Какое значение имеет ознакомление детей с зарубежной литературой
Обновлено: 18.05.2024
Оценить 369 1
Конспект занятия
по проекту
подготовительная к школе группа
воспитатель Островская Н.В
1ая квалификационная категория
«Сказка – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
В.А.Сухомлинский
Актуальность
За время моей работы в детском саду я убедилась, что за последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге.
К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще знакомство детей с зарубежной литературой происходит через интернет и телевидение.
Поэтому одним из основных направлений моей педагогической деятельности является приобщение детей старшего дошкольного возраста к литературной сказке зарубежных писателей.
Знакомство с творчеством зарубежных писателей пробуждает интерес к их истокам к глубокому пониманию смысла произведений. Способствует развитию речи ребенка и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данная работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи, самостоятельности, эмоциональной устойчивости, творчества.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы.
Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш.Перро. Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.
Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народных сказок и творцов сказок литературных.
Кроме ожидания необычного, чудесного волшебного детскому возрасту присуща еще одна потребность, ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым ловким умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно.
Участники: дети и воспитатель подготовительной к школе группы.
Направленность развития деятельности: интегрированная (познавательная, речевая, художественно-эстетическая)
Цель: Познакомить детей с творчеством и литературными произведениями зарубежных писателей, углубить знания по теме.
-Способствовать формированию коммуникативной культуры, развитию речи, памяти, умению слушать.
-Способствовать формированию информационной культуры.
-Развитие художественно-творческих способностей детей через обогащение выразительности детских работ.
-Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.
Обучающие задачи:
-Уточнить и обогатить знания детей о сказках зарубежных писателей.
-Учить узнавать сказку по заданию, автора – по портрету.
-Развивать речь, воображение, мышление, умение обыгрывать роль отгадывать загадки.
-Снятие мышечного и нервного напряжения (физкультминутка).
-Способствовать эмоциональному подъёму у детей.
Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, загадочная, необычная, мудрая, добрая.
Ожидаемые результаты:
- Развитие интереса к произведениям зарубежных писателей, эмоциональной отзывчивости.
- Содействовать творческому развитию детей и родителей.
- Повысить уровень речевого развития детей.
- Повысить интерес к книге, как к произведению искусства.
На столе круг, разделенный на сектора, в центре круга – юла со стрелкой, на каждом секторе – конверт с вопросами.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Воспитатель: – Ребята, а вы любите сказки.
- Сказки любят все дети, во всех уголках Земного шара. А откуда берутся сказки (придумывает народ, пишут писатели, сказочники)
А какие они – сказки (волшебные, чудесные, забавные, добрые, поучительные, интересные, загадочные необычные, мудрые)
Воспитатель: Конечно, сказка – это здорово!
Если сказка в дом стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь и не найти.
Под музыку раскручивается юла, конверт со знаком вопроса.
Он почти как апельсин
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один,
Кислый очень, очень. (лимон)
В: В какой сказке страной управляет принц Лимон? Кто автор этой сказки? (Дж.Родари «Приключения Чипполино)
Под музыку заходит мальчик – Чипполино.
Я веселый Чипполино
Вырос я в Италии –
Там где зреют апельсины,
И лимоны, и маслины
Фиги и так далее.(Чипполино остается с детьми)
Воспитатель: Дети, а кто герои сказок Дж.Родари? (фрукты, овощи, ягоды) Как Дж.Родари писал свои сказки? (ходил по рынку, рассматривал овощи, фрукты и они оживали в его воображении и превращались в героев его сказок)
Воспитатель: А Дж.Родари писал только сказки? (стихи)
2.Крутится юла, открывается следующий конверт.
Воспитатель читает загадку:
Деревянный, озорной из сказки в нашу жизнь пришел.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (буратино)
Под музыку появляются Буратино и Мальвина.
Я, конечно, очень странный,
На земле и под водой ищу ключик золотой.
Везде сую я нос свой длинный.
Вы узнали (Буратино)
Я – куколка красивая,
Учу я буратино писать от А до Я.
Воспитатель: А сейчас Буратино приглашает всех на разминку.
Дети встают в круг, Буратино в центре.
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Ключ ему чтобы достать,
Нужно на носочки встать.
Вышел стих у нас хороший,
Дружно хлопаем в ладоши.
Корзинка с пирожками – Красная Шапочка
Колпачок – Приключения Буратино
Кто из Бременских музыкантов играл на барабане? (осел), на гитаре? (собака), на скрипке? (кот), на балалайке? (петух).
Сектор ЗАГАДКА из конверта
Воспитатель: Внучка к бабушке пошла,
Пирожки к ней понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Под музыку входит Красная Шапочка.
В шапочке красной,
Пирожки в корзинке,
Я шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу волка, я не зареву,
Я тогда охотников громко позову.
7.На каком языке говорили бы сказочные герои, если бы они ожили?
Красная Шапочка - французский
Бременские музыканты – немецком
Из чего была сделана шапочка Буратино? (из старого носка)
Какого роста была Дюймовочка? (один дюйм – 2,5 см)
Мышь в босоножках – кот в сапогах
Крестьянка на арбузе – Принцесса на горошине
Мужичок под потолок – мальчик – с – пальчик
Черносажка и пять великанов – Белоснежка и семь гномов
Прекрасный цыпленок – Гадкий утенок.
Викторина по сказкам (для зрителей)
1. Как звали девочку, которую дед с бабой вылепили из снега? (Снегурочка) .
2. Какие волосы были у Мальвины? (Голубыми) .
3. В кого превратился Гадкий утенок? (В белого лебедя) .
4. Кто доставил Айболита в Африку? (Айболита в Африку доставил орел) .
6. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожки) .
8. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (Ласточка) .
Звучит музыка, вбегает Пеппи – длинный чулок. Бегает вокруг вокруг всех, размахивает пакет с конфетами.
Пеппи: Здрасте! Вы меня узнали? А что вы еще обо мне знаете? (какая, чем любит заниматься, какие любимые конфеты)
Пеппи: Да я такая вот веселая, давайте повеселимся с вами.
Пеппи: играет вместе с детьми в музыкальную игру.
Пеппи: Здорово повеселились.
Воспитатель: Игра наша подошла к концу.
Читайте милые друзья!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Пеппи: Я хочу вас угостить своими любимыми леденцами.
Красная Шапочка: А я угощу пирожками.
Раздают угощения занятие заканчивается.
Список используемой литературы:
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи . - М.: Линка-Пресс, 2003.
4. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
5. Гурович Л. М. Ребенок и книга : книга для воспитат. дет. сада-М. ,1992.
6. Кабачек О. Л. Сказки в век компьютера . /О. Л. Кабачек. - М.: Либерия,2001.
7. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (дошкольный возраст) . - М.: Педагогика, 1999.
8. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка : проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
Читайте также: