Какое законодательство японии сформировалось под влиянием американского частного права

Обновлено: 02.05.2024

1. Источники и особенности современного права Японии. 5

2. 2. Публичное право. 9

2.1 Конституционное право. Общая характеристика. 9

2.2 Уголовное право. 13

3. Частное право Японии. 19

3.1 Гражданское право Общая характеристика. 19

3.2 Трудовое право. 22

Список использованной литературы. 27

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что правовая система Японии является уникальным производным скрещивания романо-германской и англо-саксонской правовых семей.

Объектом исследования данной работы является правовая система Японии Предметом исследования являются законы, подзаконные акты, договоры, а также все прочие источники избирательного права Японии.

Целью является изучение, рассмотрение и выявление особенностей правовой системы Японии.

Отсюда вытекают следующие задачи:

- Изучить становление правовой системы Японии;

- Рассмотреть особенности гражданского права Японии и смеженных с ним отраслей;

- Проанализировать уголовное право Японии;

- Выявить особенности правовой системы Японии.

В процессе работы использовались следующие методы научного познания: метод анализа, сравнительный метод, логико–правовой, историко-правовой и другие методы научного познания. Информационную базу исследования составили работы Саидова, Тихомирова, Кошелева, Сосковича, Треушникова и др.

1. Источники и особенности современного права Японии

2. Публичное право

2.1 Конституционное право. Общая характеристика

В первую очередь я хочу коснуться такой отрасли публичного права как конституционное право, так как эта отрасль является ключевой, основополагающей, определяющей форму государственного устройства. Именно эта отрасль отражает принципы общественной жизни в государстве и определяет принципы, цели и задачи прочих существующих отраслей и подотраслей. В Японии действует вторая по счёту конституция. Это объясняется тем, что долгое время страна была закрытой для всего мира. Первая конституция была принята в 1889 г., она была составлена по образцу конституции Пруссии 1851 г. Проект действующей Конституции разработан в значительной мере в штабе американских оккупационных войск после поражения Японии во второй мировой войне, представлен правительством Японии в парламент, принят им в октябре 1946 г. и одобрен Дальневосточной комиссией (контрольный орган держав-победительниц). 3 ноября 1946 г. конституция была одобрена императором, и с 3 мая 1947 г. Она вступила в силу, заложив основы нового государственного уклада в Японии. Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции. Конституция 1947 года довольно четко закрепляет три принципа, что является ее особенностью. Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст. 41). Конституция включает в себя обширный список политических, личных, социальных и экономических прав и свобод граждан. Положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил (ст.9) занимает особое место в японской конституции. Включение данной статьи в Конституцию имело своей целью предотвращение возрождения милитаризма На суды возлагается контроль за соблюдением Конституции. Иск о неконституционности акта направляется в суд первой инстанции, и далее, при необходимости, дело может быть доведено до Верховного суда по иерархии. Нужно отметить, что из-за консервативности данного суда, за все время осуществления его деятельности неконституционным было признано только одно положения закона. Император. Главой государства является Император. В Японии действует салическая система престолонаследия. Императорский трон передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Женщины унаследовать власть не могут. Императорская династия в Японии считается древнейшей в мире из сохранившихся на сегодняшний день наследственных монархий. Династия царствует уже более 2500 лет, на сегодняшний день правит 125-й император. С восхождением на престол каждого императора начинает исчисляться новая эра. Императора (с 1989 г. началась эра Хэйсэй - эра правления императора Акихито). Статус Императора имеет свои особенности. Конституция определяет статус Императора следующим образом: "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть" (ст. 1). И далее: "Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти" (ст. 4). Император не обладает правами на собственность в отношении недвижимого государственного имущества. Глава государства и его семья могут только пользоваться им. Любое другое имущество и дары может быть передано в пользу императорской семьи только после одобрения Парламентом. Также правитель не несет никакой ответственности - ни уголовной, ни административной, ни гражданской. Она возложена на правительство и министров. Эти же органы уполномочены осуществлять государственную власть и действия международного направления. Сам же глава государства, де-факто, выполняет лишь действия церемониального характера во внешнеполитических отношениях, например, подписывает дипломатические бумаги, присутствует на праздниках и официальных торжествах. Он является лишь символом eдинства государства и eдинства народа. На основании решения Кабинета Министров император осуществляет следующие функции: обнародует поправки к Конституции, законы, публикует указы правительства, международные договоры, созывает парламент на сесcии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отcтавки министров и некоторых других высших должностных лиц, подтверждает полномочия послов и посланников, принимает иностранных послов и их верительные грамоты, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента он назначает премьер-министра, по представлению последнего - членов Кабинета и главного судью Верховного суда. Но император не обладает правом вето и не является верховным главнокомандующим. Парламент. В Японии высшим государственным и единственным законодательным органом является Парламент, который состоит из двух палат - Палаты представителей (нижняя) и Палаты советников (верхняя). Главными задачами данного органа является принятие законов, разработка государственного бюджета. В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких: по делам Кабинета министров, местной администрации, по вопросам юстиции, внешней политики, государственных финансов, просвещения, по социальным вопросам, по трудовым вопросам, вопросам сельского, лесного и водного хозяйства, по торговле и промышленности, вопросам связи, транспорта, строительства, общественной безопасности, науки и техники, окружающей среды, а также бюджетную, ревизионную, дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внутри-парламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий- аналогичных, кроме комиссий по вопросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей среды. Кабинет министров. Исполнительной властью в Японии обладает Кабинет министров, состоящий из премьер-министра, двенадцати министров и восьми государственных министров, являющимися советниками премьер-министра. В соответствии с Конституцией Японии Кабинет Министров выполняет следующие обязанности: руководство внешней политикой; заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента; организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов. При этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона; принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах. Судебная система. Судебная система Японии включает в себя Верховный суд, восемь Высших апелляционных судов, пятьдесят территориальных и семейных, примерно пятьсот первичных судов. Все суды рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом, чем выше исковая сумма, тяжелее преступление, тем на более высоком уровне судебной системы рассматривается дело. Правовое регулирование судоустройства в Японии осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о судах 1947 г. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд. Также он наделен наиболее широкими полномочиями в качестве высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы судов, адвокатов, прокуроров, обобщает судебную практику, издает руководящие издания, положения, правила. В его состав входит главный судья и четырнадцать судей, Верховный cуд заседает в Токио. Судьи независимы, они вершат суд руководствуясь совестью и подчиняясь только Конституции и действующим законам. Ведение процесса и оглашение приговора в японских судак публичны, за исключением случаев, когда гласность может нанести ущерб общественному порядку или морали. В специальную категорию нижестоящих судов включают семейные cуды. Они выполняют две основные функции: разрешение отнесенных к иx компетенции гражданско-правовых дел по семейным вопросам, а также ведение дел несовершеннолетних. Органы местного самоуправления. Что касается органов местного самоуправления, то они есть в каждом городе и деревне Японии. Всего в государстве около 50 префектур. Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. практикуется также создание промышленно-финансовых округов и территориальных объединений, не являющихся муниципальными образованиями, для решения общих проблем. Местное самоуправление и управление в Японии регулируется в соответствии с законом 1947г. основано на принципе местной автономии. Несмотря на развитую систему местного самоуправления, центральными органами власти в Японии довольно жестко контролируется осуществление своих полномочий органами управления и самоуправления. Координирует их деятельность Министерство по делам местного самоуправления. По моему мнению, японский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Устоявшийся парламентаризм, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, императрическая форма правления, функционирующая в демократической системе власти образуют уникальность Конституции Японии. Также я заметила, что для конституции характерен ярко выраженный пацифизм.

2.2 Уголовное право

3. Частное право Японии

3.1 Гражданское право Общая характеристика

Конечно же нельзя не рассмотреть такую отрасль частного права, как гражданское право. Необходимость выражается в том, что все люди без исключения являются субъектами данной отрасли права и в той или иной мере осуществляют гражданские правоотношения, причем как взвешенно и осознанно - например, вступая в брак, заключая договор лизинга и пр., так и не придавая данному действию значения - приобретаем продукты, расплачиваемся за проезд в общественном транспорте. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим гражданское право в Японии, является Гражданский кодекс. Он состоит из пяти разделов: общей части, вещного, обязательственного, семейного и наследственного права. В качестве субъектов гражданского права выступают как физические, так и юридические лица. Современное гражданское право регулирует все основные отношения частного права, определяя положение этих субъектов и их правоспособность. Все физические лица с момента рождения обладают правоспособностью в сфере частного права. Рождение подразумевает отделение плода от матери и с наступлением этого факта новорожденный становится правоспособным. Плод не является правоспособным, поэтому осуществлять действия в его пользу, например, подавать иск о признании прав плода, с юридической точки зрения не представляется возможным. Исключением является наследование, при котором плод условно можно приравнивать к уже родившемуся ребенку. Прекращение правоспособности следует наступает одновременно с фактом смерти физического лица, подтвержденным диагнозом врача. В случае, когда местонахождение лица неизвестно, его правоспособность не прекращается. Для прекращения ее требуется признание лица безвестно отсутствующим в судебном порядке. В случае возвращения такого лица или получения сведений о его существовании все права полностью восстанавливаются. Права иностранцев на территории Японии в настоящее время ограничены незначительно. Ограничение прав касается только производственной сферы. Для возможности совершения сделок в полной мере необходимо обладать дееспособностью. Под категорию недееспособных в ГК Японии попадают несовершеннолетние, лица, признанные недееспособными и ограниченно дееспособные. Лица признаются недееспособными в случаях потери своих умственных возможностей, заявление самого лица или его супруга, родственников до 4 степени родства, опекуна или попечителя, а также прокурора лица могут совершать определенные действия через или с разрешения своих законных представителей - родителей или опекунов. Процедура осуществляется в судебном порядке, ее осуществляет Семейный суд. Восстановление дееспособности проходит через аналогичную процедуру. Совершеннолетие в Японии наступает в 20 лет. Несовершеннолетние заключившие брак признаются достигшими совершеннолетия. Юридическими лицами признаются те (кроме физических лиц), за которыми законно признана правоспособность. Правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации и может быть ограничена или расширена, что связано с целями организации, нормативным актом или приказом (ст.43 ГК). Вопрос о существовании понятия дееспособности с научной точки зрения является спорным. Реалистическая концепция, утверждающая, что юридические лица в качестве отдельных организационных образований выполняют самостоятельные социальные функции в общественной жизни, признает действия собственно юридического лица, осуществляемая с целью выполнения указанных функций. (см. Общая часть - ст.42). Вещное право. Вещное право отражено в Разделе 2 ГК. Раздел содержит 10 глав: общие положения, право владения, право собственности, суперфиций, эмфитезис, сервитут, право удержания, право имущества, заклад и ипотека. Помимо ГК существует довольно много законодательных актов, регулирующих данные правоотношения. Среди них Закон о горном деле 1950 г., Закон о разработке каменных карьеров 1950 г. И др. Общие положения ГК устанавливают основные принципы гражданских правоотношений по поводу вещных прав, право владения имеет своей целью поддержание стабильности вещных прав, право собственности определяет положение полного господства над вещами, главы суперфиций, эмфитезис, сервитут определяют пределы пользования и извлечения прибыли из земли, право удержания, право имущества, заклад и ипотека устанавливают порядок использования вещей в качестве обеспечения обязательственных прав. Гражданские правоотношения по поводу вещных прав осуществляются, как правило, в виде сделок в целях возникновения, изменения или прекращениях вещных прав, а также в виде наследования. Среди принципов вещного права можно выделить нижеперечисленные принципы. Во-первых, принцип гласности вещного права. Он отражается в ГК в виде положения о необходимости регистрации недвижимости и передачи движимых вещей для изменения вещных прав (ст. 177, 178 ГК). Во-вторых, принцип публичной веры по поводу вещных прав в отношении движимых вещей. Этот принцип охраняет стабильность сделок, например, в случаях когда регистрация сделки не совпадает с реальным положением вещей или отсутствия у владельца права собственности сделки все же признаются действительными. Сущность вещных прав, закрепленных в ГК, состоит в прямом господстве над определенным предметом, т.е. в осуществлении непосредственного господства над предметом вне зависимости от действий других лиц, и в исключительности права, т.е. недопущении установления никакого иного права, аналогичному по содержанию, получения выгоды. При нарушении нормального состояния вещных прав в отношении права владения к нарушителю возникает право требования об устранении данного нарушения. ГК устанавливает три вида права требования: иск о возвращении владения, иск о поддержании владения, иск о сохранении целостности владения. Обязательственное право. Обязательственное право в Японии регулируется Разделом 3 ГК. Данный раздел состоит из пяти глав, таких как: общая часть, договор, ведение чужих дел без поручения, неосновательное обогащение, деликт. Основания возникновения обязательств раскрываются в ст. 527-724 ГК: договор, ведение чужих дел без поручения, неосновательное обогащение, деликт. Помимо оснований закрепленных в данном кодексе можно выделить также завещание и основания предусмотренные текущим японским законодательством. Самым распространенным основанием является договор. Кодекс закрепляет следующие виды: купля-продажа, дарение, мена, заем, аренда, безвозмездное пользование, подряд, личный наем, поручение, хранение, совместная деятельность, пожизненное содержание, мировое соглашение. Целями обязательства называют предоставление, т.е. действия должника, составляющие содержание обязательства. Стороны обязательственных правоотношений могут свободно определять эти цели. В качестве условий установления обязательств ГК выделяет следующее: ·законность - содержание обязательств не должно противоречить общественному порядку и добрым нравам; ·осуществимость - обязательства должны быть осуществимы не только фактически, но с социальной точки зрения; ·определенность - установление должно осуществляться на основе определенных конкретных критериев, при этот не требуется необходимость в реальном существовании вещи, в отличии от вещного права. По сущности своей обязательство представляет собой право требовать от определенного лица совершения определенного действия. В случае неисполнения обязательства имеется возможность истребовать от должника принудительного исполнения обязательства или возмещения вреда через государственные органы. Среди способов принудительного исполнения обязательств можно выделить следующие способы. .Непосредственное принудительное исполнение, при котором применяется сила государственной власти, если должник игнорирует требование. .Косвенное принудительное исполнение. Данный способ заключается в причинении должнику невыгод, например, штраф или арест.

3.2 Трудовое право

Читайте также: