Какое решение принимает пилат в начале допроса

Обновлено: 04.07.2024

Его тема – это тема общей
человеческой ответственности
за судьбу добра и красоты,
истины в человеческом мире.

И. Виноградов.
Завещание Мастера. 1968 г.

Слово учителя. Начинаем разговор о романе М. Булгакова, который переосмыслил евангельскую историю. Особое внимание мы обратим в течение урока на художественные средства и словарную работу. Сейчас весь класс делится на 2 группы:

1 группа отвечает на вопросы, связанные с образом Иешуа Га Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, раскрывающие образ Понтия Пилата. (Вопросы смотри в приложении)

– Определите главных героев романа Булгакова “ Мастер и Маргарита” (ответ на этот вопрос поможет определить тему, идею произведения, его проблемы, осознать сюжетные линии).

– Так кто же герои?

– Посмотрим, правы ли вы. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?”. И что слышит в ответ? (“Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера)

Мастер создаёт оригинальное произведение. В Евангелии от Иоанна, которое любил Булгаков, речь о страданиях Понтия Пилата не идёт.

Итак, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га Ноцри. Почему? Это мы и выясним в дальнейшей нашей беседе.

-Какая деталь важна для раскрытия характера героя?

Вы хорошо знаете, что раскрытия характера героя, его внутреннего мира большое значение имеет портрет. Какими же предстают перед нами два героя – Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри, бродячий 27 летний философ, оказавшийся перед глазами владыки. О чём это говорит?

а) “ этот человек был одет… “ (гл.2)

– Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой обыкновенный, простой человек. Почему? Какие проблемы будут решаться: богословские или реальные, мирские?

(роман посвящён земной жизни, история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.)

б) Второй участник сцены? (зачитать эпизод из гл.2)

– Какая деталь в описании обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).

– О чём это говорит? (человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”. Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: “свирепое чудовище”).

-Сейчас он страдает от головной боли, об этом говорит автор, обращаясь к одной детали его портрета – глазам. И эта деталь играет огромную роль в характеристике героя. Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь? (гл.2) (Страдающие от боли глаза. Именно эта деталь помогла Иешуа догадаться о страданиях Пилата и освободить его от них. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям. Стоящий перед прокуратором человек заинтересовал его своими речами).

– Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2) (С П.П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль. Но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. В нём внутренняя сила, заставляющая других слушать его).

– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (история с Левием Матвеем, гл.2). И далее Прокуратор задаёт вопрос о том, правда ли, что он , Иешуа Га – Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечал: “Я, учитель, …гл2)

– После этих слов встаёт вопрос о том, что такое истина?

– Цель нашего урока понять, что такое истина? Чья позиция нам ближе : Булгакова или его героев. Попробуем сформулировать это понятие. (Даю 1-2 минуты; запишите предложение, как вы понимаете это слово. Каждый записывает, затем читает).

– Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. (На доске запись: Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).

– Тема добра, истины отражена не только в художественной литературе, но и в искусстве. Художник Иванов в своей картине “Явление Христа народу” даёт своё понятие истины. Истина – это то, что было дано первоначально от Бога, эту истину несёт Сын Божий.

Крамской в своём полотне “Христос в пустыне” показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. Измученный, омывший слезами и муками грехи мира, в смиренной простоте он несёт истину миру. Библейская тема отражена и в картине Ге “Что такое истина?”.

– Возникает удивительное в разговоре Понтия Пилата и Иешуа. Что же ответит Иешуа на этот иронический вопрос прокуратора?

- А что же заявляет Иешуа об этом? (ответ Иешуа найдите в гл.2.)

– Чем поразителен ответ? – Тем, что абстрактное, далёкое понятие – истина – оказывается живым, тем, что это сейчас истина, а что потом? Вот оно – в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается в нём же. Почему у Понтия болит голова: от роз – символа христианской веры, истины. И далее Иешуа развивает это понятие и говорит, что для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. И если бы он поговорил с Крысобоем, то резко изменил бы свой взгляд. К истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. (стр.23 гл.2) “ Мне пришли в голову кое– какие мысли…”

– Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? (стр.26 гл.2)

Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

– Но так всё разрешиться не может, люди, имеющие власть, боятся потерять её. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему (стр.26-27 гл.2)

Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же?

– Позже Иешуа произнесёт это вслух, разговор об истине не закончен. ( “В числе прочего…)

– Нужна ли такая истина Понтию? ( нет, подтвердите ответ словами из текста)

– Что вдруг случилось с прокуратором? Он ведь несколько минут назад сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.27. “ Слушай, Га Ноцри,– заговорил вдруг…)

– Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?

Пилат смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. Для него занимаемое место – “золотая клетка”, за себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести . Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому он сейчас и продаст Иешуа. Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает нравственно, предав Иешуа. Понтий Пилат относится числу людей, у которых есть совесть. Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, но только нравственная.(стр.27 “Мысли понеслись короткие…).

– После утверждения решения казни Синедрионом, какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего– то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой. Пришла другая мысль, мысль о бессмертии. Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.(гл.2)

– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. Уже сейчас Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить “приговор” себе.(гл.2)

– Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа передаёт перед смертью. И эти же слова повторит Афраний, начальник тайной полиции Понтия Пилата.(гл.2)

– Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? Что с этим пришло к Пилату? О чём говорит данная деталь – голос? (Вот пришло возмездие. Уйти от него невозможно. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).

-Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет Пилату оправдать себя. Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(гл.25). Исполнительность Афрания не подвела и на этот раз. Ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, “не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали”. (гл. 26 стр.311)

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним ещё одного героя – Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? (Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой горы. Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил, и легионера окинул мутным , равнодушным ко всему взором как человек не чувствительный к физической боли.(гл. 16 стр.169). Больше всего Матвей хочет (гл.16). И дальше – гл. 16 стр. 171.

– Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. Так решается проблема верности и предательства.)

– Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26)

– Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? (Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом “гл.26 стр. 317”. Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду).

– Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. (Воланд и его свита несутся на волшебных конях…). На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: гл.32 стр.367. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – это великий грех, и за это человек расплачивается бессмертием).

– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.

– Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький “Старуха Изергиль”, легенда о Ларре).

- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (гл.32).

– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

– Подведём итоги сказанному. Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).

– Какие это проблемы: (составляем схему или таблицу…)

Итог урока. Обобщающий вопрос: “В чём смысл Евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?”.

Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера; б) изображение мира искусства в романе в) общей атмосферы жизни30х годов 20 в., используя гл. 5,6,7,9,13,27.

Мастер и Маргарита

Цель первых уроков – показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Слово учителя

Роман, принадлежащий перу Мастера, – это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно. Мастер создает оригинальное художественное произведение: в Евангелии от Иоанна, которое больше всего любил Булгаков, не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек. Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?

Опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Для анализа берутся главы 2, 16, 25, 26, 32-я, эпилог.

Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Но сейчас он страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета – глазам.

Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше. Но стоящий перед ним человек заинтересовал его еще и речами.

Боится ли арестант Понтия Пилата?

Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать людей?

Как развивает это понятие Иешуа?

Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое?

Объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения? Проследим это по тексту.

Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из-за уважения. А тогда из-за чего?

Что же прочитал Понтий Пилат в этом пергаменте?

Иешуа несколько позже произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине еще не закончен.

Принимает ли Понтий такую истину?

Комментарий учителя

Человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предаст Иешуа.

Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная – только нравственная.

И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас?

Какой еще поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести?

Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.

Найдем эти слова в главе 25. Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

Комментарий учителя

Вот оно – возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя. Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции? Прочитаем этот диалог двух умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но все-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамеков. Но Афраний прекрасно поймет своего господина.

В рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей.

Как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти своего учителя?

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем?

Он снимет его тело со столба и унесет с вершины горы.

Вспомним разговор, который состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвеем. (Глава 26-я). Почему можно сказать, что Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа?

«– Почему? – темнея лицом, спросил прокуратор, – я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Как судьба наказала Пилата за его трусость? (Глава 32).

Комментарий учителя

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«– Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, – тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: – Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

– Ну, конечно, не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – это тебе померещилось.

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.

Домашнее задание по вариантам

2. Выбрать материал, касающийся:
а) истории Мастера,
б) изображения мира искусства в романе,
в) общей атмосферы жизни 30-х годов.

В.Г. Боборыкин. М.А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991

В. Лакшин. Мир Булгакова. Литературное обозрение. 1989. № 10, 11

М.О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Читайте также: