Какого пункта не было в правде ярослава закупы не имели права уходить от господ

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методические рекомендации по работе с источником: законодательные материалы.

Русская Правда – первый на Руси писаный свод законов

Методический аппарат учебников и литературы для учителя не предоставляет реальной возможности научить старшеклассников анализировать источники. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть интересен, остается весьма актуальным.

Многоуровневый подход к анализу исторических документов по Вяземскому Е.Е.:

• вопросы третьего уровня выводят нас в сферу аксиологического анализа документа. В отличие от вопросов двух предыдущих уровней они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;

• вопросы четвёртого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;

• вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это — праксеологический подход, определяющий смыслы использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в преподавательской работе учителя.

Вопросы первого уровня - репродуктивные вопросы

Какие события описываются (в статье, рассказе, документе)?

Что называют. (при условии, что в тексте было определение слова).

Перечислите основных участников событий.

Назовите этапы события.

Назовите действия участников.

Вопросы второго уровня - продуктивные вопросы:

поясните тот факт, что преступления совершались против всех категорий населения, кроме князя. Каково ваше отношение к этому факту.

Вопросы на анализ: В чем причины? Каковы последствия? Что послужило толчком к событиям?

Вопросы на обобщение: Каковы итоги? Какой вывод можно сделать? Какова общая оценка?

Проектные вопросы (вопросы на синтез информации): Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной? Каковы пути выхода из кризиса?

Вопросы на прогнозирование: Как вы думаете, что будет, если.

Вопросы на выделение сущности: Что составляет основу? В чем смысл ситуации? Какова главная идея (мысль)?

Вопросы на обоснование позиции, идеи: Почему вы считаете, что. Чем вы можете доказать?

3.Вопросы критического характера.

4.Вопросы третьего уровня - аксиологические вопросы.

На этом этапе анализа документа и начинается настоящее исследование источника, актуализация изучения личностного смысла изучения истории, становления аксиосферы личности, которая ориентирована на интерес, на уважение к историческому наследию:

Поясните тот факт, что в "Русской Правде" отсутствует понятие "юридическое лицо".

5. Праксиологические вопросы- вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это — праксеологический подход, определяющий смыслы использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в преподавательской работе учителя.

вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Это — праксеологический подход, определяющий смыслы использования конкретных источников в познавательной деятельности школьников и в преподавательской работе учителя.

Например: что нового помог вам этот документ узнать о древнерусском обществе, об источниках по древней отечественной истории?

При работе с источником задаем вопросы первого и второго уровня, то есть такие вопросы, ответы на которые ученики могут найти в тексте источника.

Ст 1. Убьет муж мужа, то мстить брату брата или сына, или отца либо отцу сына или брату чада, либо сестрина сына. Если не будет кто мстить, то сорок гривен за голову. Если будет русин, либо гридин, либо купчина, либо ябедник, либо мечник, если изгой будет, либо славянин, то 40 гривен.

Ст. 3. Об убийстве. Если кто убьет княжего мужа в разбое, а убийцу не ищут, то виру в 80 гривен платить верви, где лежит убитый, если же простой свободный человек, то 40 гривен.

Ст. 4. Если которая-либо вервь будет платить дикую виру (Прим.: коллективная выплата виры за чужую вину), пусть выплачивает ту виру столько времени, сколько будет платить, потому что они платят без преступника.

Ст.12. А за тиуна огнищного и за конюшего - 80 гривен.

Ст.13. А за тиуна княжеского сельского или руководящего пахотными работами - 12 гривен.

14. А за рядовича - 5 гривен. Столько же и за боярского [рядовича].

16. А за смерда и холопа 5 гривен, а за робу - 6 гривен.

Ст. 30. Если [кто] ударит мечом, но не зарубит насмерть, то 3 гривны, а самому [пострадавшему] гривна за рану на лечение, если зарубит насмерть, то платить виру.

Ст.41. Если кто крадет скот в хлеве или клеть, то если один [крал], то платить ему 3 гривны и 30 кун; если же их много [крало], то всем платить по 3 гривны и по 30 кун.

Ст.42. О воровстве же. Если кладет скот в поле, или овец, или коз, или свиней, то 60 кун; если воров будет много, то всем по 60 кун.

Ст. 56. Если закуп бежит. Если закуп бежит от господина, то становится полным [холопом]; уйдет ли в поисках денег, но уходит открыто, или бежит к князю или к судьям из-за оскорблений своего господина, то за это его не превращают в холопы, но дать ему [княжеское] правосудие.

Ст.67. О бороде. А кто повредит бороду и останутся следы этого и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю; если же свидетелей нет и обвинение не доказано, то штрафа князю нет.

Ст. 83. О гумне. Если кто подожжет гумно, то на изгнание и разграбление весь его дом, но сначала он должен выплатить за погубленное, а остальное его хозяйство князь конфискует. Такое же наказание, если кто подожжет двор.

1.Прочитайте текст и выявите виды преступлений, которые встречались на Руси и виды наказаний.

2.Укажите разницу в наказаниях за преступления, и объяснить, чем обусловлена эта разница?

3.Преступления совершались против всех категорий населения, или была такая категория, против которой преступления не совершались?

1.Виды преступлений: убийство, воровство, кража, нанесение тяжких телесных повреждений, поджог, бегство от господина, членовредительство ( ст.№ 67)

Виды наказаний: кровная месть, вира, конфискация, холопство (как понижение в социальном статусе)

2.Укажите разницу в наказаниях за преступления, и объяснить, чем обусловлена эта разница?

3.Преступления совершались против всех категорий населения, или была такая категория, против которой преступления не совершались?

Не было преступлений против князя.

Ст.12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

Ст.29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

Ст.30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

Ст.33. А кто распашет полезную межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

Ст.34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи .

Ст.35.А за голубя и курицу 9 кун.

Ст.36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

Ст.37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

Ст.38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

Ст.39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун. Плата за ущерб идёт в мир.

Ст.40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

1. Какие формы землевладения были на Руси

2.Выделите основные занятия населения

1.Формы землевладения: княжеское, общинное, индивидуальное (частная форма собственности)

2.Основные занятия населения: земледелие, скотоводство и бортничество

Суд времен Русской Правды никогда не начинает судить по собственному почину. Пострадавший, истец, должен был сам начать следствие, собрать свидетелей, улики и привлечь ответчика к суду. Так было даже в случаях убийства. Положим, находили около села мертвое тело. Если убитый был человек никому неизвестный, то никакого следствия и суда не было. Начать судебное дело могли только люди, близкие убитому, его родственники.

Ст.21. Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом.

Ст.22. Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом; если же менее значительный иск, то к испытанию водой.

Суд начинался с того, что следствие поверялось путем допроса истца и ответчика, их присяги, поединка, суда Божия между ними путем испытания их железом и водой.

В заключение суд произносил приговор.

2.Как вы думаете: справедливы ли были все решения суда на Руси в XI в.?

1.Этапы судебного процесса:

- подача жалобы, подача иска;

- опрос сторон: допрос истца и допрос ответчика;

- поединок; суд Божий,

2.Как вы думаете: справедливы ли были все решения суда на Руси в XI в.?

Нет. Примеры из источника.

Вывод к источнику: Таким образом, мы выявили, что законодательные акты могут быть действительно объективными историческими источниками, благодаря которым мы можем узнать, как же жили люди в ту или иную эпоху.

Вопросы и задания многоуровневого комплекса

1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?

3. Подсчитайте, сколько примерно веков разделяют время создания Краткой Правды и находку В. Н. Татищева.

4. На карте определите расположение города, жители которого конфликтовали с наемной варяжской дружиной Ярослава, который "дал им устав".

6. Каковы были правила и обычаи ведения суда?

7. Кого в источнике называют "русин" и "славянин"?

8. Предположите, какие источники легли в основу "Русской Правды". Своё мнение аргументируйте.

9. Чем вы объясните тот факт, что в законе предусмотрено более суровое наказание за вырванный ус или клок бороды, которые ещё вырастут, чем за увечье – отрубленный палец?

10. Поясните тот факт, что преступления совершались против всех категорий населения, кроме князя. Каково ваше отношение к этому факту.

11. Поясните тот факт, что в "Русской Правде" отсутствует понятие "юридическое лицо".

12. Зачем в Древнейшей редакции был сохранен обычай кровной мести? Что это — расправа досудебная (убийство за убийство) или послесудебная? Является ли этот обычай, на ваш взгляд, справедливым? Можно ли считать Русь XI века правовым государством?

13. О чем на ваш взгляд, свидетельствует от факт, что нормы "Русской Правды" защищают частную собственность (движимую и недвижимую)?

14. Что нового помог вам этот документ узнать о древнерусском обществе, об источниках по древней отечественной истории?

5. Древнерусское общество по своей структуре не было однородным.

6. Правила и обычаи ведения суда:

Этапы судебного процесса:

- подача жалобы,подача иска;

- опрос сторон: допрос истца и допрос ответчика;

Под этим термином упоминаются варяги.

9.За отрубленный палец 3 гривны, а за усы и бороду – штраф 12 гривен.

Аналогичные моменты есть и в законодательстве галлов.

Дело в том, что усы и борода в тот период были показателем статуса человека и если усы и борода были вырваны, особенно у человека высокого статуса, то считалось, что ему было нанесено унижение, существенный ущерб.

Если человек покалечил другого человека, то за это полагался денежный штраф. При этом, более суровые наказания применялись, если был нанесен вред имуществу. Например. Существенным уроном считалась кража козы, коровы, лошади.

Князь – защитник, имеющий военную силу.

Князь выше закона.

У князя серьезная охрана.

Князь священная, сакральная фигура.

Чем можно объяснить этот факт?

И князь рассматривался исключительно в качестве физического лица, который отличается более высоким положением и привилегиями.

С конкретными обстоятельствами связывалось и право собственности.

Оно могло быть различным: в зависимости от объекта собственности.

Ничего сакрального термин юридическое лицо не содержит - это просто юридическое название хозяйствующих объектов, которые надо отделить от понятия физического лица , под которым мы обычно подразумеваем реального человека, наделенного какими-то правами.

- была определенная дань традиции

- сохранение норм обычного права

Традиции были живучи. Конечно, можно было издать указ и отменить кровную месть, но об этом в тот момент никто не думал, поскольку понимали, что традиция может и должна быть сохранена.

Вместе с тем, предполагался выбор: либо мстить, либо получить деньги.

Можно полагать, что здесь налицо влияние Византийского права, права христианского. Этот выбор давал право выбить эту старую традицию, пусть таким и циничным способом, но вполне реальным.

Оттого, что ты убьешь убийцу – не разбогатеешь, считали жители Древнерусского государства. А вот если получишь деньги, то можешь изменить свой социальный статус и, естественно, материальное поведение. 40 гривен довольно много по тем временам.

Итак, в предлагаемом нами варианте, многоуровневого анализа текста: Русь XI в.- не правовое государство.

Личность самого князя не рассматривалась как объект преступного посягательства.

И князь рассматривался исключительно в качестве физического лица, который отличается более высоким положением и привилегиями.

С конкретными обстоятельствами связывалось и содержание права собственности. Оно могло быть различным в зависимости от объекта собственности.

14. Этот вопрос праксиологического характера говорит о том, каким образом этот источник можем мы использовать в дальнейшем при изучении курса Отечественной истории.

Вопросы в этом многоуровневом анализе, в этом комплексе, они как бы скреплены между собой: из одного вопроса вытекает в другой.

Это праксиологическая оценка источника и возможность сделать вывод о значительности этого документа в школьном курсе отечественной истории.

Выводы, которые могут сделать ученики, с одной стороны, об особенностях социально – экономической и политической истории, права Киевской Руси, деятельность ее первых правителей. С другой, о своеобразии тех исторических документов позволяют анализировать документ с самых разных ракурсов.

Дает ли нам этот анализ право утверждать, что все вопросы мы исчерпали? Конечно, нет.

Дело в том, что мы говорили о возможности задавать новые и новые вопросы, рассматривать источник под разными углами зрения и разными точками зрения.

Давайте посмотрим внимательнее еще раз на этот блок вопросов.

1.Вопросы, выполняющие функцию паспортизации источника.

Какие из них мы можем объединить, и на основе чего происходит это объединение?

Посмотрите внимательно на первые четыре вопроса. Эти вопросы выполняют функцию паспортизации источника.

Ответы на них школьники могут найти либо в заглавии, например, в пропедевтическом курсе истории, в кратком информативном тексте учебника. Кроме того, здесь учащиеся могут продемонстрировать свои знания как хронологические, так и знания картографические.

2. Вопросы базового характера.

Следуя за автором документа школьники творчески реконструируют социально – экономическую и политическую историю Древнерусского государства.

3. Вопросы критического характера.

4. Аксиологические вопросы.

Самая многочисленная группа вопросов. Вопреки школьной практике, как правило, аксиологических вопросов недостаточно. На этом этапе анализа документа и начинается настоящее исследование источника, актуализация изучения личностного смысла изучения истории, становления аксиосферы личности, которая ориентирована на интерес, на уважение к историческому наследию. Вопросы 7, 9, 10, 11, 12, 13 – это аксиологические.

5. Праксиологические вопросы.

Методические рекомендации по работе с источником «

Работа с терминологическим материалам.

В ходе работы с тем или источником возможно пополнение нашего словарика и работа с терминологическим материалом.

Вот, например, на анализе этого текста, мы составили такой словарик, где нашли отражение такие термины, как: люди, смерды, закупы, рядовичи, холопы, бояре, князья, мечники, огнищанин, тиун и так далее. А также денежные знаки Древнерусского государства.

Люди - свободные люди.

Смерды - полусвободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню.

Закупы - смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду ("купу") скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и должные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Уйти до этого от хозяина они не имели права. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п.

Рядовичи - смерды, заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.

Холопы - категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполнявшие различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирований этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Бояре – старшие дружинники .представители высшего сословия феодалов на Руси, потомки родо-племенной знати, крупные землевладельцы. Пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям.

Князья - вожди племен, позже - правители государства или государственных образований в рамках единого государства. Старшим князем в Древней Руси считался киевский князь, а остальные - удельными.

Мечник – (от слова меч), судебный агент князя из числа его дружинников

Огнищанин – княжеский дворецкий, глава княжеского хозяйства

Тиун – домашний слуга, доверенное лицо своего господина (князя), которому поручалось не только хозяйство, но и администрация с судом и расправой

Холопы – назывались также рабами, холопы разделялись на старинных, или полных, купленных, приобретенных по наследству, полоненных, кабальных людей, вступивших добровольно с отдачей себя в кабалу, к концу 17 в. стали сливаться с крепостными крестьянами

Отроки, гриди – младшие дружинники.

Русская Правда – первый свод законов на Руси, а также уникальнейший памятник древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает обширную сферу тогдашних отношений.
Она содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

*Составные части:1)Древнейшая Правда; 2)Правда Ярославичей; 3)Устав Мономаха.

Уголовное право
Как и в других ранних правовых системах, где предусматривалась смертная казнь, Русская Правда отличает убийство неумышленное, от умышленного. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего, например, отсечение усов или бороды, каравшиеся высоким штрафом. При этом Русская Правда содержит следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — кровной мести.

Частное право
По Русской Правде купец мог отдавать имущество на хранение. Совершались ростовщические операции: в рост давались деньги — отданное возвращалось с процентами, или продукты с возвратом в пропорционально большем размере. Подробно представлены нормы наследственного права. Предусматривалось наследование как по закону, так и по завещанию.

Процессуальное право
За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Предусматривался определённый порядок взыскания долга с несостоятельного должника.

*Потеря значения
С начала 14 века Русская Правда начала терять своё значения из-за многих непонятных терминов, которые в переводе искажали текст. А в начале 15 века Русскую правду перестают включать в юридические сборники, что говорит об утрате её нормами правовой силы. И в то же время, её текст стали вписывать в летописные своды - она стала историей.

*Влияние
Русская Правда легла основой для многих юридических источников. Таких как , Судебник Казимира(1468) и Судебник (1497) Ивана III.
Закрепила соц.неравенство среди населения, всесторонне защитив права господствующего класса и откровенное провозгласив бесправие несвободных тружеников.

Посмотрел по поиску на сайте. http://istoriarusi.ru - там саазано что 80 рублей - штраф за убитого князя, а не "Свободного мужа", как у вас написано.
И ещё :
Что-то не так по смыслу в вашем абзаце "Потеря значения" :
Термины здесь конечно, ни при чём. А дело скорее всего в смене идеологии. Предполагаю : процесс аналогичный четырём векам начала христианства (есть много мнений, что это - один и тот же процесс) , когда была преодолена соборность, как мы её сейчас называем, и заменена устремлением к капиталистическим отношениям.

Или вот ещё пример из современного, как бы "по-небрежности" изменения Библии :
В Притчи 9.9 "Даждь премудрому вину" - на церковно славянском. А в переводе в библию на современный русский, который хоть и размещен на сайте Патриархия.ру, но взят с библий западных, во времена патриарха Крилла - слова "вина" - уже нет.

Как бы начальник (премудрый) - не может в принцыпе иметь вину. Ведь начальник !
- это и есть основное отличие соборности от католической позицыи :
В католичестве "не начальники" - не имеют прав - и именно по уставу, - в этом как бы честнее католичество - не обманывает мнимыми надеждами.
В этом направлении властвующие прилагают усилия переформировать остатки психик от советского времени : соборность и хищность - противоположности, принцыпиально не могут ужыться. Усилия пока имеют успех .

И ещё к Уставу : в одной из первых его опубликованых книг 1990-х годов Ю.И.Мухин отмечал : штраф за убитого кота был высок, равен штрафу за вола.
Потому что : кошек тогда было ещё мало, а от мышей урожай надобно беречь. иначе - потери урожая велики. Ныне мы плохо понимаем, что такое "кошек мало". Но всё имеет своё начало.

Рад, что у Вас с резюме присутствует фраза о приветствии критики, да ещё с превеликим удовольствием. Удовольствие - в конструктив !

Приветствую, Георгий Сотула!
Благодарю вас за уделенное время моему тексту и корректировки к нему.
Данная информация была изложена мной на этом сайте довольно давно, источники, которыми я пользовалась тогда сейчас мне не найти, к сожалению.
Однако ваши замечания я учту!
Еще раз спасибо.

Приветствую и Вас, о, Луция !

Успешности нам всем в борьбе со стеснением признаваться о своём прежнем!
-актуальнейшая проблема.
Архиважная.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  • 5. Источники права древнерусского государства
  • 6. Государственный строй древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды
  • 10. Судебный процесс, преступление и наказание по Русской Правде

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Общая характеристика Русской Правды

Основным источником права Древнерусского государства является Русская Правда, которую считают крупнейшим памятником древнерусского права. Существует более ста списков Русской Правды, разделенных согласно содержанию на три редакции, такие как:

1) краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) — самая древняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: Правды Ярослава (1015–1054 гг.) и Правды Ярославичей (60-е гг. XI в.). Краткая Правда содержала 43 статьи, которые в основном содержали нормы уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов. Окончательный вариант Краткой Правды сформировался в конце XI в.;

2) пространная редакция (Пространная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, измененная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью. Пространная редакция Русской Правды состояла также из двух частей: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная Правда отражала дальнейшую социальную дифференциацию, устанавливались привилегии феодалов (вводились более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определялось зависимое положение смердов, закупов, закреплялось бесправие холопов. Пространная редакция свидетельствовала о дальнейшем развитии феодального землевладения, охране права собственности на имущество, определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть Пространной Правды были посвящены нормам уголовного права и процесса. Пространная Правда просуществовала до XIV в.;

3) сокращенная редакция (Сокращенная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине XV в. Сокращенная Правда получила такое название за то, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношений, наследственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные, кабальные), рядовичи, изгои, прощенники.

Русская Правда различала договоры:

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

6) личного найма.

Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях, с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договоров должны были отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы.

Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Преимущественное право на получение наследства имели сыновья. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство. По Русской Правде имущество смердов могли наследовать только сыновья, при их отсутствии имущество считалось выморочным и поступало в казну князя. Незаконнорожденные дети права на наследство не имели, но если их матерью была рабыня, то они вместе с ней получали свободу.

Правление Ярослава Мудрого для Руси ознаменовалось поистине эпохальным событием для дальнейшей истории страны – выпуском первого закона. Таким первым писаным сводом правил стала Русская Правда Ярослава Мудрого.

Все дело в том, что до правления Ярослава письменного кодекса законов не существовало вообще. Текст Русской Правды стал основополагающей базой для всего дальнейшего существования Киевской Руси как правового государства.

Значение документа для Руси

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Таким образом, Русская Правда Ярославичей как законную прописную истину предусматривала и охрану частной собственности, и защиту жизни каждого гражданина государства независимо от статуса и положения в обществе. По этому акту штраф полагался даже за убийство смерда или холопа.

Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество.

До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.

Предыстория возникновения закона

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Русская Правда во многом опирается на христианские прописные истины, но такой свод правил более усовершенствован и детализирован. До прихода христианства на Русь, до ее крещения в обществе господствовал языческий закон.

Конечно, он был диким и варварским. Но такие вековые устои тяжело было искоренить одной только новой церковной литературой. Ведь языческое право шло в полный разрез с новой христианской религией.

Кроме того, в Древней Руси судьями были в основном выходцы из других стран, которые не владели в совершенстве всеми традициями и обычаями Киевской Руси и многих нюансов просто не могли понять.

Главным толчком для возникновения свода законов был приход христианства с его высокими моральными ценностями, главной из которых была и есть жизнь человека, независимо от его статуса и положения в обществе.

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа. Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка.

Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства. Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Важно! Текст Русской Правды Ярослава Мудрого можно читать онлайн. Все три редакции документов не раз переиздавались и в академическом издании.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич.

Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи.

В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи.

Русская правда Ярослава Мудрого

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению.

После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу.

Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого.

Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен.

Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира.

Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее.

Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты.

Если ожогов не было – невиновность доказана. Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Ярослав Мудрый вошел в русскую историю не только как крупный государственный деятель, при котором Русь одержала ряд побед над своими соперниками и отличалась внутренним единством.

Великий князь также запомнился нам как сторонник образования, открытия школ и развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки и получила государственную поддержку переводческая деятельность. Также именно при Ярославе Мудром был создан первый сборник русских законов.

Создание данного документа связывают, прежде всего, с именем Ярослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах.

Документ переписывался несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники Русской Правды

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е годы);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее.

Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший.

Также разные категории граждан обладали разными правами.

Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

Общее содержание Русской Правды

Затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода). Низшей категорией считались зависимые– крестьяне и другие люди, находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение Русской Правды

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Предыстория

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Причины принятия

Редакции и разделы

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб. Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона Методы урегулирования

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера.

Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.


Категории населения

С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода земли все чаще оказывались в частном, владении. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю, постепенно попали в зависимость от него. За то, что они живут на землях, которые князь объявил своими, смердов привлекали к различным работам в его хозяйстве. Так возникла их поземельная зависимость от господина.

Три редакции Русской Правды

В последующем данный источник дополнялся и изменялся, со временем появились три редакции Русской Правды:
1) Краткая редакция включала Правду Ярослава, изданную в 1015-1054 гг. и Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) 60-х гг. X в. В данной редакции можно проследить приход феодального строя.
2) Пространная редакция, появившаяся при Владимире Мономахе в XII в., включила в себя Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.
3) Сокращенная редакция появилась во вт.пол. XV в. и связана с именем Ивана III. Данная редакция исключила устаревшие нормы права в связи с проведенной Иваном III реформой правовой системы.

is5-1

Рис. 1. Источники, редакции и составные части Русской Правды.

По первому в истории России сборнику законов всё население делилось на несколько категорий.

Новые порядки привели к тому, что в сельской местности все больше появлялось людей, которые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения) теряли собственное хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами или орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином ряд (договор) и попадали от него в зависимость.

Так называемые закупы брали у господина купу (долг) и не смели уйти, не вернув его.

Наймиты нанимались работать заллату, пленники отрабатывали свой выкуп из неволи, а прощенникам прощались их долги, но за это им полагалось трудиться в церковных хозяйствах.

Все больше становилось в обществе холопов. Они полностью зависели от господ, прислуживали им в доме, исполняли различные сельские работы. От великой нужды обедневший человек мог продать себя в холопы. Холопом становился и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свое право на свободу. Холопами становились дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные чужеземцы. В отличие от рабов в античном мире, холопы имели некоторые права: они могли выступать свидетелями в суде, если не было других очевидцев преступления, их убийство каралось законом.

С созданием единого государства иным стало и русское войско. Его ядром были старшая и младшая дружины, которыми командовал великий князь.

В X — первой половине XI в. великие князья сами вели в бой дружину. Князя оберегали отроки, отражая направленные на него удары и тщательно охраняя княжеский стяг.

Как и прежде, частью русского войска был полк, состоявший из воев — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими. Полком командовал тысяцкий.

is5-2

Рис. 2. Высшие сословия по Русской Правде.

is5-3

Рис. 3. Категории зависимого населения и низшие сословия по Русской Правде.

is5-4

Рис. 4. Русская Правда.

Штрафы устанавливались за кражу имущества, скота, домашней птицы, запашку чужой земли. Свод законов сурово карал за укрывательство холопов.

Читайте также: