Какое значение имеет ознакомление детей с зарубежной литературой

Обновлено: 18.05.2024

Оценить 369 1

Конспект занятия

по проекту

подготовительная к школе группа

воспитатель Островская Н.В

1ая квалификационная категория

«Сказка – это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

В.А.Сухомлинский

Актуальность

За время моей работы в детском саду я убедилась, что за последние годы замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге.

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще знакомство детей с зарубежной литературой происходит через интернет и телевидение.

Поэтому одним из основных направлений моей педагогической деятельности является приобщение детей старшего дошкольного возраста к литературной сказке зарубежных писателей.

Знакомство с творчеством зарубежных писателей пробуждает интерес к их истокам к глубокому пониманию смысла произведений. Способствует развитию речи ребенка и в конечном итоге определяет личность ребенка. Данная работа способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи, самостоятельности, эмоциональной устойчивости, творчества.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы.

Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш.Перро. Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.

Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народных сказок и творцов сказок литературных.

Кроме ожидания необычного, чудесного волшебного детскому возрасту присуща еще одна потребность, ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым ловким умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно.

Участники: дети и воспитатель подготовительной к школе группы.

Направленность развития деятельности: интегрированная (познавательная, речевая, художественно-эстетическая)

Цель: Познакомить детей с творчеством и литературными произведениями зарубежных писателей, углубить знания по теме.

-Способствовать формированию коммуникативной культуры, развитию речи, памяти, умению слушать.

-Способствовать формированию информационной культуры.

-Развитие художественно-творческих способностей детей через обогащение выразительности детских работ.

-Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.

Обучающие задачи:

-Уточнить и обогатить знания детей о сказках зарубежных писателей.

-Учить узнавать сказку по заданию, автора – по портрету.

-Развивать речь, воображение, мышление, умение обыгрывать роль отгадывать загадки.

-Снятие мышечного и нервного напряжения (физкультминутка).

-Способствовать эмоциональному подъёму у детей.

Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, загадочная, необычная, мудрая, добрая.

Ожидаемые результаты:

- Развитие интереса к произведениям зарубежных писателей, эмоциональной отзывчивости.

- Содействовать творческому развитию детей и родителей.

- Повысить уровень речевого развития детей.

- Повысить интерес к книге, как к произведению искусства.

На столе круг, разделенный на сектора, в центре круга – юла со стрелкой, на каждом секторе – конверт с вопросами.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Воспитатель: – Ребята, а вы любите сказки.

- Сказки любят все дети, во всех уголках Земного шара. А откуда берутся сказки (придумывает народ, пишут писатели, сказочники)

А какие они – сказки (волшебные, чудесные, забавные, добрые, поучительные, интересные, загадочные необычные, мудрые)

Воспитатель: Конечно, сказка – это здорово!

Если сказка в дом стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь и не найти.

Под музыку раскручивается юла, конверт со знаком вопроса.

Он почти как апельсин

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один,

Кислый очень, очень. (лимон)

В: В какой сказке страной управляет принц Лимон? Кто автор этой сказки? (Дж.Родари «Приключения Чипполино)

Под музыку заходит мальчик – Чипполино.

Я веселый Чипполино

Вырос я в Италии –

Там где зреют апельсины,

И лимоны, и маслины

Фиги и так далее.(Чипполино остается с детьми)

Воспитатель: Дети, а кто герои сказок Дж.Родари? (фрукты, овощи, ягоды) Как Дж.Родари писал свои сказки? (ходил по рынку, рассматривал овощи, фрукты и они оживали в его воображении и превращались в героев его сказок)

Воспитатель: А Дж.Родари писал только сказки? (стихи)

2.Крутится юла, открывается следующий конверт.

Воспитатель читает загадку:

Деревянный, озорной из сказки в нашу жизнь пришел.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (буратино)

Под музыку появляются Буратино и Мальвина.

Я, конечно, очень странный,

На земле и под водой ищу ключик золотой.

Везде сую я нос свой длинный.

Вы узнали (Буратино)

Я – куколка красивая,

Учу я буратино писать от А до Я.

Воспитатель: А сейчас Буратино приглашает всех на разминку.

Дети встают в круг, Буратино в центре.

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Ключ ему чтобы достать,

Нужно на носочки встать.

Вышел стих у нас хороший,

Дружно хлопаем в ладоши.

Корзинка с пирожками – Красная Шапочка

Колпачок – Приключения Буратино

Кто из Бременских музыкантов играл на барабане? (осел), на гитаре? (собака), на скрипке? (кот), на балалайке? (петух).

Сектор ЗАГАДКА из конверта

Воспитатель: Внучка к бабушке пошла,

Пирожки к ней понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Под музыку входит Красная Шапочка.

В шапочке красной,

Пирожки в корзинке,

Я шагаю к бабушке

По лесной тропинке.

Если встречу волка, я не зареву,

Я тогда охотников громко позову.

7.На каком языке говорили бы сказочные герои, если бы они ожили?

Красная Шапочка - французский

Бременские музыканты – немецком

Из чего была сделана шапочка Буратино? (из старого носка)

Какого роста была Дюймовочка? (один дюйм – 2,5 см)

Мышь в босоножках – кот в сапогах

Крестьянка на арбузе – Принцесса на горошине

Мужичок под потолок – мальчик – с – пальчик

Черносажка и пять великанов – Белоснежка и семь гномов

Прекрасный цыпленок – Гадкий утенок.

Викторина по сказкам (для зрителей)

1. Как звали девочку, которую дед с бабой вылепили из снега? (Снегурочка) .

2. Какие волосы были у Мальвины? (Голубыми) .

3. В кого превратился Гадкий утенок? (В белого лебедя) .

4. Кто доставил Айболита в Африку? (Айболита в Африку доставил орел) .

6. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожки) .

8. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (Ласточка) .

Звучит музыка, вбегает Пеппи – длинный чулок. Бегает вокруг вокруг всех, размахивает пакет с конфетами.

Пеппи: Здрасте! Вы меня узнали? А что вы еще обо мне знаете? (какая, чем любит заниматься, какие любимые конфеты)

Пеппи: Да я такая вот веселая, давайте повеселимся с вами.

Пеппи: играет вместе с детьми в музыкальную игру.

Пеппи: Здорово повеселились.

Воспитатель: Игра наша подошла к концу.

Читайте милые друзья!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Пеппи: Я хочу вас угостить своими любимыми леденцами.

Красная Шапочка: А я угощу пирожками.

Раздают угощения занятие заканчивается.

Список используемой литературы:

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.

3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи . - М.: Линка-Пресс, 2003.

4. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.

5. Гурович Л. М. Ребенок и книга : книга для воспитат. дет. сада-М. ,1992.

6. Кабачек О. Л. Сказки в век компьютера . /О. Л. Кабачек. - М.: Либерия,2001.

7. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (дошкольный возраст) . - М.: Педагогика, 1999.

8. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка : проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.

Читайте также: