Какое значение имели физические упражнения для граждан спарты

Обновлено: 18.05.2024

Все древние классики от Геродота и Аристотеля и до Плутарха сходились на том, что до прихода Ликурга к управлению Спартой существующие там порядки были безобразными. И что худших законов не было ни в одном из тогдашних греческих городов-государств. Ситуация усугублялась тем, что спартанцы должны были постоянно удерживать в повиновении массы коренного греческого населения некогда покоренных земель, превращенного в рабов или полузависимых данников. Само собой разумеется, что внутриполитические конфликты создавали угрозу самому существованию государства.

Ликурговы помыслы, таким образом, не просто преследовали цель навести порядок, но были также призваны решить проблему национальной безопасности Спартанской державы.

1. История возникновения Спарты

Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, Спартой и Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете, в 404 до н.э. Спарта взяла верх.

Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение и Спарта стала терять былое могущество.

Спарта обладала особым политическим и социальным устройством. Во главе спартанского государства издавна стояли два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с герусией - советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина, в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах (фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров имели власть, превосходившую власть царей.

Тип цивилизации, который именуется теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу – наследственному царю Спарты.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты – рабы спартанцев.

Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как бы во временное пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с целью убийства илотов.

Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии.

Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз.

Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта. Физическая культура в Древней Греции, воспитании подрастающих поколений в Афинах и Спарте. Характерные черты физической культуры стран Древнего Востока. Спортивные игры в Древнем Риме.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.12.2014
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Физическая культура и спорт в государствах древнего мира"

1. Возникновение физической культуры и спорта

2. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира

2.1 Физическая культура в Древней Греции

2.2 Физическая культура в странах Древнего Востока

История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорте, история рассматривает их как часть всей человеческой культуры. На основе объективно действующих закономерностей развития человеческого общества прослеживается эволюция физической культуры с древнейших времен до наших дней.

Научно-теоретической основой исторической науки о физической культуре и спорте является диалектический и исторический материализм.

Применение диалектического материализма позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи обусловленности с другими сторонами жизни общества. Показывая физическую культуру и спорт в непрерывном движении, изменении, история рассматривает их развитие как результат борьбы новых идей со старыми. Диалектические закономерности дают нам возможность составить научное представление о поступательном развитии физической культуры на протяжении всей истории общества.

На основе законов исторического материализма развитие физической культуры и спорта рассматривается в зависимости от конкретной общественно-экономической формации, географической среды, национальных особенностей. Исторический материализм позволяет вскрыть классовую природу физической культуры, понять, что ее подлинными творцами и созидателями являются народные массы, а не отдельные личности.

История физической культуры и спорта - увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромно количество интереснейших материалов, наглядно показывающих развитие физической культуры.

1. Возникновение физической культуры и спорта

Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим). другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо. Марксистско-ленинская наука дала также возможность рассматривать происхождение и первоначальное развитие физического воспитания и спорта с материалистических позиций.

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным.

Современная наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота - явление социальнообусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих движений сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу в предварительной подготовке.

Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал силы участников предстоящей охоты, мобилизировал волю охотников.

2. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира

2.1 Физическая культура в Древней Греции

В развитии физической культуры Древняя Греция сыграла очень большую роль. Не только во времена существования древнегреческих государств, но и в последующей эпохе, вплоть до нашего времени, из физической культуры Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений и до организации соревнований, в том числе олимпийских игр.

В период расцвета древнегреческой культуры (5-4 вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были государством прогрессивным, с быстроразвивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранившим традиции родового строя, с ведением натурального хозяйства, с опорой исключительно на военную силу. Этим определялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного родители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномоченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли живых, а слабые подлежали уничтожению.

Иначе выглядела система воспитания в Афинах. Этому городу-государству нужны были не только физически сильные, но и образованные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями других государств. Большое значение в Афинах придавалось и эстетическому воспитанию, пению, музыке.

Что касается других греческих государств, то они, как правило, вступая в союз с Афинами или Спартой, во многом подражали им в воспитании подрастающих поколений. Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина, средства же этого воспитания были однотипными.

2.2 Физическая культура в странах Древнего Востока

Источниками наших знаний о физической культуре стран Древнего Востока являются, прежде всего, памятники материальной культуры, различные изображения на стенах храмов, дворцов и могильников, некоторые памятники древневосточной письменности и отчасти свидетельства античных авторов. Однако целостной картины о существовавших в то время системах физического воспитания у нас пока нет. Наиболее полные данные мы получаем из истории Древнего Египта, отчасти Ассирии и Персидского государства. Некоторые сведения имеются о развитии физической культуры в Индии и Китае.

Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.

Сохранилось очень много памятников с изображениями царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха, не боявшегося опасности.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим. Пользуясь этим, но духовенство связывало физическую культуру с религией, зачастую превращая соревнования в часть религиозных обрядов.

В конце шестого века до н. э. власть этрусков ослабла. Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой. Во времена завоевательных походов постепенно менялась структура общества, а вместе с ней менялся и характер римской физической культуры. С арены цирка исчезли представления, во время которых молодые патриции и плебеи демонстрировали умение владеть оружием. Представители мужского пола лучшие свои годы проводили в военных лагерях. Вследствие этого отпала необходимость в организации обычных упражнений и соревнований. Прежние гимнастические традиции были забыты или перекочевали в военные лагеря в качестве элементов военной подготовки.

В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Многие известные римские граждане - среди них Цицерон-то или иное время проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев и т.н. античного пролетариата было привлечено только к игровым площадкам.

Были в Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали вплоть до развала западной Римской империи. физический культура древний мир

Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс.

История физической культуры и спорта - дисциплина идеологическая, оказывающая большое воспитательное воздействие. Для того чтобы понимать особенности развития физической культуры и спорта в наши дни и всю сложность международных спортивных отношений нужно хорошо знать особенности развития физической культуры в общественных формациях, предшествующих нашему времени, понимать общие законы их развития. Изучение истории физической культуры первобытного общества имеет большое значение познавательное и научно-теоретическое значение, поскольку речь идет о материалистическом понимании причин ее возникновения на самых ранних ступенях развития человеческого общества!

Мы видим как физическая культура меняла жизнь людей в разные эпохи. Спорт и физические нагрузки помогли развитию человека: от первобытного до человека наших дней.

1. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / Кун, Л. - М.: Budapest, 1978. - 211 c.

2. История физической культуры и спорта [Текст]: учеб. для институтов физической культуры / под редакцией Столбов, В.В. - М.: Физкультура и спорт, 1983 - 359 c.

Подобные документы

История возникновения и развития физической культуры как части общечеловеческой культуры, роль Древней Греции в данном процессе. Особенности становления физической культуры как искусства в Риме и странах Древнего Востока, их характерные признаки.

реферат [18,1 K], добавлен 06.06.2009

Особенности развития физической культуры Древнего Востока: изобретение колесницы в Месопотамии, ритуально-оздоровительная гимнастика, самооборона без оружия Древней Индии, книга "Кунфу" в Древнем Китае. Древнегреческая агонистика и спорт в Древнем Риме.

реферат [32,8 K], добавлен 24.02.2010

Физическая культура в Древней Греции в эллинистическую эпоху. Кризис традиционной религии, утрата сакрального смысла в публичных состязаниях и играх. Физическая культура в Древнем Риме в эллинистическую эпоху. Физическая культура Рима в период республики.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 29.11.2016

Понятие и необходимость физического воспитания, история формирования и развития соответствующей системы в Спарте и Афинах. Физическая культура Кносса, ее отличительные особенности и значение. Зарождение элементов научных знаний о физической культуре.

реферат [443,2 K], добавлен 02.06.2015

Ознакомление с первыми следами физической культуры среди стран древнего Востока. Описание основ демонстративного состязательного характера и танцевальной ритуальности спорта в древнем мире. Влияние естественно-философских воззрений и медицинских знаний.


Древняя Греция — греческая цивилизация, которая находилась в южной части Европы Наивысшего расцвета данная цивилизация достигла в на V—IV вв. до н. э. Этот этап исторического развития в историографии принято называть классическим .Колыбелью древнегреческой цивилизации являются территории Балканского полуострова , острова Эгейского моря и запавдное побережье Малой Азии. Эллины( оригинальное название древних греков) имеют на своем щиту множество достижений в различных областях человеческой деятельности. Среди них: архитектура, поэзия, драматургия, философия, медицина и др. Вклад древних греков в развитие физического воспитания и спорта заслуживает отдельного рассмотрения.

В основе древнегреческого спорта лежит агон- соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Данные соревнования проходили на различных играх: Немейских , Истмийских и других. Однако, наиболее прославились а первую очередь Олимпийские игры.

В те времена многочисленные войны были частым и обыденным явлением в Древней Греции, поэтому физическое воспитание было тесно связано с военной подготовкой.

Физическое воспитание в Спарте.

Спарта— греческий полис, который располагался на полуострове Пелопоннес. Данный полис имел особый государственный строй, в котором прослеживаются пережитки родоплеменных отношений. Спартиаты ( главенствующее сословие в Спарте) не занимались ни сельским трудом, ни ремеслом, так как их содержали полу-рабы илоты. Поэтому спартанцы посвящали себя исключительно военной и физической подготовке с раннего детства.

Всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев , которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков).

Затем до достижения детьми возраста семи лет они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого они забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома .Здесь их разбивали на группы. На этом этапе подготовки с ними занимались самые заслуженные спартанцы. Воспитание было довольно суровым. Мальчики скудно питались , ходили босыми и без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений разрешалось бить ногами , кусаться и даже царапаться. Среди детей иногда специально провоцировались драки и ссоры, чтобы сделать их более ожесточенными.Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска .

Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством. На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное внимание. Регулярные военные занятия продолжаются до 30-летнего возраста.

Таким образом по завершении курса военной подготовки и физического воспитания спартанцы становятся почти идеальными воинами с совершенной физической формой

Физическое воспитание в Афинах.

Афины–это греческий полис, расположенный в Аттике и игравший ведущую роль в истории Древней Греции. Данный полис считается родиной демократии. Также он преуспел в развитии ремесла и торговли , ввиду бедности местных почв. Отличились Афины и своей системой физического воспитания для граждан полиса.

В Афинах физической подготовкой занимались в специальных школах—палестрах, где мальчики в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет овладевали бегом, прыжками, борьбой, метаниями копья и диска, плаванием и гимнастическими упражнениями.

Палестры состояли из беговой дорожки, открытой площадки и бассейна. Данный школы были частные. Дети проживали в месте с родителями.

Юноши из наиболее знатных семей, достигшие шестнадцати лет, могли продолжить обучение в государственных школах—гимназиях, где большую часть времени посвящали физической подготовке. Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

Необходимость защищать собственную территорию и держать в подчинении зависимое население значительно повлияли на античную гимнастику. Она стала состоять из трех частей: игр, палестрики и орхестрики.

Игры для детей в возрасте от года то семи лет проводились под присмотром взрослых: это были занятия с обручем, мечом, с элементами бега, метание диска и копья и другие упражнения развивающие ловкость.

Палестрика состояла из целого комплекса упражнений и занятий. Он включал в себя: панкратион( соединение борьбы с кулачным боем),езда на колеснице, пентатлон( бег на один стадий, прыжки в длину с гантелями в руках, метание диска, борьба и метание копья), кулачный бой, плавание, стрельба из лука и верховая езда.

Орхестрика состояла из ритуальных танцев, которые были связаны с особыми обрядами посвящения. Также к ней относились акробатические упражнения, игры с мячом для развития ловкости и различные( в том числе и боевые танцы.

Олимпийские игры.

Олимпийские игры– величайшее древнегреческое спортивное событие, которое проходило в городе Олимпия на Пелопоннесе. Они проводились в период с 776 года до нашей эры по 394 год нашей эры( когда их отменили по указу императора Римской империи Феодосия I как языческий праздник). Основным элементом Олимпийских игр были спортивные состязания, хотя они имели и религиозное значение.

Согласно историческим документам первым упоминанием об Олимпийских играх принято считать 776 год до нашей эры. Тогда спортивная часть игр состояла из бега на один стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. Программа спортивных дисциплин, из которых состояли Олимпийские игры менялась со временем. В разное время в нее входили: диа-улос( бег на два стадия), доли -ходром( бег на выносливость, от семи до двадцати четырех стадий), кулачный бой, пентатлон, борьба, скачки на колеснице, панкратион и бег атлетов в полном вооружении( вес составлял тридцать три килограмма).

В общественной жизни Древней Греции VI — IV вв. до н.э. спортивные мероприятия такого рода как Олимпийские игры выполняли в значительной степени прогрессивную роль. Во время этих состязаний Олимпия превращалась в политико-экономический и культурный центр жизни Эллады и ближайших регионов. Игры способствовали объединению постоянно враждующих между собой полисов и помогали установлению мира в Элладе.

Таким образом, древнегреческая цивилизация преподнесла много нового в развитие спорта и физического воспитания. Опыт древних греков лег в основу многочисленных поздних работ , которые были посвящены физической подготовке. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что наследие Древней Греции в плане развития спорта бесценно.

Богапова Маргарита Александровна

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди других государственных задач.

Причем каждая эпоха вносит свои новшества в понятие воспитания, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность.

Предметом исследования является особенности спартанской системы обучения и воспитания.

Цель работы заключается в комплексном анализе спартанской системы обучения и воспитания.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда исследовательских задач:
1.Выявление объективных причин формирования спартанской системы обучения и воспитания.
2.Рассмотрение спартанской системы обучения и воспитания;
3.Выделение отличительных особенностей спартанской системы обучения и воспитания.
4.Анализ целей и методов обучения и воспитания в Спарте.
5.Оценка исторического значения обучения и воспитания в Спарте.

В качестве метода исследования было выбрано изучение источников и литературы.

ВложениеРазмер
spartanskoe_vospitanie.doc 85 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция обучающихся и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Татищевского муниципального района

Автор: Соловьёв Евгений

Руководитель: Богапова М. А

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Организация армии Древней Спарты…………………………….5-6 стр.

2.2 Воспитание в возрасте от 7 до 15лет……………………………7-12. стр.

2.3. воспитание в возрасте от16 до 20 лет………………………………13стр.

2.4. Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет…………………………….14 стр.

2.5. Женское воспитание………………………………………………..15 стр.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………17 стр.

"Всякий человек,
даровитый или бездарный, должен,
учиться и упражняться в том,
в чем должно Спарту уберечь.
Сократ.

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди других государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои новшества в понятие воспитания, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность.

Предметом исследования является особенности спартанской системы обучения и воспитания.

Цель работы заключается в комплексном анализе спартанской системы обучения и воспитания.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда исследовательских задач:
1.Выявление объективных причин формирования спартанской системы обучения и воспитания.
2.Рассмотрение спартанской системы обучения и воспитания;
3.Выделение отличительных особенностей спартанской системы обучения и воспитания.
4.Анализ целей и методов обучения и воспитания в Спарте.
5.Оценка исторического значения обучения и воспитания в Спарте.

В качестве метода исследования было выбрано изучение источников и литературы.

Спартанские дети были, по общему мнению, самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. И одеждой, и речью, и манерой поведения спартанцы удивительно походили друг на друга и, вместе с тем, были совершенно не похожи на остальных греков.

Спартанцы никогда не работали и почти никогда не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжкими испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили со своими боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к жене и детям.

И в будни, и в праздники, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только бедную и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которой побрезговал бы последний бедняк в любом другом греческом городе.

Зато в битву спартанцы шли, как на праздник: веселыми и радостными, под музыку, с песней на устах, расчесав свои кудри и украсив их венками, в своих самых дорогих и красивых нарядах.

В бою спартанцы никогда не отступали и не сдавались. В случае поражения спартанские воины обычно погибали на месте все до одного. Однако поражения у них случались очень редко. Спартанская армия заслуженно считалась в Греции непобедимой.

В отличие от других греков, спартанцы не любили путешествовать, не интересовались чужими порядками и нравами и неохотно принимали чужеземных гостей у себя дома. Своих писателей и историков у спартанцев долгое время не было, а чужим жить и работать в Спарте было очень трудно. Поэтому многое в жизни спартанцев и древним, и современным историкам представляется таинственным и загадочным.

2.1.Организация армии Древней Спарты.

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином Спарты. Спартанские войны обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался - гоплит. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легковооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Все гоплиты входили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легковооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завязывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.

Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV в. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слабый был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480 г. до н.э. Спарта смогла выставить лишь 10-15 кораблей.

Сразу по рождении ребенок должен предстать перед советом старейшин: будущего гражданина принимали только если он был красив, хорошо сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали в пропасть.

Пока ребенку не исполнится семь лет, государство доверяет свои полномочия семье. По достижении семи лет маленький спартанец переходил непосредственно в ведение государства — отныне он принадлежит ему беспредельно до самой смерти.

2.2.Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.

Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.

В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав.

Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.

Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина.

По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали поодиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.

Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

2.3. Воспитание в возрасте от 16 до 20 лет.

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Кроме того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность.

2.4.Воспитание в возрасте от21 до 30 лет.

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

2.5. Женское воспитание.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был, прежде всего, воином, то женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Итак, можно сделать такие выводы:

  • В Спарте ребёнок с самого своего появления на свет находился в распоряжении государства. Решение о его праве на существование или о его уничтожении не зависело от отца. Собиралась особая комиссия из старейшин и решала вопрос о его участи.
  • До семилетнего возраста ребенок оставался в родительском доме, под наблюдением женщин. Когда ему исполнялось семь лет, его отводили к педоному (воспитатель в Спарте), наблюдавшему за воспитанием всей молодежи. Он был обязан руководить играми и гимнастическими упражнениями.
  • Образование было очень ограничено. Чтение и письмо не входили в официальную программу, но большинство граждан выучивались этому самостоятельно. Но музыка входила в общественное обучение не только как развлечение, а как элемент нравственного развития; дети пели отрывки, соответствовавшие национальному духу, и играли на кифаре или на флейте.
  • Взрослые граждане имели право требовать уважения со стороны молодежи. Они находились по отношению друг к другу в положении учителя и ученика, начальника и подчиненного. Скромность и сдержанность спартанской молодежи удивляли всю Грецию; они были молчаливы, как статуи, едва поднимали глаза, всегда сохраняли строгий вид и ходили степенно, с руками, прикрытыми плащом.
  • Суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно захирела яркая культура, которая существовала до Ликурга. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Читайте также: