Какое завещание оставил шопен

Обновлено: 01.07.2024

Как и многие другие его коллеги-гении — Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон или Франц Шуберт, — он умер, не достигнув 40-летия. Кажется, что польский композитор с трудом мог выносить тяготы и, принимая все слишком близко к сердцу, сокращал свой жизненный срок. Может быть, поэтому все его работы, даже самые светлые, проникнуты такой тоской и печалью. Шопен родился 1 марта 210 лет назад

Однажды кто-то спросил у Фредерика Шопена, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и сказал, что в его родном польском языке есть слово "жаль" (zal). И в нем для Шопена заключалась целая радуга чувств: скорбь, ненависть, печать, предчувствие угрозы. Такую окраску он приписывал своему творчеству.

Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него: "Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен". Такой же разной была и его жизнь, но, пожалуй, в большей степени она была трагичной.

Родившись в 1810 году в музыкальной семье, он был с детства будто окутан каким-то неземным флером — у него были голубые глаза, белая, почти прозрачная кожа, а сам он проявлял удивительные интеллектуальные способности. Маленький Фредерик буквально проглатывает книгу за книгой, сочиняет стихи, концертирует с восьми лет, даже рисует. Его привлекают народное творчество и музыка, потому особое место в его жизни займут мазурки — польские танцы. А многие шопеновские мелодии появятся из простых песен, будут написаны в народных ладах, содержать народную ритмику, а иногда даже имитировать звучание разных национальных инструментов. Например, как в Балладе №2, F-dur (Оp. 38).

Великий русский композитор и пианист Антон Рубинштейн сказал про Шопена легендарную фразу, которая есть во всех учебниках по музыкальной литературе: "Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано". Поляк всего себя посвятил музыке, а именно — этому инструменту, действительно заставив его петь.

Шопен музицировал в темноте

Еще будучи ребенком, Фредерик страдал от ночных кошмаров и эпилепсии, но, несмотря на это, прямо посреди ночи он мог вскочить с кровати и побежать к фортепиано что-нибудь наигрывать.

Позже он понял, что темнота дает ему настроиться на нужную волну. Поэтому, музицируя, он просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.


В этом есть смысл, особенно если обратиться к его популярным ноктюрнам (в переводе с французского "ночной"). Их еще иногда называют песнями при луне. Как правило, это небольшая пьеса лирического характера — его ранние работы в этом жанре именно такие. Послушайте один из самых знаменитых — Ноктюрн №2, Es-dur (Оp. 9), написанный 1829–1830 годах.

Всего Шопен написал более двух десятков ноктюрнов, и более поздние миниатюры не похожи на ранние — они мрачные, со сложной гармонией и драматическим сюжетом. Один из таких примеров — Ноктюрн №1, c-moll (Оp. 48), который он написал за семь лет до смерти, в 1841 году.

Шопен писал исключительно для фортепиано

Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.

Возможно, это было связано с тем, что сам Шопен предпочитал играть не на большую аудиторию, а в маленьких салонах. Он вообще не любил публичные выступления — за всю свою карьеру дал от силы три десятка живых концертов. Он был таким странным исключением из правил, учитывая то, что многие музыканты зарабатывали (и до сих пор зарабатывают) в основном именно этим.

Между тем Шопен был превосходным пианистом. О нем писали: "Совершенно не верится, что эта музыка создана человеком", "Он играл так самозабвенно, как никакой другой музыкант…" Про него говорили: "Единственный в своем роде, непохожий ни на одного музыканта". А многие исполнители-современники признавались, что исполнить его музыку так же, как это делал он, — невозможно. Послушайте, как Шопена играет другой великий композитор — Сергей Рахманинов.

Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев

У Шопена была небольшая ладонь. Возможно, поэтому у него так много красивых филигранных произведений, как говорят пианисты, на мелкую технику. Послушайте его "Фантазию-экспромт" (Оp. post. 66) с такими пассажами.

Но чтобы быть настоящим виртуозом, нужно уметь совладать с любой техникой. Поэтому он придумал некий прибор, который носил с самой юности, даже во сне. Хотя он, конечно, приносил нестирпимую боль, но был, безусловно, очень эффективным. С помощью растяжки композитор и пианист мог работать со своей давней проблемой — сложными большими аккордами.

Похожий способ был и у его современника — композитора Роберта Шумана. Тот фиксировал свои пальцы в растянутом положении, это закончилось довольно серьезной травмой, из-за чего Шуману пришлось закончить карьеру пианиста.

Шедевральный "Собачий вальс" Шопен написал по просьбе любимой

Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).


Однажды в салоне у композитора и пианиста Ференца Листа собралась литературная и музыкальная аристократия. В тот вечер Шопен впервые увидел свою будущую возлюбленную. "Какая малоприятная женщина", — сказал он, влюбился в нее и прожил с ней девять лет своей жизни.

Их отношения были очень нежными, Аврора всегда заботилась о своем возлюбленном, проявляя к нему чуткость и трепетность, ведь у Шопена было довольно слабое здоровье. Тот всегда отвечал ей взаимностью. Однажды, когда женщина играла со своей собачкой, она сказала, что если бы сама была композитором, то обязательно бы сочинила для своей собачки что-то шедевральное. Ну, Шопен и написал вальс, который впоследствии назовут "Собачьим вальсом", или "Вальсом маленькой собачки" (не тот, который из "Джентльменов удачи", а другой).

В 1847 году их отношения закончились — композитор, который в тот момент уже страдал от туберкулеза, собрав все вещи, покинул поместье Жорж Санд в Париже. Это для столь хрупкой натуры, как Фредерик Шопен, стало очередным ударом, который он с трудом мог перенести.

Шопен глубоко переживал разлуку с родиной

В 1829 году в Варшаве прошла коронация русского императора Николая I. Это привело к гражданским волнениям, и 2 ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву. Его друзья устроили ему пышные проводы и подарили сосуд с польской землей. Принимая его, композитор заявил, что уже никогда не сможет вернуться на родину. Эти слова оказались пророческими.

Как известно, восстание не увенчалось успехом. Приняв эти события близко к сердцу, Шопен написал свой знаменитый "Революционный этюд".

Композитор написал более пяти десятков мазурок — польских народных танцев. Тяжело переживая разлуку с родиной, он создал свою последнюю, пожалуй, самую проникновенную и печальную, Мазурку №4, f-moll (Оp. post. 68).

В 1848 году, незадолго до смерти, композитор отправился в свое последнее турне — по Англии и Шотландии. Климат этих стран, как и переживание разрыва с Жорж Санд, пагубно сказались на его и без того хрупком здоровье. Вернувшись в Париж, великий композитор скончался в октябре 1849 года. Сердце Фредерика Шопена, согласно его желанию, было возвращено на родину, в Польшу. Оно хранится в церкви Святого Креста, где его замуровали в одну из колонн.

Фредерик Шопен. Повороты судьбы…

Шопен – величайший пианист и композитор, родившийся в Варшаве и покоривший Париж своими великолепными сочинениями – мазурками, полонезами, фортепианными концертами и этюдами, искрящимися виртуозным блеском.

Колоссальное влияние на Фредерика Шопена оказала его любимая Польша. Именно в родной стране он черпал силы и вдохновение, выражая в музыке голос своих соотечественников.

Несмотря на то, что большую часть сознательной жизни Шопен провёл в Париже, любовь к музыке зародилась в юноше на его родной земле. В его произведениях неизменно слышится танцевальные ритмы мазурки, разнообразные интонации фольклорной музыки. В балладах и полонезах композитор рассказывает о своей стране, о красотах ее пейзажей и ее трагическом прошлом. Шопен был известен как блестящий пианист-виртуоз, он имел грандиозный успех в Вене и Париже, однако нигде не забывал о любимой Варшаве. Драматические, а нередко и трагические образы, которыми проникнуты его произведения, были неизменно связаны и с его личной непростой судьбой, и с теми событиями, которые переживала Польша.

Связь с Родиной

Судьба распорядилась так, что отец Шопена – француз по национальности – когда-то перебрался в Польшу и обосновался там, а сам композитор почти всю свою жизнь провёл в Париже.

Когда в 1735 году бывший король Польши Станислав I стал герцогом Лотарингии, часть поляков последовала за ним на эту землю. Николя Шопен родился в 1771 году в деревне Маранвилль, принадлежавшей польскому дворянину, последовавшему за своим королём. Николя прекрасно владел польским языком и, когда ему исполнилось шестнадцать лет, приехал в Варшаву. Обретя новую родину, во Францию он больше не возвращался.

Николя Шопен, отец Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я. Замойским (1959 г.)

Новый дом

Николя понравилась особая атмосфера и дух польской столицы. Используя свой природный талант, он сумел устроиться на табачную фабрику. Французская революция была в самом разгаре, однако молодой человек предпочитал воинской службе стабильную работу. Тем не менее, в 1794 году он принял участие в национально-освободительном движении Тадеуша Костюшко за независимость Польши. После поражения армии Костюшко Николя даже думал о том, чтобы вернуться во Францию, но ему помешала болезнь. Между тем, знание языков помогало зарабатывать на жизнь, и, несмотря на вторичную попытку уехать на Родину, возвращения так и произошло. Николя смирился с ситуацией и постепенно разорвал связи с Францией.

Семья

Юстына Шопен, мать Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я. Замойским (1959 г.)

В 1802 году Николя Шопен был приглашён в качестве воспитателя к детям графа Скарбека и в его имении познакомился с Юстыной Кжижановской. Они поженились в 1806 году.

В браке у них родилось четверо детей. Фредерик Шопен – был вторым по старшинству ребёнком. Интеллигентность и чуткость родителей благотворно сказывались на развитии одарённого малыша. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с детских лет любовью к народным мелодиям.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного играла на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, потому что, когда мама начинала играть, ребёнок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого - влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепиано.

Успехи мальчика были так велики, что когда ему исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся ученику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Всё чего он достиг – результат самостоятельного труда внутреннего развития и роста.

Отец Шопена, ставший преподавателем французского языка в лицее, стремился дать ребёнку классическое образование – латынь, греческий, математика и только потом музыка. В 13 лет Шопен поступил в Варшавский лицей.

Польша к тому времени была поделена между Россией, Пруссией и Австрией.

Фредерик Шопен в юном возрасте

Летнее увлечение

В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую консерваторию. В 1828 году он посетил Берлин вместе с другом отца – профессором, отправлявшимся туда на конгресс. В этом городе Шопен получил незабываемые впечатления, посещая музеи, театры и встречаясь с известными людьми своего времени.

Время перемен

В 1829 году в Варшаве состоялась коронация русского императора Николая I, который был объявлен польским королём. Это событие не могло не привести к гражданским волнениям.

К слову, Шопена в данный момент занимало совсем иное: Варшаву посетил легендарный скрипач-виртуоз – Паганини. Отец считал, что для полного расцвета таланта Шопену необходимо поехать за границу, и в 1830 году молодой человек прибыл в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Венские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на некоторое время проживания за границей.

Можно было отправляться в путешествие, но Шопен откладывал поездку со дня на день. Политическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма.

Наконец, день отъезда был назначен.

Вдали от родины

Спустя две недели после его отъезда в Варшаве началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел уехать домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим искусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

Фредерик Шопен. Портрет неизвестного художника (1831 г.)

Попытка поляков добиться победы не увенчалась успехом. Польша стала частью Российской империи, на неё даже распространялись действовавшие по всей России монетная система, системы мер и весов. Только в 1918 году Польша восстановила свою независимость.

Успех в Париже

Поражение восстания навсегда отрезало Шопену путь на родину. Осенью 1831 года, будучи 21-летним, он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.

Именно здесь он завоевал репутацию замечательного пианиста и композитора. В салонах французской и польской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, знатные вельможи с удовольствием слушали его игру и становились преданными поклонниками композитора. Великолепные миниатюры Шопена – вальсы, мазурки, ноктюрны и этюды как нельзя лучше подходили для исполнения в таких тесных кружках, поскольку сам Шопен не любил играть для большой аудитории.

Поворот судьбы. 1838 год

Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен), французская писательница

В Париже Шопен встретил главную любовь своей жизни – писательницу Аврору Дюдеван, известную под псевдонимом Жорж Санд.

Его первоначальная настороженность и предубеждение постепенно переросли в страсть. Мужское имя в качестве псевдонима, мужские наряды, сигары, свободные взгляды писательницы шокировали многих. К тому же она была на шесть лет старше композитора и в разводе с мужем. Однако её смелость увлекала Шопена.

Это была талантливая писательница, художественно одарённая натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет.

Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

В ноябре 1838 года Шопен и Жорж Санд уехали на Майорку в надежде, что тёплый климат окажет благотворное влияние на здоровье композитора.

Конец романа

Зима, проведённая на Майорке в заброшенном монастыре в Вальдемоссе, стала испытанием для их чувств. Болезнь в сочетании с тревогой о судьбе Польши чуть не убила Шопена, поэтому в 1839 году было принято решение вернуться во Францию. Летом Шопен и Санд жили в ее поместье в Ноане, а остальное время проводили в Париже. Девять лет Жорж Санд самоотверженно ухаживала за Шопеном, но обязанности сиделки не способствовали поддержанию пылких чувств. Их отношения были бурными и завершились отнюдь не счастливой развязкой, которую ускорила ссора композитора с сыном писательницы Морисом. Их последняя встреча состоялась в начале марта 1848 года. Шопен всегда носил с собой локон ее волос, который хранился в записной книжке композитора, и он каждый раз перекладывал его из старой книжки в новую.

Эпитафия. Замурованное сердце Фредерика Шопена. Костёл Святого Креста, Варшава, Польша

Последние годы жизни

Однако жизнь композитора все больше омрачала тоска по родине. Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоровье. Болезнь лёгких, которой он страдал с юности, обострилась. Последние годы стали самыми мрачными в его жизни. Средства его иссякли. Не только потребность в деньгах, но и безразличие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон, Шотландию.

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. Весь музыкальный мир был ошеломлён его смертью. В Париже прошли его торжественные похороны, где известнейшие артисты того времени исполнили Реквием Моцарта. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной.

Любовью к Польше пропитан каждый такт музыки Шопена. Разлучённый на всю жизнь с родиной, он оставался всегда польским композитором. Вот, почему как самую дорогую реликвию хранит сейчас Польша сердце Шопена, которое до последнего своего удара билось для родной страны.

Сердце Шопена привезли из Парижа в Варшаву, в костёл Святого Креста, и оно бережно хранилось там долгое время. Когда фашисты оккупировали Польшу, польские патриоты тайно вынесли из костёла драгоценный сосуд, хранивший эту реликвию, и спрятали его.

Наступил 1945 год. Польша стала свободной. И снова, в торжественном благоговейном молчании стояли вокруг старинного костёла граждане Польши. Сердце их любимого композитора было возвращено обратно в костёл и замуровано в одной из его колонн, где бережно хранится и сегодня.

Музыка, которую Шопен писал, - замечательные торжественные полонезы, быстрые, оживлённые мазурки и мечтательные баллады, - была проникнута польским духом. Она вдохновляла поляков в борьбе за независимость против России, Пруссии и Австрии. В своих вальсах и романтических ноктюрнах Шопен мог заставить рояль заговорить и даже запеть.

Не случайно сегодня каждые пять лет в Варшаве проводится международный конкурс памяти великого композитора. На нём соревнуются молодые исполнители музыки Шопена. Победа считается признанием виртуозной техники исполнителя.

Международный пианистический конкурс им. Фридерика Шопена - самый старый и один из самых авторитетных пианистических конкурсов. Существует с 1927 года и проводится каждые 5 лет. Причиной единственного перерыва была Вторая мировая война. Ближайший конкурс состоится в октябре 2015 года.

Звуки музыки

Вальсы

В вальсах соч. 64, изданных в 1846 году, Шопен отказывается от звукового блеска и до мельчайших подробностей продуманной структуры салонных вальсов. Здесь он возвращается к простой форме, выдержанной в размере 3/4.

В Вальсе до-диез минор соч. 64 № 2 спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть, очень близкая по настроению к ноктюрну. Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы Шопена.

Ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 9 № 2

О ноктюрне соч. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.

Шопен написал колыбельную ре-бемоль мажор соч. 57 в 1844 году. Опубликованная в мае 1845 года, она сразу же приобрела необыкновенную популярность.

На слух колыбельная, кажется, чрезвычайно простой (и в этой кажущейся простоте заключается главная ее прелесть), но к исполнителю это произведение предъявляет высочайшие требования. Убаюкивая дитя, мать поёт колыбельную песню, состоящую из повторов очень короткой и спокойной мелодии.

Berceuse – прекрасный пример более позднего стиля Шопена. Это определённо мечтательная музыка, с неизменно повторяющимся аккомпанементом левой руки, создающим ощущение покачивания, в то время как правая рука выводит простую мелодию с рядом вариаций пока, наконец, колыбельная не завершается полным умиротворением и спокойствием.

В этюдах Шопен предстаёт перед нами великим новатором. Новым прочтением этого жанра композитор открыл в фортепианной музыке целый мир, до того неизвестный...

Вопросы:

  1. Назовите годы жизни Шопена.
  2. Кто был учителем Шопена в Варшаве?
  3. Перечислите произведения Шопена, написанные в Варшаве.
  4. Когда Шопен покинул родину?
  5. В каком городе прошли последние годы жизни композитора?
  6. Перечислите имена людей, окружавших Шопена в Париже.
  7. Какая область музыкального искусства была особенно близка Шопену?

Презентация:

zelazowa wola


Шопен родился 1 марта 1810 года в живописной польской деревушке Желязова-Воля, расположенной недалеко от Варшавы. Его отец Николя Шопен был французом и выходцем из простой рабочей семьи. Он еще в молодом возрасте переселился в Польшу, где отдался военному делу, а позже – стал воспитателем и педагогом. Мать будущего композитора Юстина Кшижановская происходила из древнего знатного рода и именно она повлияла на формирование и становление творческих и музыкальных вкусов сына. По словам ее современников, Юстина отлично владела языками, мастерски музицировала на фортепиано и пела.

Единственный сын в семье, среди троих дочерей, Фредерик был окружен любовью и заботой, а когда родители заметили настоящую одержимость музыкой, то поспособствовали развитию его таланта. Кроме того, интеллектуальная и интеллигентная атмосфера в семье способствовала тому, что Шопен рос очень воспитанным, корректным молодым человеком с безупречными манерами.

ojciec chopinajpg

Увлечение музыкой у Фредерика было по-настоящему всепоглощающим – он мог вскакивать ночью с постели, чтобы воспроизвести звуки, пришедшие ему во сне или плакать, слушая какую-либо мелодию. Казалось, мальчик полностью растворялся в музыке, соединяясь с ней в единое существо, проживая каждый аккорд, каждый звук. Будучи учеником начальной школы, Шопен сочинял пьесы, которые поражали. О юном даровании писали газеты, называя музыкальным гением, вундеркиндом, мальчиком, который обладает безупречным музыкальным вкусом и чувством композиции.

О редком таланте Шопена говорило и то, что его учитель, выдающийся пианист Войцех Живный , начав заниматься с 7-летним мальчиком, удивился скорости того, как поляк постигал музыкальную науку, а когда ученику исполнилось 12 лет и вовсе отказался от занятий, так как Фредерик во многом превосходил своего наставника. После завершения обучения в училище великий музыкант начал обучение у композитора Й. Эльснера , который также немало был удивлен столь юным дарованием.

Музыкант, покоривший высший свет

Связи родителей и дружба со многими знатными польскими родами посодействовали тому, что Фредерик крутился в верхах светского общества. Его появление там вдохнуло в жизнь польского бомонда свежий глоток: настолько необычным был юный Шопен. Когда молодой композитор входил в зал публика замирала: настолько величественно он держался, его манеры были безупречными, а поведение галантным. В худобе и утонченности Фредерика читался неподдельный аристократизм и трудно было не поддаться его магнетизму – Шопен всегда был в центре внимания.

В конце 20-х гг. Фредерик активно путешествует по Европе и посещает различные концерты знаменитых музыкантов, что отразилось на совершенствовании его музыкального вкуса. А с 1829 года начинаются гастроли самого Шопена – он выступает в Кракове, Варшаве, Вене и его музыка воспринимается неоднозначно. Многих сражает наповал манера игры композитора, другие же находят ее малоинтересной и скучной. Тем не менее о поляке говорят и он начинает иметь определенную популярность. Когда же в 22 года Шопен дает свой первый полноценный концерт в Париже, то его успех был колоссальным.

В 30-х гг. творческие успехи Шопена преумножаются , как и число его поклонников, он вот-вот должен стать женатым человеком: прекрасная Мария Водзинская помолвлена с музыкантом и ничего не предвещало беды. Но в мгновение ока полька расторгла помолвку, объяснив это тем, что она не уверена, что Фредерик это тот человек, который способен сделать ее счастливой. Опечаленный Шопен не находил себе места и старался как можно чаще бывать в обществе, чтобы хоть как-то утихомирить душевную боль.

Встреча с Жорж Санд

В 1831 году Шопен переехал жить во Францию, захватив с собой кубок, наполненный родной польской землей. В это время в одном из салонов произошла роковая встреча польского композитора Фредерика Шопена и французской писательницы Жорж Санд . Первая встреча будущих любовников вовсе не имела романтической подоплеки – увидев эксцентричную Санд , Шопен спросил у своего друга: “Кто эта мужеподобная женщина и женщина ли она?”. Надо заметить, что несмотря на свое безупречное воспитание, музыкант любил острить и шутки его были настолько остроумными, а мимика лица живой, что вся публика покатывалась со смеху от высказываний гениального поляка. У Шопена определенно был актерский талант и он стал бы замечательным комедийным актером. Но судьба сложилась иначе.

Хоть первая встреча с Жорж Санд не произвела на Фредерика должного впечатления, Жорж в тот же момент воспылала страстью к молодому гению. Личная жизнь француженки была настолько же скандальна, как и сама ее персона и литературные произведения. Поговаривали, что список любовников, который писательница ни от кого не скрывала, насчитывал более 300 человек! И когда на жизненном пути Жорж Санд возник молодой, талантливый, несказанно красивый поляк, то она решила добиться его расположения чего бы ей это ни стоило.

Чем же не понравилась утонченному Шопену знаменитая Санд ? Абсолютно всем. Как человек творческий, тонко ощущающий красоту мира, он привык к женщинам изысканным и красивым, с деликатными манерами и безупречной репутацией. Аврора Дюпен , а именно так звучит настоящее имя француженки, не обладала ни одной из перечисленных характеристик и была скорее абсолютной противоположностью идеалов Шопена. Современники описывают Санд как женщину плотного телосложения, коренастую, с грубыми чертами лица. Глядя на нее не возникало никаких ассоциаций с женственностью и утонченностью: манеры Авроры были своеобразными, движения резкими, а разговоры настолько пошлыми, что даже мужчины краснели от ее речей.

Начало десятилетнего романа

И тем не менее Жорж Санд нравилась мужчинам, как вскоре пришлась по душе и Фредерику Шопену. Что-то в этой женщине притягивало как магнитом, приковывало внимание и когда первое впечатление от грубоватой внешности и манер проходили, то она сражала наповал своим магнетизмом и специфическим шармом. Аврора Дюпен , как и возжелала, добилась ответных чувств от польского композитора – с этого начались мучительные и непростые отношения, длиной в десятилетие.

Чем была продиктована страсть Фредерика к Авроре точно неизвестно. Возможно, она покорила его своей необычностью, умом и творческой натурой, а, может, главную роль сыграла забота французской писательницы о великом композиторе. Параллельно со знакомством с Санд у Шопена обострилось хроническое заболевание легких, которое тянулось с детства, предположительно это был туберкулез. Этим объяснялась и чрезвычайная бледность и худоба музыканта, ведь при росте 170 см его вес составлял всего 40 кг!

Тайные отношения композитора и писательницы

chopin gra

Хоть возлюбленные и проводили большую часть времени вместе, но публично свои отношения длительное время скрывали. Они жили раздельно, на публике держались как едва знакомые люди и никто даже предположить не мог, что утонченный композитор имеет что-то общее с эксцентричной и мужеподобной Санд , которая расхаживала в мужских костюмах и курила сигары.

Период отношений стал для обоих временем расцвета в творческой сфере. Шопен за это десятилетие написал лучшие свои произведения, а окрыляющая для Санд любовь помогла наполнить произведения новым, более глубоким смыслом. Позже Фредерику наскучит жить по соседству с возлюбленной и они заведут свое общее любовное гнездышко на одной из тихих улочек Парижа. И тем не менее открыто заявить об отношениях поляк и француженка не спешили: когда в их доме собиралась компания гостей, они все так же продолжали играть в конспираторов, не выказывая близких отношений и демонстрируя холодность. Хозяйкой подобных вечеров была Санд , а Шопен старался и вовсе быть незаметным, играя второстепенную роль, как и в отношениях.

Роковой разрыв любовников

С 1839 года отношения Авроры Дюпен и Фредерика Шопена усложнились. Она все больше начинает играть роль заботливой мамочки, которая печется о здоровье своего сына, а не спутницы жизни. Читая постоянные нотации о том, что следует беречь свое здоровье, Санд отказывает Шопену в интимной близости, объясняя это тем, что не стоит тратить силы на что-либо, кроме лечения. Отношение между партнерами охлаждаются и переходят в разряд платонических, а вскоре и вовсе писательница начинает относиться к композитору как к старому другу.

Такое положение вещей вызывает у влюбленного Шопена бурю эмоций, он не приемлет дружбы на пепелище былой любви и между бывшими любовниками разгораются постоянные ссоры. Дров в огонь подбрасывали и дети Жорж Санд , которые жили вместе с ними и были против любовной связи своей матери. Ревность и злоба толкнули дочь писательницы Соланж оклеветать свою мать перед Фредериком для того, чтобы разрушить и так подходящие к завершению отношения. Узнав из слов Соланж об многочисленных изменах Жорж Санд , композитор разрывает отношения и уезжает.

Ухудшение здоровья и смерть Шопена

smierc chopina

Возненавидев свою любовницу, он избегает встреч с ней, не отвечает на письма. Когда же состоялась их случайная встреча в 1848 году Шопен, услышав приветствие Санд , просто развернулся и ушел прочь. Это была их последняя встреча. Неудачное завершение длительного романа серьезно подорвало и так слабое здоровье Фредерика Шопена, а его переезд в Лондон серьезно обострил легочный недуг. Сырой климат, постоянные денежные затруднения, разрыв с Санд все это привело к тому, что состояние Шопена становилось все хуже. Приступы кашля учащались и усиливались и один из них стал последним.

Фредерик Шопен скончался в 1849 году, рядом с ложем умирающего находились его друзья и личный врач, который констатировал смерть от туберкулеза. По завещанию усопшего было произведено вскрытие тела и вынуто сердце, которое сестра выдающегося поляка привезла на родину в хрустальном сосуде. Тело композитора было похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже, под аккомпанемент произведений Моцарта (любимого композитора Шопена) и его собственных произведений. Проститься с великим музыкантом собралось бесчисленное количество его поклонников, друзей и знакомых, которые искренне скорбели о грандиозной потере мирового масштаба.

Причина смерти великого композитора

Через несколько лет после смерти композитора среди его биографов и медиков появилось множество версий того, почему же на самом деле умер Шопен. Эти споры не утихают и сегодня. Так, польский ученный Войцех Циши отрицает версию того, что великий музыкант болел туберкулезом. По его версии настоящей причиной смерти и болезнью всей жизни Шопена был муковисцидоз – генетическое заболевание, которое и в наше время считается неизлечимым.

Догадки ученного подтверждает то, что несмотря на активную половую жизнь Шопен не имел детей, его вес никогда не превышал 40 кг и поляк страдал постоянными проблемами с кишечником. Эти симптомы указывают на то, что заболевание Шопена больше похоже на муковисцидоз , чем на туберкулез. Циши также отмечает, что хоть протокол вскрытия исчез в одном из пожаров, существуют записи врачей того времени, которые говорят, что при вскрытии тела Шопена туберкулез не устанавливался как причина смерти.

smierc chopina 2

Сейчас ученный пытается добиться проведения анализов сердца Фредерика Шопена, которое находится в колоне одного из польских храмов. Против этого выступают потомки композитора, которые не хотят беспокоить прах своего предка, который и так в 1949 году был извлечен для осмотра и показал, что останки Шопена отлично сохранились, будучи законсервированы в коньяке.

Значение творчества Фредерика Шопена

Так или иначе, несмотря на тяжелое заболевание и короткий жизненный путь, Шопен успел совершить настоящую революцию в музыке, показав что она необязательно должна быть громоподобной чтобы ее услышали. Его нежные, лирические композиции – это сама жизнь, любовь, надежда. Эта музыка не утратила своей актуальности и до наших дней, звуча современно и необычно, наполняя душу восторгом от услышанного, позволяя прикоснуться к прекрасному.

Несмотря на то что Фредерик Шопен большую часть своей жизни провел за границей, его душа всегда была рядом с польским народом: он горячо сопереживал полякам и даже отправился поддержать свой народ когда началась революция, а ее подавление нанесло сильный моральный урон композитору, повергло его в депрессию, что отразилось в его творчестве. Любовь к Польше Шопен выразил и в своем завещании, желая оставить свое сердце почивать там, где ему и место – на своей родине, к которой тянуло всю жизнь и которая всегда была в сердце.

Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

Если кто-либо знает…

Фредерик Шопен

Единственная фотография Шопена

В костёле Святого Креста

Краковское предместье

Старинный вид на улицу Краковское предместье в Варшаве.
С правой стороны, в глубине, — костёл Святого Креста

Антоний Желислав Енджеевич, племянник композитора, рассказывал:

Мне казалось, однако, что сердце Шопена должно найти упокоение не в подземелье, а в самом костёле Святого Креста. И вот я начал хлопотать об этом, хлопотал долгое время безрезультатно, встречаясь всякий раз с тем аргументом со стороны духовенства, что-де только святых можно в костёле хоронить над полом, а Шопен, хотя и большой гений, святым всё же не был. По счастью, отыскался аргумент на аргумент: вот ведь и пани Гофман не была святой, но её сердце, однако, находится в том же костёле, вмурованное над полом 3) . Аргумент этот, а также добрая воля со стороны священника Соткевича, приходского ксёндза костёла Святого Креста, привели к тому, что согласились и сердце Шопена признать достойным тех же самых вершин, что и сердце пани Гофман. Требовалось лишь, чтобы всё обошлось тихо, без шума, ибо о каком-то торжественном перенесении пока что не могло быть и речи… И вот произошло это вечером, потихоньку, в присутствии лишь нескольких человек. Был я с женой, был ксёндз каноник Якубовский, был Станислав Орновский […] 4) .

Владислав Желеньский

Владислав Желеньский

Один из организаторов и участников той тихой церемонии, Владислав Желеньский, вспоминает 5) :

В памяти осталась та минута, когда вмуровывали это сердце, так много перенёсшее в жизни…

Случилось это вечером. Огромный костёл был слабо освещён… кучка людей, погружённых в свои мысли и в молитву… чувствовала духовную связь с любимым мастером, которому каждый в отдельности был обязан столькими чистыми и возвышенными ощущениями.

Желязова Воля — rediviva

Желязова Воля

Желязова Воля в конце XIX столетия

Милий Балакирев

Моё преклонение перед Шопеном, о чём мне приятно сказать, стало невольной причиной того, что в Польше ему поставили памятник, и случилось это так. Осенью 1891 г., утомлённый служебными обязанностями (во время царствования Александра III, вплоть до его смерти, я занимал должность директора придворной капеллы), попросил я отпуск и, получив его, отправился в Польшу, чтобы отыскать место рождения Шопена. По приезде в Варшаву я обратился к людям, имеющим к музыке значительное отношение, разузнал, где находится Желязова Воля (место рождения Шопена), куда сразу же и выехал.

Ещё более полувека сердце Шопена покоилось в тиши костёла Святого Креста, прерываемой лишь звуками органа, религиозных песен и молитв. Даже Первая мировая война не нарушила этого покоя. Но наступил трагический сентябрь 1939 года: бомбёжки столицы и всей страны, поражение и оккупация. Оккупанты запретили исполнять музыку композитора, а памятник ему в варшавских Лазенках (по проекту Вацлава Шимановского) был в мае 1940 года взорван. И вот 1 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание.

Фигура Христа

У главного входа в костёл Святого Креста.
Фигура Христа была повалена в ходе боёв.
На заднем плане — немецкий офицер

В конце 90-х годов ксёндз профессор Кароль Мровец помог мне встретиться с ксёндзем Алоизом Недзелей, который, как и он, был миссионером. Ксёндз Недзеля — ныне уже покойный — с декабря 1943 года и вплоть до 1960 года служил в качестве священника в костёле Святого Креста и присутствовал при его отбитии повстанцами в августе 1944 года. Он рассказал мне, что незадолго до предполагаемого штурма в приходе Святого Креста появился немецкий священник по фамилии Шульце (Schultze или Schulze — как правильно?). Тот не скрывал от наших священников, что бои в этом районе будут ожесточенными и могут закончиться полным разрушением святыни. Он заявил о том, что ему известно о находящемся в костёле сердце Шопена и что он отдаёт себе отчёт в его значении для поляков. И он предложил, чтобы священники передали ему сердце на временное хранение, пообещав вернуть его по окончании сражений. Не видя иного способа спасти национальную реликвию, священники-миссионеры согласились с предложением немецкого священнослужителя и передали ему урну с сердцем Шопена, которая при помощи нескольких немецких солдат была вынута из разбитой колонны.

Хайнц Райнефарт

Группенфюрер СС Хайнц Райнефарт (крайний слева, в шапке-кубанке) во время боёв
в районе костёла. В усмирении Варшавы, среди прочих, активно участвовали
формирования казаков т.н. Казачьего Стана

Когда об урне с сердцем Шопена доложили фон дем Баху, тот решил передать урну её законным владельцам, иерархам польской Церкви. Он отдавал себе отчёт в важности такого жеста для целей пропаганды. Епископ Ежи Модзелевский вспоминает 14) :

Я был тогда приходским священником [в Милянувеке]. Если мне не изменяет память, 4 сентября 1944 года в Милянувек приехал архиепископ Антоний Шлаговский. А несколько дней спустя (9 сентября 1944 года) появились немецкие офицеры, просившие о встрече с архиепископом. Принятые в доме священника, они выразили пожелание, чтобы представитель Церкви отправился с ними в штаб-квартиру генерала фон дем Баха, где он получит урну с сердцем Шопена. Архиепископ согласился. Вместе с немцами, на двух автомобилях, из Милянувека отбыли: сам архиепископ, приходский священник и ксёндз Михальский (теперешний епископ Гнезна). Мы приехали в варшавскую Волю, в строения фирмы Элибор, где находилась штаб-квартира генерала фон дем Баха. На площади генерал передал архиепископу урну 15) . Процедура передачи снималась на киноплёнку. В том же самом составе все мы вернулись в Милянувек. Урну с сердцем поставили на пианиано в комнате-часовне для приёма гостей, и она постоянно находилась там вплоть до 17 октября 1945 г. — 96-летия со дня смерти Шопена. В тот день ксёндз [Леопольд] Петшик, приходский священник костёла Святого Креста в Варшаве, прибыл в Милянувек и в присутствии проф. [Болеслава] Войтовича и Бронислава Сыдова получил урну, после чего отвёз её в Желязову Волю, а затем в костёл Святого Креста в Варшаве.

Отчёт епископа Ежи Модзелевского по необходимости краток. Епископ не упомянул о том, что урна отнюдь не простояла в одном и том же месте до самого конца войны и что её — на тот случай, если немцы вдруг передумают — укрывали в домах надёжных прихожан. Не упомянул он и о том, что в Желязову Волю урну отвезли по особому пожеланию Болеслава Берута: тогдашний председатель Крайовой Рады Народовой не мог отказаться от участия в шопеновских торжествах, но вместе с тем он не хотел появляться ни в приходе в Милянувеке, ни в костёле Святого Креста.

Если кто-либо знает…

Если кто-либо знает что-нибудь большее о священнике Шульце — откликнитесь!

Друзья Шопена — это наши друзья

Приближаются торжества по случаю двухсотлетней годовщины Фредерика Шопена. По такому случаю хотелось бы показать миру, как много друзей было и есть у нашего композитора, и хотелось бы отдать им дань уважения. Мы упомянули здесь имена польского композитора, педагога и общественного деятеля Владислава Желеньского, незаслуженно отодвинутого в тень, русского композитора Милия Балакирева 18) , под чьим крылом набирал силу Мусоргский, и, наконец, немецкого (австрийского?) священника Шульце (Schultze либо Schulze). Заслуги первых двух перед Шопеном хорошо известны, но и роль последнего в спасении национальной нашей реликвии нельзя обойти молчанием. Шульце достоин столь же благодарной памяти, как и капитан Вильм Хозенфельд, спасший жизнь пианисту и композитору Владиславу Шпильману! 19)

Памятник Шопену

Памятник Шопену в варшавских Лазенках

Не следует ли нам в честь выдающихся друзей Шопена — для начала пусть даже в честь этих троих — установить соответствующие памятные таблички? Можно себе представить некую аллею — возможно, поблизости от монумента в Лазенках или же в окрестностях замка Острогских, — где ежегодно, например, в день его рождения, появлялись бы всё новые и новые таблички с именами его давних и нынешних друзей — ведь у него так много друзей во всех странах мира!

3) Енджеевич ошибается относительно места захоронения сердца писательницы Клементины Гоффман: оно находилось не в варшавском костёле Святого Креста, а в вавельском кафедральном соборе.

8) Granatowa policja — так поляки между собой называли полицию в период немецкой оккупации.

18) Интересно, что первое в мире Собрание сочинений Шопена было издано в 1861—1864 годах в России, и Милий Балакирев являлся его редактором.

Читайте также: