Какое соглашение вступило в силу с января 1996 г между ес и турцией

Обновлено: 30.06.2024

Залог стабильности на европейском континенте кроется в балансе отношений ЕС с Турцией и Россией. Об этом написал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в статье, посвящённой будущим связям Анкары и Брюсселя. Боррель считает, что европейцы вправе задавать своему партнёру вопросы, поскольку страна претендует на вступление в Евросоюз. Турция набрала силу, и с ней приходится считаться, в то же время у ЕС с Анкарой есть немало расхождений, констатировал политик. Он выразил уверенность, что стороны в дальнейшем могут изменить свои отношения к лучшему. Однако эксперты сомневаются, что власти Турции пойдут на уступки ради членства республики в ЕС.

Стабильность в Европе невозможна без баланса в отношениях ЕС с Турцией, считает глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Об этом он написал в своём блоге.

По словам верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, напряжённость в отношениях с Турцией стала одной из важнейших проблем ЕС в 2020-м и есть вероятность, что эта ситуация сохранится и в следующем году. Боррель напомнил, что европейская интеграция была связана с необходимостью устранить конфликты между странами.

Год назад, когда Боррель заступал на нынешний пост, отношения Брюсселя и Анкары уже развивались по нисходящей траектории, отметил дипломат. Взаимные ожидания от договора, подписанного Турцией и ЕС в 2016 году после миграционного кризиса 2015-го, не оправдались, хотя это соглашение и помогло контролировать миграционные потоки в направлении Европы.

В Анкаре состоялись переговоры глав МИД ФРГ и Турции, а в ближайшее время запланирована и встреча лидеров — Ангелы Меркель и Реджепа.

Он пояснил, что приветствует заявления турецкой стороны о заинтересованности в присоединении к Евросоюзу, но эти заявления должны подтверждаться действиями.

Как отметил в комментарии RT доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули, возможно, речь идёт о расширении договора 2016 года.

По мнению директора Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева, если под предложением Турции руководство ЕС подразумевает приглашение Анкары к диалогу, то этого недостаточно.

Глубинные противоречия

Напомним, 11 декабря стало известно о планах Евросоюза расширить персональные санкции против Турции. Решение было принято на саммите глав стран ЕС в Брюсселе.

Поводом для новых ограничений стали геолого-разведочные работы на кипрском шельфе, которые ведёт Турция вопреки позиции Республики Кипр и Европы.

Кроме того, Евросовет призвал верховного представителя ЕС и Еврокомиссию предоставить доклад о состоянии политических, экономических и торговых отношений между Евросоюзом и Турцией до заседания глав стран ЕС в марте 2021 года. Он также должен включать информацию о возможных действиях, включая расширение санкций.

Напомним, нынешнее противостояние в Восточном Средиземноморье связано с открытием в 2010-х годах крупных газовых месторождений на кипрском шельфе. С точки зрения Евросоюза, единственной страной, имеющей права на эти ресурсы, является признанная на международном уровне Республика Кипр. Однако Турция оспаривает это и считает, что права на разработку недр принадлежат также Турецкой Республике Северного Кипра, которая признана только Анкарой.

Турция развернула в Восточном Средиземноморье бурильные работы. В 2019 году в этот район были направлены буровые корабли Fatih и Yavuz. В 2020 году Турция послала в спорный регион ещё одно исследовательское судно — Oruc Reis.

Обнаружение крупных месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье ведёт к обострению тлеющих конфликтов в регионе, считают.

При этом власти республики считают санкции ЕС несправедливыми. Как заявил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя итоги саммита лидеров ЕС, Анкара требует, чтобы Брюссель выполнил данные ей обещания.

Впоследствии он также подчеркнул, что Турция не позволит нарушать свои права и суверенитет.

Как пояснил Александр Тэвдой-Бурмули, ключевая проблема в отношениях сторон состоит в том, что целый ряд стран ЕС, включая Францию и Великобританию, выступают против членства Турции в объединении и блокируют процесс её интеграции по геополитическим причинам.

Спор из-за недр кипрского шельфа не единственная за последние годы причина разногласий между ЕС и Турцией.

С помощью подписанного в 2016 году между Анкарой и Брюсселем соглашения руководство Евросоюза рассчитывало остановить приток переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Согласно статистике европейской службы Frontex, за 2015 год по этому маршруту в Евросоюз перебрались порядка 885 тыс. нелегальных мигрантов.

Напомним, Турция тогда согласилась принимать и размещать на своей территории нелегальных мигрантов, высылаемых из ЕС.

В свою очередь, Брюссель обязался забирать с турецкой территории одного легального сирийского беженца в обмен на одного нелегала. Кроме того, Турция должна была получить от ЕС финансирование в размере €6 млрд до 2019 года.

Возобновление переговоров о возможном членстве Турции в ЕС стало ещё одним условием соглашения.

Хотя в целом договорённости выполнялись, в начале 2020 года Турция открыла границу с Европейским союзом для сирийских беженцев. Как заявил тогда Реджеп Тайип Эрдоган, Брюссель ничего не сделал для помощи Анкаре по вопросу беженцев из САР.

Стоить напомнить, что первые усилия по интеграции в европейское сообщество Турция предприняла ещё в 1959 году. Тогда республика подала заявку на ассоциированное членство в только что созданное Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В 1963 году стороны подписали договор, предоставивший Турции статус ассоциированного члена ЕЭС.

Однако в дальнейшем процесс интеграции застопорился из-за внутриполитической нестабильности в Турции.

В 1987 году Турция подала заявку на вступление в Европейское сообщество, но её отклонила Еврокомиссия. Исключение Анкары из числа кандидатов в Европе мотивировали тем, что в стране практикуются пытки, а также тем, что турецкие войска остаются на Кипре.

Однако в 1999 году лидеры ЕС всё же предоставили Турции статус кандидата на членство в союзе.

Несмотря на это, а также на заявления еврочиновников, эксперты сомневаются, что страна сможет стать членом Евросоюза.

Похожей точки зрения придерживается и Александр Тэвдой-Бурмули. При этом, по его мнению, сегодня республика уже не так заинтересована в евроинтеграции, как раньше.

20 марта вступило в силу соглашение Брюсселя и Анкары о мерах по ограничению притока беженцев в Европу. У немецких экспертов и правозащитников их план вызвал много сомнений.

Европейские лидера на саммите в Брюсселе

"Договор с Турцией одобрен", - написал финский премьер-министр Юха Сипиля в своем аккаунте в "Твиттер", как только он и 27 лидеров других стран ЕС завершили переговоры с главой турецкого правительства Ахметом Давутоглу во время двухдневного саммита в Брюсселе. По итогам встречи, закончившейся в пятницу, 18 марта, Евросоюз и Турция согласовали детали плана по урегулированию миграционного кризиса, который вступил в силу в воскресенье, 20 марта.

Что получит ЕС

Ключевой момент, о котором ЕС и Турция договорились еще на предыдущем саммите в начале марта, остался без изменений. Анкара будет принимать назад всех мигрантов, которые переправляются с турецкого берега на территорию Греции нелегально, то есть на лодках контрабандистов.

Это правило будет применяться как к бежавшим из зоны военного конфликта, так и к экономическим переселенцам, пытающимся попасть в Европу для улучшении условий жизни. Прибывающие в Грецию беженцы будут проходить регистрацию, а их заявления будут рассматриваться в индивидуальном порядке. Согласованный на саммите план вступил в силу 20 марта, но первая партия беженцев отправится на турецкий берег 4 апреля.

Беденцы на греческом острове Лесбос

ЕС будет отправлять назад в Турцию всех мигрантов, которые нелегально попадут на его территорию

В обмен на каждого мигранта из Сирии, который попал в ЕС нелегально и был выдворен, Евросоюз обязуется легально забирать из Турции одного сирийского беженца. Приоритет будет отдаваться женщинам и детям, а также тем, кто не пытался попасть в Грецию нелегальным путем. ЕС согласился забрать из Турции по этой схеме до 72 тысяч мигрантов. По мнению европейских лидеров, это должно остановить приток в Европу нелегально прибывающих беженцев.

Что получит Турция

В ответ на помощь Анкары в урегулировании миграционного кризиса ЕС пообещал ускорить либерализацию визового режима с Турцией. Он может быть отменен к концу июня, если турецкая сторона выполнит 72 условия, которые для этого необходимы. Пока Турция отчиталась за выполнение только половины из них. Кроме того, в ближайшие месяцы начнутся переговоры по одному из критериев вступления Турции в ЕС - наличию достаточных финансовых ресурсов.

Брюссель также согласился ускорить выплату Анкаре обещанной финансовой помощи в размере трех миллиардов евро, однако конкретных обещаний по поводу дополнительных трех миллиардов евро, которые просила Турция, со стороны ЕС сделано не было.

Спорный план

По мнению опрошенных DW экспертов, практическая реализация достигнутых договоренностей вызывает много вопросов и создаст серьезные дополнительные риски для Евросоюза. Так, Ольга Гулина, директор Института миграционной политики в Берлине, полагает, что согласованный в Брюсселе план "дает краткосрочную передышку" в решении проблемы с беженцами, а впоследствии будет способствовать росту внутренних противоречий между странами-членами ЕС.

Лидер Партии независимости Соединенного королевства Найджел Фараж

Великобритания должна выйти из ЕС в случае вступления Турции, заявил лидер британской партии UKIP

Более того, из текста соглашения совершенно не ясна "внутренняя логистика" при реализации плана, добавила Гулина: вызывает большие сомнения то, каким образом будет организована отправка лиц, нелегально въехавших на территорию ЕС, обратно в Турцию.

Правозащитники против

Другие эксперты указывают на то, что у Греции нет необходимой инфраструктуры, чтобы уже 4 апреля начать реадмиссию мигрантов. То, что этот процесс удастся наладить так быстро, "более чем сомнительно", считает Гюнтер Майер (Günter Meyer), возглавляющий Центр исследований арабского мира в университете имени Иоганна Гутенберга в Майнце. По его мнению, маловероятно, что Афины смогут в такой короткий срок предпринять необходимые организационные шаги и урегулировать правовые вопросы, связанные с отправкой беженцев в Турцию.

Второй вопрос, отметил Майер в интервью DW, состоит в том, насколько условия отправки мигрантов из Греции в Турции будут соответствовать стандартам международного права. Сомнения в том, что эти нормы будут соблюдены, выразили многие правозащитные организации, раскритиковавшие соглашении между ЕС и Анкарой. Они уверены, что Турция, где регулярно нарушаются права человека, не может считаться безопасной страной для пребывания беженцев.

Закрытое окно в Европу: почему вступление Турции в ЕС вновь откладывается на потом

На днях Европейская комиссия (ЕК) опубликовала отчет, в котором были обозначены перспективы вступления Турции в Европейский союз (ЕС). Согласно документу, проблема членства республики в ЕС зашла в тупик из-за таких вопросов, как верховенство закона, фундаментальные права человека и непрозрачность судебной системы.

Официальная Анкара посчитала постановление европейского органа проявлением двойных стандартов и не согласилась с критикой как внутренней, так и внешней политики.

Международная редакция Федерального агентства новостей разбиралась, как турецкие политики восприняли документ ЕК и с какими препятствиями республика сталкивается на пути в Европу.

Доклад Еврокомиссии

19 октября был опубликован отчет ЕК о процессе расширения Евросоюза, в котором были рассмотрены перспективы ряда стран Восточной Европы, в том числе Турции, по вступлению в континентальный блок.

Согласно документу, Анкара является ключевым партнером ЕС в таких важнейших областях, как миграция, борьба с терроризмом, экономика, торговля, энергетика и транспорт. Евросоюз также заявил о расширении диалога с Турцией в 2021 году, отметив заинтересованность в выстраивании взаимовыгодных отношений со средиземноморским государством.

Однако особое внимание в отчете было уделено правам человека, верховенству закона и независимой судебной системе — вопросам, которые вызывают настороженность как в самой Турции, так и за ее пределами. В частности, авторы документа раскритиковали тот факт, что особые полномочия президента, введенные после попытки государственного переворота в 2016 году, до сих пор остаются в силе.

Ответ Анкары

Анкара прокомментировала доклад, традиционно опровергнув все тезисы ЕК. Министерство иностранных дел Турции заявило, что отчет демонстрирует двойные стандарты со стороны ЕС. Власти республики также обвинили блок в невыполнении своих обещаний и обязанностей по отношению к Анкаре.

Закрытое окно в Европу: почему вступление Турции в ЕС вновь откладывается на потом

В пресс-релизе МИД также выражено непонимание критики Евросоюза в отношении политики, проводимой Турцией с точки зрения критериев функционирования рыночной экономики. Как считает руководство республики, ЕС сам постоянно откладывает обновление Таможенного союза, а поэтому и вовсе не имеет право напоминать Анкаре о ее обязательствах.

Несмотря на несогласие с критикой европейцев, Турция все же заявила о намерении продолжать согласовывать свои действия с законодательством ЕС для дальнейшего вступления в европейский блок.

Путь к членству в Евросоюзе

С 1964 года Турция является ассоциированным членом Евросоюза и в 1987 году подала заявку на вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) (предшественник ЕС). Анкара подписала соглашение о Таможенном союзе с ЕС в 1995 году и была официально признана кандидатом на полноправное членство в декабре 1999 года на саммите Европейского совета в Хельсинки.

Переговоры по этому вопросу стартовали в 2005 году, однако прогресс был медленным. Так, например, в 2009 году Республика Кипр заблокировала 6 глав переговоров, утверждая, что Турции необходимо сначала нормализовать отношения с Никосией. В 2013 году, после разгона Анкарой массовых демонстраций на стамбульской площади Таксим, Германия заблокировала начало новых переговоров с Турцией о вступлении в ЕС.

Соглашение о беженцах, заключенное в начале 2016 года между Анкарой и Брюсселем, должно было ускорить процесс интеграции и разрешить туркам безвизовые поездки по Европе, однако переговоры окончательно зашли в тупик. Впоследствии некоторые страны-члены ЕС подвергли критике сделку, указав на то, что руководство республики использовало миллионы сирийских беженцев в качестве рычага давления на Брюссель, чтобы получить больше денег.

После попытки военного переворота в Турции в июле 2016 года репрессивные действия руководства страны против оппонентов усилились. 6 июля 2017 года ЕП принял резолюцию, призывающую страны ЕС и Еврокомиссию приостановить переговоры об интеграции Анкары до тех пор, пока ее власти не внесут поправки в конституционную реформу. В данном случае речь идет о расширении президентских полномочий Реджепа Тайипа Эрдогана — инициатива была одобрена по итогам референдума.

В мае нынешнего года Европарламент опубликовал доклад, в котором говорится, что уровень отношений между Евросоюзом и Турцией достиг исторического минимума, в связи с чем ЕС должен полностью пересмотреть их. По мнению депутатов, Анкара все больше дистанцируется от ценностей и стандартов ЕС, и Брюссель должен официально приостановить переговоры о вступлении этой страны в блок, если средиземноморское государство не изменит свое поведение.

Четыре года назад и сам президент Эрдоган заявлял о том, что на фоне разногласий между Анкарой и Брюсселем его страна больше не нуждается в членстве в Евросоюзе, однако отказываться от переговоров не станет.

Перспективы членства

Аналитик Королевского института Элькано и научный сотрудник Немецкого института международных отношений и безопасности Ильке Тойгур считает, что, хотя правительство Эрдогана и представило пакет судебных реформ и план действий в области прав человека, Анкаре еще предстоит предпринять конкретные действия, которые подтвердили бы приверженность верховенству закона.

В качестве примера демонстрации таких намерений политолог привела выполнение решения ЕСПЧ в отношении Османа Кавалы и Селахаттина Демирташа. Однако, как уже становится ясно, турецкий лидер не собирается выпускать этих людей на свободу.

По словам аналитика, в таких условиях европолитики стремятся сохранить альтернативные пути продвижения общих интересов с Анкарой. Так, в апреле председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель провели переговоры с Эрдоганом об обновлении Таможенного союза и управлению миграцией. Правда, тогда визит скорее ознаменовался скандалом со стулом.

Часть турецких аналитиков раскритиковала отчет ЕК. Так, председатель Центра экономических и внешнеполитических исследований (EDAM) Синан Ульген оказался разочарован тем, что Европа постоянно повторяет позицию Греции и Кипра касательно границ морских юрисдикции в Средиземном море.

Директор консалтинговой компании Eurasia Group, журналист Эмре Пекер в своем аккаунте в Twitter указал на реалистичность положения дел вокруг членства Анкары в европейском альянсе.

В свою очередь, официальная Анкара также подтвердила свой курс на Европу. Заместитель главы МИД Турции Фарук Каймакчи считает, что освободившееся место в Евросоюзе после Brexit может занять как раз Анкара.

Однако граждане прекрасно понимают, что Турция находится в листе ожидания с 2005 года и все это время интеграция откладывалась на потом. Поэтому, даже несмотря на последние заявления Эрдогана и его правительства, едва ли стоит ожидать вступления Анкары в Евросоюз при действующей власти.

Что нам известно о соглашении между Турцией и Евросоюзом по вопросу беженцев?

Соглашение между ЕС и Турцией по вопросу размещения беженцев вступило в силу в прошлое воскресенье, 20 марта, несмотря на сомнения в его юридической правомерности, высказанные неправительственными организациями и ООН.

В документе отмечены пути закрытия морского маршрута через Эгейское море – между Турцией и Грецией – для мигрантов и организаторов нелегальной переправы.

Основные опасения со стороны критиков этих договоренностей касаются того, что к мигрантам, у которых есть все основания для подачи прошения на получение статуса беженца, будут относиться как к нелегалам и вернут назад в Турцию. Одной из причин этого является то, что Греция не располагает ни ресурсами, ни инфраструктурой для размещения у себя такого числа беженцев с предоставлением им соответствующих гарантий.

В соответствии с договоренностями, мигранты будут направляться обратно в Турцию, начиная с 4 апреля. Впрочем, эту дату многие эксперты называют нереальной.

Что указано в документе?

В соглашении, подписанном странами-членами Евросоюза и Турцией в Брюсселе 18 марта, ставится цель разрушить “модель контрабандного бизнеса” по переправе мигрантов, предлагая последним “альтернативный путь с наименьшим риском”.

  • * Начиная с 20 марта, все нелегальные мигранты, прибывающие морем из Турции на греческие острова, будут возвращены в Турцию*

Все затраты будут покрываться Евросоюзом. Остальные пункты соглашения должны быть приведены в соответствие с международным законодательством по вопросу беженцев, чтобы избежать возврата всех без исключений. Такие “экстраординарные меры призваны положить конец человеческим страданиям и восстановить порядок”.

  • В обмен на каждого сирийского мигранта, возвращенного в Турцию из Греции, другой сирийский беженец должен быть размещен в одной из стран ЕС. Размещение мигрантов в ЕС, как утверждается авторами документа, должно проходить, исходя из принципа ООН по первоочередной помощи наиболее уязвимым слоям населения.

Страны Евросоюза говорят, что уже готовы принять 18 тысяч мигрантов и 54 тысячи предоставлены гуманитарными организациями и добровольцами.

  • Турция в свою очередь берет на себя задачу по закрытию морской переправы или сухопутных путей для нелегальной миграции
  • Процедура ослабления визового режима для граждан Турции будет “ускорена” и вступит в силу не позже июня 2016 года
  • ЕС постарается побыстрее выплатить Турции ранее обещанные 3 млрд евро и организует дополнительное финансирование на такую же сумму. Второй транш должен быть получен Анкарой в 2018 году.
  • Евросоюз и Турция согласились придать новый импульс процессу вступления страны в содружество
  • ЕС и Турция выразили приверженность совместной работе по улучшению гуманитарной ситуации в Сирии

В первую очередь, стороны договорились о возможности создания “безопасных буферных зон” поблизости от границы с Турцией для размещения беженцев и улучшения условий жизни местного населения.

Что говорят об этом соглашении?

Наиболее быстрая и нестандартная реакция тут же была получена от UNHCR .

Агентство ООН по делам беженцев решило “снизить свою роль” в этом вопросе, что означает продолжение мониторинга, но отказ от помощи. “ UNHCR не является участником соглашения между ЕС и Турцией и не будет вовлечено в процесс возвращения или задержания” (мигрантов), – заявила представитель агентства Мелисса Флеминг 22 марта.

Организация Врачи без границ решила остановить свою деятельность в лагере беженцев Мориа на острове Лесбос (Греция) и в центре по регистрации мигрантов. Также представители организации отозвали своих сотрудников из Идомени из соображений безопасности после того, как двое мигрантов совершили акты самосожжения.

Междунардная организация ICR также прекратила поддерживать ряд программ по спасению жизни и помощи мигрантам, как сообщает агентство
Reuters

Правозащитная организация Amnesty International назвала соглашение “историческим ударом по правам человека”.

Некоторые даже думают, что эти договоренности создадут новые возможности обогащения для контрабандистов, которым “чем труднее барьеры, тем выше заявленная цена услуг”.

Флаги Турции и ЕС в Стамбуле

© AP Photo, Osman Orsal, File Anadolu Ajansı, Турция

На саммите лидеров Европейского союза (ЕС), состоявшегося в режиме онлайн 25-26 марта 2021 года, были даны оценки по поводу разработки вакцин от коронавируса нового типа (covid-19), целей в области цифровизации, отношений ЕС с Россией и Турцией. В частности, суждения относительно отношений ЕС и Турции имеют большое значение для развития этих отношений, выявления сфер конфликта и сотрудничества между ними. В контексте отношений ЕС и Турции на саммите были затронуты такие темы, как Восточное Средиземноморье, Ливия, беженцы, борьба с терроризмом, Таможенный союз, а также ряд вопросов, связанных с внутренней политикой Турции.

Переговоры до саммита

Состоявшиеся непосредственно перед саммитом ЕС переговоры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), а также министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем (Josep Borrell) дали положительные сигналы о том, что наряду с конфликтными сферами двусторонних отношений на саммите также будет уделено внимание и сферам сотрудничества.

В то же время акцент на том, что Турция является стратегическим союзником — на заседании министров иностранных дел стран — членов НАТО — был одним из признаков того, что на встрече лидеров ЕС не будет принято решение о санкциях в отношении Турции. Помимо этого, прозвучавшие до саммита ЕС заявления некоторых руководителей стран — членов ЕС об отношениях ЕС и Турции также содержали более позитивные сигналы. Например, канцлер Германии Ангела Меркель расценила шаги, предпринятые Турцией в Восточном Средиземноморье, и начавшиеся между Турцией и Грецией предварительные переговоры как заслуживающие одобрения. Аналогичным образом премьер-министр Италии Марио Драги выразил необходимость сотрудничать с Турцией по таким направлениям, как борьба с терроризмом и миграция. Несмотря на некоторую несоразмерную и несправедливую критику относительно ряда решений, принятых Турцией во внутренней политике, также говорилось о том, что в двусторонних отношениях ЕС и Турции невозможно игнорировать необходимость сосредоточиться на сферах сотрудничества. Так, министр иностранных дел Испании Аранча Гонсалес Лайя (Arancha Gonzalez Laya) заявила о необходимости выстроить позитивную повестку дня в отношениях с Турцией. Все эти переговоры, состоявшиеся перед саммитом ЕС, и позитивная риторика некоторых стран — членов ЕС об отношениях с Турцией сформировали ожидания о том, что на саммите отношения ЕС и Турции будут рассматриваться на рациональном и равноправном уровне, будут предприняты конкретные политические шаги.

Заявление по итогам саммита лидеров ЕС

Судя по итоговому заявлению, опубликованному после саммита 25-26 марта, на встрече в рамках отношений ЕС и Турции на передний план больше всего вышли такие вопросы, как Восточное Средиземноморье, проблема беженцев, модернизация Таможенного союза. В заявлении также присутствуют тезисы о том, что ЕС готов к переговорам с Турцией по общественному здравоохранению, климату, борьбе с терроризмом и региональным вопросам. Кроме того, в итоговом документе содержится призыв к Европейской комиссии об активизации сотрудничества с Турцией по либерализации визового режима и отмечается, что оставшиеся вопросы будут включены в повестку дня нового саммита, который состоится в июне 2021 года.

В заявлении подчеркивается, что ЕС приветствует предварительные переговоры, которые проводятся между Турцией и Грецией в последнее время, и шаги по снижению напряженности в Восточном Средиземноморье. Также говорится, что Жозеп Боррель будет вести работу над проведением многосторонней конференции по Восточному Средиземноморью, члены ЕС будут внимательно следить за развитием событий и придерживаться согласованного со сторонами подхода. На саммите была очень высока вероятность того, что Греция и греческая администрация Южного Кипра будут оказывать давление на членов ЕС, добиваясь введения санкций против Турции. Однако было видно, что ЕС не желает вводить санкции. Таким образом, политика, проводимая Турцией в Восточном Средиземноморье в последнее время, обеспечила снятие напряжения и предотвращение конфликтной ситуации не только в отношениях ЕС и Турции, но и в то же время внутри ЕС.

А в вопросе беженцев были озвучены позитивные сигналы о том, что ЕС придает значение взаимодействию с Турцией в этом направлении. В заявлении отмечается, что прием Турцией сирийских беженцев и меры, принятые относительно перемещения беженцев в Европу, очень важны для ЕС. Кроме того, на саммите также была подчеркнута необходимость укрепления сотрудничества двух сторон в сфере управления миграцией. В этой связи был сделан акцент на развитии сотрудничества в таких сферах, как борьба с незаконной миграцией, обеспечение возвращения в Турцию нелегальных мигрантов и лиц, чье прошение о предоставлении убежища отклонено. Тот факт, что данный дискурс по поводу беженцев, который долгое время используется и не идет дальше политической риторики, по-прежнему так и не воплотился в конкретную политику, показывает, что это представляет собой тактику затягивания времени. Глядя на заявления ЕС по проблеме беженцев, становится понятно, что Турция является незаменимым партнером для союза. Кроме того, наряду с проблемами, вызванными covid-19, страны — члены ЕС также боятся столкнуться с дополнительными проблемами, которые могут возникнуть из-за возможного наплыва беженцев из Турции.

Еще один вопрос, затронутый на саммите, — модернизация Таможенного союза, которую ЕС много лет откладывает в долгий ящик. На саммите было заявлено, что ЕС готов к важным шагам в этом вопросе. Была подчеркнута необходимость развивать экономические отношения с Турцией и отмечено, что для углубления этих отношений Европейский совет должен начать работу по пересмотру Таможенного союза, о чем годами только просто говорилось.

Будущее отношений ЕС и Турции

Рабочий визит премьер-министра РФ М. Мишустина в Грецию. День второй

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: