постоянно проворачивать переключатель.


Почему при разработке аппаратов нельзя было озадачиться и создать переключатель, ориентированный всего на два канала?
Когда эпоха телевидения у нас еще только начиналась – в 1931 году, то этого элемента на телевизорах и вовсе не было: программа была только одна.




Вторая начала работать в 1965 году и лишь в столице, по вечерам и только по несколько часов. Внедрение в других городах растянулось на целое десятилетие. И оптимистично настроенные граждане полагали, что постепенно появятся еще каналы. Ведь зачем же тогда был нужен такой переключатель?
Но дело было в другом: для организации телевещания в крупных городах возводили телецентры – стандартные башни высотой более сотни метров. Охват ТВ-сигнала достигал 50 километров.
Постепенно зоны телевещания расширяли, возводя башни телевизионных ретрансляторов. Но без проблем не обошлось: стали возникать зоны, которые воспринимали сигнал и телецентров, располагавшихся по соседству. Соответственно, у зрителей в телевизоре образовывалась бы мешанина, как результат трансляции телецентрами сигнала на одном канале. Во избежание помех в работе телецентров их рабочие каналы должны были отличаться.


То есть 12 каналов хватало для вещания только трех программ. А на территориях с высокой плотностью населения их было недостаточно для трансляции даже третьей программы.
Точного ответа, почему решили остановиться именно на 12, нет. Вероятнее всего, это аналогия с часовым циферблатом. Что интересно, 5 и 6 не соседствуют друг с другом, как это должно быть по арифметической логике: между ними расположена полоса УКВ-радиовещания и еще восемь каналов для применения в кабельном ТВ.


Переключатель телевизионных каналов скрывал за довольно непрезентабельным корпусом солидный барабан. Виновница шумного переключения, для которого нужно было прилагать определенные усилия, это пружинящая пластина.


На новых телевизорах использовался уже кнопочный блок СВП – устройство выбора программ. Каждую из шести кнопок можно было настроить на любой канал. При разработке узла планировалось, что их общее число не превысит этой цифры.


Но шагающий семимильными шагами прогресс доказал обратное: сейчас каналов сотни, но заинтересовать зрителей их контентом довольно тяжело. И порой отдых у экрана завершается ничем, просто бездумным переключением программ.


1. Телевизионная приставка Б-2

Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.


2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.

Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.



4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.

КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.


В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.


6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.




9. Рассвет-307

Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.


10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.


11. Рекорд В-312

Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.

Сей чудо-ящик успешно показывал картинку у меня на даче до 2005 года!


12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.


13. Горизонт Ц-355

А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.


14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.


15. Весна-346

Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).


16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.


17. Электрон Ц-382



19. Ровесник

Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.


20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

Читайте также: