Какого права было лишено национальное собрание французской республики по конституции 1946 г

Обновлено: 30.06.2024

1.5.18. Конституции Четвертой (1946) и Пятой (1958) республик во Франции

Эта Конституция начиналась с обстоятельной преамбулы, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 г., преамбула была сохранена как конституционный закон, который действует и в настоящее время.

В 1946 г. Конституция провозгласила установление парламентарной республики с очень сильной властью нижней палаты – Национального собрания. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования кому-либо законодательных полномочий. Была определена сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера и т. д.). Перед палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею.

Совет министров осуществлял непосредственное управление страной. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета.

Особенность Конституции 1946 г. проявилась и в существенном ограничении прав верхней палаты парламента – Совета республики, поскольку право принимать законы было предоставлено лишь Национальному собранию.

В результате Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось 20 правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. И хотя в 1951 г. было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства и введена мажоритарная система выборов, а Совету республики были предоставлены почти все права и полномочия довоенного Сената, это не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики.

В 1954 г. была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совета министров. Власть правительства была усилена за счет его некоторой независимости от парламента.

Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усложнили экономическое положение страны, обострили классовую борьбу. Под давлением народных выступлений правительство в 1954 г. прекратило войну во Вьетнаме и вывело оттуда свои войска. В том же году Франция вступила в Европейское экономическое сообщество.

В апреле-мае 1958 г. во Франции резко активизировали свои силы правовые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире. Это и послужило непосредственной причиной отмены Конституции 1946 г. Генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, 1 июля 1958 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия по составлению новой конституции.

Парламент Пятой республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат обладает почти равными полномочиями с Национальным собранием, и это в отличие от предыдущей Конституции 1946 г. позволяет поддерживать систему внутри парламентских противовесов.

По Конституции – и это тоже конституционная новелла в сравнении с 1946 г. – создан Конституционный совет из девяти советников, которые наделяются полномочиями конституционного надзора на девять лет. Кроме того, Государственный совет Франции исполняет роль консультативного правительственного органа и также осуществляет контроль над нормативными актами исполнительной власти.

Как явствует уже из названия Конституционного совета, он не выполняет судебных функций: отсутствует открытость и гласность заседаний, дела рассматриваются письменно, без судейских мантий и специальной процедуры. Конституционный совет осуществляет факультативный и обязательный конституционный контроль над законопроектами достаточно элитарным способом. Даже при факультативной форме проверки законопроекта в Совет нельзя обратиться любому гражданину – это позволено только президенту республики, премьеру, председателям обеих палат парламента, группам депутатов или сенаторов в количестве не менее 60 человек. Обычно эти лица учитывают политическую целесообразность проверки того или иного акта. Обязательной проверке, например, подлежат органические законы и регламенты палат парламента. Конституционный совет также следит за правильностью хода президентских выборов и правильностью проведения референдума, объявляя его результаты. Кроме того, контролю Конституционного совета подлежат международные договоры (до их ратификации).

Конституционный совет Франции состоит из девяти человек (по назначению), полномочия которых длятся девять лет (без возобновления). Ротация 1/3 состава происходит каждые три года; три члена совета назначаются Президентом (в том числе председатель); три председателем сената; три председателем Национального собрания. Ex officio (по должности) в составе Конституционного совета числятся все бывшие президенты Пятой республики.

В дополнение к Конституционному совету Франции функции конституционного контроля возложены на Государственный совет Франции. В соответствии с новой трактовкой законодательной и регламентарной власти акты последней приобрели самостоятельную и определяющую роль. Поэтому при рассмотрении дела о превышении власти государственным служащим Госсовет может аннулировать акт исполнительной власти, не соответствующий Конституции.

III Французская республика пала. Конституция 1875 г. формально сохранялась, но:

- Отменена должность президента республики;

- Функции главы государства переданы Петену (со всей полнотой государственной власти);

В 1943-1944 гг. после объединения французского и лондонского (эмигрантского) цент-ров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Его возглавил генерал де-Голь. В состав правительство входили представители в основном левых сил, включая коммунистов. Временное правительство управляло страной в короткий период после освобождения с 1944 по 1946 г.

Новая Конституция Франции была утверждена на референдуме 1946 г.

Это ознаменовало создание IV Республики во Франции.

Для Конституции 1946 г. характерно:

- широкая демократизация общественной жизни;

- предоставление широкого круга прав и свобод;

- гарантии конституционной законности.

Впервые во Французской Конституции оговаривалось:

- равноправие мужчин и женщин, а также народов зависимых стран;

- социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, право на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятием, право на всеобщее светское бесплатное образование и др.

- расширялась сфера регулирования политической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и пр.).

Франция объявлялась парламентской республикой (нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия.

Национальное собрание получило исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, при объявлении войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности).

Сохранялась двухпалатная структура Парламента. Вторая палата – Совет республики – наделялся только совещательными функциями. Совет республики частично избирался в департаментах и коммунах, а частично назначался Национальным собранием. Его состав должен был периодически обновляться).

Глава государства – Президент республики – избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент был лишен права роспуска нижней палаты. Любые акты президента, включая назначение на высшие должности в государстве, требовали согласия председателя Совета министров и одного из министров.

Исполнительная власть передавалась Совету министров. Председатель Совета – являлся главой правительства. Совет министров осуществлял непосредственно управление страной. Его деятельность контролировалась нижней палатой парламента. Назначение председателя Совета министров и министров президентом, проводилась только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

Пятая республика во Франции. Конституция Франции 1958 г.

1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщичества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; имеет полномочия главы вооруженных сшт, право назначения на высшие гражданские и военные должности. В законодательной сфере он имеет право:

подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;

передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.

3. Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

4. Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.

5. Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.

6. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.

В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.

7. Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

Разработка и принятие Конституции в 1946 г. Центральный вопрос внутриполитической жизни страны. Общая характеристика Конституции Франции, ее структура и содержание. Паталы парламента. Глава государства Франции. Падение IV республики: причины, последствия.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.09.2011
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Разработка и принятие Конституции в 1946 г.

Центральным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики.

Конституция 27 октября 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами:

1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты;

2. Право принимать законы, было предоставлено только одной палате - Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование;

3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть;

4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.

2. Общая характеристика Конституции Франции

Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны (40-50-е гг.).

Реакцией на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности. В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: материальное обеспечение в случае нетрудоспособности и право на труд, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера регулирования политической, и внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.п.)Крашенникова Н., Жидкова О. Теория государства и права зарубежных стран. -М.: ИНФРА, 1998 г. .

Конституция 27 октября 1946 года состоит из 106 статей. По объему она значительно превышает не только конституцию 1875 года, но также обе конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного консульства, равно как и конституции Второй империи (1852 и 1870 годов). Но она менее объемна, чем конституция 1848 года и революционные конституции 1791, 1793 и 1795 годовПрело Марсель, Конституционное право Франции. - М.: Издательствоиностранной литературы, 1957 г.

Конституция 27 октября 1946 года являлась одновременно конституцией Республики и Французского Союза.

Французский Союз состоит:

1. Из Французской республики с департаментами метрополии, заморскими департаментами и территориями.

2. Из объединенных, то есть подмандатных, территорий.

3. Из объединенных государств.

Французский Союз могбыть заключен только между коллективами, являющимися политическими образованиями, подлежащими действию международного права, или, применяя классическое выражение, являющимися субъектами международного права.

3. Паталы парламента

С точки зрения основного принципа организации государственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой и традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента, причем нижняя палата парламента - Национальное собрание - провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности.

Вторая палата - Совет республики - была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимумаПрело Марсель, Конституционное право Франции. - М.: Издательствоиностранной литературы,1957 г.

Двухпалатная система парламента, придавала стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным.

4. Глава государства Франции

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Конституция практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент.

5. Падение IV республики

Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

Широкое распространение получила практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве.

Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.

Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикойКрашенникова Н., Жидкова О. Теория государства и права зарубежных стран. -М.: ИНФРА, 1998 г. .

Непосредственным поводом для изменения конституции IV республики (наиболее демократическая в истории Франции) послужила угроза гражданской войны. Буржуазные партии в Национальном собрании проголосовали за передачу всей полноты власти генералу де Голлю. В октябре 1958 г. Конституция V Республики вступила в силу.

конституция парламент государство внутриполитический

6. Казус №1

Римский гражданин Луций Целий купил лошадь (в установленням порядке) от несобственника, добросовестно считая ее принадлежащей продавцу на праве собственности. Спустя два года купленную лошадь опознал как свою римлянин Квинт Сей. Он истребовал ее у Целия в судебном порядке.

Вопросы: Кому будет принадлежать право собственности на вещь по квиритскому праву? Каким будет решение по преторскому праву, если Луций Целий перегрин?

7. Казус №2

Вопросы: Кто будет вызван в суд? Кто будет нести ответственность по иску, если он будет признан основательным? На какое имущество распространяется взыскание?

Если иск будет признан основательным, то к ответственности в суде привлекут мужа, потому что именно он является главой семьи и жена должна в соответствии со ст. 217 совершать сделки без согласия мужа. То есть муж знал и давал согласие на заключение всех сделок, по которым жена привлекается к ответственности.

Что касается имущества, на которое будет распространяться взыскание, то в силу того, что был заключен брачный договор, который предусмотрел раздельный режим имущества супругов, взыскание будет направлено на имущество жены.

Список использованной литературы

1. Аннерс Э. История европейского права. - М.: 1996 г.

2. Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. - М.: 1984 г.

3. Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран. Учебно-методическое пособие. Гл. 1,2. - М.: 1980 г.

4. Всеобщая история государства и права. 2-е издание/ Под ред. М. Черниловского. - М.: 1983 г.

5. Всеобщая история государства и права/ Под ред. К.И. Батыра. - М.: 2000 г.

Всеобщая история государства и права. В 2-х томах/ Под ред. О.А. Омельченко. - М.: 2000 г.

6. Глушков В.К. Корпорации, государство, экономика. - М.: 1972 г.

Документы по истории зарубежного права/ Под ред. Н.А. Крашенинниковой.-М.: 1987 г.

7. Жак Дюкло. Голлизм, технократизм, корпоративизм. - М.: 1964 г.

8. Жидков О.А. Законодательство о капиталистической монополии. - М.: 1968 г.

9. Гай. Институции. Книга 1-4./ Под ред. Л.Л. Кофанова. - М.: 1997 г.

10. Законы XII таблиц./ Пер.Л.Л. Кофанов. - М.: 1986 г.

11. История государства и права зарубежных стран. В 2-х томах/ Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М.: 1999 г.

12. История государства и права зарубежных стран. В 2-х томах/ Под ред. К.Г. Федорова. - Ростов-на-Дону.: 1994 г.

13. История государства и права зарубежных стран./ Под ред. С.А. Чибиряева.-М.: 2002 г.

14. История буржуазного государства и права. / Под ред. З.М. Черниловского. - М.: 1964 г.

15. Косарев А.И. Римское право. - М.: 1986 г.

16. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н.э.). - М.: 1994 г.

17. Конституции буржуазных стран Европы. М.: 1957 г.

18. Конституции буржуазных стран. - М.: 1983 г.

19. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. - М.: 1987 г.

20. Конституции Франции 1946 г. Интернет версия.

21. Крашенникова Н., Жидкова О. Теория государства и права зарубежных стран. - М.: ИНФРА, 1998 г.

22. Крутоголов М.А. Государственный строй современной Франции. - М.: 1959 г.

23. Крутоголов М.А. Президент Французской республики. Правовое положение. М.: 1980 г.

24. Ливанцев К.Е. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. - М.: 1977 г.

25. Маклаков В.В. Государственный строй Франции. - М.: 1957 г.

26. Савельев В.А. Римское частное право. - М.: 1995 г.

27. Серебрянников В.П. Конституционное право Франции. - М.: 1978 г.

28. Омельченко О.А. Основы римского права. - М.: 1994 г.

29. Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1999 г.

30. Прело Марсель. Конституционное право Франции. - М.: Издательство иностранной литературы. 1957 г.

31. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. - М.: 1999 г.

32. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х томах / Под ред. В.А. Томсинова. - М.: 2000 г.

Подобные документы

Основное содержание Конституции 1946 г. и государственный строй IV Республики. Падение IV Республики и принятие новой Конституции 1958 г. Характерные черты и особенности Конституции V Республики Франции. Последствия отставки президента Франции де Голля.

реферат [52,3 K], добавлен 18.10.2012

Ознакомление с историей Франции после Первой мировой войны: принятие избирательного закона 1919 года, падение роли парламента, разделение страны на две неравные части в мае 1940 года, разработка новой конституции (1946 г.), рождение Пятой республики.

реферат [26,4 K], добавлен 27.05.2010

История принятия Конституции 1946 года: причины, структура, порядок внесения поправок. Государственный строй: глава государства; законодательная власть, парламент Японии; исполнительная власть, особенности формирования и функционирования правительства.

контрольная работа [61,4 K], добавлен 20.10.2011

Конституция Французской Республики 1946 г., ее основное содержание, принципы и исторические предпосылки формирования, значение в структуре государства. Полномочия Президента и парламента Республики. Структура законодательных и исполнительных органов.

контрольная работа [27,7 K], добавлен 19.06.2014

Общая характеристика конституции Франции 1958 г. и порядок её изменения. Основные черты конституции. Центральные государственные органы. Судебная власть и правоохранительные органы. Местное управление и самоуправление. Избирательный залог. Индемнитет.

реферат [50,3 K], добавлен 01.07.2008

Особенность исторического развития Франции. Ее состояние после Второй Мировой войны. Политическое и социально-экономическое положение страны. Разработка и принятие Конституции. Общая характеристика государственного устройства. Содержание реформ и законов.

курсовая работа [90,3 K], добавлен 11.10.2016

Популярность конституционной идеи во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. как устои нового правопорядка. Конституция 1791 г. как новый шаг на пути закрепления политико-правовых порядков. Государственный строй Франции по Конституции.

1. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название "правительства Виши". Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы

государства, обладающего всей полнотой государственной власти. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

2. Временное правительство С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет "Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.

3. Конституция 1946 г. В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

· равные права всех граждан вне зависимости от пола;

· право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

· обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

· право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;

· социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

· обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат:

· Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;

· Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт. Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

57. УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 г.

Четвертая республика была парламентарной. Единственным законодательным органом страны провозглашалась нижняя палата парламента – Национальное собрание. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров Франции объявления войны, утверждало состав подотчетного ему Совета министров. Национальное собрание избиралось по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права. Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием.

Главой государства являлся президент республики который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Президент не мог распустить Национальное собрание, не назначал министров по своему желанию. Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания В такой ситуации на период избрания нового состава Национального собрания создавалось коалиционное правительство, состоящее из представителей всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания.

Конституция Франции 1946 г. практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и организацию местного управления, подчиненного строгому контролю со стороны центрального правительства. Для руководства судами, назначения и отстранения от должности судей создавался Высший совет магистратуры Франции, председателем которого по должности являлся президент республики. Высший совет магистратуры ведал вопросами назначения и продвижения по должности судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судейского сообщества.

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики В 7 часов вечера 17 октября 1972 г. неожиданно для большинства населения Республики Корея Пак Чонхи выступил со специальным заявлением[334]. В нем говорилось о том, что ситуация, связанная с балансом сил

§ 2. Установление Пятой Республики

§ 2. Установление Пятой Республики Свой путь к высшему государственному посту Чон Духван начал с того, что в августе 1980 г. отстранил от должности президента Чхве Гюха. На период с 16 августа до конца месяца исполняющим обязанности президента стал тогдашний премьер-министр

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ Двести лет в Риме правили цари. Среди них был легендарный Ромул, мудрый царь-реформатор Нума Помпилий, энергичные Тарквиний Древний и Сервий Туллий. Последних двух многие историки причисляют к так называемой этрусской династии. В их

Углубление революции и установление республики

Углубление революции и установление республики Политическое течение, по существу, партия, которая стала выразительницей чаяний народа и сыграла выдающуюся роль в развитии революции, зародилась еще в ходе гражданской войны. В бурных дискуссиях, происходивших в

58. УСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 г.

58. УСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1958 г. В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г.

Кризис Четвертой республики

Кризис Четвертой республики Обострение ситуации в Алжире. Для кабинетов Мориса Буржес-Монури и Феликса Гайяра алжирская война оставалась проблемой первостепенной важности.Французская армия, познавшая горечь поражения в Индокитае, стремилась взять реванш в алжирской

Установление V Республики во Франции

Установление V Республики во Франции 28 сентября 1958 года 28 сентября 1958 г. на референдуме большинством в 80 % голосов была одобрена предложенная генералом де Голлем Конституция, которая установила V Республику.4 сентября того же года по сценарию, подготовленному

Читайте также: